ЦЕЛЬ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ И КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

ЦЕЛЬ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ И КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ Финзачет
Содержание
  1. Сценарий интегрированного занятия по финансовой грамотности “Знакомство с деньгами”
  2. Формирование финансовой грамотности на уроках и во внеурочной деятельности
  3. Внеурочное занятие “Математика и финансовая грамотность”
  4. Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность для учащихся третьих классов»
  5. Технологическая карта урока «Банковские услуги, предоставляемые гражданам»
  6. План-конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с финансовой грамотностью в подготовительной группе «Юные финансисты»
  7. Важность изучения дисциплины «Основы финансовой грамотности» в СПО
  8. Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
  9. Занятие ВУД «Основы финансовой грамотности». Тема
  10. Игра-путешествие по финансовой грамотности “Фальшивые деньги”
  11. Методы и формы формирования финансовой грамотности школьников начальной школы на уроках и во внеурочной деятельности
  12. Формирование финансовой грамотности в начальной школе
  13. Формирование функциональной грамотности у школьников в урочной и внеурочной деятельности
  14. Семейная игра “Доходы и расходы семьи” как способ формирования финансовой грамотности в курсе внеурочной деятельности “Семьеведение”
  15. Методическая разработка внеурочного занятия по «Финансовой грамотности» для 5-х классов. Квест-игра
  16. Рабочая программа внеурочной деятельности “Финансовая грамотность” для учащихся 7–8-х классов с умственной отсталостью
  17. Словарь по экономике (подготовка к ЕГЭ)
  18. Финансовая грамотность в школе
  19. 🧒 Уроки финансовой грамотности в школе
  20. Программы для 1-9 классов
  21. Программа для 10 и 11 классов
  22. Задачи финансового просвещения в школах
  23. 💰 В чем польза финансового воспитания
  24. Почему о финансовой грамотности стали говорить чаще
  25. Какими пособиями я пользуюсь и почему считаю, что этого недостаточно
  26. Какие темы мы обсуждаем на уроках
  27. Какие практические задания я даю на уроках
  28. Как заниматься финансовой грамотностью дома
  29. Финансовые советы родителям
  30. Зачем нужна финансовая грамотность для детей
  31. Финансовая грамотность для детей разного возраста
  32. Ученики начальных классов
  33. Ученики средних и старших классов
  34. Методика обучения детей финансовой грамотности
  35. Топ-10 игр по финансовой грамотности для детей

Сценарий интегрированного занятия по финансовой грамотности “Знакомство с деньгами”

Цель занятия: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Формирование финансовой грамотности на уроках и во внеурочной деятельности

Правильное отношение к деньгам должно формироваться ещё в детском возрасте. В этом и состоит цель финансовой грамотности. Тогда к подростковому возрасту у него естественно сформируются потребности: найти своё дело, обеспечивать себя, вкладывать деньги в семейный бюджет. Он будет более защищён от мошенников, необдуманных кредитов и импульсивных покупок, а также подготовлен к разным финансовым задачам, которые могут в карьере.

Внеурочное занятие “Математика и финансовая грамотность”

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся, первичных, представлений о современных деньгах в России.

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность для учащихся третьих классов»

Цель реализации рабочей программы курса «Финансовая грамотность» является формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у обучающихся; повышение финансовой грамотности школьников.

Технологическая карта урока «Банковские услуги, предоставляемые гражданам»

Цели урока: формирование финансовой грамотности обучающихся через знакомство с деятельностью финансовых организаций (банка).

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с финансовой грамотностью в подготовительной группе «Юные финансисты»

Цели урока: продолжать формировать представления о содержании деятельности людей известных профессий; продолжать знакомить детей с понятием «Семейный бюджет», учить грамотно расходовать «Семейный бюджет», что такое «доход», «расход»; закрепить понятие о том, что деньги являются средством платежа; расширять представления о товарах и его стоимости, товары в магазине можно приобрести за деньги; закрепить понятия «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле»; закреплять навыки счета в пределах от 1 до 10.

финансовая грамотность,
подготовительная группа

Важность изучения дисциплины «Основы финансовой грамотности» в СПО

Финансовое образование молодежи способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем самым, способно повысить финансовую безопасность молодежи. Низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, включая депрессию и прочие личные проблемы. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамoтнo управлять своими денежными средствами. Тo есть вести учет дoхoдoв, расхoдoв, избегать ненужных затрат и дoлгoв, планировать личный бюджет, создавать сбережения. А также oриентирoваться в непростых продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на oснoве oсoзнаннoгo выбора. Накoнец, испoльзoвать накoпительные и страхoвые знания и инструменты.

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

В статье рассмотрены вопросы формирования финансовой грамотности у воспитанников дошкольного образовательного учреждения младшего возраста, приводится определение понятия «финансовая грамотность». Обосновывается значимость формирования финансовой грамотности в дошкольном возрасте. Авторы отмечают важность наличия финансовой грамотности в выработке у ребенка основ грамотного обращения с деньгами. Авторами предлагаются различные типы игр, уроков и т.д. для формирования финансовой грамотности, также рассмотрена роль литературы, пословиц, в становления финансовой грамотности у детей.

