проект дошкольная финансовая академия методическая разработка по основам финансовой грамотности подготовительная группа

Наталья Николаевна Гусак Проект «Азбука финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 комбинированного вида

город Горячий Ключ

Гусак Наталья Николаевна

ст. Суздальская, город Горячий Ключ

Публикация «Проект „Азбука финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом-

Приучай его с детства заниматься трудом,

Чем он раньше познает, как хлеб достаётся-

Тем полезней ему будет в жизни потом!

Тема экономического воспитания является актуальной, так как проблему формирования элементарных экономических представлений, мы начинаем изучать с дошкольного возраста.

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово – экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией в жизненной практике.

Название проекта Социально – значимый проект «Азбука финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Тема проекта Формирование элементарных экономических представлений

Проблемное поле проекта Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи в решении этих проблем. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Педагогические технологии, методы и приёмы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей,

использование ИКТ- технологий,

тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями,

решение проблемных ситуаций,

чтение художественной литературы,

использование сказок с экономическим содержанием

знакомство с историей возникновения денег, российского рубля,

Цель не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

Задачи познакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т. д.).

формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства;

формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;

воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности;

воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;

воспитывать нравственно-экономические качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в финансовой сфере.

Планируемые результаты проекта : По завершению проектных мероприятий дети могут:

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3. Получить представления о том,  что зарплата – это оплата за количество и качество труда,  пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчёте на их будущий труд.

4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребёнок может, будучи экономным, их уменьшить.

5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей

6. Контролировать  ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

Конечный результат: Выставка дидактических игр, изготовленных своими руками

Лэпбук «Азбука финансовой грамотности»

Игротека «Финансовая грамотность дошкольников»

План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта

Альбом «Деньги разных стран»

Выставка детских работ, выполненных совместно с родителями

Вид проекта :

Дети – старшая группа

Педагоги (воспитатели и специалисты) детского сада

Родители (законные представители)

СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

(основные шаги реализации проекта).

№ п/п Этап Содержание деятельности

1 Поисковый Темы, по которым собирается информация:

– с детьми:

Размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»

Дидактические игры: «Маленький покупатель», «Груша-яблоко», «Кто кем работает?», «Кто, как работает?», «Услуги и товары», «Мини-банк», «Магазин», «Разложите товар», «Кто кем работает?» «Умелые руки» «Что важнее?»

Интеллектуальные игры «Где логика?», «Что? Где? Когда?»

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин «Продукты»». « Автобус». « На почте», «В банке», «Парикмахерская», «Супермаркет», «Банк», «Магазин», «Торговый центр», «Кафе», «Ателье», «Почта», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Детский мир».

– с родителями:

•Консультация «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

• Практическая помощь: изготовление и приобретение пособий для реализации проекта.

• Круглый стол: «Мы играем в экономику»

•Консультация «Азбука финансов»

•Анкетирование по финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

•Оформление мини-музея – «Музей денежных знаков»

– с педагогами:

•оформление атрибутов к сюжетно-ролевым играм,

•подготовка разнообразных материалов для детского творчества;

•пополнение книжного уголка художественной литературой по данной теме

•приобретение дидактических игр,

•разработка сценариев мероприятий совместной деятельности с детьми,

•изучение Интернет-ресурсов по теме «Финансовая грамотность».

Анализ собранной информации

Планирование практической деятельности

•по созданию продукта –коллекция денежных знаков

•по ознакомлению детей с экономикой посредством дидактических игр и чтения художественной литературы

•изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр

Распределение ответственности за реализацию проекта, изготовление продукта

4 Презентационный Выставка дидактических игр по теме проекта

Создание лэпбука «Азбука финансов»

5 Контрольный Рефлексия

Итоговое мероприятие Интеллектуально-познавательная игра

Выставка рисунков – иллюстраций

«Сказки разных народов».

