УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ Финзачет

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.

В разделе «Финансовая грамотность» вместе со сказочными персонажами дети узнают, что такое «деньги» и «финансы», помогут сказочным героям правильно совершать покупки и оказывать услуги, планировать расходы и доходы.

Данную презентацию предлагаю учителям начальных классов, которую можно использовать на занятиях по внеурочной деятельности “Функциональная грамотность. Финансовая грамотность”. Презентация выполнена по рабочей тетради “Функциональная грамотность. 2 класс” М. В. Буряк, С. А. Шейкина. – М.: Планета, 2022.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

Татьяна Владимировна Курова

Понравилось? Сохраните и поделитесь:

Понравился сайт? Получайте ссылкина лучшие материалы еженедельно!

Подарок каждому подписчику!

На данном занятии учащимся предлагается придумать правила, как отличить настоящие купюры от фальшивых, используя информацию, полученную от учителя, текста учебника и просмотра мультипликационного фильма «Смешарики. Уроки финансовой грамотности» серия «Фальшивый пиастр». В результате практической работы у обучающихся формируется умение безопасного поведения в сфере финансов. Практическая значимость данного занятия заключается в том что, данное занятие можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Еще одна возможная зона конфликта — это фальшивые деньги. Магазины и банки обязаны проверять купюры на подлинность (особенно крупного номинала), однако часто магазины не оснащены нужной аппаратурой, в результате никто не защищен от того, что ему попадутся фальшивые купюры.

Первый шаг к безопасности — это проверять купюры, особенно крупного номинала, по основным признакам. Есть пять деталей, которые особенно трудно и затратно подделать:


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

«Ныряющая» метализированная нить на банкноте номиналом 50 рублей

Возьмите купюру любого номинала и найдите эти пять деталей.

Мошенниками придумано достаточно много схем, как усыпить бдительность и вручить контрагенту фальшивые деньги. Фальшивая купюра может прийти к вам даже через банк или магазин. Что делать в таком случае?

Прежде всего, необходимо помнить, что уголовное законодательство запрещает изготовление, хранение, сбыт или перевозку поддельных денег. Поэтому если, опасаясь материальных потерь, вы захотите избавиться от фальшивой купюры, то учтите, что при обнаружении факта подделки вызываются сотрудники полиции — и из пострадавшего вы превращаетесь в преступника.

Правильные действия в случае, если к вам попала купюра, в подлинности которой вы сомневаетесь: обратитесь в любое отделение банка, сотрудники банка обязаны проверить купюру на подлинность. Если ваш экземпляр окажется фальшивкой, работник банка ставит на нем специальный оттиск «Подделка» или «В обмене отказано», а также дату, свою фамилию, имя и отчество, наименование организации и подпись. После этого он вызывает представителей правоохранительных органов.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

Занятие по финансовой грамотности

: Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

Научить обучающихся отличать настоящие деньги от подделок.

Познакомить учащихся с видами денежных единиц; провести эксперимент по определению степени защиты денег.

Методы исследования: эксперимент, наблюдение

Формы работы: фронтальная, групповая, исследовательская.

Материалы и оборудование: компьютер, интерактивная доска, документ-камера, монеты разного достоинства, увеличительное стекло (лупа), ультрафиолетовая лампа, ювелирные весы, предметы для дидактической игры “Обмен”.

Перед началом занятия все дети получают условную монетку (желтого, белого или красного цветов)

Добрый день, ребята. Мы продолжаем путешествие в увлекательный мир финансов. Для этого нам необходимо вспомнить, что мы уже знаем о деньгах.

– Из чего были сделаны первые деньги? Как они назывались?

– Молодцы! А теперь посмотрите на свои монетки. У кого монетки желтого цвета? Как вы думаете, какие это деньги?

– Хорошо! А красные?

– Это медные!

– Отлично! Какие остались?

– Белые. Это серебро!

– Как вы думаете для чего все эти предметы нам нужны. ( Ответы детей.)

– Скажите, со всеми ли этими деньгами вы можете пойти в магазин?

