- Дружи с финансами
- ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
- Квест-игра ” Дружи с финансами”
- Что такое финансовая грамотность?
- Применение финансовой грамотности в жизни
- Как научиться финансовой грамотности?
- Хотите проверить свои знания?
- Уроки по финансовой грамотности
- Урок 1. Суть денег. Деньги и их свойства
- Урок 2. Планирование и учет финансов
- Урок 3. Финансовая система и финансовые организации
- Урок 4. Инвестирование и накопление
- Урок 5. Финансовый анализ
- Урок 6. Финансовое мышление
- Как проходить занятия?
- Дополнительные материалы
- Цитаты известных людей на тему денег
- Зачем нужна фин. грамотность ребёнку?
Дружи с финансами
Сценарий внеклассного мероприятия по финансовой грамотности для учащихся 3 класса: квест «Дружи с финансами »
Учитель: Фирсова Г. П.
способствоватьформированию основ финансовой грамотности у младших школьников для успешной социализации в обществе.
$1научить применять полученные теоритические знания по финансовой грамотности в практической ситуации;
$1познакомятся со способами рационального использования денег.
$1способствовать развитию экономического образа мышления;
$1развивать умения анализировать различные ситуации и умения самостоятельно решать финансовые задачи;
$1развивать речь, мышление, память.
$1воспитывать ответственность и правильное поведение в области использования экономических знаний в быту и культуру общения в группе.
Форма проведения: квест-игра.
1. Получение лицензии – маршрутного листа.
Станция 1. « Сказки и деньги».
Станция 2. « Экономические загадки».
Станция 3. « Деньги счетом крепки».
Станция 4. « Время – деньги».
Станция 5. « Денежка без ног, весь свет обойдет».
7. Станция 6. « Не деньги богатство – бережливость да разум».
8. Подведение итогов, награждение.
Время проведения -45 минут.
презентация «Дружи с финансами», карточки с заданиями, лицензия «Маршрутный лист», таблички с названиями станций (Приложение 1.) для команд эмблемы или шарфики (Приложение 2.).
I. Организационный момент.
1. Формирование команд проходит в актовом зале.
II. Актуализация знаний, практических и умственных умений
– Отгадайте загадку:
Это — средство обращения,
Это — средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа.
– Кто может определить тему нашего занятия? (Сегодня мы поговорим о значении финансовой грамотности в современном мире.) Почему это так важно?
– Я предлагаю вам разделиться на три команды. Сегодня мы будем учиться зарабатывать деньги интеллектуальным трудом. Каждая из команд совершит путешествие по 6-ти станциям. Для этого вам нужно получить лицензию – маршрутный лист. В маршрутном листе указан ваш путь, название станций. На станциях учащиеся – волонтеры будут давать вам задания. За правильное выполнение этих заданий каждая из команд получит бумажные жетоны в виде железных рублей. На заключительной станции команды встретятся, подсчитают количество заработанных денег и определят победителя. А лицензию вы получите, отгадав загадку. У каждой команды карточка с загадкой. ( Приложение 2.) Команда №1 , команда №2 , команда №3 .
Дети отгадывают загадки, вписывают названия команды в лицензию и расходятся по станциям согласно маршруту.
Дядя Коля нумизмат.
Значит, каждый экспонат,
Я скажу вам по секрету,
2. Он финансовый факир,
3. В море коварном товаров и цен
III. Основная часть. Прохождение квеста.
Игра «Что можно купить за деньги?
Если предмет можно купить – хлопните в ладоши. ( Картинки: ветер, кукла, радуга, молоко, солнце, снег, торт, книга.)
1)Какой товар искал поп в сказке А. С. Пушкина «О попе и о работнике его Балде» и за какую цену он его приобрел? (Работника за три щелбана в год.)
2) Пошла Муха на базар и купила самовар. Назовите синоним слова базар. ( Рынок)
3) Из какой сказки взяты строки?
