РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ГЕОГРАФИИ

Государственное казённое образовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 27»

Финансовая грамотность на уроках географии.

Номинация Информационные технологии в образовании.

Иванова Любовь Ив

финансовой грамотности школьников обозначено в качестве одного из основных направлений формирования инвестиционного ресурса. Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования в качестве одного из важных качеств выпускника выделяют: «владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений». Повышение уровня финансовой грамотности современ отвечает социальному запросу со стороны обучающихся и их родителей. Финансовая грамотность предполагает также знание ключевых финансовых понятий и умение использовать, которое на практике даёт возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. Можно выделить следующие характеристики финансово грамотного человека:

1. Он ведёт учёт собственных доходов и расходов (т.е. важно знать какой доход вы получили, на что потратили деньги, какова разница между доходами и расходами

2. Он тратит меньше, чем зарабатывает — у финансово грамотного человека нет большого количества кредитов в разных банках, он умеет жить по и сберегает свободные денежные средства.

3. Он ориентируется в мире финансов: понимает основные финансовые термины, знает, где найти нужную информацию из надежных источников и использовать её с максимальной выгодой для себя.

4. Он осуществляет рациональный выбор финансовых услуг, следит за надёжностью финансовых организаций, чтобы не потерять свои деньги.

5. Он имеет собственный резервный фонд – «подушку безопасности» (на случай непредвиденных обстоятельств). Это одно из самых важных правил финансовой грамотности. Можно потерять работу, заболеть, а денежные средства из резервного фонда помогут жить и оплачивать собственные нужды и обязательные платежи без существенного ущерба качеству жизни.

6. Он знает, как защищены права потребителя, куда нужно обратиться, если его права нарушены.

Учебный материал позволит сформировать у

• Уметь давать финансовую оценку расходам на различные потребности и желания (базовый уровень); уметь выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями (продвинутый уровень).

• Уметь составлять личный бюджет (продвинутый уровень).

• Осознавать необходимость учёта и планирования своих доходов и расходов (базовый уровень); осознавать разницу между потребностями и желаниями и соизмерять финансовые возможности и потребности (продвинутый уровень).

• Понимать основные задачи и принципы страхования (базовый уровень); знать различные виды страховых продуктов (продвинутый уровень).

• Уметь переводить стоимость валюты с помощью курсов (базовый уровень).

Учебная деятельность определяется мотивами, которые в плане выражены через познавательный интерес, он определяется личной мотивацией и заинтересованностью, которые могут быть так же реализованы при выполнении практических работ, нацеленных на решение вопросов личного характера.

Например, практическая работа «Подготовка к поездке в зарубежную страну», выполнение которой предполагает внимательное изучение вопросов личной финансовой безопасности. Таким образом, познавательный интерес определяется как особая избирательная направленность личности на процесс познания.

При изучении учебного материала раздела IV «Материки и страны» рекомендуется выполнить практическую работу по финансовой грамотности. Практическая работа может быть выполнена для страны любого региона (по выбору учителя и с учётом подготовленности обучающихся), как на так и во вне урочное время. Учитель должен объяснить цель работы и ход её выполнения. Во время каникул школьники могут выезжать на отдых за как с родителями, так и в составе группы, поэтому они (13–14 лет) уже должны иметь представление о документах удостоверяющих их личность за границей, о возможных путях организации поездки, обеспечении жилья, питания, правилах организации отдыха, правилах пользования пластиковой картой и наличными деньгами и т.д. Цели практической работы — социальная адаптация подростка в зарубежной поездке. Подросток должен быть готов приспособиться к новой социальной среде за счёт умения анализировать текущие ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся обстановке, умения удерживать своё поведение в соответствии с главными целями деятельности.

1. Документы удостоверяющие личность подростка за границейо исполнения 14 лет; — после достижения 14 лет; — общие правила оформления документов.

2. Варианты подготовки зарубежной поездки: — через туристическое агентство; — самостоятельно.

3. Выбор туристического агентства.

4. Обязанности туристического агентства и права клиента: — пакет подготавливаемых документов и информации о клиенте для туристического агентства; — заключение договора; — медицинская страховка.

5. Самостоятельная организация (с родителями) отдыха за границей: — разработка маршрута; — подбор информации о местах предполагаемого посещения; — покупка авиабилетов; — бронирование отелей или апартаментов; — оформление визы; — питание и расходы на питание; — культурная программа.

6. Пластиковая платежная карта и наличные деньги: — правила открытия счета для подростков, достигших 14 лет; — виды страхования платежной карты за границей; — правила пользования платежной картой; — валюта страны и валютный курс, где будет проходить отдых; — необходимость наличных денег за границей.

