Учебный предмет: Урок по финансовой грамотности.
Тема урока: «Семейный бюджет».
Тип урока: комбинированный
Цель урока: повышение финансовой грамотности обучающихся.
– узнать источники семейного бюджета;
– содействовать формированию разумного финансового поведения (разумные траты);
– научить ответственному отношению к личным финансам;
– сравнивать доходы и расходы, принимать решения.
– коммуникативные: организовывать, планировать учебное сотрудничество, уметь отражать, излагать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.
– регулятивные: уметь самостоятельно выделять цель деятельности, оценивать степень достижения цели.
– познавательные: находить и анализировать достоверную информацию для решения целей и задач, строить логически обоснованные рассуждения, представлять информацию в форме текста и схемы.
Формы работы: групповая, фронтальная.
Методы обучения: проблемно-поисковый, информационно-развивающий; игровой метод, метод контроля, метод создания ситуации совместных решений.
Технологии: технология коммуникативного обучения, ИКТ, обучение в сотрудничестве, игровая технология, здоровьесберегающая технология.
Время: 40 мин.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Раздаточный материал: кейс-задания, карточки со словами, предметные картинки.
Технологическая карта урока
БЮДЖЕТ — (англ. budget) – роспись доходов и расходов государства, учреждения,
семьи или отдельного лица на определенный срок (год).
Семейный бюджет – это финансовый план семьи, составляющий доходы и расходы семьи за определенный период времени. (месяц, год)
Прибыль – получает работник от работы фирмы или своего частного хозяйства
Гонорар – это вознаграждение, которое получает писатель за свои книги или артист за свои выступления
Процент – за сбережения, которые хранятся в банке
Рента – это доход за собственность, отданную на временное пользование другому лицу за регулярную выплату
Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных
Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.
Обязательные расходы — это когда мы покупаем то, без чего наше существование невозможно.
Необязательные расходы — всё наоборот, это те расходы, без которых мы могли бы обойтись.
Технологическая карта проекта урока/занятия по финансовой грамотности
«Сделай свой бизнес»
оздать условия для формирования профессиональных мотивов и интересов у детей, развития навыков планирования
Сформированность предметных умений:
закрепить умения вычислять выражения со случаями вне табличного умножения и деления; задачи с постижением основ экономики;
умение планировать свою деятельность, умение работать в группах для достижения общей цели.
Понимание, освоение, овладение компетенцией:
понимание того, что деньги не цель, а средство обмена, формирование умения осуществлять логические операции: анализ, сравнение, обобщение.
открытие новых знаний
Компьютер, мультимедиа, документ-камера, презентация к уроку.
Б) Дидактический материал
Карточки (составление бизнес – плана),3 плаката (название магазинов),карточки с товарами и ценами, деньги
Расстановка парт и стульев
Дети делятся на 3 команды
План урока, занятия, мероприятия
Организационно-мотивационный этап 2 мин.
-Добрый день, ребята. Сегодня у нас с вами будет командная должны вытянуть карточку и сесть в группу согласно цвету.
Предлагает вытянуть карточку с цветом группы (красные, синие, зеленые, фиолетовые, желтые) и занять свое место.
Включает 1 слайд презентации с ребусом для того, чтобы учащиеся определили девиз урока (Приложение 1)
-Итак, какой же девиз нашего урока?
Приветствуют учителя, рассаживаются в группы согласно цвету вытянутых карточек.
ченье-путь к уменью
Включение в работу, проверка готовности к уроку.
Этап актуализации знаний 5 мин.
-Ребята, мы с вами сегодня работаем в команде. Давайте вспомним основные правила для слаженной работы.
-Слушать друг друга
-Уступать друг другу
Поддержание дисциплины в классе.
А теперь давайте подумаем кто такой предприниматель и бизнесмен и какими качествами он должен обладать(слайд 2 )
-Человек, у которого свое дело
-Человек, который занимается собственным бизнесом. У него может быть магазин, завод, ресторан и
-Мы выбираем второй вариант, так как бизнесмен работает на себя и всю прибыль тоже оставляет себе
Вспоминают введенные на прошлом занятии понятия.
