Финансы
08 июл 2021, 14:29
- Что это и зачем нужна школьнику
- Что такое финансовая грамотность
- Как не наделать ошибок
- Как говорить с ребенком о деньгах
- Что смотреть и во что играть с детьми
- ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
- Уроки финансовой грамотности
- Дополнение к урокам математики
- Полная свобода
- Квесты и детективные задачи
- Российских школьников в обязательном порядке начнут учить финграмотности
Что это и зачем нужна школьнику
С сентября 2022 года в школах появились уроки по финансовой грамотности. Рассказываем, что это такое, как новый предмет будет внедряться в программу и о чём расскажут школьникам.
Что нужно знать о кредитах и как защититься от мошенников – теперь будут учить в школе. Основы финансовой грамотности стали обязательными. А задачи приводят из жизни, начиная с создания семейного бюджета. Но в одной из столичных школ сразу вышли на макроуровень, там урок проводили прямо из Центрального Банка. В материале РЕН ТВ расскажем, чему собираются учить российских школьников.
C 26 октября по 15 декабря – методические вебинары для педагогов
Для учащихся средних и общих образовательных организаций
Для студентов профессиональных образовательных организаций
Для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Что такое финансовая грамотность
Финансовая грамотность — это знания, навыки и привычки человека, которые помогают ему стать более обеспеченным и улучшить качество жизни. Простыми словами, умение управлять своими финансами.
Кажется, что всё элементарно: экономь и у тебя будет больше денег. Но финансовая грамотность — это не только про контроль расходов. Важно разбираться в налогах, взаимодействии с банками, инвестировании и других сложных вопросах.
В идеале финансовой грамотности стоит учиться ещё со школы. Даже если весь доход школьника — это карманные деньги, ими тоже стоит управлять эффективно.
Во взрослой жизни без финансовой грамотности вообще никуда. Налоги, счета за квартиру, ежедневные траты и дорогие покупки, сбережения на отпуск мечты — всё это не решится само собой. Нужен грамотный подход, иначе зарплата будет «улетать» очень быстро, а важные потребности так и останутся незакрытыми.
01 сентября 2021
Уроки финансовой грамотности для 1-9 классов войдут в обязательную программу школ с 1 сентября 2022 г., что предусмотрено новыми государственными образовательными стандартами (ГОС).
“В отдельный предмет финансовую грамотность не выделят, она будет встроена в некоторые общешкольные предметы”, – пишет газета “Известия”.
Так, в начальной школе финансовая грамотность войдет в такие предметы как “Математика” и “Окружающий мир”, а в 5-9 классах – в математику, обществознание и географию.
На уроках по математике и окружающему миру в начальной школе учащимся начнут прививать “навыки безопасного поведения в интернете, в том числе при совершении финансовых операций”, а также научат “анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план”.
В 5-9 классах учеников научат оценивать риски предпринимательской деятельности, ознакомят с практикой недобросовестной работы финансовых организаций и различными видами финансового мошенничества.
Кроме того, часть математических заданий включит в себя обучение расчету цен товаров, стоимости покупок и услуг, размеру налогов. Уроки географии дадут представление о качестве жизни человека, семьи и их финансовом благополучии.
По данным Банка России, в 2019-2020 учебном году в 85% школ уже преподавали финансовую грамотность, а в каждой пятой школе – в обязательном порядке.
ЦБ в 2020 г. подготовил для преподавания новой дисциплины 2674 педагога, а в первой половине 2021 г. – 3046 педагогов.
Как сообщает пресс-служба Банка России, новые образовательные стандарты разрабатывались при его активном участии.
В начальной школе финансовую грамотность будут осваивать в рамках таких дисциплин, как математика и окружающий мир, а для учащихся 5–9-х классов эти занятия войдут в программы по математике, обществознанию и географии. Среди предполагаемых тем — занятия, обучающие детей анализировать доходы и расходы семьи, а также составлять личный финансовый план.
Помимо этого, уже с первого класса детям нужно давать навыки безопасного поведения в интернете — к примеру, объяснять, как правильно проводить денежные онлайн-операции.
С 5-го по 9-й класс детей научат оценивать риски предпринимательской деятельности и расскажут, какие меры безопасности нужно соблюдать, чтобы снизить риск стать жертвой финансового мошенничества. Некоторые математические задачки будут касаться расчёта увеличения цен на товары, размера налогов, стоимости товаров и услуг. А на уроках географии школьникам объяснят, как определить качество жизни человека и уровень финансового благополучия.
Программа также предполагает обучение тому, как составлять и заполнять распространённые документы и формы — например, заявления, доверенности и декларации.
