Кейс — это строящееся на реальных фактах описание проблемной ситуации, которая требует решения. Ситуация может быть из сферы бизнеса или юриспруденции, медицины или строительства. Объединяет их то, что в каждом случае есть пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения, и требуется в сложившихся условиях предложить определенный вариант действий.
Обычно происхождение термина одни связывают с английским словом case (портфель, небольшой чемодан), другие – с латинским casus (нестандартная, трудноразрешимая ситуация). И те, и другие, как вы видите, в чем-то правы.
Любые бизнес-структуры ежедневно сталкиваются с задачами, не имеющими определенного решения и требующими управленческих решений со стороны менеджмента компании. Каждый такой кейс требует комплексного анализа ситуации, выработки гипотез, предложения эффективных мер по решению поставленной задачи, а также построения финансовой модели решения.
Пример бизнес-кейса может быть таким: компании необходимо разработать стратегию продвижения нового продукта на рынок шоколадных изделий. Для этого необходимо проанализировать отрасль, конкурентов, провести анализ целевой аудитории, доработать продукт, чтобы он удовлетворял потребностям потребителей и обладал конкурентными свойствами, продумать маркетинговую кампанию, составить план работы и оценить риски и финансовые показатели проекта.
Решить кейс – это значит исследовать предложенную ситуацию (кейс), собрать и проанализировать информацию, предложить возможные варианты действий и выбрать из них наиболее предпочтительный вариант.
Кейс-метод обучения
Кейс-метод обучения (англ. Case method, кейс-метод,) – техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций.
Первую особенность мы уже назвали – кейс не имеет правильного ответа, который нужно найти, используя стандартные формулы и правила.
Во-вторых, информация, с которой приходится работать, принимая решение, зачастую неполна, противоречива и постоянно меняется.
В-третьих, время на решение кейса, как правило, ограничено.
Согласитесь, в жизни не раз приходится сталкиваться с подобным. В бизнесе, например, редко есть возможность выяснить все детали и иметь перед глазами полную картину. Как правило, приходится действовать в условиях неопределенности и нехватки информации, искать нестандартные и креативные решения, быстро выбирать определенное решение из нескольких эффективных, причем, в условиях ограниченного времени, стресса, противоречивой информации.
Кейсы имитируют настоящие ситуации и строятся на реальных фактах. Через разбор реальных ситуаций формируется умение анализировать ситуации и самостоятельно принимать решения в реальной жизни.
Преимущества кейс-метода обучения
По сравнению с традиционными методами обучения кейс-метод имеет ряд неоспоримых преимуществ.
Навыки работы с информацией, аналитические навыки
Умение искать недостающие данные, выделять существенную и несущественную информацию, в сжатые сроки анализировать и перерабатывать большие массивы информации, структурированно и логично мыслить, делать гипотезы и предположения, логично и структурированно оформлять результаты
Творческие навыки
Решение кейса требует умения мыслить нестандартно и самостоятельно, быть креативным и уметь предлагать альтернативные варианты решения проблемы, которые нельзя найти логическим путем
«Мягкие навыки» (soft skills)
Организовывать работу команды, улаживать конфликты, грамотно формулировать и отстаивать свое мнение, убеждать, искать компромиссы, презентовать свое решение перед публикой, вести дискуссию, слушать оппонентов, контролировать себя и т.д.
Применение кейс-технологии в курсе внеурочной деятельности «Все о финансах»
Кейс-технологии – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика. Суть кейс-технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся
Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Кейс – технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем учащимся, включая педагога.
Потенциал метода кейсов
Способствует развитию умений:
Высокая эффективность кейс-метода
1) развитие навыков структурирования информации;
2) освоение технологий выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);
3) актуализация и критическое оценивание накопленного опыта в практике принятия решений;
4) эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения;
5) разрушение стереотипов и штампов в организации поиска верного решения;
6) стимулирование инноваций за счет синергетики знаний — развитие системного, концептуального знания;
7) повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.
Возможности кейс – технологии в образовательном процессе:
1) повышение мотивации учения у обучающихся;
2) развитие интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности
Использование кейс-технологии имеет ряд преимуществ:
У учащихся развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.
В жизни ребятам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.
Достоинством кейс-технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности.
1. Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты).
2. Информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер.
3. Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.
Результаты, возможные при использовании «Кейс-метода»:
1. Усвоение новой информации
2. Освоение метода сбора данных
3. Освоение метода анализа
4. Умение работать с текстом
Кейс–метод возможно использовать и в качестве экзаменов или зачетов: Перед зачетом ученик может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.
