внеклассная деятельность урок финансовой грамотности предмет

«Деньги любят счёт»

: учить рациональному использованию денег.

: учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать самостоятельное мышление, речь учащихся.

: создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, преодоления трудностей, прививать интерес к предмету «Финансовая грамотность».

формирование осознанного отношения к деньгам.

владение понятиями: деньги, рубль; владение знанием: рациональное использование денег.

умение совместно с учителем определять цели своего обучения; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; составлять план действия по решению проблемы;

проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка.

умение извлекать информацию, определять понятия.

умение организовывать учебное сотрудничество; принимать другие позиции.

развитие коммуникативных навыков через работу в группах, парах; уважительно и доброжелательно относиться к друг другу; сформировать ответственность за принятие решений в сфере личных финансов.

фронтальная, групповая, парная.

математика, окружающий мир, литературное чтение.

проектор, экран, компьютер, раздаточный материал

Дети заходят в класс под музыку и встают в круг –

– Приветствие гостей.

2. Актуализация субъектного опыта учащихся.

1. Учитель выводит на тему занятия

– Что напоминает форма круга? Правильно, монету.

– Сегодня на занятии мы будем говорить о монетах, деньгах, о финансовой грамотности.

Тему занятия вы узнаете чуть позже, но итогом нашего мероприятия будет вот эта газета. Над выпуском газеты работают разные специалисты: дизайнеры, редакторы, журналисты. Сегодня на занятии мы свами и попробуем создать нашу газету. Для того чтобы наша газета получилась интересная, познавательная, работать надо дружно, слаженно, продуктивно.

2. Работа в парах

Конверты разного цвета раздаются заранее через одного. Доски берутся при входе.

-Сейчас мы с вами будем работать парами.

– Попрошу вас разбиться Выньте материал из конверта.  Вам нужно собрать пословицы и объяснить их смысл.

На выполнение задания дается 3 минуты. Сигнал

Задание 1 – «Собери пословицу» – 3 мин

Поднимите доски с пословицами «Копейка рубль бережёт»

– Один ребенок зачитывает пословицу.

– Кто сможет объяснить смысл пословицы?

Один человек высказывает свое мнение.

(Чтобы накопить многое, надо не пренебрегать малым).

– У кого   другая пословица, читай «Деньги любят счёт»

– Кто сможет объяснить смысл этой

денежных делах должен быть чёткий порядок).

– Мы собрали пословицы, а кто догадался какая же тема нашего занятия.

– Тема нашего занятия «Деньги любят счёт» она и будет названием нашей газеты.

На доске появляется название газеты

– Вы молодцы! С первым заданием справились на отлично.

Монеты разного цвета закреплены у детей.

– Прошу всех согласно вашему цвету(дети заранее разбиты на группы,  на столах стоят номера групп, в виде монет).

Дети рассаживаются за столы группами

– И так, перед тем как мы с вами начнем работу в группах давайте вспомним правила, которые нам помогут в дальнейшей работе.

– Кто вспомнил поднимите руки (вывесить на доску). Вспоминаем вместе с детьми. Правила вывешиваются на

– Быть финансово грамотным это не только уметь зарабатывать деньги, еще и уметь правильно распоряжаться деньгами. Давайте поучимся этому.

«Кошелёк» – 5 мин

кошельке 100 рублей. Вам нужно купить подарок другу. Посмотреть хватит ли вам денег.  Отметьте что вы купите?

На столах лежат конверты с заданием- листы на которых изображены: кукла, машинка, цветные карандаши, книжка, ручка и стоимость этих предметов

На работу дается 3 мин. – по сигналу

– Давайте посмотрим и вместе обсудим ваш выбор.

Один говорит, остальные проверяют с образцом на доске. –

– Встаньте те, у кого получился такой же набор. Молодцы ребята, это говорит о том, что вы умело распоряжаетесь своими средствами.

Мини – рефлексия:

Дети заполняют газету.

Подойти к газете.

– Нам предстоит заполнить вот эту рубрику.

Отгадайте загадку и узнайте сказочного героя» – 10 мин

-Вам предстоит разгадать загадку, написать отгадку и ответить на мои вопросы.

– Как только группа будет

– Достаньте из конверта листок с загадкой.

Время работы 2 мин.

Проверка: ребенок читает загадку и отгадку.

группа – загадка про Буратино

Один ребенок читает загадку и отгадку.

-Сколько денег было у Буратино?

него было 5 монет. Одной расплатился в харчевне, четыре золотые монеты закопал на Поле Чудес).

– Как он их потратил?

2 группа –

– А как она нашла и потратила свои деньги?

3 группа – повесть-сказка А. Линдгрен

Любит тортики, варенье,

Сушки, сладости, печенье.

И пропеллер на спине! (

– А на что копил деньги следующий герой?

Любит есть он бутерброд

Не как все, наоборот,

Он в тельняшке, как моряк.

Звать кота, скажите, как?

и друг его пес Шарик.

на свою долю клада взял в аренду корову Мурку.

Очень страшный и опасный,

Любит золото он страстно. Смерть его в иголке- в

Любит он лишь злые шутки!

