программа курса по финансовой грамотности для школьников

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СОБЯНИНА ГАВРИИЛА ЕПИФАНОВИЧА

по финансовой грамотности

для обучающихся 1-4 классов

Срок реализации 4 года

Составитель: учитель начальных классов

Георгиева Снежана Ильинична

Рабочая программа  курса « Финансовая грамотность» разработана в соответствии с  Федеральным государственным стандартом начального общего образования  на  основе  требований  к  результатам  освоения  дополнительной   образовательной  программы  начального  общего образования  Муниципального  бюджетного  общеобразовательного  учреждения Игримская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Собянина Гавриила Епифановича с учётом Примерной программы  внеурочной деятельности начального общего  образования    и  авторской программы «Финансовая грамотность» под редакцией Ю. Корлюговой, Е. Гоппе, Москва 2018 год.

Программа направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям.

изучения курса «Финансовая грамотность» выступают:

• развитие основ экономического образа мышления;

•  воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;

•  развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Программа реализуется через следующие

• ситуационная игра;

• образно-ролевые игры;

• исследовательская деятельность;

• дискуссия, обсуждение.

Планируемые результаты обучения

результаты изучения курса «Финансовая грамотность»

У выпускника будут сформированы:

– осознание себя как члена семьи, общества и государства;

– учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;

– самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;

– ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;

– понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);

– понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;

– навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.

Выпускник получит возможность

– понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;

– положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;

– производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;

–  использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;

– владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;

– оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.

– представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.

– определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить финансовые цели;

– составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;

– проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

– осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;

– оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;

– корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;

– использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;

– корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.

Выпускник получит возможность научиться:

– преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.

– осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;

– слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

– признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;

– излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;

– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;

– осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

– учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;

– формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.

– правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта); • объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;

– объяснять проблемы, возникающие при обмене;

– приводить примеры товарных денег;

– объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо; – понимать, что деньги зарабатываются трудом;

– описывать виды и функции денег;

– объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;

– производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;

– называть основные источники доходов;

– приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

– называть основные направления расходов семьи;

– приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи; -• различать планируемые и непредвиденные расходы;

– считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;

– объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;

– объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;

– называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;

– объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.

– описывать свойства товарных денег;

– сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

– понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;

– осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);

– распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);

– планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

– объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.

:- выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;- пользоваться деньгами;- классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;- определять цену товара.

Результаты 2-го года обучения:К концу 2-го года обучения школьники должны :- выделять физиологические и духовные потребности;- виды торговли; из чего складывается выручка, виды цен;- что такое себестоимость; из чего складывается себестоимость; затраты и издержки;- что такое сделки и посредники; доля посредника;- для чего нужен график; виды графиков;- что такое аренда; виды аренды;- крупные банки страны; функции банков; виды вкладов.

:- определять по формулам, чему равен доход и прибыль;- чертить элементарные графики доходов и расходов;- отличать настоящие деньги от фальшивых;- решать простейшие экономические задачи.

Результаты 3-го года обучения:К концу 3-го года обучения школьники должны – что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;- что такое акционерное общество, как оно создается;- почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;- виды рекламы, правила рекламы;- как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии вашей местности;- налоги, виды налогов, кто собирает налоги.

– различать качественный и некачественный товар,- чертить кривую развития экономики,- определять вид ценной бумаги,- составлять рекламный текст;- решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.

Результаты 4-го года обучения:К концу 4-го года обучения школьники должны – какие бывают потребности;– каковы источники удовлетворения потребностей;– почему все потребности нельзя удовлетворить;– что такое деньги; их роль в жизни человека;– что такое доходы и расходы;– где можно приобрести товары и услуги;– что такое «источники доходов»;– что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена», «зарплата» и другие экономические понятия;– о взаимоотношениях продавца и покупателя;– значение труда в удовлетворении потребностей;– о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей. Учащиеся должны– анализировать свои потребности;– выделять основные и особые потребности;– определять источники удовлетворения различных потребностей;– пользоваться деньгами;

– определять источники доходов и расходов;– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;– совершать элементарные покупки в магазине;– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.

Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, обучающихся с ТНР.

Тема 1. Введение в экономику

Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика?

