российским школьникам придется учиться цифровой грамотности

РОССИЙСКИМ ШКОЛЬНИКАМ ПРИДЕТСЯ УЧИТЬСЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Финзачет

Финансы 

08 июл 2021, 14:29

В программу для старшеклассников ввели финансовую грамотность

Я выросла в самой обычной семье. Родители работали, но никаких накоплений у нас не было — жили от зарплаты до зарплаты.

Однажды я подумала: «Возможно, чтобы денег на все хватало, их нужно изучать?» Так я решила связать свою жизнь с экономикой.

Сейчас я уже три года работаю в школе учителем экономики и финансовой грамотности. Преподаю ребятам основы: как планировать личный бюджет, зачем платить налоги и почему азартные игры — это вовсе не источник дохода.

Делать это непросто: учебников по финансовой грамотности мало, а те, что есть, написаны сложным языком или содержат разрозненную информацию. Расскажу, как проходят уроки финансовой грамотности в школе, какие темы мы разбираем, а также из каких источников, помимо учебников, дети могут почерпнуть полезную информацию.

Почему о финансовой грамотности стали говорить чаще

В 2017 году Правительство РФ утвердило стратегию по повышению финансовой грамотности населения, которая коснулась в том числе и школ. Сначала преподавание финграмотности носило рекомендательный характер. В рамках обязательного урока обучение проводилось только в каждой пятой школе.

Однако с 1 сентября 2022 года в начальной школе и для учеников пятых — девятых классов элементы финграмотности должны быть интегрированы в такие предметы, как окружающий мир, математика, обществознание и география. Преподавание элементов финграмотности в рамках существующих учебных дисциплин для десятых и одиннадцатых классов планируется закрепить. То есть изучать финансы теперь будут все.

Именно сейчас об этом заговорили по многим причинам, но основная в том, что люди не умеют принимать взвешенные финансовые решения. Так, средний уровень закредитованности россиян за 2021 год вырос с 49,1 до 55,6%. При этом Минфин прогнозирует, что ситуация будет усугубляться снижения реальных доходов.

Если говорить именно о молодежи, то каждый второй ее представитель — 53% — считает, что ему не хватает знаний о финансовой безопасности. Две трети представителей российской молодежи — 65% — ошибочно думают, что криптовалюта — один из самых надежных и выгодных способов инвестиций. Таковы результаты совместного исследования Аналитического центра НАФИ и Международного учебно-методического центра финансового мониторинга.

Уроки по финансовому обучению вошли в современные российские школы еще с 2016 года. Они тесно связаны с такими предметами, как математика, обществознание, история, ОБЖ, география.

Потребность в проведении урока появилась по следующим причинам ранняя подготовка детей к понятию экономики и ее направлений; оперативное реагирование на смену направлений в экономике; улучшение общего благосостояния; устранение безответственности в отношении денег и их применения; устранение финансовой безграмотности, развитой среди взрослого населения; обучение учету расходов и доходов; потребность в знакомстве с денежными валютами и их накоплениями; обучение ведению бюджета; улучшение экономики всей страны в будущем.

В настоящее время дети со школьных лет хотят узнать о разных аспектах сферы денежных взаимоотношений. Потребность возникает из-за самостоятельной покупки товаров, использования банковской карты или виртуального мобильного приложения для оплаты в магазинах. С раннего детства каждый школьник должен знать, как с умом пользоваться деньгами, но не растратить их полностью. Именно для этого требуется финансовая грамотность.

Когда ученик будет подготовлен, пройдет курс обучения, у него появятся следующие навыки: ‣ ведение бюджета; понятие о банковских операциях; выявление рискованных сделок; понятие о кредитах, депозитах, активах, пассивах, страховании, пенсионных выплатах; понятие о применении и потребности в банковских картах; выявление аспектов финансовых экономических отношений; выявление агрессивной политики банка.

Чтобы педагог мог грамотно объяснить ребенку, как правильно воспользоваться деньгами и знал их цену, мы предлагаем Вам ознакомиться с нашим востребованным образовательным курсом “Методика преподавания финансовой грамотности и инновационные подходы к организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС”.

В начальной школе элементы финансовой грамотности появятся в таких предметах, как «Математика» и «Окружающий мир», а для учеников 5–9 классов — в предметах «Обществознание», «Математика» и «География».

Обязательное преподавание финансовой грамотности закреплено в новых федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования, которые были разработаны при активном участии Банка России.