игровая деятельность, финансовая грамотность,

Занятие ВУД «Основы финансовой грамотности». Тема

Представлено занятие по основам финансовой грамотности для учащихся 6-го класса.

Игра-путешествие по финансовой грамотности “Фальшивые деньги”

Представлена игра-путешествие по финансовой грамотности “Фальшивые деньги”.

Методы и формы формирования финансовой грамотности школьников начальной школы на уроках и во внеурочной деятельности

В наше современное время начальная школа должна готовить детей к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы. Автор статьи делится своей работой по формированию финансовой грамотности учащихся начальной школы.

Формирование финансовой грамотности в начальной школе

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Формирование функциональной грамотности у школьников в урочной и внеурочной деятельности

В статье говорится о функциональной грамотности школьников и почему важно ее развивать в урочной и внеурочной деятельности.

финансовая грамотность,
Функциональная грамотность

Семейная игра “Доходы и расходы семьи” как способ формирования финансовой грамотности в курсе внеурочной деятельности “Семьеведение”

Обучение финансовой грамотности – одно из основных современных направлений образовательных программ, реализующееся в целях выработки устойчивых финансовых привычек и правил, которые помогут избежать многих ошибок и опасностей в финансовой сфере. Что такое деньги, дети начинают понимать лет в 6–7, по мере взросления начинают самостоятельно покупать товары, пользоваться пластиковыми картами. Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, является стремление остановить развитие безответственного отношения к финансам и денежным операциям.

Методическая разработка внеурочного занятия по «Финансовой грамотности» для 5-х классов. Квест-игра

В ходе квест-игры, учащиеся получат возможность в игровой обстановке закрепить изученные ключевые понятия: средства сбережения, нарушение прав человека, права потребителей, деньги, валюта, доходы и расходы. Данный урок способствует формированию практических навыков в быту.

Рабочая программа внеурочной деятельности “Финансовая грамотность” для учащихся 7–8-х классов с умственной отсталостью

Программа «Финансовая грамотность» является авторской и предназначена для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа разработана на основе программы «Финансовая грамотность»: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная программа. 2–4 классы общеобраз. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Словарь по экономике (подготовка к ЕГЭ)

Представлен словарь по экономике.

Финансовая грамотность в школе

Уроки финансовой грамотности (ФГ) были введены в образовательных учреждениях сравнительно недавно. Это один из подразделов обществознания. Направление требуется каждому ученику для обеспечения оптимальных знаний в отношении использования денежных средств. Это позволит улучшить экономику России в ближайшем будущем, приучить учеников к бережному отношению к деньгам.

Необходимость и актуальность преподавания финансовой грамотности в школах

Благодаря раннему обучению финансовой грамотности дети смогут:

Потребность в освоении перечисленных навыков возникла за счет активного развития современных детей. Они быстро изучают финансовые основы, могут самостоятельно покупать товары, пользоваться банковскими картами, мобильным приложением для оплаты. С раннего возраста они вступают в торгово-финансовые взаимоотношения, поэтому требуется знание азов финансовой грамотности, чтобы они могли осуществлять все действия правильно.

Основная цель проекта — устранение безответственного, неправильного отношения к деньгам и денежным операциям. Государство активно проводит проект финансовой грамотности для развития экономики в сфере потребления.

Способы организации обучения финансовой грамотности

Обычно уроки финансовой грамотности проводят в рамках обществознания.

Но часть школ в зависимости от направленности класса используют дополнительные пути передачи информации:

Занятия проводятся в следующей форме:

В ходе обучения выделяют следующие принципы:

Для каждого занятия выбирают схему обучения финансовой грамотности. Обычно они проводятся поэтапно:

В процессе передачи информации по финансовой грамотности педагоги используют основные обучения.


ЦЕЛЬ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ И КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

В процессе обучения учеников педагог использует следующие последовательные этапы:1. Разбивание информации на модули, каждый из них должен иметь определенные задачу, содержание.2. Каждый модуль изучается по 2 направлениям — выявление проблемы использования финансов, решение практической деятельности.3. Презентация учебных достижений каждым учеником.

По этой схеме обучения изучают фондовый рынок, банки, страхование, налоги, пенсионное обеспечение и другие направления. Например, учитель может объяснить правила оплаты налогов при занятиях репетиторством. Для этого рекомендуется ознакомиться со статьей «Репетиторство и налоги: что должен знать учитель?».

В процессе игры ученики и педагог воссоздают финансовую ситуацию. При ее изучении происходит активное усвоение общественного опыта, совершенствование самоуправления поведением.

Подразделение игровых технологий в зависимости от целей:

Процесс передачи информации осуществим в играх следующих видов:

В процессе игры детям легче усваивать информацию. Она запоминается лучше.

Способ организации помогает детям сформировать новые умения и качества в процессе интерактивной технологии обучения. Осуществляется благодаря созданию вымышленных или реальных ситуаций. Технология похожа на ролевые игры. Например, ученику предлагают ситуацию, согласно которой он уже работает и зарабатывает деньги. У него есть определенная сумма для первоначального взноса на покупку жилья. Но ему требуется в 3 раза больше денег. Учитель задает вопрос, как он будет действовать, чтобы купить квартиру.

