УРОК ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СЕМЬЯ КАК ПОТРЕБИТЕЛЬ

УРОК ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СЕМЬЯ КАК ПОТРЕБИТЕЛЬ Финзачет

Экономисты
говорят, что расходы семьи – это затраты или денежные выплаты, которые
осуществляет семья. Говоря простым языкам, расходы семьи – это то, что
семья тратит деньги.

По
степени важности для семьи принято выделять обязательные и необязательные
расходы.

К
обязательным расходам относятся те, без которых семья не может обойтись.
Это расходы на товары и услуги первой необходимости, а также обязательные
платежи. Например, оплата коммунальных услуг,

расходы
на питание и средства личной гигиены, оплата проезда в общественном транспорте
и услуг связи.


УРОК ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СЕМЬЯ КАК ПОТРЕБИТЕЛЬ

Особенностью
обязательных расходов является то, что их практически не нельзя
корректировать.
Нельзя не тратить денег на покупку продуктов питания – без еды человек жить не
может, а если он будет питаться плохо, то начнёт болеть, а болеть –

значит
тратиться на покупку лекарств и ещё неизвестно, что обойдётся дороже, даже если
удастся восстановить здоровье.
Нельзя не платить за газ, свет и воду, иначе их отключат и придётся сидеть в
тёмной комнате со свечой, а воду таскать из ближайшего колодца, а без газа как
приготовить еду? Конечно, можно развести костёр в квартире, последствия этого
действия могут обойтись гораздо дороже, чем стоимость супа, который хотели
приготовить таким образом.

Если
не платить за квартиру, то на владельца подадут в суд те организации, которые
отвечают за обслуживание дома и тогда возможны два варианта развития событий:

· если
квартира, в которой живёт семья, не их собственность, то их из неё просто
выселят в какую-нибудь тесную и неудобную комнату в доме-общежитии;

· а
если квартира собственная, то есть семья её когда-то получила в собственность
от государства или купила на свои деньги, то суд наложит арест на это имущество
и зарплату владельца – это значит, что из семейных доходов будут принудительно
забирать деньги в уплату долгов, а на руки выдавать только то, что останется, и
живи на этот остаток как хочешь!

Обязательные
расходы возможно, конечно, скорректировать, например, за счёт оплаты проезда и
телефона. Конечно, от разговоров по мобильному телефону можно частично
отказаться, но экономия получится сомнительной. Поскольку современное общество
сегодня невероятно подвижно и активно, и деловые качества успешного человека –
это в том числе мобильность и оперативность, поэтому быстрая связь, к которой
относятся мобильный телефон и Интернет, необходима как воздух.

В
вашей семье могут существовать иные обязательные расходы.

Их
легко можно определить в течение одного-трёх месяцев ведения учёта.
Необязательные семейные расходы связаны с удовлетворением наших

желаний.
Как правило, это то, что членам семьи хочется купить, но от чего они могут
отказаться в любой момент.

Это
поездки на море, путешествия, покупка телефона последней модели, или нового
автомобиля и прочее. Кстати, именно такие приятные траты, связанные с
реализацией желанных целей, могут быть стимулом к сбережению.

По
своей периодичности семейные расходы можно разделить на:

· регулярные
– они могут быть ежемесячными (покупка продуктов, оплата коммунальных услуг,
общественного транспорта, телефон и прочее) или ежегодными (налоги, страховка,
оплата обучения, траты на отпуск);

· переменные
– это непостоянные расходы, которые совершаются или по необходимости, или по
плану (покупка одежды, обуви, косметики, бытовой техники и прочее);

· сезонные
– такими расходами могут быть: заготовка овощей на зиму, покупка сезонной
одежды, расходы на подготовку ребёнка к школе и так далее;

· непредвиденные
– это расходы, которые возникают неожиданно, незапланированно. Например,
необходимость починить автомобиль после аварии.

· личные

это расходы отдельного члена семьи. Например, это то, на что вы тратите свои
карманные деньги.

Расходы
каждой семьи зависят от уровня дохода, её потребностей и финансовых
возможностей, а общая сумма расходов семьи в определённый период времени
подсчитывается путём сложения всех денежных трат за этот период.

Давайте
попробуем с этим разобраться с помощью обычных спичек. Представим себе, что у
нас с вами есть 72 спички – по спичке на каждую 1000 рублей нашего
предполагаемого семейного бюджета, скажем, семьи Ивановых. Папа получает
зарплату в 35 000 рублей, дедушка получает пенсию в 8 000 рублей,
мама получает пособие по уходу за ребёнком в размере 11 000 рублей. Также
Ивановы сдают свой загородный дом за 18 000 рублей. Итого 72 000 рублей,
или 72 спички.
Как вы думаете – это много или мало для семьи, состоящей из пяти человек?

Конечно, многие из вас скажут, что это очень много, но так ли это на самом
деле? Давайте попробуем с этим разобраться.
Начнём с обязательных расходов, первым делом отложим деньги на еду, ведь без
неё семье Ивановых никак нельзя обойтись, и на это у нас в месяц уходит 35 000
– почти половина всех спичек.

