- Математика в школе как основа формирования финансовой грамотности
- Финансовая грамотность на уроках математики
- ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
- Всероссийский творческий конкурс поделок из природного материала «ОСЕННИЕ СОКРОВИЩА »
- Всероссийская интеллектуальная викторина ко дню искусства «КРАСОТА СПАСЕТ МИР! »
- Всероссийский профессиональный конкурс экологического образования «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УРОК »
- Mathematics at school as the basis for the formation of financial literacy
- Формирование финансовой грамотности учащихся на уроках математики посредством решения математических задач (на примере вычислений стоимости товаров и услуг в поселке Агинское)
- Рекомендации
Математика в школе как основа формирования
финансовой грамотности
Galina Vladimirovna Zaitseva
Lyubov Vladimirovna Martynenko
Elena Rafailovna Aichuvakova
system. Proceedings of the XXII
International Scientific and Practical Conference. Chelyabinsk, 2021, pp.
102‒114.
8. Ilyasov, D. F. Popularization of scientific
psychological and pedagogical knowledge among teachers: monograph. Chelyabinsk:
Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of
Educators, 2019. 232 p.
Образец для цитирования статьи:
Селиванова, Е. А. Психологические основания развития
креативного мышления школьников / Е. А. Селиванова // Интеграция методической
(научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров :
материалы XXIII Межд. научно-практ. конф. / Межд. академия наук пед.
образования; Челяб. институт перепод. и пов. квал. работ. образ. ; отв. ред. Д.
Ф. Ильясов. – Челябинск : ЧИППКРО, 2022. ‒ С. 323–330.
Галина Владимировна Зайцева
Любовь Владимировна Мартыненко
Елена Рафаиловна Айчувакова
Финансовая грамотность на уроках математики
Аннотация. Современный человек должен разбираться в финансовых вопросах. Понимать основные понятия «доход» и «расход» семейного бюджета, уметь планировать финансовые вопросы. Уметь применять математические знания в практике и смежных дисциплинах.
Каждый сталкивался с ситуацией, когда хочется приобрести какую-то вещь, но нет необходимой суммы на ее приобретение. Приходилось слышать рассуждения родителей взять кредит или может лучше накопить на покупку?
Психологи считают, что ребенку с детства необходимо объяснять, откуда берутся деньги, как их зарабатывают, самостоятельно пользоваться деньгами. С детства ребенок должен получить такой опыт, чтобы в дальнейшем управлять своими финансами.
Поэтому знания детей в сфере грамотного распоряжения личными финансами находятся на низком уровне, что в результате может привести к рисковому поведению и снижению благосостояния в старшем возрасте. Данная проблема требует введения новых активных форм организации образовательного процесса, которые предполагают не только участие обучающихся в различных интеллектуальных мероприятиях, олимпиадах, исследованиях, но и включение всего образовательного учреждения в проекты разного уровня.
Чтобы разобраться в финансовых понятиях и уметь правильно решать вопросы, связанные с семейным бюджетом, планировать расходы и в дальнейшей своей жизни грамотно распределять семейный бюджет в 7-9 классах можно реализовать проект по теме «Семейный бюджет», «Кредит или накопление?».
Целью данного проекта является: обобщение полученных знаний по теме «Семейный бюджет», «Кредит или накопление?».
Возрастная группа участников проекта: 7-9 класс.
Сроки реализации проекта: 2 месяца.
Тип проекта: исследовательский.
Этапы и содержание проекта с указанием деятельности учителя и учащегося приведены в таблице 1.
Рассмотрев примеры на семейном бюджете конкретной семьи, когда выгодно пользоваться накоплением для покупки, а при каких условия взять кредит можно сделать вывод: умение грамотно распределять доходы и расходы поможет планированию семейного бюджета, учету домашних финансов и контролю выполнения поставленных целей.
Владея математическими навыками, можно финансово грамотно вести семейный бюджет, анализировать и делать правильные выводы по различным экономическим и практическим задачам.
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Материал для выступления по теме самообразования
Вам также может понравиться:
1 467 работ
Всероссийский творческий конкурс поделок из природного материала «ОСЕННИЕ СОКРОВИЩА
»
01 Сентября – 28 Ноября
Всероссийская интеллектуальная викторина ко дню искусства «КРАСОТА СПАСЕТ МИР!
»
01 Сентября – 29 Декабря
Всероссийский профессиональный конкурс экологического образования «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УРОК
»
01 Сентября – 27 Декабря
Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в
социальных сетях 🙂
Mathematics at school as the basis for the formation of financial
literacy
Аннотация. Статья раскрывает способы и
возможности формирования различных направлений функциональной грамотности на
уроках математики в 5–6-х классах. Развитие математической и финансовой
грамотности в условиях соответствующим образом спланированного урока
формируются одновременно, с помощью решения тематических задач, в которых
отражены, как математические, так и финансовые вопросы. Приведены примеры
применения некоторых задач, их корректировки на современный уровень цен,
экономических показателей.