для свой семьи можно двумя способами: работать на других и получать заработанную плату или работать на себя и получать прибыль? вариант лучше? И почему?
Организует фронтальную работу:
-Что такое бизнес? что он направлен и почему так важно умение работать в команде?
-Хорошо, давайте сформулируем тему
Создаем свой бизнес тему урока на доску.
Совместно с учащимися формулирует цель урока.
Цель: научиться составлять бизнес- план, придумывать свою торговую
это то что приносит человеку прибыль.
чтобы быть успешным очень важно уметь правильно ставить цель, задачи по ее достижению и распределять свои возможности
Формулируют тему, цель и задачи урока.
Обучающиеся понимают, что бизнес – это очень сложный процесс
Осознание неполноты знаний, потребность получить новые.
Формирование умения строить план работы для достижения поставленной цели.
Этап открытия новых знаний 27 мин.
-Вам выдаются карточка с этапами действий.
Для начала выработаем порядок вашей работы, что за чем будем делать.
ля облегчения вашей задачи, чем будет заниматься ваша фирма, я приготовила 3 варианта предприятий
-«Движение товара» идет от производителя к потребителю. Напомните мне кто такой «Производитель», а кто «Потребитель»
Придумайте бренд и торговую марку своей компании.
Каждая команда представляет название
-Давайте вернемся к инструкции и посмотрим какие этапы мы для достижения нашей цели.
Какой следующий этап?
Где нужно достать первоначальный капитал?
-Сегодня я буду банком и выдам вам первоначальный капитал, если вы разгадаете ПИН-КОД
Стартовый капитал у вас есть. Как и куда вложить?
Детям предлагаются карточки с товарами и первоначальными ценами.
выбрать и купить товаров на 500 рублей
Снова возвращаемся к нашему плану. Каков следующий шаг?
Помните об «информационном поле»- вашему делу нужна раскрутка! Разработайте программу рекламной акции.
Где мы можем дать рекламу?
-Я тоже могу помочь вам в размещении вашей рекламы. У меня есть возможность напечатать рекламу, но объявление должны быть квадратной формы со сторонами 20 см, а сама доска объявлений 100см Х 100 см. Сколько объявлений поместиться?
Теперь можно запустить в продажу товар. Без рекламы объём продаж будет незначительным. Поэтому вам нужно прорекламировать свой товар так, чтобы захотелось его купить.
Не забываем про рекламный слоган!
Каждая команда рекламирует свой товар
-Снова обращаемся к плану, что осталось сделать?
-Отлично, как же нам заработать с теми товарами, которые вы выбрали?
Сейчас я вам выдаю карточки с красными ценниками, вы ищите тот товар, который уже приобрели, и считаете эти товары по красной цене
-Дальше вам нужно посчитать разницу между закупочной ценой и разница составит вашу прибыль
Итог: Сколько денег заработала каждая фирма
(строим бизнес- план: дети в правильном порядке расставляют план)
-«Производитель», тот кто производит товар
-«Потребитель», человек, который покупает
Один ребенок из команды берет листочек
Ребята на лист А3 придумывают название свих компаний
-Магазин игрушек «Карапуз»
-Магазин одежды «
-Магазин продуктов «Любимый»
– В банке
Детям выдаются карточки с заданием. После его выполнения дети получают по 500 рублей разными купюрами.
чтобы сумма не превышала 500 рублей
-Развесить на улице
азместить в газете или интернете
Дети считают сколько объявлений поме
-На доске поместиться 5 объявлений
На листах А3 с названиями дети рисуют рекламу (используем карандаши, фломастеры, картинки)
Дети считают карточки с красными ценниками
Дети считают разницу
1 команда заработала 167 рублей
2 команда заработала 154 рубля
3 команда заработала 162 рубля
Актуализируют понятие «Производитель» и «потребитель»
жюри обязательно нужно пригласит несколько педагогов, которые будут выбирать наиболее приемлемый бренд. Такая ситуация стимулирует ребят и приближает их работу к реальной жизни.
