- Методический материал для изучения темы «Что такое деньги и какими они бывают»
- Разработка уроков для учащихся начальной школы по темам «Товары и услуги», «Деньги».
- Начальная школа
- От куниц до бумажных
- Как устроены наличные деньги
- Банки
- Банкоматы
- Банковские карты
- Виды доходов
- Виды и периодичность расходов
- Что такое бюджет и как его составлять
- Как и зачем сберегать
- Описание
- Автор продукта, координаты
- Особенности применения продукта
- Опыт применения продукта
- Организации, обладающие экспертизой в использовании продукта, координаты
- Календарный план интеграции материалов по финансовой грамотности в образовательную программу начальной школы
- Кластер
- Работа с кроссвордами и ребусами
- Задания с поговорками и пословицами
- Преобразование финансовой информации в таблицу
- Решение задач
- Задачи-расчёты
- Учебные экскурсии
- Игры
- Проекты
- Творческие работы
- Разработка игры для обучающихся 3-х классов по теме
- Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников.
- “Хочу, надо, могу”
- Путешествие с Пином. Игра-квест.
- Разработка обучающих дидактических игр по теме «Профессии» для старших дошкольников.
- «Школьный буфет – финансовая головоломка»
- Урок-обобщение по теме «Деньги».
- Методическая разработка «Профессии нашей семьи» для учащихся 1 класса.
- Подготовка детей к восприятию темы «Хочу и надо».
- Дидактическое и методическое обеспечение обучения младших школьников по теме «Деньги» для 4-х классов
- Разработка дидактических материалов по теме «Платежи» для учащихся 2-4 классов.
- Разработка дидактических материалов по теме «Деньги» для учащихся 2-3 классов.
- Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности для 1- 2 класса “Лесная ярмарка”.
- Методическая разработка по теме «Семейный бюджет».
- Игра-путешествие для учащихся 4 класса «Деньги разных стран»
- Разработка урока для 1 класса
- Бизнес игра «Юные взрослые».
- Разработка дидактического материала (кроссворд) по теме «ПРОФЕССИИ В НАШИХ СЕМЬЯХ» для учащихся 1 класса»
- Практический опыт. Журнал «Школьная жизнь».
- Разработка дидактических материалов. Задания «Хочу. Надо» для 1 класса. Кроссворд «Деньги» для 2 класса.
- Разработка интерактивной игры по финансовой грамотности «Своя игра»
- Организация проектной деятельности по курсу «Финансовая грамотность» в 4-х классах.
- Разработка дидактических материалов по темам «Кондитерская фабрика» и «Хочу и надо»
- Обобщение материала за 1 класс «Путешествие по семейной галактике»
- Театральный проект для 4 класса «Белка и Ко» и «Новые приключения Белки» (экономическая сказка). Итоговое занятие «Трудности малого бизнеса». Создание и продвижение Ко Белки.
Методический материал для изучения темы «Что такое деньги и какими они бывают»
Гребнева Юлия Анатольевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Громкова Юлия Борисовна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Герасименко Наталья Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Белаева Анастасия Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Витько Наталья Валентиновна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518
Презентация (PPTX, 2,23 Мб)
Урок (PDF, 644 Кб)
Тетрадь заданий по теме Деньги (PDF, 1,70 Мб)
Деловая игра повторение пройденного в 4 кл. ( PDF, 406 Кб)
Разработка уроков для учащихся начальной школы по темам «Товары и услуги», «Деньги».
Солопова Наталья Алексеевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2045, Павлова Маргарита Павловна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2045, Гольдзберг Татьяна Фёдоровна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 1569, Позднякова Светлана Ивановна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Монько Александра Дмитриевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Смольянинова Светлана Николаевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Птушка Cветлана Анатольевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Никитина Виктория Игоревна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 201, Соколова Клавдия Владимировна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 201.