Abstract. The article reveals the ways and
possibilities of forming various areas of functional literacy in mathematics
lessons in grades 5–6. The development of mathematical and financial literacy
in the context of a properly planned lesson is formed simultaneously, by
solving thematic problems that reflect both mathematical and financial issues.
Examples of the application of some tasks, their adjustment to the current
level of prices, economic indicators are given.
Ключевые слова: математика, математическая
грамотность, финансовая грамотность, функционально-грамотный человек.
Keywords: mathematics, mathematical literacy,
financial literacy, functionally literate person.
«Математика – царица наук, арифметика – царица математики».
Это изречение мы знаем с детских лет. И только с годами можем подтвердить эту
истину безусловно. Многим ли из нас приходится решать сложные уравнения,
превышающие уровень сложности 5-го и 6-го классов? Вероятно, немногим. Но
знания арифметики для ведения личных финансов нам просто необходимы.
Однако современному непрерывно развивающемуся человеку
необходима не только арифметика, но и математика в целом. Современный человек
должен обладать функциональной грамотностью, одной из составляющих которой
является математическая грамотность. Уроки математики в начальном образовании
(1–4-й классы) школе, и на начальном этапе общего образования (5–6-й классы)
закладывают основы формирования математической грамотности.
В технологическом лицее на протяжении начальной, основной,
средней школы формируется особое отношение к математике как науке, решающей
реальные задачи, поскольку для людей, обладающих инженерным мышлением (или для
обучающихся в условиях формирующегося инженерного мышления), математика
является средством расчетов в конструировании, в том числе в технологии моды,
деревообработке и металлообработке, робототехнике, ювелирном деле. Поэтому
большое значение получает применение знаний, полученных на уроках математики.
Уроки математики формируют знания, позволяющие обучающимся осознать возможности
реального применения математических компетенций, навыков.
Но современный гражданин, рано определившийся с профессией,
связанной с совершенствованием в технологии производства, должен обладать
знаниями в области не только в области математики, но и информатики, экономики,
финансовой грамотности, предпринимательства. И, надо отметить, все эти предметы
изучаются в технологическом лицее. Изучение вышеперечисленных дисциплин требуют
качественных знаний, умений, навыков в области математики именно на первичном
этапе начального и общего образования, поскольку именно математика лежит в
основе изучения любого технологического предмета.
Функциональная грамотность, наряду с математической,
включает читательскую, естественно-научную, финансовую грамотность, креативное
мышление, глобальные компетенции.
Все функциональные виды грамотности вольно или невольно
объединяются в математике, или включают владение математическими компетенциями,
что положено в основу почти каждого вида функциональной грамотности.
Если задуматься о том, что лежит в основе финансовой
грамотности, то станет понятно, что здесь объединяются понимание экономической
сути процессов и умение производить необходимые расчеты. Уметь рассчитать любую
экономическую, финансовую задачу – значит, уметь применить в нужный момент
математические компетенции для овладения финансовыми компетенциями. А понимание
экономической, финансовой сути происходящего включает и креативность мышления,
и владение глобальными компетенциями.
Что касается закладки обширного мировоззрения, то оно
формируется на уроках математики в начальной школе (1–4-й классы), и
закрепляется в 5–6-х классах, когда формируется не только способ познания
математики, но и непосредственно отношение к математике, как прикладной науке.
Владение математической грамотностью повлечет наиболее доступное восприятие
инженерных дисциплин в будущем, в том числе при обучении в средних
профессиональных, высших учебных заведениях.
Совмещение формирования математической и финансовой
компетенций в 1–6-х классах школы на уроках математики, даст наилучший эффект
формирования функциональной грамотности. Объединенный результат в формировании
как математической, так и финансовой компетенции позволит человеку быть
математически и финансово грамотным в течение всей жизни.
На уроках математики обучаемые не только знакомятся с новым
материалом, но и решают множество задач, направленных на понимание тематики
изучения. Если в процесс решения добавить задачи на финансовую грамотность, то
поиск решения будет наиболее интересен, поскольку финансовые задачи вызывают
интерес у всех, и у детей в том числе.
Не все учебные заведения могут ввести уроки финансовой
грамотности отдельным предметом. Однако наряду с математической грамотностью,
финансовая грамотность может развиваться средствами формирования математической
грамотности, если учитель фрагментарно введет решение задач с пояснениями в
соответствующие темы уроков. Современные учебники по математике 5-го и 6-го
классов предлагают задачи по финансовой грамотности в пределах изучаемых тем.
Именно на уроках математики обучающиеся получают
возможность овладеть некоторыми базовыми знаниями по финансовой грамотности.
Уроки математики в 5–6-х классах школы, равно, как и в начальной школе, могут
служить средством, закладывающим объединение познания и оценку необходимости
овладения математической и финансовой грамотности. На уроках математики для
знакомства обучаемых вводятся различные финансовые понятия, выполнение
простейших финансовых расчетов. Включая изучение финансовой грамотности на
уроках математики, учитель с раннего возраста формирует интерес обучающихся к
математике как прикладной науке, знание кот рой помогает в житейских вопросах,
в том числе финансовых, наиболее востребованных в жизни для всех категорий
граждан.
