ПРОГРАММА КУРСА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Федеральный
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС
НОО), утверждённый приказом Министерства Образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 № 373 в редакции от 18.12.2012 (для 1-4 классов);

План
внеурочной деятельности МОУ «СОШ №39»;

Программа
курса соответствует современным принципам обучения: доступности,
преемственности, индивидуальности, результативности. Курс «Финансовая
грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного
экономического образования. Преподавание курса основывается на интерактивных
формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических
ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социально-экономическую
направленность, данная программа создает условия для развития не только
экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их
возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных
классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы. На начальной стадии
обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим
содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на
предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических
понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать
представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в
сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники
начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества
труда. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт
распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34
учебных часов, из расчёта 1 часа в неделю в рамках внеурочной деятельности.
Программа разработана на четыре года обучения.

Актуальность
и ценность данной программы в том, что она направлена на развитие способностей
обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к учебному процессу,
расширяет круг интересов обучающихся и их кругозор. Обучение финансовой грамотности
целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем
раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем
раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Формирование
полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет
избежать многих ошибок по мере взросления, направлено на приобретение
финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и
благополучия на протяжении жизни.

Цели и задачи программы:

развитие экономического образа мышления, воспитание
трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости,
ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности.

формирование
базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах
управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об
общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных
рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;

формирование
у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков
планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;

формирование
понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на
необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;

формирования
навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;

формирование
навыков составления бизнес – плана для обеспечения продуманности действий в
будущем;

обучение
основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек. Основные
содержательные линии курса: – деньги, их история, виды, функции; – семейный
бюджет. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики,
литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в
соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические
задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса
формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а
также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Основные содержательные линии курса: – деньги, их история,
виды, функции; – семейный бюджет. Освоение содержания опирается на
межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира.

Практическая значимость курса

Программа повышает уровень
развития способностей учащихся в области финансов, мотивацию к учебному
процессу, расширяет круг интересов, которые не входят в школьную программу

Программа реализуется через
следующие формы занятий:

Ситуационные игры — это
подвид активного социально-психологического обучения, метод социального
тренинга, при котором задаётся некоторая ситуация, и участники действуют в
соответствии с ней. При этом они должны следовать как объективным свойствам
сформулированной ситуации, так и своими субъективными представлениями о том,
как действовать в таких ситуациях.

— это процесс более насыщенный, отражающий внутренний мир каждого ребенка, его
активность, самостоятельность и т. д.

— это деятельность, главной целью которой является образовательный результат,
она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа
мышления.

—– это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводить
наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются различные практические
работы.


метод осуществления образования, при котором имитируется принятие решений
руководящими работниками или специалистами в различных деловых ситуациях,
нередко при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости,
обучающиеся принимая функцию группы лиц (лица), принимающих решения вступают в
диалог организатором игры или с персональным компьютером, который предъявляет
им последствия принятого ими решения, задавая новый цикл «проблема – решение –
последствие (проблема) и т.д.»


метод осуществления образования, при котором периодически организуется
дискуссионная площадка, обучающиеся становятся участниками дискуссий, таким
образом постепенно вырабатываются регламенты осуществления обсуждения –
независимого, объективного анализа тех или иных социальных процессов, в
качестве участников дискуссий могут приглашаться эксперты, специалисты,
исследователи.

Для того чтобы интерактивная
форма занятия была эффективной и продуктивной, необходимо пользоваться
несколькими условиями:

в
работу вовлечены все участники;

используются
технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения;

обеспечивается
психологическая подготовка участников: постоянно поощряются за активное участие
в работе, предоставляется возможность для самореализации.

Система представленных на занятиях задач и
упражне­ний позволяет решать все три аспекта дидактической цели: позна­вательный,
развивающий и воспитывающий.

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания,
воображения.

Формирование общей способности искать и находить новые ре­шения,
необычные способы достижения требуемого результата, но­вые подходы к
рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслитель­ной
деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синте­зировать, обобщать,
выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы.

Развитие двигательной сферы.

Воспитание системы нравственных межличностных отношений
(формировать «Я-концепцию»).