Деньги (PPTX, 13,10 Мб)
Разработка дидактических материалов по теме “Что такое деньги?” (PPTX, 14,15 Мб)
Тест (DOCX, 14 Кб)
Разгадывание кроссворда (DOCX, 261 Кб)
Товар. Услуга (PPTX, 3,98 Мб)
Начальная школа
Презентации разработаны в качестве вспомогательных материалов к учебно-методическим комплексам по финансовой грамотности для 2-3 классов и 4 класса и предназначены для использования в учебном процессе для сопровождения занятий по финансовой грамотности. Главная функция презентации – наглядное представление предмета занятий обучающимся.
От куниц до бумажных
Презентация посвящена истории денег. Описывает предпосылки возникновения денег как экономического феномена, рассказывает об их поэтапной эволюции — от древних ракушек каури до металлических монет, а от них — до современных бумажных банкнот.
Как устроены наличные деньги
Презентация рассказывает о наличных деньгах — металлических монетах и бумажных купюрах. Она знакомит учащихся начальной школы с внешним видом российских денег, наглядно демонстрирует отличия банкнот и монет разного номинала, дает представление о понятиях «аверс» и «реверс», «орел» и «решка».
Банки
Презентация дает представление о банках как специальных учреждениях, где можно хранить деньги, взять в долг, обменять одни деньги на другие, заплатить кому-то, кто находится далеко.
Банкоматы
Презентация посвящена банкоматам. Банкомат — аппарат, в котором хранятся деньги и с помощью которого можно получать наличные, оплачивать покупку товаров и услуг, переводить деньги с одного своего счета на другой либо переводить деньги другому человеку.
Банковские карты
Презентация посвящена платежным (банковским) картам. В ней рассказывается об истории появления первых карт. Описываются преимущества использования платежных (банковских) карт по сравнению с наличными деньгами.
Виды доходов
Презентация рассказывает о возможных источниках доходов, которые позволяют людям совершать необходимые расходы и обеспечивать себя всем необходимым для жизни. Презентация акцентирует внимание на том, что для материального благополучия доходы должны быть регулярными, надежными, достаточными.
Виды и периодичность расходов
Презентация рассказывает, какие расходы приходится нести людям, чем расходы отличаются друг от друга и почему важно понимать эти различия, чтобы избегать ненужных трат и управлять своими деньгами. Выделяются расходы обязательные и желательные, плановые или непредвиденные, регулярные или нерегулярные.
Что такое бюджет и как его составлять
Презентация посвящена составлению и исполнению семейного бюджета. В ней рассказывается о том, что такое бюджет, что значит управлять своими деньгами.
Как и зачем сберегать
Презентация призвана разъяснить учащимся начальной школы важность сбережений — денежных средств, которые специально откладываются для использования в будущем. Презентация знакомит учащихся с основными целями сбережений.
Описание
Каждая презентация кратко объясняет одну из тем финансовой грамотности при помощи наглядной инфографики. Каждый видеоматериал — законченное самостоятельное произведение, рассчитанное на использование в рамках конкретного занятия. Презентации можно смотреть в любом порядке, так как они не объединены сквозным сюжетом.
Автор продукта, координаты
Разработчики методических рекомендаций:
Особенности применения продукта
Презентации разработаны как вспомогательный учебный материал к учебно-методическим комплектам по финансовой грамотности. Альтернативно педагог может использовать их в рамках любой программы для обсуждения в классе отдельных тем финансовой грамотности. Анимированную презентацию предполагается использовать для оживления восприятия материалов занятия, облегчения разбора наиболее сложных моментов, а также структурирования информации. Методические рекомендации удобно использовать, чтобы быстро ознакомиться с содержанием презентации.
Опыт применения продукта
Материал не требует актуализации.
Организации, обладающие экспертизой в использовании продукта, координаты
Финансовая грамотность занимает немаловажное место в структуре функциональной грамотности современного человека. Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание всех уровней образования, реализуемых в нашей стране, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации».
Сегодня нельзя себе представить мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих. Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Дети рано понимают – деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному их использованию. Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня особо актуальны.
Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.
В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности. Поэтому календарный план рассчитан на встраивание изучения вопросов финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир, математика, технология и литературное чтение.
На уроках математики и технологии целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий. В частности, решение математических и экономических задач, задач-расчётов и закрепление материала по математике в 3 классе может быть построено на содержании занятия «Сложно ли быть предпринимателем?».
