Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Целинная средняя общеобразовательная школа»
Технологическая карта занятия
по финансовой грамотности
«Откуда в семье берутся деньги»
Разработчик: Раднаева Эльвира Владимировна
Описание хода урока по этапам
Экономика – это особая сфера жизни общества, охватывающая производство товаров и услуг, обмен ими, распределение и потребление созданных в обществе благ.
Деньги – физический предмет который принимается в качестве оплаты за товары или услуги.
Банк -организация, производящая разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услуги.
11 советов управления деньгами для ребенка:
1. Старайтпесь планировать бюджет и следовать ему.
2. Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться.
3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.
4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратны чем желания.
5. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману, найди более дешевую альтернативу.
6. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. так вы сможете накопить сбережения.
7. Купите игру Монополия. Это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.
8. Когда вы идете за покупками, то старйтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь.
9. Старайтесь не «брать взаймы».
10. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте.
11. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги свои трудом.
- Просмотр содержимого документа «Урок финансовой грамотности»
- От куниц до бумажных
- Как устроены наличные деньги
- Банки
- Банкоматы
- Банковские карты
- Виды доходов
- Виды и периодичность расходов
- Что такое бюджет и как его составлять
- Как и зачем сберегать
- Описание
- Автор продукта, координаты
- Особенности применения продукта
- Опыт применения продукта
- Организации, обладающие экспертизой в использовании продукта, координаты
Просмотр содержимого документа
«Урок финансовой грамотности»
Презентации разработаны в качестве вспомогательных материалов к учебно-методическим комплексам по финансовой грамотности для 2-3 классов и 4 класса и предназначены для использования в учебном процессе для сопровождения занятий по финансовой грамотности. Главная функция презентации – наглядное представление предмета занятий обучающимся.
От куниц до бумажных
Презентация посвящена истории денег. Описывает предпосылки возникновения денег как экономического феномена, рассказывает об их поэтапной эволюции — от древних ракушек каури до металлических монет, а от них — до современных бумажных банкнот.
Как устроены наличные деньги
Презентация рассказывает о наличных деньгах — металлических монетах и бумажных купюрах. Она знакомит учащихся начальной школы с внешним видом российских денег, наглядно демонстрирует отличия банкнот и монет разного номинала, дает представление о понятиях «аверс» и «реверс», «орел» и «решка».
Банки
Презентация дает представление о банках как специальных учреждениях, где можно хранить деньги, взять в долг, обменять одни деньги на другие, заплатить кому-то, кто находится далеко.
Банкоматы
Презентация посвящена банкоматам. Банкомат — аппарат, в котором хранятся деньги и с помощью которого можно получать наличные, оплачивать покупку товаров и услуг, переводить деньги с одного своего счета на другой либо переводить деньги другому человеку.
Банковские карты
Презентация посвящена платежным (банковским) картам. В ней рассказывается об истории появления первых карт. Описываются преимущества использования платежных (банковских) карт по сравнению с наличными деньгами.
Виды доходов
Презентация рассказывает о возможных источниках доходов, которые позволяют людям совершать необходимые расходы и обеспечивать себя всем необходимым для жизни. Презентация акцентирует внимание на том, что для материального благополучия доходы должны быть регулярными, надежными, достаточными.
Виды и периодичность расходов
Презентация рассказывает, какие расходы приходится нести людям, чем расходы отличаются друг от друга и почему важно понимать эти различия, чтобы избегать ненужных трат и управлять своими деньгами. Выделяются расходы обязательные и желательные, плановые или непредвиденные, регулярные или нерегулярные.
Что такое бюджет и как его составлять
Презентация посвящена составлению и исполнению семейного бюджета. В ней рассказывается о том, что такое бюджет, что значит управлять своими деньгами.
Как и зачем сберегать
Презентация призвана разъяснить учащимся начальной школы важность сбережений — денежных средств, которые специально откладываются для использования в будущем. Презентация знакомит учащихся с основными целями сбережений.
Описание
Каждая презентация кратко объясняет одну из тем финансовой грамотности при помощи наглядной инфографики. Каждый видеоматериал — законченное самостоятельное произведение, рассчитанное на использование в рамках конкретного занятия. Презентации можно смотреть в любом порядке, так как они не объединены сквозным сюжетом.