– Как вы думаете, какую проблему мы с вами будем рассматривать?

(Постановление проблемы, ответы детей, озвучивание темы практикума.)

– Действительно, некоторые несознательные граждане умеют очень точно копировать деньги, выпущенные государством. Это называется мошенничество, подделка, такие деньги ненастоящие, т. е. фальшивые. За пользование такими купюрами в нашей стране предусмотрена уголовная ответственность. Чтобы не попасть в эту ловушку необходимо научиться распознавать поддельные банкноты и монеты. Как это можно сделать? Давайте проведем опыт.

Опыт 1: Возьмите лупу и внимательно рассмотрите 2 купюры. Чем они отличаются? (дети отвечают).

Вывод: При рассмотрении купюры с помощью лупы на защитной нити можно увидеть микротекст.

Вывод: У фальшивой монеты может быть меньше или больше вес, не соответствовать размер диаметра или отсутствовать гурт.

– Мы с вами рассмотрели способ, которым вы сами можете определить подлинность денег. Но ведь существуют и очень способные мошенники, которые научились подделывать купюры так, что даже с помощью лупы не всегда можно распознать подделку. Что же делать?

(ответы и предположения детей)

– Существует ультрафиолетовая лампа. ( Уч. демонстрирует лампу.) С ее помощью в банках и магазинах можно выявить поддельные купюры. ( Опыт с ультрафиолетовой лампой проводит учитель, демонстрируя с помощью документкамеры все свои действия на интерактивной доске. Рассматривание настоящей и поддельной купюр.)

Вывод 1: При свете ультрафиолета видно, что на настоящих купюрах светятся отдельные элементы орнамента и центрального изображения. Еще на купюрах видны светящиеся красные и светло-зеленые волокна.

Вывод 2: При сравнении настоящей и фальшивой купюр видно, что поддельная купюра имеет голубоватое свечение и не имеет защитных элементов.

Опыт 2: У вас на столах находятся весы. Ваша задача взвесить каждую монетку и записать в сопроводительной карточке ее вес. (дети работают) Соотнесите на основании проведенных измерений вес с внешним видом монеты.

Опыт 3: -Возьмите две монетки достоинством 10 рублей (одна монетка подлинная другая нет) Одинаковые ли они? Перед этим рассмотрим с вами 5 слайд и узнаем настоящий вес монет разного достоинства. Но кроме веса есть ещё другие показатели подлинности монет – это размер, наличие гурта, аверс, реверс, легенда. Дети дают определения с помощью

– Интересно? А теперь я вам предлагаю сходить в магазин. Все любите ходить в магазин? Тогда немного поиграем.

(Проводится игра “Свободная касса”)

Дети в магазине выбирают товар, который им необходим и подходят к кассе, которая свободна).

-Чем закончился поход в магазин?

-Закончились деньги, набрали продуктов, отдали деньги на кассе.

– Как называется процесс отдачи денег и получения товара?

-А всегда ли существовали деньги?

-Нет! Когда-то просто меняли один товар на другой.

– Да, такой процесс обмена называется – БАРТЕР.

– А кто скажет, как называется процесс обмена товара на деньги?

-Вы молодцы! Для закрепления полученных знаний давайте вспомним литературные произведения, в которых речь шла о деньгах.

– Деньги, ребята, присутствуют и на страницах любимых произведений.

Установите соответствие и соедините:

1. В каком произведении сын папе говорит:

Если я действительно стою сто тысяч миллионов, то нельзя ли мне получить хоть немного наличными, чтобы я мог купить маленького щенка?

2. Главный герой этой сказки продал свою АЗБУКУ, чтобы купить билет на спектакль.

3. Именинница нашла деньги и купила самовар.

“Малыш и Карлсон”                         рубль

“Приключение Буратино”                    динар

“Али-Баба и 40 разбойников”                 сольдо

“Муха-Цокотуха”                             эре

-Понравилось ли вам занятие?