В начале нужно ответить на три вопроса:
– Для кого и чего пишется кейс?
– Чему должны научиться дети?
– Какие уроки они из этого извлекут?
После этого процесс создания кейса будет иметь вид:
-Структурирование учебного материала
-Выбор организационных форм, методов и средств обучения
Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
Мультимедиа – кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).
Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус – ограничена возможность многократного просмотра ® искажение информации и ошибки).
Примерная структура кейса
1. Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни
2. Контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.
4. Вопросы или задания для работы с кейсом
Примерами использования метода могут служить кейсы по финансовой грамотности, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.
Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.
На занятиях по финансовой грамотности обучающиеся анализируют доходы и расходы семьи, составляют личный финансовый план, на следующем этапе перейдут к оценке рисков предпринимательской деятельности, недобросовестных практик финансовых организаций и различных видов финансового мошенничества. Часть математических заданий посвящена расчету цен товаров, стоимости покупок и услуг, налогов. Обучение финансовой грамотности дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. То есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения, ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора и, наконец, использовать накопительные и страховые инструменты.
Кроме того, школьники должны будут научиться самостоятельно составлять и заполнять простые формы и документы— заявления, обращения, декларации, доверенности, в том числе в электронном виде.
В интерактивной, игровой форме для школьников 5-9 классов обучение финансовой грамотности происходит быстрее. На занятиях предлагаются кейсы с практическим содержанием, можно проводить мероприятия в формате коммуникативных и финансовых боев (авторы методики Лозинг В. Р., Лозинг Д. В.).
«Формирование финансовой грамотности с помощью кейс – технологии на примере финансового мошенничества»
В условиях реализации ФГОС, задача образовательного учреждения – выпустить социально адаптированную личность. В этом свете встает вопрос об информировании учеников о возможных опасностях, которые поджидают их во взрослой жизни, в том числе финансовых. Таковыми рисками являются финансовые мошенничества.
Мошенничество в современном мире отличается исключительной многоликостью, адаптивностью, динамизмом и способностью к изменению и усложнению, распространяясь на все виды деятельности и сферы жизни людей.
В данном мастер- классе рассматривается вопрос формирования финансовой грамотности у обучающихся средней школы, а также описаны возможности применения кейс- технологии для усвоения материала и подготовки учеников к решению важных вопросов в области финансовой грамотности.
Тема мастер- класса: «Формирование финансовой грамотности с помощью кейс – технологии на примере финансового мошенничества»
формирование у обучающихся представление о мошенничестве, об угрозах и рисках при взаимодействии с денежными средствами
Методы и приемы:
2. Метод- домино
3. кейс- технология
1. Дети должны понимать причины финансовых рисков
2. Понимать необходимость быть осторожными в финансовой сфере
3. Анализировать и оценивать финансовые риски
4. развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям.
5. Уметь защитить личную информацию, в том числе в сети интернет
фишинг, фарминг, вирус, скимминг, нигерийские письма, вишинг, скандинавский аукцион, интернет- аукцион
Сценарий мастер- класса
Задание для учеников (смс на телефон) , после чего я задаю вопрос: « Как бы вы повели себя в данной ситуации?»
Конечно, ребята могут необдуманно ответить на данный вопрос и позвонить по телефону, чтобы узнать более точную информацию о выигрыше.
А как правильно сделать ученику, а завтрашнему выпускнику если хочется, и этому способствуют разного вида льстивые обещания?
Значит надо уже в школе решать проблему, хотя она заложена и в программе предмета элективного курса «Основы финансовой грамотности», А для этого аккуратно осуществить выбор приемов , чтобы у учеников была твердая жизненная позиция в изучении данной темы.
Для современных школьников нужно выработать такие приемы, которые должны быть эффективны.
Практика моей работы показывает, что наиболее продуктивной является Кейс – технология –это разбор ситуации или конкретного случая. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Необходимо проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные пути решения и выбрать лучшие из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальным ситуациям.
К кейс – технологиям, активизирующим образовательный процесс относятся:
1. метод инцидента
2. метод ситуационно – ролевых игр
3. игровое проектирование
4. метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций) и др.
В своей работе я покажу, как использую кейс- технологию по теме: «Финансовое мошенничество», используя метод ситуационного анализа.
Мы каждый день сталкиваемся с тем, что подвергаем себя какому – то риску, хотя по большому счету самый большой риск – это мы сами, так как все наши действия связаны с тем, что мы можем совершить какие – то ошибки:
– можем не прочесть условия договора;
– не увидеть скрытые от нас, к примеру, мелкий шрифт в документе.
