содержание факультативного курса финансовая грамотность и программы факультативного курса основы финансовой грамотности в социальных науках для учащихся 10 11 классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа »

№ 139 г.о. Самара

«Основы финансовой грамотности по

для учащихся 1011классов

Составила: Самыловская Т. В. учитель

Истории и обществознания, высшая категория.

Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и

появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг,

которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире,

поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше

возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и

такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты

плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент

времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний,

которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние

учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому,

если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра

мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков,

Учебная программа рассчитана на учащихся 1011 классов и составлена с

учётом психологических особенностей подростков. Школьники 1618 лет уже

обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием,

которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в

рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в выпускных классах можно

изучать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть

правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники 11 класса после

окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой

знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними

становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и

достижения личного финансового благополучия.

Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания

старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами,

функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при

изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение

творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит

подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области

управления личными финансами, применить полученные знания в реальной

Нормативная –правовая документация

Рабочая программа элективного курса составлена в соответствии с УМК

Ю. В. Бреховой «Финансовая грамотность», а также в соответствии со

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской

2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой

грамотности населения и развитию финансового образования в Российской

Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте

3. Концепция Национальной программы повышения уровняфинансовой

грамотности населения Российской

4. Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до

Новизной данной программы является направленность курса на

формирование финансовой грамотности старшеклассников на основе

построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим

применением, пониманием и использованием финансовой информации на

настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование

ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной

безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью программы данного элективного курса

является то, что он базируется на системнодеятельностном подходе к

обучению, который обеспечивает активную учебнопознавательную позицию

учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере,

но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и

Это определило цели

– формирование у учащихся готовности принимать ответственные и

обоснованные решения в области управления личными финансами,

способности реализовать эти решения

-создание комфортных условий, способствующих формированию

– формирование положительного мотивационного отношения к экономике

через развитие познавательного интереса и осознание социальной

– знаний о финансовых институтах современного общества и

инструментах управления личными финансами;

– умением получать и критически осмысливать экономическую

информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

– формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для

эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

– основы культуры и индивидуального стиля экономического

поведения, ценностей деловой этики;

– ответственность за экономические решения.

Методы и формы обучения

Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе

организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии,

основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного

процесса, критическом анализе полученной информации различного типа,

деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность,

игровая технология.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной

деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной

деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип)

познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в

следующих формах работы:

• Деловые встречи со специалистами финансовых структур.

• Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.

• Работа с источниками экономической информации

• Индивидуальная проектноисследовательская деятельность

2. Описание места учебного курса в учебном плане

Настоящая программа предназначена для учащихся11 классов.

Рабочая программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю, 34 учебных недель)

Таблица тематического распределения количества часов

Банковская система: услуги и продукты

Фондовый рынок: как его использовать для роста

Личное финансовое планирование

3. Результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть

практическими навыками планирования и оценки собственных экономических

действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами

Итогом и основным результатом обучения станет индивидуальный

проект «Личный финансовый план», при публичной презентациикоторого

выпускники программы покажут степень готовности принимать решения в

области управления личными финансами, основанные на анализе собственных

целей и возможностей, текущей и прогнозируемой экономической ситуации,

доступных финансовых инструментов.

При выполнении и презентации «Личного финансового плана» учащиеся

должны продемонстрировать общие проектные умения: планировать и

осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом

ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать,

контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе

предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для

достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и

полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для

целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта

Планируемые результаты обучения

Предметные результаты изучения данного курса – приобретение

школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют

большое значение для последующей интеграции личности в современную

банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит

учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных

финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой

самостоятельности и успешности в бизнесе.

Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков

принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных

альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов

личного бюджета, навыков менеджмента.

Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание

мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания

и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное

финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Таким образом,элективный курс способствует

самоопределениюучащегося в жизни, что повышает его социальную и

личностную значимость, и является актуальным как с точки зрения подготовки

квалифицированных кадров, так и для личностного развития ученика

4. Содержание программы элективного курса

«Основы финансовой грамотности»

Освоение содержания элективного курса «Финансовая грамотность

осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня

обществознания, истории, технологии, математики, предметами регионального

1. Тема. Банковская система: услуги и продукты (6ч.)

Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банковские

карты, электронные финансы: как сохранить сбережения в драгоценных

металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и

какие условия предпочесть.

Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (6ч.)

Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники

рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые

инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на

валютном рынке: риски и возможности.

Тема З. Страхование: что и как надо страховать.

Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как:

защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь высшие блага: поговорим о

личном страховании. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но

проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика.

Тема 4. Собственный бизнес.

Формы предпринимательства в РФ. Создание собственного бизнеса: что и как

надо сделать. Составление бизнесплана. Расходы и доходы в собственном

бизнесе. Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми

рисками может встретиться бизнесмен.

Тема 5. Основы налогообложения. (6ч.)

Система налогообложения в РФ. Что такое налоги и почему их надо платить.

Основы налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков.

Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный

ТемаЛичное финансовое планирование. (8

Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или как

не попасть в сети мошенников. Виды финансовых амид. Виртуальные

ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный

бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план. Защита

индивидуальных финансовых проектов.

Итоговый контроль по курсу

Раздел . Банковская система: услуги и продуктычасов

доходность по

Виды кредитов.

Мини –проект «В

по кредиту в

видах услуг и

Раздел . Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов 6 час.

Денежный рынок и

Составление и

Граждане на рынке

покупать и продавать

рынках и их

ПИФ. Виды и

при обращении с

страхование за 6

Раздел . Страхование 4 часа

и других факторов.

Раздел IV. Собственный бизнес 4 часа.

Малый и средний

бизнес в РФ.

Раздел V. Основы налогообложения 6 часов

базовых знаний о

РФ как инструменте

«Налоги их виды».

вычета по НДФЛ.

Отдел учета и

Раздел VI . Личное финансовое планирование 8часов

Основные умения и

6. -методическое обеспечение

1. Ю. Брехова,А. Алмосов,Д. Завьялов. Материалы для учащихся.

«Финансовая грамотность», 10 -11классы– М.: «ВИТА Пресс»

2. Ю. Брехова,А. Алмосов,Д. Завьялов. КИМ «Финансовая грамотность»,

10 – М.: «ВИТА Пресс», 2015

3. Алмосов,Д. Завьялов. Учебная программа «Финансовая

грамотность», 10 классы– М.: «ВИТА Пресс», 2015

4. Ю. Брехова,А. Алмосов,Д. Завьялов. « Финансовая грамотность»

методические материалы для учителя, 10классы– М.: «ВИТА Пресс»,

5. Н. И. Берзон, Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 10

11классы М.: ВитаПресс, 2011 г.

6. А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012 г.

7. А. П. Архипов, Азбука страхования: Для 1011 классов

общеобразовательных учреждений М.: ВитаПресс, 2010 г.

8. В. С. Савенок, Как составить личный финансовый план и как его

реализовать М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г

9. Материалы обучения по основам финансовой грамотности (тексты к

видео лекциям) Москва 2015г.

10. Интернетресурсы для ученика и учителя:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа  с. Казым»

«Основы финансовой грамотности» 8– 9кл.

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)

2022-2023 учебный год

Рабочая программа курса «Основы финансовой грамотности» направленана достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям, составлена на основе документа:         Финансовая грамотность: учебная программа. 8—9 классы общеобразоват. орг. / Лавренова Е. Б., Рязанова О. И., Липсиц И. В. — М.: ВАКО, 2018.

В УМК входит:

Липсиц И. В., Рязанова О. И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018.

Рязанова О. И., Липсиц И. В., ЛавреноваЕ. Б. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 классыобщеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018.

«Основы финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 8–9 классов, для которых вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, чем в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи, особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Курс рассчитан на 68 часов: 34 часа в 8-9 классах.