Актуализируют понятие «банк
Выясняют, что монеты различаются номиналом.
Повторение ранее полученных знаний о
Повторение ранее изученного материала
Учатся слажено работать в команде, распределять между собой обязанности
Жюри оценивает каждую команду
сложения и вычитания
Актуализируют понятие «прибыль»
Этап подведения итогов 8 мин.
Ребята, все ли пункты в нашем бизнес- плане мы выполнили?
Сейчас мы предоставим слово нашему жюри.
момент вам было легче всего, а сложнее? Какой опыт они получили на уроке?
Свой бизнес – это да, то при каких условиях?
которой окажется наиболее продуманным и логичным
-Сложнее всего было придумать название
го было считать прибыль
Нужно хотеть стать бизнесменом
Нужно иметь свою идею и уметь составлять бизнес план
как делать рекламу
ситуация, когда победителя не будет и все команды будут признаны успешными)
о бизнесе, овладение начальными навыками в мире финансовых отношений
Оценочно-рефлексивный этап 3 мин.
Для завершения нашей игры я хотела бы зачитать следующую цитату преуспевающего бизнесмена Н. Хилла из его книги “Думай и богатей”:
“Я в полной мере осознаю, что ни богатство, ни положение в обществе не могут быть устойчивыми, если они не покоятся на правде и справедливости. Поэтому я не свяжу свою совесть сделками, которые не принесут выгоды всем участникам. Я добьюсь своего, объединяясь с другими людьми. Я подавлю в себе ненависть, зависть, подозрительность, чёрствость и цинизм, совершенствуя свою любовь к людям, ибо знаю, что плохое отношение к окружающим никогда не принесёт успеха”.
Подводят итоги урока, планируют свою деятельность на следующий урок.
успешный бизнес – это умение работать в команде, знать цель и умение распределять свои возможности
Ученье-путь к уменью
Придумать бренд ( торговую марку) своей компании
1. На какое число надо разделить 28, чтобы получить 7?
2. Пакет супа стоит 7 рублей. Сколько пакетов супа можно купить на 35 рублей?
3. В вагоне всего 36 мест, в 1 купе по 4 места. Сколько в вагоне купе?
4. Пекарь испек 24 коржа. Сколько тортов может , если на один торт идет 6 коржей?
3 5 9 4
1. Делимое 56, делитель 8. Чему равно частное?
2. Какое число нужно увеличить в 7 раз, чтобы получит 49?
3. Периметр квадрата 24 см. Чему равна длина его стороны?
4. У брата 3 открытки, а у сестры 12 открыток. Во сколько раз у брата меньше открыток, чем у сестры?
ПИН –КОД 7 7 6 4
1.36 литров молока разлили в бидоны по 12 литров в каждый. Сколько потребовалось бидонов?
2. Уменьшите 12 в 4 раза.
3. Сколько сантиметров половине дециметра?
4. Какое число надо увеличить в 5 раз, чтобы получилось 35?
ПИН- КОД 3 3 5 7
Учитель истории и обществознания
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Урока по финансовой грамотности
5 класс
Тема : «Деньги. Для чего они нужны. Бюджет семьи»
Цели урока :
– сформировать у учащихся представление о деньгах простым и понятным языком;
– обучающиеся определят выгоды обмена, покажут и объяснят неудобства бартера и появление денег.
– познакомить учащихся с понятием бюджет и научиться его использовать.
– повышение финансовой грамотности учащихся,
– содействие формированию разумного финансового поведения,
– принятию обоснованных решений, проявления ответственного отношения к личным финансам.
Урока по финансовой грамотности
Цели урока :
– принятию обоснованных решений, проявления ответственного отношения к личным финансам.
1. На стадии вызова с помощью приёма РКЧМ («Верю – не верю») определить проблему, рассматриваемую на уроке.