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Совместная со взрослыми деятельность Совместная с другими детьми деятельность Самостоятельная деятельность

1 неделя НОД «Откуда появились деньги?» (онлайн путешествие в Музей денег)

Цель: познакомить детей с историей возникновения денег, их предназначением, воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к деньгам. Д/и «Магазин игрушек»

Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс куплипродажи; развивать умение определять материал, место производства, цену (стоимость).

Д/и «Купи другу подарок»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

2 неделя ЧХЛ.

Я. Корчак «Маленький бизнесмен» Д/и «Хочу и надо»

Цель: дать представление о взаимосвязи понятий «потребности» и «возможности» Д/и «Что быстрее купят?»

Цель: развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

3 неделя НОД «Что такое семейный бюджет?»

Цель: дать представление и семейном бюджете, его составляющими – пенсия, зарплата, пополнять активный словарный запас детей экономическими понятиями. Ч ХЛ

В. Катаев «Цветик – семицветик» Д/и «Что важнее?»

Цель: учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делать логические выводы.

4 неделя НОД «Знакомимся с профессией бухгалтера»

Цель: расширять представления о профессиях взрослых, их значении. Познакомить детей с профессией бухгалтера, её необходимости и общественной значимости, новыми словами «расходы», «бюджет», «зарплата». Ч ХЛ

В. Махневич «Хочешь быть богатым?» Д/и «Кому что нужно?»

Цель: закреплять знания детей о предметах труда людей разных профессий, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых

1 неделя НОД «Дом, где живут деньги»

Цель: дать представление о банке, его назначении. Познакомить с профессиями банковских работников, валютами разных стран.

Формирование экономического мышления воспитанников ЧХЛ

Г. Остер «Вредные советы»

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» Д/и «Копилка»

Цель: закрепить понятие о накоплении денежных средств, навыки составлять число из 2-х меньших чисел.

Цель: дать представление об энерго- и ресурсосбережении – экономном пользовании водой, электроэнергией, теплом; продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы. Ч ХЛ А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» Д/и «Назови монету»

Цель: Расширить представления о деньгах разных стран с помощью сказочных персонажей

3 неделя НОД Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо»  на тему «О рекламе товара». Игра «Дерево объявлений»

Цель: формировать у детей положительное отношение к доступной, красивой и понятной рекламе; закрепить знания детей о потребностях животных. Д/и «Оцени поступок»

Цель: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и другим материальным ценностям; на основе логического мышления учить делать самостоятельные выводы.

«Занимательная экономика» (итоговое)

Цель: закреплять экономические термины и понятия, упражнять в решении проблемных ситуаций, воспитывать интерес к экономике Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по стране Экономике» Д/и «Какое слово лишнее?»

Цель: закреплять знания экономических понятий, развить умение определять «лишнее», выделяя общий признак других.

Список используемой литературы:

1. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников/ Е. А. Курак. – Москва: Сфера. – 2002

2. Лунева, Г. Играем в экономику/Г. Лунева // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 10. – С. 51-53

3. Потапова, Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4 – 7 лет/ Т. В. Потапова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.

4. Сасова И. А., Нагуманова, И. И. Экономика для младших школьников/И. А. Сасова. – М. ; Вита-Пресс, 2000. – 56 с.

5. Сасова И. А. Экономика/И. А.

6. Смоленцова, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/А. А. Смоленцова. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 176 с.

7. Шалиева, Т., Лысенко В., Гиз Н. Экономика и дошкольник // Обруч. – 2002. – № 1. – С. 35-44.

8. Шатова, А. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание. – 2000. № 1. – С. 62-65.

9. Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации/Т. А. Шорыгина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

10. Щедрина, Е. В. Исследование экономических представлений у детей // Вопросы психологии. – 2001. – №2. – С. 161-172.

Электронные ресурсы для педагогов:

5.«Экономическое воспитание дошкольников : миф или современная реальность?» А. Д.

Список источников и литературы для детей :

1. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010. – С. 42.

2. В. П. Катаев. Цветик – семицветик. « Детская литература». – 2012.

Оцените статью
Финзачет