РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 3 КЛАСС ПО УЧЕБНИКУ ФЕДИНА

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №628 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа внеурочной деятельности

Финансовая грамотность: первые шаги

для учащихся 2- 4 классов

Срок реализации: 2022-2023 учебный год

Разработчики рабочей программы:

Кучина И. В., Миронова Е. Ю., Афанасьева Н. В.

Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности : первые шаги» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Направление программы – общеинтеллектуальное, способствующее развитию творческого потенциала младших школьников через организацию их познавательной, творческой  деятельности по открытию нового знания и (или) его использованию в разных, в том числе, нестандартных ситуациях при решении практических задач.

Программа данного курса внеурочной деятельности разработана на основе учебных пособий серии «Внеурочная деятельность» издательства «Просвещение» «Основы финансовой грамоты» Н. Г. Калашниковой, Е. М. Белоруковой, Е. Н. Жарковой .

Цель пособий- познакомить детей с историей денег, сформировать элементарные финансовые умения, дать начальные представления о рекламе товаров и услуг. Дети узнают, для чего нужны деньги, что такое бесполезные и полезные покупки, как выбрать товар или услугу, как совершать умные покупки. Пособие состоит из серии небольших рассказов, каждый из которых содержит финансовый аспект. Вопросы для обсуждения и система заданий помогут младшим школьникам усвоить материал. В пособии использованы сквозные персонажи, которые попадают в различные ситуации, встречающиеся в жизни детей. Содержание пособия включает материал в виде схем, графиков, таблиц, диаграмм и заданий для развития проектных и исследовательских умений.

Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности: первые шаги» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 3 года (2–4 классы), 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительностью 35 минут.

В результате успешного освоения программы «Секреты финансовой грамотности: первые шаги» учащиеся получат:

– осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

– развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи.

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

– использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;

– овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Предлагаются вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце года проводится итоговое занятие «День открытых дверей»

Планируемые результаты освоения курса

У младшего школьника будут сформированы:

• осознание себя как члена семьи, готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

• учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения

элементарных финансовых задач;

• самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;

• ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;

• понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);

• понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;

• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.

Младший школьник получит возможность для формирования:

• понимания необходимости освоения финансовой грамотности семейного бюджета и основные принципы его составления;

• понимания обязательных и желательных расходов;

• основ грамотного поведения покупателя;

• понимания мошенничества и основных способах защиты от него.

Младший школьник научится:

• определять личные цели развития финансовой грамотности;

• ставить финансовые цели;

• составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;

• проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;

• оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;

• корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;

• использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;

• корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.

Младший школьник получит возможность научиться:

• преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

• самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.

• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления

информации в области финансов;

• использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

• применять математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

• владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;

• оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.

• осознавать нормы здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.

• представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.

• осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;

• слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;

• излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;

• осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и

• учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;

• формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и

сорудничества с партнёром;

• оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнерам

2.1. Планируемые результаты 2 класс

2.2. Планируемые результаты 2 год обучения (3 класс)

2.3. Планируемые результаты 3 года обучения (4 класс)

– осознание себя как члена семьи, общества и государства;

– самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;

– ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;

– понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);

– понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;

– навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.

– определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить финансовые цели;

– составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;

– проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

– осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;

– оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;

– корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;

– использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;

– корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;

– производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;

–  использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;

– владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;

– оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.

– осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;

– слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

– признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;

– излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;

– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;

– осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

– правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги); • объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;

– объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо; – понимать, что деньги зарабатываются трудом;

– описывать виды и функции денег;

– объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;

– производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;

– называть основные источники доходов;

– приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

– называть основные направления расходов семьи;

– приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи; различать планируемые и непредвиденные расходы;

– считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;

– объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;

– объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты.

3. Основное содержание курса

3.1. Основное содержание 1 года обучения

Учащиеся познакомятся с понятием «Деньги», узнают об истории появления современных денег, научатся грамотно распоряжаться финансами, делать обдуманные покупки.

Вводное занятие. О чем секреты финансовой грамоты? Как копье превратить в козу? Обмен не обман?

Какими деньги были в прошлом? Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Предки денег. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Первые монеты разных государств. Открываем тайны монет! Какими деньги стали? Для чего нужна валюта Какими деньги станут в будущем?

Раздел3 « Все ли можно купить за деньги?»

Сколько стоит радуга? Проект «Что дороже денег?» Почему для покупок нужны деньги? Бывают ли бесполезные покупки? Самые полезные покупки. Проект «Правила «умных» покупок» Как выбрать товар или услугу? Покупаем то, что полезно для здоровья. Идем на ярмарку Проект «Правила «умных» покупок» «Умные» покупки

Как мы покупаем? Купить нельзя не купить! Сколько денег надо на покупку?

Идем на распродажу Рекламируем товары и услуги. Продаем! Покупаем!

Когда покупки радуют?

Раздел5 « Ловушки денежных долгов»

А если денег не хватает? В долг брать нельзя брать! День открытых дверей в мир финансовой грамоты

3.2. Основное содержание 2 года обучения

Учащиеся начнут изучение понятия «Труд» и его стоимость: как зарабатываются деньги, почему у людей разная заработная плата и т. п. Обучающиеся знакомятся с основами распределения бюджета, узнают, чем отличаются жадность и бережливость.

Раздел 1 « Как деньги попадают в кошелек?»