У школьников с первого класса планируется формировать навыки безопасного поведения в Интернете, в том числе при совершении финансовых операций. Их также будут учить, как анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план. В 5–9 классах ученики перейдут к оценке рисков предпринимательской деятельности, недобросовестных практик финансовых организаций и различных видов финансового мошенничества. Часть математических заданий будет посвящена расчету цен товаров, стоимости покупок и услуг, налогов, а уроки географии дадут определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия.

Кроме того, школьники должны будут научиться самостоятельно составлять и заполнять простые формы и документы — заявления, обращения, декларации, доверенности, в том числе в электронном виде.

Обучение в 1 и 5 классах по новым образовательным стандартам начнется с 1 сентября 2022 года, но по согласованию с родителями программы могут быть изменены уже в 2021 году.

«Правильные навыки обращения с финансами должны закладываться с самого детства, со школы, — считает первый заместитель Председателя Банка России Сергей Швецов. — Уже сейчас, благодаря совместной работе Минпросвещения, Банка России и Минфина, 86% российских школ так или иначе включают финансовую грамотность в свои учебные планы, в каждой пятой школе это обязательный урок. Введение новых образовательных стандартов позволит каждому школьнику в нашей стране гарантированно получить необходимый для жизни запас знаний о финансах, чтобы понимать, как распорядиться своими доходами, приумножить сбережения и защитить их от финансовых мошенников. Следующее поколение уже сможет более разумно решать финансовые проблемы, а значит, повышать уровень благополучия своей семьи и населения в целом».

Фото на превью: LightField Studios / Shutterstock / Fotodom

Как сообщает пресс-служба Банка России, новые образовательные стандарты разрабатывались при его активном участии.

В начальной школе финансовую грамотность будут осваивать в рамках таких дисциплин, как математика и окружающий мир, а для учащихся 5–9-х классов эти занятия войдут в программы по математике, обществознанию и географии. Среди предполагаемых тем — занятия, обучающие детей анализировать доходы и расходы семьи, а также составлять личный финансовый план.

Помимо этого, уже с первого класса детям нужно давать навыки безопасного поведения в интернете — к примеру, объяснять, как правильно проводить денежные онлайн-операции.

С 5-го по 9-й класс детей научат оценивать риски предпринимательской деятельности и расскажут, какие меры безопасности нужно соблюдать, чтобы снизить риск стать жертвой финансового мошенничества. Некоторые математические задачки будут касаться расчёта увеличения цен на товары, размера налогов, стоимости товаров и услуг. А на уроках географии школьникам объяснят, как определить качество жизни человека и уровень финансового благополучия.

Программа также предполагает обучение тому, как составлять и заполнять распространённые документы и формы — например, заявления, доверенности и декларации.

Отмечается, что уже сегодня 86% школ страны включили уроки по финансовой грамотности в свои учебные планы, причём в 20% образовательных организаций это обязательные занятия.

Предполагается, что эти знания помогут подрастающему поколению не только грамотно решать финансовые проблемы, но и повышать уровень благополучия — как свой собственный, так и населения в целом.

В Минфине заявили, что эту дисциплину введут на всех уровнях образования — от детских садов до вузов. С такой целью с 2018 года для школьных педагогов разработали семь программ повышения квалификации по методике преподавания финансовой грамотности.

По данным Аналитического центра НАФИ, нововведение перекликается с желаниями самих школьников. Специалисты провели опрос и выяснили, что 75% учащихся хотели бы повысить свои знания в этой сфере.

Это подтверждают данные и других исследований. Например, на опросе от Института прогрессивного образования 41% старшеклассников заявили, что финансовая грамотность — один из тех предметов, которого не хватает в учебной программе.

Напомним, Минюст зарегистрировал приказы Минпросвещения, которые утверждают новые ФГОС начального и основного общего образования.

Преподавание финансовой грамотности станет в школах обязательным. Об этом сообщил Банк России. Чему будут учить на таких уроках, пока не очень понятно. Судя по комментариям ЦБ, речь идет о безопасных операциях через интернет, о том, как складываются цены на товары и услуги.

Казалось бы, об этом ребенку может рассказать любой родитель, который жил в 90-х годах. Но пирамиды существуют и сейчас, и люди по-прежнему теряют деньги. Комментирует президент компании «Московские партнеры» Евгений Коган:

Евгений Коган президент компании «Московские партнеры»

Преподавать финансовую грамотность школьникам будут математики (видимо, потому что они лучше всех умеют считать), обществоведы и географы.

