рабочая программа для 5 класса курса финансовой грамотности фгос

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 55 г. Улан-Удэ»

Предмет: Финансовая грамотность

Класс: 5 класс

Составитель: Рудик А. И.

Сроки реализации: 2022-2023 учебный год.

освоение комплекса умений по обеспечению финансовой безопасности, защите персональных данных, при использовании интернет-сервисов, антикоррупционного поведения;

развитие компетентностей функционально грамотного человека в области финансово-экономических отношений: получать из разнообразных источников и критически осмысливать финансовую информацию, систематизировать, анализировать полученные данные о деньгах, банковских услугах; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для активного участия в экономической жизни общества, семьи;

создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово- экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе;

формирование опыта применения полученных финансовых знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Курс «Финансовая культура» позволяет реализовать межпредметные связи с учебными предметами, «Обществознание», «История», Математика»,

В процессе изучения курса используется учебник «Финансовая грамотность» 5-7 классы. М. 2018г. И. Липсиц, Е. Вигдорчик.

Место учебного курса в учебном плане

«Финансовая культура»- 34 часа

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи, понимание финансовых связей семьи и государства; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений, сопоставление доходов и расходов, расчет процентов; проявление самостоятельности и личной ответственности за свое финансовое поведение, планирование собственного бюджета; умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях; понимать необходимость собственной финансовой грамотности и мотивации к ее развитию.

Использование различных способов поиска, сбора и обработки информации,  выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, владение базовыми понятиями; самостоятельный анализ результатов, постановка целей деятельности, проявление инициативы, контроль и самоконтроль; умение сотрудничать, работать индивидуально, в группе , умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса.

владение базовым понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, бизнес, валюта, валютный курс; понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; использование приемов работы с простой финансовой информацией, ее осмысление, проведение простых финансовых расчетов; применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики; умение делать ваыводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Раздел 1. Финансовое планирование

Личное финансовое планирование. Личный бюджет. Семейный бюджет. Доходы семейного бюджета. Виды доходов семейного бюджета. Источники доходов семейного бюджета. Расходы семейного бюджета. Виды расходов семейного бюджета. Сбережения. Накопления. Дорогие покупки. Бюджетный баланс. Дефицит. Профицит. Бюджетная дисциплина. Налоговое поведение. Контроль расходов.

Раздел 2. Финансовые решения в семье

Деньги и их виды. Функции денег. Платёжные системы. Национальная платёжная система. Быстрые платежи. Наличные деньги. Безналичные деньги. Валюты. Российский рубль — национальная валюта. Электронные деньги. Цифровой рубль. Сущность, причины и виды инфляции. Подушка финансовой безопасности. Благополучие семьи и финансы. Управление личным временем и финансами. Виды финансовых решений. Альтернативы финансовых решений. Софинасирование семейных расходов. Стереотипы и потребности. Обмен. Ответственное и разумное потребление. Осознанное финансовое поведение. Собственность. Имущество и обязательства. Финансовые риски. Личная ответственность при использовании денег.

Финансовые компетенции школьников являются составной частью их финансовой культуры и формируются в процессе разнообразной деятельности. Финансовая культура как часть культуры общества и личности включает ценности, связанные с совокупностью традиций, норм, правил, алгоритмов, лучших практик рационального финансового поведения, навыков и умений ответственного потребления, эффективного использования денег и обеспечения финансовой безопасности, знаний в области финансовых отношений, о национальной финансовой системе, действующих финансовых институтах, финансах и финансовом планировании, финансовых инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах, ответственности и обязанности потребителей финансовых услуг   и

финансовых посредников. В программе делается акцент на последовательное освоение обучающимися элементов финансовой компетентности. Они включаются в следующие содержательные блоки: «Деньги в цифровом обществе», «Личность и экономические отношения», «Культура потребления», «Услуги в сфере финансов», «Риски и финансовая безопасность». Они образуют тематический каркас учебного курса.

