Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё с детства, и по мере взросления сложность и уровень решаемых задач постоянно повышаются. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать перечень тех базовых понятий и навыков, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать сложные финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.
Учебная программа рассчитана на учащихся 10–11 классов, что позволяет учесть ряд важных особенностей детей такого возраста. В первую очередь дети 16–18 лет обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в рамках выпускных классов можно поднимать такие темы, которые среди школьников более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, ученики 11 класса по окончании школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о перечне финансовых институтов и особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения необходимого успеха.
Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности учащихся 10–11 классов предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионные фонды и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, овладеть навыками формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов и пр.
Перечень предлагаемых к изучению тем является необходимым набором базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.
Финансовая грамотность: учебная программа. 10 – 11 классы общеобразовательной организации. Экономический профиль (среднее общее образование)
В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических ресурсов.
Программа (PDF, 555 Кб)
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10 – 11 классы общеобразовательной организации. профиль
Курс посвящён ключевым вопросам функционирования современных финансовых институтов и механизмам взаимодействия человека с ними. В рамках курса рассматриваются такие финансовые понятия, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионные фонды и др., раскрывается их суть и показано место в финансовой жизни современной России.
Для учеников (PDF, 99.55 Мб)
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10 – 11 классы общеобразовательной организации. профиль
Пособие призвано помочь учителям в планировании и проведении занятий. В нём описана общая методика организации учебного процесса и предложены критерии оценки учебных достижений учащихся. По каждому модулю даны примеры заданий (с ответами): мини-задачи, кейсы, тесты, темы для написания эссе.
Для учителей (PDF, 2.65 Мб)
Финансовая грамотность: материалы для родителей. 10 – 11 классы общеобразовательной организации. профиль Представленные материалы содержат информационно-просветительскую составляющую, направленную на систематизацию знаний родителей в сфере финансовой грамотности, повышение их мотивации по привлечению детей к обсуждению вопросов формирования и расходования семейного бюджета. В материалы включены сведения о принципах работы современных финансовых институтов, характеристиках финансовых продуктов и инструментов, словари терминов по каждому модулю курса, набор рекомендаций по выполнению заданий совместно с детьми.
Для родителей (PDF, 47.56 Мб)
Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 10 – 11 классы общеобразовательной организации. профиль
Контрольные измерительные материалы представляют собой сборник дополнительных упражнений и заданий ко всем модулям материалов для учащихся по данному курсу и включают различные задания для текущего, промежуточного и итогового контроля по изучаемому курсу.
КИМ (PDF, 1.09 Мб)
Для учащихся 10–11 классов изучение курса финансовой грамотности имеет особое значение, поскольку, окончив школу в 18 лет (как часто бывает), человек получает право на самостоятельное осуществление любых финансовых операций. Поэтому необходимо, чтобы выпускник вступил во взрослую жизнь подготовленным к взаимодействию с различными финансовыми организациями: коммерческими банками, инвестиционными фондами, страховыми компаниями, фондовой и валютной биржами, налоговыми органами и др.
В условиях быстрого развития финансовой сферы современного общества главное – не просто научить старшеклассника действовать по алгоритму, но и сформировать метапредметное умение ориентироваться в финансовом пространстве, оценивать различные варианты решения финансовых задач и находить оптимальный вариант в конкретных жизненных обстоятельствах. Не менее важным являются формирование ответственного отношения к принимаемым на себя финансовым обязательствам и умение сопоставлять своё финансовое поведение с правовыми и моральными нормами государства и общества.
Все это можно найти в программе данного курса, в рамках которого изучается история развития и становления финансовых институтов, историческая обусловленность появления тех или иных финансовых услуг и продуктов. Финансы тесно связаны с правом, поэтому в ходе освоения курса предусматривается учебная деятельность, осуществляемая на стыке правовой и финансовой грамотности. Кроме того, во всех модулях курса отрабатываются задания, подобные тем, которые входят в Единый государственный экзамен (далее – ЕГЭ) по обществознанию (раздел «Экономика») и математике.
Таким образом, освоение учащимися 10–11 классов курса финансовой грамотности создаёт условия для их успешной социализации, профориентации в экономических специальностях и более глубокого понимания современной мировой и российской финансово-экономической действительности.
Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразовательной организации, социально-экономический профиль.
В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, приведён календарно-тематический план занятий, описаны формы и методы организации образовательного процесса, представлен перечень учебно-методических ресурсов.
Учебная программа 2020 (PDF, 300 Кб)
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразовательной организации, социально-экономический профиль. В пособии рассматриваются основные элементы финансовой системы современной России и описываются модели рационального поведения в различных финансовых ситуациях. Учащиеся узнают, как устроены банки и фондовые биржи, что такое акции и облигации, какие виды налогов существуют, как формируется пенсия, что такое стартапы и финансовые риски.
Материалы для учащихся 2020 (PDF, 15.74 Мб)
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10 – 11 классы общеобразовательной организации Методические рекомендации включают общую характеристику методики обучения финансовой грамотности и раскрывают особенности проведения занятий и планы их построения. К каждому занятию по теме курса приводятся ответы к соответствующим заданиям из рабочей тетради. Материалы к заключительному занятию представляют собой итоговую проверочную работу в двух вариантах с ответами. В пособие также включены сценарии для проведения дополнительных занятий в форме учебных игр, коммуникативных турниров, экскурсий.
Методические рекомендации для учителя 2020 (PDF, 816 Кб)
Финансовая грамотность: материалы для родителей. 10 – 11 классы общеобразовательной организации, социально-экономический профиль.
Пособие призвано помочь родителям освоить содержание курса «Финансовая грамотность», который старшеклассники изучают в школе. В живой и доступной форме в пособии объясняется, как необходимо действовать в той или иной ситуации финансового характера, и предлагаются практические советы, которые позволят взрослым успешно решать свои проблемы в финансовой сфере и научить этому своих детей.
Материалы для родителей 2020 (PDF, 3.77 Мб)
Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 10–11 классы общеобразовательной организации, социально-экономический профиль.
В рабочую тетрадь включены практические задачи и тесты, вопросы на анализ графиков и диаграмм и пр. Большое количество заданий, представленных в пособии, аналогичны по своему типу и содержанию заданиям ЕГЭ по обществознанию. Предлагаемый в рабочей тетради материал позволяет педагогам проводить проверку знаний учащихся и выстраивать для каждого из них индивидуальную образовательную траекторию.
Рабочая тетрадь 2020 (PDF, 750 Кб)