РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Рабочая программа «По ступенькам финансовой грамотности» составлена на основе программы «Финансовая грамотность». Автор программы: Ю. Н. Корлюгова. Издательство «ВИТА-ПРЕСС» 2014 год.

Программа «По ступенькам финансовой грамотности» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Финансовая грамотность – это умение правильно распоряжаться своими финансами и избегать ошибок.

Цель курса: способствовать формированию у младших школьников представления о финансовой грамотности и создание предпосылок для успешного решения элементарных вопросов в области управления личными финансами и экономики семьи.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами освоения программы являются следующие умения:

Метапредметными результатами освоения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Предметными результатами изучения курса «По ступенькам финансовой грамотности» являются:

Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. В программе предусматривается определенная последовательность прохождения тем. Занятия состоят из теоретической и практической частей. Формы организации занятий внеурочной деятельности при реализации программы «По ступенькам финансовой грамотности» основаны на индивидуальной, парной, групповой и массовой работах. При организации занятий по программе внеурочной деятельности «По ступенькам финансовой грамотсности» используются: рассказы, беседы (в том числе с приглашенными специалистами), экскурсии, просмотр и обсуждение видеосюжетов, моделирование и разбор социально-экономических ситуаций, решение различных простейших задач и с экономическим содержанием. Также широко применяются игры и их модификации, творческие работы (проекты, конкурсы, коллажи), ИКТ-технологии.

1 год обучения

Раздел 1. Что такое деньги и откуда они взялись? (10 ч)

Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с кружком «По ступенькам финансовой грамотности».

Финансовая грамотность – это умение правильно распоряжаться своими финансами и избегать ошибок. Что отличает финансово грамотного человека. Финансовая грамотность – средство, а не цель! Как стать финансово грамотным человеком.

Тема 2. Что такое деньги?

Знакомство младших школьников с понятием денег, выявление уже имеющихся знаний. Форма организации: беседа, чтение рассказа «Что такое деньги?», автор Петр Кошель.

Тема 3. Как появились деньги. Появление обмена товарами.

Знакомство с историей возникновения первых денег. Правила обмена товарами. Форма организации: просмотр видеосюжета, беседа.

Тема 4. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидацией.

Обучающиеся в процессе образно-ролевой игры познакомятся с товарами высокой ликвидации. Форма организации: чтение рассказа «Первые деньги», автор Петр Кошель, обсуждение, игра.

Тема 5. Свойства драгоценных металлов.

Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Форма организации: беседа, просмотр видеосюжета.

Тема 6. Появление первых монет.

История возникновения первых монет. Материал для изготовления монет. Форма организации: чтение рассказа «Первые монеты», «Первые металлические деньги», автор Петр Кошель, обсуждение, проект Газета.

Тема 7. Первые монеты разных государств.

Появление первых монет в разных государствах. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации, решение кроссворда.

Тема 8. Викторина «Что такое деньги и откуда они взялись?»

Интерактивная викторина, направленная на закрепление и обобщение полученных ранее знаний о деньгах и истории их возникновения.

Раздел 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (6 ч)

Тема 1. Устройство монеты.

Форма монеты. Что такое аверс, реверс и гурт. Форма организации: просмотр видеосюжета, обсуждение, мини-исследование.

Тема 2. Изобретение бумажных денег.

Появление первых бумажных денег в Китае в VIII веке. С какими событиями это связано. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации, решение кроссворда.

Тема 3. Защита монет и бумажных денег от подделок.

Знакомство с мерами защиты денег от подделок в старину и в современном мире. Повторение, что такое аверс, реверс и гурт и для чего на монетах делали насечки и ставили точки. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики. И почему подделки иногда бывают лучше оригинала. Форма организации: беседа, практикум.

Раздел 3. Какие деньги были раньше в России (10 ч)

Тема 1. Древнерусские товарные деньги.

Знакомство с древнерусскими товарными деньгами. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации.

Тема 2. Клады. « Меховые деньги».

Что такое клады. Меховые деньги славян. Первоначально деньгами служили меха ценных пушных зверьков. Со временем меховые деньги были вытеснены серебром, но серебряные денежки надолго сохранили название меховой денежной системы. Форма организации: беседа, просмотр видеосюжета.

Тема 3. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».

Знакомство с историей появления таких слов, как «деньги», «рубль», «копейка». Форма организация: беседа, чтение рассказа «Русский рубль», автор Петр Кошель, решение кроссворда.

Тема 4. Первые русские монеты.

Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация. Форма организации: беседа, информационный проект «Путешествие Копеечки».

