7–9 сентября волонтеры АРФГ организовали выездные мастер-классы по финансовой грамотности для детей школьного возраста. Добровольцы-просветители из разных регионов страны провели уроки в учебных заведениях Москвы, Рязани и Химок. Мероприятия были приурочены ко Дню финансиста и проводились в рамках проекта «Поделись своим знанием» Российского общества «Знание».
7 и 8 сентября команда волонтеров финансового просвещения АРФГ работала в Рязани, где проходили Дни финансовой грамотности Рязанской области, организованные Правительством региона и Отделением по Рязанской области ГУ Банка России по ЦФО. 9 сентября волонтеры побывали в общеобразовательных школах г. Москвы и предпринимательских классов учебных заведений г. Химки Московской области.
Научиться грамотно распоряжаться карманными деньгами и составлять личный бюджет учащимся младших классов помогали персонажи книг, игр и мультфильмов. Так, мастер-класс «Богатый Гном» для учеников 4 класса рязанской школы № 16 провела Светлана Трушникова, основатель и руководитель образовательного проекта по финансовой грамотности для младших школьников «ФинГрам».
Ребята постарше обсудили финансовую систему страны и разобрались, как формируется государственный бюджет. Занятия прошли в школе № 1 г. Рязани и МБОУ СОШ «Лидер» г. Химки под руководством Лилии Некрасовой, заведующей региональной учебной лабораторией финансовой грамотности г. экономических наук, доцент. « Ученики 9 класса с интересом восприняли информацию об источниках доходов бюджетов всех уровней и направлениях расходования средств бюджета Рязанской области», – отметила волонтер.
О важности финансовой грамотности в любой профессии и любой сфере деятельности для будущих выпускников лицея № 4 г. Рязани и школы № 31 г. Химки рассказала на своих занятиях Ирина Коростелкина, руководитель Регионального центра по повышению уровня финансовой грамотности населения Орловской области, профессор ФБВОУ ВО ОГУ имени И. С. Тургенева. Она провела лекцию на тему «Образование и профессии в финансовой сфере».
Марина Васильева, руководитель Ресурсного центра волонтеров финансового просвещения Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева (г. Орел) продолжила тему антимошенничества, разобрав с учениками 7–10 классов школы № 7 г. Рязани и Лицея № 10 г. Химки виды мошенничеств, «классические» и новейшие схемы аферистов, способы вычислить злоумышленника и не попасть к нему на удочку.
Сгенерировать собственную бизнес-идею можно было на уроке Жанны Корневой, волонтера финансового просвещения, начальника отдела Регионального центра финансовой грамотности Липецкой области. На этом занятии ученики школы № 27 г. Химки получили обширные знания по основам предпринимательской деятельности.
Тему финансовой грамотности при ведении собственного дела также «отыграли» и старшеклассники школы № 43 г. Рязани – с Еленой Годовых, руководителем Центра стратегических проектов (г. Москва). Она провела для детей мастер-класс «Финансовая грамотность в бизнесе».
Нелли Миронова, заместитель директора Московской международной школы, организовала для ребят школы № 3 г. Рязани деловую игру «Управляй своими финансами».
Вместе со Светланой Мельцерпредседателем ТРО ОООП «Союз защиты прав потребителей финансовых услуг» г. Тюмени, учащиеся МДОУ СОШ «Лидер» г. Химки поразмышляли над тем, для чего человеку нужна финансовая грамотность, а также поучаствовали в мастер-классе «Искусство убеждать» Ирины Граб, проректора по инновационной деятельности и профобразованию ИРО г. Липецка.
Ученики 8 класса школы № 6 г. Рязани и московской школы № 1552 на уроках Ольги Сычевой-Передеро, руководителя Регионального центра финансовой грамотности Кузбасса, попытались сформулировать ответ на вопрос, кто такой финансово грамотный человек.
