дидактическая игра уроки финансовой грамотности и игры по финансовой грамотности для дошкольников старшая группа

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ИГРЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШАЯ ГРУППА Финзачет

Игры по финансовой грамотности

Организатором проекта выступает Центральный банк Российской Федерации – Банк России

Игры по финансовой грамотности познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности, а учащиеся старших классов закрепят свои знания, полученные на уроках финансовой грамотности.

Предлагаемые игры, разного формата и продолжительности, можно использовать в рамках отдельных школьных уроков, организации досуга, а также станут прекрасным дополнением к программе детского лагеря.

Организатором проекта выступает Центральный банк Российской Федерации – Банк России.

до 21 ноября участвуйте в ежегодном Всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности

Игровая форма позволяет закрепить знания, полученные на уроках финансовой грамотности.

Игры могут проводиться силами одного игротехника, с привлечением двух-трех помощников из числа детей.

Сценарии содержат подробное описание хода игры, ролей и возможные игровые диалоги.

Игры не требуют дорогостоящего или сложного реквизита.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ НЕ ТРЕБУЮТСЯ

Информации в сценарии достаточно, чтобы игротехник мог провести игру по предложенной тематике.

Организаторы регулярно проводят методические вебинары и оперативно отвечают на вопросы.

Проведите игру с детьми

Заполните и отправьте отчет, вложив несколько фотографий процесса игры

После обработки отчета и проверки фотографий в ответ будет направлен сертификат организатора игры.

Отзывы педагогов и вожатых

Полезные ресурсы для педагогов по финансовой грамотности

для учащихся средних и общих образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Информационно-просветительский ресурс, созданный Центральным банком Российской Федерации. Его цель — формирование финансовой культуры граждан.

Ольга Шеповалова Сборник дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Автор – составитель:

воспитатель МБДОУдс комбинированного вида №14

О. А. Шеповалова.

Публикация «Сборник дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель: знакомство воспитанников старших и подготовительных групп с основами финансовой грамотности на доступном уровне с помощью игры

В качестве средства формирования основ экономической культуры использованы дидактические игры. Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей старшей группы (5 – 6 лет) и детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет). В игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний. В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения. В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство. Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Материал: Для проведения игр необходимо подготовить карточки (картинки) «Товары», «Деньги», «Список покупок», «Корзинка покупок».

1. Карточки «Товары».

Карточки «Товары» предлагаю составить из 5 категорий:

– продукты (как полезные, так и вредные, на усмотрение педагога, знакомые детям;

– овощи, фрукты, ягоды;

– одежда, обувь;

– непродовольственные товары ( например: мыло, зубная паста, расческа, карандаши, альбом и прочее).

На каждой карточке товаров с обратной стороны должна быть указана стоимость:

для детей старшей группы от 1 до 10 (цифрой и точками, для детей подготовительной к школе группы от 1 до 20 (цифрами).

2. Карточки «Деньги».

Карточки «Деньги» предлагаю сделать двух видов: монеты и банкноты: с лицевой стороны цифрами, с обратной стороны точками, допускается использование счетных палочек Кьюизенера.

3. Карточки «Список покупок».

Это карточки с готовыми списками покупок, которые могут состоять из товаров как разных категорий, так и одной категории (например, продукты).

Карточки – игровые поля «Корзинки покупок».

На эти игровые поля, в зависимости от условий игры, выкладываются карточки «Товары».

Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности для детей 5 – 6 лет.

1. « Что продается в магазине?».

Цель – формирование у детей представления о товаре.

1) Познакомить детей с понятием «товар».

2) Сформировать представление о том, что каждый товар имеет свою стоимость.

Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Спросить, чтобы они хотели купить, и есть ли у них возможность это сделать (хватит ли у них «денег» на покупку товара).

2. « Давай положим в корзинку».

Цель – закрепление у детей представления о товаре.

1. Продолжать формировать у детей представление о товаре.

2. Учить выбирать товары по необходимости.

3. Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».

– продукты для завтрака,

– подарок на день рождения другу,

– продукты для супа и т. п.

3. « Какой товар лишний?».

Цель – закрепление у детей понятия «товар».

Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждый играющий выбирает то, что хотел бы купить. Предложить каждому ребенку выбрать тот товар, без которого он может обойтись. Почему?

4. « Что забыли положить в корзинку?».

Цель – формирование представления у детей о «категории товара».