Подготовка к выполнению данной практической работы подразумевает ознакомление с такими понятиями как валютный курс, бюджет и его составление, открытие банковского счёта.

Таким образом, цель реализации модуля по формированию финансовой грамотности в школе заключается в создании условий для формирования у обучающихся способности эффективно управлять личными финансами, осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование, делать накопления, приобретать без лишнего риска финансовые продукты и услуги на основе сравнения их характеристик.

Анализ требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования, изложенных во ФГОС и дидактических единиц содержания образования по школьному предмету «География» показал, что финансовая грамотность может стать ресурсом не только достижения общих целей и результатов образования в целом, но и быть содержательным элементом школьных курсов географии, не нарушая их целостности, а способствуя органичной связи с действительностью, жизненными потребностями.

Формирование финансовой грамотности на уроках географии

Раздел программы по географии

№ и тема урока

Тема занятия по финансовой грамотности

Развитие географических знаний о Земле

3. Древняя Индия. Древний Китай

1)Познавательная беседа «Социальные пособия».

4. Древняя Греция. Древний Рим

2)Решение экономических задач «Социальные выплаты».

6. Эпоха Великих географических открытий. Открытие Нового Света и морского пути в Индию

3)Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана.

8. Географические открытия 17-18, 19-20 веков

4)Решение логических задач «Валюта в современном мире».

11. Изображение на физической карте высот и глубин

1)Работа с документами «Права потребителя».

20. Свойства вод океана

2)Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права».

21. Движение вод в океане

3)Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами».

27. Атмосфера: строение, значение, изучение

5)Практическая работа «Заем, виды займов».

Северной Африки. Алжир

«Виды кредитов», «Что такое кредитная история заемщика?»

26. Особенности стран Западной и Центральной Африки. Нигерия.

2)Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги».

27. Особенности стран Восточной Африки. Эфиопия

Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги».

62. Страны Центральной Азии

4)Правовая консультация «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос».

60. Страны Южной Европы. Италия

49. Канада, Мексика, США

6)Решение логических задач «Страхование». Страховая компания. Страховой полис».

7)Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни».

58. Страны Восточной Европы

8)Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

57. Что такое хозяйство страны

1)Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя».

«В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?»

60. Природно-ресурсный капитал России

“Комфортность климата. Неблагоприятные климатические условия” Раскрываются понятия специализация и разделение труда.

62. Сельское хозяйство

4)Практическая работа «Качество товаров». Круглый стол «Как покупать продукты питания?»

5)Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?»

Бытовая техника: всерьез и надолго».

67. Охота и рыбное хозяйство

7)Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять».

59. Состав первичного сектора экономики

8)Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей».

Хозяйство России. Экономика РФ

11. Командная экономическая система

1)Познавательная беседа «Рыночное равновесие».

12. Рыночная и смешанная экономика

2)Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке».

Важнейшие межотраслевые комплексы России

34. А ПК: Пищевая и легкая промышленность.

3)Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца».

35. Состав инфраструктурного комплекса

ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы».

Территориальная организация и районирование России

39. Проблемы и варианты экономического районирования

Чем поможет страхование?»

41. Население и трудовые ресурсы Центральной России

Польза и риски банковских карт?»

48. Северный Кавказ

«Какие налоги мы платим?»

8)Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?»

Страны современного мира.

4. Развитые и развивающиеся страны.

1) Уровень социально-экономического развития, ВВП на душу населения. Экономически развитые и развивающиеся страны, страны «Большой семерки», страны «переселенческого капитализма», страны с переходной экономикой, ключевые развивающиеся страны, НИС, страны – экспортеры нефти, промежуточные страны, микрогосударства, беднейшие страны.

География населения мира.

7. Численность и динамика населения мира.

2) Демография, рождаемость, смертность, воспроизводство населения. Демографическая политика.

8. Половозрастной состав населения и трудовые ресурсы.

3)Влияние уровня социально-экономического развития страны на возрастной состав ее населения.

4) В чем различие понятий «трудовые ресурсы» и «экономически активное население»?

12. Размещение населения и его миграции.

5) Составление каты-схемы миграционных потоков в современном мире.

Отрасли мирового хозяйства.

25. Международные экономические отношения.

1) Познавательная беседа «Что такое рынок?»

26. Международная торговля услугами.