Отдельный вопрос — по каким учебникам? Есть один из самых популярных трудов нобелевского лауреата Пола Самуэльсона — «Экономика: вводный анализ», а также учебник «Экономикс», который с 60-х годов выдержал больше 20 переизданий. Кстати, не знаю, как сейчас, но раньше студенты гуманитарных вузов учили загадочную для них экономику именно по этой книге. Наконец, предстоит сначала научить самих учителей, говорит учитель математики, почетный работник образования РФ Дмитрий Гущин.

Наверное, очень важно, чтобы финансовую грамотность школьникам преподавали еще и без отрыва от реальности. Например, если бы урок проходил прямо сейчас, стоило бы рассказать об уровне кредитной просрочки в России и вообще о том, как нужно правильно относиться к своим обязательствам. Понимать, что кредитные деньги очень приятно тратить, а вот отдавать — не очень, потому что банку нужно вернуть не только тело долга, но и проценты. И чем больше срок — тем больше процентов. В конце концов, тщательно подсчитать, сколько останется после расчета с банком. Можно привести еще один недавний пример, когда женщина рассказала на прямой линии президенту, что у нее зарплата 12 тысяч рублей, а после уплаты долга банку остается полторы, и попросила Владимира Путина решить вопрос с кредитами. Обстоятельства, конечно, бывают разные. Но точно нужно объяснять школьникам чуть ли не в первую очередь: финансовые проблемы за них в жизни никто решать не будет.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Какими пособиями я пользуюсь и почему считаю, что этого недостаточно

Я веду уроки финансовой грамотности в параллелях с пятого по одиннадцатый класс, но не во всех. Как и в каких классах преподавать финграмотность, до этого года решала школа, но в основном упор был на классы и группы, которые обучались по математическому или социально-экономическому профилю.

Я сама раньше училась в этой школе. Помню, что один из классов в моей параллели изучал экономику с преподавателем физики: на уроках они решали задачи на вычисление ВВП. Но никаких наработок по финансовой грамотности до моего прихода в школе не было: ни контрольно-тематического планирования, ни единой системы учебников.


РОССИЙСКИМ ШКОЛЬНИКАМ ПРИДЕТСЯ УЧИТЬСЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

В библиотеке я нашла несколько учебников для шестых, девятых, десятых и одиннадцатых классов. Этого было недостаточно, учитывая, что проводить уроки нужно было во всех классах с пятого по одиннадцатый. Причем взять любую книгу и начать учить по ней детей тоже нельзя: информация в учебниках должна быть подобрана с учетом требований к ГИА и ЕГЭ, а само пособие — входить в федеральный перечень учебников.

Еще один важный момент — как изложен материал. Сухие объяснения терминов дети, может быть, и запомнят, но только до конца экзамена — в жизни они не пригодятся. Например, в нашей школьной библиотеке есть учебник по экономике, который составлен доктором экономических наук Игорем Липсицем. В нем много полезного, но воспринимать информацию очень сложно.

Минпросвещения для подготовки к экзамену по обществознанию, в который входят и вопросы по экономике, рекомендует использовать учебники Ольги Котовой и Татьяны Лисковой, потому что именно на их основе составляются задания для ЕГЭ и ГИА. По моей просьбе руководство школы закупило эти пособия.


РОССИЙСКИМ ШКОЛЬНИКАМ ПРИДЕТСЯ УЧИТЬСЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Это выдержка из учебника Игоря Липсица о постоянных и переменных издержках. Разграничение издержек видно четко, однако не дано общее объяснение различий между ними, да и язык повествования для школьников сложноват


РОССИЙСКИМ ШКОЛЬНИКАМ ПРИДЕТСЯ УЧИТЬСЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

А так в учебнике «Обществознание» Ольги Котовой и Татьяны Лисковой для десятого класса объяснены различия между постоянными и переменными издержками фирмы


РОССИЙСКИМ ШКОЛЬНИКАМ ПРИДЕТСЯ УЧИТЬСЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Это пример задания из ЕГЭ по обществознанию. Формулировки «приобретение сырья», «проценты по кредиту», «сдельная зарплата работников» соответствуют учебнику Ольги Котовой и Татьяны Лисковой. Встретив их, школьник не растеряется и сможет правильно ответить на вопрос

Для классов, которые изучают финансовую грамотность как отдельную дисциплину, я использую серию учебников и методических рекомендаций, разработанных Минфином и Всемирным банком. Эти пособия пока единственные на рынке, где экономические термины преподнесены в доступном для детей виде.