Автор продукта, координаты
Разработчики методических рекомендаций:
Особенности применения продукта
Презентации разработаны как вспомогательный учебный материал к учебно-методическим комплектам по финансовой грамотности. Альтернативно педагог может использовать их в рамках любой программы для обсуждения в классе отдельных тем финансовой грамотности. Анимированную презентацию предполагается использовать для оживления восприятия материалов занятия, облегчения разбора наиболее сложных моментов, а также структурирования информации. Методические рекомендации удобно использовать, чтобы быстро ознакомиться с содержанием презентации.
Опыт применения продукта
Материал не требует актуализации.
Организации, обладающие экспертизой в использовании продукта, координаты
Игра – викторина «Знатоки финансовой грамотности».
Развитие финансовой грамотности учащихся через игровую деятельность.
-создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей;
-формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости;
-рассмотреть основные способы рационального расходования личных денежных средств;
-закрепить у учащихся навыки работы в группах.
-развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
-воспитание доброжелательности, уважения к мнению других;
-воспитание нравственных качеств, чувства взаимопомощи.
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-овладение логическими действиями сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-понимание цели своих действий;
-проявление познавательной и творческой инициативы;
-оценка правильности выполнения действий;
-адекватное восприятие предложений товарищей, учителя;
-умение слушать собеседника и вести диалог;
-умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
-умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
-проведение элементарных финансовых расчётов;
Место занятия в системе образования
Форма проведения занятия игра – викторина
учащиеся 1-2 классов.
раздаточный материал, монеты (бутафория), коробочка-копилка, маршрутный лист.
. Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «Знатоки финансовой грамотности». О чём будет это игра, вам ребята надо отгадать загадки.
2. Создание проблемной ситуации.
1. Я кладу их не в платок,
Я кладу их в кошелёк. (Деньги, монеты)
2. У меня игрушка есть,
Монеток в ней не счесть.
Моя игрушка – свинка,
Дырка у неё на спинке.
Монетки в дырку я кладу,
Когда их станет много, жду. ( Копилка с монетами)
Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о деньгах, для этого нам нужно отправиться в страну «Копилка».
А что такое викторина? (выслушать ответы детей)
Викторина –это игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы.
3. Постановка учебной задачи.
Сегодня мы будем учиться зарабатывать деньги интеллектуальным трудом. Каждая из команд совершит путешествие в страну «Копилка» . У каждой команды свой маршрутный лист. В маршрутном листе указан ваш путь, номер задания и коробочка-копилка, куда вы будете складывать заработанные монеты. Когда все команды выполнят задания, мы подведем итог, посчитав заработанные вами деньги. Но прежде чем мы начнем нашу игру-викторину, необходимо придумать название вашей команды, выбрать капитана команды.
Дети сами придумывают название команд.
Учитель. Задание №1
Вспоминай, как называется место, где сберегают (хранят), одалживают, переводят, преумножают и обменивают деньги?
В маршрутном листе запишите одно только слово – – н –
Правильный ответ БАНК, если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты.
Учитель. Задание №2. Как называется денежный знак, изготовленный из металла? Как правило, имеет круглую форму! – о – – – –
Правильный ответ МОНЕТА, если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты.
Учитель. Задание №3. Как называется денежная единица нашей родины – России? Бывает бумажным и металлическим. – – б – –
Правильный ответ РУБЛЬ , если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты. Свои монеты команда складывает в копилку.
Правильный ответ ЗАРПЛАТА , если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты. Свои монеты команда складывает в копилку.
Учитель. Задание №5. Разгадай ребус и узнаешь, какую ежемесячную выплату от государства получают дедушки и бабушки! – – – с – –
Правильный ответ Пенсия , если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты. Свои монеты команда складывает в копилку.
Учитель. Задание №6. Ребята, вы уже наверное знаете что , – это деньги, которые человек получает, а – это деньги, которые человек тратит. Какие ситуации из списка можно отнести к слову ДОХОД, а какие к слову РАСХОД. Вам выдаётся таблица, расставьте номера доходов и расходов .
2. Папе дали премию.
3. Продали часть урожая груш.
5. Выиграли в лотерею.
Правильный ответ доход- 2,3,5, расходы 1, 4, 6, 7 , если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете за каждый правильный ответ 1 монету. Свои монеты команда складывает в копилку.