2. С помощью видеоролика «Как появились деньги» познакомить с историей появления денег как товаром для обмена, понятиями «бартер», «товар», «деньги», «ликвидность», «бюджет».
Приёмы на стадии осмысления: учащиеся получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется и систематизируют новые знания.
3. С помощью приёма Инсерт организовать работу с источником (раздаточный материалю
4. Применить приобретённые знания при решение задач.
5. Работать в группе.
6. Приёмы на стадии рефлексии:
– приём незаконченного предложения;
– «свободный микрофон».
подготовить для каждого учащегося памятки «13 советов управления деньгами для ребенка», задания детям: примерные доходы и траты семьи за месяц, подобрать записи с музыкой для создания соответствующего эмоционального фона), во время выполнения заданий, оформить классную доску и подобрать литературу и статьи из периодической печати о финансах.
Тип занятия: комбинированный урок.
Место занятия в логике реализации предмета: получение новых знаний с опорой на личный опыт.
Учебно-техническое обеспечение :SMART – доска, видеофильм «Как появились деньги», таблицы «Верю – не верю» (для самостоятельной работы), карточки для групп, «Дерево чувств» и цветные листья (жёлтый, зелёный, синий), наборы из геометрических фигур для работы в группе, картинка «Лиса» из геометрических фигур.
• Обмен игрушками, книгами, играми.
• Покупка товаров в магазине, оплата покупки наличными, получение сдачи.
Формирование воспитательных компетенций:
Предметные образовательные результаты:
Девиз нашего урока «Знаешь – говори, не знаешь – слушай»
2. Мотивационный этап.
– Ребята для начала давайте, определим тему нашей с вами встречи. А для этого отгадайте, пожалуйста, загадки:
а) Маленькая, кругленькая
Из кармана в карман скачет.
б) Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
У одних нас много, а у других нас нет.
Зная ключевое слово нашего урока, сформулируйте тему. Какую цель мы поставим перед собой? На какие вопросы вы планируете получить ответы? Предлагаю составить совместный план, включающий в себя интересующие вас вопросы.
– Сегодня мы с вами поговорим о деньгах и выясним, что мы знаем о них, а что нам ещё нужно узнать.
Вопрос, (дети поднимают катрочки с +,-)
Верю (+)Не верю(-)
Когда люди охотились на мамонтов, денег не было. +
Товар – это обмен игрушками. –
Деньги – это товар, которым удобно обмениваться.+
Бартер – это деньги другой страны.-
Монеты – это бумажные деньги. –
– Если у вас кто-нибудь спросит что такое деньги, то вы наверно сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребёнку понятно, что деньги – это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства вы знаете, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.
– А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, или вкусный торт?
«Ученик спросил Мастера: — Насколько верны слова, что не в деньгах счастье? Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум».
– Что за таинственная сила скрыта в деньгах? (могут удовлетворить любые запросы или потребности людей)
– Как к ним относиться? (к ним надо относится серьезно)
– Чего больше – добра, или зла приносят они людям?
– Зачем нужны деньги? (Без денег не купить одежду, продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта, и т.д.)
– Какое значение имеют деньги в жизни человека? (Главное. Человек не может без них обходиться.)
Просмор фрагмента «Галилео-галилей» «о деньгах»
– Знаете ли вы, как сейчас выглядят Российские деньги?
– Какие из этих современные, а какие устарели?
– Как называют эти деньги?
– Из чего они сделаны?
– Как называют бумажные деньги?
– Наименование стоимости банкнот называют купюрой. Какие купюры вы знаете?
– Как называют иностранные деньги?
– Как называют международную валюту?
– Всегда ли люди пользовались бумажными и металлическими деньгами?
– Что заменяло деньги в старые времена?
– И сейчас есть полноценные деньги и их заменители. Может кто-то догадаться, какие деньги полноценные? ( Не путайте с фальшивыми).
– Полноценными называются монеты из серебра и золота, а мы с вами пользуемся заменителями – бумажными купюрами и металлическими монетами.
