- Протокол уровня знаний детей по теме «Экономическое образование и воспитание детей» (подготовительная группа)
- Игра «Товарный поезд»
- Сроки реализации программы
- Игра «Назови профессии»
- Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
- Уровни проблемного обучения, которые следует преодолевать постепенно, от простого к сложному
- Для детей старшего дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности
- Игра «Пройди ворота»
- Для более эффективного решения поставленных задач в занятия включены разные виды деятельности
- ООД по финансовой грамотности для дошкольников
- Игра «Дополни предложение»
- Игра «Мамина профессия»
- Игра «Кто что делает?»
- Игра «Чья это продукция?»
- Ход образовательной деятельности
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
- II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
- Формы работы с родителями
- Не приучайте детей к излишествам.
- Подготовительная к школе группа
- III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Игра «Что быстрее купят?»
- Игра «Хочу и надо»
- Игра «День рождения куклы Тани»
- Игра «Угадай, где продаются»
- Ход дидактической игры
- Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
- «Труд в жизни людей»
- Подготовительная группа (задания)
- Организация, осуществляющая образовательную деятельность по Программе, должна создать материально-технические условия, обеспечивающие
- Модель «Семейный бюджет»
- Возрастная характеристика детей 5-6 лет
- ИГРА «Чей труд важнее?»
- Старшая группа (задания)
- Психолого-возрастные особенности развития детей
Протокол уровня знаний детей по теме «Экономическое образование и воспитание детей» (подготовительная группа)
Высокий уровень – 3 балла Средний уровень – 2 балла Низкий уровень – 1 балл
Игра «Товарный поезд»
Закрепить знание детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.
1: Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода.
Вариант 2: Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – игрушечная фабрика.
учить детей правильно распределять доходы (основные и неосновные), развивать знания о дополнительных доходах семьи и воспитывать бережное отношение к деньгам.
карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, швеи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.
дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.
Сроки реализации программы
Категория: старший дошкольный возраст 5 – 7 лет Режим занятий – 2 раза в месяц
Время проведения: вторая половина дня
подгрупповая, индивидуальная и коллективная.
В старшей группе – 25 минут периодичность – 2 мероприятия в месяц (2-ая половина дня);
В подготовительной к школе группе – 30 минут периодичность – 2 мероприятия в месяц (2-ая половина дня);
Количество занятий – 18
игровой, практический, наглядный, словесный.
Занятия проводятся в групповом помещении с использованием мультимедийного оборудования.
Игра «Назови профессии»
Ц е л ь : научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать уважение к профессии взрослых, развивать интерес к людям разных профессий.
цветок ромашки, на лепестках которой изображены картинки труда людей разных профессий.
ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанною с удовлетворением определенной потребности.
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №12 «Звездочка»
Уровни проблемного обучения, которые следует преодолевать постепенно, от простого к сложному
На этом этапе педагог создает проблемную ситуацию, дети с помощью педагога решают задачу и после этого выполняют подобное задание по уже данному образцу.
Тут гипотезы решения проблемной ситуации выдвигают сами воспитанники на основе имеющихся знаний, но к верному решению «приходят» вместе с воспитателем.
Моделирование игровых проблемных ситуаций на занятиях по экономическому воспитанию создает условия для познавательной активности дошкольников, стимулирует детскую инициативу и самостоятельность. Решая проблемную ситуацию экономического, содержания ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.
Для детей старшего дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности
ИГРА «Не ошибитесь»
: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.
Вопросы для анкетирования родителей:
Игра «Пройди ворота»
Закреплять умение считать, знание состава числа. Воспитывать внимание, сообразительность.
. Детям раздаются карточки с разным числом монет. Чтобы пройти в
«ворота», каждому необходимо найти пару, т. е. ребенка, число монет на карточке которого в сумме с монетами на собственной карточке даст число, показываемое на «воротах».
. Карточки, «ворота» с изображением чисел.