Отмечается, что уже сегодня 86% школ страны включили уроки по финансовой грамотности в свои учебные планы, причём в 20% образовательных организаций это обязательные занятия.
Предполагается, что эти знания помогут подрастающему поколению не только грамотно решать финансовые проблемы, но и повышать уровень благополучия — как свой собственный, так и населения в целом.
В Минфине заявили, что эту дисциплину введут на всех уровнях образования — от детских садов до вузов. С такой целью с 2018 года для школьных педагогов разработали семь программ повышения квалификации по методике преподавания финансовой грамотности.
По данным Аналитического центра НАФИ, нововведение перекликается с желаниями самих школьников. Специалисты провели опрос и выяснили, что 75% учащихся хотели бы повысить свои знания в этой сфере.
Это подтверждают данные и других исследований. Например, на опросе от Института прогрессивного образования 41% старшеклассников заявили, что финансовая грамотность — один из тех предметов, которого не хватает в учебной программе.
Напомним, Минюст зарегистрировал приказы Минпросвещения, которые утверждают новые ФГОС начального и основного общего образования.
Игры по финансовой грамотности
Организатором проекта выступает Центральный банк Российской Федерации – Банк России
Игры по финансовой грамотности познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности, а учащиеся старших классов закрепят свои знания, полученные на уроках финансовой грамотности.
Предлагаемые игры, разного формата и продолжительности, можно использовать в рамках отдельных школьных уроков, организации досуга, а также станут прекрасным дополнением к программе детского лагеря.
Организатором проекта выступает Центральный банк Российской Федерации – Банк России.
до 21 ноября участвуйте в ежегодном Всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности
Игровая форма позволяет закрепить знания, полученные на уроках финансовой грамотности.
Игры могут проводиться силами одного игротехника, с привлечением двух-трех помощников из числа детей.
Сценарии содержат подробное описание хода игры, ролей и возможные игровые диалоги.
Игры не требуют дорогостоящего или сложного реквизита.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ НЕ ТРЕБУЮТСЯ
Информации в сценарии достаточно, чтобы игротехник мог провести игру по предложенной тематике.
Организаторы регулярно проводят методические вебинары и оперативно отвечают на вопросы.
Проведите игру с детьми
Заполните и отправьте отчет, вложив несколько фотографий процесса игры
После обработки отчета и проверки фотографий в ответ будет направлен сертификат организатора игры.
Отзывы педагогов и вожатых
Полезные ресурсы для педагогов по финансовой грамотности
для учащихся средних и общих образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Информационно-просветительский ресурс, созданный Центральным банком Российской Федерации. Его цель — формирование финансовой культуры граждан.
Согласно новому ФГОС, с сентября 2022 года ученикам российских школ начнут преподавать финансовую грамотность — по этой дисциплине уже созданы учебники, о ней рассказывают на родительских собраниях. Для чего это нужно и появится ли в расписании отдельный предмет? Рассказывает заместитель министра финансов Российской Федерации Михаил Котюков.
Как не наделать ошибок
Каждая семья практически ежедневно принимает решения финансового характера. Важно вовлекать в эти процессы и детей — причем буквально с первых шагов. Если объяснять детям, откуда берутся деньги, показывать, как вы делаете покупки, на что тратите, на чем экономите, от чего отказываетесь и как копите, то ребенок быстрее поймет, что деньги не берутся из воздуха: это результат труда родителей. И тогда не будет типичного для детей «Купи, купи!» в магазинах. Финансовая грамотность — это не про жадность. Это скорее про то, как не наделать ошибок, сформировать финансовую культуру и использовать на практике принципы финансового ЗОЖ.
Есть и еще один миф о финансовой грамотности: люди думают, что это про то, как заработать и потратить. В нашей работе, конечно, блок, связанный с личными финансами, играет одну из главных ролей. Но есть и другие, не менее важные модули: о налогообложении, различных форматах финансовой поддержки, которые человек может получить из государственного бюджета, о финансовой безопасности, цифровых сервисах, возможностях граждан участвовать в управлении местными бюджетами.
Дети должны понимать, почему мы платим налоги, куда уходят эти деньги, что такое пенсия и как она формируется. Они должны знать, какую финансовую помощь могут получить от государства.
Важно объяснить детям, что при устройстве на работу нужно выяснить, как эта работа будет оплачиваться
Ведь речь здесь не только о сумме заработка. Например, зарплата в конверте — это плохо, ведь при этом люди теряют пенсионные накопления, возможность формирования кредитной истории и многое другое. Это азы разумного финансового поведения, не просто грамотность, а культура.