Еще в них прослеживается система обучения — от простой темы бюджета семьи до сложной темы инвестирования. Вот какие советы в учебнике дают детям:


РОССИЙСКИМ ШКОЛЬНИКАМ ПРИДЕТСЯ УЧИТЬСЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Текст кажется не таким сухим, как в учебнике по обществознанию


РОССИЙСКИМ ШКОЛЬНИКАМ ПРИДЕТСЯ УЧИТЬСЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Так в пособии для восьмых и девятых классов раскрывается суть понятия «инфляция»


РОССИЙСКИМ ШКОЛЬНИКАМ ПРИДЕТСЯ УЧИТЬСЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

А это пример объяснения терминов для старшеклассников

Недостатки у этой системы пособий тоже есть. Например, материал в учебнике, который рассчитан на изучение с пятого по седьмой класс, можно пройти за год, если заниматься раз в неделю. В шестых и седьмых классах повторять самое уже неинтересно — приходится импровизировать. А еще материалы от Минфина и Всемирного банка отлично развивают финграмотность, но, к сожалению, не подходят для изучения экономики. Подготовиться к экзаменам по ним не удастся.

Идеального учебника я так и не нашла, поэтому работаю над построением собственной системы обучения. Ниже расскажу, как я провожу уроки и какие задания даю для закрепления материала.

В середине августа в российских школах начинаются традиционные “августовки” — собрания педагогических коллективов для подготовки к новому учебному году. Одной из основных тем, скорее всего, станет новость о введении курса финансовой грамотности в школьную программу. Хотя официально это случится не нынешней осенью, а в сентябре следующего года, мы уже сейчас расскажем родителям школьников, к чему им надо быть готовыми.

В апреле 2020 года ЦБ РФ официально наделили функцией повышения финансовой грамотности населения. Но работа в этой области началась несколько раньше, и не только в Банке России. Еще в 2017 году правительством была утверждена “Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы”. Исполнять ее было поручено в том числе Центральному банку и Минфину РФ. Стратегия предусматривает “внедрение элементов финансовой грамотности в образовательные программы образовательных организаций на базе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)”. Теперь наконец эти ФГОС разработаны.

В основном факультативно. В России насчитывается 40 тыс. школ. Как отмечает в своем отчете Банк России, в 32 тыс. (80%) из них финграмотность преподается в том или ином виде. Но как обязательный предмет она закреплена всего лишь в каждой пятой школе.

Нет. Элементы финграмотности включат в несколько разных предметов начальной и средней ступени школы. В начальной школе это будут “Математика” и “Окружающий мир”, а в классах с 5-го по 9-й — “Обществознание”, “Математика” и “География”.

На это у Минпросвещения, школ и методических центров есть год. Ф ГОС вступят в силу 1 сентября 2022 года. Впрочем, по согласованию с родителями (а также учителями профильных предметов) программы могут быть изменены уже с нынешней осени.

Что касается подготовки педагогов, то, по словам замминистра финансов Михаила Котюкова, Минфином (а также методическими центрами на базе НИУ ВШЭ и РАНХиГС и Центром финансовой грамотности НИФИ) с 2018 года разработано семь программ повышения квалификации педагогов по методике преподавания финансовой грамотности в рамках школьных предметов.

Поскольку некоторые денежные операции в России можно осуществлять уже с шести лет, младшеклассников будут обучать элементарным правилам финансовой безопасности: как накопить на желаемую вещь (личный финансовый план), на каких детских расходах можно сэкономить, а на каких этого делать не стоит, например на проезде или на завтраках, и т.д.

Ученики средней школы будут получать знания о недобросовестных практиках финансовых и лжефинансовых организаций, будут учиться составлять финансовый план семьи, разбираться в банковских продуктах и услугах, а ряд математических задач обретет финансовый контекст. Декларируется, что школьники смогут даже обучиться самостоятельно заполнять электронные финансовые документы. Хотя неизвестно, кто будет разрабатывать необходимое программное обеспечение и сколько времени на это уйдет.