1. Познакомить детей с понятием «категория товара».

2. Формировать умение добавлять в корзинку товары из заданной категории.

Ход игры: у каждого ребенка игровое поле «Корзинка покупок» с одним или несколькими товарами определенной категории. Предложить детям «купить» еще товар из данной категории. На первом этапе предлагаем «корзинку покупок» с 3-4 товарами. Когда у детей сформируется представление о категории товара, предлагаем «корзинку покупок» с одним товаром.

5. « Все по полочкам».

Цель – закрепление понятия «категория товара».

1. Закрепить понятие «категория товара».

2. Формировать умение выкладывать товар на нужные полки («отделы» магазина).

Ход игры: предложить ребенку роль «продавца» и разложить товар по категории. Сначала предлагать карточки с 2-3 категориями товара.

Усложнение: ребенок самостоятельно определяет, какие «отделы» будут в магазине, и отбирает нужные карточки.

2. Формировать умение определять «категорию товара».

Ход игры: пришли в магазин, где все «отделы» перепутались. Детям предлагается исправить ошибки и разложить товары по категориям.

7. « Что угодно для души».

Цель – формирование у детей понятия «потребность» и «полезность» товара.

Помочь детям понять что такое «потребность» и «полезность» товара.

Ход игры: предложить детям из имеющихся картинок положить в корзинку товары, которые захотят купить в магазине:

– сам ребенок, когда он голоден;

– семья, которая ждет гостей;

– мама, выбирающая подарок для дочки;

– папа, желающий купить спортивную одежду для ребенка и т. п.

8. « Что сколько стоит».

Цель – познакомить с понятием «цена».

Дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость (или цену). Цена зависит от качества товара, производителя, сезона продажи (зимой овощи и фрукты дороже).

Ход игры: отобрать карточки с товарами, стоимостью до 10 рублей. Покупатель выясняет, сколько стоит товар, а продавец определяет цену каждого товара (либо по числам, либо по точкам, если не знает цифр).

Вариант: выложить на полки товар с одинаковой стоимостью.

9. « Давай поменяемся».

Цель – познакомить детей с понятием «обмен».

1. Закрепить представление о цене товара.

2. Дать представление о том, что товары одной ценовой категории могут иметь разную полезность.

3. Дать представление о том, что стоимость одного товара может быть такой же, как стоимость нескольких других товаров вместе.

Ход игры: раздать детям корзинки и предложить наполнить их товарами разной стоимости (от 1 до 10 руб.). Далее предлагаем поменять ненужный товар (или несколько товаров) на другой (или несколько других, но с условием, что стоимость обмена будет одинакова.

Цель – познакомить с понятием «деньги».

1. Дать представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.

2. Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег).

3. Закреплять понятие «потребность» и «полезность».

Ход игры: Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.

Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности для детей 6 – 7 лет.

1. « Нужные покупки»

Цель – закрепить представление детей о деньгах.

1. Закрепить представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.

3. Закрепить представления детей о категориях товаров.

4. Закреплять понятие «потребность» и «полезность».

2. « Много – мало».

Цель – познакомить детей с понятием «спрос».

1. Дать представление детям о том, что такое «спрос».

2. Закрепить представление о «потребности».

3. Продолжать формировать умение «приобретать» товары по необходимости и полезности.

4. Продолжать формировать умение выбирать товар на заданную сумму денег.

Ход игры: предложить ребенку отобрать карточки товаров, которые захочет приобрести:

– семья, состоящая из мамы, дочки и бабушки;

– семья, состоящая из мамы, папы и сына;

– семья, состоящая из папы, мамы, дочки и четырех сыновей;

– семья, живущая на Крайнем Севере;

– семья, живущая на юге и т. п.

3. « Дорого – дешево».

Цель – познакомить с понятиями «дороже/дешевле».

1. Дать представление детям о том, что товары имеют разную стоимость.

2. Учить выделять характеристики товаров и выбирать то, что ему нужно.

3. Закреплять умение классифицировать товары по стоимости (самые дешевые, самые дорогие).

4. Закрепить умение находить товары дешевле (дороже).

Ход игры

1. Предлагая ребенку пары карточек, определить, какой товар дешевле, какой дороже.

2. Предложить детям выбрать карточки с самыми дешевыми товарами, с самыми дорогими товарами.

3. Предложить выложить ряд товаров по возрастанию стоимости, от самого дешевого до самого дорогого.

4. « Потребность – возможность».