Место курса внеурочной
деятельности «Азбука финансовой грамотности» в учебном плане

Программа
рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 40 минут в 2-4
классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Освоение программы курса «Азбука финансовой
грамотности» направлено на достижение следующих результатов, соответствующих
требованиям ФГОС НОО:

осознание
себя как члена семьи, общества и государства;

овладение
начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

развитие
самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

развитие
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах
внеурочной деятельности.

понимать
цели своих действий;

составлять
простые планы с помощью учителя

проявлять
познавательную и творческую инициативу;

оценивать
правильность выполнения действий;

адекватно
воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. Познавательные.
Обучающийся научится:

освоению
способов решения проблем творческого и поискового характера;

использовать
различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

овладение
логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;

овладение
базовыми предметными и межпредметными понятиями.

составлять
текст в устной и письменной формах;

слушать
собеседника и вести диалог;

признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

излагать
свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

договариваться
о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.

понимать
и правильно использовать экономические термины;

иметь
представление о роли денег в семье и обществе;

уметь
характеризовать виды и функции денег;

знать
источники доходов и направлений расходов семьи;

уметь
рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет

определять
элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения

проводить
элементарные финансовые расчеты.

СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» (1-4 КЛАССЫ)

1
класс (33 ч)

Введение
в экономику (1 час)

Виды
деятельности: Познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая

Формы
деятельности: Дискуссия; беседа;

Потребности.
Что такое «потребность». Какие бывают потребности. Домашнее хозяйство.
Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет
семьи.

Виды
деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая.

Формы
деятельности: беседы, поисковые исследования, викторины, работа в группах и
парах, коллективная и индивидуальная работа, игры

Товары
и услуги (11 часов)

Формы
организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная
работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные
исследования.

Зачем
нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги.
Что такое источник дохода. Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля.
Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.

2
класс (34 часа)

Что
такое деньги и откуда они взялись (9 часов)

Понятие
«товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег –
товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных
металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными
деньгами. Появление первых монет и о монетах разных государств.

Виды
деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

Рассмотрим
деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)

Монеты,
бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок бумажных
денег.

Какие
деньги были раньше в России (6 часов)

Древнерусские
товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые
русские монеты.

Современные
деньги России и других стран (11 часов)

Современные
деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег.
Безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных
расчетов. Функции банкоматов.

3
класс (34 часа)

Откуда
в семье деньги (9 часов)

В
ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство,
выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного
человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от
профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может
получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям,
инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с
тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники,
которые обманом отбирают у людей деньги.

На
что тратятся деньги (10 часов)

Куда
люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы обязательные и
необязательные. Сбережения, для чего они нужны, как их создать, где хранить.
Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно
взять в долг.

Как
умно управлять своими деньгами (5 часов)

Здесь
даются понятия: бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и
расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Как
делать сбережения (10 часов)

Учащиеся
узнают, что, если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения,
вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

4
класс (34 часа)

Богатство
и бедность (14 часов)

Как
создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли,
полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты
трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость. Открытия и
изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства.
Ценности материальные и нематериальные. Богатство и культура. Меценаты — люди,
помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие. Налоги — часть
дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу.
За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки,
школы, интернаты, детские дома.

Труд
— основа жизни (12 часов)

Ценность
и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник
материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная
плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость
успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате
труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе
труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда.
Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом
создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и
искусства, памятники). Результатом труда людей является продукт труда. Это
полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).
Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

Как
товары производят (8 часов)

Всё,
что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы —
материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные
ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека,
необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди,
которые создают товары. Важность труда людей разных профессий. Производители —
люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя
может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места,
где производят товары.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» 1-4 КЛАССЫ

1 КЛАСС (33 часа)

2 КЛАСС (34 часа)

3 КЛАСС (34 часа)

4 КЛАСС (34 часа)

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Литература,
поддерживающая образовательную линию УМК Перспектива

Примерная
основная образовательная программа образовательного учреждения / М – во
образования и науки Рос. Федерации.  – М.: Просвещение

Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования / М – во
образования и науки Рос. Федерации.  – М.: Просвещение