Тема 5. Пословицы и поговорки про деньги.

Пословицы и поговорки живут в народе, как зеркало различных сторон жизни и исторических событий. В них – вывод, позиция, умозаключение, народная мудрость, лаконичный жизненный совет о том, как принимать решения (в том числе финансовые), какие правила могут стать основой культуры каждого человека и семьи, культуры финансового поведения. Именно в семье формируются правильное отношение к труду и деньгам, впоследствии эти жизненные установки передаются последующим поколениям. Форма организации: коллективный творческий проект «Картотека: Пословицы и поговорки о деньгах».

Тема 7. Дизайн купюры сказочной страны.

Творческий проект по изготовлению купюры сказочной страны.

Раздел 4. Современные деньги России и других стран (7 ч)

Тема 1. Современные деньги мира. Доллары и евро – самые известные иностранные деньги.

Знакомство с современными деньгами различных стран мира. Форма организации: просмотр видеосюжета, обсуждение, решение ребусов.

Тема 2. Современные деньги России.

Знакомство с современными деньгами России. Модификация современных денег. Интересные факты. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации.

Тема 3. Появление безналичных денег.

Что такое безналичные деньги. История их появления. Проведение безналичных расчетов. Форма организации: беседа, сюжетно-ролевая игра.

Тема 4. Банк. Функции банкоматов.

Банк, банкомат, банковская карта. Форма организации: беседа, чтение рассказа «Что такое банк?», автор Петр Кошель.

Тема 5. Наличные, безналичные и электронные деньги.

Привычные нам монеты и банкноты неумолимо сменяются безналичными расчетами, операциями с использованием электронных денег. Новейший тренд – развитие криптовалют. Могут ли ценные бумаги выполнять роль денег? Форма организации: беседа, просмотр видеосюжета.

Тема 6. Итоговое занятие «По ступенькам финансовой грамотности».

Игра по станциям, направленная на закрепление полученных знаний на занятиях по финансовой грамотности, применение их в решении логических и творческих заданий.

2 год обучения

Раздел 1. Откуда в семье деньги (12 ч)

Тема 1. Откуда в семье деньги? Клады, лотереи, наследство.

Выяснение уже имеющихся у детей знаний о том, откуда в семье появляются деньги. Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Форма организации: беседа, практические задания.

Тема 2. Заработная плата. Мини-исследование «Основные доходы в семье».

Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Форма организации: беседа, просмотр видеосюжета, обсуждение, мини-исследование «Основные доходы в семье».

Тема 3. Пенсии, пособия, стипендии.

Как государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Форма организации: беседа, практические занятия.

Тема 4. Аренда и проценты в банке, кредиты.

Кто такой собственник, и как он получает арендную плату и проценты.  Что такое проценты по вкладам. Виды кредитов, условия получения. Форма организации: беседа, сюжетно-ролевая игра.

Тема 5. Инсценировка сказки «Заработанный рубль».

Просмотр грузинской видео-сказки «Заработанный рубль», ее инсценировка.

Раздел 2. На что тратятся деньги (6 ч)

Тема 1. На что тратятся деньги. Расходы на самое необходимое.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации.

Тема 2. Откладывание денег и непредвиденные расходы. Игра «Магазин».

Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Форма организации: просмотр видеофрагмента, обсуждение, сюжетно-ролевая игра.

Тема 3. Цена вредных привычек в семейном бюджете.

Подсчет расходов семьи на «вредные привычки», анализ, определение и оценка вариантов повышения личного и семейного доходов. Форма организации: беседа, деловая игра «Семейный бюджет».

Раздел 3. Как умно управлять своими деньгами (7 ч)

Тема 1. Расходы и доходы. Считаем деньги.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации, практические задания.

Тема 2. Что такое экономия? Кого называют банкротом?

Знакомство с понятием экономия, банкротство, банкрот. Форма организации: беседа, сочинение сказки о правильном распоряжении деньгами, практические задания.

Тема 3. Как умно управлять своими деньгами. Игра «Распредели семейный бюджет».

Что такое управление деньгами. Советы. Форма организации: беседа, игра «Распредели семейный бюджет», практические задания.

Раздел 4. Как делать сбережения (9 ч)

Тема 1. Что такое сбережения?

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации, практические задания.

Тема 2. Куда и как откладывать деньги?

Как научится откладывать деньги. Способы накопления денег. Банковский вклад. Копилка. Недвижимость. Коллекционирование. Форма организации: беседа, просмотр видеофрагмента.

