РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА ГЗ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА ГЗ Финзачет

Елена Лазаревна Рутковская − руководитель
коллектива

Анастасия Владимировна Половникова

Анна Александровна Козлова

Мария Александровна Лангер

Галина
Владимировна Рыченкова Наталья Валерьевна Штильман

Рабочая тетрадь  адресована младшим школьникам. Она является
частью учебно-методического комплекта по финансовой грамотности,
подготовленного по заказу Банка России. Тетрадь включает в себя задания,
способствующие формированию разумного финансового поведения младших школьников
на основе применения в жизненных ситуациях представлений о финансовых продуктах
и финансовых отношениях.

Генеральный директор М. Б. Миндюк

Редактор Д. П. Локтионов

Художественный редактор Е. Ю. Воробьёва

Компьютерная
вёрстка и макет Е. В. Лупенко Художник А. С. Хабибова

Подписано в печать 11.03.2019 г. Формат 60х84/8. Бумага
офсетная.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 3,0.

Тираж
130 экз. Заказ №

ООО «Издательство «Интеллект-Центр»

125445,
Москва, ул. Смольная, д. 24А, этаж 7, пом. I, ком. 14

А. А. Козлова и др., 2019

Текст с пропусками

Настоящие _____________
– это банкноты и _____________, выпущенные Центральным ____________ Российской
Федерации. Кроме настоящих денег могут встречаться и ____________. Деньги,
которые рисуют для _____________, – ненастоящие. Встретиться могут и ________________
деньги, – они так похожи на настоящие, что на первый взгляд их даже не
отличить. За подделку денег предусмотрено ____________________. Если в руки
попала фальшивая __________________, ею ни в коем случае нельзя даже пытаться
_____________________.

деньги, монеты, купюра,
игра, банк, ненастоящие, фальшивые, наказание, расплатиться.

Два столбика

фальшивые, подлинные, законные, неподдельные.

_______________________________________________________________
_______________________________________________________________

1) ____________________________________________________________
2) ____________________________________________________________ 3) ____________________________________________________________

Стихи-загадки

Коль работаешь отлично,

Ждёт тебя твой стимул личный, Можешь смело, так и быть, Тратить
их или копить.

О чём речь? _________________

Раньше, в древние века
(денег не было пока),

Было всё лишь на обмен:

Хлеб орудию взамен.

Звался как у всех людей

Тот обмен? Пиши скорей ______________

Из кармана в кошельки

Скачут резво «кругляшки»,

Их можно тратить и
копить, Потом мечту осуществить.

А падая, звенят нередко,

Ведь из металла что? __________________

Рубли и копейки

300 копеек ______

500 копеек ______

643 копейки _______

945 копеек _______

Пирожки

Медведица напекла пирожков с малиной.

Вместе с медведем они решили, что 1 пирожок можно продать
за 12 рублей. Сколько пирожков сможет купить Лиса, если у неё 72 рубля?

Поговорки

ЗДОРОВЬЕ НЕ КУПИШЬ

Поиграем в
дизайнера

Однажды Пекарь не смог работать целый день из-за сильной
грозы, – в пекарне отключили электричество.

Было     воскресенье,     жители
    города     ждали     свежие    булочки.

Накануне пекарь уже купил все необходимые продукты:

Муки – 2 мешка по 20 монет за мешок.

Яиц – 7 десятков по 10 монет за десяток.

Масла – 5 кг по 50 монет.

Сахар – мешок за 30 монет.

Изюм – коробка за 20 монет.

Сухофрукты, орехи и посыпка – 20 монет.

Этого должно было хватить на производство 300 булочек по 3
монеты каждая. Но булочек не было. Пекарь понёс убытки.

Помогите
Пекарю

На следующий день, в понедельник, Пекарю нужно было не
только изготовить булочки, но и оплатить работу хлебопёков и водителей.

Для производства изготовления булочек ему нужно было:

Муки – 3 мешка по 20 монет.

Яиц – 10 десятков по 10 монет за десяток.

Масла – 8 кг по 50 монет.