Тема 2. Потребности

Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности.

Тема 3. Источники удовлетворения потребностей

Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности.

Тема 4. Домашнее хозяйство

Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет.

Тема 5. Товары и услуги

Тема 6. Деньги

Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.

Тема 7. Маркетинг

Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.

Тема 8. Задачи от Гнома – Эконома

Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома.

Тема 1. Знакомство с Бурундуком и компанией

Знакомство с лесными героями – Бурундуком и его компанией. Вспомним понятие «экономика»

Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей.

Тема 3. Торговля

Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.

Тема 4. Графики

Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов»

Тема 5. Деньги (5 часов)

История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки

Тема 6. Занимательная экономика

Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками

Тема 7. Экономические задачи

Решаем задачи с экономическим содержанием

Тема 8. Аренда

Аренда. Что такое «аренда». История аренда

Тема 9. Банки. Вклады

Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк. Крупные банки России.

Тема 1. Встреча в лесной экономической школе

Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы экономики!

Тема 2. Основы экономического развития

Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике

Тема 4. Банки. Ценные бумаги

Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки

Тема 5. Штрафы

Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы

Тема 6. Деловая этика

Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет;

Тема 7. История профессий

Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии

Тема 8. Налоги

Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный)

Тема 9. Международная торговля (1 час)

Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт

Тема 10. Экономические задачи

Решаем экономические задачи на нахождение прибыли

Тема 11. Занимательная экономика

Занимательная наука – экономика. Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.

Тема 1. Как появились деньги и какими они бывают

Как появились деньги? История монет. Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ). Представление творческих работ «Монеты Древней Руси». Бумажные деньги. Безналичные деньги. Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? Исследование «Деньги современности». Представление результатов исследования. Валюты. Интерактивная викторина «Деньги». Мини-исследование «Сколько стоят деньги?» Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?»

Из чего складываются доходы в семье

Тема 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать

На что семья тратит деньги. Подсчитаем все расходы семьи. Семейный бюджет. Как планировать семейный бюджет? Правила составления семейного бюджета.  Бюджет Российской Федерации.

Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Игра «Древо решений». Товары и услуги. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия». Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта «Мое предприятие». Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»

  • Программа по финансовой грамотности Ю. Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
  • «Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
  • «Финансовая грамотность». Материалы для родителей . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
  • «Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Порядина Елена Викторовна,

учитель истории и обществознания

1. Пояснительная записка 3

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности 5

3. Содержание курса внеурочной деятельности 7

4. Тематическое планирование 12

программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов гимназии в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность – необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

данного курса является то, что он базируется на подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

– формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

– создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

– формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

– освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

– овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

– формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

– формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

– воспитывать ответственность за экономические решения.

Сроки реализации программы – 5 лет.

Объем часов, отпущенных на занятия – 34 часа в год при 1 часе в неделю.

Формы реализации программы.

Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:

Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.

На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе обучения используются:

1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;

2. Методы диалога и полилога;

3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;

4. Игровые методы;

5. Методы диагностики и самодиагностики;

6. Технологии критического мышления;

7. Информационно-коммуникационные технологии;

8. Технологии коллективного метода обучения.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.

изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

– осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

– овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

– развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

– участие в принятии решений о семейном бюджете.

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

– использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

– формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

– понимание цели своих действий;

– планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

– проявление познавательной и творческой инициативы;

– оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

– адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

– составление текстов в устной и письменной формах;

– готовность слушать собеседника и вести диалог;

– готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

– умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

– определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

– понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

– понимание и правильное использование экономических терминов;

– освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

– приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

– развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

– развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

5 класс (34 часа)

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 часов).

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа « Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи»Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов).

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).

Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов).

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Мини-проект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план».

Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1 час)

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

6 класс (34 часа)

Раздел 1. Основная проблема экономики (3 часа).

Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». Решение экономических задач «Альтернативная стоимость». Практическая работа «Сетка принятия решения».

Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок (2 часа).

Познавательная беседа «Частная собственность». Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция».

Раздел 3. Формы организации бизнеса (4 часа).

Познавательная беседа «Единоличное владение». Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)». Ролевая игра «Акционерное общество». Мини-проект «Организация фирмы».

Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом (6 часов).

Раздел 5. Ты – потребитель (4 часа).