Тема 3. Как делать сбережения? «Путешествие в страну Капиталия».

Виды и формы сбережений. Правила пользования сбережениями. Капитал. Форма организации: беседа, практикум, сюжетно-ролевая игра «Путешествие в страну Капиталию».

Тема 4. Итоговый проект «Семейный бюджет моей семьи».

3 год обучения

Раздел 1. Откуда в семье деньги? (16ч)

Тема 1. Откуда деньги в семье?

Выявление уже имеющихся знаний у детей, как можно заработать деньги, как ещё деньги могут появиться в семье. Форма организации беседа.

Тема 2. Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад.

Дополнительным заработком может быть выигрыш в лотерею, нахождение клада или же получение наследства. Форма организации: просмотр видеосюжета, обсуждение.

Тема 3. Основной источник дохода современного человека.

Тема 4. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата.

Современный человек выбирает себе профессию сам. Работа на постоянной основе или же каждый раз поиск новой работы. От этого зависит и получение заработной платы. Форма организации: беседа, практические занятия.

Тема 5. Помощь государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным.

Как государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Форма организации беседа, практические занятия

Тема 6. Пенсия. Стипендия. Пособие.

Тема 7. Денежный займ.

При нехватке денег их можно взять взаймы.

Тема 8. Имущество. Аренда.

Дополнительным заработком может являться сдача своего имущества в аренду. Примеры того, что можно сдать в аренду. Форма организации: беседа, диспут.

Тема 9. Проценты по вкладам. Кредиты.

Что такое проценты по вкладам. Виды кредитов, условия их получения. Форма организации: беседа, игра.

Тема 10. Мошенничество.

Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги. Виды мошенничества. Просмотр видеосюжета

Тема 1. Обмен денег на товары и услуги.

Тема 2. Расходы. Продукты. Коммунальные платежи.

Дать определение понятия Расходы. Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. Для чего мы расходуем свои средства. Сколько средств тратится на продукты и коммунальные платежи. Просмотр мультимедийной презентации.

Тема 3. Обязательные и необязательные расходы.

Различать планируемые и непредвиденные расходы. Сравнение покупки по степени необходимости. Форма организации: беседа, сюжетно ролевая игра.

Тема 4. Сбережения.

Как появляются сбережения. Для чего нам нужны сбережения. Форма организации: Игра

Тема 5. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Большинство денежных средств тратится на наши любимые хобби и вредные привычки. Поэтому мы берем в долг, занимаем деньги у знакомых. Форма организации: беседа.

Раздел 3. Как умно управлять своими деньгами (5 ч)

Тема 1. Бюджет – план доходов и расходов.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Форма организации: практическое занятие.

Тема 2. Учет доходов и расходов.

Причины, по которым люди делают покупки, описывать направления расходов семьи, классифицировать виды благ, рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги. Форма организации: мультимедийная презентация.

Тема 3. Сравниваем доходы и расходы.

Составлять семейный бюджет на условных примерах, сравнивать доходы и расходы и принимать решения, объяснять причины, по которым люди делают сбережения, описывать последствия превышения расходов над доходами. Форма организации: просмотр видеосюжета, огбсуждение.

Тема 4. Способы экономии.

Какие способы экономии денежных средств существуют, анализ и сравнение, нахождение более выгодного и доступного способа экономии.

Тема 5. Игра по станциям «Как умно управлять своими деньгами».

Раздел 4. Как делать сбережения ( 7ч)

Тема 1. Превышение доходов над расходами. Сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход. Форма организации: мультимедийная презентация, обсуждение.

Тема 2. Копилки.

Накопление денежных средств с помощью копилок. Виды копилок. Форма организации: просмотр видеосюжета.

Тема 3. Банковский вклад. Недвижимость.

Доходы от банковских вкладов. Покупка и продажа недвижимости. Форма организации:беседа.

Тема 4. Ценные бумаги.

Виды ценных бумаг, их применение. Форма организации: викторина.

Тема 5. Акции. Дивиденды.

Что такое акции, как ими пользоваться. Понятие дивиденды. Форма организации: беседа, кроссворд

Тема 6. Проект «Как умно управлять своими деньгами и как делать сбережения».

4 год обучения

Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают? (11ч)

Тема 1. История появления денег. Товарные деньги.

Где и как впервые появились деньги. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться. Форма организации: беседа, просмотр видеосюжета.

Тема 2. История монет.

Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными. Форма организации: чтение рассказа, обсуждение.

Тема 3. Мини-исследование «Монеты Древней Руси».