Далее рекомендую темы занятий (фрагменты занятий) финансовой грамотности для встраивания в содержание уроков математики, окружающего мира и технологии в 1-4 классах.
Календарный план интеграции материалов по финансовой грамотности в образовательную программу начальной школы
Рекомендованные занятия, сосредоточены на изучение финансовой грамотности, ориентированы на перенос полученных знаний, на самостоятельные мотивированные действия обучающихся, выражающиеся в финансово-грамотных моделях поведения. Занятия, в форме интегрированных уроков, на которых обозначенная тема будет анализироваться со всевозможных точек зрения, не просто показана область соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую, реальную связь, поможет представить обучающимся концепцию единства окружающего мира.
Добиться поставленной цели можно только в том случае, если включать темы по финансовой грамотности, как в урочную, так и внеурочную деятельность.
Согласно данному плану можно порекомендовать формы, методы и приёмы работы по формированию финансовой грамотности на уроках в начальной школе.
Кластер
Кластеры использую для систематизации материала. Предлагаю ребятам ответить на вопрос, какие бывают деньги и составить кластер со словом «Деньги», кроме того можно составить кластеры по темам «Бюджет». « Расходы», «Доходы».
Работа с кроссвордами и ребусами
Работая с кроссвордами и ребусами, обучающиеся познакомятся с такими понятиями, как планирование, товар, скидка, аукцион, распродажа, качество, деньги.
Задания с поговорками и пословицами
Устное народное творчество также является важным ресурсом формирования понятия финансовой грамотности. Народная мудрость учит трудолюбию, бережливости. Деньги помогают почувствовать себя успешным, свободным человеком. При этом народная мудрость показывает, что не всегда счастье зависит только от материальных составляющих. Необходимо всегда стремиться к лучшему, но и уметь ценить настоящее. Задания с поговорками и пословицами к данной теме позволяют четко сформулировать основные рекомендации по совершению покупок, закрепляют выводы, сделанные при работе, о значимости планирования покупок и финансово грамотном поведении в магазине.
Преобразование финансовой информации в таблицу
Ученикам дан текст.
«В роли эквивалента в разное время и у разных народов выступали разные предметы: кусочки кожи, раковины, скот, рисовые зерна и т.д. Но постепенно роль денег перешла к металлам. Выясним, почему же это произошло? Заполните следующую таблицу. В первой колонке перечислены предметы, выступавшие в роли денег. Сравним их по критериям, указанным в таблице. Если предмет соответствует, по-вашему мнению, критерию, ставьте «+», если нет – «-».
Результатом работы учащихся должна стать заполненная таблица
Решение задач
Следует отметить, что в основе формирования финансовой грамотности младших школьников наиболее эффективными являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые предусматривают решение задач. Если мы хотим научить детей решать практические задачи в финансовой сфере, то сделать это как нельзя лучше через решения математических, экономических задач, задач-расчётов.
Задача 1. Топор можно было обменять на 10 стрел или на 2 копья, или на на 2 горшка, или 1 овцу.
1) Сколько племя получит стрел, обменяв 2 топора?
2) Сколько оно получит копьев, обменяв 3 топора?
3) Сколько получит горшков, обменяв 5 топоров?
4) Сколько получит овец, обменяв 10 топоров?
5) Может ли племя на 6 стрел обменять 1 топор? Почему?
Задача 2. Во времена Петра I началась денежная реформа. Она длилась с 1701 по 1704 годы.
Были выпущены серебряны полтинники (50 копеек), полуполтинники (25 копеек), гривенники (10 копеек) и десять денег (5 копеек). И еще стали чеканить серебряный рубль – 100 копеек.
1. Подчеркни в тексте простым карандашом, что началось при Петре I?
2. Запиши, в каком году началась денежная реформа – _________________
3. Рассмотри записи:
4. Рассчитай, сколько копеек надо заплатить за рыбу, если она стоила 2 полуполтинника, 3 полтинника? ____________
Задачи-расчёты
В 16 веке, во времена царя Петра 1, рабочий получал в день 5-8 копеек. Пуд мяса (16 кг) стоил 30 копеек, пуд хлеба – 10 копеек.