А на что тратил свои сбереженья этот герой. Он просто чах над златом?

– Кто из этих героев тратил деньги с пользой? –

Поднимите монеты, кто согласен с ответом.

– Молодцы, вы замечательно справились и с этим заданием.

рубрика «Вопрос –

Трать разумно» – 5 мин

– Ребята давайте вспомним, что мы с вами узнали на занятиях по финансовой грамотности. ( том,  что в мире существует очень много разнообразных монет, что на бумажных купюрах стоит защита от подделок(водяные знаки, и Муравлева Вика вам уже показывали свои коллекции. Сегодня, после нашего занятия, те кто не успел хорошо рассмотреть коллекции, могут остаться и еще раз изучить.

–  Ребята, а давайте вспомним значение

– Встаньте те, кто помнит («нумизматика»- коллекционирование монет).

– Поднимите руки те, кто что означит  слово «бонистика»- коллекционирование бумажных денег.

-Ребята, а вы знаете что финансово грамотный человек не только умеет зарабатывать их тратить, но и правильно обращаться с деньгами. Как правильно обращаться с деньгами мы с вами узнаем, выполнив следующее задание. Работа

-На столах у вас конверты, достаньте заданием, вам нужно выбрать только те советы, которые учат, как правильно тратить деньги

«Как правильно обращаться с деньгами»

+ или –

Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться.

» и «могу».

Тратьте деньги  не задумываясь.

Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок, так вы сможете накопить сбережения.

Пришли в магазин – покупайте всё, что хотите.

Старайтесь тратить деньги с умом.

Родители зарабатывают деньги свои трудом.

Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых  нуждаетесь.

Научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

Не экономьте на заботе о  своих близких!

Сверка со слайдом.

– Встаньте те, кто справился с этим заданием.

Отгадай ребус» – 5 мин

– Для повышения финансовой грамотности, нам предстоит выполнить следующее задание. Будем работать группами, вам потребуется применение полученных раннее знаний.  Надо будет разгадать ребусы, которые для вас приготовили ребята нашего класса.

– Я попрошу выйти ребят со своими ребусами. Дети раздают группам ребусы.

– На задание дается  минута по моему сигналу начинаем и по сигналу заканчиваем.

– Какая группа будет готова поднимите руки лодочкой.

– У нас получились слова. Сверка с рубль, деньги, банк, товар

-Интересны были ребусы?

– Молодцы, вы справились и с этим заданием.

Подготовить индивидуальные ребусы.

вывести все ребусы на слайд, закрепить в  рубрике «Путь к успеху».

Подойти к рубрике. Посмотрите ребята на газету, у нас осталась не оформлена пятая рубрика «Проба пера», вот ее нам и надо заполнить.

В каждой газете обязательно работают художники. С фотографиями и рисунками газета становится интересней и ярче. Мы тоже украсим нашу газету рисунками ребят нашего класса. А творческое задание вы сможете сделать по желанию. Это может быть статья или рисунок, чтобы завершить нашу газету. Кому нужна будет моя помощь я смогу ее вам оказать.

Рефлексия: – 5 мин

Потому что все, чему учимся на этих занятиях важно, интересно. Полезно.

Цитаты о финансовой грамотности:

1. Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным.

— это умение человека  распоряжаться личными финансами: зарабатывать их, тратить, учитывать, распределять, использовать для создания денежных фондов, сохранять, накапливать, вкладывать и приумножать.

Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений.

драгоценное время, вы сможете достичь желаемых результатов.

Если хочешь иметь деньги, не теряй времени даром.

у тебя нету его), тебе нужно постараться и выполнить всю работу чтобы потом отдохнуть.

– Прочитай и скажи, как ты понимаешь смысл данного высказывания?

– Спасибо всем за работу, вы отлично потрудились справились со всеми заданиями и заработали честным трудом вкусные рубли. Монеты получите на перемене. шоколадные монеты раздать).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Конспект по внеурочной деятельности

занятие по финансовой грамотности

Приготовила: Мунтяну Ирина Михайловна

2021 –  2022 учебный год

– Попрошу вас разбиться парами. Выньте материал из конверта.  Вам нужно собрать пословицы и объяснить их смысл.

– У кого   другая пословица, читай «Деньги любят счёт»

– Кто сможет объяснить смысл этой пословицы

(В денежных делах должен быть чёткий порядок).

– Тема нашего занятия «Деньги любят счёт» она и будет названием нашей газеты.

– Прошу всех занять  места согласно вашему цвету(дети заранее разбиты на группы,  на столах стоят номера групп, в виде монет).

– Кто вспомнил поднимите руки (вывесить на доску). Вспоминаем вместе с детьми. Правила вывешиваются на доску.– 1 мин

– Быть финансово грамотным это не только уметь зарабатывать деньги, хранить,  а еще и уметь правильно распоряжаться деньгами. Давайте поучимся этому.

Задание 2  – «Кошелёк» – 5 мин

-У вас  в кошельке 100 рублей. Вам нужно купить подарок другу. Посмотреть хватит ли вам денег.  Отметьте что вы купите?