Актуальность проблемы в настоящее время определяется пониманием огромной отрицательной значимости невнимания к проблеме мошенничества в условиях формирования финансовых отношений .
Далее организую 3 группы для работы с кейс- технологиями
(Работа с группами)
Работу я начинаю с повторения понятия, что же такое финансовое мошенничество и какие формы мошенничества существуют в настоящее время. В данной теме очень важно знать различные определения, для того , чтобы определить какая форма мошенничества присуща той или иной ситуации. Для быстрого запоминания я использую такой прием, как (Quiz-Quiz-Trade) (опроси –опроси- обменяйся карточками) – это обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме. Данный прием выглядит следующим образом: я заранее делаю карточки с вопросами (вопросы конкретные, требующие конкретные ответы), говорю ученикам: «Встаньте , поднимите руку и найдите ближайшую пару». Далее ученик назовем его «А» задает вопрос ученику «Б». Ученик «Б» отвечает и если он ответил правильно, то ученик «А» должен его похвалить, а если ученик ответил неправильно, то ученик «А» должен помочь ученику «Б», далее они меняются ролями и благодарят друг друга. (показываю прием в действии ) (Приложение 1 видео фрагмент)
Также использую прием- домино. ( Приложение 2)
После повторения теоретического материала, я даю группам кейс (приложение 3) и пока группа решает, я рассказываю, из чего состоит данный кейс, который состоит из информационной статьи, называю источники информации (финкуль. инфо) интернет источники и др. Если у группы возникнут вопросы, группа может воспользоваться теоретическим материалом, предложенный им вместе с кейсом. После выполнения кейса группа отвечает на вопросы.
В чем эффективность данной технологии, способствует ли данный подход усвоению материала? Следовательно у детей сформируются знания, а будет ли стойкое убеждение, покажет жизнь.
Если ученикам просто рассказывать данную тему без примеров, скорее всего тема станет не очень понятной, главное – погрузить детей в конкретную ситуацию, чтобы дети понимали всю важность данной темы.
Каждый учащийся получает карточку – лист бумаги форматом А4, разделенный на две равные части. На одной из этих частей написан пример или вопрос, а на другой – ответ или языковая характеристика, но уже к другой карточке. Один из учащихся, чья карточка имеет слева незаполненную половину, начинает игру: читает вопрос (задание) по своей карточке и крепит ее с помощью магнитов на доску. Далее читает ответ тот ученик, у которого он расположен слева на карточке, затем читает свой вопрос справа, крепит карточку на доску и т.д. Если ошибка все-таки возникает, ученики вынуждены заново возвращаться к тем же вопросам. Это приводит к более полному усвоению материала.
Интерактивный прием «Домино» является не только эффективным способом повышения мотивации учащихся на уроках, но и средством повышения качества знаний учащихся по предмету.
Александр отправил смс в ответ, но код доступа не пришел, отправил смс еще раз, но вновь кода не получил. Однако Александр обнаружил, что с его телефона списали деньги, причем немалые.
Проанализируйте ситуацию и ответьте на следующие вопросы:
Кейс 2 «Удачная покупка»
Михаил решил приобрести ноутбук AcerAspiraOneA 110-Ab. После долгих раздумий, решил сделать это через интернет-магазин. В поисках наиболее выгодного предложения наткнулся на сайт «Скандинавский аукцион».
Условия были очень привлекательные:
при рыночной цене ноутбука в 36500 руб.
Михаил с увлечением включился в данные торги. На момент окончания торгов Михаил сделал 2636 ставок, что ему вылилось в 15816,00 руб. Однако, данный лот достался другому участнику, а Михаил потерял вложенную сумму денег.
Кейс 3 Спасите мне жизнь!»
В «Одноклассниках» Светлана обратила внимание на информацию, которая появлялась в ее ленте не первый раз:
Светлана взяла телефон, набрала соответствующую команду и перечислила на счет 1000 рублей.
«Кейс технологии для организации
сюжетно-ролевых игр по финансовой грамотности»
Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Так возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, целью которого является выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. А чтобы у детей приобретался первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формировалась основа в создания будущего экономического мышления, мы применили кейс технологии. Итак, что такое кейс – технологии? Само слово «Кейс» переводят с латинского как «казус, необычный случай» и с английского «чемодан, портфель». Получается, что кейс – технологии – это «портфель с необычными ситуациями, случаями». Кейсы с заданиями предназначены для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
В кейсе могут быть представлены несколько заданий/упражнений по каждому компоненту. Педагог выбирает задание/упражнение/ситуацию в зависимости от цели и задач. Кейс может содержать текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты) и иллюстративныматериал – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи
Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Цель создания кейса: является создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.