Теперь
нам надо убрать из общей кучи спичек то, что наша семья каждый

и
старшего ребёнка, чтобы они могли ездить на работу, в поликлинику и в школу. Но
и это ещё не всё: 3 спички откладываем на лекарства для бабушки и младшего
ребёнка, 6 спичек на оплату банковского кредита, которая семья Ивановых взяла
для того, чтобы купить телевизор, стиральную машину или компьютер, и 2 спички
на оплату услуг репетитора на оплату по английскому языку, на которые старший
ребёнок по настоянию мамы ходит два раза в неделю.

Итого
у Ивановых остались 10 спичек, или 10 000 рублей. Как вы думаете эти
деньги семья может потратить теперь на всё, что угодно?

С
одно стороны, это так, ведь все расходы нашей семьи успешно были закрыты, но с
другой – эти деньги им могут ой как понадобиться. Поскольку цены на продукты
питания и расходы на жильё неуклонно растут, а повышение зарплаты происходит
куда реже, и потому семейные расходы лучше всегда планировать с запасом.

Например,
когда Ивановы собирали старшего сына в прошлом году в школу, то потратили на
это 14 000 рублей, что очень сильно ударило по семейному бюджету.
Следовательно, с учётом роста цен и для того, чтобы эта трата не была
непосильной для семьи, теперь придётся откладывать по одной спичке в месяц на
покупки в школе.

Цены
на продукты питания и расходы на жильё неуклонно растут, а повышение зарплаты
происходит куда реже, и потому семейные расходы лучше всегда планировать с
запасом.

Принято
считать, что эффективное ведение домашнего хозяйства даёт возможность выбрать
оптимальные средства для удовлетворения потребностей семьи, помогает разумно
организовать семейный труд и планировать расходование денег. То есть чтобы
семье хватало наших спичек не только на покрытие обязательных расходов, но и на
развлечения, отдых и сбережения.

Поэтому,
если следовать законам экономичного ведения хозяйства, человек или семья может
не только расчётливо и бережно расходовать имеющиеся ресурсы, но и оказывать
финансовую помощь другим, а также вести интересную жизнь.


УРОК ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СЕМЬЯ КАК ПОТРЕБИТЕЛЬ

Но
некоторые люди просто не могут устоять перед заманчивыми призывами купить новые
вещи и тратят на это больше, чем зарабатывают. Поэтому они влезают в долги, с
которыми потом никак не могут расплатиться. Именно

с
такими необдуманными тратами и следует бороться в первую очередь.
Вот только несколько полезных рекомендаций по разумному ведению домашнего
хозяйства, которые помогут сократить семейные расходы.

· Необходимо
составить список ежемесячных семейных расходов.

Любой
семье нужно представлять структуру своих расходов, то есть на что она постоянно
тратит деньги. И не только на месяц, но и на более длительные сроки. Это важно,
так как все крупные траты необходимо планировать заранее. Их можно равномерно
распределить по времени, не отвлекая больших сумм из месячных доходов.

· Семья
должна оптимизировать свои покупки.

Например,
товары, которыми семья пользуется ежедневно и которые быстро

расходуются,
лучше покупать большими упаковками, и не обязательно это должны быть
разрекламированные бренды. Товары в не столь ярких упаковках бывают не менее
качественными. Крупные семенные покупки, например, нового телевизора, стоит
делать только после тщательного обдумывания. Взвесив «все» за и «против», на
семейном совете необходимо принять решение, готова ли семья потратить такую
сумму или всё же стоит отложить покупку, так как старый телевизор неплохо ещё
работает.
Более того, когда денег не хватает, семье надо найти в себе силы отказаться от
необязательных покупок, иначе нечем будет платить за действительно необходимое.

· При
покупках всегда руководствоваться здравым смыслом.

Вы
наверняка не догадываетесь о том, что все товары в магазинах выставлены так,
чтобы заставить покупателя обязательно приобрести то, что он вовсе не
планировал. Наверняка многие из вас замечали довольно интересную особенность
многих крупных супермаркетов: стоит вам вместе с родителями только зайти за
какой-нибудь шоколадкой или бутылкой воды –

как
к кассе вы уже тяните огромную тележку товаров.


УРОК ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СЕМЬЯ КАК ПОТРЕБИТЕЛЬ

Зачастую
супермаркеты уже снаружи завешаны рекламой, на которой можно увидеть выделенные
цветом скидки. В сознании покупателя красный ценник уже давно ассоциируется со
снижением цены. Однако стоит быть внимательным – не всегда такие цветные
ценники означают более выгодные покупки: цена может быть снижена незначительно
или даже порой вообще оставаться неизменной. Но при этом потребитель все равно
расположен купить товары с такими ценниками из-за уже сложившейся ассоциации.
Более того, приобретённые товары на акции, распродаже или по скидке зачастую
потом оказываются ненужными. Поэтому перед походом в магазин рекомендуется
составить список покупок и старается его придерживаться.