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу;
Знать, столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счётом принимали
И с набитою сумой
(П. П. Ершов «Конёк-горбунок»)
4) Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? (Золотая антилопа)
5)Сколько стоил билет в театр Карабаса Барабаса? (4 сольдо)
6) Как назывались деньги в сказке Носова «Незнайка на Луне» (фертинги и сантики)
7) Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет. ( Дядя Федор «Каникулы в Простоквашино»)
Ребята вам нужно за 5 минут разгадать загадки, написанные на карточке.
На товаре быть должна
Коль трудился круглый год,
Журчат ручьи, промокли ноги,
Будут целыми, как в танке,
Дела у нас пойдут на лад:
Приносить доходы стал
Люди ходят на базар:
На карточке у вас записана задача, вам необходимо за 3 минуты решить задачу.
$1При покупки мобильного телефона, который стоял 8485 рублей, мама воспользовалась купоном на скидку 400 рублей. Сколько денег заплатила мама за сотовый телефон?
$1В кармане у Коли монеты звенели,
Когда он бежал, они песенку пели.
По 10 рублей было 6 монет,
40 рублей ушло на обед.
За 8 рублей линейку купил,
10 рублей друзьям одолжил.
Осталась в кармане лишь самая малость.
Сколько денег у Коли осталось?
Игра «Товар или услуга»
Вы получаете карточки, внимательно прочитайте слова. Если это услуга, то поставьте букву – У, а если товар – Т.
Молодцы, ребята! Получите монеты за свою работу.
– Ребята, вы молодцы. Я предлагаю закрепить полученные знания веселой игрой, которую вы все знаете.
Игра «Собери пословицу» (на карточке)
$1Денежные единицы России. ( Рубль, копейка)
$1Место, где хранят, дают в долг и обменивают деньги. ( Банк)
$1Стоимость одной вещи при продаже. ( Цена)
$1Продукт труда, который продаётся и покупается. ( Товар)
$1Группа людей, взаимодействующих между собой и объединённых общими условиями жизни. ( Семья)
$1Что делает с рублём копейка? (Бережёт)
$1Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (Сто друзей)
$1Какое животное всегда при деньгах? (Поросёнок)
$1Какие деньги родители выделяют своим детям? (Карманные)
$1Как говорят о деньгах, если они пропали в пустую? (Плакали денежки)
. Подведение итога в актовом зале. Награждение участников квеста.(Слайд 6.)
команды хорошо справились с заданиями, предлагаю подсчитать заработанные условные денежные единицы и наградить команды.
Желаем вам во всем удачи
И просим помнить каждого из вас:
Финансовая грамотность нам в жизни пригодиться,
Как пользоваться правильно деньгами, вам нужно научиться.
Разработка внеклассного мероприятия
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ Дячкинская СОШ
Телицына Инесса Зиновьевна
· научить применять полученные теоритические знания по финансовой грамотности в практической ситуации;
· познакомятся со способами рационального использования денег. – актуализировать и систематизировать знания обучающихся о необходимости рационального использования денег;- содействовать общему развитию младшего школьника;- понимание и правильное использование экономических терминов;- представление о роли денег в семье и обществе;- умение характеризовать виды и функции денег;- знание источников доходов и направлений расходов семьи- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;- овладение логическими действиями сравнения, обобщения,классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;- понимание цели своих действий;- проявление познавательной и творческой инициативы;- оценка правильности выполнения действий;- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей;- составление высказываний в устной и письменной формах;- умение слушать собеседника и вести диалог;- умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.- осознание себя как члена семьи, общества и государства;- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуацияхФорма проведения занятия:
Также средство платежа. (Слайд 2-4.)
– Я предлагаю вам разделиться на три команды. Сегодня мы будем учиться зарабатывать деньги интеллектуальным трудом. Каждая из команд совершит путешествие по 6-ти станциям. Для этого вам нужно получить лицензию – маршрутный лист. В маршрутном листе указан ваш путь, название станций. На станциях учащиеся – волонтеры будут давать вам задания. За правильное выполнение этих заданий каждая из команд получит бумажные жетоны в виде железных рублей. На заключительной станции команды встретятся, подсчитают количество заработанных денег и определят победителя. А лицензию вы получите, отгадав загадку. У каждой команды карточка с загадкой. Команда №1 , команда №2 , команда №3 .