Для более эффективного решения поставленных задач в занятия включены разные виды деятельности
Обеспечение материально-технических условий, позволяющих достичь обозначенных целей и выполнить соответствующие задачи, в т. ч.:
педагогических работников и представителей общественности в разработке основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а
также мотивирующей образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность;
ООД по финансовой грамотности для дошкольников
«Чем пахнут ремесла?»
формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Игра «Дополни предложение»
В игре развивать речевую активность, быстроту мышления.
. Воспитатель произносит несколько слов, а дети должны дополнить их новыми, чтобы получилось законченное предложение.
Игра проводится с детьми индивидуально, группами или по рядам. Побеждает ребенок (ряд, группа), составивший больше предложений.
Игра «Мамина профессия»
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет «папину» профессию. Ребенок возвращает мяч и называет такую же «мамину» профессию.
Ткач – ткачиха, повар – повариха, артист – артистка, певец – певица, художник – художница, спортсмен – спортсменка, продавец – продавщица, поэт – поэтесса и т. д.
Ребята, моя мама научила меня такой пословице «Хорошая работа мастера хвалит». Как вы думаете, что это значит?
Дети объясняют смысл пословицы.
Уважаемые телезрители! Наши ребята тоже знают пословицы о труде.
Игра «Кто что делает?»
расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).
Основные понятия и термины по экономике:
Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.
Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт.
Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель.
: повышение экономической образованности родителей.
Игра «Чья это продукция?»
знакомить детей с элементарными понятиями об экономике; вводить в активный словарь детей слова производство, продукция, производитель. Дать детям знания о том, что все, что мы имеем, не само собой получается, все добыто трудом людей и каждую вещь надо беречь; воспитывать чувство бережливости, уважение к труду.
Ход образовательной деятельности
Встанем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!» Улыбнись скорей в ответ. Здравствуй правая рука, Здравствуй левая рука, Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
каждого есть свои мечты! Новая игра, книга, велосипед, компьютер, новое модное платье, сумочка или украшение. А может быть, хотел бы завести домашнего питомца? Или ты мечтаешь о путешествии в какой-нибудь город или страну?
Звучит музыка появляется ковёр-самолёт.
Ребята, что это за замечательный предмет?
А как вы думаете, для чего он нам пригодится?
: Правильно, дети. Я предлагаю вам сегодня отправиться в необычное путешествие.
Воспитатель вместе с детьми, становится на ковёр-самолёт и отправляется в путешествие, находят предметы в разных местах группы (глиняный кувшин, камни, зерна пшеницы, кофе, фрукты). Детям предложить высказать мнение, почему же мы нашли эти предметы.
И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне
В копилку я их положила- Подарок мамочке купила. ( Деньги)
Просмотр мультфильма СМЕШАРИКИ «Финансовая грамотность. Благородное дело»
«Будем денежки считать» Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук) Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём. Третья монетка –
одежду купить (отгибаем средний палец) На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем) Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
А теперь послушайте, пожалуйста, сказку.
Подружились Крокодил Гена, Чебурашка и Старуха Шапокляк. Стали жить они вместе. Крокодил Гена на работу ходил в зоопарк и за это получал зарплату. Чебурашка учился в летней школе, хотел стать лётчиком, и за свою учебу получал стипендию. Шапокляк не работала, она была уже пожилая и получала пенсию. Из чего состоял доход семьи Крокодила Гены?
Зарплата, пенсия, стипендия.
Скажите, где можно получить деньги за свою работу?
В банке, банкомате.
Для того, чтобы пойти в банк, нужно взять с собой кошелёк. Это специальный домик для денег. Туда кладут деньги, чтобы не потерять.
Для чего нужны деньги в семье?
Для того, чтобы ходить в магазин и покупать продукты, необходимые вещи, оплачивать коммунальные услуги, детский сад, если кто-то заболел, то нужно отправиться в аптеку за лекарством.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
НА 2020-2022 учебный год
г. Соль – Илецк, 2020 год
Психолого-возрастные особенности развития детей 5
Перспективное планирование по программе «Финансовая грамотность дошкольника» старшая
Перспективное планирование по программе «Финансовая грамотность дошкольника» подготовительная к школе группа 18
Перспективный план по взаимодействию с семьей 24
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды. 26
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Звездочка», разработана на основе программ А. Д. Шатовой «Экономическое воспитание дошкольников». Учебно – методического пособия. М.: Педагогическое общество России, 2005, Е. А. Курак, Л. А. Михерева «Экономическое воспитание дошкольников» — М., ТЦ СФЕРА, 2002г. Программа нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их экономической социализации.