Кейс направлен на решение задач:
-формирование первичных экономических представлений и компетенций;
-развитие экономического мышления дошкольников;
-воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Предполагаемые результаты. По внедрению кейса мероприятий дети могут:
Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации игр (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
Осознание детьми на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт -деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие – и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).
Развитая эмоциональная сфера детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей
Дидактический материал представляет собой кейс, в котором находятся пять папок, карман с «монетами» достоинством в одну, две, пять и десять «монет» и карточки «список покупок», краткий словарь экономических терминов. Каждая папка содержит дидактический материал для определенного вида сюжетно-ролевой игры: «Супермаркет», «Ателье», «Кафе», «Оборудование и услуги», «Мы идем в поход!». Папки содержат прайс-листы с изображением товаров соответствующих теме папки. У каждого товара в прайс-листах представлена его цена.
В каждой папке находится карман с карточками, на которых изображены те же товары что и на прайс-листах отдельно каждый. Папки в кейсе расположены по порядку. В этом порядке и нужно осваивать материал. Перед использованием материала следующей папки рекомендуется изучать предложенный словарь экономических терминов. Папки с дидактическим материалом можно объединять для создания разнообразных вариантов игр. Дидактический материал «Финансовый кейс» разработан для детей от 5 до 7 лет, может использоваться для сюжетно-ролевых и дидактических игр, индивидуально, в подгруппах (2-8 человек – количество определяется воспитателем в зависимости от цели и вида игры), в совместной и самостоятельной деятельности. Дидактический материал может использоваться любым педагогом, в любом дошкольном учреждении, в домашних условиях родителями с детьми, так как разработан полностью, имеет четкие инструкции по применению и никаких специальных условий и умений для его использования не требуется.
Пособие можно использовать как в качестве дидактической игры «Дорого – дешево», так и для проведения сюжетно-ролевой игры «Поход в супермаркет»
Задания: Дать детям карточки товаров с разными ценами и попросить, разложить их в последовательности от самого дешевого к самому дорогому.
Предложить детям сравнить товары и пояснить, почему разная цена на товары из одной категории (например: шапка – куртка; фломастеры – рюкзак).
Пособие можно использовать как в качестве дидактической игры «Потребность – возможность», так и для проведения сюжетно-ролевой игры «Поход в супермаркет»
Задания: Предложить детям прайс–листы и попросить выбрать товары самостоятельно или отвечая на вопросы.
Какие продукты ты сможешь купить, если у тебя 5 рублей?
Собираешься на День Рождения к другу/подруге, какой подарок понравится имениннику? А что, можешь купить ты, если у тебя 4 рубля?
Что бы ты выбрал себе на подарок, имея 2 рубля? и т.д.
Предложить детям объяснить свой выбор.
3. Пособие можно использовать как в качестве дидактической игры «Вот, что я выбираю», так и для проведения сюжетно-ролевой игры «Поход в супермаркет».
Задания: Предложить детям выбрать карточки с изображением товаров,которые онихотят купить в магазине, к предложенным ситуациям:
Что купить, когда ты голоден.
Семья ждет гостей.
В гости к другу/подруге.
Наряд на праздник. и т.д.
Обсчитать покупку, отдать деньги за приобретенный товар. Попросить детей объяснить свой выбор. В дальнейшем, для усложнения игры, детям дается фиксированная сумма. Для облегчения счета, пользоваться монетами.
4. Пособие можно использовать как в качестве дидактической игры «Список покупок», так и для проведения сюжетно-ролевой игры «Поход в супермаркет».
Задания:Предложить детям самостоятельно составить«список покупок»кпредстоящему событию (наряд ко дню рождения, званный обед. и.т.п.). Используя для этих целей многоразовые карточки «список покупок». Обсчитать покупку, отдать деньги за приобретенный товар. Для облегчения счета, пользоваться монетами.
5. Пособие можно использовать как в качестве дидактической игры «Посчитай сдачу», так и для проведения сюжетно-ролевой игры «Поход в супермаркет».
Задания:Дать детям задание,выбрать определенные товары или товары из своего«Списка покупок», при этом выдать каждому сумму больше, чем стоимость покупки. Попросить посчитать стоимость покупки и сдачу, которую он должен получить. Для облегчения счета, пользоваться монетами.