Мини – рефлексия:рубрика  «Будь экономным»

Задание 3  «Отгадайте загадку и узнайте сказочного героя» – 10 мин

– Как только группа будет готова , поднять копейки.

Каждой  группе задается вопрос.

1,   группа – загадка про Буратино

( У него было 5 монет. Одной расплатился в харчевне, четыре золотые монеты закопал на Поле Чудес).

И пропеллер на спине! (Карлсон)Друг Карлсона – Малыш

Матроскин и друг его пес Шарик.

А на что потратил  деньги следующий герой?

Любит золото он страстно. Смерть его в иголке- в утке,

рубрика «Вопрос -ответ»

Задание 4   «Трать разумно» – 5 мин

– Ребята давайте вспомним, что мы с вами узнали на занятиях по финансовой грамотности. ( Узнали  о том,  что в мире существует очень много разнообразных монет, что на бумажных купюрах стоит защита от подделок(водяные знаки, мет.ленты, рельеф.поверхность). Илья Забунов и Муравлева Вика вам уже показывали свои коллекции. Сегодня, после нашего занятия, те кто не успел хорошо рассмотреть коллекции, могут остаться и еще раз изучить.

–  Ребята, а давайте вспомним значение слова  «нумизматика».

– Поднимите руки те, кто знает , что означит  слово «бонистика»- коллекционирование бумажных денег.

-Ребята, а вы знаете что финансово грамотный человек не только умеет зарабатывать деньги,  разумно их тратить, но и правильно обращаться с деньгами. Как правильно обращаться с деньгами мы с вами узнаем, выполнив следующее задание. Работа индвидуальная.

-На столах у вас конверты, достаньте листочки  с заданием, вам нужно выбрать только те советы, которые учат, как правильно тратить деньги

На выполнение задания дается  – 3 минуты.

Задание 5   «Отгадай ребус» – 5 мин

– Для повышения финансовой грамотности, нам предстоит выполнить следующее задание. Будем работать группами, вам потребуется применение полученных раннее знаний.  Надо будет разгадать ребусы, которые для вас приготовили ребята нашего класса.

– На задание дается  минута по моему сигналу начинаем и по сигналу заканчиваем.

– У нас получились слова. Сверка с доской.(рубль, деньги, банк, товар

– вывести все ребусы на слайд, закрепить в  рубрике «Путь к успеху».

( а у тебя нету его), тебе нужно постараться и выполнить всю работу чтобы потом отдохнуть.

– Спасибо всем за работу, вы отлично потрудились справились со всеми заданиями и заработали честным трудом вкусные рубли. Монеты получите на перемене. ( гостям шоколадные монеты раздать).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №27

Методическая разработка внеурочного занятия

по теме «Деньги любят счет»

Ханхатова Анна Юрьевна,

учитель начальных классов МАОУ лицей № 27

Деньги – это средства необходимые для существования человека, они играют в нашей жизни важную роль. Часто многие семьи испытывают нехватку в денежных средствах. Не только молодые семьи, которые только что начали вести совместную жизнь, но и семьи, прожившие в браке много лет.

Вроде и доходы такие же как в семьях друзей, но вот почему то не хватает, и постоянно приходится до получки занимать то у родителей, то у друзей. Куда уходят деньги? Почему утекают, как вода сквозь пальцы? И как другим удается не только сохранить деньги до следующей зарплаты, но еще и приумножить и накопить? Почему у подруги полный кошелек, вроде и она покупает такие же продукты? Но у вас уже через неделю после получки денег нет, а у нее деньги есть всегда.

Семейный бюджет-это общая сумма доходов и расходов всех членов семьи в течении определенного времени.

Семейный бюджет составляется для:

-контроля за финансовым положением семьи;

-достижения финансовых целей (квартира, машина, отдых, образование, и т.д.);

-финансовой защиты семьи (создания денежных сбережений в виде резервного фонда, инвестиций и пенсионных накоплений).

Семейный бюджет нужен прежде всего для того, чтобы понять откуда приходят и куда уходят ваши деньги. Только разобравшись с движением денег в семье вы сможете их контролировать и начать управлять ими.

Основная задача при составлении бюджета-правильно распределить будущие доходы на необходимые статьи расходов, чтобы в конечном итоге расходы не превышали доходы (чтобы бюджет был сбалансированным) и нам хватило денег на жизнь. Для этого необходимо правильно определить основные статьи доходов и расходов в семье.

Доход семьи складывается из денежных средств, которые супруги получают в виде заработной платы, из выплат детских пособий, алиментов, пенсий, от сдачи в аренду жилого помещения, от начисления процентов по банковским вкладам и прочие денежные поступления. Так же в доход семьи входит материальная помощь от родственников, например: родители ежемесячно дают определенную сумму денег молодой семье или дети помогают престарелым родителям.

Расходы – это денежные средства, затраченные на содержание семьи. Расходы бывают постоянные и непредвиденные.

Методическая разработка занятия на тему: «Деньги любят счет» отражает реализацию образовательной программы по финансовой грамотности. Она предназначена для учащихся 2-3 классов общеобразовательных школ в курсе внеурочной деятельности.