Применяемые тематические финансовые задачи на уроках
математики, как раз и формируют и математические, и финансовые компетенции
учеников, причем для детей они являются наиболее интересными.
Например, решаем на уроке задачи на нахождение части от
целого: «У мамы было 6600 рублей. Начисленная оплата коммунальных платежей
составляет 5/6 от суммы, которая была у мамы. Сколько денег взяла мама? Сколько
стоят коммунальные услуги в вашей семье?». Задача раскрывает для ребенка
реальную стоимость коммунальных услуг, вызывает интерес к формированию бюджета
семьи, источника денежных средств.
И, конечно, иной вариант задачи на нахождение целого по его
части: «На подарок бабушке из своей копилки Лена взяла 1716 р., что составило
4/6 накопленной Леной суммы. Сколько денег в копилке было у Лены?». Задача
концентрирует внимание школьников на необходимости формирования личного
бюджета, собственных накоплений, вызывает вопросы об иных способах накопления, доступных
детям.
Такого рода задачи позволяют обучающимся не только
правильно применить математические законы, но и решать задачи на оценивание
имеющейся суммы денег для необходимых расходов, покупки необходимого товара,
вычислять сдачу, оценивать и знать необходимые, обязательные семейные расходы.
Задача на округление в математической грамотности, позволит
сформировать понятия финансовой грамотности «государственный бюджет», «налоги
государства», «федеральный бюджет», «региональный бюджет», «налог на прибыль»:
«Налог на прибыль, который должно рассчитать и уплатить предприятие в 2022 году
составляет 20%. Из них 2% перечисляется в федеральный бюджет, а 18% – в
региональный бюджет Челябинской области. В какой сумме заплатило предприятие
налог на прибыль, если сумма прибыли за год составила 57 421 565 рублей 51
копейку? Какая сумма была перечислена в федеральный бюджет, а какая в
региональный?
(Ответ округлите до тысяч рублей)».
Задачи, представленные в учебниках математики, дают возможность
освоения обучающимися некоторые темы, но требуют от учителя их корректировки в
целях соответствия современности.
Например, задачи на умножение и его переместительные
свойства, дадут прекрасный результат, если будут скорректированы в одном
случае: задача про Буратино и сольди известна нам с детства: «Готовясь к школе,
Буратино купил 34 тетради по 12 сольдо и 18 тетрадей по 16 сольдо. Сколько
сольдо заплатил Буратино за все тетради?». Однако нужно понимать, что сольдо –
это уже исторические, сказочные деньги, поэтому можно дать ученикам задачу на
евро (Евросоюз), доллары (США, Канада, Австралия) или фунты (Великобритания),
шекели (Израиль) с одновременным пояснением о разных видах валют.
К примеру: Серджо купил 34 тетради в линейку за 68 евро, а
тетради за 18 тетрадей в клетку – 54 евро. Сколько заплатил Серджо за все
тетради?
А дальше можно составлять подобные задачи на стоимость
продуктов, купленных родителями в магазинах, давать самостоятельные задания для
составления задач по чеку, вводить героев мультиков – все даст новое
представление о необходимости познания математики и применении математических
знаний в жизни.
В задачах на деление используются стоимости уже
несуществующие: не могут конфеты стоить 90 рублей за 1 килограмм. Можно решить
предлагаемую задачу, а потом предложить детям, совместно с родителями,
составить задачу в реальной стоимости покупки.
При изучении тем, связанных с процентами, обучающимися
одновременно раскрываются понятия банковских процентов: «Вкладчик положил в
банк 45 000 р. под 9% годовых. Какая сумма будет у него на счете через год?»
или «Сергей Иванович положил в банк 14 000 р. под 10% годовых. Какая сумма
будет на его счете через год? Через два года?»
Более сложные задачи появляются в курсе математики 6
класса: «Мистер Скрудж вложил в развитие экономики Тридесятого царства 640 млн
долларов, а через год получил 928 млн долларов. Сколько процентов составила
прибыль мистера Скруджа?». В такой мультяшной задаче раскрываются вопросы
возможности выступления в роли инвестора и получения прибыли.
Задача на построение бизнеса – расчета начальных вложений
для открытия собственного дела в 6 классе может включать, в частности,
исследование в ответах на поставленные вопросы: «Для открытия бизнеса, Андрею
необходимы вложения в сумме 500 000 рублей на начальном этапе. Обычный
коммерческий банк готов предоставить кредит в размере 500 000 рублей под 10%
годовых на 5 лет. Банк, финансирующий бизнес-проекты, предоставляет кредит под
5,5%, но в сумме не менее 1 000 000 рублей. Какой кредит наиболее выгоден
Андрею? Почему вы так считаете? Есть ли иные возможности получения
финансирования?» На первом этапе решение подобной задачи всегда связано с
мозговым штурмом, когда ребята высказывают свое мнение по вопросу, о котором
они все знают (открытие и ведение бизнеса). И только в процессе мозгового
штурма и первичного решения задачи на сравнение, выявляются пробелы в знаниях
вопроса открытия собственного дела. Вероятно, решение задачи нужно дать, как
задание на дом, чтобы обучающиеся представили задачу в форме исследовательского
мини-проекта.