Цель – дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях.

1. Дать представление детям о понятии «ресурсы».

2. Сформировать представления детей о понятии «возможности».

3. Закреплять умение детей делать покупки на заданную сумму денег.

Ход игры: перед детьми разложены товары с категории «продукты». У детей определенные суммы «денег» на руках. Задание: ждем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся деньги. Разложены товары с категории «игрушки». Задание: Света нас пригласила на день рождение. Какой подарок мы сможем купить на имеющиеся деньги. Задания можно придумывать по своему усмотрению и исходя из интересов детей.

5. « Запланированная покупка».

Цель – сформировать у детей понятие «список покупок».

1. Учить детей следовать запланированному «списку покупок».

2. Продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег.

Ход игры: каждому ребенку дается карточка «Список покупок» и предлагается собрать по нему товары в корзинку. Со временем, когда дети научатся действовать в соответствии «списка покупок», для поддержания интереса можно ограничивать время сбора или собирать на скорость (кто быстрее).

6. « Запланированная покупка – 2».

Цель – формировать умение у детей составлять «список покупок».

1. Учить детей составлять «Список покупок».

2. Закреплять умение детей следовать составленному «списку покупок».

3. Продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег.

Ход игры: предлагаем детям составить «список покупок» для определенного события и собрать в корзинку:

– день рождения;

– поездка на пикник;

– приготовление завтрака (обеда, ужина);

– отправляемся в путешествие;

– ждем гостей и т. п.

7. « Что откуда берется?»

Цель – дать детям представление о производстве товаров.

1. Сформировать представление у детей о том, что такое «производство» товаров.

2. Закрепить представление о ресурсах.

Ход игры: предложить ребенку карточки с изображением различных продуктов и фруктов. Что можно съесть сразу, а что нужно приготовить? Предложить карточки с изображением вещей. Из чего сделаны? Можно ли самим сделать такое? И т. д.

Цель – познакомить с понятием «бюджет».

1. Сформировать представление о том, что такое «бюджет».

2. Сформировать представление о том, что такое «доход».

3. Сформировать представление о том, что такое «расход».

4. Закреплять умение составлять «список покупок» и следовать ему.

5. Закреплять умение использовать для покупок заданную сумму денег.

Ход игры: выдать каждому ребенку сумму, которую ему нужно будет потратить на определенную цель. Цели могут быть различные – продукты для завтрака, для семейного торжества, подарки друзьям к Новому году и т. д.

Цель – формирование умения делать первичные экономические расчеты.

1. Учить делать первичные экономические расчеты, определять общую сумму

2) Формировать умение давать сдачу.

3. Закреплять умение классифицировать товар по категориям.

4. Закреплять умение формировать «список покупок», не превышающий возможностей.

Ход игры: у каждого ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок

составляет «список покупок» и отправляется в магазин. При покупке товаров

определяет общую сумму. Ребенок-продавец дает сдачу, ребенок-покупатель

Усложнение: когда дети освоят первичные экономические расчеты, предложить

вариант выдачи чека. Ребенок-продавец, обозначая символами или начальными

буквами купленный товар и его стоимость, а потом и общую сумму, прописывает

10. « Надо» и «хочу».

Цель – формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания.

1. Закрепить умение определять реальные потребности в приобретении определенных товаров.

2. Сформировать представление о том что желание и реальная потребность не совпадают.

3. Дать детям представление о том, что на товары, которые хочется приобрести, но без которых мы можем обойтись, можно откладывать, «копить».

Ход игры: ребенку предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две категории «надо» и «хочу». Обсудите выбор ребенка, расскажите, как товары из одной категории переходят в другую в зависимости от возможностей (например, любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в хорошем состоянии).

11. « Осознанный выбор».

Цель – формирование умения приобретать товар согласно желанию, потребностям и возможностям.

Учить детей подходить к выбору покупок осознанно – взвешивая все «за» и «против», верно определяя товар в категорию «надо» или «хочу», а также учитывая ограничения бюджета (возможности).

Ход игры: каждый ребенок выбирает 3 – 4 карточки товаров, которые он хотел бы купить. Затем вытаскивает наугад одну карточку денег. На какую покупку их хватит?

Усложнение 1: дать ребенку деньги, придумать свой список покупок (обязательно рассказав, почему надо купить именно эти товары) и предложить на оставшуюся сумму купить то, что ему хочется.