Примерная рабочая программа курса «Финансовая культура» основана на преемственности с программой для начального общего образования. Лежащие в её основе положения предполагают формирование основ финансовой культуры современных подростков с использованием активных методов обучения.

Программа и учебно-методический комплекс по финансовой культуре позволяют учителю реализовать образовательную технологию, в основе которой лежит системно-деятельностный подход, возможности информационно-коммуникационных технологий, применяемых как для организации процесса обучения и воспитания в основной школе, так и практико-ориентированного функционального использования знаний о финансах в повседневной жизни.

Содержание программы учитывает возрастные особенности обучающихся и направлено на постепенное освоение всего комплекса метапредметных и предметных умений в контексте формирования финансовой культуры. Учебный материал для 5—6 класса носит вводный характер. Он включает вопросы основ финансового планирования и роли денег в жизни семьи и общества, а также обращение к ценностным основам финансового поведения школьников.

Задачи реализации учебного курса «Финансовая культура»:

формирование компонентов финансовой культуры у обучающихся подросткового возраста с опорой на прочные знания о мире финансов в области финансового планирования, осуществления банковских операций, роли денег в современном мире, роли государства в обеспечении финансовых отношений, социальной защиты, налогообложения, возможностей инвестирования, страхования, будущего пенсионного обеспечения;

развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, становление её финансовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к финансовым технологиям, особенностям финансового планирования; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю при использовании финансовых сбережений; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности, ориентированной на получение доходов;

Рабочая программа учебного курса «Финансовая культура» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом Методических рекомендаций Центрального банка Российской Федерации по разработке и организации программ по основам финансовой грамотности и Единой рамки компетенций по финансовой грамотности, одобренной межведомственной координационной комиссией по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 гг.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Борковская основная общеобразовательная школа»

Суджанского района Курской области

организации внеурочной деятельности (кружок)

«Основы финансовой грамотности»

количество часов в неделю – 1

Срок реализации 1 год

Переверзева Лариса Евгеньевна

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования.

Авторы программы Финансовая грамотность: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная программа. 5-7 классы общеобраз. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Заказчиком которой выступает Минфин России.

«Основы финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5 классов в сфере экономики семьи.    При составлении программы учитывались особенности младшего школьного возраста. Программа рассчитана  на 1 час в неделю,  составлена на 34 часа  для  учащихся 5 классов.

осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье

Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности

В результате освоения курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» 5 класса программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Выпускник получит возможность

Финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.

Потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.

понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений.

Страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист.

осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния. Понимание роли страхования и сбережений для решения

финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, А. В. Половникова

— М.: ВАКО, 2018.

Список рекомендуемой литературы

  • Авденин В. Азбука финансовой грамотности. – 2006
  • Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010.
  • Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2009.
  • Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.
  • Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО. – М., 2003.
  • Смирнова А. С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара; 2001
  • Кларина Л. М Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Вита- пресс; 1997.

волшебном компьютере и верных друзьях. – М.: Просвещение; 1993.

Аликина О. В. Введение экономических знаний в обучение младших школьников Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» –  Загадки и ребусы –

Загайнова Е. Экономическая викторина «Сказки Пушкина глазами экономиста» –

Землянская Е. Экономика для младших школьников Фестиваль педагогических идей

(указать уровень общего образования)

(указать название наименование учебного предмета, курса, модуля (дисциплины))

Автор / Разработчик: Фоминых О. Г.

Общая характеристика учебного курса «Финансовая грамотность»

Программа по предметной области «Финансовая грамотность» для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:

требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);

Единой рамки компетенций по финансовой грамотности;

проектом Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»;

стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы // Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р;

требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным);

основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей.

Финансовая грамотность является одной из составляющих функциональной грамотности современного человека и входит в состав «навыков 21 века». В «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы», определяющей необходимость разработки и внедрения образовательных программ повышения финансовой грамотности для начального общего образования, финансовая грамотность понимается, как «сочетание осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния»

Цели изучения учебного курса «Финансовая грамотность»

Целями изучения учебного курса являются:

удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;

– приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;

– воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.