методической разработки заключается в построении модели внеурочного занятия.

изучить методические рекомендации по разделу «Семейный бюджет»

– сконструировать модель мини-проекта

– разработать технологическую карту

– подобрать ресурсы для проведения занятия.

Форма проведения – занятие с элементами практикума и игры, основной дидактической целью, которой является реализация усвоенных понятий в интеллектуальной или практической деятельности учащихся.

заключена в том, что рассматриваемые понятия (доход, источники и виды дохода, расход) – есть бюджет любой семьи, призванный обеспечивать ее благополучие.

данной темы является то, что ее можно использовать на уроках по финансовой грамотности, на классных часах. В результате у школьников формируются умения грамотного планирования бюджета.

Общая характеристика методической разработки

Внеурочное занятие для учащихся 2-3 классов «Основы финансовой грамотности» по теме «Деньги любят счет»

урок открытия новых знаний.

Форма проведения занятия: групповая, индивидуальная.

Место занятия в реализации курса: урок освоения нового материала в разделе «Семейный бюджет».

: рассмотреть источники доходов и направления расходов семьи и формы контроля над ними.

1.научить анализировать бюджет семьи;

2.рассмотреть статьи доходов и расходов семьи;

3.научить составлять финансовый план семьи;

4.составлять собственный план расходов.

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения, убеждать и отступать; развитие способности сохранять доброжелательное отношение к друг другу в ситуации конфликта интересов.

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию.

анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; давать определения понятиям.

Предметные: усвоение знаний о структуре семейного бюджета, понимание и правильное использование экономических терминов (доход, расход и семейный бюджет). Умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет. Называть основные источники доходов и основные направления расходов.

Базовые понятия и знания: семейный бюджет, деньги, доход, расход.

: обучение в сотрудничестве; проектная технология; игровая технология.

наглядный, игровой, словесный.

Вид деятельности учащихся: индивидуальная, групповая работа.

Количество занятий по теме/порядковый номер в теме: 2/1

: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, карточки с заданием.

В ходе занятия «Деньги любят счет» спланированного в рамках курса внеурочной деятельности «Введение в финансовую грамотность» были достигнуты следующие образовательные результаты:

– обучающиеся закрепили понятие «семейный бюджет»;

-запомнили составные части семейных доходов и расходов;

-научились определять составные части семейных доходов и расходов;

– осознали важность потребностей развития своего внутреннего мира и необходимость расходов на эти потребности;

-развили экономное отношение к семейному бюджету.

Предложенное занятие ориентировано на детей 8-9 лет и направлено на развитие умений и навыков в области финансовых отношений в семье, на формирование навыков социального взаимодействия и общения.

Данная методическая разработка может быть использована в рамках элективного курса «Основы финансовой грамотности»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Финансовая грамотность. Гловели Г. Д. Материалы для учащихся.2-3классы. М.: Вита-Пресс,2014г.

2. Финансовая грамотность. Корлюгова Ю. Н. Учебная программа. 2-3 классы. М.:Вита-Пресс,2014г.

3. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя 2-3 классов. Корлюгова Ю. Н. М.:Вита-Пресс,2014г.

4. Финансовая грамотность: рекомендации для родителей. 2-3 классы. Корлюгова Ю. Н. М.:Вита-Пресс,2014г.

5. Введение в финансовую грамотность. Рутковская Е. Л. Учебное пособие. М.:Интеллект-Центр 2020 г.

Зарплата папы – 50 крапсов

Зарплата мамы – 30 крапсов

Пенсия дедушки – 10 крапсов

Пенсия бабушки – 10 крапсов

Стипендия старшего сына (дочери) –2 крапса

Пособие – 3 крапса

Доход вашей семьи: —–

1. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести  на месяц. Не забудьте, что существует еще ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их обязательно надо включить в «Расходы», отметив их галочкой.

Предметы личной гигиены.

Транспорт (автобус, такси).

Спортивная (музыкальная) школы,  кружки .

Книги, канцелярские товары.

Квартплата (газ, свет, вода, оплата жилья).

Посещение кинотеатра, театра, цирка, музея.

Отдых, поездка .

2. Проставьте рядом с галочками, стоимость выбранных вами товаров и  услуг

Лекарства – 2 крапса.

Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, крупы, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт) – 50 крапсов

Одежда, обувь – 10 крапсов.

Бытовая химия  – 2 крапса

Предметы личной гигиены – 2 крапса

Транспорт (автобус, такси) – 4 крапса

Велосипед – 20 крапсов.

Спортивная (музыкальная) школы,  кружки – 5 крапсов.

Книги, канцелярские товары – 2 крапса

Квартплата (газ, свет, вода, оплата жилья) – 20 крапсов

Игрушки – 3 крапса

Посещение кинотеатра, театра, цирка, музея – 6 крапсов

Отдых, поездка – 40 крапсов

1 . Из чего складывается семейный бюджет?

А) из заработной платы, пенсии, стипендии.

Б) из доходов и расходов.