Пекарь посчитал: в цехе работало 3 хлебопёка. Каждый
хлебопёк должен получить 40 монет. Для транспортировки хлеба необходимо 2
машины. Работа каждого водителя стоит 40 монет.

За этот день Пекарь произведёт 330 булочек. Пекарь продаёт
одну булочку за 3 монеты.

Рекламный
плакат

У нашего Пекаря появился конкурент и Пекарь решил
производить новые товары. Ему нужно привлечь внимание покупателей к новой
булочке, а также к пирожному «Безе». Нарисуйте рекламный плакат для Пекаря.

Придумайте небольшое рекламное стихотворение или слоган.

ЗАНЯТИЕ 4 КОГДА РИСКУЕШЬ ДЕНЬГАМИ

Распределите действия в две группы – рискованные действия и
действия, лишённые риска.

Перебегать
улицу на красный свет светофора.

Дать
деньги в долг.

Участвовать
в уличной лотерее.

Проверить
сдачу, которую дал продавец в магазине.

Взять
конфету у незнакомого человека.

Трудное решение

Мишка планирует вложить накопленные деньги в новую пасеку.
Ему нужно приобрести 4 улья с пчёлами по 60 монет каждый, закупить банки для
мёда не менее 40 штук (каждая банка стоит 3 монеты), арендовать место на рынке
на три дня (один день стоит 8 монет).

Деньги могут не вернуть –
__________________________________
_____________________________________________________________

Может стать меньше покупателей –
____________________________
_____________________________________________________________

Предприятие может не заработать денег –
_____________________

владелец магазина;
давший деньги в долг; вложивший деньги в предприятие.

Плакат-предупреждение

Нарисуйте плакат, который напомнит об опасностях
рискованных поступков, которые могут привести к потере денег.

ЗАНЯТИЕ
5 ЕСЛИ НУЖНО ВЗВЕШИВАТЬ

Цена 1 кг картофеля – 30 рублей, лука – 25 рублей, свёклы –
35 рублей.

Ваша сдача

Мама на рынке купила арбуз весом 11 кг по цене 15 рублей за
1 кг.

Сколько денег истратила мама?

Составьте текст

Придя на овощной рынок и подойдя к прилавку, _______________
изучи ____________ и их ____________ .

Выбери _____________________________ тебе товар.

Сообщи продавцу, сколько ___________________ каждого товара тебе
необходимо.

Внимательно наблюдай, как продавец _________________ твою
покупку.

Расплатись за _______________________.

Проверь ____________________ товара на контрольных весах.

товар, цена,
внимательно, необходимый, килограмм, взвешивать, вес, сдача, покупка.

ЗАНЯТИЕ
6 ЗАЧЕМ СЕМЬЕ СБЕРЕЖЕНИЯ

ВЫИГРЫШ В ЛОТЕРЕЮ

ПРИБЫЛЬ ОТ СВОЕГО ДЕЛА

Экскурсия с классом

«Мама, папа! Весь класс едет на
экскурсию в другой город, я бы тоже хотела», – сказала Люся в день получения
родителями зарплаты. « Хорошо, – сказала мама. – Мы с папой как раз рассчитываем
наши траты на предстоящий месяц. Твою экскурсию мы не запланировали. Однако
было бы совсем неплохо, если бы ты съездила. Может быть, ты найдёшь, на чём
можно сэкономить. Вот посмотри список наших трат на следующий месяц». И мама
протянула Люсе блокнот, в котором были записаны предстоящие расходы.

Список расходов

Тёплые ботинки
трёхлетнему брату.

Оплата электричества,
воды, телефона.

Расходы на транспорт.

Совместный поход в
кафе.

Кум Тыква очень хотел построить домик. Он экономил деньги и
покупал по 4 кирпича каждый год. Всего он скопил 120 кирпичей.

Составьте бюджет

Помогите семье составить бюджет на месяц.

Запишите в
соответствующие колонки.

Питание – 33 тыс. рублей.

Прибыль от бизнеса мамы и папы – 50 тыс. рублей.

