Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Новомалыклинский районный центр внешкольной работы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Срок реализации программы:
Ильина Елена Петровна
педагог дополнительного образования
с. Нижняя Якушка, 2022
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» для обучающихся 7-12 лет составлена на основе авторской программы: Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Учебная программа.1-4 классы. Москва, Вита, 2018.
При разработке дополнительной общеобразовательной программы «Финансовая грамотность» соблюдены требования СанПин 2.4.3648-20: «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
– Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03. 2022 № 678-р);
– Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. « Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»
Нормативные документы, регулирующие использование электронного обучения и дистанционных технологий:
Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Дети в возрасте 7 – 12 лет вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах.
Программа направлена на удовлетворение познавательных интересов и получения практического опыта обучающихся в области экономической деятельности человека и разработана с учетом того, что современные школьники должны быть готовы к жизни в стране с рыночной экономической системой. Очевидно, что чем раньше у детей сформируется понимание экономических процессов, происходящих в стране и в мире, тем более грамотных потребителей и производителей получит общество в будущем. Данная Программа позволит обучающимся лучше понять экономические, социальные и производственные проблемы, выявить профессиональные интересы, осознать ценность образования и его необходимость для квалифицированного выполнения любой работы.
Изучение экономики поможет обучающимся ответить на многие вопросы, имеющие отношение к жизни, к окружающим людям, к событиям, происходящим в стране и в мире. По мере знакомства с основными экономическими понятиями и принципами школьники постепенно начинают применять их в реальной жизни и понимать, что экономика – это способ мышления, которому можно научиться. Содержание и способ организации учебных занятий рассчитаны на то, чтобы, знакомя обучающихся с основными экономическими понятиями, предоставлять им возможность пробрести опыт экономического анализа на практических занятиях и конкретных примерах. Экономика не дает готовых ответов, она учит размышлять и сопоставлять различные явления и проблемы, находить закономерности. Изучение экономики помогает школьникам разобраться в том, какие мотивы и стимулы определяют поведение миллионов людей, участвующих в рыночных отношениях в качестве потребителей, владельцев бизнеса, менеджеров, наемных работников, инвесторов и государственных служащих, и понять, какие последствия имеют ежеминутно и повсеместно совершаемые ими экономические решения.
Программы выражается во взаимосвязи процессов обучения, развития и воспитания. Формирование нового экономического мышления у обучающихся имеет огромное значение для будущего России, ее процветания и участия в мировом хозяйстве. Полученные знания помогут ребятам преуспеть в жизни и внести вклад в экономику ХХI века.
– формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в сфере финансовых отношений в семье, а также при выполнении учебно-исследовательской и проектной деятельности.
– содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения, с помощью экономических категорий и понятий;
– формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни;
– научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
– способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу;
– развивать культуру экономического мышления;
– способствовать развитию экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
– способствовать развитию навыков использования теоретических знаний в решении конкретных практических задач;
– способствовать развитию предпринимательских навыков;
– способствовать развитию потребительских навыков.
– формировать нравственные качества.
– способствовать воспитанию ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
– способствовать воспитанию готовности использовать приобретенные знания для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.
Условия реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 7-12 лет.
Продолжительность образовательного процесса – 1 год. 1 модуль с сентября по декабрь, 2 модуль с января по май.
Количество часов – 4 учебных часов в неделю
Вторник, Четверг: 13:00-13.45 14.55- 14:40
очная, программа может реализовываться с применением дистанционных технологий.
Дистанционные образовательные технологии обеспечиваются применением совокупности образовательных технологий, при которых частично опосредованное или полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и педагога осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных технологий обучения.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии реализуются в программа через онлайн-платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype – общение; e-mail; облачные сервисы; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.
При реализации программы через электронное обучение и дистанционные образовательные технологии используются следующие организационные формы образовательного процесса:
Общая характеристика программы
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам экономической и предпринимательской деятельности. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и необходимость применения экономических знаний в окружающей жизни.
В содержании раскрываются несколько этапов её освоения: освоение теории и практика.
Программа особенностью которых является активное общение в группах, сотрудничество, познавательная активность.
Программа реализуется в постоянном составе учащихся как одновозрастных, так и разновозрастных.