Пока ответа на этот вопрос нет. Ц Б и Минфин на протяжении нескольких лет работали каждый над своим проектом линейки учебно-методических комплектов по финансовой грамотности. В итоге под кураторством ЦБ к настоящему времени разработаны комплекты для начальной школы, а также 8–9-х классов. В свою очередь под эгидой Минфина в 2019 году вышло пять комплектов пособий для 2–11-х классов.

Но эти издания не единственные на рынке учебников. Поэтому, скорее всего, вопрос, чьими пособиями пользоваться, будет отдан на решение непосредственно школ.

Кроме того, у Банка России имеется проект онлайн-уроков на финансовые темы, который представлен во всех субъектах страны. Не исключено, что часть школ будет внедрять финграмотность в школьную программу именно в таком формате, обойдясь без учебников.

“Правильные навыки обращения с финансами должны закладываться с самого детства, со школы”, — считает первый зампред ЦБ Сергей Швецов. По его мнению, введение новых образовательных стандартов позволит каждому школьнику получить необходимый для жизни запас знаний о финансах, чтобы понимать, как их приумножать, грамотно распоряжаться и избегать финансовых ловушек. ” Думается, что по своей форме уроки финансовой грамотности должны иметь практический уклон и быть схожими с уроками труда”, — рассуждает в своей колонке ТАСС управляющий директор ИК “Алго Капитал” Михаил Ханов. Вместе с тем он напоминает, что не стоит перекладывать полную ответственность за финансовую грамотность детей с родителей на школу. В свою очередь Михаил Котюков заявил, что перед ведомством стоит задача интегрировать элементы финансовой грамотности не только в школьную программу, но и во все сферы современной системы образования.

Помимо учебников и ситуативных задач есть еще масса вариантов изучать финграмотность.

Игры. Расскажу о нескольких онлайн-играх, которые, на мой взгляд, смогут пробудить у ребенка интерес к финансам:

Еще я рекомендую не забывать о классической настольной игре «Монополия»: она поможет заинтересовать темой финансов даже самых маленьких.

Книги. Для младшеклассников посоветовала три наиболее увлекательные и познавательные книги:

Родителям, которые понимают, что говорить с детьми о финансах важно, но не знают, с чего начать, советую книгу «Как научить ребенка обращаться с деньгами» Джолайн Годфри. Она подскажет, как выработать у подрастающего поколения ключевые навыки обращения с деньгами.

Интернет-ресурсы. Для занятий с детьми более старшего возраста можно использовать, например, сайт про финансы от ЦБ и Минфина. Там можно найти калькуляторы для подсчета инфляции, полезные образовательные статьи и рекомендации родителям, как беседовать с ребенком о деньгах.


РОССИЙСКИМ ШКОЛЬНИКАМ ПРИДЕТСЯ УЧИТЬСЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Материалы для детей на сайте «Финансовая культура» от Центрального банка

Эти мультфильмы мы смотрим даже со старшеклассниками — отдыхаем так после контрольных.

Смешарики расскажут, как сделать так, чтобы денег становилось больше, и почему важно иметь финансовую подушку безопасности

Какие практические задания я даю на уроках

По плану теория и практика на уроках чередуются, поэтому ученики не успевают заскучать. Вот какие практические задания я даю на уроках.

Финансовые задачи, в которых дети считают деньги. Я беру задания из разных источников: типовых Всероссийских проверочных работ, экзаменационных сборников, рабочих тетрадей.

Недавно с учениками средней школы мы проходили тему рынка и ценообразования. Сначала обсудили, что есть не только рынок с овощами, но и рынок техники, недвижимости, одежды, а цена зависит от многих факторов: стоимости материалов, зарплаты рабочих и так далее. А затем решали финансовые задачи на эту тему: считали сдачу от покупки и определяли стоимость товара после подорожания.


РОССИЙСКИМ ШКОЛЬНИКАМ ПРИДЕТСЯ УЧИТЬСЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Пример задания на составление бюджета из рабочей тетради «Финансовая грамотность» Юлии Корлюговой и Анастасии Половниковой для пятых — седьмых классов


РОССИЙСКИМ ШКОЛЬНИКАМ ПРИДЕТСЯ УЧИТЬСЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Задания для проверки знаний учеников восьмых и девятых классов

Родители могут придумывать подобные задачи на ходу. Например, делая покупки в магазине, предложить ребенку посчитать изменение цены в процентах.

