Как рассчитать потребительский бюджет своей семьи.
научить рассчитывать потребительский бюджет семьи на конкретных примерах.
сформировать представление учащихся о бюджете семьи как основной категории домашней экономики;
повторить структуру семейного бюджета;
при помощи игровых ситуаций закрепить основы финансового планирования.
закрепить у учащихся навыки работы в группах;
обучить принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы;
развить коммуникативные навыки.
воспитать у учащихся доброжелательность, уважение к мнению других, чувство ценности семьи и рационального планирования семейного бюджета.
Дидактический материал (игровые ситуации, схемы семейных бюджетов, карточки с описанием семей);
2 команды по 4-5 человек.
Приветствие учащихся, сообщение темы занятия.
Участники объединяются в 2 группы по 4- 5 человек и распределяют игровые роли. Состав семьи определяется координатором (педагог зачитывает карточки с описанием семей, которые составлены по уровню дохода). Описания семей приближены к реальной жизни
«Кто не считает свои деньги,
тот проявляет неуважение к своему труду»
Вы когда-нибудь задумывались над тем, сколько денег тратят родители на ваше содержание?
Молодые люди любят ходить в кино, на дискотеки, концерты, в кафе, покупать сладости, жевательные резинки и т. д. Еще недавно единственным источником доходов школьников были доходы родителей. Сейчас многие школьники имеют постоянный или разовый заработок. Вокруг очень много соблазнов для траты денег, причём зачастую бездумной. Поэтому нужно правильно распределять свой бюджет, согласовав его с общим семейным бюджетом.
Нефтяной магнат Рокфеллер с детских лет вел расходную книжку, которая помогла ему впоследствии стать богатейшим человеком в США.
Давайте вспомним, что же такое семейный бюджет?
Бюджет – сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие всех видов расходов.
Р больше Д
бюджет имеет дефицит
Д больше Р
бюджет избыточный, профицитный
Р – расходы, Д – доходы
Структуру семейного бюджета, можно выразить в виде таблицы, которая состоит из двух разделов: доходы и расходы. (у каждой семьи на столах раздаточный материал)
В каждом разделе выделены основные счета, куда заносятся доходы и расходы.
Все денежные поступления в семью называют доходами.
Основной источник дохода это заработная плата членов семьи, пенсия, детские пособия, стипендия. Доход также могут приносить фрукты и овощи, выращенные на садовом или приусадебном участке для продажи; сдача во временное пользование комнат или других помещений; проценты от вкладов, положенные в сберегательные банки и др.
Когда у семьи есть деньги, она стоит перед выбором, что купить, на что потратить деньги. Каждая семья решает эту проблему по-своему. Часто на семейном совете все члены семьи обсуждают, что необходимо купить в первую очередь, что во вторую, а что может и подождать. Конечно, в первую очередь необходимо выделить деньги на покупку продуктов питания, самую нужную одежду и обувь. Есть и еще очень важная часть семейных расходов: плата за квартиру, за пользование электричеством, телефоном, транспортные расходы.
Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет. Условно все расходы можно подразделить на три группы: текущие (постоянные), периодические и единовременные (эпизодические), непредвиденные.
– это те, которые в течение года почти не изменяются. Например, плата за коммунальные услуги, плата за кружок или музыкальную школу, плата за обед в столовой.
– включают в себя периодические и единовременные расходы. Например, покупка дисков, посещение кино, покупка украшений, произведений искусств.
– это те, которые невозможно учесть. Включают в себя расходы, связанные чаще всего с критическими ситуациями (ремонт сломавшейся бытовой техники, покупка лекарств и т. п.). На непредвиденные расходы необходимо предусматривать денежные средства заранее.
Ещё одна важная часть семейного бюджета называется сбережения.
Зачем нужны сбережения? Мы уже знаем, что в семейном хозяйстве люди часто не тратят все доходы, предпочитая отложить часть денег на всякий случай. Или «на мечты». Кто-то запланировал поездку на море и теперь копит на нее деньги. В этом случае необходимость сбережений вызвана будущими значительными расходами. В странах с платным образованием родители начинают копить средства на обучение ребенка с рождения. Кроме этого, доходы в определенный месяц могут превысить расходы. И в том, и в другом случаях люди сберегают часть своего дохода.
— часть дохода, потребление которой откладывается на будущее.
– это остаток от доходов после оплаты всех расходов, связанных с текущим потреблением.
Как видно из самого определения этого термина, сбережения людей могут возникнуть только у тех, кто получает доходы. Все сбережения, в конечном счете, принадлежат семьям. Создавая сбережения, семьи ограничивают свое потребление, ради увеличения потребления в будущем.(10 мин)
А теперь, исходя из данных указанных в карточках, составьте доходную часть семейного бюджета.
(учащиеся заполняют доходную часть бюджета).(3 мин)
давайте проверим, как вы справились с первым заданием.(5 мин)
Рассмотрим несколько ситуаций, связанных с расходами семьи. Ваша задача выбрать наиболее приемлемый для вашей семьи вариант и результаты занести в расходы в таблице «бюджет семьи».