Знающие
люди советуют выбирать товар (какой угодно – от

косметики
до бытовой техники и компьютеров) в магазине, а затем

заказывать
его по Интернету. При этом получается реальная экономия средств.
В интернет-магазине цена товара действительно будет ниже, и это достаточно
логично, ведь интернет-магазин не платит за аренду торгового зала и не тратит
деньги на зарплату продавцам.
Кроме того, покупки в интернет-магазинах имеют ряд преимуществ, не связанных с
ценой. Эти покупки можно делать в любое время суток, что

чрезвычайно
актуально для занятых людей, и товар доставляют на

дом
(хотя доставка на дом, как правило, платная); в Интернете можно посмотреть
не только описание и характеристики товара, но и отзывы о нём других
покупателей.

· Необходимо
убедиться, что семья не платит ничего лишнего.

Например,
знаете ли вы, какие сейчас тарифы на домашний Интернет?

Очень
часто новые тарифы оказываются более выгодными, к

тому
же они предоставляют новые возможности. А используя свой

старый
тариф с новыми возможностями, вы переплачиваете. Поэтому необходимо, время от
времени изучайте рынок товаров и услуг в тех сферах, где у семьи задействованы
денежные средства.

· Нужно
беречь вещи и ухаживать за ними.

Согласитесь,
что, правильно ухаживая за вещами, можно увеличить срок их службы, избавив себя
тем самым от необходимости покупки новых. В народе бытует огромное количество
поговорок и пословиц, связанных с этим ценным человеческим качеством, самая
известная из которых, пожалуй: «Бережливость лучше
богатства».

· Экономия
на услугах ЖКХ.

На
оплату жилищно-коммунальных услуг уходит значительная

часть
семейных денежных средств. Но семья может сократить эти расходы, например,
таким образом:


выключать или переводить в спящий режим компьютер, если нет
необходимости в его постоянной эксплуатации;
– выключать свет в комнатах, в которых он совершенно не нужен в данный момент;


не включать воду на полный напор. В 90 % случаев вполне достаточно небольшой
струи, а потребление воды при этом сокращается в 4–5 раз.
В конце нашего занятия попробуете записать в таблицу по три-четыре
примера для каждого из указанных направлений семейных расходов.


УРОК ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СЕМЬЯ КАК ПОТРЕБИТЕЛЬ

Тема: «На что семья тратит деньги?»

Учитель: Шалбурова О. М., учитель начальных классов МКОУ «ЯМГ им Хаглышевой Е. К.»

Цель занятия: научить распределять направления расходов и знать степень их необходимости.

Предметные образовательные результаты: иметь представление о понятиях «необходимые расходы», «обязательные расходы», «желательные расходы», «престижные расходы»; характеризовать семейные расходы.

Метапредметные образовательные результаты

1. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа; формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач.

2. Регулятивные: понимание цели своих действий; оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка.

3. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Возраст детей: 10-11 лет (4 класс)

ема урока №1: Семья как потребитель.

– сформировать знания учащихся о понятиях «потребитель», «рациональный потребитель», научить правильно, определять, степень необходимости приобретаемого товара;

– воспитать экономное отношение к семейному бюджету, необходимость тщательно подходить к выбору интересующего товара, бережное использование приобретенных товаров;

– развить логическое мышление учащихся, интерес к знаниям прав потребителей и возможностях защиты этих прав.

создание проблемно-поисковой ситуации, приемы технологии развития критического мышления.

потребитель, рациональный потребитель, товарный и кассовый чек, договор.

2. Принцип научности и доступности при объяснении нового материала.

3. Принцип наглядности – урок сопровождается презентацией.

4. Принцип сознательности и активности при выполнении практической работы.

комбинированный с элементами личностно- ориентированного обучения.

компьютер, мультимедийный проектор.

Информационно – образовательные ресурсы: презентация «Семья как потребитель».

Самому себя совершенствовать, самому себя образовывать и, в случае склонности ко злу, развивать в себе нравственные качества, вот в чем обязанности человека.

2. Доброжелательный настрой на успешную совместную работу.

Актуализация общих знаний обучающихся

за правильно данный ответ учащийся получает жетон, в конце урока по ним будет оцениваться работа обучающихся.

Правильный ответ учитель самостоятельно или при помощи учеников вписывает в кроссворд.

Изложение нового материала:

Сегодня мы познакомимся с темой «Семья как потребитель».

Кто такой потребитель?

Определение по С. И. Ожегову

Потребитель – лицо или организация, потребляющая продукты чьего-нибудь производства (от новорожденного до человека преклонного возраста).

Определение в соответствии с Законом Российской Федерации. « О защите прав потребителей»

Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью (записать в тетрадь).

Основные документы, удостоверяющие покупку (товарный чек,

Договор – письменное соглашение двух или более лиц, регулирующее их взаимоотношение по поводу купли – продажи товаров или услуг.

Имея при себе эти документы вы можете доказать, что покупали товар (услугу) именно в этом магазине (салоне), в случае если товар (услуга) будет некачественной.

Потребитель, имеющий стремление достичь максимального результата, при ограниченных возможностях (записать в тетрадь).

К понятию «рациональность» близко понятие «благоразумность». Согласитесь, ведь благоразумие, проявленное при покупке товаров, может сослужить хорошую службу, уберечь от многих проблем в будущем. Я предлагаю вам пройти несложный тест, который поможет выявить степень вашего благоразумия. На каждый из двенадцати вопросов нужно ответить ДА (0 баллов) и НЕТ (1 балл).