Учитель. Задание №7. Какое слово пропущено в тексте?
Правильный ответ цена , если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты. Свои монеты команда складывает в копилку.
Учитель. Задание №8.
ЗДОРОВЬЕ ЗА ДЕНЬГИ НЕ КУПИШЬ
Что еще невозможно купить за деньги? Укажи номер этой картинки в ответе!
Правильный ответ смех , если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты. Свои монеты команда складывает в копилку.
Учитель. Задание №9.
Давай представим, что мы отправляемся в путешествие на родину сказочных героев. Обведи имя героя, если в его стране нам придется менять рубли на другую валюту.
Правильный ответ «Дюймовочка» , если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты. Свои монеты команда складывает в копилку.
Учитель. Задание №10. Напишите, сколько копеек в 1 рубле?
1) 120 копеек; 2) 100 копеек; 3) 75 копеек.
Правильный ответ 100 копеек, если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты. Свои монеты команда складывает в копилку.
Учитель. Задание №11. У Бабы Яги есть 12 сказочных рублей. Новая метла стоит 5 рублей. Сколько новых метёлок сможет купить Баба Яга?Правильный ответ 2 , если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты. Свои монеты команда складывает в копилку.
Учитель. Задание №12. Винни-Пух хочет купить шоколадку за 15 рублей и подаёт кассиру 2 монеты по 10 рублей. Сколько рублей составит сдача? Правильный ответ 5 рублей , если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты. Свои монеты команда складывает в копилку.
Учитель. Задание №13. У тети Тани всегда самое вкусное мороженое. Какие монеты тебе понадобятся, чтобы купить одну порцию мороженого за 12 рублей? Напишите номер ответа.
Правильный ответ 3 , если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты. Свои монеты команда складывает в копилку.
На этом наша игра-викторина закончилась. Приглашаю капитанов команд к столу для подсчёта монет в копилке. Победителем становится, тот кто больше заработал. Все команды награждаются грамотами.
Слайд 21. Поведение итогов. Капитаны считают монеты в копилке, учитель выявляет победителя, награждение команд грамотами.
Слайд 21. Рефлексия.
Ребята, если вам понравилась игра и было интересно, то возьмите монету зелёного цвета, если вам не понравилась игра и было сложно, то возьмите монету красного цвета.
КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ УПРАВЛЯТЬ ЛИЧНЫМИ ФИНАНСАМИ?
СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ВО 2 КЛАССЕ.
Г. И. Жукова, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №120 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района города Казани РТ.
В современном мире ребенок должен не только уметь считать деньги для покупки мороженого, шоколада в магазине, но и уметь управлять своими финансами. Таким образом, ребенок с начальной школы постепенно будет готовить себя к дальнейшей самостоятельной жизни, быть финансово грамотным и успешным человеком.
Тема денег в современном обществе достаточно «эмоционально заряжена». Можно услышать много разных суждений по данному вопросу, зачастую слишком противоречивых. Где взять деньги и на что их потратить? Являются ли деньги самоцелью и можно ли возводить их значимость в ранг культа? Эти вопросы сложны и для взрослого человека, и тем более ребенку тяжело сориентироваться в этих сложных денежных отношениях самостоятельно.
Решать эти вопросы призвано внедрение в школы Уроков финансовой грамотности. Особенно остро проблема доступности встает при попытках ввести экономику в курс начальной школы из-за основных противоречий: необходимости усвоения базовых экономических категорий и ограниченности их восприятия младшими школьниками. Компромисс может быть найден, если сузить круг изучаемых понятий до минимально необходимого базового уровня, определенного Государственным образовательным стандартом, и добиться при этом основательного их усвоения, чтобы подготовить почву для изучения экономической теории в среднем и старшем звене школы.
Обучение финансовой грамотности детей младшего школьного возраста реализуется в системе сюжетно-ситуативных занятий. Такая форма работы максимально соответствует современным требованиям, которые предъявляются к организации образовательного процесса в начальной школе.
Начиная с возраста 6-7 лет, дети уже осознают себя представителями общества, замечают взаимосвязи в социальном поведении, интересуются этими темами. Растет осознанность мыслей и действий. Ребенок способен предъявлять к себе требования без дополнительных указаний взрослых, в своих выборах исходить не только из принципа удовольствия, но и с осознанием «правильности-неправильности» поступка. Таким образом, можно ожидать, что на мероприятии дети действительно смогут ощутить себя в ситуации «выбора» и правильно повести себя, исходя из собственных представлений о финансовой грамотности.