Задание для всех семей
Выберите основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц из 26 предложенных:
1) хлеб; от 10 руб 2) сахар; от 30 руб / кг 3) минеральная вода; от 12 руб 4) масло сливочное; от 100 р/кг 5) кукурузные хлопья; 50 руб 6) масло растительное; от 40 руб 7) рыба; от 100 руб 8) кальмар сушеный; от 50 руб 9) газированные напитки; от 15 руб 10) молоко; от 30 руб 11) яйцо; от 50 руб 12) майонез; от 15 руб
13) картофель; от 17 руб/кг
14) овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др); от 10 – 30 руб/кг 15) сухофрукты; от 100 руб 16) соль; от 9 руб 17) креветки; от 50 руб 18) кондитерские изделия; от 20 руб 19) сельдь; от 100 руб 20) финики сушеные; от 100 руб 21) маринады; от 50 руб 22) сало копченое; от 100 руб 23) орешки соленые; от 40 руб 24) конфеты; от 20 руб 25) чипсы; от 30 руб
26) мясо от 200 руб.
Если 10 основных продуктов выбраны вами правильно, то на приобретение продовольственной корзины вы потратите от 2000 рублей до 10000 рублей.
Ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах в таблице «бюджет семьи». (5 мин)
Во всех трех случаях в продовольственной корзине должны обязательно присутствовать следующие наименования продуктов:
1) хлеб; 2) сахар; 3) масло; 4) мясо; 5) рыба; 6) молоко; 7) яйцо; 8) картофель; 9) овощи; 10) фрукты.
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА.
Выберите наиболее приемлемый для вашей семьи вариант подготовки дня рождения с учетом размера вашего дохода и количества 15 человек.
1. Вы самостоятельно готовите программу праздника, покупаете продукты, на оптовом рынке, сами готовите праздничные блюда. Расходы составят 5000 руб.
2. Вы арендуете кафе; расходы составляют 500 руб. на человека, но конкурсную программу готовите самостоятельно.
3. Вы арендуете хороший ресторан, нанимаете аниматоров и ведущих, полностью освобождая себя от хлопот, и шума, расходы составят 5000 руб. на человека.
Ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах в таблице «бюджет семьи».(5 мин)
Выберите наиболее приемлемый вариант получения образования вашим ребенком.
1. В обычном российском колледже (образование бесплатно, целевые взносы – 2500 руб. в год)
2. В колледже при Московском государственном институте международных отношений (МГИМО) с дальнейшим зачислением в этот ВУЗ за 139000 руб. в год
3. Обучение в колледже при Оксфордском университете с перспективой дальнейшего поступления в любой ВУЗ мира за 600000 руб. в год.
4. В обычном российском университете, в другой области (общежитие предоставляется), за 40000 руб. в год
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ
Пока семьи заполняют оставшиеся статьи расходов в таблице «бюджет семьи», согласно, исходных данных в карточках семей. Подсчитывают итог по доходам и расходам, подводят итог бюджета своей семьи (сбалансированный, дефицитный, профицитный). Анализируют полученный результат. ( Учащиеся предлагают варианты, как можно увеличить доходы, или сократить расходы).
Победителем объявляется семья, результаты которой ближе всего к сбалансированному или профицитному бюджету. (7 мин)
К сожалению, в сложившейся у нас практике только редкие люди и семьи составляют и анализируют семейные и личные бюджеты. Чаще всего прибегают лишь к самым общим сопоставлениям доходов и расходов. В итоге иногда влезают в неоплатные долги, попадают в неприятные жизненные ситуации, находятся в постоянном стрессе. Понятно, что расчет бюджета сам себе не увеличивает доходы и не снижает расходы. Но он помогает понять, как это сделать и избежать личного и семейного банкротства.
В заключении, хочется дать вам несколько полезных советов, чтобы ваши финансы не пели романсы.
Перед походом в магазин составьте список необходимых товаров и продуктов.
Не ходите в магазин на голодный желудок (по статистике до 20% лишних покупок).
В магазине строго следуйте вашему списку.
Не берите с собой лишние деньги.
Не ходите в магазин с маленькими детьми (только по необходимости).
Сократите количество походов в магазин в месяц (за продуктами раз в неделю, за одеждой еще реже – по необходимости).
7) «Оптом – дешевле» (продукты дешевле покупать на оптовых рынках, если есть где хранить) или в складчину с кем-нибудь из друзей.
8) Не переплачивать за рекламу и упаковку (упаковка это мусор). Есть товары не хуже по качеству в более скромных упаковках.
9) Приучите себя откладывать 1/10 часть любых доходов в месяц на «сбережения» (и ни при каких обстоятельствах не трогайте эту сумму – «неприкосновенный запас»).
10) Приучите себя в конце дня считать ваши расходы и записывать, к концу месяца увидите, куда уходят деньги (можно составить Электронную таблицу Excel на каждый месяц). (3 мин)
А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: что было самым сложным на нашем занятии? А что самым легким?
Балакина А. П., Бабленкова И. И., Дмитракова Н. Д. и др. Введение в экономику и бизнес. Экономика для неэкономистов. Учебник для средних специальных учебных заведений – М.: Вита-Пресс, 1999.