Экономика и дошкольник на самом деле, тесно связаны. Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами.
Программа поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и, как сделать так, чтобы преумножить достаток.
«Экономика детям» значима потому, что подразумевает широкую практику применения полученных детьми знаний: и в быту, и в будущей профессии.
Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.
Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.
Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Программа обеспечивает формирование основ экономической грамотности у детей в возрасте 6 -7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа осваивается детьми в процессе интеграции образовательных областей – познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОО, осуществляющие работу по программе.
Образовательный процесс решает программные образовательные задачи в следующих формах организации деятельности:
Совместная образовательная деятельность детей и взрослых осуществляется в ходе ООД, предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками. Самостоятельная деятельность предполагает свободную игровую деятельность воспитанников в условиях специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивает каждому ребенку возможность выбора игр и атрибутов по интересам; позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком образовательных задач; позволяет освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.
В основу работы с дошкольниками по экономическому воспитанию положен деятельностный подход, который предусматривает формирование экономических знаний через различные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др. В зависимости от содержания знаний ведущим является тот или иной вид деятельности. Например, усвоение экономических понятий (деньги, цена, стоимость и т.п.) успешно проходит в игровой деятельности:
Знания о том, почему следует беречь результаты труда людей, дети успешнее всего осваивают в процессе трудовой и продуктивной деятельности.
Особое место занимают интеллектуальные игры-викторины «Что? Где? Почём?»,
«Бизнес-клуб», «Аукцион», которые позволяют в игровой соревновательной форме
подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.
Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проходит в ходе игры-путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), экскурсии в банк, рекламное агентство, которые позволяют детям познакомиться с реальными экономическими объектами и людьми разных профессий.
При организации образовательной деятельности по экономическому воспитанию наиболее эффективным является метод проблемного обучения, который позволяет педагогу не только познакомить дошкольников с экономическими понятиями, но и развивать у детей умение самостоятельно «добывать» знания, учиться искать пути решения задач, проявлять инициативу, анализировать и делать выводы.
Формы работы с родителями
Сформировать через сюжетно-дидактическую игру экономическое мышление; развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел замыслами сверстников; активизировать использование в речи детей экономических терминов: «товар», «бизнес», «банкир», «банк», «акция», «рекламодатель»; воспитывать культуру речевого общения.
«Что, где, почем?»
расширить знания детей о ценах на товары и услуги, о том, почему один и тот же товар может быть дешевле и дороже, и от чего это зависит; познакомить детей с тем, как цена определяется спросом и предложением; воспитывать в детях бережливость и умение экономно тратить деньги.
Материал и оборудование: товар в различных упаковках, ценники на товар, картинки денег
Не приучайте детей к излишествам.
Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.
Как научить ребенка разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «Я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Не пугайтесь, что ребенок иногда расстроится из-за невозможности осуществить желание. Получая все по первому требованию, они перестают ценить и беречь ваши подарки.
Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.
С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на заработанные деньги.
Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина, и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите лентяя, не способного даже к самообслуживанию.
Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами и уважали труд других людей, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети знают цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Дайте возможность ему осознать, что за все — продукты, игрушки, книги необходимо расплачиваться деньга, которые родители зарабатывают своим трудом.
Подготовительная к школе группа
Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью педагога Низкий уровень (1 балл) – с заданием не справляется
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Известно, формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой она происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОО создаются необходимые педагогические условия.
Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.
Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры.
Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно- игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В сюжетно-ролевых играх «Рекламное агентство»,
«Банк», «Супермаркет», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. К атрибутам сюжетно-ролевым играм относится кассовый аппарат, банкомат, пластиковые карты, деньги (имитация).