Решение финансовых задач на уроках математики формирует
читательскую грамотность несколько иного характера: внимательное чтение задачи,
вдумчивое определение порядка решения задачи, дает ребенку понимание ценности
читательской грамотности. Изучение вопросов бытия, связанных с покрытием
потребностей через формирование семейного, личного бюджета, открывает новые
горизонты для раскрытия некоторых аспектов естественно-научной грамотности.
Непосредственно решение задач, формирующих математическую и финансовую
грамотность, формирует креативное мышление. Наличие перечисленных компонентов
функциональной грамотности открывает перспективы глобальной грамотности.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том,
что современная подача темы на уроках математики, с включением финансовых
задач, формирует разные виды востребованных компетенций функциональной
грамотности в случае соотвествующего изложения материала, скорректированного в
современном ситуационном изложении математических задач.
Болдырева, А. М. Финансовые задачи для курса математики: сайт
Образовательная социальная сеть nsportal.ru:
https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2019/06/05/finansovyezadachi-dlya-kursa-matematiki-5-6-klassov
(дата обращения: 01.02.2022).
Иванова, Т. А. Структура математической грамотности школьников в
контексте формирования их функциональной грамотности / Т. А. Иванова, О. В.
Симонова // Вестник ВятГУ. 2009. ‒ № 1. ‒ URL: niya-ih-funktsionalnoy-gramotnosti
(дата обращения: 01.02.2022).
Кудрякова, М. М. Сборник задач по финансовой грамотности для 6 класса:
Сайт учителя Кудряковой Марии Михайловны. ‒ URL: nost/uprazhnenija_i_zadachi/sbornik_zadach_po_finansovoj_gramot
nosti_dlja_6_klassa/31-1-0-97 (дата обращения 01.02.2022).
Лаборатория функциональной грамотности: сайт Российский учебник.
‒ URL:
https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriyafunktsionalnoy-gramotnosti/ (дата
обращения: 09.01.2022).
Формирование финансовой грамотности учащихся на уроках математики посредством решения математических задач (на примере вычислений стоимости товаров и услуг в поселке Агинское)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Агинская средняя общеобразовательная школа №2» городского округа «Поселок Агинское»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Актуальность исследования. В современном мире, в условиях быстрого развития финансовых инструментов очень важно владеть финансовой грамотностью. Ежедневно мы становимся участниками финансовых отношений и решаем различные финансовые задачи, связанные с покупками в магазинах, которые часто сопровождаются различными акциями и скидками; расчетом и внесением платежей за вывоз мусора, пользование электроэнергией, доставкой воды, покупкой дров и т.д. Каждый человек должен понимать, что он сам несет полную ответственность за свои финансы, за защиту своих интересов от мошенничества, от него самого зависит его будущее финансовое благополучие. Сегодня недостаточно зарабатывать деньги, нужно уметь управлять ими чтобы не оказаться в долговой яме. Нужно знать, не только что такое , инфляция, риски, доходность, депозит, кредит, но и уметь вычислять их. В связи с вышеизложенным, особое значение приобретает повышение уровня финансовой грамотности современных школьников.
Вопросы финансовой грамотности представлены в работах отечественных и зарубежных ученых: Т. А. Алмазовой, Н. В. Никаноркиной, А. В. Зеленцова, Л. Ю. Рыжановская, М. И. Подболотова, Н. В. Демина, Т. А. Аймалетдинов, Д. В. Моисеева, О. В. Кривонос и А. Н. Коломейчука, и др.
По мнению Т. А. Алмазовой, Н. В. Никаноркиной, обучение школьников основам финансовой грамотности может быть встроено в процесс изучения математики. Учитывая потенциальные возможности и специфику математики, особую роль в решении этого вопроса могут играть задачи финансово-экономической направленности.1
По мнению О. В. Кривонос и А. Н. Коломейчука, финансовая грамотность учащихся может формироваться как при изучении экономики в курсе обществознания, так и на основе всего комплекса предметов. Особая роль в экономическом образовании учащегося принадлежит именно математике, так как решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать теоретические основы школьного курса математики и лишенные практического смысла задачи к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться учащимся.2
Проблема заключается в том, что учащиеся образовательных организаций не имеют должной математической подготовки по решению сюжетных задач финансово-экономического содержания. Соответственно, уже став взрослыми людьми, при возникновении финансовых трудностей не могут правильно разрешить их, потому что не владеют финансовой грамотностью.
являются основы финансовой грамотности, предмет исследования – математические сюжетные задачи с экономическим и финансовым содержанием.