Программа ориентирована на реализацию в подгруппе (15 человек)
Работа объединения по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и практической работы. Для понимания учащимися сущности финансовой грамотности в программу введены беседа, выставка, обсуждение, занятие-игра, конкурс, практическое занятие. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Обучающиеся должны знать:
– сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Обучающиеся должны уметь:
– понимать и правильно использовать экономические термины;
– характеризовать виды и функции денег;
– рассчитывать доходы и расходы семьи;
– составлять простой семейный бюджет;
– выявлять элементарные проблемы в области семейных финансов и искать пути их решения;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Финансовой грамотности»
Личностные результаты изучения программы «Финансовая грамотность»:
– осознание себя как члена семьи и общества;
– овладение начальными навыками адаптации в сфере финансовых отношений;
– познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
– осознание личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере;
– ориентирование в нравственном содержании как собственных действий в области финансов, так и действий окружающих;
– понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
– понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости, между расходами на дополнительные нужды и «лишними» расходами;
– навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных финансовых ситуациях.
Обучающийся также получит возможность для формирования:
– понимания необходимости освоения основ финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
– положительной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
– эмпатии как осознанного понимания чувств другого человека и сопереживания его эмоциональному состоянию, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты изучения курса
– использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления простой финансовой информации;
– использование логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
– построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к изученным финансовым понятиям;
– использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для решения финансовых задач;
– владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера.
Обучающийся также получит возможность научиться:
– представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
– осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: формулировать проблему, разрабатывать замысел, находить пути его реализации, демонстрировать готовый продукт;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
– определение личных целей по изучению финансовой грамотности;
– постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
– проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
– выполнение пошагового контроля своих учебных действий, итоговый контроль и оценка результата;
– оценка правильности выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
– корректирование учебных действий после их выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
– корректирование своих действий с учетом рекомендаций одноклассников, учителей, родителей;
– использование цифровой формы записи хода и результатов решения финансовой задачи.
Обучающихся также получит возможность научиться:
– преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебн- самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.
– умение осознанно и произвольно создавать сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
– умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
– умение признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь своё мнение;
– умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку финансовых действий и решений;
– умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
– умение осуществлять контроль и самоконтроль, адекватно оценивать собственное финансовое поведение и поведение окружающих.
– учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
– формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
Предметные результаты изучения программы «Финансовая грамотность»:
– правильно использовать изученные предметные понятия (обмен, товар, деньги, покупка, продажа, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, виды денег, банк, банковская карта, доходы и расходы семьи, пособия, сбережения, семейный бюджет, банковский вклад);
– понимание причин обмена товарами и умение приводить примеры обмена;
– понимание проблем, возникающих при обмене товарами, и умение их объяснить;
– умение приводить примеры товарных денег;
– умение объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не благо;
– понимание того, что деньги зарабатываются трудом;
– умение описывать виды и функции денег, объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
– умение называть основные источники доходов семьи, приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
– умение называть основные направления расходов семьи, приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи, а также различать планируемые и непредвиденные расходы;
– умение считать доходы и расходы семьи, составлять семейный бюджет на условных примерах;
– умение объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
– понимание роли банков; умение объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты;
– знание ситуаций, при которых государство выплачивает пособия, и умение приводить примеры пособий;
– умение объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
– распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);
– объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщать данные, полученные при проведении элементарного учебного исследования, делать выводы.
Формы и методы, используемые в работе по программе
: беседа, выставка, обсуждение, занятие-игра, конкурс, практическое занятие, форма организация занятий – индивидуально-групповая.
: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
: (защита проектов).
просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций.
-положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
-появление и поддержание мотивации к углубленному изучению финансов;
-умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по финансовым вопросам; работать с научной и учебной литературой;
-сформировавшиеся финансовые знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Важнейшим приоритетом общего образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Занятия программы разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
– это проведение занятия в финансовой организации (банке, пенсионном фонде, страховой компании и др.) для ознакомления с её работой. Для примера возьмём организацию занятия-экскурсии в банк.