Усложнение 2: придумать ситуацию по образцу ниже и обсудить с детьми, как правильно поступить.

«У мамы есть 15 рублей. Ей нужно купить продукты (картофель, рыбу, огурцы, помидоры, хлеб). Ее маленькая дочка просит купить мишку. А еще ее дочка идет завтра на день рождения и ей нужно купить подарок. Какой подарок им купить на оставшуюся сумму? Какой подарок они смогут купить, если дочка откажется от покупки своей игрушки или выберет что-то другое?»

12. « Умелые руки»

Цель: развитие ответственности, предприимчивости, расчетливости, самостоятельности.

Задачи. Воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении.

Детей распределяют на две команды по 5-6 человек. Воспитатель называет или показывает какой-либо предмет и предлагает рассказать о его назначении. После этого детям дается задание придумать, как еще можно использовать его в несколько измененном или в том же состоянии, однако при условии, что он уже устаревший и не может быть использован по своему назначению.

13. « Кто кем работает?»

Цель. Формирование представления о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.

Ход игры.

Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются. Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии. Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам – с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя. Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).

14. « Что важнее?»

Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях.

Задачи: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.

В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.

Задание 1. Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши. Задание 2 Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.

Задание2 Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми. С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.

15. Экономическая игра для детей «Магазин»

Цель: ознакомление с принципами финансового планирования и разумных покупок.

Задачи: расширять представление детей о том, что такое магазин; дать новое понятие «товар»; продовольственные и промышленные товары, цена; объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности; разновидности магазинов; закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги; воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.

В. Ребята, мы очень много с вами знаем об истории возникновения денег: как они появились, что использовали раньше вместо денег, какие сейчас существуют деньги в разных странах.

Воспитатель повторяет и закрепляет с детьми уже знакомый материал на тему: «Деньги и история их возникновения».

В. А что же такое магазин? (Ответы детей.) Правильно, это то место, где люди совершают покупки. Что можно купить в магазине? (Ответы детей.) Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продается в магазине? (Товар.) Значит, товар — это все то, что продается в магазине.

Угадай, как то зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

Назовите продовольственные товары, т. е. товары, которые можно купить в магазине и употреблять в пищу. ( Хлеб, молоко, яйца, конфеты и т. д.)

А теперь попробуйте назвать промышленные товары (одежда, обувь, головные уборы и т. д.). ( Ответы детей.)

Значит, товары у нас бывают какие? (Продовольственные и промышленные.)

Подумайте, ребята, что нужно иметь покупателю и что нужно знать для того, чтобы купить товар. ( Иметь деньги, знать цену.) А что же такое цена? (Это то, сколько стоит товар.) Всегда ли цена на товар одинаковая? (Нет.) Значит, товары бывают дешевые и дорогие.

Скажите, выгодно ли покупателю покупать дешевый товар? А выгодно ли продавцу продавать дешевый товар?

Значит, цена влияет на то, сколько можно купить товара. ( Дешевой продукции — много, дорогой — мало.)

Какой товар покупали бы вы — дешевый или дорогой? Почему?

Ребята, с одной стороны, это правильно, когда вы экономите деньги, покупая дешевый товар, и у вас еще остаются деньги на другую покупку. Это хорошо.

Но может ведь быть и такая ситуация. Например, в магазине продается обувь.

– одна пара обуви стоит дешево, но качество у него не очень хорошее, т. е. она не так удобна. Нет гарантии, что она будет служить долго. К тому же, в продаже есть эта обувь только больших размеров.

– Вторая пара обуви стоит дороже, но она очень удобна и практична. Эта пара обуви произведена известной фирмой, из качественных материалов ее качество гарантировано.

Какую бы обувь вы купили — ту, что дешевле, но низкого качества или ту, что дороже, но более качественную? (Ответы детей.)

Необходимо обратить внимание детей на то, что дешевый товар покупать хорошо, но важно обращать внимание и на качество продукции. Иногда, как видите, есть смысл купить дорогую, но более качественную вещь.

В. Мы уже с вами выяснили, что есть продовольственные товары, а есть промышленные товары. А какие у нас бывают магазины? (Овощной, хлебный, колбасный, рыбный — магазины продовольственных товаров; мебельный, обувной, «Одежда» и т. д. — магазины промышленных товаров.)

Как же называются люди, которые работают в магазине и продают товары? (Продавцы.) А те, кто покупают эти товары? (Покупатели.)