Товары для дома – 6 тыс. рублей.

Оплата коммунальных услуг (свет, вода, электричество) – 7
тыс. рублей.

Пенсия дедушки – 12 тыс. рублей.

Телефон, Интернет – 1 тыс. рублей.

Уроки английского языка младшей сестры – 4 тыс. рублей.

Стипендия старшего брата – 2 тыс. рублей. Транспорт – 3
тыс. рублей.

ЗАНЯТИЕ 7 ДЕНЬГИ В РАЗНЫХ
СТРАНАХ

Петя с родителями находится за границей. Всей семьей они
планируют посетить парк аттракционов. На сайте парка они узнали, что входной
билет стоит 25 евро. Нужно купить хотя бы два билета. Папа говорит Пете, что на
парк аттракционов они могут потратить 4000 рублей. в банке, где родители Пети
планируют обменять деньги, 1 евро стоит 75 рублей.

Загадки в кроссворде

Знай
российскую валюту Ты в любое время суток!

Деньги местные – _______

Что
в деньгах в семью идёт, Называется ________.

Если
деньги отложить, Сможешь многое купить!

Забыть про все лишения Помогут ________________.

Рубли,
юани, кроны, евро –  Знаете вы их, наверно. На них мы вещи покупаем, И словом
общим называем!

Только
те, кто трудятся, На неё любуются. Всем работникам за труд Дважды в месяц
выдают.

В
гостях у сказки

Давайте представим, что мы отправляемся в путешествие на
родину сказочных героев.

ЗОЛУШКА                        ПЕТРУШКА                      ЧИПОЛЛИНО

КОЛОБОК                          КАРЛСОН                      ТРИ
МЕДВЕДЯ

Сколько
рублей

Перед поездкой во Францию Кирилл и Михаил отправились
менять рубли на евро. После обмена у них оказалось 40 евро.

ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД К ЗАНЯТИЮ

«ДЕНЬГИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ»

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2– 3 классов в сфере экономики семьи.

Курс рассчитан на 16 часов (2–3 классы).

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Финансовая грамотность: учебная программа. 2 – 3 классы общеобразовательной организации

Программа курса «Финансовая грамотность» составлена для 2–3 классов (автор материалов для учащихся – С. Федин). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, приведён учебно-тематический план занятий, описаны формы и методы организации образовательного процесса, представлен перечень учебно-методических ресурсов.

Учебная программа 2020 (PDF, 246 Кб)

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2,3 классы общеобразовательной организации. В 2-х частях. Предлагаемое пособие поможет учащимся 2 и 3 классов освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. В доступной и занимательной форме в пособии изложены начальные базовые понятия из мира финансов, рассказывается об истории денег и о современных деньгах. Дети также узнают, как формируются доходы семьи, на что в семье тратятся деньги и как с умом ими управлять

Материалы для учащихся 2020 (часть 1) (PDF, 25.56 Мб)

Материалы для учащихся 2020 (часть 2) (PDF, 9.16 Мб)

Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2 – 3 классы общеобразовательной организации

Пособие содержит методические рекомендации по преподаванию курса «Финансовая грамотность» во 2 и 3 классах общеобразовательной школы. Для каждого занятия определены цель и ключевой вопрос для обсуждения, описана организация учебной деятельности, приведены ответы к заданиям в рабочей тетради.

Методические рекомендации для учителя 2020 (PDF, 522 Кб)

Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2 – 3 классы общеобразовательной организацииПособие фокусирует внимание родителей на темах курса «Финансовая грамотность», который их дети начали изучать на уроках в школе. В пособие включены следующие материалы: информация о том, что именно проходит ребёнок на занятиях в классе, содержание домашних заданий и ответы к ним, вопросы для совместного обсуждения с ребёнком, дополнительная информация для родителей по изучаемым темам, ссылки на полезные интернет-ресурсы.