А ученики московской школы № 56 познакомились с полезными привычками финансово грамотного человека на открытом уроке Ольги Лебединец, члена координационного совета АРФГ, общественного представителя АРФГ в г. Санкт-Петербурге, руководителя отделения Санкт-Петербургского АЛОР БРОКЕР.
Под руководством Дмитрия Туманова, доцента кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова», состоялись финансовые интеллектуальные бои между будущими выпускниками школы № 13 г. Рязани.
Волонтеры-эксперты также поделились своим опытом с коллегами. « Практика проведения комбинированных межпредметных занятий по финансовой грамотности» – такой мастер-класс для учителей школы № 14 с углубленным изучением английского языка провела Ирина Шитикова, заместитель директора по учебной работе, учитель английского языка гимназии № 4 г. Химки.
Урок был посвящен практике проведения комбинированных межпредметных занятий по финансовой грамотности и завершился презентацией фрагмента урока на английском языке. Учителя выразили лектору благодарность и отметили: «Подача материала в таких необычных свежих форматах способствует развитию у учащихся внутренней мотивации, что является неотъемлемым фактором успеха. Кроме того, задания по финансовой грамотности, представленные в виде кейсов, имеют практическую ценность, формируя ответственное отношение к деньгам и умение предвидеть финансовые риски».
По итогам волонтерского десанта были получены положительные отзывы от педагогов, учеников и представителей местных администраций. Так, н поблагодарила АРФГ за интересные интерактивные уроки, подчеркнув важность деятельности волонтеров «Всестороннее развитие делает ребенка полноценным членом общества, и финансовая не менее важная составляющая. Цель уроков финансовой грамотности в том, чтобы помочь детям социализироваться и достичь успеха в будущем. это не только умение грамотно распоряжаться деньгами, но и понимание экономических процессов, что позволяет человеку сознательно включаться в общественную жизнь, а также быть уверенным в финансовой безопасности
МОСКВА, 14 сентября. / АРФГ/.
- Фотоотчёт об участии младших школьников в неделе финансовой грамотности
- Публикация «Фотоотчёт об участии младших школьников в неделе финансовой грамотности» размещена в разделах
- Почему о финансовой грамотности стали говорить чаще
- Какими пособиями я пользуюсь и почему считаю, что этого недостаточно
- Какие темы мы обсуждаем на уроках
- Какие практические задания я даю на уроках
- Как заниматься финансовой грамотностью дома
- Финансовые советы родителям
Фотоотчёт об участии младших школьников в неделе финансовой грамотности
Мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности – дело важное и нужное, ведь важно начинать прививать самые азы финансовой грамотности именно среди детей и подростков, чтобы несколько лет спустя, вступая в самостоятельную жизнь, они смогли бы пользоваться финансовыми инструментами для улучшения собственного достатка.
Публикация «Фотоотчёт об участии младших школьников в неделе финансовой грамотности» размещена в разделах
Наша школа приняла участие в «Неделе финансовой грамотности для детей и молодежи – инициированной Министерством финансов Калининградской области совместно с Министерством образования Калининградской области.
В рамках недели финансовой грамотности учащиеся 3 – Б класса провели игру – путешествие «Сказочная страна финансов». В ходе игры ребята получили ответ на вопрос: что такое деньги и откуда они взялись. А также, распределившись на команды, с удовольствием решали задачи с денежными расчетами.
Цель проведения мероприятия:
– сформировать у учащихся представление о финансах простым и понятным языком;
– объяснить, что финансы это многогранное понятие, которое включает в себя и наличные деньги, и безналичные денежные ресурсы, и др. формы и инструменты денежных средств, а также — финансовые отношения, связанные с расчетами денежными средствами между субъектами рынка.
Уроки, викторины, игры, лекции по финансовой грамотности, проведенные в рамках недели, способствовали повышению мотивации обучающихся к стремлению быть более осведомленными в вопросах разнообразия мира финансовых услуг.
Публикации по теме:
Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»
Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.
Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности»
«По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.
Консультация «Детям о финансовой грамотности»
Помню, в детстве, мама оставила мне денег на молоко. Путь в магазин пролегал мимо стихийного базарчика, где торговали всем тем, что вырастили.