Планируемые
результаты начального общего образования / М.: Просвещение

Оценка
достижений планируемых результатов в начальной школе / М.: Просвещение

Как
проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / под ред. А. Г.
Асмолова. – М.: Просвещение

Примерные
программы внеурочной деятельности / М.: Просвещение

Внеурочная
деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д. В.Григорьев,
П. В.Степанов. – М.: Просвещение

Проектные
задачи в начальной школе / под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение

Формирование
универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли /под ред.
А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение

Сайт
журнала «Семейный бюджет»

Журнал
«Работа и зарплата» —

Портал
«Профориентир» «Мир профессий» –

Сайт
«Все о пособиях» —

Сайт
«Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» —

Сайт
«Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» —

Сайт
«История денег» —

Портал
«Профориентир» «Мир профессий» —

Сайт
«Всё о пособиях» —

Сайт
«Основы экономики» —  Содержит
учебно-методические материалы для школьного курса экономики от начальной до
старшей школы. Раздел «Инфотека» включает учебные тексты, ситуации для анализа,
задачи и тесты, статистические данные, исторические сюжеты. Раздел «Игротека»
содержит большое количество ролевых игр и моделирующих упражнений для учащихся
основной и старшей школы. Также на сайте имеется путеводитель по истории
экономической мысли и обзор основных ресурсов российского и зарубежного
Интернета, посвящённых школьному образованию.

Классная
магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Персональный
компьютер с принтером.

Экспозиционный
экран. Размер не менее 150 х 150 см

Кузнецова
О. С., Сасова И. А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы»

Детский
экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.

Шведова
И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.

Экономика
для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО. – М.,
2003.

Прутченков
А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.

Смирнова
А. С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара; 2001

Экономика.
Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина, журнал Экономика в
школе; № 2, 2005.

Кларина
Л. М. Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.:
Витапресс; 1997.

Забродина
И. П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –11 классов. Московская экономическая
школа.

Скачано с www.znanio.ru

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СОБЯНИНА ГАВРИИЛА ЕПИФАНОВИЧА

по финансовой грамотности

для обучающихся 1-4 классов

Срок реализации 4 года

Составитель: учитель начальных классов

Георгиева Снежана Ильинична

Рабочая программа  курса « Финансовая грамотность» разработана в соответствии с  Федеральным государственным стандартом начального общего образования  на  основе  требований  к  результатам  освоения  дополнительной   образовательной  программы  начального  общего образования  Муниципального  бюджетного  общеобразовательного  учреждения Игримская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Собянина Гавриила Епифановича с учётом Примерной программы  внеурочной деятельности начального общего  образования    и  авторской программы «Финансовая грамотность» под редакцией Ю. Корлюговой, Е. Гоппе, Москва 2018 год.

Программа направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям.

изучения курса «Финансовая грамотность» выступают:

• развитие основ экономического образа мышления;

•  воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;

•  развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Программа реализуется через следующие

• ситуационная игра;

• образно-ролевые игры;

• исследовательская деятельность;

• дискуссия, обсуждение.

Планируемые результаты обучения

результаты изучения курса «Финансовая грамотность»

У выпускника будут сформированы:

– осознание себя как члена семьи, общества и государства;

– учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;

– самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;

– ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;

– понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);

– понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;

– навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.

Выпускник получит возможность

– понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;

– положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;

– производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;

–  использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;

– владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;

– оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.

– представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.

– определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить финансовые цели;

– составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;

– проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

– осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;

– оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;

– корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;

– использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;

– корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.

Выпускник получит возможность научиться:

– преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.

– осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;

– слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

– признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;

– излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;

– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;

– осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

– учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;

– формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.

– правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта); • объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;

– объяснять проблемы, возникающие при обмене;

– приводить примеры товарных денег;

– объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо; – понимать, что деньги зарабатываются трудом;

– описывать виды и функции денег;

– объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;

– производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;

– называть основные источники доходов;

– приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

– называть основные направления расходов семьи;

– приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи; -• различать планируемые и непредвиденные расходы;

– считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;

– объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;

– объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;

– называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;

– объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.

– описывать свойства товарных денег;

– сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

– понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;

– осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);

– распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);

– планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

– объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.

:- выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;- пользоваться деньгами;- классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;- определять цену товара.

Результаты 2-го года обучения:К концу 2-го года обучения школьники должны :- выделять физиологические и духовные потребности;- виды торговли; из чего складывается выручка, виды цен;- что такое себестоимость; из чего складывается себестоимость; затраты и издержки;- что такое сделки и посредники; доля посредника;- для чего нужен график; виды графиков;- что такое аренда; виды аренды;- крупные банки страны; функции банков; виды вкладов.

:- определять по формулам, чему равен доход и прибыль;- чертить элементарные графики доходов и расходов;- отличать настоящие деньги от фальшивых;- решать простейшие экономические задачи.

Результаты 3-го года обучения:К концу 3-го года обучения школьники должны – что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;- что такое акционерное общество, как оно создается;- почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;- виды рекламы, правила рекламы;- как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии вашей местности;- налоги, виды налогов, кто собирает налоги.

– различать качественный и некачественный товар,- чертить кривую развития экономики,- определять вид ценной бумаги,- составлять рекламный текст;- решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.

Результаты 4-го года обучения:К концу 4-го года обучения школьники должны – какие бывают потребности;– каковы источники удовлетворения потребностей;– почему все потребности нельзя удовлетворить;– что такое деньги; их роль в жизни человека;– что такое доходы и расходы;– где можно приобрести товары и услуги;– что такое «источники доходов»;– что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена», «зарплата» и другие экономические понятия;– о взаимоотношениях продавца и покупателя;– значение труда в удовлетворении потребностей;– о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей. Учащиеся должны– анализировать свои потребности;– выделять основные и особые потребности;– определять источники удовлетворения различных потребностей;– пользоваться деньгами;

– определять источники доходов и расходов;– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;– совершать элементарные покупки в магазине;– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.

Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, обучающихся с ТНР.

Тема 1. Введение в экономику

Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика?

Тема 2. Потребности

Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности.

Тема 3. Источники удовлетворения потребностей

Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности.

Тема 4. Домашнее хозяйство

Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет.

Тема 5. Товары и услуги

Тема 6. Деньги

Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.

Тема 7. Маркетинг

Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.

Тема 8. Задачи от Гнома – Эконома

Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома.

Тема 1. Знакомство с Бурундуком и компанией

Знакомство с лесными героями – Бурундуком и его компанией. Вспомним понятие «экономика»

Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей.

Тема 3. Торговля

Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.

Тема 4. Графики

Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов»

Тема 5. Деньги (5 часов)

История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки

Тема 6. Занимательная экономика

Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками

Тема 7. Экономические задачи

Решаем задачи с экономическим содержанием

Тема 8. Аренда

Аренда. Что такое «аренда». История аренда

Тема 9. Банки. Вклады

Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк. Крупные банки России.

Тема 1. Встреча в лесной экономической школе

Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы экономики!

Тема 2. Основы экономического развития

Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике

Тема 4. Банки. Ценные бумаги

Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки

Тема 5. Штрафы

Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы

Тема 6. Деловая этика

Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет;

Тема 7. История профессий

Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии

Тема 8. Налоги

Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный)

Тема 9. Международная торговля (1 час)

Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт

Тема 10. Экономические задачи

Решаем экономические задачи на нахождение прибыли

Тема 11. Занимательная экономика

Занимательная наука – экономика. Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.

Тема 1. Как появились деньги и какими они бывают

Как появились деньги? История монет. Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ). Представление творческих работ «Монеты Древней Руси». Бумажные деньги. Безналичные деньги. Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? Исследование «Деньги современности». Представление результатов исследования. Валюты. Интерактивная викторина «Деньги». Мини-исследование «Сколько стоят деньги?» Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?»

Из чего складываются доходы в семье

Тема 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать

На что семья тратит деньги. Подсчитаем все расходы семьи. Семейный бюджет. Как планировать семейный бюджет? Правила составления семейного бюджета.  Бюджет Российской Федерации.

Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Игра «Древо решений». Товары и услуги. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия». Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта «Мое предприятие». Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»

  • Программа по финансовой грамотности Ю. Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
  • «Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
  • «Финансовая грамотность». Материалы для родителей . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
  • «Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
Оцените статью