Created: Wednesday, 29 March 2023
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования внес в школьное воспитание ряд новшеств. Новым для современной школы стал сам факт обязательности организации воспитательного процесса. Ф ГОС обязывает по-новому рассматривать результаты воспитания, делая упор на личностное развитие ребенка. Появилось и новое требование к школам – разрабатывать специальные программы воспитания. Реализация на практике этих, относительно новых, требований ФГОС происходит не всегда просто. Одной из серьезных проблем стала проблема имитации воспитания – его подмена массовыми мероприятиями в свободное от уроков время или профилактическими беседами с детьми по тому или иному поводу.
Воспитание должно быть нацелено не только на развитие личности ребёнка, создание условий для его самоопределения и социализации, но и на формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, человеку труда и старшему поколению, бережного отношения к культурному наследию и традициям, к природе и окружающей среде. То есть изменилось само представление о патриотизме в воспитании. Если раньше мы связывали с патриотизмом военную тематику, теперь в теме патриотизма мы говорим о любви к своей Родине, в том числе Малой, о любви к своим близким, природе и т.д.
Таким образом, изменения в Федеральном государственном образовательном стандарте требуют сделать подход к воспитанию школьников более системным.
редлагаем вам поделиться своим опытом использования цифровой образовательной среды при организации воспитательной работы как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Приглашаем к обсуждению следующих актуальных вопросов:
Мы в соцсетях
Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования “Институт повышения квалификации работников образования”
Дополнительно
For each color, the params below will give default values
Patterns for Layour Style: Boxed
Сегодня поговорим о том, почему в современной педагогике так важна связка «проблема — решение — действие — результат — анализ — обратная связь». Разберемся, какими понятиями надо уметь свободно оперировать, чтобы выстроить обучение, опираясь на системно-деятельностный подход
Что такое системно-деятельностный подход
Изначально системно-деятельностный подход (СДП) — это научный результат работы психологов, которые исследовали обучаемость, формирование памяти, мышления, восприятия, воображения, механизмы речи и чтения. Они выявили, что ребенок развивается в деятельности, находит в ней себя, нащупывает свои способности. Психология определяет образование как процесс взаимодействия людей в среде, где происходит социализация и передача навыков интеракции с предметным миром. В обществе ребенок учится быть среди взрослых и овладевает жизненно важными технологиями, характерными времени, через то, что делает.
Само понятие СДП появилось в 1985 году и трактовалось исследователями как:
Уже в таких трактовках можно интуитивно нащупать следующее значение: создание некой модели, среды, в которой личность развивается через собственную деятельность. В этой системе все имеет цель, побуждает к действию, уже заложен определенный результат. Происходит это через выстраивание связей, особенно обратной связи. Ребенок не развивается сам по себе, рядом с ним есть взрослый, есть некое общество, дающее обратную связь, и именно она корректирует ребенка. Обратной связью может стать даже случайно оброненное замечание, которое вдохновит или навсегда погасит интерес к той или иной деятельности.
ФГОС второго и следующего поколений (п. 5 ст. 1 Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) основывается на системно-деятельностном подходе.
Требования ФГОС, рекомендации экспертов и практические инструменты
Позиция авторов Федерального государственного образовательного стандарта основывается на уверенности, что СДП обеспечит выпускника российской школы не только базой знаний, но и способностью решать нестандартные ситуации, анализировать данные, делать выводы, использовать научные методы наблюдения, уметь классифицировать, сравнивать, формулировать гипотезы и экспериментировать. То есть теми компетенциями, благодаря которым человек чувствует себя конкурентоспособным в эпоху, когда знания быстро устаревают. Изменения вроде не столь существенные, но, если вдуматься, фундаментальные: до сих пор целью образования были знания (усвоение фактов, рассказывающих о мире), а теперь — умения (обучение способам взаимодействия с миром, самостоятельное добывание новых знаний о мире).
Обсуждаем ФГОС второго поколения
Сиденко Елена Александровна
ст. преподаватель АПК и ППРО
ОСНОВНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ УЧИТЕЛЕМ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
С чем связаны трудности педагогов, преступающих к реализации системно-деятельностного подхода?
Аннотация. В данной статье автор анализирует основные затруднения, с которыми сталкиваются работники образования при переходе на ФГОС. Рассматриваются особенности системно- деятельностного подхода, а также особенности функционирования образовательного учреждения в условиях внедрения инноваций.
Ключевые слова: ФГОС, системно-деятельностный подход, инновации, образовательный процесс, универсальные учебные действия
Знакомая картина? Приблизительно так происходит внедрение любой инновации в повседневную практику, и сфера образования- не исключение.
Переход на ФГОС поставил педагогическую общественность перед фактом. Ф ГОС – это факт. А вот то, что вы по-прежнему будете работать в школе, если не будете внедрять ФГОС – совсем не факт. И хочешь – не хочешь, а приходится действовать. Но действия могут быть разные. Можно изображать активность, «внедряя» только по бумагам, отчетам и прочим формальным показателям. И можно действительно «внедрять»- по крайней мере, пытаться.
И вот тут педагог сталкивается с рядом проблем, которые могут помешать перейти на ФГОС даже самому заинтересованному в инновациях работнику образования.