Липсиц В. И. Экономика без тайн.- М. ” Дело ЛТД”, 1993.
Е. Г. Фирсов Экономика – интеллектуальные игры для школьников – Ярославль; “Академия развития”; 1998 г.
Кайзер Ф.-Й. Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин: Основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения: Сценарии; Беседа и доклад; Метод направляющего текста и др.: Книга для учителя (пер. с нем. Сичкарек В., Шредер Н.; под ред. Богомазова Г. Г.) Изд. 2-е, дораб.
Мельников Н. К. Шаппо Н. П. По лестнице к успеху: Пособие для преподавателей.
Карточка семьи Петровых
В семье Петровых пять человек: мама, папа, дети: Света (19 лет), Оля (15 лет) и Денис (11 лет). Семья живет в собственной большой 4-х комнатной благоустроенной квартире в черте города, в шаговой доступности от школы. Они имеют дачный домик с садовый участком 6 соток в 3 – х км от города, новый автомобиль. Отец работает в соседнем городе (70 км) его доход в месяц составляет 40 т.р, мама работает бухгалтером, её доход составляет 20 т.р., старшая дочь Света студентка колледжа, учится на отлично, её стипендия составляет 1000 р., в свободное время Света подрабатывает, её доход составляет 10 т.р., детское пособие на детей семья не получает, т.к. совокупный доход семьи выше среднемесячного прожиточного минимума. Общий доход семьи 71000р. в месяц. Старшая дочь Света подрабатывает в кафе, в соседнем городе, расходы на проезд составляют 116 р. в день, её график занятости 4 рабочих дня в неделю. Средняя дочь Оля посещает секцию гимнастики, сын Денис посещает бассейн. Оплата двух спортивных секций составляет 3000р в месяц. В прошлом году семья взяла кредит на покупку автомобиля, на 5 лет, под 22% годовых. Оплата кредита в месяц (с учетом процентов) составляет 6 т.р. Осталось выплатить 300 т.р. Коммунальные платежи составляют 10000 руб. Семья имеет компьютер и принтер, оплата интернета составляет 600 р в месяц. Семья мечтает о летнем отдыхе на море и по-быстрее выплатить кредит.
Карточка семьи Ивановых
В семье Ивановых пять человек: мама, папа, бабушка (70 лет), дети: Даша (5 лет), Лида (14 лет). Семья живет в собственной 3-х комнатной благоустроенной квартире в черте города, в шаговой доступности от детского сада и школы. Они имеют садовый участок 5 соток в 15 км от города, подержанный автомобиль. Отец работает в соседнем городе (30 км) его доход в месяц составляет 20 т.р, мама работает в детском саду, её доход составляет 8 т.р., бабушка получает пенсию 10313 р., за каждого ребенка мама получает детское пособие 1 т.р. Общий доход семьи 40 313 р. В месяц. Старшая дочь Лида посещает музыкальную школу и курсы английского языка. Младшая дочь Даша ходит в детский сад. Оплата музыкальной школы составляет 1000р в месяц, курсы английского языка 1500 р, оплата детского сада 2200 р. Коммунальные платежи составляют 5000 руб. Семья имеет компьютер и принтер, оплата интернета составляет 300 р в месяц. Дети никогда не были на море, поэтому семья мечтает о совместном летнем отдыхе.
1) хлеб; от 10 руб 2) сахар; от 30 руб / кг 3) минеральная вода; от 12 руб 4) масло сливочное; от 100 р/кг 5) кукурузные хлопья; 6) масло растительное; от 40 руб 7) рыба; от 100 руб 8) кальмар сушеный; от 50 руб 9) газированные напитки; от 15 руб 10) молоко; от 30 руб 11) яйцо; от 50 руб 12) майонез; от 15 руб
14) овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др); от 10 – 30 руб/кг 15) сухофрукты; от 100 руб 16) соль; от 9 руб 17) креветки; от 50 руб 18) кондитерские изделия; от 20 руб 19) сельдь иваси; от 100 руб 20) финики сушеные; от 100 руб 21) маринады; от 50 руб 22) сало копченое; от 100 руб 23) орешки соленые; от 40 руб 24) конфеты; от 20 руб 25) чипсы. от 30 руб
Сегодня мною был проведен урок по окружающему миру по теме «Семейный бюджет»
Цели урока: пробудить интерес учащихся к финансовым знаниям, к составлению семейного бюджета; сформировать убежденность учащихся в том, что финансовая грамотность – основа финансового благополучия.
В данном классе я поставила следующие задачи:
сформировать представление о функции денег в семье; о причинах и последствиях изменения расходов семьи; понимать и правильно использовать экономические термины: семейный бюджет, доход, расход.
В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:
Предметные: иметь представление о роли денег в семье; о причинах и последствиях изменения расходов семьи; понимать и правильно использовать экономические термины: семейный бюджет, расходы, доходы.
Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умения ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи.