В дидактических играх «Кому что нужно?», «Обмен», «Что быстрее купят?»,
«Копилка» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения
знаний. Развивающая среда содержит настольно-печатные игры по экономике «Веселый бизнесмен», «Монополия», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет».
показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».
Игра «Что быстрее купят?»
: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).
Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.
Игра «Хочу и надо»
познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между « хочу» и « надо».
: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.
карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.
Игра «День рождения куклы Тани»
В игре закреплять навыки культурного поведения, навыки эффективного управления личными деньгами, формировать умение экономить денежные средства
«Как правильно делать покупки».
закрепить представления детей о многообразии товаров,
развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него;
воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
Материал и оборудование: карточки с изображениями качественных и некачественных товаров; мяч; картинки с изображением упаковки «Овсяная каша».
Ход образовательной деятельности: Воспитатель: Ребята, догадайтесь, о чём сегодня мы будем говорить: Угадай, как то зовётся, что за деньги продаётся.
Да, сегодня поговорим о товарах. Где мы приобретаем товары? Ответы детей.
Можно купить все товары в магазине? Почему нельзя? Как вы узнаёте стоимость того или иного товара?
В.: Любой товар имеет свою цену. Цена – это количество денег, которые нужно заплатить за товар при покупке. Одинаковые ли цены на разные товары?
Даже на товары одного вида цены могут быть разными.
Сегодня у нас в гостях Совёнок.
Здравствуйте, ребята! Вчера мама отправила меня за покупками. Велела купить хлеб, молоко и печенье к чаю. А в магазине было так много сладостей, что я потратил на них все деньги. А на молоко и хлеб мне не хватило.
Совёнок правильно поступил? Ответы детей.
Правильно, покупки надо делать с умом.
Научите меня, пожалуйста!
ООД «Знакомство с профессией дизайнера»
: Знакомство детей с профессией дизайнера через «погружение» в реальные практические ситуации.
формировать познавательную сферу, расширять и укреплять
знания о различных профессиях, их значимости, профессиональных трудовых процессах, предметах, необходимых для работы; развивать память, активизировать речь, уточнить и расширить словарь; учить употреблять в речи прилагательные, познакомить детей с образованием сложных слов, обозначающих профессии; учить составлению описательного рассказа с опорой на схему, совершенствовать умения детей создавать аппликативное изображение одежды, создать условия для воспитания уважительного отношения к людям различных профессий; проявления любознательности, дружелюбия, желание прийти на помощь; воспитывать аккуратность, желание доводить начатое до конца, радоваться результату.
Материал и оборудование: коллекция выкройки одежды из бумаги, для выполнения творческого задания: цветная бумага, ножницы, клей, трафареты – выкройки платья.
: модельер, дизайнер, форма.
Предварительная работа в рамках проекта «Знакомство с миром профессий», беседа с детьми о профессии родителей, рассматривание иллюстраций по теме, составление небольших рассказов “Кем я буду, когда вырасту?”, чтение стихотворений, разучивание пословиц и поговорок.
Игра «Угадай, где продаются»
: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.
Ход дидактической игры
Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. Эта экскурсия будет необычная, потому что мы с вами сможем побывать на многих предприятиях. А кто знает, что такое предприятие? Да, правильно, это место, где работают люди, в том числе и ваши родители. А знаете, как ещё можно назвать предприятие? Каким словом можно заменить? Слово предприятие можно заменить словом производство. А почему? Как вы думаете? А потому что заводы, фабрики производят, т. е. выпускают продукцию. А что такое продукция? Это то, что изготавливается на производстве. ( Желательно неоднократно уточнить эти термины с детьми, т. е. попросить одного, другого, третьего ребёнка повторить и объяснить сказанное.)
Воспитатель предлагает детям сесть в заранее построенный трамвай, где один ребёнок и кондуктор. Воспитатель вновь упражняет детей в закреплении слов продажа, покупка. Кондуктор продаёт билеты, мы покупаем билеты, он производит продажу билетов, а мы — покупку. Кондуктор объявляет остановку «Швейная фабрика». Дети и воспитатель выходят из трамвая и идут на фабрику.