Технология творческой мастерской

На уроках учитель создает учебный процесс, стимулирующий творческую, эмоциональную атмосферу. Благодаря ей формируется активная, продуктивная деятельность, дети ощущают себя творцами.

Методика обладает достоинствами:

Отсутствие потребности заучивания новых знаний, они формируются самостоятельно в ходе практической деятельности.

Учитель не просто объясняет учебный материал, а предоставляет детям задания, в процессе решения которых формируются финансовые знания.

В конце занятия должен появиться продукт учебной деятельности, например, доклад, фильм, постановка, презентация.

Творческий процесс активирует оптимальное усвоение полученных знаний.

Методы обучения финансовой грамотности

Учитель может менять методы проведения занятий. Так ученики запомнят больше нужной информации.

Благодаря урокам ФГ дети с ранних лет понимают, как пользоваться денежными средствами, правильно распределять их. Они поймут основу вкладов, пенсионного обеспечения и другие аспекты работы финансовой системы. Это поможет детям в реальной жизни. Но учитель должен правильно передавать информацию, чтобы ученики освоили ее не только в теории, но и на практике. Рекомендуем ознакомиться с программой обучения для педагогов по вопросам финансовой грамотности в школе и вооружится знаниями дистанционно.

В 2021 году были утверждены новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Два Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 – №286 и №287, – ввели в действие стандарты начального и основного общего образования. Теперь в школьную программу впервые введено изучение основ финансовой системы государства.

🧒 Уроки финансовой грамотности в школе

Новые ФГОСы уже действуют. Прием на обучение по старым стандартам прекратился еще 1 сентября 2022 года. Так как финансовая грамотность уже присутствует в стандартах, расскажу, каким образом она вводится в школьное преподавание.

Программы для 1-9 классов

Сентябрь 2022-го положил начало обучению по новой программе для детей с 1 по 9 класс школы. Образовательный стандарт не стал выделять элементы новой программы в отдельную школьную дисциплину. Темы обучения, связанные с финансами и финансовым поведением, введены в традиционные школьные предметы, перекликающиеся по содержанию. Интеграция дисциплин выглядит следующим образом.

Ученики начальной школы осваивают первые понятия о финансах на уроках математики и окружающего мира. Информация, предлагаемая школьникам, должна научить их:

Первичные понятия безопасного обращения с деньгами усложняются в средних классах.

Математика, информатика и география получили наибольший объем дополнительной предметной нагрузки:

Самый большой объем включенных финансовых модулей приходится на обществознание. На этих уроках внимание будете уделено следующим темам:

Основная часть образовательных модулей будет реализовываться в рамках учебных часов, отведенных на основной предмет. Обществознание, в силу большого объема информации, получит отдельные уроки, посвященные финансовому просвещению.

Программа для 10 и 11 классов

Наиболее сложные темы, требующие наличия правовой теоретической базы и иных знаний об обществе, будут преподаваться в старших классах. Для них изучение новой дисциплины начнется только с 1 сентября 2023 года.

Нужно ли учить детей в школе, как правильно пользоваться деньгами?

Обязательно. Пусть понимают, что деньги не с неба падаютСкорее, надо. Детям стоит понимать хотя бы простые вещиНе знаю. Мне в детстве денег не давалиНаверно, не надо. Особенно первоклассникам – рано ещеНет. Жизнь научит, а в школе нужно выучить хотя бы то, что есть

Задачи финансового просвещения в школах

Цель программы финансовой грамотности: научить ребенка осознанному финансовому поведению и привить навыки экономической безопасности. До 2022 года ни один из школьных предметов не давал практических знаний о пользовании деньгами.

В то же время в реальной жизни дети к школьному возрасту прекрасно знают, что это такое, совершают самостоятельно покупки в магазинах, имеют карманную наличность, не говоря о детских банковских картах. Иными словами, дети уже вовлечены в гражданско-правовой оборот. Задача школы – научить их правильно распоряжаться полученными возможностями.

💰 В чем польза финансового воспитания

Правильные навыки обращения с деньгами должны закладываться еще с детства, до выдачи первых карманных денег. В этом мнении сходятся как учебные методисты, так и банкиры. К слову, Центробанк оказал немалое влияние на введение и содержательное наполнение курса финансовой грамотности в школах.

В рамках программы финансового образования предусмотрено много интересных тем. Например, умение самостоятельно написать заявление в органы власти или подать налоговую декларацию – многие начинающие предприниматели в этом бессильны и обращаются за платной помощью к не очень квалифицированным специалистам.

Знание своих прав и умение их защитить тоже важно – к сожалению, правовой неграмотностью страдают даже взрослые. Наконец, беда общества последних десятилетий – жизнь в кредит и чрезмерное долговое бремя некоторых граждан, что часто является результатом неумения защищаться от агрессивной политики банков. Сама жизнь бросает вызов школьному образованию – и дети должны быть к этому готовы.