Коммуникативные: формирование умения договариваться, находить общее решение, умения аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
Регулятивные: самостоятельное формулирование учебной проблемы; поиск и выделение необходимой информации.
Личностные: способствовать осознанию себя как члена семьи; пониманию экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений, развить самостоятельность и личную ответственности за свои поступки.
Это урок изучения нового материала.
В структуре урока можно выделить несколько этапов:
мотивация учащихся на достижение цели, актуализация знаний, открытие и изучение новых знаний, подведение итогов, информирование о домашнем задании, выставление отметок и рефлексия.
При проведении урока я использовала образовательные технологии, соответствующие требованиям ФГОС. При изучение новых знаний и подведение итогов были применены ИКТ-технологии.
Материал урока оказался интересным для учащихся.
В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная работа и работа в парах.
Свой урок строила на принципах сотрудничества, делового партнерства учителя и ученика.
На уроке внедрялись здоровьесберегающие технологии: дети активны, т.к. работа в паре предполагает общение, выполнение совместных действий. Так же была проведена физкультминутка.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 3 класса. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. В качестве дополнительной информации был показан видеоролик «Происхождение денег», повышающий уровень финансовой грамотности учеников.
Учащиеся показали умение организовывать свою деятельность, умение работать в парах, мобилизовать себя на восприятие и переработку новой информации.
Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке благоприятной психологической атмосферы. Общение учащихся и учителя было доброжелательным и доверительным.
Урок прошёл на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения и совместной работы. Оценки за урок получили самые активные ученики. По моему мнению, урок прошёл успешно, цель и задачи урока реализовались.
Почему не все родители учат детей планировать бюджет?
Как лучше распределять семейный бюджет?
Правила составления семейного бюджета
Какие ошибки возникают у семьи при планировании бюджета
- Почему не все родители учат детей планировать бюджет?
- Как лучше распределять семейный бюджет?
- Способ 50—30—20
- Способ 80—20
- Способ 60—10—10—10—10
- Метод 4 конвертов
- Метод 6 кувшинов
- Правила составления семейного бюджета
- На чем можно сэкономить?
- Какие ошибки возникают у семьи при планировании бюджета
- Ответ на задания
- Словарь
- Повышение уровня финансовой грамотности обучающихся посредством систематизации и обобщения знаний о бюджете семьи.
Почему не все родители учат детей планировать бюджет?
Представим такую ситуацию. На кассе магазина мама с подростком расплачивается за товар. Ребенок очень хочет, чтобы мама купила ему новую игрушку по мотивам популярного фильма. Мама отказывается, ребенок обижается на маму — почему не купила, ведь у всех его одноклассников есть такая. Наверное, мама его не любит, раз не хочет покупать игрушку. Или мама не просто отказывает подростку в покупке, а ужасно стесняясь, говорит, что у семьи сейчас нет денег. « Как нет, когда папа на этой неделе получил зарплату» — продолжает диалог подросток. Переговоры мамы и сына заходят в тупик. Такая проблема возникает, потому что многие родители не рассказывают детям о том, сколько они зарабатывают, на что уходят деньги, сколько средств семья может потратить на развлечения.
В 2020 году Аналитический Центр НАФИ провел опрос среди 1 600 россиян о том, ведут ли они учет своих доходов и расходов. Голоса разделились практически поровну:
51 % ответили — «да», 49 % — «нет». Следующий вопрос касался способа учета доходов и расходов. Вот, как отвечали люди:
Не все родители умеют планировать семейный бюджет, поэтому не могут научить этому своих детей. Некоторые семьи не хотят нагружать ребенка семейной бухгалтерией и денежными проблемами, считая, что тот еще маленький. Другие боятся, что раннее приобщение подростка к миру финансов — превратить деньги в жизненный приоритет ребенка, вытеснив другие ценности.
Без привычки считать деньги и грамотно управлять финансами семье приходится трудно. Чтобы приобретать крупные покупки не в кредит, накапливать сбережения, отказаться от ненужных трат, понимать ценность вещей — подросток должен знать, как происходит построение семейного бюджета.
Как лучше распределять семейный бюджет?
Бюджет — это план расходов и доходов за определенный промежуток времени. К доходам семьи относятся:
Доходы бывают номинальные — деньги, которые семья заработала за определенное время, и реальные — количество товаров и услуг, что семья может приобрести на заработанные деньги. Реальные доходы учитывают темпы роста цен.
Все расходы семьи можно разделить на 4 группы:
Задание №1. Алексей хочет за 3 года накопить деньги на машину, которая стоит 1 млн. 200 тыс. рублей. Алексей ежемесячно зарабатывает 80 000 рублей, а также имеет первоначальные накопления в размере 100 000 рублей. Определи, какую сумму Алексей сможет откладывать ежемесячно и получится ли у него накопить на свою мечту.
Ответ в конце урока.
У каждой семьи свои потребности и интересы, поэтому не существует однозначного ответа на вопрос: «Какой семейный бюджет лучше?». Экономисты предлагают разные способы планирования расходов, рассмотрим некоторые из них:
Способ 50—30—20
Нужно сложить все семейные доходы: зарплату родителей, доходы от использования собственности, проценты по депозитам (если такие имеются) и поделить на 3 части.