Дети отгадывают загадки, вписывают названия команды в лицензию и расходятся по станциям согласно маршруту.
1. Дядя Коля нумизмат.
Станция 1. « Сказки и деньги».
Ребята вам нужно за 5 минут разгадать загадки, написанные на карточке.
1. При покупки мобильного телефона, который стоял 8485 рублей, мама воспользовалась купоном на скидку 400 рублей. Сколько денег заплатила мама за сотовый телефон?
2. В кармане у Коли монеты звенели,
– Ребята, вы молодцы. Я предлагаю закрепить полученные знания веселой игрой, которую вы все знаете.
1. Денежные единицы России. (Рубль, копейка)
2. Место, где хранят, дают в долг и обменивают деньги. ( Банк)
3. Стоимость одной вещи при продаже. ( Цена)
4. Продукт труда, который продаётся и покупается. ( Товар)
5. Группа людей, взаимодействующих между собой и объединённых общими условиями жизни. ( Семья)
6. Что делает с рублём копейка? (Бережёт)
7. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (Сто друзей)
8. Какое животное всегда при деньгах? (Поросёнок)
9. Какие деньги родители выделяют своим детям? (Карманные)
10. Как говорят о деньгах, если они пропали в пустую? (Плакали денежки)
IV. Подведение итога. Награждение.
C 26 октября по 15 декабря – методические вебинары для педагогов
Для учащихся средних и общих образовательных организаций
Для студентов профессиональных образовательных организаций
Для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
до 21 ноября участвуйте в ежегодном Всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности
до 21 ноября учавствуйте в ежегодном Всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности
Управление своими финансами. Личный и семейный бюджет. Как ставить и достигать финансовые цели. Финансовая подушка безопасности. Принципы осознанного потребления.
Главные принципы кредитования и ответственное отношение к взятым обязательствам. Сохранение и преумножение сбережений с помощью банковского вклада. Безопасное и выгодное использование банковских карт.
Основы страховой защиты для себя и близких. Страховые риски. Страховая ответственность. Как выбрать страховую компанию. Дополнительный доход при помощи страховки.
Что важно знать начинающему инвестору. Основные принципы инвестирования. Выбор финансовых инструментов для достижения цели. Как работает биржа, как выбрать посредника.
Правила ориентации в современном киберпространстве и главные свойства информации. Основы защиты своих данных при использовании электронных сервисов.
Бизнес и предпринимательство. Выбор идеи для бизнеса. Основы составления бизнес-плана. Ответственность и финансовые риски владельца бизнеса. Личные качества предпринимателя.
История денежной политики и финансовые интересы страны. Денежные реформы. Эмиссия. Банкноты и монеты в обращении: признаки подлинности и платежеспособности. Жизненный цикл денег.
Как работают налоговая и пенсионные системы. Виды имущественных налогов, как они рассчитываются, права и обязанности налогоплательщика. Понятие пенсии, принципы ее формирования и возможные варианты пенсионного обеспечения.
Правильный выбор и ориентация в мире профессий. Востребованность профессий финансиста, бизнес-информатика и педагога. Профессиональные требования к специалистам.
Выберите урок, дату и время в расписании или через каталог уроков
Зарегистрируйтесь на выбранный урок
Примите участие в уроке классом или индивидуально
Заполните форму отзыва после урока и получите сертификат участника на почту
Проект для педагогов и организаторов детского отдыха. Здесь можно найти развивающие игры, которые познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности и помогут учащимся старших классов закрепить свои знания, полученные на уроках.
Информационно-просветительский ресурс Банка России для широкой аудитории, а также для преподавателей финансовой грамотности. Здесь вы найдете понятные статьи про финансы, полезные сервисы и познавательные игры, методические рекомендации и готовые презентации для уроков.