Цель работы – разработать практико-ориентированные задачи по математике на примере финансовых вычислений стоимости товаров и услуг в поселке Агинское, которые можно было бы использовать в формировании финансовой грамотности на уроках математики в школе.
изучить литературу по теме финансовая грамотность;
изучить понятие сюжетных задач;
определить взаимосвязь финансовой грамотности и математических задач;
выявить жизненные ситуации, при которых членам нашей семьи приходится принимать финансовые решения (оплата счетов за потребленную электроэнергию, покупка телефона, оплата услуг связи при смене тарифного плана и т.д.);
разработать практико-ориентированные математические задачи на основе выявленных ситуаций.
В качестве гипотезы исследования было принято предположение о том, что решение на уроках математики разработанных практико-ориентированных задач может способствовать формированию навыков использования математических знаний при решении задач реальной жизни, а также может стать эффективным инструментом для повышения финансовой грамотности школьников.
В работе использовались следующие методы исследования: изучение теоретического материала, наблюдение, проектирование практических ситуаций для поиска их оптимального решений.
: состоит в том, что впервые были разработаны практико-ориентированные задачи по математике, имеющие в своей основе экономические реалии, существующие в поселке Агинское, с указанием цен и тарифов, акций и скидок, действующих на период проведения исследования.
работы заключается в том, что решения сюжетных задач являются основным средством, которое позволяет продемонстрировать учащимся сущность математики как науки и формировать первичные навыки математического моделирования. Решение сюжетных задач является полной иллюстрацией практического применения математики.
Понятие финансовой грамотности и ее взаимосвязь с математикой
Финансовая грамотность для школьников важна так же, как и учёба. Ребёнок ежедневно вступает в экономические и финансовые отношения при покупке обеда в столовой, при оплате за проезд в автобусе, покупке необходимых для него мелочей и не всегда может грамотно воспользоваться своими деньгами. Поэтому дети должны научиться правильному пользованию денежными средствами, которые они будут зарабатывать в будущем.
Считаем, что обучение школьников основам финансовой грамотности может быть осуществлено средствами математики, где основную роль могут играть сюжетные экономические задачи.
1.2. Понятие сюжетной задачи
Чтобы рассматривать задачу как систему, необходимо определить: 1) элементы задачи; 2) величины, которыми охарактеризованы элементы; сколько и какие величины заданы явно или неявно в тексте задачи; характер каждого значения величины; 3) характер взаимосвязей между элементами; 4) отношения между величинами (одно из которых отражает требование найти какую-либо характеристику элемента, либо установить взаимосвязь между элементами, либо найти последовательность требуемых действий); 5) состояния; 6) ситуации.
Математические задачи с экономическим содержанием можно разбить в соответствии с темами школьного курса математики, например, задачи по темам: Действия с дробями. Нахождение части целого (5 класс), Действия с дробями. Нахождение целого по его части (5 класс), Действия с натуральными числами (5 класс), Проценты и дроби (6 класс), Действия с десятичными дробями (6 класс) и т.д. Также, задачи могут быть разделены на следующие виды: задачи на личный и семейный бюджет, задачи на потребности и расходы, задачи на скидки, задачи на доходы и расходы, задачи на потребительский выбор, задачи на кредиты, задачи на страхование, задачи на сбережение и инвестиции и др.
Таким образом, вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что решение задач является важной частью экономического образования, с помощью которых школьник может видеть практическую направленность математики и не бояться реальных цифр в жизни.
Изученное заставило меня задуматься, могу ли я разработать такие математические задачи, чтобы мои одноклассники, решив их могли получить грамотные ответы на вопросы: «Сколько % составляет экономия при покупке по акции?», «Каким образом рассчитывается оплата за потребленную электроэнергию?», «Что выгоднее: купить или испечь хлеб самому?», «Кредит под 1 % в день – выгодно или нет?», «Какой доход можно получить от вклада в банке?», «Как рассчитать пенсионные баллы?» и т. д.
Разработка математических задач, способствующих повышению уровня финансовой грамотности (на примере вычислений стоимости товаров и услуг в поселке Агинское)
Знание базовых понятий финансовой грамотности и владение навыками их использования в практической деятельности дают возможность человеку планировать личный бюджет, делать выводы о тратах и сбережениях.
Все задачи по финансовой грамотности составлены на материале, взятом из окружающей меня действительности и ориентированном на «Основы финансовой грамотности».
Задача 1. (5 класс. Действия с дробями. Нахождение части целого)
Наша семья состоит из пяти человек. Мама и папа работают. Я старший и пока я ученик 8 класса. Наш семейный доход состоит из заработной платы родителей. Зарплата папы равна 46000 рублей, а мамина зарплата составляет 4/5 папиной. Чему равен доход нашей семьи?