– это такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая позволяет смоделировать имитационную ситуацию и обеспечить возможность приобретения реального опыта деятельности в области семейных финансов.
– педагогическое наблюдение;
-педагогически анализ результатов тестирования, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия в мероприятиях, защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях.
– мониторинг: устный опрос, решение практических задач, решение кроссвордов и анаграмм, мини-исследования, графическая работа: построение схем и диаграмм связей.
1 модуль: «Что такое деньги и для чего они нужны» (17 ч)
«Что такое семейный бюджет»
3 модуль: Как появились деньги и какими они бывают (17 час)
Из чего складываются доходы в семье
Почему семье иногда не хватает денег на жизнь
и как этого избежать
6 модуль: Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком,
чтобы он не пустовал (9 час)
Часть 1 (занятия 1–8)
Содержание занятий 1–8 раскрывает тему «Что такое деньги и для чего они нужны».
обмен, товар, покупка, продажа, деньги, сдача, монеты, купюры (банкноты), виды денег, банк, банковская карта.
Планируемые результаты обучения
– понимать, что деньги – средство обмена, а не благо;
– осознавать ответственность за расходование денег.
– использовать различные способы поиска, сбора и представления информации об истории возникновения денег и их назначении в современной жизни людей;
– использовать логические действия сравнения различных видов денег;
– работать в малой группе (распределять обязанности, представлять результаты работы группы).
– объяснять с помощью примеров значения предметных поня-тий (обмен, товар, покупка, продажа, деньги, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, наличные деньги, безналичные деньги, электронные деньги, банк, банкомат, банковская карта);
– называть признаки денег;
– описывать ситуации, в которых используются деньги;
– приводить примеры обмена;
– приводить примеры товарных денег;
– называть отличия между монетами и бумажными деньгами;
– объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением;
– считать деньги;
– правильно считать сдачу;
– называть отличия между наличными и безналичными деньгами;
– решать задачи с элементарными денежными расчётами;
– составлять задачи с элементарными денежными расчётами.
Обучающийся получит возможность научиться:
– характеризовать товарные деньги;
– объяснять, для чего нужны деньги.
Занятие 1. Вводное занятие
Занятие 2-3. Что такое деньги.
Занятие 4-5. Откуда взялись деньги.
Занятие 6-7. Рассмотрим деньги поближе.
Занятие 8-9. Защита денег от подделок.
Занятие 10-11. Какие деньги были раньше в России.
Занятие 12-13. Современные деньги России и других стран.
Занятие 14-15. Учимся обращаться с деньгами.
Занятие 16-17. Что мы узнали о деньгах?
Модуль 2 (занятия 18-34)
Содержание занятий 18-34 раскрывает тему «Что такое семейный бюджет».
доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, банковский вклад, кредит; расходы, обязательные и необязательные расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений.
– понимать, что деньги зарабатываются трудом человека;
– понимать безграничность потребностей людей и ограниченность ресурсов (денег);
– понимать разницу между базовыми потребностями людей и их желаниями.
– использовать различные способы поиска, сбора и представления информации о доходах и расходах семейного бюджета, правилах его составления;
– использовать логические действия сравнения основных источников доходов семьи, основных направлений расходов семьи, сопоставления величины доходов и расходов в бюджете семьи;
– работать в малых группах (согласовывать общую цель, распределять обязанности, составлять план действий, оформлять и представлять результаты работы группы).
– объяснять с помощью примеров значения предметных понятий (доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, пенсия, аренда, банковский вклад, кредит, расходы, обязательные и необязательные расходы, планируемые расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений, экономия);
– называть и приводить примеры основных источников доходов семьи;
– приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов;
– называть и приводить примеры основных направлений расходов семьи;
– приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
– приводить примеры планируемых и непредвиденных расходов семьи;
– сравнивать покупки по степени необходимости (обязательные, необязательные, лишние);
– объяснять, как появляются долги и чем они опасны;
– считать доходы и расходы семьи;
– называть способы сокращения расходов и экономии;
– называть способы увеличения доходов семьи;
– приводить примеры различных видов сбережений;
– объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты в банке;
– составлять бюджет семьи на простых условных примерах.
Обучающийся получит возможность научиться обосновывать целесообразность приобретения желаемого блага в условиях ограниченности семейного бюджета.