Задания, в которых дети придумывают бизнес. Старшеклассникам нравится тема предпринимательства. Особенно им интересно считать прибыль, придумывать идеи для своего дела и составлять бизнес-планы. В копилке ярких идей моих учеников — сайт знакомств, где люди выбирают друг друга только по глазам, и детейлинг-студия для автомобилей.


РОССИЙСКИМ ШКОЛЬНИКАМ ПРИДЕТСЯ УЧИТЬСЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Дискуссии. На уроках мы обсуждаем актуальные вопросы, связанные с текущей экономической обстановкой. Например, говорим о том, как меняется курс рубля ажиотажа вокруг валют, чем вызван кризис и  дефолт.

Меня радует, что дети читают новости и находятся в курсе событий. Большинство моих учеников обеспокоены массовым уходом иностранных компаний с российского рынка. Отталкиваясь от этого, мы обсуждаем возможности для наших предпринимателей и дальнейшего импортозамещения. Главное — не нагнетать, а искать выход. Ведь кризис по определению — это переход в новое состояние, а не конец света.

Обмен знаниями. Чаще всего дети уже знают о деньгах, налогах и прочих финансовых терминах. Поэтому наши уроки — это своего рода взаимный обмен информацией. Ученики рассказывают мне, что знают, а я их корректирую и дополняю.


РОССИЙСКИМ ШКОЛЬНИКАМ ПРИДЕТСЯ УЧИТЬСЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

В таких темах, как налоги, полезные функции банков, личные финансы, доходы и расходы семьи, школьники обычно хорошо ориентируются. При изучении более сложных тем не обходится без казусов. Вот пример диалога с учениками седьмого класса:

Творческие задания. Я стараюсь давать больше заданий, где дети могут проявить свою фантазию и поработать в команде. Мы часто проводим викторины, делаем презентации, решаем кроссворды и ситуативные задачи.


РОССИЙСКИМ ШКОЛЬНИКАМ ПРИДЕТСЯ УЧИТЬСЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Фото с практического урока про источники доходов. Ученикам нужно было выделить конкретным цветом каждый вид источника доходов: собственный заработок, пособия, доходы от собственности и прочее


РОССИЙСКИМ ШКОЛЬНИКАМ ПРИДЕТСЯ УЧИТЬСЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Ученица презентует бизнес-план своей мастерской по созданию украшений из фетра, которые она изготавливает в реальной жизни


РОССИЙСКИМ ШКОЛЬНИКАМ ПРИДЕТСЯ УЧИТЬСЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Ученики решают кроссворды в группе и таким образом вспоминают пройденный материал

Проблем с дисциплиной на уроках у меня не возникает. Я всегда стараюсь расположить учеников к предмету, объясняя, что деньги — неотъемлемая часть жизни каждого из нас. Да и детям нравится эта взрослая тема: всем хочется быть богатыми. Некоторые проявляют особый интерес и сами дополнительно обсуждают тему с родителями, изучают литературу, участвуют в олимпиадах.

Дети, которые изучали финансовую грамотность в школе, в дальнейшем показывают хорошие результаты. Одни выпускники пишут мне, что пошли изучать экономику в вузе, другие хвастаются доходом от инвестиций. Получая такие сообщения, я горжусь своими учениками и в очередной раз убеждаюсь, что финансовая грамотность — нужная и важная дисциплина.

Последние материалы

Финансовая грамотность станет обязательной с 1 сентября 2023 года.

Со следующего учебного года старшеклассники будут изучать финансовую грамотность. Обязательный курс по изучению этой дисциплины включат в программу 10 и 11 классов. Обучение будет вестись на занятиях по обществознанию.

Финансовая грамотность включает в себя такие темы, как:

Школьные программы должны быть адаптированы к новым требованиям стандартов к 1 сентября 2023 года.

Отметим, что учащиеся 1-9 классов уже изучают финансовую грамотность. Дисциплину ввели в программу в этом учебном году. Ее осваивают на уроках математики, информатики, окружающего мира и географии.

Уточняется, что финансовая грамотность включена в федеральные образовательные стандарты для старшей школы приказом Министерства просвещения России.

Ранее стало известно, что содержание ФГОС для среднего общего образования изменили. Согласно документу, 10 и 11 классы должны изучать 13 обязательных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физкультура, основы безопасности жизнедеятельности.

Отмечается, что программа минимум двух предметов должна предусматривать углубленное изучение в соответствии с выбранным профилем.