Когда за учеников отвечает школа, а когда – родители. Разбираем требования законодательных актов

Можно ли приходить в школу с цветными волосами и без формы. Разбираемся вместе с юристом

Что могут проверить родители в школьной столовой. Права и полномочия по рекомендациям Роспотребнадзора

Я выросла в самой обычной семье. Родители работали, но никаких накоплений у нас не было — жили от зарплаты до зарплаты.

Однажды я подумала: «Возможно, чтобы денег на все хватало, их нужно изучать?» Так я решила связать свою жизнь с экономикой.

Сейчас я уже три года работаю в школе учителем экономики и финансовой грамотности. Преподаю ребятам основы: как планировать личный бюджет, зачем платить налоги и почему азартные игры — это вовсе не источник дохода.

Делать это непросто: учебников по финансовой грамотности мало, а те, что есть, написаны сложным языком или содержат разрозненную информацию. Расскажу, как проходят уроки финансовой грамотности в школе, какие темы мы разбираем, а также из каких источников, помимо учебников, дети могут почерпнуть полезную информацию.

Почему о финансовой грамотности стали говорить чаще

В 2017 году Правительство РФ утвердило стратегию по повышению финансовой грамотности населения, которая коснулась в том числе и школ. Сначала преподавание финграмотности носило рекомендательный характер. В рамках обязательного урока обучение проводилось только в каждой пятой школе.

Однако с 1 сентября 2022 года в начальной школе и для учеников пятых — девятых классов элементы финграмотности должны быть интегрированы в такие предметы, как окружающий мир, математика, обществознание и география. Преподавание элементов финграмотности в рамках существующих учебных дисциплин для десятых и одиннадцатых классов планируется закрепить. То есть изучать финансы теперь будут все.

Именно сейчас об этом заговорили по многим причинам, но основная в том, что люди не умеют принимать взвешенные финансовые решения. Так, средний уровень закредитованности россиян за 2021 год вырос с 49,1 до 55,6%. При этом Минфин прогнозирует, что ситуация будет усугубляться снижения реальных доходов.

Если говорить именно о молодежи, то каждый второй ее представитель — 53% — считает, что ему не хватает знаний о финансовой безопасности. Две трети представителей российской молодежи — 65% — ошибочно думают, что криптовалюта — один из самых надежных и выгодных способов инвестиций. Таковы результаты совместного исследования Аналитического центра НАФИ и Международного учебно-методического центра финансового мониторинга.

Какими пособиями я пользуюсь и почему считаю, что этого недостаточно

Я веду уроки финансовой грамотности в параллелях с пятого по одиннадцатый класс, но не во всех. Как и в каких классах преподавать финграмотность, до этого года решала школа, но в основном упор был на классы и группы, которые обучались по математическому или социально-экономическому профилю.

Я сама раньше училась в этой школе. Помню, что один из классов в моей параллели изучал экономику с преподавателем физики: на уроках они решали задачи на вычисление ВВП. Но никаких наработок по финансовой грамотности до моего прихода в школе не было: ни контрольно-тематического планирования, ни единой системы учебников.


ЦЕЛЬ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ И КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

В библиотеке я нашла несколько учебников для шестых, девятых, десятых и одиннадцатых классов. Этого было недостаточно, учитывая, что проводить уроки нужно было во всех классах с пятого по одиннадцатый. Причем взять любую книгу и начать учить по ней детей тоже нельзя: информация в учебниках должна быть подобрана с учетом требований к ГИА и ЕГЭ, а само пособие — входить в федеральный перечень учебников.

Еще один важный момент — как изложен материал. Сухие объяснения терминов дети, может быть, и запомнят, но только до конца экзамена — в жизни они не пригодятся. Например, в нашей школьной библиотеке есть учебник по экономике, который составлен доктором экономических наук Игорем Липсицем. В нем много полезного, но воспринимать информацию очень сложно.

Минпросвещения для подготовки к экзамену по обществознанию, в который входят и вопросы по экономике, рекомендует использовать учебники Ольги Котовой и Татьяны Лисковой, потому что именно на их основе составляются задания для ЕГЭ и ГИА. По моей просьбе руководство школы закупило эти пособия.


ЦЕЛЬ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ И КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Это выдержка из учебника Игоря Липсица о постоянных и переменных издержках. Разграничение издержек видно четко, однако не дано общее объяснение различий между ними, да и язык повествования для школьников сложноват


ЦЕЛЬ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ И КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

А так в учебнике «Обществознание» Ольги Котовой и Татьяны Лисковой для десятого класса объяснены различия между постоянными и переменными издержками фирмы


ЦЕЛЬ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ И КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Это пример задания из ЕГЭ по обществознанию. Формулировки «приобретение сырья», «проценты по кредиту», «сдельная зарплата работников» соответствуют учебнику Ольги Котовой и Татьяны Лисковой. Встретив их, школьник не растеряется и сможет правильно ответить на вопрос

Для классов, которые изучают финансовую грамотность как отдельную дисциплину, я использую серию учебников и методических рекомендаций, разработанных Минфином и Всемирным банком. Эти пособия пока единственные на рынке, где экономические термины преподнесены в доступном для детей виде.