Занятие
№6 « Деньги настоящие и фальшивые»

Орг. момент (слайд 2)

Прозвенел
звонок и смолк

Узнай героя (слайд 3)

2. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор: «Клад
— это деньги такие и сокровища,которые люди в землю спрятали. Разбойники
всякие.

— А зачем?

— А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печкусуешь?

— Я? Про запас.

— Вот и они про запас».

(Э. Успенский. « Про дядю Федора», между котом Матроскиным и
Шариком).

3 Какие деньги были в царстве царя Гвидона? (Золотые.

«Все скорлупки золотые.

На
предыдушем заняти мы говорили о банкнотах. Вспомните какие города изображены на
разных Российских купюрах. (слайд 4)


А вы знаете, где печатают деньги? В каких городах?(слайд 5) ( по заказу
«Банка России» на фабриках «Гознак»Москвы  и Перми)


Серёжа, сколько тебе лет?


А вы знаете, что у купюр тоже есть время « жизни». Посмотрите (слайд 6)


А почему « жизнь « купюр разная? Ведь их делают из одной и той же бумаги.


А  жизнь разная.(в зависимости от пользования).

Я
вам раздала деньги.


Серёжа сходи в магазин и купи всем  по мороженке.  А почему ты не сможешь
купить?  ( они не настоящие)   Почему ты так решил?(бумага гладкая и тонкая).


Сегодня я вам расскажу и покажу,  как отличить поддельную купюру от настоящей,
но сначала отдохнём.

Есть
такие  люди, которые хотят обогатиться не честным путём, не работая, не принося
пользу своим трудом нашей стране. Это машейники.  Они занимаются подделкой
купюр. Но их находят и наказывают.  В России изготовление,
хранение, перевозка или сбыт поддельных денег, или ценных бумаг наказывается
сроком до 15 лет лишения свободы ст. 186 уголовного кодекса.

– Посмотрите на рисунок и ознакомьтесь с
тем, как отличить настоящую купюру номиналом 1000 р от поддельной (слайд7).
Настоящую банкноту отличают
несколько признаков:

– водяной знак – изображение, которое можно увидеть, посмотрев
банкноту на просвет;

– на ощупь надпись в верхнем углу банкноты «БИЛЕТ БАНКА РОССИИ»
и номер банкноты должны быть слегка рельефными;

– на банкнотах (выпущенных после 2004 года) достоинством в 50,
100, 500 и 1000 рублей есть радужные полоски, которые меняют цвет, если
посмотреть под углом;

– серия банкноты состоит из двух букв, номер – из семи цифр;

Состояние краски – краска на настоящих купюрах не крошится, не
отслаивается и является водоустойчивой.

Посмотрите , а есть всё это на нашей купюре? ( нет. Она
поддельная).

6.  Работа по ситуациям. Закрепление.

Гуляя в парке, Петя нашёл среди листвы
пятидесятирублёвую банкноту.

Он
так обрадовался, что сразу же кинулся к ближайшей палатке, чтобы купить
мороженое.


Будьте добры, дайте мне эскимо! — Петя протянул продавцу найденную банкноту.

Женщина
взяла у Пети 50 рублей и уже было хотела дать мальчику мороженое, но что-то её
остановило.

Она
повертела денежную банкноту в руках, пристально её рассматривая, а потом
вернула Пете со словами:


Мальчик, я не могу принять у тебя эти деньги.

Почему продавец не взяла у Пети деньги?

Как
вы думаете, что нужно было сделать Пете, когда он нашёл банкноту на улице? отдать родителям или сравнить с настоящей , посмотрев все
знаки, или отнести в банк или милицию ирассказать где вы её нашли)

Под лавочкой на автобусной остановке Маруся
заметила лежащую 100- рублёвую банкноту. Девочка оглянулась по сторонам в
надежде найти того, кто обронил деньги. Но поблизости никого не было. Недавно
ушедший автобус увёз всех пассажиров. Маруся подняла деньги и стала
рассматривать банкноту. Припоминая, как в школе рассказывали, что деньги бывают
настоящими и фальшивыми, девочка задумалась: «А как же определить? Эта
100-рублёвая бумажка – настоящая или нет?»