Материалы для родителей 2020 (PDF, 311 Кб)

Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2 – 3 классы общеобразовательной организации

В пособие включены задания для текущего и итогового контроля знаний обучающихся по всем темам курса «Финансовая грамотность» для 2 и 3 классов. Это проектные, исследовательские и тестовые задания, практические задачи и кроссворды. Предлагаемый материал позволит педагогам провести проверку знаний, скорректировать методику преподавания, выявить темы, которым необходимо уделить дополнительное внимание.

Рабочая тетрадь 2020 (PDF, 402 Кб)

Финансовая грамотность
3 класс

Рабочая тетрадь  адресована младшим школьникам. Она является
частью учебно-методического комплекта по финансовой грамотности,
подготовленного к апробации по заказу Банка России. Тетрадь включает в себя
задания, способствующие формированию разумного финансового поведения младших
школьников на основе применения в жизненных ситуациях представлений о финансовых
продуктах и финансовых отношениях.

Художественный редактор Е. Ю. Воробьева

Подписано в печать 07.12.2018 г. Формат 60х84/8. Бумага
офсетная.

Тираж
250 экз. Заказ №

А. В. Половникова и др., 2018

ДЕньги настояЩиЕ и
нЕнастояЩиЕ

Текст с
пропусками

Настоящие _____________ –
это купюры и ______________, выпущенные Центральным ____________ Российской
Федерации. Кроме настоящих денег могут встречаться и ____________. Деньги,
которые рисуют для _____________, – ненастоящие. Встретиться могут и ________________
деньги, – они так похожи на настоящие, что на первый взгляд их даже не
отличить. За подделку денег предусмотрено ____________________. Если в руки
попала фальшивая __________________, ею ни в коем случае нельзя даже пытаться
_____________________.

деньги, монеты, купюра, игры, Банк,
ненастоящие, фальшивые, наказание, расплатиться.

Два
столбика

ответ:
________________________________________________________ Пояснение:
___________________________________________________ _______________________________________________________________
_______________________________________________________________

Что могУт ДЕньги

Рубли и
копейки

Вместе с медведем они решили, что 1 пирожок можно продать за 12
рублей. Сколько пирожков сможет купить Лиса, если у неё 72 рубля?

ЗанятиЕ 3

лЕгко ли вЕсти своЁ
ДЕло

Подсчитайте убытки

Однажды Пекарь не смог работать целый день из-за сильной грозы,
– в пекарне отключили электричество.

Помогите Пекарю

На следующий день, в понедельник, Пекарю нужно было не только
изготовить булки, но и оплатить работу хлебопёков и водителей.

Для производства изготовления булок ему нужно было:

Пекарь считал: в цехе работало 3 хлебопёка. Каждый хлебопёк
должен получить 40 монет. Для транспортировки хлеба необходимо 2 машины. Работа
каждого водителя стоит 40 монет.

За этот день Пекарь произведёт 330 булочек. Пекарь продаёт одну
булочку за 3 монеты.

Рекламный плакат

У нашего Пекаря появился конкурент. Ему нужно привлечь внимание
покупателей к улучшенной булочке, а также к новому товару – безе. Нарисуйте
рекламный плакат для Пекаря.

когДа рискУЕШь ДЕньгами

Рискованные действия

Съесть        невымытый        фрукт.

Избегать    безлюдных         мест.

Перебегать         улицу         на     красный    свет  светофора.

Дать деньги       в       долг.

Участвовать        в       уличной    лотерее.

Проверить сдачу,        которую    дал   продавец  в       магазине.

Взять конфету     у        незнакомого      человека.

Трудное
решение

Медведь планирует вложить деньги в новую пасеку. Ему нужно
приобрести 4 улья с пчёлами по 60 монет каждый, закупить банки для мёда не
менее 40 штук (каждая банка стоит 3 монеты), арендовать место на рынке на три
дня (один день стоит 8 монет).

_______________________________________________________________
_______________________________________________________________ кто потеряет деньги

Деньги могут не вернуть – __________________________________

Банк может закрыться – _____________________________________ _____________________________________________________________

Может стать меньше покупателей – ____________________________
_____________________________________________________________

Предприятие может не заработать денег – _____________________
_____________________________________________________________ слова-подсказки:
владелец магазина; давший деньги в долг; вложивший деньги в предприятие;
положивший деньги на счёт в банке.