– Рассмотрите диаграмму и выясните, сколько товаров можно было купить на 1 рубль.
(На 1 рубль в XVI век можно было купить 300 кг ржи, одну корову или лошадь, 15 топоров, 10 дверных замков, 2 рубахи)
Учебные экскурсии
Одним из видов работы могут стать учебные экскурсии. Это проведение занятий в финансовых организациях, пенсионном фонде, страховой компании, в банке.
Цель их: сформировать представление о банке (принимает деньги на хранение, предоставляет их в долг, оказывает различные финансовые услуги)
Игры
Считаю уместным в качестве таких технологий на уровне начального образования, применить игровую деятельность. Её цель заключается в развитии практических умений вести учет личных финансов, составлять простой семейный бюджет, личный финансовый план, определение пути его достижения.
Игра «Хочу» и «Надо»
Предлагаются карточки с изображением различных предметов. Нужно убрать предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые относятся к понятию «Хочу». Какие остались предметы, к которым относится понятие «Надо».
В блокнот необходимо распределить в 2 колонки «Доходы» и «Расходы» семьи. Даны следующие ситуации: «Купить арбуз», «Заплатить за свет», «Продали старый дедушкин автомобиль», «Порвалась куртка», «Купили билеты в кино», «Бабушка получила пенсию», «Брат получил стипендию», «Перевели деньги на телефон», «Купили подарок другу».
Деловая игра «Мир профессий»
Работу по профориентации можно связать с деловой игрой «Мир профессий».
Такая деловая игра прошла у нас в начальной школе. Дети приходили в костюмах разных профессий, с реквизитом и рассказывали о своей профессии.
Кроме того, дети на уроках труда делали игрушки и поделки. Продажа игрушек прошла благотворительная ярмарка в рамках акции «Своих не бросаем».
Проекты
Особая роль формированию финансовой грамотности средствами проектной технологии отводится на уроках окружающего мира и технологии. Темы проектных работ могут быть следующие:
Творческие работы
Методические материалы по финансовой грамотности в начальной школе и онлайн-игры для обучающихся 2-4 классов размещены на сайте Финзнайка.рф, кроме того, там можно найти набор заданий по темам финансовой грамотности “Деньги”, “Налоги”, “Семейный бюджет”, “Семья и государство”, “Банки”, “Валюта”, “Страхование”, “Бизнес”. Онлайн-сервис Монеткины.рф, знакомит обучающихся основам ведения бюджета для 2-8 классов.
Создан интерактивный развлекательный просветительский мультсериал «Богатый бобрёнок для детей от 6 лет.
В результате изучения основ финансовой грамотности на уровне начального образования, обучающиеся должны знать:
Таким образом, на данный момент развитие навыков работы с финансами становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе. Для достижения высоких результатов в формировании финансовой грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2– 4 классов в сфере экономики семьи.
Курс рассчитан на 17 часов (2–3 классы) и 17часов (4 класс).
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. Планируемые результаты
изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
Учебно-тематический план курса «Финансовая грамотность» для 2–3 классов
(Материалы для учащихся. Автор — С. Н. Федин)
Содержание программы для 2–3 классов
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Объяснять причины и приводить примеры обмена.
Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
Описывать свойства товарных денег.
Приводить примеры товарных денег.
Приводить примеры первых монет.
Тема 2 .
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. « Орёл». « Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Объяснять, почему появились монеты.
Описывать купюры и монеты.
Сравнивать металлические и бумажные деньги.
Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Какие деньги были раньше в России. Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Описывать старинные российские деньги.
Объяснять происхождение названий денег
Современные деньги России и других стран. Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.
Описывать современные российские деньги
Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта
Приводить примеры иностранных валют.
Откуда в семье деньги. Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
Объяснять причины различий в заработной плате.
Объяснять, кому и почему платят пособия.
Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
На что тратятся деньги. Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.
Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки
Сравнивать покупки по степени необходимости
Различать планируемые и непредвиденные расходы
Объяснять, как появляются сбережения и долги.