– На что надо обратить внимание?

Наше занятие подходит к концу, что вы узнали
сегдня на занятии?

8. Домашнее задание

Лист  с заданием.

1. Когда валенки стоят дороже: летом или
зимой? Почему?

2. Какие яблоки можно продать при
одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?

3. Где будет дороже бутылка «Пепси»: в
пустыне или на севере?

4. В двух магазинах продают огурцы: в
одном магазине по цене 5 рублей за 1 килограмм, а в другом по цене 6 рублей за
1 килограмм. В каком магазине раскупят огурцы быстрее? Почему?

5. Зайцы целую неделю продавали морковку
по 6 рублей за 1 килограмм. К концу недели она потеряла товарный вид:
сморщилась, стала гнить. Никто ее не покупал. Посоветуй,  что делать
зайцам?

1 Представь, что у тебя очень – очень много
денег. На что ты их потратишь? Подумай и напиши.

2.
Перед тобой начало нескольких пословиц и поговорок про деньги и богатство.
Выбери нужное продолжение к каждому выражению и впиши его, используя слова для
справки. Сделай иллюстрацию к пословице или поговорке, которая тебе понравилась
больше всего.

1)
Чем богаты, _____________________________________________

2)
Не хвались серебром, _____________________________________

4)Лучше
хлеб с водою, ______________________________________

хвались добром;  чем пирог с бедою;  тем и рады;  счёт любят;  всякая пища
вкусна.

Методическая работка занятия по финансовой грамотности на тему «Деньги. Защита от подделок»

компьютер / ноутбук / планшет с выходом в Интернет для каждой команды, компьютер для учителя, проектор, экран, конверты с образцами денежных купюр (Приложения 2, 3, 4), кроссворды для команд (Приложение 5), монеты / жетоны для проведения конкурса команд (Приложение 6), призы командам.

монетыDOCX / 102.51 Кбкроссворды для командDOCX / 189.42 Кбпрезентация к занятиюPPTX / 35.78 Мб

Познакомить со способами защиты денежных знаков от подделки

Сформировать представление о фальшивомонетчиках как уголовных преступниках, которые будут наказаны.

Рассказать, что понимается под фальшивомонетничеством и какое наказание предусмотрено за изготовление, хранение, перевозку или сбыт поддельных денег

Показать на образцах денежных купюр способы определения подлинности денег.

Научить поведенческим приемам противодействия мошенникам. Показать, что мошенники могут пытаться завладеть настоящими деньгами, объявляя их фальшивыми. Обучающийся должен понимать, что это противозаконно

Научить порядку действий с купюрой, если есть подозрение, что она фальшивая.

Продолжить знакомство с дизайном денежных купюр

: взаимодействие с учителем и одноклассниками, умение строить понятные для собеседника высказывания;

: умение настраиваться на занятие, устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

: формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике

формирование выделения количественных характеристик объектов, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Методы и приемы, используемые для проведения мероприятия: анализ конкретных ситуаций

Организационный этап, самоопределение к деятельности


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

На прошлом занятии мы с вами вели разговор о деньгах, знакомились с историей их возникновения и видами денег.

Что же такое деньги?

Да, конечно, вы правы. Если обобщить ваши ответы, то можно сказать, что Деньги – универсальный товар-эквивалент, служащий для соизмерения различных видов труда и принимаемый в уплату за товары и услуги.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

Какова же история возникновения денег?

Вы большие молодцы и хорошо помните виды денег, представленные на слайде.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

А откуда же берутся деньги?

Конечно! На современном этапе их эмитирует государство в лице Государственного центрального банка.

Сегодня на занятии мы попробуем разрешить проблему, с которой столкнулся известный нам КнигаЖень. Предлагаю ознакомиться с историей «О чем молчит коза» из специализированного детского журнала «Радуга»


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

Так о чем же эта история?

Правильно. О фальшивомонетничестве.