Расскажите коллегам и друзьям!
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Я выросла в самой обычной семье. Родители работали, но никаких накоплений у нас не было — жили от зарплаты до зарплаты.
Однажды я подумала: «Возможно, чтобы денег на все хватало, их нужно изучать?» Так я решила связать свою жизнь с экономикой.
Сейчас я уже три года работаю в школе учителем экономики и финансовой грамотности. Преподаю ребятам основы: как планировать личный бюджет, зачем платить налоги и почему азартные игры — это вовсе не источник дохода.
Делать это непросто: учебников по финансовой грамотности мало, а те, что есть, написаны сложным языком или содержат разрозненную информацию. Расскажу, как проходят уроки финансовой грамотности в школе, какие темы мы разбираем, а также из каких источников, помимо учебников, дети могут почерпнуть полезную информацию.
Почему о финансовой грамотности стали говорить чаще
В 2017 году Правительство РФ утвердило стратегию по повышению финансовой грамотности населения, которая коснулась в том числе и школ. Сначала преподавание финграмотности носило рекомендательный характер. В рамках обязательного урока обучение проводилось только в каждой пятой школе.
Однако с 1 сентября 2022 года в начальной школе и для учеников пятых — девятых классов элементы финграмотности должны быть интегрированы в такие предметы, как окружающий мир, математика, обществознание и география. Преподавание элементов финграмотности в рамках существующих учебных дисциплин для десятых и одиннадцатых классов планируется закрепить. То есть изучать финансы теперь будут все.
Именно сейчас об этом заговорили по многим причинам, но основная в том, что люди не умеют принимать взвешенные финансовые решения. Так, средний уровень закредитованности россиян за 2021 год вырос с 49,1 до 55,6%. При этом Минфин прогнозирует, что ситуация будет усугубляться снижения реальных доходов.
Если говорить именно о молодежи, то каждый второй ее представитель — 53% — считает, что ему не хватает знаний о финансовой безопасности. Две трети представителей российской молодежи — 65% — ошибочно думают, что криптовалюта — один из самых надежных и выгодных способов инвестиций. Таковы результаты совместного исследования Аналитического центра НАФИ и Международного учебно-методического центра финансового мониторинга.
Какими пособиями я пользуюсь и почему считаю, что этого недостаточно
Я веду уроки финансовой грамотности в параллелях с пятого по одиннадцатый класс, но не во всех. Как и в каких классах преподавать финграмотность, до этого года решала школа, но в основном упор был на классы и группы, которые обучались по математическому или социально-экономическому профилю.
Я сама раньше училась в этой школе. Помню, что один из классов в моей параллели изучал экономику с преподавателем физики: на уроках они решали задачи на вычисление ВВП. Но никаких наработок по финансовой грамотности до моего прихода в школе не было: ни контрольно-тематического планирования, ни единой системы учебников.
В библиотеке я нашла несколько учебников для шестых, девятых, десятых и одиннадцатых классов. Этого было недостаточно, учитывая, что проводить уроки нужно было во всех классах с пятого по одиннадцатый. Причем взять любую книгу и начать учить по ней детей тоже нельзя: информация в учебниках должна быть подобрана с учетом требований к ГИА и ЕГЭ, а само пособие — входить в федеральный перечень учебников.
Еще один важный момент — как изложен материал. Сухие объяснения терминов дети, может быть, и запомнят, но только до конца экзамена — в жизни они не пригодятся. Например, в нашей школьной библиотеке есть учебник по экономике, который составлен доктором экономических наук Игорем Липсицем. В нем много полезного, но воспринимать информацию очень сложно.
Минпросвещения для подготовки к экзамену по обществознанию, в который входят и вопросы по экономике, рекомендует использовать учебники Ольги Котовой и Татьяны Лисковой, потому что именно на их основе составляются задания для ЕГЭ и ГИА. По моей просьбе руководство школы закупило эти пособия.