На столах разложены изделия, детская одежда: платье, майка, пальто, брюки и т. д.) Детей встречает кукла-экскурсовод. Воспитатель от имени экскурсовода рассказывает и показывает детям изделия, изготовленные на фабрике и говорит: «Дети, это продукция нашей фабрики».
Показывает изделия и уточняет у детей их название, говорит: «Наша продукция поступает в магазин детских товаров, и там ваши мамы могут купить её для вас». Дети ещё раз рассматривают изделия, благодарят экскурсовода за интересную экскурсию и отправляются с воспитателем на трамвае на другую фабрику. В трамвае вновь покупают билеты. Уточняются термины: покупка, продажа.
Кондуктор объявляет остановку: «Трикотажная фабрика». Дети выходят из трамвая и идут на фабрику. Здесь все также, как и на первой экскурсии, с той лишь разницей, что разложены изделия вязаные: шапочки, брючки, кофточки, колготки и т. д.
После экскурсии дети приезжают в детский сад, и воспитатель предлагает им поиграть в игру «Узнай, чья это продукция». Детям предлагается рассмотреть предметы на столе у воспитателя: ткани, изделия из ткани, вязаные изделия, чайный сервиз, стеклянная посуда. Если дети не могут назвать, чья это продукция, воспитатель им подсказывает и закрепляет неоднократным повторением название производства. Далее детям предлагаются карточки с изображением разных видов продукции. Дети должны их рассортировать.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале сентября и в конце мая. Мониторинг проводит воспитатель. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по финансовой грамотности дошкольников по программе «Дошкольник и экономика» автор А. Д. Шатова, «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» автор А. А. Смоленцева
: Сегодня мы будем снимать телепередачу, и на съемку я пригласила нашего друга Совенка.
На экране появляется Совенок.
Здравствуйте, ребята! Я так рад нашей встрече! Спасибо, что пригласили меня к себе, с вами всегда так интересно!
Сегодня тема нашей телепередачи – Все профессии нужны, все профессии важны.
Участники телепередачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились! Начали!
Доброе утро, уважаемые телезрители! Сегодня мы поговорим о разных профессиях. Вопросы детям:
Что такое профессия? (это труд, которому человек посвящает свою жизнь) Какие профессии вы знаете? (воспитатель, продавец, врач, строитель и т. д.)
Каждое утро члены вашей семьи уходят на работу. Где работают ваши родители? (ответы детей)
.: Уважаемые телезрители, в этом чудесном мешочке спрятаны предметы, нужные для разных профессий. Ребята сейчас познакомят вас с ними.
«Труд в жизни людей»
: иллюстрации с изображением трудовых действий, орудия труда, изделия, товары, вещи.
выявить знания детей о производственном цикле товаров
«Путешествие в страну товаров», «угадай товар».
Материал: народные игрушки, подставки из металла, вазочки, коробочки, фарфоровые игрушки.
выявить знания детей о зависимости цены товара от его качества и количества Дидактическая игра и беседа «Как сделать лучше и быстрее»
для изготовления книжек – малюток разными способами
Вопросы к детям: Какой способ лучше, почему? Оцените свой товар в зависимости от его качества.
выявить знания детей о сбыте товара
Дидактические игры «Где продается товар», «Путешествие товара», «Где продают и покупают?»
: карточки – картинки с изображением разных вещей, продуктов питания и схемы его доставки до покупателей, план района, где продают и покупают (рынок, супермаркет, магазин)
: выявить знания детей о достоинстве купюр, умение считать, сравнивать.
деньги различного достоинства.
выявить знания детей о семейном бюджете и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия)
Подготовительная группа (задания)
выявить знания детей об экономике, экономических категориях (товар, цена, деньги).
Дидактические игры «Экономическая рыбалка», «Задай вопрос»
Материал: рыба, на обратной стороне которой написано экономическое понятие, разные предметы, игрушки.