с) Постановка целей и задач.

Что же такое фальшивомонетничество? Что грозит за изготовление фальшивых денег? И как защитить себя и свой бюджет от фальшивых денег? Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим.

2. Основная часть

а) Актуализация знаний

Кто такие фальшивомонетчики? Что вам известно из других учебных предметов о фальшивых деньгах, фальшивомонетчиках и наказании за изготовление фальшивых денег?

Молодцы! А теперь предлагаю посмотреть небольшой ролик, подготовленный Банком России


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

Конечно, сегодня никому руки не отрубают, и на костре не сжигают, но изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

А если у вас вдруг оказалась фальшивая купюра? Или вас заподозрили в сбыте поддельных денег? Что делать?


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

После просмотра учебного фильма организуется обсуждение


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

Дети отвечают на вопросы

Правильно ли поступила кассир, забрав купюру у детей?

Как должна была поступить кассир, если она заподозрила, что купюра фальшивая?

Что должна была сделать кассир, если бы купюра не прошла проверку подлинности на детекторе?

Правильно ли поступили дети в сложившейся ситуации, вызвав полицию?

Как бы вы поступили, оказавшись в подобной ситуации на месте детей?

Как самым простым способом проверить подлинность купюры? – ответ на этот вопрос мы найдем в замечательном мультсериале Смешарики.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

На столах лежат денежные купюры. Перечислите еще раз, какие же способы защиты денег от подделок нам известны.

б) Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности

Разделитесь на 3 команды.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

У каждой команды на столе стоит ноутбук и лежат образцы денежных купюр. Найдите в Интернете способы защиты от подделки соответствующей денежной купюры и расскажите вашим одноклассникам. На работу каждой команде отводится 5 минут.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

Ответы обучающихся по результатам работы команд

Все большие молодцы. Хорошо проработали материал, доступно и кратко рассказали одноклассникам. Команды по итогам работы получают зарплату – монеты.

Надеюсь, что полученные сегодня знания вам пригодятся в жизни, обеспечив вашу финансовую безопасность!

Но с денежными знаками могут случаться всякие неприятности – случайно постирали вместе с джинсами, прокололи степлером или испачкали пастой. Что делать с такими деньгами? Являются ли они платежеспособными? Ответы на эти вопросы содержатся в ролике, подготовленном Банком России.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

Ну вот вроде бы мы с вами разобрались с тем, какие купюры являются платежеспособными, а какие – нет, как проверить подлинность денег. А хорошо ли вы знаете, как выглядят наши деньги?

Небольшая разминка. За правильный ответ команда получает монету.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

Продолжим работу в командах. На столах лежит кроссворд, подготовленный нашими обучающимися для участия в конкурсе.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

Команда, которая первой разгадает кроссворд, получает 5 монет, вторая – 4 монеты, и аутсайдер получит 3 монеты.

3. Заключительная часть:а) Подведение итогов.

Подсчет монет, полученных командами, определение победителей. Вручение призов.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

Рефлексия проводится по привычной для детей схеме.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

Дополнительно предлагаю познакомиться с игрой Космический детектив.: тайна семи банкнот. В ней нужно спасти город от главного злодея — фальшивомонетчика. А заодно научишься отличать подлинные купюры от фальшивок.

Сразиться со злодеем можно онлайн или после установки игры на компьютер.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ


Настоящая! – закричал Костя.


А я тебе говорю, что нет! – кричала в ответ его сестра Юля.


А я говорю, что да, я старше, и мне виднее! – не унимался Костя.


Настоящие деньги на улице не валяются, и то, что ты старше, не делает тебя умнее.
Ненастоящая она! – Юля даже и не думала уступать в споре со старшим братом.


Ну и о чём мы так спорим с утра пораньше под моими окнами? – подтягиваясь,
спросил профессор Копейкин, появившись в окне.


Доброе утро, профессор, да вот, тут Костя нашёл на улице 100 рублей, и пытается
доказать, что они настоящие. А я ему говорю, что настоящими деньгами так просто
не разбрасываются! – с обидой в голосе сказала Юля.


