В рамках модуля рассматриваются темы: налоговая система Российской Федерации, виды финансового мошенничества, основные принципы работы банковской системы, кредиты и страхование. Школьники учатся принимать обоснованные решения в конкретных жизненных ситуациях.
Сборник Специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по основам безопасности жизнедеятельности для 9 класса
В темах модуля рассматриваются налоговая система РФ, виды финансового мошенничества, принципы работы банковской системы, основные сведения о кредитах и страховании. Школьники учатся принимать обоснованные решения в конкретных ситуациях, с учетом обстановки и своих индивидуальных возможностей.
Специальные модули для электронной формы учебника по основам безопасности жизнедеятельности для 9 класса
Текстовая часть модулей по финансовой грамотности в электронной форме учебника (ЭФУ) полностью соответствует модулям в печатной форме учебника. В специальные модули ЭФУ дополнительно включен список электронных образовательных ресурсов по финансовой тематике.
Автор продукта, координаты
Мишин Борис Иванович, Кандидат экономических наук, почетный работник общего образования, заслуженный учитель РФ, автор учебников по ОБЖ и физической культуре, разработчик стандартов и ПООП по ОБЖ и физической культуре, помощник проректора МПГУ, Ковалев Андрей Владимирович, Директор центра цифровых изданий корпорации «Российский учебник»
По мнению ученого, эти уроки должны быть посвящены финансовой безопасности как «одной из основ рыночной экономики» и проводить их нужно с 4-5 классов в общеобразовательных школах.
«Рыночная экономика – это экономика подготовленных людей. В последние несколько лет она очень жесткая. Регуляторы часто стали отзывать лицензии у банков, стали закрываться вклады. У людей возникли риски потерять все. Поэтому дети должны знать о существующих рисках на рынке. Им нужно доступным языком объяснять, что если они не будут учитывать экономических рисков, то могут пополнить ряды разорившихся людей. Поэтому сейчас важно, чтобы Минобрнауки РФ включило уроки финансовой грамотности в школьную программу ОБЖ. Они должны быть посвящены финансовой безопасности», – объяснил академик.
Мнение академика поддерживают и жители Свердловской области, которые также выступили с инициативой о введении в школьную программу уроков по финансовой грамотности. Как сообщила глава пресс-службы областного управления Роспотребнадзора Наталья Лукьянцева, по результатам соцопроса 73% жителей региона проголосовали за изучение в школе основ финансовой грамотности. Опрос состоялся 15 марта.
Она отметила, что «больше всего у свердловчан возникает вопросов о правомерности направления банком кредитных карт по почте, о взимании банком допкомиссий за выдачу кредита наличными, о размере максимальной компенсации по вкладам и о передаче банком своих должников сторонним организациям».
«Интеграция финансовой грамотности в курс предметов «Обществознание» и «ОБЖ»».
Включение с сентября 2022 года в российскую школьную программу отдельных элементов «финансовой грамотности», как начало последовательного формирования системы финансового образования, продиктовано безусловной необходимостью обучить и воспитать не только самостоятельного, уверенного, многосторонне развитого выпускника с активной жизненной позицией, но и всесторонне защищённого человека, гражданина, в том числе, от финансовых рисков и различного рода опасных ситуаций финансового характера.
Закрепление данных нововведений в ФГОС ставит не только перед учителями, но и перед родителями обучающихся определённые задачи, целью которых является формирование у детей основ финансово-грамотного поведения и безопасного жизненного функционирования. Образование первичных базовых навыков поведения, в том числе финансового, зарождается в детском возрасте. И именно с раннего детства в семье должно начинаться привитие культуры безопасного взаимодействия с окружающим миром.
Очевидно, что обучениероссийских школьников правилам финансовойбезопасностив курс«Основыбезопасностижизнедеятельности».
Невозможно представить жизнь современного человека без соприкосновения с финансами. В связи с этим знание базовых правил их безопасного использования необходимо каждому. Понятие «финансовая безопасность», подразумевающее разноплановуюзащищённость финансовых интересов во всех жизненных сферах,применимо к категориям экономической, социальной, личной безопасности.
Данное обучениеважно сориентировать нетольконаисследование различных опасных ситуаций, с которыми человек может соприкоснуться вфинансовой сфере, но и на практическое применение имеющихся знаний в повседневнойжизни.
Современным школьникам в стремительно развивающейся «цифровой эпохе» необходимо знать как защититься от финансового мошенничества, уметь обнаружить признакиподделкиденежныхбанкнот, осознавать ответственность за фальшивомонетничество, понимать основыбезопасностиприпользованииуслугамибанков, используя полученные знания на уроках ОБЖ о правилах финансовой безопасности и их применении. Помимо этого, крайне важно привить подрастающему поколению высокий уровень правосознания, позволяющий в дальнейшем стать добросовестными налогоплательщиками, реализуя в полном объёме свои права и своевременно выполняя вменённые государством обязанности.
Таким образом, в результате достижения поставленных целейбудут решеныследующие задачи:
*обучающиеся усвоят первичные знания о налоговой системе РФ, финансовом мошенничестве, некоторых банковских операциях, страховании рисков и юридической ответственности за правонарушения в финансовой сфере;
*школьники получат практические навыки рационального и безопасного поведения ситуациях, связанных с финансовыми рисками: утратой банковской карты, паспорта, финансовым мошенничеством, угрожающими личной финансовой безопасности человека.
*выпускники достигнут высокого уровня функциональнойграмотности в отношении финансовой безопасности,необходимойвсовременномобществе.
Формирование финансово грамотного выпускника, умеющего осознанно выбирать товары и услуги, грамотно управлять своими доходами и расходами, знать о возможных действиях мошенников и уметь им противостоять, добросовестно исполнять кредитные обязательства, формулировать цели личных сбережений, нести персональную ответственность за свои финансовые решения, является залогом финансового благополучия как отдельного человека, так и общества в целом.
Освоение материалапоосновамфинансовойбезопасности,какиизучениедругихтемвкурсе«Основыбезопасностижизнедеятельности»,важно организовать сприменением практикоориентированныхтехнологий,предусмотренныхфедеральными государственными образовательными стандартами общего образования, использованием системно-деятельностногоподхода,какведущего подхода в проектировании, конструировании и построении образовательногопроцессасучётоминдивидуальныхособенностейобучающихся.
Новости
21 декабря 2018
С 19 по 21 декабря 2018 года в Сибирском ММЦ третья группа педагогов-предметников общеобразовательных организаций Новосибирской области прошла обучение по дополнительной профессиональной программе (повышения квалификации) «Финансовая грамотность в ОБЖ».
28 учителей и преподавателей-организаторов ОБЖ приняли участие в рассмотрении вопросов:
И практических занятий по темам:
После завершения обучения все учителя и преподаватели-организаторы ОБЖ успешно прошли итоговую аттестацию (тестирование) по основным разделам программы повышения квалификации.