проект обучение финансовой грамотности детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11»

«Мы маленькие финансисты»

Проект по финансовой грамотности для детей

старшего дошкольного возраста

Аносова Е. П.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи:  сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

– понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.

это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.

Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая  культура  личности  дошкольника  характеризуется  наличием первичных  представлений  об  экономических  категориях,  интеллектуальных и  нравственных  качествах  (бережливость,  рачительность,  смекалка, трудолюбие,  умение  планировать  дела,  осуждение  жадности  и расточительности).  Без  сформированных  первичных  экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Сущность  экономического  воспитания  заключается  не  в  организации специального  обучения  экономике,  а  в  обогащении  разных  видов  детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными  экономическими  сведениями  способствует  развитию предпосылок  формирования  реального  экономического  мышления,  что сделает этот процесс более осознанным.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться.         Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта.  Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.

Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Именно  в этом заключается педагогическая целесообразность проекта «Мы маленькие финансисты».

Проект  составлен  в  соответствии  с  принципами,  определенными Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Содержание  проекта,  в  соответствии  с  ФГОС  ДО,  обеспечивает  развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и  охватывает  следующие  структурные  единицы,  представляющие определенные  направления  развития  и  образования  детей:  социально-коммуникативное  развитие;  познавательное  развитие;  речевое  развитие; художественно-эстетическое развитие.

формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность   в контексте ФГОС ДО.

В основу проекта положены следующие принципы:

Этапы работы над проектом:

Ресурсное обеспечение проекта:

Факторы, способствующие реализации проекта:

Формы подведения итогов в конце года реализации проекта:

Методы  реализации проекта:

Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.

Основные этапы реализации проекта «Мы маленькие финансисты»

I этап – подготовительный: сентябрь 2020 г.

II этап – основной, практический :  октябрь  2020 г. –  ноябрь 2020 г.

реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы,  дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

III этап – завершающий: ноябрь  2020 г.

Подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей  «Изготовление копилки»; Лэпбук «Финансовая грамотность»; Игротека «Финансовая грамотность дошкольников»; План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста; Альбом «Деньги разных стран»; Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта;

Перспективный план реализации проекта «Мы маленькие финансисты»

Перспективное планирование реализации проекта

«Мы маленькие финансисты» с родителями

Эффективная педагогическая деятельность ОО по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители.

Перед родителями поставлена задача – помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития. На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи: Кто и как зарабатывает деньги в семье. Как формируется семейный бюджет. Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое. Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок. Как научиться экономить деньги. Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.

Проект предполагает проведение ряда занятий и подготовку буклета для родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями, которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного взаимодействия по формированию финансовой культуры.

повышение компетентности родителей вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи взаимодействия с семьями воспитанников:

познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;

расширить кругозор родителей посредством игр экономической направленности.

Формы  работы с родителями:

1.  Оформление информационных стендов, памяток.

3.  Консультации, буклеты.

4.  Презентации для родителей.

В итоге реализации проекта  дети подготовительной группы  смогут:

– разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом;

– знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

– понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам ,

– осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

– освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;

– научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;

денежные средства и пр.;

– заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.

-применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

-следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

Ожидаем, что  дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и  родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

Оцените статью