ПРОГРАММА УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Новомалыклинский районный центр внешкольной работы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Срок реализации программы:

Ильина Елена Петровна

педагог дополнительного образования

с. Нижняя Якушка, 2022

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» для обучающихся 7-12 лет составлена на основе авторской программы: Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Учебная программа.1-4 классы. Москва, Вита, 2018.

При разработке дополнительной общеобразовательной программы «Финансовая грамотность» соблюдены требования СанПин 2.4.3648-20: «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

– Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);

– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03. 2022 № 678-р);

– Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. « Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»

Нормативные документы, регулирующие использование электронного обучения и дистанционных технологий:

Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Дети в возрасте 7 – 12 лет вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах.

Программа направлена на удовлетворение познавательных интересов и получения практического опыта обучающихся в области экономической деятельности человека и разработана с учетом того, что современные школьники должны быть готовы к жизни в стране с рыночной экономической системой. Очевидно, что чем раньше у детей сформируется понимание экономических процессов, происходящих в стране и в мире, тем более грамотных потребителей и производителей получит общество в будущем. Данная Программа позволит обучающимся лучше понять экономические, социальные и производственные проблемы, выявить профессиональные интересы, осознать ценность образования и его необходимость для квалифицированного выполнения любой работы.

Изучение экономики поможет обучающимся ответить на многие вопросы, имеющие отношение к жизни, к окружающим людям, к событиям, происходящим в стране и в мире. По мере знакомства с основными экономическими понятиями и принципами школьники постепенно начинают применять их в реальной жизни и понимать, что экономика – это способ мышления, которому можно научиться. Содержание и способ организации учебных занятий рассчитаны на то, чтобы, знакомя обучающихся с основными экономическими понятиями, предоставлять им возможность пробрести опыт экономического анализа на практических занятиях и конкретных примерах. Экономика не дает готовых ответов, она учит размышлять и сопоставлять различные явления и проблемы, находить закономерности. Изучение экономики помогает школьникам разобраться в том, какие мотивы и стимулы определяют поведение миллионов людей, участвующих в рыночных отношениях в качестве потребителей, владельцев бизнеса, менеджеров, наемных работников, инвесторов и государственных служащих, и понять, какие последствия имеют ежеминутно и повсеместно совершаемые ими экономические решения.

Программы выражается во взаимосвязи процессов обучения, развития и воспитания. Формирование нового экономического мышления у обучающихся имеет огромное значение для будущего России, ее процветания и участия в мировом хозяйстве. Полученные знания помогут ребятам преуспеть в жизни и внести вклад в экономику ХХI века.

– формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в сфере финансовых отношений в семье, а также при выполнении учебно-исследовательской и проектной деятельности.

– содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения, с помощью экономических категорий и понятий;

– формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни;

– научить детей пользоваться экономическим инструментарием.

– способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу;

– развивать культуру экономического мышления;

– способствовать развитию экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;

– способствовать развитию навыков использования теоретических знаний в решении конкретных практических задач;

– способствовать развитию предпринимательских навыков;

– способствовать развитию потребительских навыков.

– формировать нравственные качества.

– способствовать воспитанию ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;

– способствовать воспитанию готовности использовать приобретенные знания для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.

Условия реализации программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 7-12 лет.

Продолжительность образовательного процесса – 1 год. 1 модуль с сентября по декабрь, 2 модуль с января по май.

Количество часов – 4 учебных часов в неделю

Вторник, Четверг: 13:00-13.45 14.55- 14:40

очная, программа может реализовываться с применением дистанционных технологий.

Дистанционные образовательные технологии обеспечиваются применением совокупности образовательных технологий, при которых частично опосредованное или полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и педагога осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных технологий обучения.

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии реализуются в программа через онлайн-платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype – общение; e-mail; облачные сервисы; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.

При реализации программы через электронное обучение и дистанционные образовательные технологии используются следующие организационные формы образовательного процесса:

Общая характеристика программы

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам экономической и предпринимательской деятельности. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и необходимость применения экономических знаний в окружающей жизни.

В содержании раскрываются несколько этапов её освоения: освоение теории и практика.

Программа особенностью которых является активное общение в группах, сотрудничество, познавательная активность.

Программа реализуется в постоянном составе учащихся как одновозрастных, так и разновозрастных.