Занятие 18-19. Откуда в семье берутся деньги.
Занятие 20-21. На что тратятся деньги.
Занятие 22-23. Как с умом управлять своими деньгами.
Занятие 24-25. Как считать доходы и расходы семьи.
Занятие 26-27. Как делать сбережения.
Занятие 28-29. Учимся делать сбережения.
Занятие 30-31-32. Учимся считать доходы и расходы семьи.
Занятие 33-34. Что мы узнали о доходах и расходах семьи?
МОДУЛЬ 3. К АК ПОЯВИЛИСЬ ДЕНЬГИ И КАКИМИ ОНИ БЫВАЮТ
Планируемые результаты изучения раздела
Базовый уровень (учащийся научится)
– понимание, что деньги – не цель, а средство обмена.
– компетенция постановки личных целей для развития финансовой грамотности;
– компетенция составления простого плана своих действий в соответствии с финансовой целью;
– компетенция проявления познавательной и творческой инициативы в области применения финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
– умение правильно использовать термины: обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты, бумажные деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта, дебетовая карта, кредитная карта, валюта;
– умение объяснять, чем удобны в использовании наличные и безналичные деньги;
– умение объяснять роль банков, а также для чего нужны вклады и кредиты;
– умение производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться) умению переводить одну валюту в другую с помощью валютных курсов.
Базовые понятия и знания: обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты, бумажные деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта, валюта.
Тематическое содержание занятий
МОДУЛЬ 4. И З ЧЕГО СКЛАДЫВАЮТСЯ ДОХОДЫ В СЕМЬЕ Планируемые результаты изучения раздела
– понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
– компетенция выполнения пошагового контроля своих учебных действий и итогового контроля результата;
– компетенция оценки правильности финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
– компетенция исправления своих действий на основе оценки и учёта выявленных ошибок.
– умение правильно использовать термины: доходы семьи, расходы семьи, потребности, благо, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, вклад, кредит, долги;
– умение приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться):
– умению объяснять на примерах, от чего зависит величина доходов семьи;
Базовые понятия и знания: доходы семьи; виды источников доходов семьи: заработная плата, премия, пенсия, стипендия, наследство, собственность, ценные бумаги, акции, предпринимательская деятельность, бизнес.
МОДУЛЬ 5. П ОЧЕМУ СЕМЬЕ ИНОГДА НЕ ХВАТАЕТ ДЕНЕГ
НА ЖИЗНЬ И КАК ЭТОГО ИЗБЕЖАТЬ Планируемые результаты изучения раздела
– понимание разницы между базовыми потребностями людей и их желаниями.
– компетенция составления текстов на финансовую тему в устной и письменной формах;
– компетенция ведения диалога и ориентирования на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
– умение правильно использовать термины: расходы, основные направления расходов, необходимые расходы (расходы на питание, одежду, жильё, оплату коммунальных услуг), обязательные расходы (налоги, долги, штрафы), желательные расходы, запланированные и непредвиденные расходы;
– умению объяснять на примерах, от чего зависит величина расходов семьи;
Базовые понятия и знания: необходимые расходы: расходы на питание, одежду, жильё, оплату коммунальных услуг; обязательные расходы: налоги, долги, штрафы; желательные расходы.
Занятие 58-59 На что семья тратит деньги.
МОДУЛЬ 6. Д ЕНЬГИ СЧЁТ ЛЮБЯТ, ИЛИ КАК УПРАВЛЯТЬ
СВОИМ КОШЕЛЬКОМ, ЧТОБЫ ОН НЕ ПУСТОВАЛ.
– понимание различий между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды.
– компетенция владения элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
– компетенция выполнения пошагового и итогового контроля своей работы и её результата;
– компетенция оценки своей учебной деятельности по освоению финансовой грамотности.
– умение правильно использовать термины: семейный бюджет, структура семейного бюджета, планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги;
– умение сопоставлять доходы и расходы семьи и предлагать финансовые решения;
Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться) умению объяснять возможные способы сокращения расходов семьи и увеличения сбережений.
Базовые понятия и знания: семейный бюджет, структура семейного бюджета, планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги.