В чем заключается работа продавца в магазине? Например, в продовольственном магазине? А в магазине, где продают ленты, пуговицы, ткани? А в обувном магазине? (Ответы детей.) Хотели бы вы стать продавцом в магазине? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Обращает внимание на культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.

1. Поварницина Г. П., Киселева Ю. А. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры (3756, (Учитель, ИПГринин, 2019.

2. Смолнцева А. А. « Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» Учебно- методическое пособие.

3. А. Д. Шатова «Дошкольник и экономика»

4. Интернет ресурсы.

, , .

Игры по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ИГРЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШАЯ ГРУППА

1. Разложи монетке по кошелькам.
Цель: закрепление знаний основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, формирование элементарных представлений о финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные: формировать элементарные представления о понятии монета и кошелёк.
Развивающие: развивать зрительную память, мелкую моторику, цветовосприятие, речь.
Воспитательные: воспитывать интерес к занятию, бережное отношение к деньгам, коллективизм.
Оборудование для игры: карточки кошельки четырёх цветов, фишки-монеты четырёх цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий).
Ход игры: ребёнок берёт монетку -фишку понравившегося цвета, он должен положить её в кошелечек, такого же цвета что и монетка-фишка.

2. Цветная копилка
Цель: формирование элементарных представлений о финансовой грамотности, закрепление знаний основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный)
Задачи:
Образовательные: формировать элементарные представления о понятии монета и копилка.
Развивающие: развивать зрительную память, мелкую моторику, цветовосприятие, речь.
Воспитательные: воспитывать интерес к занятию, бережное отношение к деньгам, коллективизм.
Оборудование для игры: четыре ведёрка с отверстиями основных цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый-это копилки, монеты-фишки четырёх цветов.
Ход игры: ребенок достает из мешочка монетку-фишку, он должен её отправить в копилку нужного цвета. Все монетки соответствует цвету копилок.

3. Копилка.
Цель: формирование элементарных представлений о финансовой грамотности, развитие умений различать монеты от бумажных купюр.
Задачи:
Образовательные: формировать знания о понятиях монета, бумажная денежка, деньги, копилка, уметь различать бумажные купюры и монеты друг от друга.
Развивающие: развивать зрительную память, моторику, речь.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к деньгам, воспитывать чувство коллективизма, воспитывать интерес к занятию.
Оборудование для игры: две копилки в виде ведерка с отверстиями сверху. Сбоку каждого ведёрко-картинка с монетой, бумажной купюрой. К монеты и купюры по 10 штук. Мешочек -кошелек.
Ход игры: ребенок достает из мешочка – кошелька денежки, монеты или бумажные купюры, и отправляет их в нужную копилку, тем самым сортирует деньги.

4. Пазл
Цель: формирование элементарных представлений о финансовой грамотности, понятиях монета, бумажные деньги-купюра, развитие наглядно-образного мышления.
Задачи:
Образовательные: формировать элементарные представления о финансовой грамотности, а понятия монета, бумажная купюра.
Развивающие: развивать наглядно-образное мышление, моторику, зрительную память, речь.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к деньгам, воспитывать интерес к занятию, воспитывать чувства коллективизма во время игры.
Оборудование для игры: монета разрезанная на 2-3 части, бумажная купюра разрезанные на 2 части два квадрата или два прямоугольных треугольника.
Ход игры: ребенку предлагается собрать монету из двух или трех половинок, также собрать бумажную купюру из двух половин.

5. Деньги на прищепку
Цель: формирование элементарных представлений о финансовой грамотности, формирование знаний о бумажных купюрах.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания понятия бумажная купюра, деньги, один и много.
Развивающие: мелкую моторику, речь.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к деньгам, воспитывать интерес к занятию, воспитывать чувства коллективизма в игре.
Оборудование для игры: бумажные купюры красного и зеленого цвета по 10 штук, два шнурка, прищепки.
Ход игры: Командная игра. 2 команды в каждой по 3 человека. Два держат шнурок с обоих концов, а по 1 участнику на скорость прицепляют купюры приёмками к шнурку. Игра на скорость. Кто быстрее, тот и победил.