Программа ориентирована на реализацию в подгруппе (15 человек)

Работа объединения по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и практической работы. Для понимания учащимися сущности финансовой грамотности в программу введены беседа, выставка, обсуждение, занятие-игра, конкурс, практическое занятие. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Обучающиеся должны знать:

– сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

– планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Обучающиеся должны уметь:

– понимать и правильно использовать экономические термины;

– характеризовать виды и функции денег;

– рассчитывать доходы и расходы семьи;

– составлять простой семейный бюджет;

– выявлять элементарные проблемы в области семейных финансов и искать пути их решения;

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Финансовой грамотности»

Личностные результаты изучения программы «Финансовая грамотность»:

– осознание себя как члена семьи и общества;

– овладение начальными навыками адаптации в сфере финансовых отношений;

– познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;

– осознание личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере;

– ориентирование в нравственном содержании как собственных действий в области финансов, так и действий окружающих;

– понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);

– понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости, между расходами на дополнительные нужды и «лишними» расходами;

– навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных финансовых ситуациях.

Обучающийся также получит возможность для формирования:

– понимания необходимости освоения основ финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

– положительной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;

– эмпатии как осознанного понимания чувств другого человека и сопереживания его эмоциональному состоянию, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты изучения курса

– использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления простой финансовой информации;

– использование логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

– построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к изученным финансовым понятиям;

– использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для решения финансовых задач;

– владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера.

Обучающийся также получит возможность научиться:

– представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;

– осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: формулировать проблему, разрабатывать замысел, находить пути его реализации, демонстрировать готовый продукт;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.

– определение личных целей по изучению финансовой грамотности;

– постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;

– проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

– выполнение пошагового контроля своих учебных действий, итоговый контроль и оценка результата;

– оценка правильности выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;

– корректирование учебных действий после их выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;

– корректирование своих действий с учетом рекомендаций одноклассников, учителей, родителей;

– использование цифровой формы записи хода и результатов решения финансовой задачи.

Обучающихся также получит возможность научиться:

– преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебн- самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.

– умение осознанно и произвольно создавать сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;

– умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

– умение признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь своё мнение;

– умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку финансовых действий и решений;

– умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;

– умение осуществлять контроль и самоконтроль, адекватно оценивать собственное финансовое поведение и поведение окружающих.

– учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;

– формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.

Предметные результаты изучения программы «Финансовая грамотность»:

– правильно использовать изученные предметные понятия (обмен, товар, деньги, покупка, продажа, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, виды денег, банк, банковская карта, доходы и расходы семьи, пособия, сбережения, семейный бюджет, банковский вклад);

– понимание причин обмена товарами и умение приводить примеры обмена;

– понимание проблем, возникающих при обмене товарами, и умение их объяснить;

– умение приводить примеры товарных денег;

– умение объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не благо;

– понимание того, что деньги зарабатываются трудом;

– умение описывать виды и функции денег, объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;

– умение называть основные источники доходов семьи, приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

– умение называть основные направления расходов семьи, приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи, а также различать планируемые и непредвиденные расходы;

– умение считать доходы и расходы семьи, составлять семейный бюджет на условных примерах;

– умение объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;

– понимание роли банков; умение объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты;

– знание ситуаций, при которых государство выплачивает пособия, и умение приводить примеры пособий;

– умение объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.

– распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);

– объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщать данные, полученные при проведении элементарного учебного исследования, делать выводы.

Формы и методы, используемые в работе по программе

: беседа, выставка, обсуждение, занятие-игра, конкурс, практическое занятие, форма организация занятий – индивидуально-групповая.

: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

: (защита проектов).

просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций.

-положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.

-появление и поддержание мотивации к углубленному изучению финансов;

-умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по финансовым вопросам; работать с научной и учебной литературой;

-сформировавшиеся финансовые знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом общего образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Занятия программы разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

– это проведение занятия в финансовой организации (банке, пенсионном фонде, страховой компании и др.) для ознакомления с её работой. Для примера возьмём организацию занятия-экскурсии в банк.

– это такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая позволяет смоделировать имитационную ситуацию и обеспечить возможность приобретения реального опыта деятельности в области семейных финансов.

– педагогическое наблюдение;

-педагогически анализ результатов тестирования, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия в мероприятиях, защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях.