Способ 80—20
Это правило называется еще «Принцип Парето» в честь итальянского социолога и экономиста Вильфредо Парето.
Суть принципа: если приложить 20 % усилий, то человек может достичь 80 % результата, а если применить 80 % усилий, то человек получит только 20 % результата.
Например, после прочтения 2-3 книг информация усвоиться лучше и принесет больше пользы, чем после 10.
В экономике семьи этот принцип применяется так:
Способ 60—10—10—10—10
Все доходы семейного бюджета нужно поделить на 5 частей:
Метод 4 конвертов
Некоторым семьям проще планировать расходы по неделям. Для этого нужно разделить доход семьи на 4 конверта — в каждый положить то количество денег, которое домохозяйство планирует потратить за неделю. На конверте нужно подписать, на что потратятся деньги. 3 конверта запечатываются, а 4 семья пользуется на текущей неделе. Если через 7 дней в первом конверте остаются деньги, их можно добавить к бюджету второй недели. Деньги, которые удалось сэкономить в конце месяца, откладываются в резерв.
Метод 6 кувшинов
Этот способ помогает семье распределять деньги на насущные потребности и накапливать сбережения. Для этого доход разделяется на 6 воображаемых кувшинов:
Какой бюджет подходит вашей семье можно определить, только попробовав на практике.
Кроме общего семейного бюджета у подростка может быть — индивидуальный бюджет.
Задание №2: Посчитай свой индивидуальный бюджет. Выбери из таблицы возможные расходы и доходы, укажи стоимость. Вычти из доходов расходы, чтобы узнать сальдо — разницу между тем, что удалось заработать и тем, сколько пришлось потратить. Сальдо считается по формуле:
Правила составления семейного бюджета
Планировать семейный бюджет нужно правильно:
На чем можно сэкономить?
Тратить меньше денег помогают следующие советы:
Какие ошибки возникают у семьи при планировании бюджета
Вторая ошибка заключается в отсутствии накоплений. Без ведения семейного бюджета практически невозможно создать финансовую подушку безопасности, то есть резервный фонд. Резерв используется на непредвиденные расходы и гарантирует, что семье при возникновении экстренного случая не придется брать кредит в банке или деньги в долг.
Еще одной проблемой, не дающей семье добиться финансовой стабильности, могут стать импульсивные, то есть необдуманные покупки. Магазины используют различные «ловушки», чтобы заманить покупателей и заставить купить определенный товар. Например, такие:
Задание №3. Найди на фото «уловки», которые использует супермаркет для увеличения продаж.
Фото №2. План торгового зала продуктового магазина
Фото №1 — некруглые цены создают иллюзию выгодной покупки.
Фото №2 — чтобы купить хлеб придется обойти весь магазин. Сложно будет не купить что-то ненужное.
Фото №3 — сладости и жевательная резинка на кассе размещены на уровне глаз ребенка. Магазины используют этот трюк, чтобы маленький покупатель упросил родителей потратить деньги на незапланированные покупки.
Ответ на задания
Посчитаем общие ежемесячные расходы Алексея:
8 700 + 8 000 + 7 500 + 3 700 + 7 000 + 4 000 = 38 900 рублей расходов за 1 месяц
Посчитаем, по сколько денег может откладывать Алексей:
80 000 — 38 900 = 41 100 рублей
Теперь узнаем расходы за весь период. 3 года — это 36 месяцев
38 900 х 36 = 1 400 400 рублей расходов за 3 года
80 000 х 36 + 100 000 = 2 980 000 рублей доходов за 3 года
Далее вычитаем из доходов расходы, чтобы узнать сальдо:
2 980 000—1 400 400 = 1 579 600 рублей.
Если цена на автомобиль и затраты Алексея не изменятся, то он сможет за 3 года накопить на свою мечту.
Словарь
Дефицит семейного бюджета — нехватка денег для удовлетворения первоочередных потребностей семьи.
Кэшбек — возврат части денег с покупки.
МБОУ «Григорьевская СОШ» Гусь- Хрустальный
район
Предмет: финансовая грамотность
Тема урока: «Семейный бюджет»
Технология: системно-деятельностный
подход, приёмы ТРКМчп
финансовая
грамотность (внеурочная деятельность)
Средства,
обеспечивающие учебный процесс на уроке:
– рабочий лист
Тип урока: урок
систематизации и обобщения знаний и умений
– работа в группах
Виды организации
деятельности учащихся:
– работа с рабочим
листом
обобщить знания по теме «Семейный бюджет»
1.
Формировать понятие «семейный бюджет»
2. Формировать
представление о структуре семейного бюджета
3.
В процессе практической работы формировать знания о планировании семейного
бюджета.
4.
Анализировать, обобщать и делать выводы по результатам наблюдений.
Создавать
условия для личностного развития ученика; активизации самостоятельной
деятельности и работы в группе; развития наблюдательности, умения сравнивать и
делать выводы.
1.
Создать условия для воспитания уважения к труду, бережного отношения к
окружающему миру, заботы о близких людях, взаимопомощи.