Изучение некоторых предметов стало обязательным. Помимо финансовой грамотности, в список обязательных дисциплин вошли экономика, естествознание, курс «Россия в мире», астрономия, экология. Изучение этих предметов включили в программы по обществознанию, биологии, физике, истории и химии. Теперь знания по этим предметам будут проверяться на ЕГЭ и на ВПР.

По материалам пресс-службы Минпросвещения

Текст подготовила Екатерина Ячина

Получай информацию первым!

Обязательное преподавание финансовой грамотности с 1-го по 9-й класс закреплено в новых федеральных государственных стандартах начального и основного общего образования


РОССИЙСКИМ ШКОЛЬНИКАМ ПРИДЕТСЯ УЧИТЬСЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

С 1 сентября 2022 года учащимся первых и пятых классов российских школ в обязательном порядке начнут преподавать «элементы финансовой грамотности»; по согласованию с родителями это может произойти уже в нынешнем году, говорится в сообщении Банка России.

В ЦБ пояснили, что обязательное преподавание финансовой грамотности с 1-го по 9-й класс закреплено в разработанных при участии регулятора новых федеральных государственных стандартах начального и основного общего образования.

При этом речь идет об изучении «элементов финансовой грамотности» на уроках математики, географии и обществознания.

«Часть математических заданий будет посвящена расчету цен товаров, стоимости покупок и услуг, налогов, а уроки географии дадут определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия», — говорится в сообщении ЦБ.

В Банке России пояснили, что детям с первого класса будут прививать навыки безопасного совершения финансовых операций через интернет, а также учить анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план. Школьникам постарше расскажут, как оценивать риски предпринимательской деятельности и избегать разных видов финансового мошенничества. Кроме того, их научат самостоятельно составлять и заполнять некоторые документы — заявления, обращения, декларации, доверенности.

«Правильные навыки обращения с финансами должны закладываться с самого детства, со школы. Введение новых образовательных стандартов позволит каждому школьнику в нашей стране гарантированно получить необходимый для жизни запас знаний о финансах, чтобы понимать, как распорядиться своими доходами, приумножить сбережения и защитить их от финансовых мошенников. Следующее поколение уже сможет более разумно решать финансовые проблемы, а значит повышать уровень благополучия своей семьи и населения в целом», — сказал первый зампред Банка России Сергей Швецов.

По словам первого замглавы Центробанка, благодаря сотрудничеству Минпросвещения с ЦБ и Минфином азы финансовой грамотности уже сейчас проходят в 86% российских школ. В 2019 году Минпросвещения сообщало, что уроки финансовой грамотности входят в программу около 30 тыс. российских школ (более 70% от общего числа), а в 35% учебных заведений элементы финансовой грамотности присутствуют уже в программах начальных классов.


РОССИЙСКИМ ШКОЛЬНИКАМ ПРИДЕТСЯ УЧИТЬСЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Бизнес-карта против бумажного документооборота


РОССИЙСКИМ ШКОЛЬНИКАМ ПРИДЕТСЯ УЧИТЬСЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Онлайн-сервисы для бизнеса


РОССИЙСКИМ ШКОЛЬНИКАМ ПРИДЕТСЯ УЧИТЬСЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Как развивалось онлайн-кредитование в России


РОССИЙСКИМ ШКОЛЬНИКАМ ПРИДЕТСЯ УЧИТЬСЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Добро пожаловать в другой мир


РОССИЙСКИМ ШКОЛЬНИКАМ ПРИДЕТСЯ УЧИТЬСЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Чем полезен сервис «Бизнес-старт» Сбера

Какие темы мы обсуждаем на уроках

Экономика и финансовая грамотность — это две разные дисциплины, хотя, на первый взгляд, они могут показаться похожими.

Экономика рассказывает про устройство мирового хозяйства. Многие темы могут быть неинтересны детям, но изучать их мы обязаны, так как соответствующие вопросы встретятся на экзаменах. А вот финансовая грамотность ближе к нашей повседневной жизни, поэтому вызывает у школьников больший отклик.

На мой взгляд, самое важное — научить детей грамотно управлять своими финансами.

Ребенок должен знать, как платить налоги и зачем это нужно, как выбрать банк, как не попасться на уловки мошенников. Вот список основных тем по финграмотности, которые мы изучаем.