В соответствии с планом ОУ предлагаемый курс финансовой грамотности в 8 и 9кл. рассчитан по 17 академических часов. Содержание курса направлено на формирование метапредметных компетенций и умения принимать финансовые решенияв повседневной жизни, а также на развитие процессов самопознания, самовыражения и самореализации учащихся.

формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 8—9 классов посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

1. Управление денежными средствами семьи.

2. Способы повышения семейного благосостояния.

3. Риски в мире денег.

4. Семья и финансовые организации.

5. Человек и государство.

Методические рекомендации к курсу

Освоение содержания курса опирается на межпредметныесвязи с такими учебными дисциплинами, как математика, история, география, обществознание и литература. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями учащихся и включают в себя тесты, финансовые задачи,практические задания, анализ диаграмм и таблиц, ролевые игры, эссе, мини-исследования и учебные проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, навыки поиска, анализа и представления финансовой информации, а также навыки публичныхвыступлений.

При организации изучения курса рекомендуется использование как традиционных, так и интерактивных обучения.1. « Мозаика» как метод кооперативного обучения. 2. « Один – два – вместе». 3. Анализ и решение задач с помощью «дерева решений». 4. « Аукцион». 5. Диаграмма связей (интеллект-карта, ментальная карта, карта памяти). 6. Мозговой штурм. 7. Портфолио. 8. Практикум. 9.Кейс. 10. Игра. 11. Экскурсия. 12. Исследование и проект. 13.»Фруктовый сад». 14. Игра-квест. 15. Эссе.

Виды занятий: Лекция-беседа, практикум; презентация учебных достижений; контроль знаний;  самооценка (рефлексия).

Формы организации работы учащихся:1. Индивидуальная.2. Коллективная:- фронтальная;- парная;- групповая. Виды деятельности учащихся:- устные сообщения;- обсуждения;-  эссе;- анализ документов и текстов;- составление таблиц, схем;

– решение тестовых заданий.

Виды и формы контроля:-  терминологический диктант;-  эссе;- тематическая тестовая работа;-  фронтальный опрос;

– составление таблиц и схем;

– защита проектов.

Планируемые результаты обучения для обучающихся

(личностные  характеристики и установки) изучения курса «Основы финансовой грамотности»:

•        сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

•        готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;

•        готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни;

•        мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества;

•        заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей Родины.

•        умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения;

•        нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;

•        умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового поведения;

•        установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми явлениями и процессами;

•        умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.

•        •        умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению;

•        проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;

•        контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;

•        самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе в области распоряжения личными финансами.

•        •        умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

•        формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.);

•        умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную из различных источников, различать мнение (точку зрения), доказательство (аргумент), факты.

результаты изучения курса «Основы финансовой  грамотности»:

•        владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

¸        о структуре денежной массы;

¸        о структуре доходов населения страны и способах её определения;

¸        о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;

¸        о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции;

¸        об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;

¸        о возможных нормах сбережения;

¸        о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций;

¸        о видах страхования;

¸        о видах финансовых рисков;

¸        о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;

¸        о способах определения курса валют и мест обмена;

¸        о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.

Учебный план (количество часов изменено в соответствии с Планом ОУ)

1 Используется система обозначений типов занятий: Л — лекция-беседа; П — практикум; ЗП — занятие — презентация учебных достижений; КЗ — контроль знаний; С — самооценка (рефлексия).

Содержание курса  8 класс

Модуль 1. Управление денежными средствами семьи.

Базовые понятия и знания:

•        эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет (профицит, дефицит, личный бюджет);

•        знание видов эмиссии денег и механизмов её осуществления в современной экономике, способов влияния государства на инфляцию, состава денежной массы, структуры доходов населения России и причин её изменения в конце XX — начале XXI вв.; понимание факторов, влияющих на размер доходов, получаемых из различных источников, зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; знание статей расходов и доходов семейного и личного бюджетов и способов планирования личного и семейного бюджетов.