Если вы набрали более 8 баллов: вы воплощение жизненной мудрости, разумности, и уверенности. Это мешает вам быстро ориентироваться в жизненных ситуациях и может привести к тяжелой форме мания величия.

От 4 до 8 баллов набирают люди «золотой середины», обладающие развитым чувством меры и реально оценивающие свои возможности. Правда, чувство меры этих людей развито настолько, что им не просто чувствовать себя безмерно счастливым.

Ну а если вы набрали менее 4 баллов, то вы, по – видимому, безрассудный субъект, которому всегда всего мало. Из-за своей кажущейся неудовлетворенности вы часто чувствуете себя несчастным, и, право же, вам полезно было бы научиться радоваться мелочам жизни.

Надеюсь, полученные результаты вас порадовали. Но помните, сложно проявить рациональность или благоразумие при покупке товаров, если не знаешь хотя бы основных правил потребителя. Именно им посвящена следующая работа.

Упражнения для глаз.

А сейчас мы практически выясним, рационально ли вы покупали товары последние 7 дней. Вспомните все покупки за последнюю неделю и заполните таблицу, распределив их по группам (необходимые, желаемые, престижные).

Обратим внимание на нашу презентацию.

7 – 8 слайды.

По завершению работы сделайте вывод.

Если вы приобрели больше необходимых товаров, то вы рациональный потребитель.

Если больше товаров приобрели, руководствуясь своими желаниями, вы сильно зависимы от них и вам надо, научиться, слушать свой разум.

Предпочтение, отданное третьей группе товаров, говорит о том, что вы зависимы от мнения окружающих, это может привести к лишним растратам.

Настало время правильно рассчитывать степень необходимости товара, особенно если это касается крупных покупок.

Эту работу можно провести в парах для более подробного рассмотрения всех доводов.

. Как стать рациональным.

Заполните таблицу, тщательно продумав все положительные и отрицательные стороны товара (качество, назначение, удобство, есть ли более современные аналоги, сезонность, стоимость, соответствие моде, имеет ли жизненно важное значение и т.д.)

: если положительных сторон больше, то будем покупать; если больше отрицательных сторон, то покупать не будем.

Я думаю, вы теперь поняли, что прежде чем сделать покупку, надо узнать о товаре все, что о нем можно узнать, а потом делать покупку.

Вы видите большое разнообразие продуктов потребления, без которых человек уже не представляет своей жизни. Перед вами стоит задача: выбрать наиболее интересующий вас продукт потребления или товар, который вы запланировали приобрести (одежда, бытовые приборы, лекарства, продукты питания и т.д.) и провести исследовательскую работу с целью, как можно больше узнать о нем и рассказать.

делятся своим мнением по поводу выбранного продукта.

Скажите, какие вопросы возникли у вас во время работы, которые бы вы задали производителям или продавцам этого товара (обучающиеся, перечисляют эти вопросы).

А где, можно узнать ответы на эти вопросы (в каталогах, рекламных проспектах, специализированных журналах, интернете)?

Как вы оцените свою работу на уроке, был ли для вас этот урок познавательным?

– степень значимости;

– стоимость расходов на данный продукт.

: выставление оценок учащимся, заработавшим, наибольшее количество жетонов

и предложение обменять свои жетоны на возможность провести следующий урок вместе с учителем.

Учитель распределяет задания будущим помощникам для подготовки к следующему уроку.

Урок окончен. До свидания.

Как рассчитать потребительский бюджет своей семьи.

научить рассчитывать потребительский бюджет семьи на конкретных примерах.

сформировать представление учащихся о бюджете семьи как основной категории домашней экономики;

повторить структуру семейного бюджета;

при помощи игровых ситуаций закрепить основы финансового планирования.

закрепить у учащихся навыки работы в группах;

обучить принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы;

развить коммуникативные навыки.

воспитать у учащихся доброжелательность, уважение к мнению других, чувство ценности семьи и рационального планирования семейного бюджета.

Дидактический материал (игровые ситуации, схемы семейных бюджетов, карточки с описанием семей);

2 команды по 4-5 человек.

Приветствие учащихся, сообщение темы занятия.

Участники объединяются в 2 группы по 4- 5 человек и распределяют игровые роли. Состав семьи определяется координатором (педагог зачитывает карточки с описанием семей, которые составлены по уровню дохода). Описания семей приближены к реальной жизни

«Кто не считает свои деньги,

тот проявляет неуважение к своему труду»

Вы когда-нибудь задумывались над тем, сколько денег тратят родители на ваше содержание?

Молодые люди любят ходить в кино, на дискотеки, концерты, в кафе, покупать сладости, жевательные резинки и т. д. Еще недавно единственным источником доходов школьников были доходы родителей. Сейчас многие школьники имеют постоянный или разовый заработок. Вокруг очень много соблазнов для траты денег, причём зачастую бездумной. Поэтому нужно правильно распределять свой бюджет, согласовав его с общим семейным бюджетом.

Нефтяной магнат Рокфеллер с детских лет вел расходную книжку, которая помогла ему впоследствии стать богатейшим человеком в США.

Давайте вспомним, что же такое семейный бюджет?

Бюджет – сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие всех видов расходов.