Нарисуйте плакат, который напомнит об опасностях рискованных
действий.

Если нУЖно вЗвЕШивать

Овощи

Цена 1 кг картофеля – 30 рублей, лука – 25 рублей, свёклы – 35
рублей.

Мама на рынке купила арбуз весом 11 кг по цене 15 рублей за 1
кг.

Составьте
текст

Памятка покупателю на
рынке

_________________________ стоимость, которую назовёт тебе
продавец.

товар, цена, внимательно, необходимый,
килограмм, взвешивать, пересчитать, сдача, покупка.

ЗаЧЕм сЕмьЕ сБЕрЕЖЕния

Доходы и
расходы семьи

«Мама, папа! Весь класс едет на экскурсию в другой город, я бы
тоже хотела», – сказала Люся в день получения родителями зарплаты. « Хорошо, –
сказала мама. – Мы с папой как раз рассчитываем наши траты на предстоящий
месяц. Твою экскурсию мы не запланировали. Однако было бы совсем неплохо, если
бы ты съездила. Может быть, ты найдёшь, на чём можно сэкономить. Вот посмотри
список наших трат на следующий месяц». И мама протянула Люсе блокнот, в котором
были записаны предстоящие расходы.

Кум Тыква экономил деньги и покупал по 4 кирпича каждый год.
Всего он скопил 120 кирпичей.

Оплата коммунальных услуг (свет, вода, электричество) – 7 тыс.
рублей

Транспорт – 3 тыс. рублей

ДЕньги в раЗнЫХ странаХ

Какая у кого валюта

Петя с родителями за границей. Он очень хочет попасть в парк
аттракционов. Входной билет стоит 25 евро. Нужно купить хотя бы два билета.
Папа говорит Пете, что у него остались только рубли и нужно обменять деньги. 1
евро стоит 75 рублей. У папы есть 4000 рублей.

Давайте представим, что мы отправляемся в путешествие на родину
сказочных героев.

Приехав во Францию, Кирилл и Михаил отправились менять рубли на
евро. После обмена у них оказалось 40 евро.

Ответы на кроссворд к занятию «Деньги в разных странах»

С 1 октября 2021 года актуальные материалы по финансовой грамотности читайте на сайте

В этом разделе вы можете ознакомиться с материалами, созданными в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка в период с 2010 по 2020 год.

Финансовая грамотность: учебная программа. 2–3 классы общеобразовательной организации

Программа курса «Финансовая грамотность» составлена для 2–3 классов (автор материалов для учащихся – С. Федин). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, приведён учебно-тематический план занятий, описаны формы и методы организации образовательного процесса, представлен перечень учебно-методических ресурсов. Издание предназначено для учителей начальных классов общеобразовательной школы и педагогов дополнительного образования.

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2–3 классы общеобразовательной организации. Часть 1


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА ГЗ

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2–3 классы общеобразовательной организации. Часть 2


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА ГЗ

Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2–3 классы общеобразовательной организации


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА ГЗ

Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–3 классы общеобразовательной организации


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА ГЗ

Пособие содержит методические рекомендации по преподаванию курса «Финансовая грамотность» во 2 и 3 классах общеобразовательной школы. Для каждого занятия определены цель и ключевой вопрос для обсуждения, описана организация учебной деятельности, приведены ответы к заданиям в рабочей тетради. Издание предназначено для учителей начальных классов общеобразовательной школы

Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2–3 классы общеобразовательной организации


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА ГЗ

Пособие фокусирует внимание родителей на темах курса «Финансовая грамотность», который их дети начали изучать на уроках в школе. В пособие включены следующие материалы: информация о том, что именно проходит ребёнок на занятиях в классе, содержание домашних заданий и ответы к ним, вопросы для совместного обсуждения с ребёнком, дополнительная информация для родителей по изучаемым темам, ссылки на полезные интернет-ресурсы. Издание предназначено для родителей учеников начальных классов общеобразовательной школы

Оцените статью