Как умно управлять своими деньгами. Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Объяснять, как управлять деньгами.
Сравнивать доходы и расходы
Объяснять, как можно экономить.
Составлять бюджет на простом примере.
Как делать сбережения. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Объяснять, в какой форме можно делать сбережения
Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
Сравнивать разные виды сбережений.
Учебно-тематический план курса «Финансовая грамотность» для 4 класса
(Материалы для учащихся. Автор — Г. Гловели)
Содержание программы для 4 класса
Как появились деньги. Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.
Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.
Объяснять выгоды обмена.
Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.
Описывать ситуации, в которых используются деньги.
Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
Составлять задачи с денежными расчётами.
История монет. Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными.
Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. « Орёл». « Решка».
Описывать устройство монеты.
Объяснять происхождение названий денег.
Бумажные деньги. Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.
Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.
Объяснять, почему появились бумажные деньги.
Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.
Приводить примеры первых бумажных денег.
Описывать первые российские бумажные деньги.
Безналичные деньги. Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты
Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.
Сравнивать виды денег.
Объяснять роль банков.
Объяснять условия вкладов и кредитов.
Рассчитывать проценты на простых примерах.
Объяснять принцип работы пластиковой карты.
Валюты. Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.
Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.
Приводить примеры валют.
Объяснять, что такое резервная валюта.
Объяснять понятие валютного курса.
Проводить простые расчёты с использованием валютного курса
Откуда в семье берутся деньги. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.
Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.
Объяснять, как связаны профессии и образование.
Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.
Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.
На что семьи тратят деньги. Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.
Объяснять причины, по которым люди делают покупки.
Описывать направления расходов семьи.
Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
Сравнивать и оценивать виды рекламы.
Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.
Составлять собственный план расходов.
Как правильно планировать семейный бюджет. Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.
Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.
Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.
Объяснять последствия образования долгов.
Составлять семейный бюджет на условных примерах.
• устный опрос;
• письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;
• тестовое задание;
• решение задач;
• решение кроссворда и анаграммы;
• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация.
• творческая работа;
Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Гловели Г. Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Федин С. Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2–3 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
1. Cайт журнала «Семейный бюджет»
2. Журнал «Работа и зарплата» —
3. Портал «Профориентир» «Мир профессий» –
4. Сайт «Все о пособиях» —
Разработка игры для обучающихся 3-х классов по теме
Пашкевич Наталия Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Пикалова Мария Андреевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557
Разработка игры для обучающихся 3-х классов по
Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников.
Лындина Оксана Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива», Зеленцова Елена Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива;, Лошакова Екатерина Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива
Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников (PPTX, 14,04 Мб)
“Хочу, надо, могу”
Карцева Юлия Борисовна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов, Громова Екатерина Александровна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов.
Описание проекта игры (PDF, 404 Кб)
Путешествие с Пином. Игра-квест.
Болотина Екатерина Сергеевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Жукова Вера Сергеевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Кириллова Елена Владимировна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Дворак Ольга Васильевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Гуськова Ольга Дмитриевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Абу Хадер Елена Валерьевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Бочарова Марина Александровна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Петухова Татьяна Валентиновна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Короткова Марина Юрьевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Семенова Алла Григорьевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов.
Описание игры (PDF, 383 Кб)
Квест (PPTX, 10,75 Мб)
Квест- приложение (PPTX, 1,41 Мб)
Разработка обучающих дидактических игр по теме «Профессии» для старших дошкольников.
Учителя ГБОУ гимназии № 1811:
Копылова Людмила Ивановна, Медведева Алла Сергеевна, Смирнова Татьяна Геннадиевна, Малова Светлана Игоревна, Распопова Наталья Александровна, Соколовская Мария Викторовна, Чупракова Ольга Николаевна, Петрова Дарья Сергеевна, Кириченко Людмила Викторовна, Миронова Алёна Андреевна
Разработка обучающих дидактических игр на тему «Профессии» для старшего дошкольного возраста (PPTX, 9,57 Мб)
Проект «Ресторан» (PPTX, 3,57 Мб)
Бюджет семьи (PPTX, 1,12 Мб)
«Школьный буфет – финансовая головоломка»
Тутыгина Светлана Геннадьевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Великороссова Елизавета Иналовна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Касаткина Анастасия Васильевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Стрелкова Елена Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557.