Р больше Д

бюджет имеет дефицит

Д больше Р

бюджет избыточный, профицитный

Р – расходы, Д – доходы

Структуру семейного бюджета, можно выразить в виде таблицы, которая состоит из двух разделов: доходы и расходы. (у каждой семьи на столах раздаточный материал)

В каждом разделе выделены основные счета, куда заносятся доходы и расходы.

Все денежные поступления в семью называют доходами.

Основной источник дохода это заработная плата членов семьи, пенсия, детские пособия, стипендия. Доход также могут приносить фрукты и овощи, выращенные на садовом или приусадебном участке для продажи; сдача во временное пользование комнат или других помещений; проценты от вкладов, положенные в сберегательные банки и др.

Когда у семьи есть деньги, она стоит перед выбором, что купить, на что потратить деньги. Каждая семья решает эту проблему по-своему. Часто на семейном совете все члены семьи обсуждают, что необходимо купить в первую очередь, что во вторую, а что может и подождать. Конечно, в первую очередь необходимо выделить деньги на покупку продуктов питания, самую нужную одежду и обувь. Есть и еще очень важная часть семейных расходов: плата за квартиру, за пользование электричеством, телефоном, транспортные расходы.

Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет. Условно все расходы можно подразделить на три группы: текущие (постоянные), периодические и единовременные (эпизодические), непредвиденные.

– это те, которые в течение года почти не изменяются. Например, плата за коммунальные услуги, плата за кружок или музыкальную школу, плата за обед в столовой.

– включают в себя периодические и единовременные расходы. Например, покупка дисков, посещение кино, покупка украшений, произведений искусств.

– это те, которые невозможно учесть. Включают в себя расходы, связанные чаще всего с критическими ситуациями (ремонт сломавшейся бытовой техники, покупка лекарств и т. п.). На непредвиденные расходы необходимо предусматривать денежные средства заранее.

Ещё одна важная часть семейного бюджета называется сбережения.

Зачем нужны сбережения? Мы уже знаем, что в семейном хозяйстве люди часто не тратят все доходы, предпочитая отложить часть денег на всякий случай. Или «на мечты». Кто-то запланировал поездку на море и теперь копит на нее деньги. В этом случае необходимость сбережений вызвана будущими значительными расходами. В странах с платным образованием родители начинают копить средства на обучение ребенка с рождения. Кроме этого, доходы в определенный месяц могут превысить расходы. И в том, и в другом случаях люди сберегают часть своего дохода.

— часть дохода, потребление которой откладывается на будущее.

– это остаток от доходов после оплаты всех расходов, связанных с текущим потреблением.

Как видно из самого определения этого термина, сбережения людей могут возникнуть только у тех, кто получает доходы. Все сбережения, в конечном счете, принадлежат семьям. Создавая сбережения, семьи ограничивают свое потребление, ради увеличения потребления в будущем.(10 мин)

А теперь, исходя из данных указанных в карточках, составьте доходную часть семейного бюджета.

(учащиеся заполняют доходную часть бюджета).(3 мин)

давайте проверим, как вы справились с первым заданием.(5 мин)

Рассмотрим несколько ситуаций, связанных с расходами семьи. Ваша задача выбрать наиболее приемлемый для вашей семьи вариант и результаты занести в расходы в таблице «бюджет семьи».

Задание для всех семей

Выберите основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц из 26 предложенных:

1) хлеб; от 10 руб 2) сахар; от 30 руб / кг 3) минеральная вода; от 12 руб 4) масло сливочное;  от 100 р/кг 5) кукурузные хлопья; 50 руб 6) масло растительное;  от 40 руб 7) рыба; от 100 руб 8) кальмар сушеный; от 50 руб 9) газированные напитки; от 15 руб 10) молоко; от 30 руб 11) яйцо;  от 50 руб 12) майонез; от 15 руб

13) картофель; от 17 руб/кг

14) овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др); от 10 – 30 руб/кг 15) сухофрукты; от 100 руб 16) соль; от 9 руб 17) креветки; от 50 руб 18) кондитерские изделия; от 20 руб 19) сельдь; от 100 руб 20) финики сушеные; от 100 руб 21) маринады; от 50 руб 22) сало копченое; от 100 руб 23) орешки соленые; от 40 руб 24) конфеты; от 20 руб 25) чипсы; от 30 руб

26) мясо от 200 руб.

Если 10 основных продуктов выбраны вами правильно, то на приобретение продовольственной корзины вы потратите от 2000 рублей до 10000 рублей.

Ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах в таблице «бюджет семьи». (5 мин)

Во всех трех случаях в продовольственной корзине должны обязательно присутствовать следующие наименования продуктов:

1) хлеб;  2) сахар; 3) масло;  4) мясо;  5) рыба;  6) молоко;  7) яйцо; 8) картофель; 9) овощи; 10) фрукты.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА.

Выберите наиболее приемлемый для вашей семьи вариант подготовки дня рождения с учетом размера вашего дохода и количества 15 человек.

1. Вы самостоятельно готовите программу праздника, покупаете продукты, на оптовом рынке, сами готовите праздничные блюда. Расходы составят 5000 руб.

2. Вы арендуете кафе; расходы составляют 500 руб. на человека, но конкурсную программу готовите самостоятельно.