Тема 4. Бумажные деньги.

Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением. Форма организации: просмотр мультимедийной презентации, решение кроссворда.

Тема 5. Безналичные деньги.

Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.

Тема 6. Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница?

Дать определение дебетовая карта, кредитная карта, сравнить их, найти разницу. Какими картами пользуются чаще и почему. Форма организации: деловая игра.

Тема 7. Исследование «Деньги современности».

Тема 8. Валюты. Валютный курс.

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.

Тема 9. Интерактивная викторина «Деньги».

Интерактивная викторина направлена на закрепление и обобщение полученных знаний

Тема 10. Мини-исследование «Сколько стоят деньги?»

Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье? (5ч)

Тема 1. Откуда в семье берутся деньги.

Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Форма организации: беседа.

Тема 2. Как заработать деньги?

Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия. Форма организации: сообщения детей, обсуждение.

Тема 3. Потребительская корзина. Прожиточный минимум.

Что такое прожиточный минимум, как его высчитать, зачем он нужен. Что такое потребительская корзина. Как рассчитать потребительскую корзину своей семьи. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации, обсуждение.

Написание проекта кем я стану, когда вырасту. Форма организации: проект.

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (7ч)

Тема 1. На что семьи тратят деньги. Классификация расходов.

Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр.

Тема 2. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы.

Дать определение ежемесячным и ежегодным расходам. Объяснять причины, по которым люди делают покупки. Описывать направления расходов семьи. Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

Тема 3. Обязательные расходы. Желательные расходы.

Чем обязательные расходы отличаются от желательных. Просмотр мультимедийной презентации, обсуждение.

Тема 4. Переменные расходы. Сезонные расходы.

Переменные расходы, их классификация, и примеры. Сезонные расходы, примеры и классификация. Форма организации: мультимедийная презентация, обсуждение.

Тема 5. Воздействие рекламы на принятие решений о покупке.

Сравнивать и оценивать виды рекламы. Обсуждение воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке. Форма организации: экскурсия, обсуждение.

Тема 6. Составление собственного плана расходов.

Раздел 4. Деньги счет любят или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (11ч)

Тема 1. Как правильно планировать семейный бюджет?

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Из чего состоит семейный бюджет. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации.

Тема 2. Как тратить с умом?

Тема 3. Мини-исследование «Примерный бюджет школьника».

Практическое занятие: рассчитываем, сколько денежных средств понадобится школьнику на неделю/месяц.

Тема 4. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.

Как сэкономить, чтобы появились дополнительные денежные средства. На что их можно потратить, а можно отложить, на что то важное. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации.

Тема 5. Если расходы превышают доходы, образуются долги.

Что необходимо сделать, чтобы не было долгов, метомы и приемы. Форма организации: беса, просмотр видеосюжета.

Тема 6. Игра «Древо решений».

Тема 7. Товары и услуги.

Товары и услуги в маркетинге. Уровни товара, виды товара. Виды услуг. Форма организации: просмотр видеосюжета, деловая игра «Услуги, товары»

Тема 8. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия».

Тема 9. Творческий проект «Мое предприятие».

Тема 10. Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»

Заключительное занятие по ступенькам финансовой грамотности.

Федеральный
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС
НОО), утверждённый приказом Министерства Образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 № 373 в редакции от 18.12.2012 (для 1-4 классов);

План
внеурочной деятельности МОУ «СОШ №39»;

Программа
курса соответствует современным принципам обучения: доступности,
преемственности, индивидуальности, результативности. Курс «Финансовая
грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного
экономического образования. Преподавание курса основывается на интерактивных
формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических
ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социально-экономическую
направленность, данная программа создает условия для развития не только
экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их
возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных
классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы. На начальной стадии
обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим
содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на
предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических
понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать
представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в
сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники
начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества
труда. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт
распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34
учебных часов, из расчёта 1 часа в неделю в рамках внеурочной деятельности.
Программа разработана на четыре года обучения.

Актуальность
и ценность данной программы в том, что она направлена на развитие способностей
обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к учебному процессу,
расширяет круг интересов обучающихся и их кругозор. Обучение финансовой грамотности
целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем
раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем
раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Формирование
полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет
избежать многих ошибок по мере взросления, направлено на приобретение
финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и
благополучия на протяжении жизни.

Цели и задачи программы:

развитие экономического образа мышления, воспитание
трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости,
ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности.