А вы что, не знаете, как отличить настоящие деньги от фальшивых? – с иронией в
голосе спросил профессор.


Ого, а этому можно научиться? – удивился Костя.
– А это несложно? – также удивилась Юля.


Несложно, заходите в дом, и я вам обо всём расскажу, ведь отличать настоящие
деньги от фальшивых – это очень полезный навык, который вам обязательно
пригодится.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

Так
вот, любые деньги обладают системой защиты, чтобы их нельзя было печатать и
рисовать всем, кому захочется. Поэтому настоящие деньги может печатать только
государство, в нашей стране за это отвечает самый главный банк страны – Центральный Банк Российской Федерации.

Чтобы
защитить деньги от подделок, используются специальная бумага, водяные знаки,
различные цветосхемы и другие способы. Но обо всём по
порядку.

Защита
денег от подделки представляет собой определённые элементы защиты банкнот,
наделённые свойствами, позволяющими без каких-либо сомнений отличать подлинные
купюры от подделок. Введение большого количества таких защитных элементов
делает подделку значительно более трудоёмкой или даже невозможной.

В
мире существует более 100 различных элементов защиты банкнот, но публична
известна лишь часть всех защитных элементов, поскольку государство хранят
информацию о наиболее ценных защитных элементах в секрете, для того чтобы
деньги было труднее подделать.

Давайте
рассмотрим с вами самые распространённые элементы защиты современных денег.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

Все бумажные деньги печатаются на специальной
бумаге – подложке. Точный состав которой не публикуется из соображений
защиты и сообщается только денежным типографиям.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

В
банкнотную бумагу могут добавляться различные защитные волокна. Такие волокна
могут быть видны невооружённым глазом либо светиться разными цветами под
ультрафиолетовым излучением.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

Вторым
не менее важным элементом защиты является цвет и размер банкнот.
Большинство валют мира используют разные измерения длины и ширины для
номиналов, меньшие форматы для более мелких номиналов и большие форматы для
крупных. А также окрашивают свои купюры разного достоинства разными цветами.
Считается, что это затрудняет подделку с изменением номинала.

Но,
например, для доллара США используется единый формат 66 мм × 156 мм, так
что, например, 5-долларовую банкноту можно легко фальсифицировать в 50-долларовую,
добавив ноль к пятёрке, тем более что дизайн и цветовая гамма всех номиналов,
особенно на старых купюрах, практически одинаковы.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

Также
на каждой банкноте есть узоры с густой сетью с тонких изогнутых линий, которые
называются гильошем. Такие защитные элементы
банкнот состоят из волн и петель, напечатанных разными цветами друг на друге.
Чтобы предотвратить разделение линий для подделок, они часто печатаются в
мутных тонах.

При
печати денег, производимой специальными печатными машинами, на линиях среза
разноцветных гильошей создаётся плавный переход от
одного цвета к другому. Этот эффект трудно в точности воспроизвести с помощью
обычных принтеров.

Более
того, если на купюру попытаться посмотреть под разными углами, цвет также будет
изменяться в зависимости от угла обзора. Этот эффект достигается за счёт
преломления света и использование специальной краски, состав которой также
держится в секрете.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

Следующий
одновременно важный и очень простой элемент защиты бумажных денег связан с ощущением
денег на ощупь, а также на звук. Согласитесь, что, когда вы держите
банкноту в руках, вы можете почувствовать шероховатость или теснение, такие
ощущения достигаются благодаря специальному секретному составу
бумаги, и они значительно отличаются от тех ощущений, если вы держите в руках
обычный лист бумаги.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

Кстати, у этого элемента защиты есть и ещё одно полезное свойство: с помощью
таких неровностей специальным шрифтом на поверхности банкноты наносится её
номинал. Это делается для того, чтобы люди, у которых есть проблемы со зрением,
на ощупь могли определить номинал купюры.