4 . Практическая работа в парах.
– Ребята, у каждого из вас на столах есть монеты разного достоинства: 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей. Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на монетах? (ответы детей). Сравните их. Далее найдите на монетах лицевую и оборотную сторону, ребро, номинал и легенду. Я вам объясню значение непонятных слов и покажу на монетах.
Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство, называется «реверс» или «решка». Кто из вас знает, почему «решка»? (ответы детей) Решка – это сокращенное или искаженное от слова «решетка». Во время денежной реформы, которая произошла при царе Петре первом в обращение ввели серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Это очень напоминало решетку, и так в разговоре появилось слово «решка». Сторона монеты, на которой изображен герб, портрет или какой-то другой рисунок- лицевая. Она называется «аверс» или «орел». Ребро монеты называется «гурт», а надпись на монете называется «легенда».
– Но и эти деньги надо использовать грамотно, чтобы хватило на все необходимое и осталось на мечту.
– Попробуем проверить, как вы ориентируетесь в ценах на самые необходимые продукты питания. В карточках расставьте номера по порядку от самого дорогого товара, до самого дешевого товара.
– Кто может поставить рядом цену?
( Вслух 1-2 человека зачитывают. Совместно делаем исправления.)
Практическое задание (Карточка № 1)
1 кг. лука –
1 кг. соли –
1 кг. сахарного песка –
1 кг. мяса –
1 десяток яиц –
1 кг. макарон –
1 кг. капусты –
1 литр подсолнечного масла –
1 литр молока –
1 буханка черного хлеба –
1 кг. картофеля –
– Мы с вами разобрались с ценами. Как вы понимаете фразу «Личные финансы»? (Деньги, которые принадлежат мне)
– Всегда ли родители покупают вам то, что хотелось бы вам? (Нет.)
– Часто ли вам дают деньги, чтобы вы сами покупали то, что вам хочется? (Нет.)
– Есть ли у вас собственные сбережения? (Да. Нет.)
– Первоначально я предлагаю вам выяснить, что можно назвать личными финансами ребёнка. А теперь мы поговорим с вами о БЮДЖЕТЕ СВОЕЙ СЕМЬИ.
Для этого вам предстоит выбрать из предложенных высказываний те, которые вы можете отнести к личным финансам.
Практическое задание (Группа №1)
Отметьте те высказывания, которые вы можете отнести к личным финансам, а какие в бюджету своей семьи
– Человек должен уметь не только зарабатывать, но и тратить деньги так, чтобы они приносили пользу и удовлетворение.
Практическое задание (Группа №2)
А теперь попробуем спланировать, как и на что надо тратить деньги. Вот допустим, ваша зарплата составляет 3 тысячи рублей в месяц. На что бы вы их истратили, если бы самостоятельно вели хозяйство?
– Какие расходы у человека каждый день?
– Какие расходы реже?
– Возьмите листочки и попробуйте спланировать, на что истратить 3 тысячи рублей. Что вы сможете купить, что оплатить, сколько отложить на мечту. Ведь у каждого наверняка есть мечта.
Практическое задание (Группа № 3)
Выберите правильный ответ.
1) -Если вам дают на карманные расходы 20 рублей в день, а вы половину откладываете в копилку, то через 30 дней вы сможете купить:
А) 20 порций мороженого по 35 рублей.
Б) 4 куклы по 200 рублей.
В) 3 машинки по 100 рублей.
Г) 10 шоколадок по 40 рублей.
– Хорошо тратить деньги мы научились, а умеем ли мы их хранить?
2) -Представь, что у тебя есть крупная сумма денег. Подумай, как ты с ними поступишь. Выбери правильные ответы для четырех предложенных вариантов:
Игра «Денежные пазлы». А сейчас я вам предлагаю немного поиграть. Ваша задача как можно быстрее собрать пазлы. У вас на партах лежат конверты, в которых находятся отдельные части разных купюр. Какие купюры у вас получились? ( 50 рублей, 10 рублей, 500 рублей, 100 рублей, 1000 рублей)
А сейчас немного разомнемся.