Личностные характеристики и установки:

•        понимание того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;

•        осознание роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;

•        осознание влияния образования на последующую профессиональную деятельность и карьеру, а также на личные доходы;

•        понимание того, что бесконтрольные траты лишают семью возможности обеспечить устойчивую финансовую стабильность, повысить её благосостояние и могут привести к финансовым трудностям;

•        понимание различий между расходными статьями семейного бюджета и их существенных изменений в зависимости от возраста членов семьи и других факторов;

•        осознание необходимости планировать доходы и расходы семьи.

•        пользоваться дебетовой картой;

•        определять причины роста инфляции;

•        рассчитывать личный и семейный доход;

•        читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;

•        различать личные расходы и расходы семьи;

•        планировать и рассчитывать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;

•        вести учёт доходов и расходов;

•        развивать критическое мышление.

•        устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семьи;

•        использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;

•        определять и оценивать варианты повышения личного дохода;

•        соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;

•        сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;

•        оценивать свои ежемесячные расходы;

•        соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;

•        определять приоритетные траты и, исходя из этого, планировать бюджет в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

•        осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.

Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния

•        банк, инвестиционный фонд, страховая компания, финансовое планирование;

•        знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц, возможных норм сбережения на различных этапах жизненного цикла.

•        понимание принципа хранения денег на банковском счёте;

•        оценивание вариантов использования сбережений и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;

•        осознание необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;

•        осознание возможных рисков при сбережении и инвестировании.

•        рассчитывать реальный банковский процент;

•        рассчитывать доходность банковского вклада и других операций;

•        отличать инвестиции от сбережений;

•        сравнивать доходность инвестиционных продуктов.

•        искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и других финансовых учреждений;

•        оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;

•        откладывать деньги на определённые цели;

•        выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

Содержание курса. 9 класс

Модуль 3. Риски в мире денег

•        особые жизненные ситуации, социальные пособия, форс-мажор, страхование, виды страхования и страховых продуктов, финансовые риски, виды рисков;

•        знание видов особых жизненных ситуаций, способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных событий, видов страхования, видов финансовых рисков (инфляция; девальвация; банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями; финансовое мошенничество), а также представление о способах сокращения финансовых рисков.

•        понимание того, что при рождении детей структура расходов семьи существенно изменяется;

•        осознание необходимости иметь финансовую подушку безопасности в случае чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

•        понимание возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;

•        понимание причин финансовых рисков;

•        осознание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).

•        находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;

•        читать договор страхования;

•        рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;

•        защищать личную информацию, в том числе в сети Интернет;

•        пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;

•        соотносить риски и выгоды.

•        оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;

•        оценивать предлагаемые варианты страхования;

•        анализировать и оценивать финансовые риски;

•        развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;

•        реально оценивать свои финансовые возможности.

Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

•        банк, коммерческий банк, Центральный банк, бизнес, бизнес-план, источники финансирования, валюта, мировой валютный рынок, курс валюты;

•        знание видов операций, осуществляемых банками; понимание необходимости наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; знание видов и типов источников финансирования для создания бизнеса, способов защиты от банкротства; представление о структуре бизнес-плана, об основных финансовых правилах ведения бизнеса;  знание  типов  валют;  представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России, как определяются курсы валют в экономике России.

•        понимание основных принципов устройства банковской системы;

•        понимание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не спонтанно, под воздействием рекламы, а возникать в силу необходимости со знанием способов взаимодействия;

•        осознание ответственности и рискованности занятия бизнесом и трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;

•        понимание того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование;

•        понимание причин изменения и колебания курсов валют, а также при каких условиях семья может выиграть от размещения семейных сбережений в валюте.

•        читать договор с банком;

•        рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;

•        находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;

•        переводить одну валюту в другую;

•        находить информацию об изменениях курсов валют.

•        оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;

•        выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также угрожающие такому бизнесу типы рисков;

•        оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.

модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют

•        налоги, прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы, пенсия, пенсионная система, пенсионные фонды;

•        знание основных видов налогов, взимаемых с физических   и юридических лиц  (базовые),  способов  уплаты  налогов (лично и предприятием), общих принципов устройства пенсионной системы РФ; а также знание основных способов пенсионных накоплений.