Работа с документами «Права потребителя». Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права». Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами». Конкурс на самое экономное использование ресурсов.

Раздел 6. Законы спроса и предложения (4 часа).

Аналитическая работа «Закон спроса». Решение экономических задач «Кривая спроса». Практическая работа «Закон предложения». Решение экономических задач «Кривая предложения».

Раздел 7. Рыночное равновесие (2 часа).

Познавательная беседа «Рыночное равновесие». Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке».

Раздел 8. Возникновение банков (2 часа).

Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». Практическая работа «Заем, виды займов».

Раздел 9. Потребитель финансовых услуг (2 часа).

Деловая игра «Работа банка». Деловая игра «Я хочу взять кредит».

Раздел 10. Профессии банковской сферы (2 часа).

Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы». Дискуссия «Значение работы банков для потребителей».

Раздел 11. Проектная деятельность (3 часа).

7 класс (34 часа)

Раздел 1. Личное финансовое планирование

Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции?» Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала». Творческая работа «Модель трех капиталов». Мини-проект «Ресурсосбережение – основа финансового благополучия».

Раздел 2. Финансы и кредит (9 часов).

Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». Практическая беседа «Виды кредитов». Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» Решение экономических задач «Арифметика кредитов». Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов». Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов». Круглый стол «Финансовые пирамиды». Познавательная беседа «Ипотека». Решение экономических задач «Арифметика ипотеки».

Расчетно-кассовые операции (3 часа).

Решение практических задач «Обмен валют». Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод». Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими».

Раздел 4. Инвестиции (6 часов).

Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги». Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги». Решение экономических задачИнвестиции в драгоценные металлы». Что такое ПИФы?» Выступления учащихся «Депозиты и их виды». Ролевая игра «Управляющие».

Раздел 5. Страхование

Творческая работа «Участники страхового рынка». Аналитическая работа «Личное страхование». Правовая консультация «Страховые накопительные программы». Правовая консультация «Мошенники на рынке страховых услуг».

Пенсии (3 часа).

Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование». Познавательная беседа «Профессиональные участники пенсионной системы». Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?»

Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность

Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?» Правовая консультация «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос». Практическая работа «Социальный найм жилья».

Раздел 8. Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность».

8 класс (34 часа)

Раздел 1. Потребительская культура (3 часа).

Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». Выступления учащихся «Потребление: структура и нормы». Круглый стол «Поговорим о культуре питания».

Раздел 2. Потребитель и закон (4 часа).

Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» Практическая работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация». Интерактивная беседа «Психология потребителя». Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя».

Раздел 3. Потребитель – король на рынке (3 часа).

Познавательная беседа «Что такое рынок?» Ролевая игра «Виды и способы торговли». Решение экономических задач «Дешевле только даром».

Раздел 4. Куда уходят деньги? (4 часа).

Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». Аналитическая работа «Статьи доходов и расходов». Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». Познавательная беседа «Каждый платит налоги».

Раздел 5. Информация для потребителя (6 часов).

Раздел 6. Искусство покупать (5 часов).

Практическая работа «Качество товаров». Круглый стол «Как покупать продукты питания?» Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?» Бытовая техника: всерьез и надолго». Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять».

Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг (2 часа).

Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами». Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу».

Раздел 8. Кто защищает права потребителей (5 часов).

Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей». Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей». Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?» Правовая консультация «Кто защищает потребителя?»

Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся (1 час)

Раздел 10. Защита проектов (1 час)

9 класс (34 часа)

Управление денежными средствами семьи

Тема 1. Происхождение денег.

Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»

Тема 2. Источники денежных средств семьи.

Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» От чего зависят личные и семейные доходы?»

Тема 3. Контроль семейных расходов.

Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»

Тема 4. Построение семейного бюджета

Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 часов).

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»

Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.

Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?» Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?» Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему).

Раздел 3. Риски в мире денег

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». О ЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». Чем поможет страхование?»

Тема 8. Риски в мире денег.

Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» Что такое финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы.

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.

Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» Польза и риски банковских карт?»

Тема 10. Собственный бизнес.

Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое дело?»

Тема 11. Валюта в современном мире.

Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» Решение экономических задачМожно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?» Осуществление проектной работы.

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов).

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.

Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги мы платим?»

Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.

Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?» Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

Оцените статью
Финзачет