В) из денег.

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:

3. Авторское вознаграждение это:

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи это:

5. Лучшим бюджетом считается тот, в котором:

Е) доходы больше расходов

И) доходы равны расходам

А) доходы меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды:

Ребята, сегодня урок я хотела бы начать с игры «Добрый день». Мне очень хочется пожелать доброго дня всем и каждому. Я буду говорить слова «добрый день», назову кого-то из нашего класса, а те, кого я назову помашут мне рукой. Это будет означать, что вы меня услышали и ответили на моё приветствие.

– Добрый день девчонкам!

– Добрый день мальчишкам!

– Добрый день всем, кто любит помогать друзьям!

– Добрый день всем, кто будет сегодня внимательным, старательным, сообразительным!

2. Актуализация знаний.

Рисунок Мудрой Черепахи

-Сегодня к нам на урок пришла мудрая Черепаха. С собой она несла горшок с золотыми монетами. Но по пути случилась беда, монеты рассыпались. Я предлагаю вам помочь мудрой Черепахе собрать её монеты.

(На столе лежат монеты, на обратной стороне которых написаны вопросы. Проверка д/з)

Учащиеся собирают монеты в горшок: (на каждой монете написаны вопросы)

1.  Что такое государственный бюджет? (Это план доходов и расходов).

2. Из чего складываются доходы? (Налогов граждан и организаций).

3. На что идут расходы? (Образование, здравоохранение, армия и полиция, наука и культура, охрана природы, пенсии и пособия).

4. В каком учреждении получают деньги за работу из бюджета? (В магазине; в школе; в больнице и др.)

5. Кто получает зарплату из бюджета? (Офицер, официант, продавец,  учитель, врач и т.д.)

Слайд: Вывод:  Государственный бюджет – это план доходов и расходов.

– Молодцы ребята, вы помогли мудрой Черепахе, она вам очень благодарна!

3.  Изучение нового материала. Постановка проблемы урока.

– Проверим ваши догадки, отгадав ребус. («7 Я» – семья)

– Что обозначает это слово? (Семья – это коллектив родственников, которые живут в одном доме и ведут общее хозяйство.)

-Нужна ли человеку семья? Аргументируйте свой ответ.

-На основе чего строятся взаимоотношения в семье?

-Назовите правила поведения в семье. (ведение общего хозяйства, выполнение обязанностей по дому, решение проблем, уважение, забота друг о друге, поддержание и укрепление семейных традиций)

– Образуйте прилагательное от этого слова. (семейный)

-Может ли у семьи быть свой бюджет?

– А вот отгадайте следующего сказочного героя и скажите была ли у него семья?

Всем известен этот кот,

Он хозяйство сам ведёт:

Убирает, шьёт, готовит

И корову даже доит.

Много у него забот-

Мальчик, пёс и огород. ( Это Матроскин)

– А была ли у него семья? С кем жил кот? (Да, они вели общее хозяйство)

-Вы уже знаете из чего складывается государственный бюджет, а как вы думаете из чего складывается семейный бюджет? (Из доходов и расходов)

– Почему Матроскин поссорился с Шариком? (Вфрагмент)

– Израсходовал деньги на ненужный товар.

– Почему он так это сделал?(Не знал, как правильно распределить деньги)

– Научим Шарика распоряжаться деньгами? (Да)

– Какую учебную задачу вы сегодня перед собой поставите?

(узнать, что такое семейный бюджет, для чего он нужен, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи).

Тема занятия: «Деньги любят счет Семейный бюджет»

«Деньги любят счет Семейный бюджет или»

– Узнать, что такое семейный бюджет?

– Для чего нужен семейный бюджет?

– Из чего складывается семейный бюджет?

– Как ведётся хозяйство семьи?

– Сегодня на уроке мы должны будем найти  ответы на эти вопросы. Будем сравнивать, анализировать, делать выводы. – Я предлагаю сегодня  на уроке учиться правильно распределять деньги в семье, чтобы не оказаться на месте Шарика.

4 . Открытие новых знаний.

–  Мы разделимся на три группы –  три семьи: семья Ивановы, Петровы, Сидоровы  (в группе по 4 человека)

Выбираем роль членов семьи. ( Папа, мама, 1-2 ребёнка, возможны дедушка и бабушка)

– Приглашается семья Ивановых. ( Раздаются реквизиты- дедушке – книгу, очки; папе – галстук, маме – фартук, куклу, брату-студенту студенческий  билет)

– Каждый член вашей большой дружной семьи должен выбрать свой источник доходов(на доске выбирают карточки)

Каждый из них держит карточку:

Дедушка – пенсия (Пенсии – деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям).

Брат – стипендия (Стипендия —деньги, которые институт платит за хорошую учёбу).

Мама в отпуске по уходу за ребёнком – пособие (пособие — деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей).

Папа – зарплата (Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу).

– Деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? (Доход).

– А деньги, которые расходуют? (Расход).

– Давайте сделаем выводы.

– Вывод: Так вот сегодня мы будем учиться как правильно распределять деньги  в семейном бюджете, чтобы не оказаться на месте Шарика.