3. Вы арендуете хороший ресторан, нанимаете аниматоров и ведущих, полностью освобождая себя от хлопот, и шума, расходы составят 5000 руб. на человека.

Ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах в таблице «бюджет семьи».(5 мин)

Выберите наиболее приемлемый вариант получения образования вашим ребенком.

1. В обычном российском колледже (образование бесплатно, целевые взносы – 2500 руб. в год)

2. В колледже при Московском государственном институте международных отношений (МГИМО) с дальнейшим зачислением в этот ВУЗ за 139000 руб. в год

3. Обучение в колледже при Оксфордском университете с перспективой дальнейшего поступления в любой ВУЗ мира за 600000 руб. в год.

4. В обычном российском университете, в другой области (общежитие предоставляется), за 40000 руб. в год

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ

Пока семьи заполняют оставшиеся статьи расходов в таблице «бюджет семьи», согласно, исходных данных в карточках семей. Подсчитывают итог по доходам и расходам, подводят итог бюджета своей семьи (сбалансированный, дефицитный, профицитный). Анализируют полученный результат. ( Учащиеся предлагают варианты, как можно увеличить доходы, или сократить расходы).

Победителем объявляется семья, результаты которой ближе всего к сбалансированному или профицитному бюджету. (7 мин)

К сожалению, в сложившейся у нас практике только редкие люди и семьи составляют и анализируют семейные и личные бюджеты. Чаще всего прибегают лишь к самым общим сопоставлениям доходов и расходов. В итоге иногда влезают в неоплатные долги, попадают в неприятные жизненные ситуации, находятся в постоянном стрессе. Понятно, что расчет бюджета сам себе не увеличивает доходы и не снижает расходы. Но он помогает понять, как это сделать и избежать личного и семейного банкротства.

В заключении, хочется дать вам несколько полезных советов, чтобы ваши финансы не пели романсы.

Перед походом в магазин составьте список необходимых товаров и продуктов.

Не ходите в магазин на голодный желудок (по статистике до 20% лишних покупок).

В магазине строго следуйте вашему списку.

Не берите с собой лишние деньги.

Не ходите в магазин с маленькими детьми (только по необходимости).

Сократите количество походов в магазин в месяц (за продуктами раз в неделю, за одеждой еще реже – по необходимости).

7) «Оптом – дешевле» (продукты дешевле покупать на оптовых рынках, если есть где хранить) или в складчину с кем-нибудь из друзей.

8) Не переплачивать за рекламу и упаковку (упаковка это мусор). Есть товары не хуже по качеству в более скромных упаковках.

9) Приучите себя откладывать 1/10 часть любых доходов в месяц на «сбережения» (и ни при каких обстоятельствах не трогайте эту сумму – «неприкосновенный запас»).

10) Приучите себя в конце дня считать ваши расходы и записывать, к концу месяца увидите, куда уходят деньги (можно составить Электронную таблицу Excel на каждый месяц). (3 мин)

А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: что было самым сложным на нашем занятии? А что самым легким?

Балакина А. П., Бабленкова И. И., Дмитракова Н. Д. и др. Введение в экономику и бизнес. Экономика для неэкономистов. Учебник для средних специальных учебных заведений – М.: Вита-Пресс, 1999.

Липсиц В. И. Экономика без тайн.- М. ” Дело ЛТД”, 1993.

Е. Г. Фирсов Экономика – интеллектуальные игры для школьников – Ярославль; “Академия развития”; 1998 г.

Кайзер Ф.-Й. Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин: Основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения: Сценарии; Беседа и доклад; Метод направляющего текста и др.: Книга для учителя (пер. с нем. Сичкарек В., Шредер Н.; под ред. Богомазова Г. Г.) Изд. 2-е, дораб.

Мельников Н. К. Шаппо Н. П. По лестнице к успеху: Пособие для преподавателей.

Карточка семьи Петровых

В семье Петровых пять человек: мама, папа, дети: Света (19 лет), Оля (15 лет) и Денис (11 лет). Семья живет в собственной большой 4-х комнатной благоустроенной квартире в черте города, в шаговой доступности от школы. Они имеют дачный домик с садовый участком 6 соток в 3 – х км от города, новый автомобиль. Отец работает в соседнем городе (70 км) его доход в месяц составляет 40 т.р, мама работает бухгалтером, её доход составляет 20 т.р., старшая дочь Света студентка колледжа, учится на отлично, её стипендия составляет 1000 р., в свободное время Света подрабатывает, её доход составляет 10 т.р., детское пособие на детей семья не получает, т.к. совокупный доход семьи выше среднемесячного прожиточного минимума. Общий доход семьи 71000р. в месяц. Старшая дочь Света подрабатывает в кафе, в соседнем городе, расходы на проезд составляют 116 р. в день, её график занятости 4 рабочих дня в неделю. Средняя дочь Оля посещает секцию гимнастики, сын Денис посещает бассейн. Оплата двух спортивных секций составляет 3000р в месяц. В прошлом году семья взяла кредит на покупку автомобиля, на 5 лет, под 22% годовых. Оплата кредита в месяц (с учетом процентов) составляет 6 т.р. Осталось выплатить 300 т.р. Коммунальные платежи составляют 10000 руб. Семья имеет компьютер и принтер, оплата интернета составляет 600 р в месяц. Семья мечтает о летнем отдыхе на море и по-быстрее выплатить кредит.