– мониторинг: устный опрос, решение практических задач, решение кроссвордов и анаграмм, мини-исследования, графическая работа: построение схем и диаграмм связей.

1 модуль:   «Что такое деньги и для чего они нужны» (17 ч)

«Что такое семейный бюджет»

3 модуль:   Как появились деньги и какими они бывают (17 час)

Из чего складываются доходы  в семье

Почему семье иногда не хватает денег на жизнь

и как этого избежать

6 модуль: Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком,

чтобы он не пустовал (9 час)

Часть 1 (занятия 1–8)

Содержание занятий 1–8 раскрывает тему «Что такое деньги и для чего они нужны».

обмен, товар, покупка, продажа, деньги, сдача, монеты, купюры (банкноты), виды денег, банк, банковская карта.

Планируемые результаты обучения

– понимать, что деньги – средство обмена, а не благо;

– осознавать ответственность за расходование денег.

– использовать различные способы поиска, сбора и представления информации об истории возникновения денег и их назначении в современной жизни людей;

– использовать логические действия сравнения различных видов денег;

– работать в малой группе (распределять обязанности, представлять результаты работы группы).

– объяснять с помощью примеров значения предметных поня-тий (обмен, товар, покупка, продажа, деньги, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, наличные деньги, безналичные деньги, электронные деньги, банк, банкомат, банковская карта);

– называть признаки денег;

– описывать ситуации, в которых используются деньги;

– приводить примеры обмена;

– приводить примеры товарных денег;

– называть отличия между монетами и бумажными деньгами;

– объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением;

– считать деньги;

– правильно считать сдачу;

– называть отличия между наличными и безналичными деньгами;

– решать задачи с элементарными денежными расчётами;

– составлять задачи с элементарными денежными расчётами.

Обучающийся получит возможность научиться:

– характеризовать товарные деньги;

–  объяснять, для чего нужны деньги.

Занятие 1.     Вводное занятие

Занятие 2-3. Что такое деньги.

Занятие 4-5. Откуда взялись деньги.

Занятие 6-7. Рассмотрим деньги поближе.

Занятие 8-9. Защита денег от подделок.

Занятие 10-11. Какие деньги были раньше в России.

Занятие 12-13. Современные деньги России и других стран.

Занятие 14-15. Учимся обращаться с деньгами.

Занятие 16-17. Что мы узнали о деньгах?

Модуль 2 (занятия 18-34)

Содержание занятий 18-34 раскрывает тему «Что такое семейный бюджет».

доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, банковский вклад, кредит; расходы, обязательные и необязательные расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений.

– понимать, что деньги зарабатываются трудом человека;

– понимать безграничность потребностей людей и ограниченность ресурсов (денег);

– понимать разницу между базовыми потребностями людей и их желаниями.

– использовать различные способы поиска, сбора и представления информации о доходах и расходах семейного бюджета, правилах его составления;

– использовать логические действия сравнения основных источников доходов семьи, основных направлений расходов семьи, сопоставления величины доходов и расходов в бюджете семьи;

– работать в малых группах (согласовывать общую цель, распределять обязанности, составлять план действий, оформлять и представлять результаты работы группы).

– объяснять с помощью примеров значения предметных понятий (доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, пенсия, аренда, банковский вклад, кредит, расходы, обязательные и необязательные расходы, планируемые расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений, экономия);

– называть и приводить примеры основных источников доходов семьи;

– приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов;

– называть и приводить примеры основных направлений расходов семьи;

– приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;

– приводить примеры планируемых и непредвиденных расходов семьи;

– сравнивать покупки по степени необходимости (обязательные, необязательные, лишние);

– объяснять, как появляются долги и чем они опасны;

– считать доходы и расходы семьи;

– называть способы сокращения расходов и экономии;

– называть способы увеличения доходов семьи;

– приводить примеры различных видов сбережений;

– объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты в банке;

– составлять бюджет семьи на простых условных примерах.

Обучающийся получит возможность научиться обосновывать целесообразность приобретения желаемого блага в условиях ограниченности семейного бюджета.

Занятие 18-19. Откуда в семье берутся деньги.

Занятие 20-21. На что тратятся деньги.

Занятие 22-23. Как с умом управлять своими деньгами.

Занятие 24-25. Как считать доходы и расходы семьи.

Занятие 26-27. Как делать сбережения.