1. Пособие можно использовать как в качестве дидактической игры «Вот, что я выбираю», так и для проведения сюжетно-ролевой игры «Поход в ресторан»
Задания: Предложить детям составить меню– «список покупок» из блюд, предложенных в папке «Ресторан». Обсчитать стоимость покупки и сумму сдачи. Для облегчения счета, пользоваться монетами.
Можно усложнить этот вариант игры, составив меню на несколько человек (чтобы было легче считать, можно пользоваться монетами)
С/р игра «Модельер»
Сюжет игры: дети составляют эскиз наряда, затем обсчитывают его стоимость и продают за условные деньги. Цена материала и фурнитуры отражена в прайс-листах.
Папка «Мы идем в поход!»
С/р игра «Мы идем в поход!»
Сюжет игры: Предложить детям разделиться на 2 команды, каждой из которой выдается 10 рублей. 1 команда выбирает продукты, 2 команда выбирает оборудование
для похода, составляя «список покупок». Условие – уложиться в данную сумму денег. Так же можно создать еще 2 команды, каждая из которой будет создавать рекламу маршрута туристического похода. Когда «куплены продукты и оборудование, выбран маршрут похода, дети «идут» в поход.
Папки: «Ателье», «Кафе», «Оборудование и услуги».
С/р игра «Я предприниматель»
Сюжет игры: Предложить детям открыть свое дело («Кафе», «Парикмахерская», «Ремонт и пошив одежды» и т. п.). Составить «список покупок» выбрав товары из предложенных папок. Обсчитать сумму, в которую обойдется открытие своего дела. Для облегчения счета, пользоваться монетами. Чтобы усложнить задачу, можно выдать определенную сумму денег.
Новый метод с давней историей
Можно ли стать специалистом в области права, не имея опыта работы с реальными юридическими казусами? Одним из первых об этом задумался Христофор Колумб. Нет, не тот, который открыл Америку. Полное имя пионера case-study – Христофор Колумб Лэнгделл. Будучи выпускником Гарвардской школы права и на себе испытавший традицию сплошной зубрежки, процветающую на юридических факультетах, Лэнгделл, став в 1870 году деканом, немедленно начал внедрять метод кейсов (case-study) – метод разбора реальных ситуаций, предлагая студентам ознакомиться с первоисточниками (судебными делами, решениями апелляционного суда и т. д.) и сделать собственное заключение. Такой метод обучения ожидаемо оказался сложнее и встретил большое сопротивление среди студентов. За три года численность студентов в школе упала более чем на 30 процентов. Но Лэнгделл остался на должности декана и продолжил внедрение кейсов и к концу XIX века такой вариант обучения прочно закрепился и в Гарвардской школе, и в нескольких других университетах. К 1920-м годам метод разбора дел из реальной судебной практики стал первостепенным в юридическом обучении и остается таковым в наше время.
В бизнес обучение кейс-метод тоже пришёл из Гарварда – в 1908 году была основана Гарвардская школа бизнеса. Идея строить обучение вокруг обсуждения проблем, связанных с управлением бизнесом, возникла еще у первого декана школы Эдвина Гэя, а первый пробный курс под названием «Искусство ведения бизнеса» был прочитан в 1912 году. Альтернативой учебникам стали интервью с ведущими предпринимателями и топ-менеджерами компаний и написанные на их основе подробные отчеты о том, как они решали ту или иную ситуацию, а также о факторах, влияющих на их деятельность.
Настоящий расцвет кейс-метода наступил в 1919 году, когда деканом Бизнес школы Гарварда стал банкир Уоллес Донэм, который был горячим сторонником его применения. Основной причиной сложностей распространения метода было отсутствие готовых материалов, подобных опубликованным сборникам судебных решений. В 1920-м был издан первый сборник кейсов, после чего вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на case study Преподаватели Гарвардской школы бизнеса активно способствовали его распространению, публикуя книги, учебные пособия, сборники кейсов и занимаясь обучением преподавателей, еще не использовавших метод. В 50-е годы бизнес кейсы стали активно использоваться и в Западной Европе.
Для России кейс-технологии или кейс-метод обучения – сравнительно новое явление. Распространение они стали получать лишь в 90-ые годы XX-го века на базе нескольких московских вузов. В 2007-м был проведен первый чемпионат России по решению бизнес-кейсов. В 2009-м году популярность чемпионата выросла настолько, что в нем приняли участие 3500 студентов из 15 городов России.