Занятие 68- 69-70 Учимся составлять семейный бюджет.
Занятие 71-72 Итоговая проверочная работа.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3-4-5-6 модуль (38 час)
УСЛОВИЕ РЕАЗИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Занятия проводятся на базе МОУ Нижнеякушкинская ООШ.
Между организациями МБУ ДО Новомалыклинский РЦВР «Алые паруса» и МОУ Нижнеякушкинская ООШ заключен договор сетевого взаимодействия.
В результате изучения программы «Финансовая грамотность» обучающиеся на ступени образования:
– получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
– получат возможность приобрести базовые знания экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
– получат возможность правильно использовать экономические термины;
– получат возможность научиться использовать приёмы работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
– получат возможность приобрести знания и опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
– получат возможность приобрести базовые умения делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
Личностные универсальные действия
– осознание себя как члена семьи, общества и государства;
– учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
– самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;
– ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;
– понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
– навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.
– внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно-познавательного интереса в области финансов;
– адекватного понимания причин успешности/не успешности в не учебной деятельности;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на экономику как значимую сферу человеческой жизни;
Регулятивные универсальные действия
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия.
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные действия
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;
– производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;
– владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
– оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности. Выпускник получит возможность научиться:
Коммуникативные универсальные действия
– адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– задавать вопросы;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:
-информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной общеразвивающей программе;
– мультимедийные интерактивные презентации.
– электронные учебники;
Технические средства обучения
Формы и методы организации учебной деятельности
При организации курса «Финансовая грамотность» целесообразно использовать следующие формы занятий.
— это оформленное собрание фотографий, документов, образцов работ, проектов, т. е. самопрезентация образовательных достижений. Цель проведения мастерской и выставок портфолио — осознание школьниками своих образовательных достижений, расширение опыта в области управления личными финансами, определение образовательных продуктов, которые могут быть созданы и размещены в портфолио по финансовой грамотности.
— это форма организации учебного занятия, направленная на практическое усвоение какого-либо вопроса курса; используется для формирования определённых умений и компетенций.
которые используются в данном курсе, предполагают ситуации из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Цель практикума заключается в выполнении практических задач тренировочного характера, в освоении умения применять знаний из области финансов для решения реальных финансовых задач, в овладении приёмами и способами работы с понятиями, таблицами, справочниками, в освоении умения устанавливать связи между различными экономическими понятиями, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами.
это форма организации учебного занятия, реализуемая на основе технологии исследовательской деятельности.
— это форма организации учебной деятельности, направленной на освоение школьниками практического опыта взаимодействия в области семейных (личных) финансов в имитационной игровой ситуации. Каждое подобное занятие имеет как игровую, так и образовательную цель и проходит по определённым правилам, которые сообщаются участникам.
— цель её заключается в обеспечении условий для непосредственного ознакомления с финансовыми организациями, пенсионным фондом, страховыми компаниями и банками.
— одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и поисковые методы. Цель использования учебного проектирования заключается в вовлечении школьников в процесс изучения реальных жизненных ситуаций в области финансов, в формировании активной жизненной позиции и ответственности.
Формы аттестации и их периодичность
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
В процессе преподавания курса «Финансовая грамотность» предполагается использование учителем двух видов контроля: текущего и итогового.
предназначено для контроля планируемых результатов на каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает учащимся выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося к развитию собственной финансовой грамотности. Объектом текущей оценки являются результаты выполнения учащимися практических заданий (решения задач и кейсовых ситуаций), их участия в дискуссиях, устных выступлениях, играх, тренингах, а также выполнения заданий, помещенных в рабочую тетрадь.
предназначено для комплексной оценки достижения планируемых результатов в конце крупных тем. В ходе презентации и защиты учебных проектов объектом промежуточного оценивания являются аналитические материалы, отчёты о проведённых мини-исследованиях, стендовые доклады, учебные проекты, а также сама их защита (устная презентация, умение отвечать на вопросы и пр.). На занятиях в ходе обобщения результатов изучения разделов курса учащиеся выполняют контрольную работу.