Презентация (PPT, 555 Кб)
Урок-обобщение по теме «Деньги».
Жунисалиева Инга Петровна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1862, Фатхулаева Светлана Темиртасовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1862, Фазлова Эльвира Рустямовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 630, Нижегородцева Наталья Александровна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 630, Гилёва Мария Игоревна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 687.
Презентация (PPT, 3,91 Мб)
Методическая разработка «Профессии нашей семьи» для учащихся 1 класса.
Проказина Ирина Ивановна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Шорникова Ольга Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Тихонова Жанна Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Охотникова Елена Юрьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Андронова Лариса Юрьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Корнилова Юлия Валентиновна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Сергеева Татьяна Викторовна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Захарова Вероника Васильевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Процкая Наталья Михайловна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Исмагилова Гузаль Раисовна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Балашова Виктория Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Коняева Маргарита Ивановна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Галенко Ирина Олеговна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Рябинина Анастасия Павловна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Голубева Екатерина Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070.
Защита проекта по финансовой грамоте (PPTX, 62,70 Мб)
Подготовка детей к восприятию темы «Хочу и надо».
Куликова Татьяна Николаевна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов, Блинова Ольга Анатольевна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов, Матющенко Наталья Андреевна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов.
Описание проекта (PDF, 398 Кб)
Презентация (PPTX, 3,22 Мб)
Дидактическое и методическое обеспечение обучения младших школьников по теме «Деньги» для 4-х классов
Максимова Светлана Аркадьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Коняшина Елена Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Новосельцева Ольга Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Франтовская Елена Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Тараканова Антонина Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843.
Все о деньгах (PPTX, 10,59 Мб)
Разработка дидактических материалов по теме «Платежи» для учащихся 2-4 классов.
Лукьянова Наталья Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2097, Янкович Елена Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2097.
Разработка дидактических материалов по теме:«Платежи» для учащихся 2-4 класса. ( PPTX, 18,19 Мб)
Разработка дидактических материалов по теме «Деньги» для учащихся 2-3 классов.
Барбуцкая Елена Владимировна – учитель начальных классов АНО СОШ «Академическая гимназия», Маркина Надежда Павловна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1073, Ботнева Татьяна Викторовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 597, Фирсова Наталья Борисовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097, Киреева Инна Юрьевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097, Бизяева Наталья Владимировна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097, Бизяева Наталья Дмитриевна – учитель информатики ГБОУ школа № 2097, Дробуш Екатерина Васильевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2070, Зубов Александр Иванович – учитель физической культуры ГБОУ ВЛГ № 1389.
«Деньги» (PPT, 6,16 Мб)
Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности для 1- 2 класса “Лесная ярмарка”.
Иванова Любовь Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1799 «Экополис, Кононенко Татьяна Михайловна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1862, Круглова Ирина Михайловна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1799 Экополис
Игра для 1 кл-2 классов по финансовой грамотности (PPTX, 12,14 Мб)
Деловая игра в режиме on-line «Лесная ярмарка» (PDF, 399 Кб)
Тест. ( PDF, 101 Кб)
Парные картинки (PDF, 507 Кб)
Ответы на миниатюры (PDF, 208 Кб)
Методическая разработка по теме «Семейный бюджет».
Кузнецова Надежда Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №626
Презентация (PPTX, 1,60 Мб)
Игра-путешествие для учащихся 4 класса «Деньги разных стран»
Доронина Александра Алексеевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 630, Чумакова Катерина Вячеславовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 870, Коровина Юлия Вадимовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 870, Хрусталева Анастасия Михайловна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 870, Каракулова Вероника Львовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 400, Новоселецкая Ольга Александровна – учитель начальных классов ГБОУ школа Перспектива, Чаус Татьяна Евгеньевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 448.
Презентация (PPTX, 25,34 Мб)
Разработка урока для 1 класса
Сомова Ольга Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212, Репина Анна Ивановна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212, Барская Ирина Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212, Абрамова Марина Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212.