Еще в них прослеживается система обучения — от простой темы бюджета семьи до сложной темы инвестирования. Вот какие советы в учебнике дают детям:


ЦЕЛЬ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ И КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Текст кажется не таким сухим, как в учебнике по обществознанию


ЦЕЛЬ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ И КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Так в пособии для восьмых и девятых классов раскрывается суть понятия «инфляция»


ЦЕЛЬ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ И КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

А это пример объяснения терминов для старшеклассников

Недостатки у этой системы пособий тоже есть. Например, материал в учебнике, который рассчитан на изучение с пятого по седьмой класс, можно пройти за год, если заниматься раз в неделю. В шестых и седьмых классах повторять самое уже неинтересно — приходится импровизировать. А еще материалы от Минфина и Всемирного банка отлично развивают финграмотность, но, к сожалению, не подходят для изучения экономики. Подготовиться к экзаменам по ним не удастся.

Идеального учебника я так и не нашла, поэтому работаю над построением собственной системы обучения. Ниже расскажу, как я провожу уроки и какие задания даю для закрепления материала.

Какие темы мы обсуждаем на уроках

Экономика и финансовая грамотность — это две разные дисциплины, хотя, на первый взгляд, они могут показаться похожими.

Экономика рассказывает про устройство мирового хозяйства. Многие темы могут быть неинтересны детям, но изучать их мы обязаны, так как соответствующие вопросы встретятся на экзаменах. А вот финансовая грамотность ближе к нашей повседневной жизни, поэтому вызывает у школьников больший отклик.

На мой взгляд, самое важное — научить детей грамотно управлять своими финансами.

Ребенок должен знать, как платить налоги и зачем это нужно, как выбрать банк, как не попасться на уловки мошенников. Вот список основных тем по финграмотности, которые мы изучаем.

Источники доходов. Доходы бывают разного вида: зарплата, социальные пособия, доходы от собственности. На уроках дети учатся отличать реальный заработок от других поступлений, например подарков и выигрышей. К сожалению, в этом контексте часто всплывает тема азартных игр и букмекерских ставок — идея легких денег кажется школьникам классной. В таком случае я объясняю, что лучше полагаться на работу, где человек в силах влиять на исход событий, чем надеяться на удачу и проиграть все.


ЦЕЛЬ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ И КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

На эту тему я написала свою книгу. Ученики помогали мне в процессе написания обратной связью, говорили: «Вот тут здорово, а здесь лучше добавить еще пример»

Расходы. Цель уроков по этой теме — донести до детей, что обязательства нужно исполнять, а траты — считать. Вместе с учениками мы группируем расходы на обязательные, постоянные, переменные и прочие. Еще решаем задачи на долю вида трат в общем объеме расходов, обсуждаем мобильные приложения для удобства контроля за деньгами.

Личный бюджет и бюджет семьи. На таких занятиях мы объединяем знания о доходах и расходах, обсуждаем виды бюджета: дефицитный, профицитный и сбалансированный. Я объясняю, что сбалансированный лучше профицитного, потому что в бюджете должна быть заложена такая статья расходов, как финансовая подушка безопасности, на которую идет фиксированная сумма и излишки, если они есть.


ЦЕЛЬ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ И КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Банк. Выясняем, какую основную пользу несут банки для физических лиц: проводят наши транзакции, выдают деньги в кредит, размещают деньги на вкладах, обменивают валюту. Вспоминаем известные банки. Многие ученики только на уроках финграма узнают, что главный банк страны — не Сбер, а Центральный.

Инвестиции. В старших классах говорим, в какие инструменты можно инвестировать, чтобы добиться финансового благополучия. Основные варианты — недвижимость, металлы, фондовый рынок. обсуждаем принцип диверсификации, доходность и риски.

Налоги. Обсуждаем бюджет государства: какие есть налоги, на какие нужды тратятся собранные средства. Так у детей появляется понимание, что такое НДФЛ, НДС и зачем нужно платить, например, налог на транспорт или имущество.

Финансовое мошенничество. Мы рассматриваем варианты, где можно встретиться с мошенниками: в интернете, по телефону, у банкомата и даже просто на улице. Узнаем главное правило — не раскрывать личные данные, пароли, номера карт, CVV.

Некоторые темы, например функции Центрального банка, не вызывают у детей особого интереса. Но обсуждение ключевой ставки становится увлекательнее в свете текущих событий: школьники узнают, что кредиты становятся дороже, а вклады — выгоднее. Поэтому, чтобы оперативно отвечать на возникающие у детей вопросы, преподавателю нужно быть в курсе последних новостей.

С этим связана и необходимость импровизировать на уроках: так или иначе разговор с детьми может уйти в обсуждение актуальной ситуации. Например, на одном из уроков у детей возник вопрос: «А что с долларом?» Пришлось отсутпить от запланированной темы банков и обсудить, как образуется курс валют.

Какие практические задания я даю на уроках

По плану теория и практика на уроках чередуются, поэтому ученики не успевают заскучать. Вот какие практические задания я даю на уроках.

Финансовые задачи, в которых дети считают деньги. Я беру задания из разных источников: типовых Всероссийских проверочных работ, экзаменационных сборников, рабочих тетрадей.