Вводное занятие. Как подружиться с деньгами? Встаньте, деньги, встаньте в круг! Сколько стоит труд? Бывает ли богатство без труда? Приглашаем деньги в гости! Хочу купить! Могу купить? Проект «Готовим сборник советов для детей «Как купить то, что хочется»» Чем богат человек?

Раздел2 « Куда деньги исчезают из кошелька?»

Как купить то, что нужно? Что купить Золушке для школы? Сколько стоит праздник? Проект «Готовим смету проведения дня рождения». Когда расходы делают нас богаче? Секреты разумных расходов

Раздел 3 « От чего надо спасать деньги?»

Чего боятся деньги? Чему деньги рады? Что значит быть экономным?

Что? Где? Сколько стоит?

Раздел4 « Как приручить деньги?»

Купить нельзя не купить! Когда деньги растут? Жадность или бережливость?

Берегитесь, деньги! Берегите деньги! День открытых дверей в мир финансовой грамоты

3.3. Основное содержание 3 года обучения

Учащимися будет более детально изучаться тема «бюджет»: понятия «доход» и «расход», их виды, правильное планирование своего личного бюджета. Заключительный раздел посвящён работе Банка: знакомство с основами банковских операций, работой банкомата и платёжного терминала, электронными деньгами

Зачем копить деньги? Можно ли экономить деньги, расходуя их? Когда надо отказаться от необязательных расходов? Как управлять своими желаниями? Формула успеха. Для чего нужны банки? Проект «Готовим сборник привычек экономии на каждый день»

Раздел 2 «Как работают деньги?»

Как растут деньги в банке? Виды и формы сбережений.  Виды кредитов. Сколько стоят деньги? Люди и деньги – кто кому служит? Идем в банк. Когда деньги творят благо? Проект «Готовим «умную» рекламу финансовой грамоты»

Раздел 3 «Можно ли покупать без денег в кармане?»

Идем по следу денег-невидимок. Где прячутся деньги-невидимки? Какие деньги живут в Интернете? День открытых дверей в мир финансовой грамоты

4.1Тематическое планирование 1 года обучения (2 класс)

4.2. Тематическое планирование 2 года обучения (3 класс)

Тематическое планирование 3 года обучения (4 класс)

4.        Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности». В 3 т. Т. 1 для 1–4 классов / Составители: Н. П. Моторо, Н. В. Новожилова, М. М. Шалашова. – Москва, 2019. – 58 с.

5.        Моя первая сказка про финансы: сб. авт. сказок / сост. и науч. ред.

Е. П. Штогрина. — Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2018.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Деденевская средняя общеобразовательная школа им. Н.К. Крупской

внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

для 3 а  класса на 2022-2023 учебный год.

Составитель: учитель начальных классов

Программа курса «Финансовая грамотность».

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность» 3 класс.

– правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);

– пониманию причин обмена товарами и умение приводить примеры обмена;

– пониманию проблем, возникающие при обмене товарами, и умение их объяснить;

– умению приводить примеры товарных денег;

– умению объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;

– умению описывать виды и функции денег, объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;

– умению называть основные источники доходов, приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

– умению называть основные направления расходов семьи, приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи, а также различать планируемые и непредвиденные расходы;

– умению считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;

– умению объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;

– пониманию роли банков, умение объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты;

– знанию ситуаций, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;

– умению объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.

Обучающийся получит возможность научиться:

– распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);

– объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщать данные, полученные при проведении элементарного учебного исследования, делать выводы.

У обучающегося будут сформированы следующие

– постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;

– выполнять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;

Обучающийся получит возможность для формирования:

– преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.

– использовать логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;

– представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.

– умение осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;

– умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

– умение признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;

– умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;

– умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;

– умение осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

– учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;

– формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.

– осознание себя как члена семьи, общества;

– познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;

– осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;

– понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;

– положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Что такое деньги и для чего они нужны – 14 часов

Тема 1. Что такое деньги, и откуда они взялись?(4 ч)

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок (4 ч)

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. « Орёл». « Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Тема 3. Какие деньги были раньше в России (2 ч)

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник.

Тема 4. Современные деньги России и других стран (4 ч)

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Что такое семейный бюджет – 20 часов

Тема 5. Откуда в семье деньги (6 ч)

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получить арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия.

Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Тема 6. На что тратятся деньги (5 ч)

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги.

Вредные привычки. Хобби.

Тема 7. Как с умом управлять своими деньгами (4 ч)

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

Тема 8. Как делать сбережения (5 ч)

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Формы организации учебного процесса:

классные и внеклассные.

Программа реализуется через следующие

• ситуационная игра;

• образно-ролевые игры;

• исследовательская деятельность;

• дискуссия, обсуждение.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 3 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования с учетом авторской  программы «Финансовая грамотность» Ю. Н. Корлюговой: учебная программа. 2-4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2022. – 16 с. ( Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:

Данная рабочая программа реализуется  как  в режиме очного обучения, так и с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Курс «Финансовая грамотность» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа   и представления информации и публичных выступлений.

развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основными задачами курса являются:

Основные содержательные линии курса:

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет.

В соответствии с учебным планом образовательного учреждения на изучение курса предусмотрено в 3 классе  34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Итоговый контроль (промежуточная аттестация)

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, заложенных в ФГОС НОО.

Планируемые личностные результаты:

изучения курса в 3 классе является формирование следующих умений:

2. Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности

3. Тематическое планирование

Тематическое планирование составлено с учетом  закрепленного в рабочей программе воспитания приоритета воспитания учащихся на уровне начального общего образования: создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Оцените статью