Квест В поисках клада (PDF, 384 Кб)
Презентация к выступлению (PPT, 14,45 Мб)
Приложение 1. Простаквашино (RAR, 10,10 Мб)
Приложение 2. Карточки-подсказки местоположения (PDF, 178 Кб)
Приложение 3. Раздаточный материал (RAR, 38,96 Мб)
Приложение 4. Задание 6 (RAR, 23,86 Мб)
Бизнес игра «Юные взрослые».
Егорова Александра Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №448, Дворникова Анна Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №448
Проект (PPTX, 2,73 Мб)
Анкета (приложение 1) (PDF, 161 Кб)
Лист материальных благ (приложение 2) (PDF, 259 Кб)
Разработка дидактического материала (кроссворд) по теме «ПРОФЕССИИ В НАШИХ СЕМЬЯХ» для учащихся 1 класса»
Колосова Екатерина Валерьевна – ГБОУ школа № 514, учитель начальных классов, Елисеева Наталья Евгеньевна – ГБОУ школа № 514, учитель начальных классов, Горохова Елена Николаевна – ГБОУ школа Перспектива, педагог дополнительного образования, Грачева Вита Витальевна – ГБОУ школа № 2000, учитель начальных классов.
Описание проекта (PPTX, 1,32 Мб)
Практический опыт. Журнал «Школьная жизнь».
Беева Ирина Владимировна – ГБОУ школа № 1411, учитель начальных классов.
Журнал “Школьная жизнь” (PPTX, 14,45 Мб)
Разработка дидактических материалов. Задания «Хочу. Надо» для 1 класса. Кроссворд «Деньги» для 2 класса.
Мазаева Наталья Ивановна – ГБОУ школа № 2001, учитель начальных классов, Стойкина Лариса Александровна – ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», учитель начальных классов, Химичева Анастасия Дмитриевна – ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», учитель начальных классов.
Презентация (PPTX, 6,34 Мб)
Разработка интерактивной игры по финансовой грамотности «Своя игра»
Бирюкова Светлана Валерьевна – ГБОУ школа № 1370, учитель начальных классов, Ухина Татьяна Ивановна – ГБОУ школа № 2083, учитель начальных классов.
Описание проекта (PDF, 285 Кб)
Презентация (PPTX, 4,43 Мб)
Опыт работы. Бирюкова С. В. ( PPTX, 87,83 Мб)
Организация проектной деятельности по курсу «Финансовая грамотность» в 4-х классах.
Бейлина Марина Виленовна – Тьютор ГБОУ Школа №2095
Проведение проектных работ по курсу «Финансовая грамотность» (PPTX, 62 Кб)
Разработка дидактических материалов по темам «Кондитерская фабрика» и «Хочу и надо»
Бабылина Ирина Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1288, Ки Екатерина Эдуардовна – Педагог дополнительного образования ГБОУ Школа №2083, Мокиенко Елена Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1375 Панюкова Светлана Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ многопрофильный лицей № 1799,
Бабылина И. В. Тесты ФГ (PDF, 629 Кб)
Фрагмент 1 (RAR, 1,08 Мб); Фрагмент 2 (RAR, 7,62 Мб); Фрагмент 3 (RAR, 2,17 Мб); Фрагмент 4 (RAR, 3,52 Мб)
Ки Е. Э. Кроссворд для детей 2 класс (PDF, 303 Кб)
Мокиенко Е. А. Упражнения кондитерские изделия. ( PDF, 895 Кб)
Панюкова С. Н. Профессия пекаря (PPT, 19,38 Мб)
Обобщение материала за 1 класс «Путешествие по семейной галактике»
Грачева Наталия Евгеньевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Гвоздева Нина Викторовна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Быткэ Ирина Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Хохулина Наталья Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Сафронова Юлия Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Мухина Наталья Анатольевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814.
Путешествие по семейной галактике (PPT, 8,84 Мб)
Театральный проект для 4 класса «Белка и Ко» и «Новые приключения Белки» (экономическая сказка). Итоговое занятие «Трудности малого бизнеса». Создание и продвижение Ко Белки.
Попова Любовь Алексеевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов.
Описание проекта (PDF, 8,78 Мб)