Занятие 28-29. Учимся делать сбережения.

Занятие 30-31-32. Учимся считать доходы и расходы семьи.

Занятие 33-34. Что мы узнали о доходах и расходах семьи?

МОДУЛЬ 3. К АК ПОЯВИЛИСЬ ДЕНЬГИ И КАКИМИ ОНИ БЫВАЮТ

Планируемые результаты изучения раздела

Базовый уровень (учащийся научится)

– понимание, что деньги – не цель, а средство обмена.

– компетенция        постановки        личных        целей        для        развития        финансовой грамотности;

– компетенция        составления        простого        плана        своих        действий        в соответствии с финансовой целью;

– компетенция        проявления        познавательной        и        творческой        инициативы в области применения финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

– умение        правильно        использовать        термины:        обмен,        бартер, товары, услуги, деньги, монеты, бумажные деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта, дебетовая карта, кредитная карта, валюта;

– умение        объяснять,        чем        удобны        в        использовании        наличные        и        безналичные деньги;

– умение        объяснять        роль        банков,        а        также        для        чего        нужны        вклады и кредиты;

– умение        производить        безналичный        платёж        с        помощью        платёжного терминала;

Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться) умению переводить одну валюту в другую с помощью валютных курсов.

Базовые понятия и знания: обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты, бумажные деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта,  валюта.

Тематическое содержание занятий

МОДУЛЬ 4. И З ЧЕГО СКЛАДЫВАЮТСЯ ДОХОДЫ В СЕМЬЕ Планируемые результаты изучения раздела

– понимание        безграничности        потребностей        людей        и        ограниченности ресурсов (денег);

– компетенция        выполнения        пошагового        контроля        своих        учебных действий и итогового контроля результата;

– компетенция        оценки        правильности        финансовых        действий        и        способов решения элементарных финансовых задач;

– компетенция        исправления        своих        действий        на        основе        оценки        и учёта выявленных ошибок.

– умение        правильно        использовать        термины:        доходы        семьи,        расходы семьи, потребности, благо, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, вклад, кредит, долги;

– умение        приводить        примеры        регулярных        и        нерегулярных        доходов семьи;

Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться):

– умению        объяснять        на        примерах,        от        чего        зависит        величина        доходов семьи;

Базовые понятия и знания: доходы семьи; виды источников доходов семьи: заработная плата, премия, пенсия, стипендия, наследство, собственность, ценные бумаги, акции, предпринимательская деятельность, бизнес.

МОДУЛЬ 5. П ОЧЕМУ СЕМЬЕ ИНОГДА НЕ ХВАТАЕТ ДЕНЕГ

НА ЖИЗНЬ И КАК ЭТОГО ИЗБЕЖАТЬ Планируемые результаты изучения раздела

– понимание разницы между базовыми потребностями людей и их желаниями.

– компетенция        составления        текстов        на        финансовую        тему        в        устной и письменной формах;

– компетенция        ведения        диалога        и        ориентирования        на        позицию        партнёра в общении и взаимодействии;

– умение        правильно        использовать        термины:        расходы,        основные        направления расходов, необходимые расходы (расходы на питание, одежду, жильё, оплату коммунальных услуг), обязательные расходы (налоги, долги, штрафы), желательные расходы, запланированные и непредвиденные расходы;

– умению        объяснять        на        примерах,        от        чего        зависит        величина        расходов семьи;

Базовые понятия и знания: необходимые расходы: расходы на питание, одежду, жильё, оплату коммунальных услуг; обязательные расходы: налоги, долги, штрафы; желательные расходы.

Занятие 58-59                   На        что        семья        тратит деньги.

МОДУЛЬ 6. Д ЕНЬГИ СЧЁТ ЛЮБЯТ, ИЛИ КАК УПРАВЛЯТЬ

СВОИМ КОШЕЛЬКОМ, ЧТОБЫ ОН НЕ ПУСТОВАЛ.

– понимание различий между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды.

– компетенция        владения        элементарными        способами        решения        проблем творческого и поискового характера;

– компетенция        выполнения        пошагового        и        итогового        контроля        своей работы и её результата;

– компетенция        оценки        своей        учебной        деятельности        по        освоению финансовой грамотности.

– умение        правильно        использовать        термины:        семейный        бюджет,        структура семейного бюджета, планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги;

– умение        сопоставлять        доходы        и        расходы        семьи        и        предлагать        финансовые решения;

Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться) умению объяснять возможные способы сокращения расходов семьи и увеличения сбережений.