Недавно с учениками средней школы мы проходили тему рынка и ценообразования. Сначала обсудили, что есть не только рынок с овощами, но и рынок техники, недвижимости, одежды, а цена зависит от многих факторов: стоимости материалов, зарплаты рабочих и так далее. А затем решали финансовые задачи на эту тему: считали сдачу от покупки и определяли стоимость товара после подорожания.


ЦЕЛЬ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ И КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Пример задания на составление бюджета из рабочей тетради «Финансовая грамотность» Юлии Корлюговой и Анастасии Половниковой для пятых — седьмых классов


ЦЕЛЬ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ И КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Задания для проверки знаний учеников восьмых и девятых классов

Родители могут придумывать подобные задачи на ходу. Например, делая покупки в магазине, предложить ребенку посчитать изменение цены в процентах.

Задания, в которых дети придумывают бизнес. Старшеклассникам нравится тема предпринимательства. Особенно им интересно считать прибыль, придумывать идеи для своего дела и составлять бизнес-планы. В копилке ярких идей моих учеников — сайт знакомств, где люди выбирают друг друга только по глазам, и детейлинг-студия для автомобилей.


ЦЕЛЬ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ И КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Дискуссии. На уроках мы обсуждаем актуальные вопросы, связанные с текущей экономической обстановкой. Например, говорим о том, как меняется курс рубля ажиотажа вокруг валют, чем вызван кризис и  дефолт.

Меня радует, что дети читают новости и находятся в курсе событий. Большинство моих учеников обеспокоены массовым уходом иностранных компаний с российского рынка. Отталкиваясь от этого, мы обсуждаем возможности для наших предпринимателей и дальнейшего импортозамещения. Главное — не нагнетать, а искать выход. Ведь кризис по определению — это переход в новое состояние, а не конец света.

Обмен знаниями. Чаще всего дети уже знают о деньгах, налогах и прочих финансовых терминах. Поэтому наши уроки — это своего рода взаимный обмен информацией. Ученики рассказывают мне, что знают, а я их корректирую и дополняю.


ЦЕЛЬ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ И КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

В таких темах, как налоги, полезные функции банков, личные финансы, доходы и расходы семьи, школьники обычно хорошо ориентируются. При изучении более сложных тем не обходится без казусов. Вот пример диалога с учениками седьмого класса:

Творческие задания. Я стараюсь давать больше заданий, где дети могут проявить свою фантазию и поработать в команде. Мы часто проводим викторины, делаем презентации, решаем кроссворды и ситуативные задачи.


ЦЕЛЬ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ И КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Фото с практического урока про источники доходов. Ученикам нужно было выделить конкретным цветом каждый вид источника доходов: собственный заработок, пособия, доходы от собственности и прочее


ЦЕЛЬ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ И КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Ученица презентует бизнес-план своей мастерской по созданию украшений из фетра, которые она изготавливает в реальной жизни


ЦЕЛЬ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ И КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Ученики решают кроссворды в группе и таким образом вспоминают пройденный материал

Проблем с дисциплиной на уроках у меня не возникает. Я всегда стараюсь расположить учеников к предмету, объясняя, что деньги — неотъемлемая часть жизни каждого из нас. Да и детям нравится эта взрослая тема: всем хочется быть богатыми. Некоторые проявляют особый интерес и сами дополнительно обсуждают тему с родителями, изучают литературу, участвуют в олимпиадах.

Дети, которые изучали финансовую грамотность в школе, в дальнейшем показывают хорошие результаты. Одни выпускники пишут мне, что пошли изучать экономику в вузе, другие хвастаются доходом от инвестиций. Получая такие сообщения, я горжусь своими учениками и в очередной раз убеждаюсь, что финансовая грамотность — нужная и важная дисциплина.

Помимо учебников и ситуативных задач есть еще масса вариантов изучать финграмотность.

Игры. Расскажу о нескольких онлайн-играх, которые, на мой взгляд, смогут пробудить у ребенка интерес к финансам:

Еще я рекомендую не забывать о классической настольной игре «Монополия»: она поможет заинтересовать темой финансов даже самых маленьких.

Книги. Для младшеклассников посоветовала три наиболее увлекательные и познавательные книги:

Родителям, которые понимают, что говорить с детьми о финансах важно, но не знают, с чего начать, советую книгу «Как научить ребенка обращаться с деньгами» Джолайн Годфри. Она подскажет, как выработать у подрастающего поколения ключевые навыки обращения с деньгами.

Интернет-ресурсы. Для занятий с детьми более старшего возраста можно использовать, например, сайт про финансы от ЦБ и Минфина. Там можно найти калькуляторы для подсчета инфляции, полезные образовательные статьи и рекомендации родителям, как беседовать с ребенком о деньгах.


ЦЕЛЬ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ И КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Материалы для детей на сайте «Финансовая культура» от Центрального банка

Эти мультфильмы мы смотрим даже со старшеклассниками — отдыхаем так после контрольных.

Смешарики расскажут, как сделать так, чтобы денег становилось больше, и почему важно иметь финансовую подушку безопасности

Как заниматься финансовой грамотностью дома

Я убеждена, что базу финграмотности дети получают дома. В семье не стоит делать тему денег табуированной. Лучше всего ребенок учится, следуя примеру родителей. Вот что советую.