Место курса «Финансовая грамотность» в учебном плане

Программа направлена на реализацию стратегических целевых ориентиров в области повышения финансовой грамотности на уровне основного общего образования.

Программа рассчитана на 68 часов, со следующим распределением часов по годам обучения / классам: 2022-2023 год обучения / 5 класс – 34 часа; 2023-2024 год обучения / 6 класс – 34 часа.

Содержание учебного курса «Финансовая грамотность»

5 класс, 34 часа

Тема 1. Введение в курс «Финансовая грамотность» (4 часа).

Основные понятия: Финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.

1.        Почему важно развивать свою финансовую грамотность.

2.        От чего зависит благосостояние семьи.

3.        Учимся оценивать финансовое поведение людей.

4.        Учимся оценивать свое финансовое поведение.

Тема 2. Доходы и расходы семьи (15 часов).

Основные понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.

5.        Деньги: что это такое.

6.        Учебные мини-проекты «Деньги».

7.        Из чего складываются доходы семьи.

8.        Учимся считать семейные доходы.

9.        Исследуем доходы семьи.

10.         Учебные мини-проекты «Доходы семьи».

11.         Как появляются расходы семьи.

12.         Учимся считать семейные расходы.

13.         Исследуем расходы семьи.

14.         Учебные мини-проекты «Расходы семьи».

15.         Как сформировать семейный бюджет.

16.         Ролевая игра «Семейные советы по составлению бюджета».

17.         Учебные мини-проекты «Семейный бюджет».

18.         Обобщение результатов изучения модуля 1.

19.        Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи.»

Тема 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (15 часов)

Основные понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист.

20.         Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.

21.         Что такое страхование и для чего оно необходимо.

22.         Что и как можно страховать.

23.         Ролевая игра «Страхование».

24.         Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит.

25.        Как определить надежность страховых компаний.

26.        Как работает страховая компания.

27.         Учебные мини-проекты «Страхование».

28.         Обобщение результатов изучения модуля 2.

29.         Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься».

30-34. Резервные часы 30-34.

6 класс,  34 часа

Тема 1. Человек и государство: как они взаимодействуют (16 часов).

Основные понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.

1. Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.

2. Что такое налоги и почему их надо платить.

3. Какие бывают налоги.

4. Учимся считать налоги.

5. Ролевая игра «Считаем налоги семьи».

6. Сравниваем налоги граждан разных стран.

7. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.

8. Как работает налоговая служба.

9. Учебные мини-проекты «Налоги».

10. Что такое социальные пособия и какие они бывают.

11. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.

12. Ролевая игра «Оформляем социальное пособие».

13. Исследуем, какие социальные пособия получают люди.

14. Учебные мини-проекты «Социальные пособия».

15. Обобщение результатов изучения модуля 3.

16. Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».

Тема 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (18 часов).

Основные понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.

17. Для чего нужны банки.

18. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.

19. Какие бывают вклады.

20. Что такое кредиты и надо ли их брать.

21. Изучаем сайт Центрального банка РФ.

22. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.

23. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.

24. Как работает банк.

25. Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи».

26. Что мы знаем о бизнесе.

27. Как открыть фирму.

28. Для чего нужны бизнес-инкубаторы.

29. Ролевая игра «Открываем фирму».

30. Что такое валюта и для чего она нужна.

31. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.

32. Обобщение результатов изучения модуля 4.

33. Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес».

34. Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа по курсу.