Карточка семьи Ивановых

В семье Ивановых пять человек: мама, папа, бабушка (70 лет), дети: Даша (5 лет), Лида (14 лет). Семья живет в собственной 3-х комнатной благоустроенной квартире в черте города, в шаговой доступности от детского сада и школы. Они имеют садовый участок 5 соток в 15 км от города, подержанный автомобиль. Отец работает в соседнем городе (30 км) его доход в месяц составляет 20 т.р, мама работает в детском саду, её доход составляет 8 т.р., бабушка получает пенсию 10313 р., за каждого ребенка мама получает детское пособие 1 т.р. Общий доход семьи 40 313 р. В месяц. Старшая дочь Лида посещает музыкальную школу и курсы английского языка. Младшая дочь Даша ходит в детский сад. Оплата музыкальной школы составляет 1000р в месяц, курсы английского языка 1500 р, оплата детского сада 2200 р. Коммунальные платежи составляют 5000 руб. Семья имеет компьютер и принтер, оплата интернета составляет 300 р в месяц. Дети никогда не были на море, поэтому семья мечтает о совместном летнем отдыхе.

1) хлеб; от 10 руб 2) сахар; от 30 руб / кг 3) минеральная вода; от 12 руб 4) масло сливочное;  от 100 р/кг 5) кукурузные хлопья;  6) масло растительное;  от 40 руб 7) рыба; от 100 руб 8) кальмар сушеный; от 50 руб 9) газированные напитки; от 15 руб 10) молоко; от 30 руб 11) яйцо;  от 50 руб 12) майонез; от 15 руб

14) овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др); от 10 – 30 руб/кг 15) сухофрукты; от 100 руб 16) соль; от 9 руб 17) креветки; от 50 руб 18) кондитерские изделия; от 20 руб 19) сельдь иваси; от 100 руб 20) финики сушеные; от 100 руб 21) маринады; от 50 руб 22) сало копченое; от 100 руб 23) орешки соленые; от 40 руб 24) конфеты; от 20 руб 25) чипсы. от 30 руб

Игра по финансовой грамотности для
младших школьников
«Папа, мама, я – экономная семья»
Автор проекта:
Золотаренко Анна
учащаяся 4 В класса
МОУ лицей «МОК № 2»
Г. Джанкой Республика Крым
Руководитель:
Сосновских Ирина Геннадьевна
педагог дополнительного образования
МОУ лицей «МОК № 2»
Г. Джанкой Республика Крым

• Форма проведения: игра в формате
«Своя игра».
• Участники: учащиеся и их родители
начальной школы
• Форма проведения: групповая

Правила игры:
В игре принимают участие 2 (или несколько) команд
учащихся и их родителей.
В каждой категории по 5 вопросов (всего 30
вопросов). Вопросы распределены по степени сложности
от 20 до 100 баллов. Учащиеся и родители делятся на
команды по 2 семьи. Каждая команда выбирает тему и
стоимость вопроса. Ведущий (учитель) зачитывает вопрос,
после чего у команды есть 30 секунд на обсуждение
правильного ответа. По истечении времени, капитан
команды озвучивает ответ. В случае правильного ответа
команда получает балл, соответствующий стоимости
вопроса. Если ответ не верен, баллы вычитаются. Ведущий
фиксирует количество баллов каждой команды. Команды
отвечают на вопросы поочередно, по завершению игры,
подсчитывается количество баллов у каждой команды.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество
баллов.

Список литературы
• Муравин Г. К., Муравина О. В. Игры по финансовой грамотности
в начальной школе. – М: Корпорация Российский учебник, 2019
• Евгения Блискавка Дети и деньги. – М: издательство «Манн,
Иванов и Фербер», 2014
• Георгий Гловели, Елена Гоппе Финансовая грамотность,
4 класс. – М: «Вако», 2018
• Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Спецпроект
Российской экономической школы по личным финансам. 2009.
• Игры по экономике – http://basic.economicus.ru/igroteka/
• Финансовая грамотность для детей. Уроки финансовой
грамотности для младших школьников. https://www.rastutgoda.ru/junior-student/5738-uroki-o-dengah-dlja-mladshihshkolnikov.html
• Финансовая грамотность. С чего
начать. https://profin.top/literacy/lichnye-finansy/base.html
• Генератор ребусов.
http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator

Своя игра
«Папа, мама, я – экономная семья»

Как называется особый,
универсальный товар,
используемый при обмене?
Деньги

Назови 4 признака подлинности
настоящих денег

Известно, что деньги в России
бывают разного номинала. Назови
3 варианта денег разного номинала
для покупки пенала стоимостью
240 рублей.
1)100х2+10х4=240
2)50х4+8х5=240
3)200+10х4=240

Представь, что тебе удалось скопить
2000 рублей. В начале года ты мог
бы на эти деньги сходить 8 раз в
кино. А в конце года, в результате
инфляции, билеты стали на 20 руб.
стоить дороже. Сколько раз ты
сможешь сходить на них в кино?
1)2000:8=250
2)250+20=270
3)2000:270=7
Ответ: можно сходить 7 раз в кино