2.
Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в
группах, выслушивать и уважать мнение других; воспитание чувства взаимопомощи
и поддержки.
1. Вигдорчик, Е. А. Финансовая грамотность: методические
рекомендации для учителя. 5–7 классы обще образоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И.
В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.
2. Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные
измерительные материалы. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова, Е.
А. Вигдорчик, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3. Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.
5–7 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся
разумному финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Зинченко Евгения Анатольевна
МОБУ СОШ №1 г. Белорецк Республика Башкортостан
Учитель истории и обществознания
Методическая разработка урока
по финансовой грамотности в 6 классе «Семейный бюджет»
Урок по финансовой грамотности в 6 классе «Семейный бюджет»призван закрепить у учащихся полученные знания по экономике семьи, такие понятия, как «бюджет», «семейный бюджет», «реальные и номинальные доходы семьи», «личное подсобное хозяйство».
Игровой вариант обобщающего и закрепляющего занятия выбран не случайно. Дети этого возраста еще очень восприимчивы к такой форме работы, к тому же экономика для них – совершенно новый и на первом этапе не очень понятный предмет. Игровые формы позволяют раскрепостить учащихся и вовлечь их в удивительно интересный мир экономики, сделать более насыщенными и увлекательными стартовые шаги в этой области.
Повышение уровня финансовой грамотности обучающихся посредством систематизации и обобщения знаний о бюджете семьи.
помочь осознать роль заработной платы как основного источника доходов семьи;
определить возможные ресурсы семьи на основе моделирования различных ситуаций;
расширить представление детей о необходимости рационального использования (вложения) денег для получения прибыли;
продолжить работу по выработке умений самостоятельно применять знания в различных жизненных ситуациях;
развить коммуникативные УУД;
содействовать общему развитию учащихся, развивать мышление;
продолжить воспитание у учащихся доброжелательности, уважения к мнению других, чувства ценности семьи и рационального планирования семейного бюджета.
воспитывать нравственные качества, чувства взаимопомощи.
при помощи игровых ситуаций закрепить полученные знания;
закрепить у обучающихся навыки работы в группах, обучить принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы;
разобраться с потребностями предполагаемой семьи, определить виды расходов и доходов;
разработать стратегии сокращения расходной части бюджета семьи и увеличения его доходной части (на конкретных примерах);
рассмотреть основные способы рационального расходования личных денежных средств.
Вид: игра с выполнением различных заданий.
Оборудование: раздаточный материал (схемы семейных бюджетов, карточки с описанием семей, карточки с заданиями, бейджики с фамилиями виртуальных семей).
Участники: 4 команды по 6 человек.
Изучение темы «Человек и экономика».
Обсудить дома с родителями, как они планируют семейный бюджет, каковы обязательные расходы в семье.
1этап. Организационный – мотивационный
Проверка явки обучающихся. Проверка готовности обучающихся к занятию, создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы.
Сегодня на уроке вам понадобятся знания, которые вы получили на уроках математики и обществознания. Повторим с вами, что относится к обязательным и необязательным расходам (Выполняется интерактивное задание 1) Следующее задание 2, вам поможет узнать тему сегодняшнего урока.
« Узнай слово».
Т 8200 : 20 =
Б 12001 • 40 =
Ж 2460 :30 =
Е 3112 • 30 =
Ю 11000 : 10 =
Д 2310 • 10 =
( Б) 480040; ( Ю) 1100; (Д)23100; (Ж) 82; (Е)93360 (Т) 410
Как вы думаете, чем вы будете заниматься на уроке?
– Что такое бюджет? – Скажите, как называется бюджет, который имеет отношение к семье? Итак, тема урока: «Семейный совет по составлению бюджета»
– Предположите, о чем мы будем говорить.
– На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ученики высказывают свои предположения, определяя цели урока.)
2 этап. Введение в жизненную ситуацию и постановка практической задачи
Ведущий: Практически у каждого школьника есть карманные деньги. А задумывались ли вы хоть раз над тем, как ими распорядиться? Потратить или положить в копилку? А задумывались ли вы над тем, сколько денег тратят ваши родители на ваше содержание? Вы любите ходить в кино, в кафе, покупать сладости, жевательные резинки и т.д. Вокруг очень много соблазнов для траты денег, причем зачастую бездумной. Поэтому нужно правильно распределять свой бюджет, согласовав его с общим семейным бюджетом.
Введение в жизненную ситуацию.
Просмотр фрагмента мультфильма(1.30-2.30) «Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет».
Постановка практической задачи.
Вы уже многое узнали о том, что такое деньги, какие функции они выполняют.
Узнали, что такое бюджет семьи и как его контролировать.
Почему возникают сложности при планировании семейного бюджета?
Сегодня мы попробуем применить ваши знания на практике, поиграв в игру «Семейный совет по составлению бюджета»». Для этого мы разобьемся на группы (семьи). Каждая семья получит свои карточки. Каждой семье предстоит выполнять задании, за которые они могут заработать монеты и сложить в свой кошелёк. За каждое верно выполненное задание 5 монет.