предназначено для принятия решения вопросу качества сформированных результатов в ходе изучения граммы. Оно осуществляется на специальном занятии с использованием материалов портфолио, а также на занятии итогового контроля, где учащиеся выполняют итоговую контрольную работу, включающую задания разных типов и уровней сложности. Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» осуществляется на основе согласно критериям, выработанным совместно с учителем и учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным критериям.
Для оценки эффективности реализации программы разработаны:
– Критерии освоения образовательной программы учащимся (Приложение № 1);
– Уровень освоения программы детей определяется по критериям (Приложение № 2)
– Результативность освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансовая грамотность» (к критериям оценивания (базового, выше базового, ниже базового уровней)
Итоговый отчет результативности освоения программы проводится по разработанным критериям.
Для обучающихся и родителей
- Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
- Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010.
- Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2-3 класс). – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2-4 классы общеобразовательных организаций- Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014
Корлюгова Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольно – измерительные материалы. 2 – 4 классы общеобразовательных организаций. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 2-4 классы общеобразовательных организаций- Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014
1. Сайт журнала «Семейный бюджет»
2. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnai-rabota-i-zarplata;
3. Портал «Профориентир» «Мир профессий» –
4. Сайт «Все о пособиях» – http://subsidii.net/
5. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»
6. Сайт «Основы экономики»
7. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением
8. Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя»
9. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
Особенность оценивания результатов освоения дополнительной образовательной программы заключается в оценке образовательных достижений обучающихся в области их финансовой грамотности, что не должно быть связано с оценкой успеваемости.
Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» осуществляется на основе согласно критериям, выработанным совместно с педагогом и учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным критериям.
Сообразно с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в данной программе, оценивание образовательных достижений осуществляется на двух уровнях — базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу «Финансовая грамотность» в случае, если он достиг базового уровня.
По результатам итогового оценивания может быть сделан одиниз трёх выводов:
По результатам итогового контроля выставляется средний балл
Критерии оценки решения практических задач учащимися в рамках практикумов:
– усвоение и надлежащее применение алгоритма решения поставленной задачи;
– достижение результата или оценивание существующих альтернатив;
– обоснование выбора одной из альтернатив.
Соблюдение всех критериев соответствует оценке
незначительные отклонения – оценке
в остальных случаях – оценке
Критерии оценки выполнения проекта:
– актуальность проблемы, на решение которой направлен проект;
– постановка цели проекта;
– формирование задач, с помощью которых достигается цель проекта, и качество их реализации;
– оригинальность решения проблемы, интеллектуальная или практическая ценность проекта;
– полнота содержания проекта, логичность изложения материала темы и вариантов её решения в проекте;
– соответствие оформления проекта требованиям.
В случае если проект проходит стадию презентации, необходимо учитывать следующие критерии:
– убедительность и выразительность выступления, раскрытие сущности проекта;
– использование средств наглядности, технических средств при презентации проекта;
-умение отвечать на поставленные к проекту вопросы;
– соответствие полученного результата поставленной цели.
Уровни освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
Оценка «3». Базовый уровень освоения – обучающийся по результатам итоговой диагностики набрал от 40% до 55% от максимально возможного количества баллов;
Оценка «4». Повышенный уровень освоения – обучающийся по результатам итоговой диагностики набрал от 56% до 70% от максимально возможного количества баллов;
Оценка «5». Высокий уровень освоения – обучающийся по результатам итоговой диагностики набрал от 71% до 100% от максимально возможного количества баллов.
Личностные характеристики и установки — понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений.
в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
– называть основные источники доходов семьи;
– составлять задачи, требующие денежных расчётов;
-считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;
в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
– объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;
– описывать свойства предмета, играющего роль денег;
– объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;
– называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны;
– называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания;
– объяснять, как формируется семейный бюджет;
– подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления);
– подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;
– объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета.
– анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых решений о расходах;
– понимать, при каких условиях можно одалживать деньги.
Личностные характеристики и установки:
– осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния;
– понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях.
– анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;
– соотносить вид страхования и его цель;
– рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании;
– находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;
– описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи;
– объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций;
– объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;
– описывать виды страхования;
– приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки;
– высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.
– устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи;
– оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения финансовых потерь.
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №12 «Звездочка»