Источники доходов. Доходы бывают разного вида: зарплата, социальные пособия, доходы от собственности. На уроках дети учатся отличать реальный заработок от других поступлений, например подарков и выигрышей. К сожалению, в этом контексте часто всплывает тема азартных игр и букмекерских ставок — идея легких денег кажется школьникам классной. В таком случае я объясняю, что лучше полагаться на работу, где человек в силах влиять на исход событий, чем надеяться на удачу и проиграть все.


РОССИЙСКИМ ШКОЛЬНИКАМ ПРИДЕТСЯ УЧИТЬСЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

На эту тему я написала свою книгу. Ученики помогали мне в процессе написания обратной связью, говорили: «Вот тут здорово, а здесь лучше добавить еще пример»

Расходы. Цель уроков по этой теме — донести до детей, что обязательства нужно исполнять, а траты — считать. Вместе с учениками мы группируем расходы на обязательные, постоянные, переменные и прочие. Еще решаем задачи на долю вида трат в общем объеме расходов, обсуждаем мобильные приложения для удобства контроля за деньгами.

Личный бюджет и бюджет семьи. На таких занятиях мы объединяем знания о доходах и расходах, обсуждаем виды бюджета: дефицитный, профицитный и сбалансированный. Я объясняю, что сбалансированный лучше профицитного, потому что в бюджете должна быть заложена такая статья расходов, как финансовая подушка безопасности, на которую идет фиксированная сумма и излишки, если они есть.


РОССИЙСКИМ ШКОЛЬНИКАМ ПРИДЕТСЯ УЧИТЬСЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Банк. Выясняем, какую основную пользу несут банки для физических лиц: проводят наши транзакции, выдают деньги в кредит, размещают деньги на вкладах, обменивают валюту. Вспоминаем известные банки. Многие ученики только на уроках финграма узнают, что главный банк страны — не Сбер, а Центральный.

Инвестиции. В старших классах говорим, в какие инструменты можно инвестировать, чтобы добиться финансового благополучия. Основные варианты — недвижимость, металлы, фондовый рынок. обсуждаем принцип диверсификации, доходность и риски.

Налоги. Обсуждаем бюджет государства: какие есть налоги, на какие нужды тратятся собранные средства. Так у детей появляется понимание, что такое НДФЛ, НДС и зачем нужно платить, например, налог на транспорт или имущество.

Финансовое мошенничество. Мы рассматриваем варианты, где можно встретиться с мошенниками: в интернете, по телефону, у банкомата и даже просто на улице. Узнаем главное правило — не раскрывать личные данные, пароли, номера карт, CVV.

Некоторые темы, например функции Центрального банка, не вызывают у детей особого интереса. Но обсуждение ключевой ставки становится увлекательнее в свете текущих событий: школьники узнают, что кредиты становятся дороже, а вклады — выгоднее. Поэтому, чтобы оперативно отвечать на возникающие у детей вопросы, преподавателю нужно быть в курсе последних новостей.

С этим связана и необходимость импровизировать на уроках: так или иначе разговор с детьми может уйти в обсуждение актуальной ситуации. Например, на одном из уроков у детей возник вопрос: «А что с долларом?» Пришлось отсутпить от запланированной темы банков и обсудить, как образуется курс валют.

Финансовые советы родителям

О том, как написать статью о своем родительском опыте, рассказываем в нашем мануале: прочитайте его и станьте нашим автором.

Как заниматься финансовой грамотностью дома

Я убеждена, что базу финграмотности дети получают дома. В семье не стоит делать тему денег табуированной. Лучше всего ребенок учится, следуя примеру родителей. Вот что советую.

Обсуждать семейный бюджет. Объясните ребенку, как распределяются деньги в семье, на что они уходят, накопления и финансовые планы.

Говорить о финансах по ситуации. Походы в магазин можно сделать полезными, если обсуждать, как формируются и растут цены, почему фрукты дороже зимой, чем летом, какими функциями банка пользуются члены семьи, какие сообщения от мошенников вы получали.

Вовлекать в процесс управления деньгами. Позовите ребенка вместе снять показания со счетчиков. Дайте возможность расплатиться самостоятельно на кассе. Сходите вместе в банк и обменяйте валюту перед отпуском.

Расскажите ребенку, сколько денег уходит на обязательные платежи и как оплачивать счета, чтобы во взрослом возрасте квитанция за квартплату не стала для него неприятным открытием. Школьникам желательно периодически выделять сумму на карманные расходы и на первых порах помогать с планированием трат.

Оцените статью