Первая проблема – упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода, который является методологической основой ФГОС. Для начала вспомним, что такое системно-деятельностный подход.
Универсальные учебные действия выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания. Напомним также, что функции универсальных учебных действий включают:
– обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
– создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе,
Эксперимент и инновации в школе 2012/2
высокой социальной и профессиональной мобильности;
Сложившаяся устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы – все это затрудняет и без того непростую ситуацию. Как сказал один слушатель наших курсов: «Сейчас, все брошу и побегу ФГОС реализовывать». И его можно понять! Ведь внедрение любой инновационной парадигмы требует в первую очередь времени на ее изучение, а времени как раз у педагогов мало. Опять же, цитируя ученический КВН: «Что делает учитель в свободное время? В свободное время учитель ведет уроки».
Переход к любой инновации сопровождается стрессом, потому что отказ от сложившейся практики в пользу инновационной деятельности неизбежно сопровождается временным падением качества образовательного процесса. Инновацию надо изучить, апробировать, «присвоить». Пока этого не произошло, она будет даваться с трудом и у учителя будет большое искушение вернуться к прежним способам работы, привычным и не раз проверенным.
А ещепомимо затруднений, которые испытывает педагог при переходе на ФГОС, существует ряд трудностей на уровне образовательного учреждения в целом. Например, отсутствие готовности руководителей образовательного учреждения к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС. Руководителям тоже проще придерживаться старой парадигмы и ничего не менять -ведь и так «работает». Переход на новые требования, связанные со стандартом, предполагает проведение анализа урока и оценку деятельности педагогического коллектива в соответствии с этими требованиями. Но у руководителей образовательных учреждений нет такого опыта. Как оценить, «по стандарту» ведет учитель урок или не «по стандарту»? А если – да, то как узнать, какой урок успешен, а какой нуждается в серьезной доработке? ФГОС предполагает принципиальную новизну вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных), и в связи с этим руководителю в случае проведения оценки качества образовательного процесса необходимо разработать критериальную базу, в соответствии с которой он будет эту оценку производить. А поскольку ФГОС – инновация, полностью готовой критериальной базы пока не существует. Точно такие же затруднения
испытывает руководитель, когда дело касается разделов основной образовательной программы (базисного учебного плана (БУПа), части, формируемой участниками образовательного процесса; то есть, самими руководителями образовательных учреждений, а также программы отдельных учебных предметов).
– компетентности педагогических кадров в мотивации учебной деятельности ученика (учитель должен уметь заинтересовать учащихся в самом процессе познания, исследования, в формировании «умения учиться»);
– компетентности учителя в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока (учитель должен знать ответ на вопрос «а зачем мы это делаем»?);
– компетентности в целеполаганииучебной деятельности (учителю должен быть известен ответ на вопрос «чего я хочу достигнуть в результате этого урока, прохождения этой темы, в результате организованной мною учебной деятельности в целом»);
– компетентности в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении (как эффективнее всего помочь именно данному учащемуся (группе учащихся) в образовательном процессе);
– компетентности в предмете преподавания (предметная компетентность);
– компетентности в принятии решений, связанных с постановкой и решением педагогических задач (планирование учебной деятельности, как своей в рамках повышения квалификации, так и учеников);
– компетентности в разработке учебных и воспитательных программ (учитель должен уметь сам разрабатывать учебные программы, не полагаясь только на «методички»);
При этом ожидаемым результатом повышения квалификации можно считать принятие новой парадигмы отечественного образования всеми участниками образовательного процесса, а также профессиональную готовность работников образования к реализации ФГОС.
Есть еще один вопрос, который хотелось бы рассмотреть. Мы много говорили о планируемых результатах. Это действительно очень важно – точно знать, чего именно ты хочешь достичь в результате своих усилий, иначе стоит ли вообще их прилагать. А чего же хотели разработчики стандарта? Кто он такой – педагог новой образовательной парадигмы? Прежде всего, он – носитель традиционных ценностей России и гражданского общества. Что это значит?
• патриот, осознающий свою сопричастность к судьбе Родины, знающий и принимающий духовные и культурные традиции многонационального народа России;
• личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций;
• профессионал, владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в своей деятельности;
• педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде;
• личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями.
Теперь, когда мы понимаем, что от нас ожидают, поговорим как раз о педагогических технологиях, лежащих в основе стандарта. Таким образом, мы вернулись к рассмотрению системно – деятельностного подхода.
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего раз-
вития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
В заключении хотелось бы сказать, что внедрение ФГОС – это длинный путь, но пусть он не кажется слишком сложным, ведь дорогу осилит идущий!
1. Асмолов А. Г. Психология индивидуальности. М.: Изд-во МГУ, 1986. 95 с.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
4. Кудрявцева Н. Г Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения/Н. Г. Ку-дрявцева//Справочник заместителя директора.- 2011.-№ 4.-С.13-27.
5. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
7. Сиденко А. С. Интернет-ресурсы Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколе-ния.//Эксперимент и инновации в школе.- 2010. – № 1.
8. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поко-ления»//Муниципальное образование: инновации и эксперимент – 2010. – № 4.
9. Сиденко Е. А., Хачатрян Н. Л. Стандарты второго поколения в начальной школе: от понимания теории к прак-тике//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010.-№ 1.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.