Мы с коллегами из Банка России считаем работу с детьми и молодежью одной из приоритетных для развития всей российской финансовой системы и системы образования на ближайшие десять лет. При этом мы не планируем вводить отдельный предмет «Финансовая грамотность» в школах.
Очень рассчитываем на активную поддержку педагогов. У школьников, студентов и их родителей есть масса вопросов о личных финансах, и их становится только больше. Надеемся, что система образования будет давать адекватные ответы. Мы будем помогать повышать компетенцию педагогического сообщества. Ключевой инструмент для этого — единая рамка компетенций, точка консенсуса для всех программ и продуктов по финансовой грамотности, от учебников до мультфильмов и сериалов.
Как говорить с ребенком о деньгах
Чтобы рассказать ребенку о правильном обращении с деньгами, в первую очередь самим надо придерживаться определенных принципов. Первое, что я считаю важным, — это культура планирования. Например, у вас есть некие накопления. Просто так хранить их на дебетовой карте неэффективно, лучше подумать, как грамотно распорядиться этими деньгами: сделать вклад под проценты, вложить еще в какие-то инструменты.
Очень важно уметь оценивать риски. Допустим, вы решаете использовать эти деньги в качестве первоначального взноса для ипотеки. Это отлично, но важно оценить и другие факторы: какую сумму и в течение скольких лет нужно будет отдавать за кредит, справитесь ли вы с этим, если, скажем, потеряете доход. И оправданна ли будет переплата по кредиту.
С одной стороны, если ребенок получил первый опыт, например, на финансовом рынке, потеряв тысячу рублей, это не так страшно
Первый опыт крайне важен; хорошо, если люди учатся на своих ошибках. Куда хуже, если потеряны суммы совсем другого порядка. Нужно понимать самим и уметь объяснить детям, что чем больше доход, тем выше риск. Например, если рынок дает 5–6% дохода, а вам предлагают 15%, вы должны сразу подумать: откуда такая трехкратная премия к рынку? Если вам говорят, что все платят 5%, а вы будете платить 0%, то надо понимать, что так не бывает. Берете ипотеку? Посчитайте все точно, посмотрите, сколько лет и какую сумму вы должны будете отдавать.
Нужно объяснять детям, что эмоциональные покупки не самые лучшие. Их можно совершать, но нужно установить какой-то предел для таких решений, чтобы у вас была некая точка безопасного выбора. Например, 10% дохода можно тратить на спонтанные удовольствия, а остальное распределять разумнее.
Никуда не делся и базовый тезис «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Обязательно нужно говорить с детьми и об этом. А еще про то, что лучше семь раз отмерить и только один раз отрезать. Особенно когда принимаешь долгосрочные решения.
Что смотреть и во что играть с детьми
Для маленьких детей можно найти правильные объяснения и примеры в сказках и мультфильмах, в этом смысле здорово сделана «Азбука финансовой грамотности со Смешариками». Но нужно помнить, что дети постарше живут сегодня в цифровом мире, причем часто активнее взрослых, поэтому в обучении финансовой грамотности важна и игровая составляющая.
Возьмем для примера самую простую и понятную всем игру — SimCity. С ее помощью ребенок приобретает первичный навык — как спланировать, что потратить, какие вещи выбрать. Если в этом виртуальном мире ребенок проиграл, но не потерял ничего со своего банковского счета, то это тоже опыт.
Вопрос в том, как из этого извлечь правильный урок и не проиграть в следующий раз
Всегда после игры должен быть какой-то анализ, разбор: нужно подумать, какие решения позволили одному выиграть, а другому проиграть. Очень важно обсуждать это с детьми.
Скриншот из игры SimCity BuildIt
И, конечно, нужно говорить о финансовой грамотности везде: чем больше каналов и форматов, тем больше шансов дойти до аудитории, быть услышанным.
Первое, что мы сделали, — это портал «Моифинансы.рф». Пишем и короткие сюжеты, и большие материалы для тех, кто готов погружаться глубже, что-то изучать. Если аудитория смотрит YouTube, мы должны быть там, если это TikTok или Telegram-канал, значит, мы будем работать на этих платформах. У каждого ресурса своя аудитория, но наша задача — быть везде с интересной информацией и правильной подачей, чтобы передать ее тем, кому она нужна, в той форме, в которой человек готов ее воспринимать.
Портал «Мои финансы»
Школа — это тоже один из каналов, причем очень быстрый. Например, если ребенок в школе узнает что-то интересное о финансах и поделится этим дома, то это уже может уберечь семью от досадных финансовых ошибок.