Представляю краткий сценарий внеурочного занятия во 2 классе на тему «Управление личными финансами».
Сценарий занятия во 2 классе
Тема: Управление личными финансами
Возраст учащихся: 2 класс (7-9 лет)
Цель: Научить детей грамотно распоряжаться своими денежными накоплениями, соотнося потребности и желания с возможностями.
Задачи: 1. Помочь детям самостоятельно разбираться в личных финансах, ориентироваться в пространстве потребления, научить грамотно совершать покупки (от выбора товара до подсчета сдачи);
2. Продемонстрировать в процессе игры, как важно правильно формулировать свои желания и определять, что нужно для их исполнения (в финансовом смысле);
3. Освоение знаний терминологической базы по финансовой грамотности (монета, купюра, калькулятор, счёты, чек, сдача, банк, копилка).
Формируемые УУД: Предметные:
– знакомство с понятиями сбережения, личные сбережения (карманные деньги);
-создание полезных советов по распоряжению личными финансами.
Метапредметные: Личностные УУД:
– сформировать учебно – познавательный интерес к изучаемой теме;
– сформировать позитивную мотивационную основу изучения темы;
– осознавать ответственность за собственное благополучие человека и за благополучие семьи.
– принимать и ставить цели и задачи в финансовых вопросах;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои расходы, определять наиболее эффективные способы решения финансовых проблем своей семьи;
– освоение способов решения финансовых проблем в учебной ситуации и в условиях, приближенных к реальным;
– формирование культуры речи;
– формирование умения правильно вести диалог;
– признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
– аргументировать свою точку зрения и убеждать собеседника;
– формирование представления о личных сбережениях;
– продолжение работы над умением анализировать, обобщать, оценивать полученную информацию;
– познакомить с понятиями сбережения, личные сбережения;
Форма занятия: Внеурочная
1)Беседа-диалог (вступительное слово);
2)Просмотр и последующее обсуждение мультфильма
3) Игра с импровизированными «центрами потребления»;
5) Эвристическая беседа (подведение итогов).
Время занятия: 40-45 минут
Оснащение: Проектор (для демонстрации слайдов и мультфильма)
Дидактический материал: Нарисованные бумажные деньги (достоинством 50, 10 и 5 «рублей»), «чеки» (выдаются после совершения каждой покупки), «кошельки», копилки.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня наша встреча не совсем обычная. Она посвящена грамотности, но мы сегодня не будем с вами правильно писать, а будем учиться правильно распоряжаться своими финансами. Наша встреча посвящена именно финансовой грамотности.
Учитель: Наше занятие предлагаю начать с небольшой разминки.
Учитель: Молодцы, ребята! Сегодня мы продолжим с вами постигать азы финансовой грамотности. Скажите, пожалуйста, а что нужно иметь, чтобы купить какой-нибудь товар: шоколадку, мороженое, ручку или блокнот?
(Дети отвечают: Деньги)
Далее учитель задает ряд вопросов, дети отвечают
– А что такое деньги, для чего они нужны?
– Получаете ли вы собственные деньги?
– На что вы потратили бы крупную сумму денег, если бы получили ее? купили бы что-то одно, но значительное, или израсходовали бы на приятные мелочи?
– Кто предпочел бы не тратить деньги, а отложить в копилку?
– Где можно тратить деньги в реальной жизни?
– Вам уже доверяют самостоятельно совершать покупки?
Учитель: Хорошо, ребята, спасибо за ваши ответы.
В ходе беседы дети повторяют терминологию понятий: деньги, товар, покупки, и т.д.
3. Представление темы занятия, постановка целей и задач занятия
Учитель: – Задумайтесь над тем, зачем мы сегодня собрались, и о чем мы поговорим на нашем занятии? Если ваш ответ: «Узнать новое», то посмотрите на тему нашего занятия: Управление личными финансами. Подумайте, что бы вы хотели узнать сегодня или понять? (Дети ставят цели и задачи для работы на занятии)
Учитель: Да, вы правы, сегодня мы познакомимся с новыми словами и узнаем, что они означают. Узнаем, какой у вас бюджет, куда уходят деньги и как правильно их тратить, услышим полезные советы. Мы будем учиться планировать свои расходы и контролировать свои сбережения.