3 этап. Постановка и решение учебных задач, решение практической задачи
Деление на группы: Ведущий предлагает каждому участнику игры выбрать карточку определенного цвета. Так как предполагается участие в игре 4-х команд, то соответственно все карточки разделены на 4 цвета и перемешаны. После этого ведущий предлагает объединиться командам по цветам.
Ведущий сообщает, что участники объединились в «семьи». Каждая «семья» состоит из 6 человек. Затем участники в группах самостоятельно распределяют игровые роли (мама, папа, бабушка, дедушка, 3 или 2 ребенка). Затем путем жеребьевки получают карточки с данными для их виртуальных семей. Ведущий определяет правила игры, которые следует соблюдать.
Семья должна быть дружной.
При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.
Все вопросы решаются с учетом большинства голосов.
Учитывая данные, полученные каждой «семьей», по ходу игры необходимо составить бюджет семьи, т.е. провести планирование предстоящих доходов и расходов на 1 месяц, а затем на год. Каждая «семья» получает карточки с заданиями и отправляется по собственному маршруту. Маршруты выстроены так, чтобы все семьи встретились на последнем этапе. На каждом этапе встречается координатор игры (учитель). Его задача – объяснить задание, если необходимо – помочь, подвести результат.
Данные для группы № 1 Семья А (Алексеевых)
Данные для группы № 2 Семья Б (Борисовых)
Данные для группы № 3 Семья В (Васильевых)
Данные для группы № 4 Семья Г (Григорьевых)
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИГРЫ
Выберите правильный вариант ответа и составьте бюджет вашей семьи, используя представленные ниже данные:
Семейный бюджет – это:1) заработная плата родителей;2) совокупность доходов и расходов семьи;3) совокупность всех доходов семьи;4) совокупность всех расходов семьи;
Стоимость коммунальных услуг определяется при выполнении задания №2.
Семейный бюджет _________________за месяц.
Квитанция за услуги ЖКХ
Составьте годовой бюджет семьи, ипользуя данные 1 и 2 задания.
Семейный бюджет ___________________за год.
Укажите, какой тип бюджета у каждой семьи:
Подведение итогов игры путем подсчета монет, заработанных каждой семьей в ходе игры.
Выставление оценок за работу на уроке.
4 этап. Рефлексия
Ученикам предлагается выполнить задание в интерактивной форме на распределение доходов и расходов семьи, с учетом различных жизненных ситуаций. ( Приложение 3)
Далее предлагается нашим участникам – семьям оценить слаженность работы своей семьи.
– Мы поработали слаженно, дружно, успешно – желтая карточка – кошелек.
– У нас не всегда была слаженная работа в семье – синяя карточка – кошелек.
– К сожалению, нам не удалось поработать дружно – красная карточка – кошелек.
– Почему вы подняли именно эту карточку?
5 этап. Домашнее задание
Предлагается разгадать кроссворд, используя полученные на уроке знания (работа с тематическим кроссвордом).
Кроссворд на тему “Семейный бюджет”
2. издержки, затраты на необходимые покупки и услуги
7. средства на содержание детей, взимаемые с отца или с матери
9. по нему можно узнать цену товара в магазине, с помощью специального устройства
1. общая сумма денег, зарабатываемых или получаемых людьми за определенный период
3. социальное пособие по уходу за ребенком
4. Схема доходов семьи, сообщества, области, государства
5. плата работнику за труд
6. регулярная финансовая помощь учащимся средних-специальных и высших учебных заведений
8. доход от бизнеса
Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности. Тема: Бюджет семьи. Доходы и расходы.
Цель занятия: формирование первоначальных представлений о семейном бюджете.
– умело составлять и распределять бюджет семьи.
– проявлять познавательный интерес к новому материалу
– бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи.
– уметь в процессе деятельности контактировать с товарищами, вести диалог;
– уметь планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Универсальные учебные действия:
регулятивные – определяет цель деятельности на занятии с помощью учителя;
познавательные – определяет круг своего незнания о составляющих понятия «бюджет»;
коммуникативные – слушает и понимает речь других; договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, участвует в работе группы.
-словесный – объяснение, беседа, диалог;
-наглядный – просмотр слайдов, карточки с терминами;
-практический – ролевая игра «Источники доходов семьи», инсценировка сказки «Репка» на новый лад по теме: «Семейный бюджет»
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
– «Смайлики настроения» для психологического настроя;
– реквизиты и карточки с терминами для ролевой игры «Источники доходов семьи»;
– презентация «Семейный бюджет», видеозапись ролика: «Кот Бориска и финансовая грамотность»;
-брошюрки о «Семейном бюджете: полезные советы финансового благополучия».
Средства ТСО: презентация «Семейный бюджет», видеозапись ролика
«Кот Бориска и финансовая грамотность».
Оборудование и ресурсы: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска.
– Я рада приветствовать всех присутствующих на сегодняшнем занятии. Ребята обратите внимание, что сегодня в нашем классе присутствуют гости, прошу настроиться на серьёзную и активную работу.