Я вам буду называть виды доходов и расходов. Если я называю доходы – вы похлопайте, а если расходы – потопайте. Начинаем.
Молодцы, закончили. Мы продолжаем.
(дети приставляют к написанным заданиям ответ со стола)
1) получение обеими сторонами выгод от обмена;
2) каждый продавец должен произвести товар;
3) бартерный обмен усиливает зависимость между людьми;
4) затрачивается много времени на обмен товара;
5) затрачивается много времени на поиск необходимого товара.
8 . Итог урока
Приём «Дерево чувств»:
Сегодня нашу работу на уроке мы будем оценивать при помощи цветных кружочков у вас на столах:
Если вы считаете ,если много чего узнали нового на уроке и у вас радостное и приятное настроение поднимаете – жёлтый – радостное, приятное;
Если что-то не допоняли и у вас остались вопросы или вы не совсем удовлетворены работой сегодня на уроке, то поднимаете зелёный –волнительное;
И ,если не удовлетворены работой на уроке синий – неудовлетворенное, грустное.
Хорошо, если сегодняшний разговор станет для вас полезным. Чем бы вы не занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например – здоровье. Поэтому экономьте на мороженом, или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге, или хорошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение, или уважение близких. Или их любовь. Не обедняйте себя, стараясь всё соизмерить с деньгами. Далеко не всё на свете продаётся и покупается.
Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого»
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/479656-tehnologicheskaja-karta-uroka-po-finansovoj-g
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
В 5 КЛАССЕ
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Ресурсный материал к занятию
Рабочий
лист к уроку «Банки и банковская система»
Технологическая карта урока по финансовой грамотности на тему «Деньги»
О том, как правильно воспитывать в своём ребенке бережное отношение к деньгам и стоит ли материально поощрять детей.
Содержимое разработки
Технологическая карта урока по финансовой грамотности на тему «Деньги» (5 класс)
Деньги, их функции
Сохранить у себя:
Похожие файлы
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Универсальные учебные действия (УУД)
1. Целеполагание и поиск способа выхода из затруднения
Учитель предлагает посмотреть мультфильм «Смешарики» и организует фронтальную беседу, предлагая ответить на вопросы:
-Как вы думаете, чему посвящено наше занятие и почему вы сделали такой вывод?
– Что вы хотите узнать на занятии, чему научиться?
-Почему важно уметь разумно тратить деньги?
– Где вам самим пригодятся эти знания?
Давайте поможем Смешарикам разобраться в вопросах экономики.
Отвечают на вопросы, делают выводы
Уметь оперировать своими знаниями, высказать свое мнение, аргументировано доказывать свою точку зрения, выстраивать предположения.
2. Основной этап
Игра «Ассоциация. (4 мин)
Учитель предлагает поиграть, записать слова, связанные понятие ЭКОНОМИКА.
Команда на выданном бланке должна за 2 минуты записать безошибочно как можно больше экономических терминов.
По истечению времени команды обмениваются друг с другом бланками. другая команда подсчитывает доход команды – соперника, при этом обязательно учитывается соответствие написанных слов с заданной тематикой и грамотностью.
Если проверяющая команда не ошиблась, она получает дополнительно 1жетон.
Обучающиеся записывают на листе термины в течение 2 мин, затем передают другой команде на проверку
Правильно использовать экономические понятия.
Проводить логические действия.
Кто быстрее и правильнее ее скажет, получает победные 2 жетона.
– Скороговорка «Расскажите про покупки. Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои ».
Капитанам предлагается произнести скороговорку «в предлагаемых обстоятельствах» с разной интонацией: по секрету – равнодушно, ругать – оправдываться, просить – не разрешать, с соответствующей мимикой.
Судьи в этом конкурсе – члены другой команды
Капитаны произносят скороговорки.
Команды обсуждают выступление капитанов и выставляет баллы
Воспитывать речевую культуру.