5. Практическая работа.

– Итак, каждая группа – это семья.

– Сосчитайте и запишите доход вашей семьи. Но уберём из разговора слово «рубли». Вместо них придумаем какие-нибудь другие названия. Пусть будут «Крапсы».

(Каждой семье раздаются карточки)

У нас в каждой семье на партах лежат карточки с названиями товаров и услуг. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести  на месяц. Не забудьте, что существует еще ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их обязательно надо включить в «Расходы», отметив их галочкой.

– Проставьте  рядом с галочками, стоимость выбранных вами  товаров и  услуг.

Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, крупы, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт) – 50 крипсов

– Сложите все крапсы. Сколько у вас получилось?

– Сравните доходы и расходы вашей семьи. Обсудите в семье.

– Обсудите в группе, какими должны быть доходы и расходы в семье?

(Расходы не должны превышать Доходов)

Доходы < Расходы (Дефицит бюджета).

Доходы = Расходы (Не сможем отложить сбережения).

– Какая формула будет наилучшей? (Доходы больше  расходов) – В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? – Что в этом случае делать? (Если экономия – отложим сбережения, Если дефицит – нужно на чём-то сэкономить.)

– На чём мы можем сэкономить?

чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.

– Итак, что мы сейчас составили?

(План доходов и расходов, т. е. семейный бюджет.)

– Вот примерно такой план доходов и расходов должен быть в каждой семье.

– А для чего он нужен? (А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство. Иначе в семье могут произойти разные неприятности. Как, например, у Шарика)

Вывод: Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать бюджет.

– Конечно это всё условные цифры, но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить?

– Что означает слово ЭКОНОМИЯ? (Бережливость)

– Можно ли сэкономить на квартплате?

– Можно ли сэкономить на продуктах?

– Можно ли сэкономить на одежде и обуви?

Смысл пословицы: «Копейка рубль бережёт».

– А могут ли в семье появиться незапланированные доходы?

– А непредвиденные расходы?

(Если кто-то заболел, испорченная вещь: обувь, техника, мебель, на подарок.)

К нам в школу пришли телеграммы “Прошу помочь!”. Послушайте.

1. Срочно нужна денежная помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию. 2. Талантливому скрипачу на покупку скрипки. 3. Врачу ветеринару на открытие приюта для бездомных собак. 4. Спортсмену для поездки на соревнования.

Обсудите в своей семье, согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся, прокомментируйте свой выбор.

– Да, мы должны помогать друг другу. Я рада, что вы так поступили.

Вывод: Итак, чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет, чтобы расходы не превышали доходы.

– Мудрая Черепаха очень довольна тем. Как вы работали и надеется, что вы хорошо усвоили новы материал. А чтобы это проверить, она подготовила тест по теме «Семейный бюджет».

Обменяйтесь листочками. Выпишите буквы правильных ответов. Какое

Групповое выполнение теста. Самопроверка. ( Дан ключ ответов)

Кому было интересно – разогните мизинец,

Кто считает, что знания пригодятся – безымянный,

Кто помогал работать другим – указательный,

Кому понравился урок – большой.

– Сколько пальцев разжали, такая вам сегодня оценка за урок.

– Спасибо вам за урок. Молодцы.

Анжелика нестерова Сценарий игры-квеста по финансовой грамотности «Деньги любят счёт»

Мастер – класс для воспитателей

Тема. Игра – квест по финансовой грамотности

Тема «Деньги любят счёт»

Воспитатель: Нестерова А. В.

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного

Программные задачи :

Образовательные: Формировать первичные экономические понятия: финансы, товар,

Публикация «Сценарий игры-квеста по финансовой грамотности „Деньги любят счёт“» размещена в разделах

зарплата, банк, потребности. Продолжать учить решать проблемные ситуации,

аргументировать свои ответы, активизировать словарь.

Развивающие: способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;

способствовать формированию коммуникативных отношений.

Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному

отношению к деньгам и разумному их использованию. бережливость, честность,

Для проведения игры необходимо :

• разработать маршрутные листы, где будут указаны станции в определенном порядке для

• подготовить «МОНЕТКИ» и листы с заданиями по каждой станции;

• подготовить наградной материал по итогам игры. (медальки)

Воспитатель. ” Уважаемые участники! Приветствую вас на игре – квесте “Деньги любят

счёт”. В ходе игры вы должны правильно и как можно быстрее выполнить много

интересных заданий, получить монетки. Желаю успеха!”

Для того, чтобы вам было куда собирать монетки, давайте сделаем сейчас КОШЕЛЁК.

Создание оригами – кошелька.

Воспитатель. Итак, отправляемся на первую станцию.

Станция 1. ” Финансовый эрудит”

На этой станции вы должны отгадать загадки и ребусы, вспомнив финансовые

1. Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовё тся:

И крупа, и самовар

2. Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке –

От одежды до булавки. ( Супермаркет)

3. Мебель, хлеб и огурцы

4. В фирме прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.

И считать ему не лень

Все налоги целый день. ( Бухгалтер)

5. И врачу, и акробату

Продолжаем нашу игру.