•        представление об ответственности налогоплательщика;

•        понимание неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и осознание негативного влияния штрафов на семейный бюджет;

•        понимание того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои варианты по программам накопления средств в банках и негосударственных пенсионных фондах.

•        считать сумму заплаченных налогов и/или рассчитывать сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;

•        просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;

•        находить актуальную информацию о пенсионной системе и способах управления накоплениями в сети Интернет.

•        осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;

•        планировать расходы по уплате налогов;

•        рассчитывать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.

Тематически йплан 8кл.

Тематический план 9кл.

Список литературы и ресурсов интернет

1.        Лавренова Е. Б., Рязанова О. И., Липсиц И. В. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА- ПРЕСС, 2014.

2.        Липсиц И. В., Лавренова Е. Б., Рязанова О. И. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 8–9 кл. обще- обр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3.        Липсиц И. В., Лавренова Е. Б., Рязанова О. И. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

4.        Липсиц И. В., Лавренова Е. Б., Рязанова О. И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 кл. обще- обр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

5.        Липсиц И. В., Рязанова О. И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

1.        Липсиц И. В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2.        Экономика. Основы потребительских знаний: учебник для  9 кл. / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

3.        Экономика (Моя роль в обществе): учебное пособие для     8 кл. / под ред. И.А. Сасовой. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

1.        http://ecsocman.hse.ru        –        Федеральный        образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент».

2.        https://www.hse.ru/stat.html – Статистический портал Высшей школы экономики.

3.        https://www.moex.com – Московская биржа.

4.        https://www.ramu.ru – портал «Российская ассоциация маркетинговых услуг».

5.        https://www.rbc.ru – информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».

6.        http://tpprf.ru – Торгово-промышленная палата РФ.

7.        www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».

8.        www.cbr.ru – Центральный банк Российской Федерации.

9.        www.cefir.ru – сайт Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР).

10.        www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент».

11.        www.economicus.ru – Справочный портал по экономике.

12.        www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ.

13.        www.ereport.ru — сайт «Мировая экономика».

14.        www.fas.gov.ru        –        сайт        Федеральной        антимонопольной службы России.

15.        www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики.

16.        www.government.ru – сайт Правительства РФ.

17.        www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника».

18.        www.imf.org – сайт Международного валютного фонда.

19.        www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ.

20.        www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства промышленности и торговли РФ.

21.        www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ.

22.        www.nes.ru – сайт «Российская экономическая школа».

23.        www.wto.ru – Российский Центр экспертизы ВТО.

24.        www.worldbank.org – сайт Всемирного банка.

Формы и методы оценивания достижений учащихся

Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах: текущего контроля, промежуточного контроля и итогового контроля знаний.

Текущий контроль знаний осуществляется на занятиях-играх, практикумах и семинарах. Проверяется конструктивность работы учащегося на занятии, степень активности в поиске информации и отработке практических способов действий в финансовой сфере, а также участие в групповом и общем обсуждении проблем (задач) и способов их решения.

Промежуточный контроль знаний проводится по результатам изучения каждого модуля. Данный вид контроля помогает проверить степень усвоения учебного материала, овладения предметными и метапредметными умениями и компетенциями по значительному ряду вопросов, объединённых в одном модуле. Задача промежуточного контроля — выявить те вопросы, которые учащиеся усвоили слабо (например, не смогли рассчитать реальный банковский процент).

Итоговый контроль знаний осуществляется по результатам изучения курса. Он направлен на проверку и оценку реальных достижений учащихся в освоении основ финансовой грамотности, на выявление степени усвоения системы знаний, овладения умениями и навыками, полученными в процессе изучения курса.

Итоговый контроль может осуществляться в формате имитационно-ролевой или деловой игры. Игра позволит смоделировать конкретную финансовую ситуацию (или комплекс ситуаций), в которой учащийся сможет применить знания, умения и компетенции, освоенные в ходе обучения. Итоговый контроль проводится также в формате контрольной работы, включающей различные типы заданий.

Оценка учебных достижений

Оценка учебных достижений учащихся должна быть максимально объективной, что обеспечивается её критериальностью. Педагог оценивает результаты учебной деятельности школьников на основе определённых критериев, т. е. правил и признаков, по которым можно отличить одно явление от другого.