Конкурс “Умей договориться”.
Учитель объясняет условия конкурса.
1 команда идет в аптеку
2 команда- в школу
3 команда – в театр
необходимо собрать все необходимые вещи для своего дела. Для этого нужно осуществлять обмен одной вещи на другую. Старайтесь договориться с соперниками. В крайнем случае, вы можете использовать ваши денежки.
За победу (команда собрала все необходимые предметы и имеет самую большую сумму денежек)
Капитан, победившей в этом конкурсе команды, должен поделиться опытом – как удалось сэкономить денежки и добыть все необходимые предметы?
Дети работают в команде, обмениваются опытом.
Развивать коммуникативные умения. Формировать умения работать в малых группах.
(3 мин)
Учитель объясняет, что такое блиц-опрос и проводит его.
Обучающиеся участвуют в опросе. При необходимости проводят обсуждение
Развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения.
Собрать слова: монета, сбережения, рубль, бюджет, банк, доход.
Обучающиеся составляют и записывают на листах слова из букв, выведенных на экран в презентации.
Развивать логическое мышление.
3 этап. Рефлексия. Подведение итогов.
Учитель даёт задание. Раздаёт карточки с заданием
Необходимо составить Памятку, которая поможет ребятам из других классов экономно расходовать карманные деньги.
Учитель задаёт вопросы.
-что нового узнали?
-было ли интересно?
-хотели бы посещать занятия по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»?
Обучающиеся выполняют задание, озвучивают результаты.
Высказывают мнение о занятии, о том, что нового и интересного узнали. Как полученные знания пригодятся в дальнейшем.
Формировать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.
Технологическая карта урока финансовой грамотности
Суртаевой Натальи Владимировны,
учителя математики МОУ «Сейкинская СОШ»
В одном городе жила-была девочка Вера. Она жила с папой, мамой, бабушкой и старшим братом. В последнее время Вера все чаще стала просить родителей купить новый велосипед, побольше. И однажды вечером вся семья собралась в гостиной, чтобы обсудить этот вопрос.
«Так, разберёмся», – сказал отец. Велосипед стоит 6 000 рублей. Он взял листок и написал на нём: «Доходы». « Давайте подсчитаем доход нашей семьи за этот месяц».
– Ежемесячно на работе я получаю 25 000 рублей.
– Мама получает 18 000 рублей.
– Бабушка получает пенсию 12000 рублей».
Тут папа вспомнил, что починил соседу телевизор и получил вознаграждение 1000 рублей.
Зарплата папы: 25 000 рублей.
Зарплата мамы: 18 000 рублей.
+ Пенсия бабушки: 12 000 рублей.
Вознаграждение: 1 000 рублей.
Итого: 56 000 рублей.
Ура! Обрадовалась Вера. На эти деньги можно купить не только велосипед. А мама взяла другой лист и написала на нём «Расходы»
Продукты – 25 000 рублей.
Оплата обедов – 2 000 рублей.
Оплата за воду, свет, газ – 4500 рублей.
Оплата за детский сад – 3000 рублей.
Расходы на лекарства – 1 000 рублей
Мобильная связь и интернет – 2000 рублей
Проезд на общественном транспорте – 1 800 рублей.
Абонемент в тренажерный зал – 3 000 рублей
Кино, игрушки, новый коврик в прихожую – 3 000 рублей
Итого: 45300 рублей.
Папа из числа 56 000 отнял число 45 300, и получилось? (10 700).
Вера обрадовалась и сказала: «Осталось ещё велосипедных 10 700 рублей». « Это совсем не велосипедные денежки. Это наши сбережения», – сказал папа. « Их можно отнести в банк. И банк будет выплачивать проценты», – сказала мама. « Хорошо», – сказал папа, «На 6 000 купим велосипед, а оставшиеся деньги отнесём в банк на хранение».
Задание №1. Заполните таблицу «Доходы семьи»
Задание №2. Заполните таблицу «Расходы семьи»
Задание №3. 1 группа
Прочитайте текст и заполните таблицу.