Базовые понятия и знания: семейный бюджет, структура семейного бюджета, планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги.

Занятие 68- 69-70        Учимся        составлять        семейный        бюджет.

Занятие 71-72        Итоговая        проверочная         работа.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

3-4-5-6 модуль (38 час)

УСЛОВИЕ РЕАЗИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Занятия проводятся на базе МОУ Нижнеякушкинская ООШ.

Между организациями МБУ ДО Новомалыклинский РЦВР «Алые паруса» и МОУ Нижнеякушкинская ООШ заключен договор сетевого взаимодействия.

В результате изучения программы «Финансовая грамотность» обучающиеся на ступени образования:

– получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

– получат возможность приобрести базовые знания экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

– получат возможность правильно использовать экономические термины;

– получат возможность научиться использовать приёмы работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.

– получат возможность приобрести знания и опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

– получат возможность приобрести базовые умения делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

Личностные универсальные  действия

– осознание себя как члена семьи, общества и государства;

– учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;

– самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;

– ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;

– понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;

– навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.

– внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– устойчивого учебно-познавательного интереса в области финансов;

– адекватного понимания причин успешности/не успешности в не учебной деятельности;

– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на экономику как значимую сферу человеческой жизни;

Регулятивные универсальные действия

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия.

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные действия

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;

– производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;

– владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;

– оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности. Выпускник получит возможность научиться:

Коммуникативные универсальные действия

– адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– задавать вопросы;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:

-информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной общеразвивающей программе;

– мультимедийные интерактивные презентации.

– электронные учебники;

Технические средства обучения

Формы и методы организации учебной деятельности

При организации курса «Финансовая грамотность» целесообразно использовать следующие формы занятий.

— это оформленное собрание фотографий, документов, образцов работ, проектов, т. е. самопрезентация образовательных достижений. Цель проведения мастерской и выставок портфолио — осознание школьниками своих образовательных достижений, расширение опыта в области управления личными финансами, определение образовательных продуктов, которые могут быть созданы и размещены в портфолио по финансовой грамотности.

— это форма организации учебного занятия, направленная на практическое усвоение какого-либо вопроса курса; используется для формирования определённых умений и компетенций.

которые используются в данном курсе, предполагают ситуации из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Цель практикума заключается в выполнении практических задач тренировочного характера, в освоении умения применять знаний из области финансов для решения реальных финансовых задач, в овладении приёмами и способами работы с понятиями, таблицами, справочниками, в освоении умения устанавливать связи между различными экономическими понятиями, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами.

это форма организации учебного занятия, реализуемая на основе технологии исследовательской деятельности.

— это форма организации учебной деятельности, направленной на освоение школьниками практического опыта взаимодействия в области семейных (личных) финансов в имитационной игровой ситуации. Каждое подобное занятие имеет как игровую, так и образовательную цель и проходит по определённым правилам, которые сообщаются участникам.

— цель её заключается в обеспечении условий для непосредственного ознакомления с финансовыми организациями, пенсионным фондом, страховыми компаниями и банками.

— одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и поисковые методы. Цель использования учебного проектирования заключается в вовлечении школьников в процесс изучения реальных жизненных ситуаций в области финансов, в формировании активной жизненной позиции и ответственности.

Формы аттестации и их периодичность

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.

В процессе преподавания курса «Финансовая грамотность» предполагается использование учителем двух видов контроля: текущего и итогового.

предназначено для контроля планируемых результатов на каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает учащимся выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося к развитию собственной финансовой грамотности. Объектом текущей оценки являются результаты выполнения учащимися практических заданий (решения задач и кейсовых ситуаций), их участия в дискуссиях, устных выступлениях, играх, тренингах, а также выполнения заданий, помещенных в рабочую тетрадь.

предназначено для комплексной оценки достижения планируемых результатов в конце крупных тем. В ходе презентации и защиты учебных проектов объектом промежуточного оценивания являются аналитические материалы, отчёты о проведённых мини-исследованиях, стендовые доклады, учебные проекты, а также сама их защита (устная презентация, умение отвечать на вопросы и пр.). На занятиях в ходе обобщения результатов изучения разделов курса учащиеся выполняют контрольную работу.