Свободные экономические зоны. ( СЭЗ)

Изучение основ финансовой грамотности носит сугубо п что подобные знания необходимы при решении реальных проблем. В своей повседневной жизни ребенок видит, как эти вопросы пытаются решить его родители. С большой долей вероятности можно предположить, что он захочет поделиться с ними этой информацией. И в этом случае начнется финансовое просвещение старшего поколения. пособы передачи знаний нередко осуществляются не только в традиционной форме, когда дети учатся у взрослых, но и когда взрослые учатся у своих детей

Финансовая  грамотность на уроках географии.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. повышение финансовой грамотности населения обозначено в качестве одного из основных направлений формирования инвестиционного ресурса. В то же время федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования в качестве одного из важных качеств выпускника выделяют: «владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений». Очевидно, что повышение уровня финансовой грамотности современных школьников, с одной стороны, является задачей государства, а с другой, отвечает социальному запросу со стороны обучающихся и их родителей.        Финансовая грамотность предполагает также знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать, которое на практике даёт возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. Можно выделить следующие характеристики финансово грамотного человека:

1. Он ведёт учёт собственных доходов и расходов (т.е. важно знать какой доход вы получили, на что потратили деньги, какова разница между доходами и расходами .

2. Он тратит меньше, чем зарабатывает — у финансово грамотного человека нет большого количества кредитов в разных банках, он умеет жить по средствам и сберегает свободные денежные средства.

Учебный материал позволит сформировать у обучающихся следующие компетенции:

Учебная деятельность определяется мотивами, которые во внутреннем плане выражены через познавательный интерес. Последний определяется личной мотивацией и заинтересованностью, которые могут быть так же реализованы при выполнении практических работ, нацеленных на решение вопросов личного характера. Например, практическая работа «Подготовка к поездке в зарубежную страну», выполнение которой предполагает внимательное изучение вопросов личной финансовой безопасности. Таким образом,  познавательный интерес определяется как особая избирательная направленность личности на процесс познания. При изучении учебного материала раздела  IV «Материки и страны» рекомендуется выполнить практическую работу по финансовой грамотности. Практическая работа может быть выполнена для страны любого региона (по выбору учителя и с учётом  подготовленности    обучающихся), как на уроке так и во вне урочное время. Учитель должен объяснить цель работы и ход её выполнения. Во время каникул школьники могут выезжать на отдых за границу  как с родителями, так и в составе группы, поэтому они (13–14 лет) уже должны иметь представление о документах удостоверяющих их личность за границей, о возможных путях организации поездки, обеспечении жилья, питания, правилах организации отдыха, правилах пользования пластиковой картой и наличными деньгами и т.д. Цели практической работы — социальная адаптация подростка в зарубежной поездке. Подросток должен быть готов приспособиться к новой социальной среде за счёт умения анализировать текущие ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся обстановке, умения удерживать своё поведение в соответствии с главными целями деятельности.

1. Документы удостоверяющие личность подростка за границей. — до исполнения 14 лет; — после достижения 14 лет; — общие правила оформления документов.

4. Обязанности туристического агентства и права клиента: — пакет подготавливаемых документов и информации о клиенте для туристического агентства;  — заключение договора; — медицинская страховка.

6.  Пластиковая платежная карта и наличные деньги: — правила открытия счета для подростков, достигших 14 лет; — виды страхования платежной карты за границей; — правила пользования платежной картой; — валюта страны и валютный курс, где будет проходить отдых; — необходимость наличных денег за границей.

Подготовка к выполнению данной практической работы подразумевает ознакомление обучающихся  с такими понятиями как валютный курс, бюджет и его составление, открытие банковского счёта.

Таким образом, цель реализации модуля по формированию финансовой грамотности в школе заключается в создании условий для формирования у обучающихся способности эффективно управлять личными финансами, осуществлять   краткосрочное  и долгосрочное финансовое планирование, делать накопления, приобретать без лишнего риска финансовые продукты и услуги на основе сравнения их характеристик.

Анализ требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования, изложенных во ФГОС и дидактических единиц содержания образования по школьному предмету «География» показал, что финансовая грамотность может стать ресурсом не только достижения общих целей и результатов образования в целом, но и быть содержательным элементом школьных курсов географии, не нарушая их целостности, а способствуя органичной связи с действительностью, жизненными потребностями. Изучение основ финансовой грамотности носит сугубо практический характер и, очевидно, что подобные знания необходимы при решении реальных проблем. В своей повседневной жизни ребенок видит, как эти вопросы пытаются решить его родители. С большой долей вероятности можно предположить, что он захочет поделиться с ними этой информацией. И в этом случае начнется финансовое просвещение старшего поколения. Сегодняшнее общество таково, что способы передачи знаний нередко осуществляются не только в традиционной форме постфигуративно (когда дети учатся у взрослых), но и префигуративно (когда взрослые учатся у своих детей

Формирование  финансовой грамотности на уроках географии

ОЖС – это особые жизненные ситуации

Оцените статью