Это выдержка из учебника Игоря Липсица о постоянных и переменных издержках. Разграничение издержек видно четко, однако не дано общее объяснение различий между ними, да и язык повествования для школьников сложноват
А так в учебнике «Обществознание» Ольги Котовой и Татьяны Лисковой для десятого класса объяснены различия между постоянными и переменными издержками фирмы
Это пример задания из ЕГЭ по обществознанию. Формулировки «приобретение сырья», «проценты по кредиту», «сдельная зарплата работников» соответствуют учебнику Ольги Котовой и Татьяны Лисковой. Встретив их, школьник не растеряется и сможет правильно ответить на вопрос
Для классов, которые изучают финансовую грамотность как отдельную дисциплину, я использую серию учебников и методических рекомендаций, разработанных Минфином и Всемирным банком. Эти пособия пока единственные на рынке, где экономические термины преподнесены в доступном для детей виде.
Еще в них прослеживается система обучения — от простой темы бюджета семьи до сложной темы инвестирования. Вот какие советы в учебнике дают детям:
Текст кажется не таким сухим, как в учебнике по обществознанию
Так в пособии для восьмых и девятых классов раскрывается суть понятия «инфляция»
А это пример объяснения терминов для старшеклассников
Недостатки у этой системы пособий тоже есть. Например, материал в учебнике, который рассчитан на изучение с пятого по седьмой класс, можно пройти за год, если заниматься раз в неделю. В шестых и седьмых классах повторять самое уже неинтересно — приходится импровизировать. А еще материалы от Минфина и Всемирного банка отлично развивают финграмотность, но, к сожалению, не подходят для изучения экономики. Подготовиться к экзаменам по ним не удастся.
Идеального учебника я так и не нашла, поэтому работаю над построением собственной системы обучения. Ниже расскажу, как я провожу уроки и какие задания даю для закрепления материала.
Какие темы мы обсуждаем на уроках
Экономика и финансовая грамотность — это две разные дисциплины, хотя, на первый взгляд, они могут показаться похожими.
Экономика рассказывает про устройство мирового хозяйства. Многие темы могут быть неинтересны детям, но изучать их мы обязаны, так как соответствующие вопросы встретятся на экзаменах. А вот финансовая грамотность ближе к нашей повседневной жизни, поэтому вызывает у школьников больший отклик.
На мой взгляд, самое важное — научить детей грамотно управлять своими финансами.
Ребенок должен знать, как платить налоги и зачем это нужно, как выбрать банк, как не попасться на уловки мошенников. Вот список основных тем по финграмотности, которые мы изучаем.
Источники доходов. Доходы бывают разного вида: зарплата, социальные пособия, доходы от собственности. На уроках дети учатся отличать реальный заработок от других поступлений, например подарков и выигрышей. К сожалению, в этом контексте часто всплывает тема азартных игр и букмекерских ставок — идея легких денег кажется школьникам классной. В таком случае я объясняю, что лучше полагаться на работу, где человек в силах влиять на исход событий, чем надеяться на удачу и проиграть все.
На эту тему я написала свою книгу. Ученики помогали мне в процессе написания обратной связью, говорили: «Вот тут здорово, а здесь лучше добавить еще пример»
Расходы. Цель уроков по этой теме — донести до детей, что обязательства нужно исполнять, а траты — считать. Вместе с учениками мы группируем расходы на обязательные, постоянные, переменные и прочие. Еще решаем задачи на долю вида трат в общем объеме расходов, обсуждаем мобильные приложения для удобства контроля за деньгами.
Личный бюджет и бюджет семьи. На таких занятиях мы объединяем знания о доходах и расходах, обсуждаем виды бюджета: дефицитный, профицитный и сбалансированный. Я объясняю, что сбалансированный лучше профицитного, потому что в бюджете должна быть заложена такая статья расходов, как финансовая подушка безопасности, на которую идет фиксированная сумма и излишки, если они есть.