предназначено для принятия решения вопросу качества сформированных результатов в ходе изучения граммы. Оно осуществляется на специальном занятии с использованием материалов портфолио, а также на занятии итогового контроля, где учащиеся выполняют итоговую контрольную работу, включающую задания разных типов и уровней сложности. Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» осуществляется на основе согласно критериям, выработанным совместно с учителем и учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным критериям.

Для оценки эффективности реализации программы разработаны:

– Критерии освоения образовательной программы учащимся (Приложение № 1);

– Уровень освоения программы детей определяется по критериям (Приложение № 2)

– Результативность освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансовая грамотность» (к критериям оценивания (базового, выше базового, ниже базового уровней)

Итоговый отчет результативности освоения программы проводится по разработанным критериям.

Для обучающихся и родителей

  • Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  • Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010.
  • Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2-3 класс). – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2-4 классы общеобразовательных организаций- Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014

Корлюгова Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольно – измерительные материалы. 2 – 4 классы общеобразовательных организаций. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 2-4 классы общеобразовательных организаций- Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014

1.  Сайт журнала «Семейный бюджет»

2. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnai-rabota-i-zarplata;

3.  Портал «Профориентир»   «Мир профессий» –

4.  Сайт «Все о пособиях» – http://subsidii.net/

5. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»

6. Сайт «Основы экономики»

7. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением

8. Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя»

9. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/

Особенность оценивания результатов освоения дополнительной образовательной программы заключается в оценке образовательных достижений обучающихся в области их финансовой грамотности, что не должно быть связано с оценкой успеваемости.

Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» осуществляется на  основе согласно критериям, выработанным совместно с педагогом и учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным критериям.

Сообразно с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в данной программе, оценивание образовательных достижений осуществляется на двух уровнях — базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу «Финансовая грамотность» в случае, если он достиг базового уровня.

По результатам итогового оценивания может быть сделан одиниз трёх выводов:

По результатам итогового контроля выставляется средний балл

Критерии оценки решения практических задач учащимися в рамках практикумов:

– усвоение и надлежащее применение алгоритма решения поставленной задачи;

– достижение результата или оценивание существующих альтернатив;

– обоснование выбора одной из альтернатив.

Соблюдение всех критериев соответствует оценке

незначительные отклонения – оценке

в остальных случаях – оценке

Критерии оценки выполнения проекта:

– актуальность проблемы, на решение которой направлен проект;

– постановка цели проекта;

– формирование задач, с помощью которых достигается цель проекта, и качество их реализации;

– оригинальность решения проблемы, интеллектуальная или практическая ценность проекта;

– полнота содержания проекта, логичность изложения материала темы и вариантов её решения в проекте;

– соответствие оформления проекта требованиям.

В случае если проект проходит стадию презентации, необходимо учитывать следующие критерии:

– убедительность и выразительность выступления, раскрытие сущности проекта;

– использование средств наглядности, технических средств при презентации проекта;

-умение отвечать на поставленные к проекту вопросы;

– соответствие полученного результата поставленной цели.

Уровни освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

Оценка «3». Базовый уровень освоения – обучающийся по результатам итоговой диагностики набрал от 40% до 55% от максимально возможного количества баллов;

Оценка «4». Повышенный уровень освоения – обучающийся по результатам итоговой диагностики набрал от 56% до 70% от максимально возможного количества баллов;

Оценка «5». Высокий уровень освоения – обучающийся по результатам итоговой диагностики набрал от 71% до 100% от максимально возможного количества баллов.

Личностные характеристики и установки — понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений.

в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

– называть основные источники доходов семьи;

– составлять задачи, требующие денежных расчётов;

-считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;

в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):

– объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;

– описывать свойства предмета, играющего роль денег;

– объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;

– называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны;

– называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания;

– объяснять, как формируется семейный бюджет;

– подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления);

– подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;

– объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета.

– анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых решений о расходах;

– понимать, при каких условиях можно одалживать деньги.

Личностные характеристики и установки:

– осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния;

– понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях.

– анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;

– соотносить вид страхования и его цель;

– рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании;

– находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;

– описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи;

– объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций;

– объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;

– описывать виды страхования;

– приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки;

– высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.

– устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи;

– оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения финансовых потерь.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №12 «Звездочка»

Оцените статью