Учитель представляет тему занятия и цели и задачи предстоящей совместной работы.
Учитель: – Ребята вспомните сказочного персонажа, который не смог распорядиться своими деньгами, сбережениями, и остался с носом?
– Сегодня мы с вами научимся правильно распоряжаться личными финансами, вашими карманными деньгами, чтобы не остаться с носом, как произошло с Буратино.
Как же вам распоряжаться своими карманными деньгами, своими финансами с умом? Разобраться в этом вопросе нам поможет просмотр мультфильма «Карманные деньги» из цикла «Азбука денег, или Как помочь ребенку вырасти богатым».
Дети просматривают 4 серию «Карманные деньги» из мультфильма «Азбука денег, или Как помочь ребенку вырасти богатым», из цикла «Уроки тетушки Совы». Далее идет обсуждение просмотренного мультфильма, ответы на вопросы. Также следует поработать над терминологией, которая использовалась в мультфильме: финансы, накопления, личные сбережения, карманные деньги, экономия.
Учитель: – Мы с вами обсудили, что такое личные финансы, и как ими распоряжаться, а сейчас я предлагаю вам пойти в Торговый центр. Здесь есть:
1) Магазин игрушек (игрушки с ценниками (ценовые категории разные), выставленные на продажу, вывеска, касса);
2) Книжный магазин (книги с ценниками, вывеска, касса);
3) Магазин канцелярских товаров (ассортимент (фломастеры, тетради, блокноты и прочие мелкие канцелярские принадлежности), вывеска, касса);
4) Продуктовый магазин (ассортимент (карамель, шоколадки, печенье, вафли, соки, а также нарезной хлеб по меньшей цене), вывеска, касса).
«Деньги» раздаются – каждый получает по 100 «рублей», которые они могут потратить или положить в копилку. Теперь есть возможность их потратить. Нужно объяснить детям, что для начала лучше «прицениться» к товарам и услугам, поразмышлять, что хочется приобрести, от чего можно отказаться, на чем сэкономить. Обратить внимание на сдачу – ее важно пересчитывать, не отходя от кассы. После каждой покупки ребенок получает от продавца «чек» с указанием потраченной суммы. Нужно следить за тем, как уменьшается выданная сумма денег, размышлять, на что лучше потратить ее, чтобы не остаться в конце игры с пустым «кошельком» и вместе с тем не жадничать. Можно обратить внимание на то, что самый простой способ сэкономить деньги – вообще не расходовать их, но имеет ли это смысл? Может быть, лучше более четко определить свои приоритеты, не разбрасываться? Всё это можно обсуждать по ходу игры с отдельными детьми.
Следует обращать внимание на культуру поведения: соблюдать порядок очереди, вежливо общаться с продавцами, четко называть товар, который хочется приобрести. При большом скоплении детей возле одного «центра» учителю рекомендуется направить их в другой центр, заинтересовывая услугами этого другого «центра».
Изучив и проработав литературу по данной тематике, и разработав сценарий внеурочного занятия, можно прийти к выводу: проблема управления личными сбережениями среди младших школьников стоит очень остро. Этот вопрос решается не на одном уроке или внеурочном занятии. Должна быть организована целая система занятий, разработана программа, которая способствовала бы развитию финансовой грамотности младших школьников. Так ребята с начальной школы постепенно будут готовить себя к дальнейшей самостоятельной жизни, быть финансово грамотными и успешными людьми.
Решать вопросы финансового воспитания детей следует и с родителями. Необходимо создать родительский всеобуч, рассматривать вопросы расширения финансовой грамотности детей на собраниях. Эта работа также должна быть тщательно спланирована и организована. Ведь все вопросы воспитания детей, а тем более младшего школьного возраста, должны решаться совместно с семьей, где ребенок в основном и получает пример организации семейного бюджета.
А прежде всего, следует организовать работу по развитию собственной финансовой грамотности учителя. Необходимо тщательно изучить все вопросы и аспекты развития финансовой грамотности. Поэтому работа в данном направлении будет мною продолжена.
- Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/ А. А. Бокарев // Финансы- 2010
- Евгения Блискавка. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. – «Манн, Иванов и Фербер» -Москва, 2014