Задача 2. (5 класс. Действия с дробями. Нахождение целого по его части)
Каждый год перед началом нового учебного года мама вместе с моим младшим братом Цыреном идут в магазин за школьными принадлежностями. В прошлом году Цырену купили новый ранец за 720 рублей, 10 тетрадей по цене 15 рублей за штуку, набор ручек за 220 рублей, а также набор красок и цветных карандашей для уроков ИЗО за 340 рублей. Общая стоимость покупок Цырена к школе составила 1/36 часть семейного дохода. В этом году на покупку новой школьной формы было потрачено 1200 рублей, на тетради – 180 рублей, ручки – 250 рублей и пенал – 86 рублей. Определите, какая часть ежемесячного семейного дохода ушла на покупки для школы, если доход семьи остался прежним.
Задача 3. (5 класс. Действия с натуральными числами.)
В семье моей тети два сына. Тетя планирует купить на распродаже им спортивные костюмы. В магазине «Кораблик детства» проводится акция: «Каждому, купившему костюм по цене 3875 рублей, второй – в подарок!». В магазине «Магитоша» предлагают костюмы по акции: «Каждому, купившему один костюм за 2546 рублей, второе – за полцены!». В каком магазине выгоднее сделать покупку? На сколько (в рублях) будут отличаться покупки в этих магазинах?
Задача 4. (6 класс. Проценты и дроби)
В магазине ДНС идет акция: телефон стоимостью 8999 рублей продается по цене 7999 рублей. Сколько процентов скидки предоставляет магазин?
Задача 5. (6 класс. Действия с десятичными дробями. Умножение десятичных дробей)
Тарифы за электроэнергию по нашему счетчику для дома следующие:
Потребление в пределах социальной нормы (норма на каждого члена семьи составляет 65 кВТ) – 3руб.22 коп.за 1 кВт;
Потребление сверх социальной нормы- 4руб.20коп. за 1 кВт.
Сколько наша семья заплатит за электроэнергию в месяц, если по показаниям счетчиков она потребила 805 кВт.?
Задача 6. (5 класс. Действия с натуральными числами.)
Интернет-провайдер (МТС компания, оказывающая услуги по подключению к сети Интернет) предлагает три тарифных плана. Я предполагаю, что мой трафик составит 600 Мб в месяц и, исходя из этого, выбираю наиболее дешевый тарифный план. Сколько рублей я заплачу за месяц, если трафик действительно будет равен 600 Мб?
Задача 7. (6 класс. Действия с десятичными дробями. Умножение и деление десятичных дробей.)
Обычная лампа накаливания потребляет электроэнергию 60 Вт⋅ч, а энергосберегающая лампа – 15 Вт⋅ч. Сколько рублей в месяц составит экономия от снижения потребления электроэнергии при замене простой лампы накаливания на энергосберегающую лампу? Если лампа будет работать 6 часов в сутки. Стоимость электроэнергии в доме с электрической плитой при однотарифном счетчике составляет 4 руб. 20 коп. за 1 кВт⋅ч. Принимаем, что в месяце 30 дней. За какой срок окупится энергосберегающая лампа, если ее стоимость составляет 98 руб. 2 коп., а стоимость лампы накаливания – 27 рублей.
Лампа накаливания 2. Энергосберегающая лампа
Задача 8. (7 класс. Степень с натуральным показателем.)
Мой дедушка открыл мне вклад в банке «Открытие» на сумму 50000 рублей по ставке 8% годовых. Какую сумму я получу при закрытии вклада через 4 года (после окончания 11 класса) при условии ежегодной капитализации процентов?
Задача 9. (6 класс. Проценты и дроби. Вычисление величины от процента.)
Моя мама осуществляет перевод 10000 рублей со своей банковской карты своей подруге в Китай на счет в банке с получением перевода в китайских юанях (). Определите сумму перевода с комиссионными в рублях и сумму, которую получит подруга в С, если перевод был через систему переводов Сбербанка, комиссионные – 1% от суммы перевода, валютный курс: 11,57 RUB = 1 С.
Задача 10. (6 класс. Действия с десятичными дробями. Умножение и деление десятичных дробей.)
Моя бабушка работает в Чите в институте и имеет оклад в размере 35 000 рублей в месяц. По окончанию каждого квартала она получает премию в размере 7500 рублей. Определите количество пенсионных баллов, которые получит моя бабушка за 2020 год. При расчете пенсионных баллов, накопленных гражданином в 2020 году, учитывается предельная база налогообложения, равная 1 292 000 руб. Максимальное количество баллов за 2020 год составляет 8,7.
Задача 11. (7 класс. Линейное уравнение с одной переменной. Решение задач с помощью уравнений. Сложение и вычитание многочленов.)
Если бы сестренка купила 7 ручек, то у нее осталось бы 18 рублей. Для покупки 9 ручек ей не хватало 24 рубля. Сколько денег было у сестры?
Задача 12. (5 класс. Действия с натуральными числами)
На счету моего мобильного телефона было 87 рублей, а после разговора с другом осталось 39 рублей. Сколько минут длился разговор, если, согласно моему тарифному плану, 1 минута разговора стоит 2 рубля?