И врачу, и акробату
Выдают за труд .
Зарплата

Ежемесячные государственные
выплаты бабушкам и дедушкам
Пенсия

Государственная финансовая
помощь студентам
Стипендия

Составив семейный бюджет, семья
Бондаревых обнаружила, что придётся
отказаться от некоторых необязательных
расходов в следующем месяце. Выберите
расходы, от которых откажется семья
Бондаревых: квартплата, продукты
питания, семейный поход в кино, оплата
мобильного интернета и связи.
Семейный поход в кино

«Я не понимаю, почему мы так много
потратили в этом месяце», — сокрушался
Евгений. « Мне кажется, у нас было много
непредвиденных расходов», — предположила
его жена Лариса. Выберите расходы, которые
можно отнести к непредвиденным:
1. Починка плиты на кухне;
2. Покупка подарка на юбилей дедушке;
3. Замена окна на балконе, разбитого при
сильном ветре;
4. Замена зимних шин на автомобиле на
летние.
Починка плиты на кухне и
замена окна на балконе

Юля учится составлять семейный бюджет.
Она знает, что он состоит из доходов и расходов
семьи. Что следует записать Юлу в графу расходов:
стипендию старшей сестры,
оплату курсов иностранного языка,
деньги, полученные за аренду дачного участка,
пенсию бабушки,
ежемесячный поход в театр.
Оплату курсов иностранного
языка и ежемесячный поход
в театр.

Семья Долгих собралась отпуск провести на море.
«Сколько вы потратили для покупки товаров для
пляжа?» — спросила мама детей. «3 600 руб». « А
почему так много? Вы составил список перед тем, как
пойти в магазин? Если бы вы это сделали, то не
купили бы лишних товаров».
Выберите лишние товары, которые дети
приобрёли в магазине:
• надувной матрац
• сачок для ловли бабочек
• очки для подводного плавания
• футбольный мяч
• игрушку-спиннер
Сачок, мяч и игрушку

Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата?
Банкомат

Родители оформили для Варвары
банковскую карту и сразу посоветовали ей
запомнить ПИН-код карты. Варвара тут же
записала ПИН-код на стикере и положила в
кошелек вместе с банковской картой.
Верно ли поступила Варвара?
Варвара поступила
неправильно

«Кредит — это очень удобно», —
рассуждал
студент
Арсений.
«Приходишь в банк и берёшь деньги на
любую покупку». « А ты думаешь, банк
любому человеку даст кредит?» —
спросил папа, у которого была
маленькая
ремонтная
мастерская.
«Банк не всегда даёт кредит и может
отказать. Кому из членов нашей семьи
банк с большой долей вероятности
откажет в кредите: тебе, дедушке, мамедомохозяйке или мне?»
Арсению, дедушке,
маме-домохозяйке

Во время перемены Ане пришло SMSсообщение: «Ваша банковская карта заблокирована.
Чтобы разблокировать карту, переведите 100 руб. или
позвоните по указанному номеру». Аня спросила
советов одноклассников.
Лена сказала: «Переведи 100 руб. и дело с концом».
Миша улыбнулся: «Не отвечай, да и все».
«Позвони лучше в банк», – уверенно сказала Маша.
Илья
промолвил:
«Выбрось
эту
карту,
она
бесполезна».
Оля посоветовала позвонить родителям.
К чьим советам Аня прислушается?
Аня прислушается к
совету Маши

Семья Золотаренко собралась на
концерт
любимого
исполнителя.
Саша
сказал: «Купим перед началом концерта,
частники продавать будут, может дешевле
выйдет». Мама возразила: «Лучше всего
покупать на сайте организатора концерта». А
Варя предложила купить билеты в обществе
фанатов певца в социальных сетях.
Определите, кто из членов семьи
предложил самый безопасный способ
приобретения билетов?
Мама. Безопаснее всего купить билеты на
сайте организаторов концерта.

Супруги Ковалевы прочитали в журнале
о том, что каждой семье необходимо
планировать свой бюджет, после чего они
решили, что при составлении бюджета не
обязательно учитывать все доходы семьи,
главное, учесть все расходы.
Верно ли поступили Ковалевы?
Неверно, при составлении бюджета
учитываются и доходы и расходы.

Семья
Егоровых
решает,
куда
отправиться в отпуск. Мама напомнила, что с
предыдущей поездки у семьи осталась
определенная сумма денег в евро. « Разумно
поехать в такую страну, где используются
евро, чтобы не менять валюту», – сказала
мама.
Выберите страны, куда может поехать
семья
Гороховых:
Испания,
Болгария,
Франция, Англия, Турция.
Испания и Франция

Петя с Ирой в магазине подошли к полкам,
на которых было большое разнообразие
соков в разных упаковках. « Какой сок
выгоднее купить?» – задумались ребята.
Помоги
им
выбрать
наиболее
выгодную упаковку сока.
1. Сок «Джус+» 1 литр
90 руб.
2. Сок «Джус+» 2 литра
165 руб.
3. Сок «Джус+» 0,2 литра
15 руб.
Сок «Джус+» 0,2 литра

Оцените статью