Планируемые результаты освоения учебного курса «Финансовая грамотность» на уровне основного общего образования

В результате изучения курса «Финансовая грамотность» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

– становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение фактов из истории появления российских денег, развития между людьми обмена, торговых и финансовых отношений, осознания материальных и нематериальных богатств России;

– осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;

– сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление интереса к истории и традициям своей многонациональной страны, уважения к своему и другим народам;

– первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе правилах финансовых отношений между людьми;

– мотивация на достижение личных финансовых целей и общих финансовых целей семьи;

– мотивация на исполнение своих обязанностей дома и в школе;

– признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный опыт, в том числе опыт повседневных финансовых решений и поступков;

– проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе к нуждающимся людям;

– применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться;

– неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям, в том числе обмана в финансовых отношениях, преследования личной корысти и игнорирования интересов других людей;

– осознание необходимости ограничивать свои желания;

– проявление ответственности за потребление общих ресурсов семьи;

– уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

– использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности;

– стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

– соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде, в том числе информационной безопасности;

– бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов самовыражения;

– осознание ценности труда в жизни человека и общества, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;

– бережное отношение к природе, ответственное потребление ресурсов;

– неприятие действий, приносящих вред экологии, природе;

ценности научного познания:

– первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления об обмене, зарождении денег и финансовых отношений как одной из составляющих целостной научной картины мира);

– познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению финансовой грамоты, развитию умений принимать успешные финансовые решения, активность и самостоятельность в познавательной деятельности;

– осознание своих привычек при пользовании деньгами и возможностей изменения этих привычек при формировании финансово грамотного поведения;

– проявление уверенности при оплате простых покупок;

– мотивация на сравнение цен при покупке повседневных товаров, мотивация на их покупку по приемлемой для себя цене;

– готовность обсуждать со взрослыми стоимость приобретаемых товаров и услуг;

– мотивация к учету и планированию своих доходов (то есть карманных денег, которые ребенок получает от взрослых) и расходов, распределению доходов по направлениям расходов.

– использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

– умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;

– выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

– установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

– построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

– умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;

– владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

– анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

– самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

– проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

– контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;

– применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

– умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;

– работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

– умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

– умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;

– умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

– владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;

– понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

– использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

– применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

– умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;

– определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

– расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Система оценки результатов обучения

Оценивание достижений школьников при изучении курса предусматривает текущую, промежуточную и итоговую оценку. Текущее оценивание предназначено для контроля планируемых результатов на каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает учащимся выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося к развитию собственной финансовой грамотности. Объектом текущей оценки являются результаты выполнения учащимися практических заданий (решения задач и кейсовых ситуаций), их участия в дискуссиях, устных выступлениях, играх, тренингах, а также выполнения заданий, помещенных в рабочую тетрадь.

Итоговое оценивание предназначено для принятия решения по вопросу качества сформированных результатов в ходе изучения программы. Оно осуществляется на специальном занятии с использованием материалов портфолио, а также на занятии итогового контроля, где учащиеся выполняют итоговую контрольную работу, включающую задания разных типов и уровней сложности.

В курсе «Финансовая грамотность» использованы такие формы подведения итогов реализации программы, как выставки портфолио. Итоговая оценка качества освоения программы складывается из трёх составляющих — самооценки учащегося, оценки портфолио другими обучающимися и оценки педагога.

Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» осуществляется на безотметочной основе согласно критериям, выработанным совместно с учителем и учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным критериям.

Сообразно с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в данной программе, оценивание образовательных достижений осуществляется на двух уровнях — базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу «Финансовая грамотность» в случае, если он достиг базового уровня.

По результатам итогового оценивания будет сделан один из трёх выводов:

1) результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на базовом уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся научится»);

2) результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена на повышенном уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся получит возможность научиться»);

3) результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена.

Формы промежуточной аттестации: Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки достижения планируемых результатов в конце крупных тем. В ходе презентации и защиты учебных проектов объектом промежуточного оценивания являются аналитические материалы, отчёты о проведённых мини-исследованиях, стендовые доклады, учебные проекты, а также сама их защита (устная презентация, умение отвечать на вопросы и пр.). На занятиях в ходе обобщения результатов изучения разделов курса учащиеся выполняют контрольную работу.

5 класс (34 часа)

6 класс (34 часа)

Оцените статью