Группа, в которой педагоги, методисты и волонтеры делятся лучшими практиками повышения финансовой грамотности, сценариями игр, викторинами и конкурсами, анонсами мероприятий, интерактивными уроками и другими интересными проектами.
На занятиях участники узнают, как безопасно и эффективно пользоваться банковскими услугами, выбирать финансовые инструменты, использовать современные онлайн-технологии и защищаться от мошенников.
Квест-игра ” Дружи с финансами”
Данная разработка способствует формированию основ финансовой грамотности у младших школьников для успешной социализации в обществе. Цель занятия-научить применять полученные теоретические знания по финансовой грамотности в практической ситуации;
познакомить со способами рационального использования денег.
МКОУ « Брусовская СОШ»
для учащихся начальных классов:
Учитель начальных классов :
Алтухова С. А.
Цель: способствовать формированию основ финансовой грамотности у младших школьников для успешной социализации в обществе.
2. Станция 1. « Сказки и деньги».
3. Станция 2. « Экономические загадки».
4. Станция 3. « Деньги счетом крепки».
5. Станция 4. « Время – деньги».
6. Станция 5. « Денежка без ног, весь свет обойдет».
7. Станция 6.«Не деньги богатство – бережливость да разум».
Время проведения-45 минут.
Используемое оборудование: карточки с заданиями, «Маршрутный лист», таблички с названиями станций, для команд эмблемы или шарфики.
Цель разработанного мною внеклассного мероприятия систематизировать знания учащихся начальной школы по финансовой грамотности, выявить практические возможности применения знаний при решении задач по финансовой грамотности в семье . Рассмотреть через игровую деятельность как положительную, так и отрицательную роль денег в жизни человека.
Разнообразные виды деятельности помогают учащимся обобщить знания по финансовой грамотности. Помощники-старшеклассники помогут организовать работу на станциях. В мероприятии может участвовать один класс, разделённый на 3 команды или учащиеся разных классов. Каждая из команд совершит путешествие по 6-ти станциям. У каждой команды свой маршрутный лист. В маршрутном листе указан путь, название станций. За правильное выполнение этих заданий каждая из команд получит бумажные жетоны в виде железных рублей. На заключительной станции команды встретятся, подсчитают количество заработанных денег и определят победителя.
Квест может быть проведён, как в рамках «Недели по финансовой грамотности», во время занятости детей летом.
II. Актуализация знаний, практических и умственных умений.
Также средство платежа.(Деньги)
-Кто может определить тему нашего занятия? (Сегодня мы поговорим о значении финансовой грамотности в современном мире.) Почему это так важно?
– Я предлагаю вам разделиться на три команды. Сегодня мы будем учиться зарабатывать деньги интеллектуальным трудом. Каждая из команд совершит путешествие по 6-ти станциям. Для этого вам нужно получить лицензию – маршрутный лист. В маршрутном листе указан ваш путь, название станций. На станциях учащиеся будут давать вам задания. За правильное выполнение этих заданий каждая из команд получит бумажные жетоны в виде железных рублей. На заключительной станции команды встретятся, подсчитают количество заработанных денег и определят победителя. А лицензию вы получите, отгадав загадку. У каждой команды карточка с загадкой.
1. Дядя Коля нумизмат.
Ведущий: Если предмет можно купить-хлопните в ладоши.( Картинки: ветер, кукла, радуга, молоко, солнце, снег, торт, книга.)
1)Какой товар искал поп в сказке А. С. Пушкина «О попе и о работнике его Балде» и за какую цену он его приобрел?(Работника за три щелбана в год.)
7) Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет.(Дядя Федор «Каникулы в Простоквашино»)
Станция 2.«Экономические загадки».
Ведущий:Ребята вам нужно за 5 минут разгадать загадки, написанные на карточке.
Станция 3.«Деньги счетом крепки».