Сюжетно – ролевые игры по финансовой грамотности

Игры в магазин
Цель: формирование элементарных представлений о финансовой грамотности, формирование знаний основных понятий: монета, касса, продавец, кошелёк, бумажная купюра, магазин, товар, покупки, формировать навыки правильного поведения в магазине.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания понятий: монета, касса, продавец, кошелёк, бумажная купюра, магазин, товар, покупки.
Развивающие: развить зрительную память, мелкую моторику, речь.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к деньгам, воспитывать интерес к занятию, воспитывать бережное отношение друг к другу.
Игра-ситуация «Делаем покупки»
Воспитатель берет сумку и произносит, не обращаясь к детям: «Пойду я в магазин, надо купить яблок.
В магазине очередь.
Что продают?
– Бананы, яблоки.
Вот кукла Катя.
Катя, что ты хочешь купить?
– Бананы?
Я встану в очередь за тобой.
Кто у нас продавец? (Обращается к девочке.)
Лиза, ты сегодня продавец?
Мы с Катей пришли в твой магазин».
Покупатель (воспитатель). Здравствуйте, я хочу испечь пирог, мне нужны яблоки. Дайте мне одно яблоко.
Продвец (ребенок). Вот, берите.
Покупатель: Возьмите денежку. Спасибо. До свиданья.

Игра-ситуация «Что надеть на ножки?»
Воспитатель обращается к кукле, стоящей босиком:
Катя, почему у тебя босые ножки?
Ты можешь замерзнуть! Некому тебя пожалеть. Где твоя мама?
Даша, это не твоя дочка бегает босиком?
Потом с ней хлопот не оберешься: горлышко заболит, температура поднимется, гулять нельзя будет. ( Даша подходит к кукле и берет ее на руки.)
Где ее обувь? Нет? Тогда надо идти в магазин. Пойдем подберем твоей дочке ботинки. Я работаю в магазине обуви. Там много товара. Бери сумку.
Воспитатель и девочка идут в магазин.
Продавец (воспитатель). В нашем магазине вы можете подобрать все, что хотите. Какую обувь вы хотите купить? Ботиночки?
Покупатель (ребенок). да.
Продавец. Вам больше нравятся красные или белые ботинки?
Покупатель. Красные.
Продавец. Примерьте ботиночки вашей дочке. Подошли они ей?
Покупатель (примеряет кукле ботинки). Подошли.
Продавец. С вас одна монета – один рубль. Спасибо за покупку. Вы довольны?
Покупатель. Да. Спасибо.

Игры в парикмахерскую
Цель: формирование элементарных представлений о финансовой грамотности, формирование знаний основных понятий: монета, бумажная купюра, парикмахер, парикмахерская, прическа, стрижка, ножницы, расческа.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания понятий: монета, бумажная купюра, парикмахер, парикмахерская, прическа, стрижка, ножницы, расческа.
Задачи:
Развивающие: развить зрительную память, мелкую моторику, речь.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к деньгам, воспитывать интерес к занятию, воспитывать бережное отношение друг к другу.
Игра-ситуация «Модная прическа»
Вариант 1.
Воспитатель спрашивает у куклы, где она сделала такую красивую прическу.
Кукла (ютвечает, что ходила в парикмахерскую.
Воспитатель сообщает, что открывает парикмахерскую и приглашает ребят посетить ее.
Воспитатель. Ко мне пришла кукла Полина. Полина, что ты хочешь делать с волосами? Стрижку прическу? Прическу. Тогда садись поудобнее. (делает прическу.)
Прическа готова.
Посмотри в зеркало.
Нравится? С вас один рубль. (отдают парикмахеру монетку)
До свидания.
Кто ко мне следующий?
Здравствуй, Даня. Тебя подстричь? Садись. Вот ножницы, вот расческа. Стрижка готова. Тебе нравится? С вас один рубль.
Даня (отдают парикмахеру монетку)
Приходи еще.
Вариант 2
Воспитатель говорит: «я — парикмахер. Очередь большая, мне одной тяжело работать. Кто будет работать парикмахером вместе со мной?
Ева, давай работать вместе. Вот мишка пришел стричься.
Ева работает, подражая воспитателю.
Дети приходят с игрушками или сами выступают в роли клиентов.
Воспитатель. Все, я закончила работу. Пойду в больницу, горло заболело. Кто будет вместо меня? Лиза, побудь вместо меня парикмахером. Поработаешь вместе с Евой?
Приходит новый парикмахер—Лиза—и принимает клиентов.