Изображение на обложке: Shutterstock / GoodStudio
ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
до 21 ноября учавствуйте в ежегодном Всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности
Управление своими финансами. Личный и семейный бюджет. Как ставить и достигать финансовые цели. Финансовая подушка безопасности. Принципы осознанного потребления.
Главные принципы кредитования и ответственное отношение к взятым обязательствам. Сохранение и преумножение сбережений с помощью банковского вклада. Безопасное и выгодное использование банковских карт.
Основы страховой защиты для себя и близких. Страховые риски. Страховая ответственность. Как выбрать страховую компанию. Дополнительный доход при помощи страховки.
Что важно знать начинающему инвестору. Основные принципы инвестирования. Выбор финансовых инструментов для достижения цели. Как работает биржа, как выбрать посредника.
Правила ориентации в современном киберпространстве и главные свойства информации. Основы защиты своих данных при использовании электронных сервисов.
Бизнес и предпринимательство. Выбор идеи для бизнеса. Основы составления бизнес-плана. Ответственность и финансовые риски владельца бизнеса. Личные качества предпринимателя.
История денежной политики и финансовые интересы страны. Денежные реформы. Эмиссия. Банкноты и монеты в обращении: признаки подлинности и платежеспособности. Жизненный цикл денег.
Как работают налоговая и пенсионные системы. Виды имущественных налогов, как они рассчитываются, права и обязанности налогоплательщика. Понятие пенсии, принципы ее формирования и возможные варианты пенсионного обеспечения.
Правильный выбор и ориентация в мире профессий. Востребованность профессий финансиста, бизнес-информатика и педагога. Профессиональные требования к специалистам.
Выберите урок, дату и время в расписании или через каталог уроков
Зарегистрируйтесь на выбранный урок
Примите участие в уроке классом или индивидуально
Заполните форму отзыва после урока и получите сертификат участника на почту
Проект для педагогов и организаторов детского отдыха. Здесь можно найти развивающие игры, которые познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности и помогут учащимся старших классов закрепить свои знания, полученные на уроках.
Информационно-просветительский ресурс Банка России для широкой аудитории, а также для преподавателей финансовой грамотности. Здесь вы найдете понятные статьи про финансы, полезные сервисы и познавательные игры, методические рекомендации и готовые презентации для уроков.
Группа, в которой педагоги, методисты и волонтеры делятся лучшими практиками повышения финансовой грамотности, сценариями игр, викторинами и конкурсами, анонсами мероприятий, интерактивными уроками и другими интересными проектами.
На занятиях участники узнают, как безопасно и эффективно пользоваться банковскими услугами, выбирать финансовые инструменты, использовать современные онлайн-технологии и защищаться от мошенников.
Уроки финансовой грамотности
заместителя министра финансов РФ Михаила Котюкова, школьникам будут рассказывать не только об управлении личными финансами, но и о других важных вещах:
Ещё школьники узнают, что спрашивать о зарплате при устройстве на работу и как формируется пенсия.
При этом отдельный предмет не планируется, но модули по финансовой грамотности введут в математику, обществознание, окружающий мир и географию.
Управлять личными финансами можно по-разному. Один из беспроигрышных вариантов — инвестировать часть денег в собственное образование. В будущем полученные знания обязательно пригодятся.
Звучит неплохо? Тогда переходи на наш сайт,
чтобы узнать подробности!
Дополнение к урокам математики
Немного округления и дробей из учебника математики с парты. Затем урок все тот же, но вопросы уже не вычислительные – фундаментальные. Или вот: задачка для шестого класса – разбирают финансовый кейс молодой семьи, где оба студенты.
“Какой доход этой семьи? – 25 тысяч. Это большой доход? – маленький. Бюджет – совместный, и здесь еще один злободневный вопрос. А почему тогда с карты Марины все траты? Хотя ее бюджет 5 тысяч рублей “, – говорит преподаватель.
Все это – часть обучения школьников финансовой грамотности. С 2022 года дисциплину преподают во всех классах: в начальной школе – азы: какие бывают деньги, как рассчитать сдачу. Это как дополнение к урокам математики, окружающего мира. У старшеклассников – материал посложнее.
“Для таких уроков есть даже специальные учебники. Вот этот – до девятого класса. С обращением от главы Центробанка. Здесь про страхование, налоги, инвестиции, финансовые махинации. Есть даже специальное приложение, где учат распознавать настоящие банкноты и фальшивки”, – рассказала корреспондент РЕН ТВ Ксения Солдатова.