Банк. Выясняем, какую основную пользу несут банки для физических лиц: проводят наши транзакции, выдают деньги в кредит, размещают деньги на вкладах, обменивают валюту. Вспоминаем известные банки. Многие ученики только на уроках финграма узнают, что главный банк страны — не Сбер, а Центральный.
Инвестиции. В старших классах говорим, в какие инструменты можно инвестировать, чтобы добиться финансового благополучия. Основные варианты — недвижимость, металлы, фондовый рынок. обсуждаем принцип диверсификации, доходность и риски.
Налоги. Обсуждаем бюджет государства: какие есть налоги, на какие нужды тратятся собранные средства. Так у детей появляется понимание, что такое НДФЛ, НДС и зачем нужно платить, например, налог на транспорт или имущество.
Финансовое мошенничество. Мы рассматриваем варианты, где можно встретиться с мошенниками: в интернете, по телефону, у банкомата и даже просто на улице. Узнаем главное правило — не раскрывать личные данные, пароли, номера карт, CVV.
Некоторые темы, например функции Центрального банка, не вызывают у детей особого интереса. Но обсуждение ключевой ставки становится увлекательнее в свете текущих событий: школьники узнают, что кредиты становятся дороже, а вклады — выгоднее. Поэтому, чтобы оперативно отвечать на возникающие у детей вопросы, преподавателю нужно быть в курсе последних новостей.
С этим связана и необходимость импровизировать на уроках: так или иначе разговор с детьми может уйти в обсуждение актуальной ситуации. Например, на одном из уроков у детей возник вопрос: «А что с долларом?» Пришлось отсутпить от запланированной темы банков и обсудить, как образуется курс валют.
Какие практические задания я даю на уроках
По плану теория и практика на уроках чередуются, поэтому ученики не успевают заскучать. Вот какие практические задания я даю на уроках.
Финансовые задачи, в которых дети считают деньги. Я беру задания из разных источников: типовых Всероссийских проверочных работ, экзаменационных сборников, рабочих тетрадей.
Недавно с учениками средней школы мы проходили тему рынка и ценообразования. Сначала обсудили, что есть не только рынок с овощами, но и рынок техники, недвижимости, одежды, а цена зависит от многих факторов: стоимости материалов, зарплаты рабочих и так далее. А затем решали финансовые задачи на эту тему: считали сдачу от покупки и определяли стоимость товара после подорожания.
Пример задания на составление бюджета из рабочей тетради «Финансовая грамотность» Юлии Корлюговой и Анастасии Половниковой для пятых — седьмых классов
Задания для проверки знаний учеников восьмых и девятых классов
Родители могут придумывать подобные задачи на ходу. Например, делая покупки в магазине, предложить ребенку посчитать изменение цены в процентах.
Задания, в которых дети придумывают бизнес. Старшеклассникам нравится тема предпринимательства. Особенно им интересно считать прибыль, придумывать идеи для своего дела и составлять бизнес-планы. В копилке ярких идей моих учеников — сайт знакомств, где люди выбирают друг друга только по глазам, и детейлинг-студия для автомобилей.
Дискуссии. На уроках мы обсуждаем актуальные вопросы, связанные с текущей экономической обстановкой. Например, говорим о том, как меняется курс рубля ажиотажа вокруг валют, чем вызван кризис и дефолт.
Меня радует, что дети читают новости и находятся в курсе событий. Большинство моих учеников обеспокоены массовым уходом иностранных компаний с российского рынка. Отталкиваясь от этого, мы обсуждаем возможности для наших предпринимателей и дальнейшего импортозамещения. Главное — не нагнетать, а искать выход. Ведь кризис по определению — это переход в новое состояние, а не конец света.
Обмен знаниями. Чаще всего дети уже знают о деньгах, налогах и прочих финансовых терминах. Поэтому наши уроки — это своего рода взаимный обмен информацией. Ученики рассказывают мне, что знают, а я их корректирую и дополняю.