Рекомендуем посмотреть

Вводный курс по обучению основам финансовой грамотности детей средней группы ДОУ

Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности у детей старшей группы ДОУ

Квест-игра в подготовительной группе ДОУ по финансовой грамотности

Интеллектуальная игра для дошкольников по финансовой грамотности

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности дошкольников

Муниципальный смотр – конкурс

методических и дидактических средств обучения

в 2021 – 2022 учебном году

Номинация «Начальное образование»

Дидактические игры при обучении детей финансовой грамотности

Якимова Ольга Васильевна,

учитель начальных классов,

«Верещагинская санаторная школа-интернат для детей,

нуждающихся в длительном лечении»

2021 – 2022 учебный год

В 2017 году в целях формирования финансово грамотного поведения граждан, повышения уровня их финансовых знаний Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017-2023 годы.

В ней отмечено, что для формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у всех возрастных и целевых групп необходимо продолжить разработку и внедрение образовательных программ повышения финансовой грамотности для всех уровней образования.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. По запросу Управления образования муниципального Верещагинского района с 2017 по 2020 год я разрабатывала задания и проводила игру «Финансовая грамотейка» для обучающихся 3 классов Верещагинского муниципального района. Проанализировав результаты игр, выявила две проблемы: во-первых, дети не оперируют финансовыми терминами, во-вторых не могут решать задачи с экономическим содержанием. А ведь сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, очень важно, чтобы они уже сейчас учились правильно принимать финансовые решения, знать основы финансовой безопасности, иметь представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

Желание изменить ситуацию побудило меня вплотную заняться вопросами обучения младших школьников основам финансовой грамотности. Я составила программу по курсу внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности.

Передо мной стояла задача развития основ экономического образа мышления обучающихся и воспитания ответственного и грамотного финансового поведения. Чтобы повысить мотивацию к изучению курса, я решила использовать цифровой ресурс создания дидактических игр.

предлагаемых материалов заключается в текущем оценивании при изучении курса «Финансовая грамотность», которое подразумевает организацию контроля формирования планируемых результатов на каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, то есть помогает обучающимся выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на этой основе стимулирует обучающегося к развитию собственной финансовой грамотности.

Решение цели предполагало реализацию следующих

изучить виды дидактических игр на

проанализировать перечень планируемых результатов по курсу «Финансовая грамотность»

разработать дидактические игры

апробировать игры в течение года на занятиях кружка

проанализировать результаты обученности при помощи диагностики по критериям:

для меня в создании данного пособия состояла в использовании цифрового ресурса LearningApps при обучении детей финансовой грамотности.

Дидактические игры рассчитаны на весь учебный год в 3 классе при изучении каждой темы на закрепление знаний. Игра может быть командной (играют на школьных планшетах), так и индивидуальной (при наличии телефона с выходом в интернет). В начале следующего занятия проводится коллективная игра, чтобы повторить предыдущую тему.

Вначале учитель напоминает правила игры, взаимодействия с учителем.

Апробация дидактических игр началась с изучения первой темы 3 класса. Игра была командной, чтобы каждый член команды почувствовал ответственность за свою внимательность на занятии перед другими членами команды. Игра дала представление об уровне знаний, которые были получены во время занятия, выявила проблемы, над которыми предстояло поработать. Так как состав команд был постоянный, ребята стали стремиться восполнить свои пробелы в знаниях, чтобы победить.

Использование дидактических игр является мощным стимулом обучения. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Игры дают возможность для сбора данных к оценке универсальных способов действий: рефлексии, способность к саморегуляции, самоконтролю и самокоррекции.

При проведении занятий по финансовой грамотности третьеклассников я систематически использовала разработанные мной игры. При этом заметно увеличился познавательный интерес и мотивация обучающихся.

По результатам диагностики видна положительная динамика по всем критериям, что подтверждается таблицей результатов. Данные результаты отражают эффективность дидактического пособия.

Перспективы совершенствования дидактических игр вижу в нескольких направлениях. Во-первых, разработать игры не только по финансовой грамотности, но и по учебным предметам, во-вторых, разработать игры на других цифровых ресурсах (например,

Содержание дидактического материала

Тема: Что такое деньги.

Цель: закрепление понятий, связанных с деньгами.


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ИГРЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШАЯ ГРУППА

Тема: Монеты и бумажные деньги.

Цель: закрепление знаний о монетах и бумажных деньгах.


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ИГРЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШАЯ ГРУППА

Тема: Рассмотрим деньги поближе.

Цель: закрепление умений правильно использовать изученные понятия.


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ИГРЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШАЯ ГРУППА

Тема: Защита денег от подделок.