Ну
а что касается звука, то если взять и аккуратненько подёргать банкноту в руках,
то звук будет совершенно другой. Банкноты звучат «тяжелее» обычной бумаги, и
этот эффект достигается также благодаря составу секретной бумаги для
изготовления денег.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

Самым
распространённым элементом защиты любой банкноты в мире является её серийный
номер – это уникальный набор цифр и букв, на каждом экземпляре купюры. Банкнот
с двумя одинаковыми серийными номерами существовать не может.

Наряду
с серийным номером одним из самых распространённых элементов защиты современных
бумажных денег являются водяные знаки.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

Наверняка
вы замечали, что если посмотреть на купюру на просвет, то на ней могут
проступать новые изображения, которые до этого были не видны – это и есть водяные
знаки.

Обычно их можно найти в местах банкнот, где нет
текста или изображений. Изготовление настоящих водяных знаков довольно трудозатратно, и, следовательно, они являются очень
надёжным элементом защиты.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

Ещё
одним элементом защиты, который работает на просвет, являются совмещающиеся
изображения – они состоят из дополняющих друг друга изображений или их
фрагментов спереди и сзади банкноты, которые образуют общую картину только при
наблюдении на просвет. Совмещающиеся изображения трудно
воспроизвести, потому что при печати на обеих сторонах необходима максимальная
точность. Различные узоры или символы печатаются друг над другом
или рядом друг с другом, так что вместе они образуют узнаваемое изображение.
Даже самые малые неточности печати могут быть распознаны невооружённым глазом,
поскольку тогда изображение выглядит искажённым.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

Многие
банкноты имеют надписи микротекстом, то есть очень маленьким текстом.
Эти буквы трудно увидеть невооружённым глазом, такой текст можно прочитать с
помощью увеличительного стекла.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

Ещё
одним хорошо знакомым элементом защиты бумажных денег является защитная нить
– это полоса с металлическим блеском, обычно шириной 1–2 мм, находящаяся
внутри купюры. Защитные нити не могут быть воспроизведены фальшивомонетчиками с
помощью технологии печати, поэтому на поддельных деньгах они обычно лишь
имитируются. В некоторых странах существует привычка рвать банкноту возле
защитной нити, чтобы проверить, есть ли она там.

Сканеры
и копировальные аппараты могут распознавать банкноты благодаря
стандартизированной комбинации маленьких кружков, известной как созвездие Евриона, или «кольца Омрона».


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

Обнаружив
их, ряд моделей принтеров откажется воспроизводить изображения. Эта технология
сейчас широко распространена во всём мире.


И
это только маленькая часть средств защиты бумажных денег, о которой я сегодня
смог вам рассказать. Но, несмотря на то, что современные бумажные деньги хорошо
защищены, всегда нужно сохранять бдительность!


Это точно, ну а что же, если в руки попала фальшивая купюра? (Костя)


Ну,
прежде всего нельзя ни в коем случае пытаться ею расплатиться, необходимо
провести её проверку при помощи специального детектора подлинности банкнот или
своими силами.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ О ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЬГАХ

Детекторы
подлинности банкнот есть во всех банках и обменных пунктах валюты, в ломбардах
и во многих крупных торговых точках. Кроме того, если есть сомнения в
подлинности купюр, можно сдать банкноты в банк на экспертизу.

Фальшивые
деньги подлежат уничтожению без возмещения их стоимости. Важно быть очень
бдительным при расчётах деньгами, и помните, что за подделку денег в любой
стране мира предусмотрено очень серьёзное наказание. Понятно? – закончил свой
рассказ профессор.


Понятно,
оказывается, не всё так сложно. Вот бы самим теперь попробовать!


Действительно, это было бы целое детективное приключение: «Костя и Юля в
поисках фальшивых денег!»


Ну а что вам мешает, одна купюра у вас уже есть. Поспросите ещё несколько у
родителей и проверьте по перечисленным мною признакам эти купюры на
подлинность. Установи, настоящие у тебя купюры или фальшивые? Кстати, наши
слушатели могут сделать то же самое, удачи Вам!

Оцените статью