Станция 2. ” Лови выгоду! ”

Правила. Вам нужно выбрать тему и номер вопроса, правильно на него ответить и

Тема «Мульти-пульти» – отгадайте из какого мультфильма эти слова.

(участники выбирают тему и номер вопроса)

(«Возвращение блудного попугая»)

2 задание- Ой бяда, бяда. Разорение. Запасы не меряны. Убытки не считаны. Разоримся

по миру пойдем.

– Это что, сказка такая? – Это жизня такая. («Приключения домовенка Кузи»)

3 задание. Безвозмездно — то есть даром. («Винни-Пух и все-все-все»)

4 задания. Не надо меня из ружья щелкать! Я может, только жить начинаю — на

5 задание. За последнее время доходы нашего государства уменьшились. После того

как был введён налог на воздух, вы стали меньше дышать. Это возмутительно!

Молчаааать! Кроме того, вводится новый налог на осадки: за обыкновенный дождь — сто

лир, за проливной дождь — двести лир, с громом и молнией — триста лир.

Молчаааать!«Чиполлино» — мультфильм по мотивам сказки «Приключения

Чиполлино» Джанни Родари.

Тема «Валюта» – вам надо отгадать валюту страны.

1задание. Назовите валюту России. (рубль)

2задание. Назовите валюту Китая.

3. задание. Назовите валюту Америки.

4. задание. Назовите валюту Таиланда.

5задание. Назовите валюту Вьетнама.

Тема «Пословицы» – вам нужно продолжить пословицу.

Станция 3. ” Стратегия”

залежался некоторый товар, который вам нужно успешно продать. Для этого вам,

конечно, нужно придумать удачный рекламный ход, чтобы ваш товар захотели купить.

Вспомните мультфильм по стихотворению С. Михалкова и подумайте: «Почему старик

передумал корову продавать?»

Кому какой товар достанется решит «слепой жребий». Ваша задача разрекламировать

товар, не называя его. Если остальные игроки догадаются, что вы рекламируете, вы

получите – 3 монетки.

(один участник рекламирует товар, а остальные отгадывают)

Подведем итог нашей игры «Деньги любят счет». Награждение победителей.

Схема изготовления кошелька (оригами)

Картинки к станции «Лови выгоду» «Мульти-пульти»

Таити! Нас и здесь неплохо кормят.

Убытки не считаны. Разоримся по миру

Безвозмездно — то есть даром. Не надо меня из ружья щелкать! Я может,

только жить начинаю — на пенсию

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе

группе «В гостях у семьи экономистов».

1. Познакомить детей с понятием «семейный бюджет» и с некоторыми его

составляющими: пенсией, зарплатой, стипендией.

2. Углубить представления детей о доходе, его динамике (увеличение и

3. Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

– Модель «Семейный бюджет»

– карточки с членами семьи

– карточки с монетами.

1. Рассматривание монет и купюр различного достоинства.

2. С/р игра «Семья».

3. Д/и «Назови профессию».

4. Игра с моделью «Доход».

Ход непосредственно – образовательной деятельности

К детям приходит гном Эконом, знакомится с ними и приглашает в гости в

семью экономистов. Дети вместе с ним идут в домик, в котором вокруг стола

сидит семья экономистов.

Папа Экономист рассказывает детям, что он трудится в фирме «Строитель» и

за свой труд получает зарплату (на модель «Бюджет семьи» кладется

карточка с изображением «Папы» и его деятельности). Мама Экономистка

работает продавцом и тоже получает зарплату (кладется соответствующая

Гном Эконом делает вывод:

Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Это оплата труда за месяц,

или за неделю, или за день.

Вопросы к детям:

1. Что такое зарплата? (деньги, которые получают за работу.

2. Кто получает зарплату? (папа, мама).

В семье есть дедушка Экономист и бабушка Экономистка. Они уже

старенькие и не работают. Но давно, когда они были молодые, они работали

на заводе, где строят самолеты – рассказывает дедушка Экономист. Теперь

они получают пенсию (кладется карточка).

Гном Эконом делает выводы:

Пенсия – это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много

лет на заводе, фабрике и других предприятиях.

1. Что получают пожилые люди? (пенсию).

2. За что они получают пенсию? (за то, что много лет работали на заводе).

Дочка Наташа не работает, она еще учится в институте. Учеба – это тоже

труд и за свой труд я получаю стипендию (кладется карточка).

– стипендия – это тоже деньги. Стипендию платят за учебу.

1. Что получает Наташа? (стипендию).

2. За что она получает стипендию? (за свой труд – учебу).

Братишка Ванюша, еще маленький, он ходит в детский сад и не получает

никаких денег (кладется карточка). Мне иногда дают деньги на сладости,

игрушки. Но эти деньги заработал не я сам, а старшие.

– вот наш Бюджет семьи и заполнился. Все это вместе составляет наш

семейный бюджет – наш общий кошелек. Давайте вместе повторим –

– Ну-ка, ребята, скажите, что составляет наш семейный бюджет? (зарплата

мамы, папы, пенсия дедушки и бабушки, стипендия Наташи).