Цель: Закрепление знаний о том, как отличить фальшивые купюры от настоящих.


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ИГРЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШАЯ ГРУППА

Тема: Какие деньги были раньше в России.

Цель: закрепление знаний о первых деньгах на Руси, появлении металлических и бумажных денег.


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ИГРЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШАЯ ГРУППА

Тема: Современные деньги России и других стран.

Цель: закрепление знаний о том, что такое валюта и как называются деньги других стран.


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ИГРЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШАЯ ГРУППА

Тема: Откуда в семье берутся деньги.

Цель: закрепление знаний о доходах семьи.


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ИГРЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШАЯ ГРУППА

Тема: На что тратятся деньги.

Цель: закрепление умений различать обязательные и необязательные расходы.


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ИГРЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШАЯ ГРУППА

Тема: Доходы и расходы семьи.

Цель: закрепление умений различать доходы от расходов в семье.


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ИГРЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШАЯ ГРУППА

Тема: Как делать сбережения.

Цель: закрепление знаний о видах сбережений, какими способами делать сбережения.


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ИГРЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШАЯ ГРУППА

Тема: Что мы узнали о доходах и расходах семьи?

Цель: Итоговый опрос знаний.


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ИГРЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШАЯ ГРУППА

Онлайн – приложение интерактивных упражнений

Финансовая грамотность: учебная программа. 2-3 классы. Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е. Е. – М.: Вако,2020.

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 классы. Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е. Е. – М.: Вако,2020.

Игры на финансовую грамотность для дошкольников

Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Сегодня дети, так или иначе, оказываются вовлечё Нными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги.

Задача воспитателя детского сада — преподнести элементарные Финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной Форме.

Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью Игры, естественно для Дошкольника.

В качестве средства Формирования основ экономической культуры мы используем Дидактические игры, сюжетно-ролевые Игры.

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики роста Финансовой грамотности воспитанников посредством внедрения в образовательную деятельность приемов игровой технологии.

Для достижения планируемых результатов предполагается решение следующих задач:

• создать условия, инициирующие учебное действие в рамках проведения образовательных игр;

• научить Детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и их разумного использования;

• научить Детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.).

Предлагаемые Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей старшей группы и подготовительной к школе группы. В Игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. Главной особенностью Дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой Форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.

Дидактическая игра «Найди купюру страны»

Цель: Содействовать Финансовому просвещению и воспитанию Детей дошкольного возраста

• Создание необходимой мотивации для повышения их Финансовой грамотности;

• Знакомство Детей с деньгами разных стран;

• Формирование отношений к деньгам, как к части культуры каждой страны.

Материал: карточки-кошельки с парным изображением купюр одной страны

В игру можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. На столе разложить карточки. Предложить найти одинаковые денежные купюры.

Как вариант Игры в мемори. Карточки раскладываются картинками вверх, дается время для запоминания, где какая карточка лежит. Затем карточки переворачиваются лицевой стороной вниз. Ребенок открывает 2 карточки, если на них изображена купюра одной страны, то карточки забирает себе. Если он не угадал, то переворачивает карточки лицом вниз на те же места и ход переходит к другому. Выигрывает тот, кто больше угадает одинаковых купюр.


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ИГРЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШАЯ ГРУППА

Дидактическая игра «Что можно купить?»

(для Детей старшего дошкольного возраста)

Цель: дать представление об экономическом развитии общества, торгово-денежных отношениях.

Правила: раскладываются карточки на столе и предлагается ребенку выбрать те изображения, которые можно купить за деньги. Расположить их на карточке с изображением кошелька с монетами. А те, которые купить нельзя, на карточке с перечеркнутым кошельком.


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ИГРЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШАЯ ГРУППА

Дидактическая игра «Купи подарок другу»

Цель: научить подбирать купюры разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Материалы: карточка с «подарками» и ценниками, купюры разного достоинства.

Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие купюры. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену, подберет купюры.


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ИГРЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШАЯ ГРУППА

Дидактическая игра «Банкомат»

Цель: расширять первичное представление Детей о банке и проводимых в нем операциях

• Формировать умение пользоваться банкоматом;

• Совершенствовать навыки счета;

• Развивать умение выполнять последовательные действия (вставлять пластиковую карту в окошко, набрать код, забрать карту и деньги;

• Воспитывать бережное отношение к деньгам.

Оцените статью