В ходе учебной деятельности подростки будут осуществлять различные виды деятельности, следовательно, должны быть разные критерии оценки каждого вида деятельности и её результатов.

Педагог знакомит обучающихся с критериями оценки до начала работы. Очень важно, чтобы ученики знали, по каким основаниям будет оцениваться их работа на уроках. Поэтому далее будут представлены критерии оценки той или иной учебной деятельности и учебных результатов, а также методика проведения оценки.

Оценка решения практических задач

Одним из важнейших умений, которое ученики осваивают в ходе обучения, является умение решать практические задачи в сфере финансов. Объектом оценки является устный или письменный ответ, содержащий ход решения задачи.

Критерии оценки практической задачи следующие:

•        определение (выявление в результате поиска) алгоритма решения практической задачи;

•        обоснование итогового выбора.

Ученики заранее (на первом занятии) знакомятся с критериями оценивания и способами оформления решения практических задач.

Оценка конструктивности работы на семинаре

Конструктивность работы ученика на семинаре — это его вклад в развитие рассматриваемых идей и создание общей схемы (или модели). Поэтому оценивается уровень активности участия обучающегося в обсуждении. Имеется в виду продуктивность этого участия, т. е. насколько обдуманны и интересны были предложенные идеи, насколько эффективно ученик находил недостатки (слабые места) в идеях своих одноклассников и предлагал более подходящие варианты.

При этом оценка работы обучающегося будет достаточно субъективной. В данном формате невозможно представить все количественные измерители, поэтому педагог должен ориентироваться на качественные характеристики. При оценке работы на семинаре важно не только исходить из абсолютных результатов, но также следует учитывать качественный прирост умения, т. е. насколько активнее обучающийся работает на данном занятии по сравнению с предыдущим. Так, если ученик не участвует в работе, игнорирует такого рода деятельность, то на усмотрение педагога он может получить оценку 0 или 1 балл. Однако в некоторых случаях более приемлемо и гуманно не выставлять никакой отметки (например, ученик испытывает психологический барьер при выступлении, не освоил умения вступать в коллективное обсуждение проблемы). Активная и продуктивная работа на семинаре, безусловно, заслуживает отметки «4» или «5».

Оценивать работу на семинаре (пусть и несколько субъективно) необходимо. Учитель должен помочь обучающемуся сформировать не только внутреннюю, но и внешнюю мотивацию (для школьников это важно). Хорошая и (или) отличная отметка стимулирует ученика на более активную работу в будущем.

Оценка предметных знаний и умений

Проверка уровня овладения учащимися предметных знаний и умений может осуществляться в форме письменной контрольнойработы или устного опроса. В данном случае всё зависит от времени, которым располагает учитель, а также от его личных предпочтений. Оценка устного ответа более субъективна, чем оценка письменного, тем не менее можно выделить несколько общих принципов оценивания:

•        ученик не отвечает на большинство вопросов (более 50%) или даёт неверные ответы — отметка «2» («неудовлетворительно»);

•        ученик правильно отвечает на половину вопросов или на большинство вопросов частично — отметка «3» («удовлетворительно»);

•        ученик даёт верные ответы на большинство вопросов (более 70%) или отвечает почти на все вопросы, но делает несколько существенных ошибок — отметка «4» («хорошо»);

•        ученик правильно отвечает на все вопросы, делает несколько несущественных ошибок — отметка «5» («отлично»).

Оценивание письменной контрольной работы осуществляется следующим образом:

•        за каждый правильный ответ на тестовый вопрос — 1 балл;

•        за каждую решённую предметную задачу — 2, 3 или 4 балла1;

•        за каждую практическую мини-задачу — 3, 4 или 5 баллов;

•        за развёрнутый письменный ответ на вопрос — 5, 6, 7 или    8 баллов.

По сумме баллов выставляются отметки за выполнение контрольной работы:

0—50% от максимального количества баллов — «неудовлетворительно»;

51—70% — «удовлетворительно»;

71—90% — «хорошо»;

91—100% — «отлично».