– А перед тем как начать наше занятие, я хочу выяснить с каким настроением вы сюда пришли. Все мы с вами разные, индивидуальными способностями, возможностями, интересами, каждый из нас – это отдельный мир знаний, эмоций, чувств.
– Обратите внимание, на ваших столах лежат различные смайлики, я предлагаю вам выразить ваше настроение при помощи смайликов, и какие вы в жизни. Поднимите ту, которая вам близка по эмоциональному состоянию на данный момент.
2. Сообщение темы и цели.
– Наше мероприятие будет посвящено финансовой грамотности.
– Эпиграфом нашего занятия будут слова немецкого писателя Бертольда Ауэрбаха:
«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело
расходовать – искусство».
– Ребята, прежде чем мы познакомимся с темой нашего занятия, я хочу, чтобы вы отгадали ребус. ( Проблемная ситуация)
Учитель показывает карточку с ребусом «7Я». ( Семья)
-Сегодня мы поговорим о семье и о семейном бюджете. ( Слайд 1)
Стихотворение «Про бюджет» расскажет нам Шувакова Маржанат.
Знает вся моя семья –
Без бюджета жить нельзя.
Нужно точно все считать,
Чтоб долгов не набирать.
Как зарплату получаем,
Мы её распределяем,
За квартиру, на проезд
И продукты в списке есть.
Тот, кто деньги уважает
И на ветер не бросает,
Будет сыт, обут, одет
Избежит ненужных бед.
3. Работа над новым материалом.
Слово “бюджет” означает ” денежная сумка, кошелек”.
Бюджет – это совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год).
Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени
Доходы – это поступления денежных средств в семейный бюджет. ( Слайд 2)
Расходы – затраты денежных средств из семейного бюджета
– Ребята, из чего состоит доход вашей семьи? (Ответы детей)
– На что расходуются денежные средства в вашей семье? (Ответы детей)
4. Ролевая игра «Источники доходов семьи».
(На столе лежат карточки. Учитель распределяет роли и раздает реквизит)
– Каждый член нашей большой и дружной семьи должен выбрать свой источник доходов (карточку). А вы должны проверить правильность выбора. Дружная семья встаёт в ряд. Каждый из них держит карточку, указывающую на источник его доходов.
– Встаньте те, кто считает, что источники доходов выбраны верно. ( Дети читают хором источники доходов).
– У бабушки? (Пенсия).
– У папы? (Зарплата).
– У старшего брата? (Стипендия).
– У мамы с маленьким ребенком? (Пособие).
– У человека с ограниченными возможностями? (Пенсия по инвалидности).
5. Просмотр видеоролика «Кот Бориска и финансовая грамотность»
– Кто главный герой ролика? (Кот Бориска)
– Что произошло с ним? (Он хотел еще купить конфет, но у него денег не хватило)
– Какой вывод мы с вами сделаем? (Нужно правильно распределять свои деньги прежде, чем идти за покупками)
6. Физминутка «Будем денежки считать» (Слайд 3)
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте) Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук) Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём. Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец) На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец) Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
7. Игра – диалог «Доход-расход». ( Слайд 4)
Правила игры. Учитель предлагает детям определить, является ли названное доходом или же расходом семьи.
– Ребята, а теперь давайте закрепим понятия «доход» и «расход».
Папа получил зарплату — Д.
Бабушка заболела — Р.
Выиграли в лотерею — Д.
Потеряли кошелёк — Р.
Продали часть урожая помидор — Д.
Нашли 50 рублей — Д.
Порвались штаны — Р.
Заплатили за воду — Р.
Купили арбуз — Р.
– Какие черты характера человека помогают ему правильно вести семейный бюджет? (Хозяйственность, бережливость)
– А какие черты характера мешают ему правильно вести семейный бюджет? (Расточительность, жадность).
8. Инсценировка сказки «Репка» на новый лад по теме Семейный бюджет»
– И какой же вывод мы сделаем, просмотрев эту сказку? (Герои нашей сказки не смогли прийти к единому мнению как использовать «золотое яичко», чтобы оно принесло доход в семью)
-Сегодня на занятии вы выступили в роли маленькой семьи и учились планировать бюджет семьи.
-Какое новое понятие вы сегодня узнали? (Бюджет)
-Для чего нужно уметь планировать семейный бюджет? (Ответы детей)
-Учиться ведению домашнего хозяйства надо уже сейчас. Деньги в жизни решают многое, но не все! Надо учиться жить по средствам на деньги, которые сам заработал. И при этом не страдать от того, что не все покупки по карману.
– Требуя новый телефон, подумайте о семейном бюджете. Бережно относись к своим вещам.
-Важно, чтобы расходы не превышали доходы, а для этого надо грамотно планировать доходы и расходы. Если вы будете тратить деньги бездумно, то никогда не станете богатым, а так же нужно изучать финансовую грамотность.
– Давайте вспомним понятия, которые связаны с семейным бюджетом. Закончите предложения:
– Правильно, молодцы!
– Спасибо за работу! (Слайд 5)
Учитель раздаёт брошюрки про «Семейный бюджет: полезные советы финансового благополучия»