Задача 13. (5 класс. Действия с натуральными числами)
В салоне «Мегафон» можно приобрести телефон в кредит или в рассрочку. Условия следующие: если брать в кредит на 12 месяцев, то ежемесячный платеж составляет 1348 рублей. Если брать в рассрочку на 12 мес., то ежемесячный платеж – 1238 руб. и плюс необходимо приобрести аксессуар на сумму не менее 500 рублей. Во сколько обойдется мне наиболее дешевый вариант, если аксессуар, который я присмотрел будет стоить 500 рублей.
6 класс. Числа и величины. Сравнение десятичных чисел)
Расставь в порядке возрастания: 1 руб.; 2 руб.; 1руб.78 коп.; 1 руб.12 коп.; 97 коп.
7 класс. График функции. Чтение графиков)
На графике показан доход нашей семьи за один год по месяцам. Рассмотри график и ответь на следующие вопросы:
В каких месяцах доход семьи можно считать стабильным?
В каком месяце доход семьи был самым высоким? Самым низким?
В каком месяце доход семьи был выше: в июле или в октябре?
В каком месяце доход семьи был ниже: в апреле или в ноябре?
Задача 16. ( Решение текстовых задач.)
Мой одноклассник Бато потерял свою школьную (электронную) карту во вторник. Её маме стали приходить оповещения, что во вторник с карты были потрачены 311 руб., в среду – 135 руб., в четверг – 250 руб., в пятницу – 204 рубля. После этого Бато нашел свою карту. Во вторник у Бато на карте было 1000 рублей. Какой процент от общей суммы потрачен с его карты?
Задача 17. ( Работа с текстовыми задачами. Зависимости между величинами, характеризующими процессы купли-продажи.)
Я хотел купить 1 кг. хороших яблок по 120 руб. за килограмм, но поддался на уговоры продавца и купил 3 кг яблок по 90 руб. за килограмм. Когда я пришёл домой, то понял – один килограмм яблок некачественный и его придётся выбросить. По какой цене за килограмм в итоге достались мне яблоки? Можно ли считать мою покупку выгодной?
Финансовая грамотность – это важнейший жизненный навык, в этом я убедился в процессе настоящего исследования. В большинстве семей все финансовые вопросы решают родители и не посвящают своих детей в детали, в нашей семье было также. С пятого класса мне начали выдавать карманные деньги, чтобы я мог купить себе воду и оплатить проезд на маршрутном такси, но иногда я мог потратить деньги на шоколадку и идти домой пешком. У меня были деньги, которые дарили мои тети и дяди, дедушка с бабушками, и я тратил их особо не задумываясь. Только год назад я начал интересоваться почему мама выключает свет в комнате если там никого нет, почему перед покупкой телефона родители ходят по всем магазинам техники, сравнивают цены и условия покупки и т.д. Для меня эти вопросы были актуальными и определили выбор темы моего исследования.
Гипотеза, поставленная в начале исследования, подтвердилась, если ученики на уроках математики будут решать разработанные практико-ориентированные задачи, то они могут научиться использовать математические знания при решении задач реальной жизни, например, при расчете и оплате счетов за коммунальные услуги, выборе тарифного плана на своем телефоне и т.д.
В процессе подготовки проекта все поставленные задачи были решены. Считаю, что цель исследования была достигнута. Путем проектирования различных жизненных ситуаций, где требуется рассчитать проценты, выгоду, доход и возможную экономию мы разработали интересные математические сюжетные задачи. Школьник, решивший эти задачи хоть один раз, встретившись с подобной ситуацией в обычной жизни сможет без труда произвести необходимые расчеты и принять наиболее выгодное для себя решение.
Проведенное нами исследование позволило мне более глубже понять из каких доходов и расходов состоит семейный бюджет, провести анализ своих расходов и узнать на чем я могу сэкономить свои деньги. Я узнал, чем отличаются друг от друга кредит и рассрочка, как посчитать аукционные предложения и теперь, когда захожу в магазин и читаю условия различных акций, я понимаю действительно ли она выгодная. Самое главное, я понял, что каждый человек может рационально использовать свои деньги, если он будет четко просчитывать все свои ежедневные расходы. Сэкономленные деньги он может приумножить грамотно посчитав доходность от вкладов в разных банках и выбрав из них наиболее выгодное для себя предложение.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что разработанные в процессе исследования математические задачи могут стать основным средством, которое позволит продемонстрировать учащимся сущность математики и научит их использовать математические знания в повседневной жизни.