Полная свобода
Программу обучения вместе готовили Минпросвещения и Центробанк. Пополнили этим цифровую библиотеку, откуда учителя могут брать материалы. Помимо этого, в Центробанке сами записывают лекции. Так в одной из столичных школ зампред ЦБ по видео объяснял базовые понятия ученикам – из профильного восьмого класса для предпринимателей.
Подачу профессиональные финансисты максимально упростили. Кредиты – иногда лучше не брать. Доходы и расходы стоит записывать в финансовый дневник. Федор такой, кстати, и до советов от ЦБ вел уже три года.
“Сходить с друзьями, потратить на одежду – это определенная сумма. Это я все записываю. Я хочу произвести свой бизнес”, – говорит ученик 8 класса Федор Гриняев.
В этом году учителям дали свободу. Урок финансовой грамотности может идти как полноценный – 45 минут. А можно его интегрировать в любую другую дисциплину, уверяют в Минпросвещения.
“И в литературе, где мы можем говорить о произведениях, где так или иначе неразумное использование средств или какой-то азарт привело, там, к банкротству и каким-то тяжелым последствиям. Мы говорим про экологию – и это химия, где разумное использование ресурсов”, – рассказал исполняющий обязанности ректора ФГАОУ ДПО “Академия Минпросвещения России” Павел Кузьмин.
Квесты и детективные задачи
Чтобы ученикам самим было интересно, в одной из волгоградских школ –мотивируют примерами успешных финансистов. Формулу чистого капитала педагог выводит на доске под распечатанной цитатой Роберта Киойсаки.
А в Петербурге, чтобы четвероклашки не заскучали – основные термины: вклад, дефицит и другие, чередуют с мультфильмом про участников рынка. В руки дают сами банкноты и даже устраивают квесты: здесь, например, детективная финансовая задача.
“Как вы думаете, что в конверте? – Деньги. Какие деньги? Что за происшествие? Похоже, покупатель расплачивался запрещенными деньгами”, – говорит учитель.
Схемы мошенников теперь тоже будут изучать на таких уроках, для многих это актуально.
Российских школьников в обязательном порядке начнут учить финграмотности
Обязательное преподавание финансовой грамотности с 1-го по 9-й класс закреплено в новых федеральных государственных стандартах начального и основного общего образования
С 1 сентября 2022 года учащимся первых и пятых классов российских школ в обязательном порядке начнут преподавать «элементы финансовой грамотности»; по согласованию с родителями это может произойти уже в нынешнем году, говорится в сообщении Банка России.
В ЦБ пояснили, что обязательное преподавание финансовой грамотности с 1-го по 9-й класс закреплено в разработанных при участии регулятора новых федеральных государственных стандартах начального и основного общего образования.
При этом речь идет об изучении «элементов финансовой грамотности» на уроках математики, географии и обществознания.
«Часть математических заданий будет посвящена расчету цен товаров, стоимости покупок и услуг, налогов, а уроки географии дадут определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия», — говорится в сообщении ЦБ.
В Банке России пояснили, что детям с первого класса будут прививать навыки безопасного совершения финансовых операций через интернет, а также учить анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план. Школьникам постарше расскажут, как оценивать риски предпринимательской деятельности и избегать разных видов финансового мошенничества. Кроме того, их научат самостоятельно составлять и заполнять некоторые документы — заявления, обращения, декларации, доверенности.
«Правильные навыки обращения с финансами должны закладываться с самого детства, со школы. Введение новых образовательных стандартов позволит каждому школьнику в нашей стране гарантированно получить необходимый для жизни запас знаний о финансах, чтобы понимать, как распорядиться своими доходами, приумножить сбережения и защитить их от финансовых мошенников. Следующее поколение уже сможет более разумно решать финансовые проблемы, а значит повышать уровень благополучия своей семьи и населения в целом», — сказал первый зампред Банка России Сергей Швецов.
По словам первого замглавы Центробанка, благодаря сотрудничеству Минпросвещения с ЦБ и Минфином азы финансовой грамотности уже сейчас проходят в 86% российских школ. В 2019 году Минпросвещения сообщало, что уроки финансовой грамотности входят в программу около 30 тыс. российских школ (более 70% от общего числа), а в 35% учебных заведений элементы финансовой грамотности присутствуют уже в программах начальных классов.
Бизнес-карта против бумажного документооборота
Онлайн-сервисы для бизнеса
Как развивалось онлайн-кредитование в России
Добро пожаловать в другой мир
Чем полезен сервис «Бизнес-старт» Сбера