формирование
базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах
управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об
общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных
рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;

формирование
у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков
планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;

формирование
понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на
необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;

формирования
навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;

формирование
навыков составления бизнес – плана для обеспечения продуманности действий в
будущем;

обучение
основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек. Основные
содержательные линии курса: – деньги, их история, виды, функции; – семейный
бюджет. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики,
литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в
соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические
задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса
формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а
также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Основные содержательные линии курса: – деньги, их история,
виды, функции; – семейный бюджет. Освоение содержания опирается на
межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира.

Практическая значимость курса

Программа повышает уровень
развития способностей учащихся в области финансов, мотивацию к учебному
процессу, расширяет круг интересов, которые не входят в школьную программу

Программа реализуется через
следующие формы занятий:

Ситуационные игры — это
подвид активного социально-психологического обучения, метод социального
тренинга, при котором задаётся некоторая ситуация, и участники действуют в
соответствии с ней. При этом они должны следовать как объективным свойствам
сформулированной ситуации, так и своими субъективными представлениями о том,
как действовать в таких ситуациях.

— это процесс более насыщенный, отражающий внутренний мир каждого ребенка, его
активность, самостоятельность и т. д.

— это деятельность, главной целью которой является образовательный результат,
она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа
мышления.

—– это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводить
наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются различные практические
работы.


метод осуществления образования, при котором имитируется принятие решений
руководящими работниками или специалистами в различных деловых ситуациях,
нередко при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости,
обучающиеся принимая функцию группы лиц (лица), принимающих решения вступают в
диалог организатором игры или с персональным компьютером, который предъявляет
им последствия принятого ими решения, задавая новый цикл «проблема – решение –
последствие (проблема) и т.д.»


метод осуществления образования, при котором периодически организуется
дискуссионная площадка, обучающиеся становятся участниками дискуссий, таким
образом постепенно вырабатываются регламенты осуществления обсуждения –
независимого, объективного анализа тех или иных социальных процессов, в
качестве участников дискуссий могут приглашаться эксперты, специалисты,
исследователи.

Для того чтобы интерактивная
форма занятия была эффективной и продуктивной, необходимо пользоваться
несколькими условиями:

в
работу вовлечены все участники;

используются
технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения;

обеспечивается
психологическая подготовка участников: постоянно поощряются за активное участие
в работе, предоставляется возможность для самореализации.

Система представленных на занятиях задач и
упражне­ний позволяет решать все три аспекта дидактической цели: позна­вательный,
развивающий и воспитывающий.

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания,
воображения.

Формирование общей способности искать и находить новые ре­шения,
необычные способы достижения требуемого результата, но­вые подходы к
рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслитель­ной
деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синте­зировать, обобщать,
выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы.

Развитие двигательной сферы.

Воспитание системы нравственных межличностных отношений
(формировать «Я-концепцию»).

Место курса внеурочной
деятельности «Азбука финансовой грамотности» в учебном плане

Программа
рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 40 минут в 2-4
классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Освоение программы курса «Азбука финансовой
грамотности» направлено на достижение следующих результатов, соответствующих
требованиям ФГОС НОО:

осознание
себя как члена семьи, общества и государства;

овладение
начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

развитие
самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

развитие
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах
внеурочной деятельности.

понимать
цели своих действий;

составлять
простые планы с помощью учителя

проявлять
познавательную и творческую инициативу;

оценивать
правильность выполнения действий;

адекватно
воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. Познавательные.
Обучающийся научится:

освоению
способов решения проблем творческого и поискового характера;

использовать
различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

овладение
логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;

овладение
базовыми предметными и межпредметными понятиями.

составлять
текст в устной и письменной формах;

слушать
собеседника и вести диалог;

признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

излагать
свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

договариваться
о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.

понимать
и правильно использовать экономические термины;

иметь
представление о роли денег в семье и обществе;

уметь
характеризовать виды и функции денег;

знать
источники доходов и направлений расходов семьи;

уметь
рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет

определять
элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения

проводить
элементарные финансовые расчеты.

СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» (1-4 КЛАССЫ)

1
класс (33 ч)

Введение
в экономику (1 час)

Виды
деятельности: Познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая

Формы
деятельности: Дискуссия; беседа;

Потребности.
Что такое «потребность». Какие бывают потребности. Домашнее хозяйство.
Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет
семьи.

Виды
деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая.

Формы
деятельности: беседы, поисковые исследования, викторины, работа в группах и
парах, коллективная и индивидуальная работа, игры

Товары
и услуги (11 часов)

Формы
организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная
работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные
исследования.