Оценка эссе на экономическую тему

Эссе — это прозаическое свободное рассуждение на какую-либо тему, передающее индивидуальные суждения, впечатления, соображения автора. В материалах для учащихся предлагается несколько тем для эссе. В ходе написания произведения ученик имеет возможность не только проявить свои творческие способности, но и развить их.

Формирование и развитие навыков и умений осуществляется только в процессе деятельности. Чем больше обучающийся будет размышлять, формулировать и отражать в письменной форме своё мнение по поставленной проблеме, тем активнее будет происходить становление его точки зрения.

Размышления над высказываниями мудрых людей помогают понять суть предмета, что должно быть высоко оценено. Если учитель задаёт домашнее задание: «Написать эссе на выбранную тему», а учащийся ничего не написал или отнёсся к заданию формально (например, перефразировал высказывание), то он получает неудовлетворительную отметку. При этом отметка «3» может отбить у учащегося желание писать подобные сочинения.

Критерии оценивания эссе:

•        раскрытие смысла высказывания — ученик не просто перефразировал мысль автора, а, используя понятия и научные знания, объяснил, что автор имел в виду;

•        логичность и системность изложения собственных мыслей — под логичностью понимается установление причинно-следственных связей между объектами, явлениями и процессами экономической действительности, системность показывает установление связей между объясняемыми объектами как части и целого;

•        уровень теоретических суждений — теоретические суждения должны носить научный характер; для построения и аргументации своей позиции должно быть использовано усвоенное на уроках (понятия и знания);

•        уровень фактической аргументации — подтверждение позиции ученика по обсуждаемому вопросу конкретными примерами (из обществознания, истории, географии, литературы, СМИ и др.).

Учитель в первую очередь оценивает качественный прирост в результатах творческо-учебной деятельности ученика. Его задача — запустить механизм, способствующий восприятию действительности не только алгоритмически, но и творчески. При этом учитель должен отмечать и объяснять достоинства, а также недостатки в размышлениях учащихся. Недостатки могут заключаться в том, что ученик существенно исказил суть понятия, или использовал совершенно неподходящее знание, или привёл примеры, не объясняющие данное явление, и др.

Оценка выполнения проекта

Любая деятельность, выходящая за пределы освоения предметного содержания, должна оцениваться только позитивными отметками, для того чтобы стимулировать учащегося к дальнейшей творческой работе. Поэтому в случае, когда в проектной работе максимально соблюдены все заданные критерии и учащийся действительно самостоятельно выполнил работу, её следует оценить максимально, т. е. на «отлично», при этом оговорив, разумеется, существенные недостатки. Если работа выполнена не полностью, отсутствуют какие-либо значимые элементы, следует поставить отметку «хорошо» или отправить на доработку.

Критерии оценивания проекта:

•        постановка проблемы, решаемой в ходе реализации проекта;

•        сформированность и реализованность целей и задач проекта;

•        разработанность плана по подготовке и реализации проекта;

•        качество реализации и представления проекта.

Оценка выполнения исследовательской работы

Критерии оценивания исследовательской работы:

•        постановка исследовательской проблемы;

•        формулирование объекта, цели и гипотезы исследования;

•        использование адекватных методов исследования;

•        использование разнообразных информационных источников;

Задания для оценивания результатов обучения:

•        тематический тест — проверяет усвоение предметных знаний по данному разделу, формулируется в виде вопроса с несколькими вариантами ответа.

Пример тестового задания

К прямым налогам относится:

1)        налог на добавленную стоимость;

2)        налог на доходы физических лиц;

•        тематические задания — проверяют усвоение предметных знаний и формирование умений, формулируются в виде заданий с открытым ответом;

•        практические мини-задачи — проверяют овладение умениями и компетенциями в изучаемой области финансовой грамотности; формулируются в виде описания практической жизненной ситуации с указанием конкретных обстоятельств, в которых учащимся необходимо найти решение, используя освоенные знания   и умения.

В         данном курсе может быть принята и безотметочная система: зачет, незачет.

Оцените статью
Финзачет