Обсуждать семейный бюджет. Объясните ребенку, как распределяются деньги в семье, на что они уходят, накопления и финансовые планы.

Говорить о финансах по ситуации. Походы в магазин можно сделать полезными, если обсуждать, как формируются и растут цены, почему фрукты дороже зимой, чем летом, какими функциями банка пользуются члены семьи, какие сообщения от мошенников вы получали.

Вовлекать в процесс управления деньгами. Позовите ребенка вместе снять показания со счетчиков. Дайте возможность расплатиться самостоятельно на кассе. Сходите вместе в банк и обменяйте валюту перед отпуском.

Расскажите ребенку, сколько денег уходит на обязательные платежи и как оплачивать счета, чтобы во взрослом возрасте квитанция за квартплату не стала для него неприятным открытием. Школьникам желательно периодически выделять сумму на карманные расходы и на первых порах помогать с планированием трат.

Финансовые советы родителям

О том, как написать статью о своем родительском опыте, рассказываем в нашем мануале: прочитайте его и станьте нашим автором.

Почему важно? Финансовая грамотность для детей – важное направление воспитательного процесса. Причем, как с родительской стороны, так и в педагогической деятельности. Формирование положительных привычек и правильного отношения к деньгам помогут малышу в будущем стать успешным взрослым человеком.

Как развить? Существует множество способов проработки. Есть специальные обучающие материалы, хорошие мультипликационные фильмы нужной тематики, а также большое количество настольных игр для детей разного возраста.

Курсы для педагогов со скидкой 40%. Обучение, которое необходимо пройти в 2023-2024 году
Купить курсы со скидкой

Зачем нужна финансовая грамотность для детей

Правильное отношение к деньгам должно формироваться ещё в детском возрасте. В этом и состоит цель финансовой грамотности. Она дает возможность узнать основы работы общественной экономики и помогает проложить путь к успешному будущему.

Можно получать большую зарплату и не понимать, куда уходят деньги и почему их все равно нет. Количество играет значимую роль, но куда важнее уметь распоряжаться средствами с умом. Важно то, на что мы их тратим, куда инвестируем и откладываем ли капитал на заветные цели.


ЦЕЛЬ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ И КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Финансово грамотный человек умеет управлять своими доходами и расходами, правильно распределяет средства, откладывает, инвестирует и не участвует в подозрительных финансовых операциях.

Финансовая грамотность – это знания не про экономию и предпринимательство. Можно иметь невысокий доход, но при этом не брать необдуманные кредиты и займы, не принимать участие в очередной финансовой пирамиде и не оставаться с пустым кошельком спустя неделю после зарплаты.

Правильное отношение к деньгам нужно прививать с самого детства. Это не только умение считать свои расходы и доходы, но и способность контролировать свои «хочу» и обдуманно подходить к совершению покупок. Привить это может только семья.

Изучив основы финансовой грамотности, ребенок получит следующие навыки:

Осенью 2016 года во многих школах России ввели новое направление по развитию навыков финансовой грамотности в рамках дисциплины обществознание. В планах ввести основы этого курса и в такие предметы, как ОБЖ, история, математика и география.

Для того чтобы население России оперативно реагировало на все изменения в экономической сфере, дети должны получать первые знания уже сидя за партой. Темы денежных валютных операций, семейного бюджета, накоплений и финансовой стабильности – всё это поможет ребенку в будущем быть состоятельным. На мировом уровне практика использования в обучении программ по финансовой грамотности для детей хорошо повлияла на развитие государства.

На сегодняшний день любой ребенок совершает самостоятельные покупки и пользуется приложениями. А некоторые дети даже являются владельцами пластиковых карт. Это говорит о том, что уже с малого возраста они участвуют в торгово-финансовых отношениях и производят денежные операции. Именно поэтому внедрение финансовой грамотности для детей начальной школы является необходимой мерой.


ЦЕЛЬ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ И КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Летом 2021 года на законодательном уровне утверждено обязательное преподавание финграмотности. Закреплено это в Федеральных государственных образовательных стандартах образования как начального, так и общего. В разработке принимал участие Банк России. Они работали над частью про финансовое просвещение.

Учителя средней школы доносят до учеников риски, связанные с предпринимательской деятельностью, а также рассказывают о видах мошенничества и многом другом. Отдельное введение предмета по финансовой грамотности чиновниками не предусмотрено. Новая дисциплина будет частью таких предметов, как окружающий мир и обществознание, математика и география.

В некоторых образовательных учреждениях финграмотность преподают на факультативных мероприятиях. Это позволяет ученикам подходить к изучению с интересом и не думать об оценках.


ЦЕЛЬ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ И КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Также такой формат занятий дает больше свободы в выборе образовательной методики. Классическое донесение информации (лекции, конспекты, доклады) не пробуждают интерес у современных школьников. Совместный мозговой штурм и разработка общей идеи, в совокупности с проектной деятельностью – вот что популярно в нынешнем образовании. Это точно пробудит интерес к финансовой сфере.

Для учеников начальной школы можно включать познавательные мультфильмы и проводить занятие в формате финансовой игры. Отличную финансовую грамотность для детей дает игра монополия.