Зачем
нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги.
Что такое источник дохода. Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля.
Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.

2
класс (34 часа)

Что
такое деньги и откуда они взялись (9 часов)

Понятие
«товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег –
товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных
металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными
деньгами. Появление первых монет и о монетах разных государств.

Виды
деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

Рассмотрим
деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)

Монеты,
бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок бумажных
денег.

Какие
деньги были раньше в России (6 часов)

Древнерусские
товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые
русские монеты.

Современные
деньги России и других стран (11 часов)

Современные
деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег.
Безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных
расчетов. Функции банкоматов.

3
класс (34 часа)

Откуда
в семье деньги (9 часов)

В
ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство,
выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного
человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от
профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может
получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям,
инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с
тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники,
которые обманом отбирают у людей деньги.

На
что тратятся деньги (10 часов)

Куда
люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы обязательные и
необязательные. Сбережения, для чего они нужны, как их создать, где хранить.
Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно
взять в долг.

Как
умно управлять своими деньгами (5 часов)

Здесь
даются понятия: бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и
расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Как
делать сбережения (10 часов)

Учащиеся
узнают, что, если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения,
вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

4
класс (34 часа)

Богатство
и бедность (14 часов)

Как
создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли,
полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты
трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость. Открытия и
изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства.
Ценности материальные и нематериальные. Богатство и культура. Меценаты — люди,
помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие. Налоги — часть
дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу.
За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки,
школы, интернаты, детские дома.

Труд
— основа жизни (12 часов)

Ценность
и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник
материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная
плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость
успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате
труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе
труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда.
Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом
создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и
искусства, памятники). Результатом труда людей является продукт труда. Это
полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).
Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

Как
товары производят (8 часов)

Всё,
что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы —
материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные
ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека,
необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди,
которые создают товары. Важность труда людей разных профессий. Производители —
люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя
может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места,
где производят товары.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» 1-4 КЛАССЫ

1 КЛАСС (33 часа)

2 КЛАСС (34 часа)

3 КЛАСС (34 часа)

4 КЛАСС (34 часа)

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Литература,
поддерживающая образовательную линию УМК Перспектива

Примерная
основная образовательная программа образовательного учреждения / М – во
образования и науки Рос. Федерации.  – М.: Просвещение

Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования / М – во
образования и науки Рос. Федерации.  – М.: Просвещение

Планируемые
результаты начального общего образования / М.: Просвещение

Оценка
достижений планируемых результатов в начальной школе / М.: Просвещение

Как
проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / под ред. А. Г.
Асмолова. – М.: Просвещение

Примерные
программы внеурочной деятельности / М.: Просвещение

Внеурочная
деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д. В.Григорьев,
П. В.Степанов. – М.: Просвещение

Проектные
задачи в начальной школе / под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение

Формирование
универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли /под ред.
А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение

Сайт
журнала «Семейный бюджет»

Журнал
«Работа и зарплата» —

Портал
«Профориентир» «Мир профессий» –

Сайт
«Все о пособиях» —

Сайт
«Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» —

Сайт
«Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» —

Сайт
«История денег» —

Портал
«Профориентир» «Мир профессий» —

Сайт
«Всё о пособиях» —

Сайт
«Основы экономики» —  Содержит
учебно-методические материалы для школьного курса экономики от начальной до
старшей школы. Раздел «Инфотека» включает учебные тексты, ситуации для анализа,
задачи и тесты, статистические данные, исторические сюжеты. Раздел «Игротека»
содержит большое количество ролевых игр и моделирующих упражнений для учащихся
основной и старшей школы. Также на сайте имеется путеводитель по истории
экономической мысли и обзор основных ресурсов российского и зарубежного
Интернета, посвящённых школьному образованию.

Классная
магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Персональный
компьютер с принтером.

Экспозиционный
экран. Размер не менее 150 х 150 см

Кузнецова
О. С., Сасова И. А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы»

Детский
экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.

Шведова
И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.

Экономика
для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО. – М.,
2003.

Прутченков
А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.

Смирнова
А. С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара; 2001

Экономика.
Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина, журнал Экономика в
школе; № 2, 2005.

Кларина
Л. М. Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.:
Витапресс; 1997.

Забродина
И. П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –11 классов. Московская экономическая
школа.

Скачано с www.znanio.ru

Оцените статью