Семья состоит из семи человек: дедушка, бабушка, папа, мама, дочь – ученица 3 класса и два сына – учащиеся 6 и 11 классов. В текущем месяце дедушка вставил зубы, заплатив за услуги стоматолога 30 000 рублей. Дедушкина пенсия составляет 25 000 рублей, а бабушкина 10 000 рублей. В конце месяца папа, получив зарплату 40 000 рублей, заплатил за свет, воду, газ и отопление 12 000 рублей. А мама, получив зарплату 30 000 рублей, купила проездные на автобус на 3 000 рублей и бытовую химию на 5 000 рублей. В этом месяце на продукты питания семья потратила 35 000 рублей. В начале месяца у мамы порвались сапоги и она купила новые за 10 000 рублей. Ещё в этом месяце дедушка выиграл лотерею 15 000 рублей. И дети попросили часть денег на подарки: внучка – новую куклу за 1500 рублей и платье за 2000 рублей, младший внук – новую компьютерную игру за 2 500 рублей, а старший внук попросил денег на телефон, интернет и кинотеатр в размере 2000 рублей. Также семья в текущем месяце потратила 2000 рублей на сотовую связь.
Задание №3. 2 группа
Семья состоит из шести человек: дедушка, бабушка, папа, мама и два сына, младший – ученик 10 класса, старший – студент медицинского института. Дедушка и бабушка получают одинаковую пенсию в размере 12 000 рублей каждый. Старший сын сдал сессию на отлично и получил стипендию 15 000 рублей. На эти деньги он купил кроссовки и куртку себе и младшему брату. Папа, получив зарплату 50 000 рублей, заплатил за коммунальные услуги 10 000 рублей. Мама после своей зарплаты (25 000 руб.) купила бытовой химии на 2000 рублей и проездные билеты на автобус на 2000 рублей. В середине месяца бабушка продала саженцы на 2000 рублей, и младший внук попросил у неё 900 рублей на новые наушники. Ещё за этот месяц семья потратила 30 000 рублей на продукты питания, 2 500 рублей на телефон и интернет, 20 000 рублей в центре развлечений.
Задание №3. 3 группа
Семья состоит из шести человек: дедушка, бабушка, папа, мама, дочь – выпускница 11 класса, сын – ученик 5 класса. Дедушка и бабушка получают одинаковую пенсию по 10 000 рублей. Папа, в свободное от работы время, играет в компьютерные игры и в этом месяце он приобрёл более мощную видеокарту за 16 000 рублей. Зарплата папы составляет 28 000 рублей, а мама получает 20 000 рублей. Но в этом месяце мама сверх зарплаты получила премию в размере 5 000 рублей. После получки папа заплатил за свет, воду, газ и отопление 15 000 рублей. В текущем месяце на продукты питания семья потратила 30 000 рублей, на бытовую химию – 5000 рублей, на сотовую связь и интернет – 5 000 рублей и на проездные билеты – 2000 рублей.
Задание №3. 4 группа
Семья состоит из пяти человек: бабушка, папа, мама и две дочери – ученицы 9 и 5 классов. Папа зарабатывает 30 000 рублей и в этом месяце, занимаясь частным извозом, он заработал ещё 4 000 рублей. Однако 6 000 рублей он потратил на автозапчасти, 3 000 рублей – на бензин и 2 000 рублей составил штраф за превышение скорости. Бабушка получает пенсию в размере 10 000 рублей. И на день рождение старшей внучке она купила сотовый телефон, который стоит 8 000 рублей. Мамина зарплата составляет 15 000 рублей. Из общих денег мама оплатила коммунальные услуги – 12 000 рублей, телефон и интернет – 2000 рублей. В этом месяце на продукты питания семья потратила 25 000 рублей, на бытовую химию – 3 000 рублей. А ещё в текущем месяце девочки несколько раз ходили в кинотеатр и потратили 2 000 рублей.