Беседа по сказке К. И. Чуковского «Муха – цокотуха»
выявить знания детей о потребностях и возможностях человека
Дидактические игры «Потребности и возможности моей семьи», «Магазин» Материал: схемы, таблицы, иллюстрации с разными потребностями, карточки с возможностями.
выявить знания детей о последовательности трудовых действий Дидактические игры «Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда». Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий.
Беседа по произведению «Петушок и бобовое зернышко»
Цель: выявить знания детей о взаимосвязи «Труд-продукт-деньги» Дидактическая игра «Необычайное путешествие».
Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий, продуктов, товаров, денег различного достоинства.
выявить знания детей о бартере Игра – ситуация «Бартер»
Материал: схема, раскрывающая сущность данной экономической категории. Цель: выявить знания детей о выгодности бартера
Дидактическая игра «Интересный обмен»
Материал: комикс «Жила-была денежка», карточки с условным изображением предметов. Цель: выявить знания детей о выгодности бартера
Дидактическая игра «В стране «Обмении» Материал: карточки, фломастеры, карандаши.
выявить знания детей о выгоде и убытке
Дидактические игры «Удачная покупка», «Рынок» Материал: товары, деньги
Беседа по художественному произведению «Как мужик гусей делил»
выявить знания детей о купюрах, их достоинстве, банке. Дидактические игры «Путешествие рубля», «Банк»
Материал: купюры, монеты разного достоинства, игровые деньги Дидактические игры «Магазин «Катюша»
Материал: разнообразные предметы, игрушки, продукты питания и т. п.
выявить знания детей о рекламе Дидактическая игра «Мир рекламы»
Материал: различные рекламные материалы – газеты, шапочки-бейсболки, календарики, ручки, футболки, рекламные проспекты и т. п.
Цель: выявить знания детей о взаимосвязи рекламы и продажи
выявить знания детей о бизнесе, капитале, купле, продаже Дидактические игры «Маленький бизнесмен», «Монополия»
Материал: различные карточки, схемы, изображения и иллюстрации экономического содержания.
Беседа по сказкам с экономическим содержанием («Как барин овцу купил», «Как звери решили открыть свой бизнес»)
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по Программе, должна создать материально-технические условия, обеспечивающие
-по охране здоровья воспитанников и охране труда работников;
При создании материально-технических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья организация должна учитывать особенности их физического и психофизиологического развития.
Программой предусмотрено также использование организацией обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средство обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Модель «Семейный бюджет»
карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, деньги.
: выявить знания детей о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии
«Доходы семьи крокодила Гены», «Расходы семьи дяди Федора из
Возрастная характеристика детей 5-6 лет
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром
оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:
«достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядное
моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение общаться, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
ИГРА «Чей труд важнее?»
закрепить знания детей об источниках денежных доходов; учить дифференцировать виды трудовой деятельности человека в соответствии с их целевой направленности.
Старшая группа (задания)
выявить знания детей о потребностях растений, животных, человека в свете, воде, пищи.
Дидактические игры «Кому что нужно», «Собираясь в дальний путь взять с собою не забудь!»
Материал: таблицы, иллюстрации с изображением растений, животных, человека,
потребностей в свете, воде, пищи.
выявить знания детей о материальных, духовных, социальных потребностях
«Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь», «Потребности моей семьи», «Заветное желание»
карточки с изображением материальных потребностей (игрушки, духовных (книги, муз. инструменты и т. д., социальных.
выявить знания детей о труде и его видах.
«Кому что нужно для работы» «Телепередача «Почта гнома Эконома», «Кто лучше знает инструменты», «Чудесный мешочек»
: набор сюжетных картинок с изображением орудий труда и различных профессий, орудия сельскохозяйственного, домашнего и т. д. труда.
выявить знания детей о роли труда в жизни людей
«Дом, в котором «живут» деньги»
дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг).
Материал и оборудование: комикс «Жила-была денежка», картинки с изображением героев.
Психолого-возрастные особенности развития детей
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).