Финансовая грамотность для детей разного возраста

К сожалению, на сегодняшний день программа детских садов не включает в себя такую финансовую грамотность для дошкольного возраста. Тут груз ответственности лежит целиком и полностью на родителях. Именно они объясняют ребенку, что прежде, чем совершить покупку желаемого, им приходится трудиться на работе.

Понятие о том, что за достаточным количеством денежных средств скрываются большие возможности, должно приходить в возрасте от 4 до 7 лет. Взаимодействие с ребенком на эту тему можно вести в форме ролевых игр. Должны доносится правила поведения в магазине и транспорте, а также другие основные моменты финансовых отношений в обществе. Малыш должен понимать, что за игрушку или проезд нужно заплатить.


ЦЕЛЬ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ И КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Ученики начальных классов

Первые осознанные шаги во взрослую жизнь дети делают в начальной школе. Знание основ финансовой грамотности не позволит ребенку растеряться и совершить большое количество ошибок. Он будет осознавать, для чего вообще существуют деньги, и научится их считать. Вводят курс в начале второго класса. В начальной школе дисциплина рассчитана на:

Ученикам рассказывают о том, что такое деньги, знакомят с историей их возникновения, дают понятие об их видах и выполняемых функциях. Также дети узнают про определение семейного бюджета. Курс включен в такие дисциплины, как математика и окружающий мир.


ЦЕЛЬ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ И КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Ученики средних и старших классов

Обучение финансовой грамотности в большей степени направлено на учащихся 5-11 классов. В этом возрасте дети уже имеют достаточно знаний о денежных средствах, товарно-денежных взаимоотношениях и институтах финансов. Это полноценные потребители, которые пользуются всеми ресурсами информации (сеть Интернет, мобильные приложения). Именно в этом возрасте начинается путь в освоении финансовых продуктов и инструментов.

Знания, полученные на уроках, должны не только отложиться на подкорке, но иметь в последующем активное применение в жизни. Это и есть главная цель обучения. Интерактивный формат моделирования различных ситуаций и ролевые игры позволяют подростками легче усваивать информацию. На уроках школьники узнают о финансовых рынках, различных услугах и продуктах, пытаются оценить риски в той или иной сфере.

Методика обучения детей финансовой грамотности

Возрастные особенности учеников начальной школы подразумевают особый подход и использование нетривиальных методов обучения. Это могут быть исследования, игры или проекты.

В процессе обучения дети учатся работать со схемами и таблицами, анализируют выступления друг друга.


ЦЕЛЬ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ И КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Для средней и старшей возрастной группы школьников используют следующие методы обучения:

Материалы для проведения тематических занятий педагог может взять на портале https://моифинансы.рф

На дополнительных занятиях можно использовать настольные игры с финансовым уклоном.

Топ-10 игр по финансовой грамотности для детей

Наибольшая эффективность в усвоении знаний достигается посредством игровой формы. В рамках программы «Финансовая грамотность» разработаны игровые занятия, позволяющие получить опыт, который пригодится в реальной жизни. С их помощью растет уровень финансовой грамотности и закладывается интерес к грамотному финансовому поведению.

Эта деловая игра позволяет лично спланировать финансовые расходы на примере сказочных персонажей. Учит рационально тратить средства.

Игра помогает разобраться в существующих источниках дохода, знакомит с понятием инфляции и учит составлять личный финансовый план.

Игра знакомит с терминами в финансовой сфере и их значениями и помогает их актуализировать.

Карточная игра дает участникам возможность познакомиться с налоговыми обложениями. С её помощью можно понять, за что нужно платить налоги и какие последствия грядут в случае их неуплаты. Игроки узнают, что такое НДС, социальные выплаты и налог на доход.

Игра показывает, какие существуют риски утраты денежных средств и какие есть способы защитить себя от потери. Ученики узнают, что такое страхование.


ЦЕЛЬ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ И КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Игра про захват игровых территорий и крепостей, где финансовая грамотность позволит выйти в лидеры. В процессе игры приобретаются знания об источниках семейных доходов и расходов, и видах налогов, подлежащих к уплате.

Игра позволяет окунуться в популярную на сегодняшний день профессию блогера. В процессе игроки учатся писать тексты, анализировать полученную информацию и правильно формулировать советы относительно финансов для других участников. По окончании у каждого будет опыт в составлении индивидуального финансового плана, постановке материальной цели и прогноза по срокам её достижения.

Игра рассчитана на детей школьного и дошкольного возраста. Она знакомит с азами финансовой грамотности и дает понимание о том, что такое деньги и какова их роль в современном обществе. Через игровой опыт формируется правильное отношение к финансовому планированию и появляется представление о способах получения дохода. Всё это помогает достичь поставленной цели.

Эта деловая игра учит принимать верные решения на всех этапах запуска бизнеса в ужесточенных условиях конкуренции. Отлично знакомит с темой предпринимательства.


ЦЕЛЬ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ И КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Игра про семейный бюджет, где игроки сквозь призму собственного опыта осознают влияние всевозможных событий на увеличение или уменьшение расходов. Позволяет лично убедиться в ценности финансового планирования семьи.

Оцените статью