-Молодцы, вот так мы работаем, а вы что-нибудь умеете делать?

-Ребята, давайте покажем экономистам игру «Что мы делали не скажем, а

покажем». Давайте разделимся на две команды: первая – будет показывать

какие-либо трудовые движения, а вторая – вместе с семьей экономистов –

угадывать, а потом поменяемся.

– гладят белье

– поливают цветы

– варят суп

– моют полы

– делают стрижку

– забивают гвозди

– строят и др.

-Молодцы, ребята, много вы умеете делать, когда вырастите, тоже будете

-ребята, а теперь я хочу посмотреть, умеете ли вы считать. Вам нужно будет

определить доход семьи Экономистов (гном раскладывает деньги на модели

1. В прошлом месяце папа – экономист получил 5 монет, мама – 3 монеты,

бабушка и дедушка пенсию в 2 монеты, а Наташа не получила стипендию.

Сколько может составил доход семьи в прошлом месяце? (10 монет).

2. В этом месяце папа получил зарплату 5 монет, мама – 3 монеты, бабушка

и дедушка – 2 монеты и еще Наташина стипендия – 1 монета.

Сколько монет составило доход в этот месяце? (11 монет).

1. Увеличились или уменьшились доходы семьи в этом месяце?

2. Почему увеличились?

3. А в следующем месяце мама не получит зарплату, т. к. она не работает.

Увеличится или уменьшится доход семьи? Почему уменьшится?

-Молодцы, ребята, ну а теперь попрощаемся с семьей Экономистов и

вернемся в нашу группу.

– Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня были? Что интересного и нового

узнали? Что такое семейный бюджет? Из чего он состоит? Что такое

зарплата, пенсия, стипендия? За что их дают? Что такое доходы? Как они

Предлагается пословица «Каков работник, такова ему и плата». Почему так

Урок-игра по экономике “Деньги любят счёт”

Узнать рыночные термины употребляемые в экономике.

Развивать логические мышление, любознательность, творческий поиск.

Развивать умение планировать семейный бюджет.

Научиться мыслить экономически грамотно.

Оборудование: презентация, ксерокопия денег, карточки-задачи, листы бумаг.

“Без игры нет и не может быть полноценного

Сегодня у нас урок-игра по экономике.

Будем работать по группам. Класс делим на 3 группы, выбираем капитанов. Команды придумывают себе названия. Урок пройдет по 5 турам. За правильный ответ банк выдает деньги 10 рублей, за неправильный ответ – штраф 5 рублей.

I. Соревнования капитанов: 1 30 16 22 4 11 3

21 12 9 8 32 26 14

6 35 2 28 15 18 5

31 17 29 24 19 34 27

10 25 33 23 20 13 7

За 1 минуту должны указать по порядку числа от 1 до 35-ти. До какой цифры доходит капитан столько и денег получает команда в свою копилку.

1 тур. Разминка : Повторим экономические термины

За правильный ответ- 10 рублей.

Товар: продукт труда, созданный для купли – продажи.

Цена: стоимость товара, выраженная в деньгах.

Рынок: Отношения, складывающиеся между продавцом и покупателем.

Банк: учреждение, которое выполняет различные операции с деньгами и ценными бумагами

Налоги: обязательные для всех платежи, устанавливаемые властями.

2 тур. Кроссворд

Специалист, работающий в счетном отделе. ( Бухгалтер)

Иностранные деньги (денежная система определенной страны). ( Валюта)

Работник налоговой службы. ( Инспектор)

Документ, по которому можно получить деньги в банке. ( Чек)

Выдает деньги. ( Кассир)

Договор о купле или продаже. ( Контракт)

2 тур. Задача

Командам раздаются карточки с условиями задач. Внимательно читаем, решаем, объясняем.

За 1 место – 100 руб. За 2 место – 50 руб. За 3 место – 30 руб.

1. В магазин привезли 120 кг яблок, груш – в 2 раза меньше, чем яблок, а персиков – на 12 кг больше, чем груш. Сколько всего килограммов фруктов привезли в магазин?

2. Несколько мальчиков ловили рыбу. Всего поймано 75 рыб. Сколько было мальчиков, если всем, кроме двух, досталось по11 рыб, а двум дали 10 рыб?

Конкурс на лучшую рекламу товара. Команды выбирают любой товар. Могут сочинить песню, частушки, стихи. Командам отводится 5 минут. Оценивается четкость, яркость, краткость.

4 тур. Пословицы

Продолжить пословицы на экономические темы.

За одну пословицу получают 10 рублей.

5 тур. Пример-загадка

Реши пример и расшифруй слово. Расположи ответы примеров в порядке убывания.

Э 560:7х4 Н 3х26-18 О 200х7:10

К 45:(13-4) О 4+96:2 М 80:16х9

И 40х80:100 К 450:5х2 А 360:60:2 ЭКОНОМИКА

Сосчитайте, сколько всего денег заработала команда? Что нового узнали?

Что бы вы купили на эти деньги? Подведение итогов, награждение.

Оцените статью