Список использованных источников и литературы
Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. 2009. – электрон. текстовые дан. – URL: https://docviewer.yandex.ru/view/110895317/?page=10&*=u9Bh8h4dn%2FKbINymqzDDK2uY8FN7InVybCI6Imh0dHA6Ly9nb3YuY2FwLnJ1L0hPTUUvMjQvc2FpdC9maW5ncmFtb3RhL 2tvbmNlcGNpYS5kb2MiLCJ0aXRsZSI6ImtvbmNlcGNpYS5kb2MiLCJub2lmcmFtZSI6dHJ1ZSwidWlkIjoiMTEwODk1MzE3IiwidHMiOjE2MDQ5Nzg2MTc3MjcsInl1IjoiMzEyNjE4Mzk4MTU 5NjA5MDUyMiIsInNlcnBQYXJhbXMiOiJsYW5nPXJ1JnRtPTE2MDQ5Nzg1ODEmdGxkPXJ1Jm5hbWU9a29uY2VwY2lhLmRvYyZ0ZXh0PSVDMiVBQiVEMCU5QSVEMCVCRSVEMCVCRCVEMSU4NiVEMC VCNSVEMCVCRivemSU4NiVEMCVCOCVEMSU4RislRDAlOUQlRDAlQjAlRDElODYlRDAlQjglRDAlQkUlRDAlQkQlRDAlQjAlRDAlQkIlRDElOEMlRDAlQkQlRDAlQkUlRDAlQjkrJUQwJUJGJUQxJTgwJUQwJUJFJUQwJUIZJ UQxJTgwJUQwJUIwJUQwJUJDJUQwJUJDJUQxJThCKyVEMCVCRiveMCVCRSVEMCVCMiVEMSU4QiVEMSU4OCVEMCVCNSVEMCVCRCVEMCVCOCVEMSU4RislRDElODMlRDElODAlRDAlQkUlRDAlQjilRDAlQkQlRDElOEYrJUQxJTg0 JUQwJUI4JUQwJUJEJUQwJUIwJUQwJUJEJUQxJTgxJUQwJUJFJUQwJUIyJUQwJUJFJUQwJUI5KyVEMCVCMyVEMSU4MCVEMCVCMCVEMCVCQyVEMCVCRSVEMSU4MiVEMCVCRCVEMCVCRSVEMSU4MSVEMSU4MiVEMCVCOCslRDal QkQlRDAlQjAlRDelODElRDAlQjUlRDAlQkIlRDAlQjUlRDAlQkQlRDAlQjglRDElOEYrJUQwJUEwJUQwJUJFJUQxJTgxJUQxJTgxJUQwJUI4JUQwJUI5JUQxJTgxJUQwJUJBJUQwJUJFJUQwJ UI5KyVEMCVBNCVEMCVCNSVEMCVCNCVEMCVCNSVEMSU4MCVEMCVCMCVEMSU4NiVEMCVCOCVEMCVCOCVDMiVCQiZ1cmw9aHR0cCUzQS8vZ292LmNhcC5ydS9IT01FLzI0L3NhaXQvZmluZ3JhbW90YS9rb25jZXBjaWEuZG9j JmxyPTY4Jm1pbWU9ZG9jJmwxMG49cnUmc2lnbj0wMDE1MjJiNzhkNDU3YjNhY2ExNjM4ODM3MjExOTNkMiZrZXlubz0wIn0%3D&lang=ru (дата обращения: 1.11.2020)
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы. – электрон. текстовые дан. – URL: http://static.government.ru/media/files/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL4PA.pdf (дата обращения: 3.11.2020)
Ковалева Г. С. Финансовая грамотность как составляющая функциональная грамотность: международный контекст // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.1, №2 (37). С. 31-43.
Фридман, Л. М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика: учеб. пособие для преподавателей и студентов пед. вузов и колледжей. – М.: Школьная пресса, 2002. – 208 с.
Алмазова Т. А., Никаноркина Н. В. К вопросу о роли сюжетных задач с учетом финансовой грамотности учащихся при изучении математики // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ://-.///?=27881 (Дата обращения: 2.11.2020)
Орехов, Ф. А. Решение задачи, метод составления базового пособия: пособие для учителей восьмилетней школы. – М.: Просвещение, 1971. – 159 с.
Сабиров, Д. Н. Текстовые задачи как средство повышения финансовой грамотности / Д. Н. Сабиров. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 22 (312). – С. 555-558. – URL: https://moluch.ru/archive/312/70989/ (дата обращения: 10.11.2020).
1Алмазова Т. А., Никаноркина Н. В. К вопросу о роли сюжетных задач с учетом финансовой грамотности учащихся при изучении математики/ Т. А. Алмазова, Н. В. Никаноркина. – Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. – URL: ://-.///?=27881 (дата обращения: 1.11.2020)
2Сажин А. В. Роль математики в процессе учета финансовой грамотности / А. В. Сажин. – Текст : непосредственный // Ежеквартальный рецензируемый, реферируемый научный журнал «Вестник АГУ» Выпуск 2 (218) 2018. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-matematiki-v-protsesse-formirovaniya-finansovoy- грамотность/зритель (дата обращения: 3.11.2020)
Рекомендации
Болдырева А. М. Финансовые задачи по курсу математики:
сайт Образовательная социальная сеть nsportal.ru: URL: https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2019/06/05/finansovye-zadachidlya-kursa–matematiki-5-6-klassov
(дата обращения: 01.02.2022).
Иванова Т. А., Симонова О. В. Структура математических
грамотность школьников в контексте формирования их