В таких темах, как налоги, полезные функции банков, личные финансы, доходы и расходы семьи, школьники обычно хорошо ориентируются. При изучении более сложных тем не обходится без казусов. Вот пример диалога с учениками седьмого класса:
Творческие задания. Я стараюсь давать больше заданий, где дети могут проявить свою фантазию и поработать в команде. Мы часто проводим викторины, делаем презентации, решаем кроссворды и ситуативные задачи.
Фото с практического урока про источники доходов. Ученикам нужно было выделить конкретным цветом каждый вид источника доходов: собственный заработок, пособия, доходы от собственности и прочее
Ученица презентует бизнес-план своей мастерской по созданию украшений из фетра, которые она изготавливает в реальной жизни
Ученики решают кроссворды в группе и таким образом вспоминают пройденный материал
Проблем с дисциплиной на уроках у меня не возникает. Я всегда стараюсь расположить учеников к предмету, объясняя, что деньги — неотъемлемая часть жизни каждого из нас. Да и детям нравится эта взрослая тема: всем хочется быть богатыми. Некоторые проявляют особый интерес и сами дополнительно обсуждают тему с родителями, изучают литературу, участвуют в олимпиадах.
Дети, которые изучали финансовую грамотность в школе, в дальнейшем показывают хорошие результаты. Одни выпускники пишут мне, что пошли изучать экономику в вузе, другие хвастаются доходом от инвестиций. Получая такие сообщения, я горжусь своими учениками и в очередной раз убеждаюсь, что финансовая грамотность — нужная и важная дисциплина.
Помимо учебников и ситуативных задач есть еще масса вариантов изучать финграмотность.
Игры. Расскажу о нескольких онлайн-играх, которые, на мой взгляд, смогут пробудить у ребенка интерес к финансам:
Еще я рекомендую не забывать о классической настольной игре «Монополия»: она поможет заинтересовать темой финансов даже самых маленьких.
Книги. Для младшеклассников посоветовала три наиболее увлекательные и познавательные книги:
Родителям, которые понимают, что говорить с детьми о финансах важно, но не знают, с чего начать, советую книгу «Как научить ребенка обращаться с деньгами» Джолайн Годфри. Она подскажет, как выработать у подрастающего поколения ключевые навыки обращения с деньгами.
Интернет-ресурсы. Для занятий с детьми более старшего возраста можно использовать, например, сайт про финансы от ЦБ и Минфина. Там можно найти калькуляторы для подсчета инфляции, полезные образовательные статьи и рекомендации родителям, как беседовать с ребенком о деньгах.
Материалы для детей на сайте «Финансовая культура» от Центрального банка
Эти мультфильмы мы смотрим даже со старшеклассниками — отдыхаем так после контрольных.
Смешарики расскажут, как сделать так, чтобы денег становилось больше, и почему важно иметь финансовую подушку безопасности
Как заниматься финансовой грамотностью дома
Я убеждена, что базу финграмотности дети получают дома. В семье не стоит делать тему денег табуированной. Лучше всего ребенок учится, следуя примеру родителей. Вот что советую.
Обсуждать семейный бюджет. Объясните ребенку, как распределяются деньги в семье, на что они уходят, накопления и финансовые планы.
Говорить о финансах по ситуации. Походы в магазин можно сделать полезными, если обсуждать, как формируются и растут цены, почему фрукты дороже зимой, чем летом, какими функциями банка пользуются члены семьи, какие сообщения от мошенников вы получали.
Вовлекать в процесс управления деньгами. Позовите ребенка вместе снять показания со счетчиков. Дайте возможность расплатиться самостоятельно на кассе. Сходите вместе в банк и обменяйте валюту перед отпуском.
Расскажите ребенку, сколько денег уходит на обязательные платежи и как оплачивать счета, чтобы во взрослом возрасте квитанция за квартплату не стала для него неприятным открытием. Школьникам желательно периодически выделять сумму на карманные расходы и на первых порах помогать с планированием трат.
Финансовые советы родителям
О том, как написать статью о своем родительском опыте, рассказываем в нашем мануале: прочитайте его и станьте нашим автором.