Ведущий:На карточке у вас записана задача, вам необходимо за 3 минуты решить задачу.
Станция 4.«Время – деньги».
Ведущий:Вы получаете карточки, внимательно прочитайте слова. Если это услуга, то поставьте букву – У, а если товар – Т.
Ведущий: Молодцы, ребята! Получите монеты за свою работу.
Станция 5.«Денежка без ног, весь свет обойдет».
Ведущий: команды хорошо справились с заданиями, предлагаю подсчитать заработанные условные денежные единицы и наградить команды.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/489191-kvest-igradruzhi-s-finansami
Также вас может заинтересовать
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Из-за невежества в сфере экономики и денег люди часто не в состоянии обеспечить себе достойную жизнь даже при хорошей зарплате. К тому же нашей финансовой безграмотностью часто пользуются другие люди, что приводит к печальным последствиям. Именно по этим двум причинам стоит изучать основы финансовой грамотности.
Как вы увидите дальше, умение много зарабатывать вовсе не означает безбедную жизнь. Если человек зарабатывает деньги только при помощи определенных умений (музыкальное, медицинское образование и т.п.), этого недостаточно. Умение управлять заработанными деньгами требует совершенно новых навыков и знаний, и именно оно способно привести вас к финансовой независимости.
Нас не учат управлению личными деньгами в школе и даже в университете, и это самое большое упущение как для любого государства, так и для нас с вами лично. С денежными вопросами мы сталкиваемся по нескольку раз в день и при этом совершенно не понимаем, что же такое деньги и как стать финансово состоятельным человеком. Более того, если спросить почти у любого человека, что такое финансово состоятельная личность, ответ будет примерно такой: «Тот, у кого есть машина и хороший дом».
На нашем курсе вы поймете, что это неверное определение состоятельного человека по многим причинам и узнаете, какое мышление нужно в себе развить, чтобы спустя несколько лет добиться устойчивого финансового положения или хотя бы приобрести некоторые привычки, которые помогут вам грамотно экономить и не выбрасывать деньги на ветер.
Что такое финансовая грамотность?
Это не очень простой вопрос, потому что разные люди понимают его по-разному, да и само это понятие скорее философское и сугубо субъективное. Но если все же попытаться придать направление нашему курсу, то можно сказать, что:
Финансовая грамотность — это четкое понимание того, как работают деньги, как их зарабатывать и управлять ими. Есть две главные особенности финансово грамотного человека. Первая: его расходы никогда не превышают доходы. Вторая: любая позитивная разница между месячным доходом и расходом пускается в инвестиции любой формы.
Наверняка вы знакомы со многими людьми, которые весьма неплохо зарабатывают уже несколько лет и при этом едва сводят концы с концами. Они прекрасно делают то, чем занимаются. Это может быть программирование, искусство, наука, спорт. Однако некоторые из них умудряются даже при этом залезать в долги. И ладно бы еще они покупали себе важные вещи, при помощи которых они развиваются. Как правило, эти товары совершенно бессмысленны и их покупка становится обременительной.
Это может показаться странным, но, по сути, не имеет значения сколько вы зарабатываете на данный момент. В истории человечества есть тысячи историй о том, как совершенно нищий человек становился миллионером. Также есть и обратные истории: люди, которым на голову падало богатство, умудрялись потерять все за короткое время. Поэтому очень важно понимать, что ваш нынешний доход – не приговор. Именно затем и нужна финансовая грамотность. Она показывает, как путем приобретения некоторых финансовых привычек любой человек может вылезти из финансовой ямы и твердо встать на ноги.
Экономика является сложным инструментом для понимания. Об этом говорят финансовые кризисы, когда даже самые лучшие экономисты мира не были способны предсказать теперь уже кажущиеся очевидными вещи. Теперь экономисты используют фразу о циклах, снимая с себя ответственность: «Существуют циклы, мировые кризисы будут всегда». Предсказать точную дату кризиса не может никто, однако подготовиться к ним может каждый.
Может ли миллионер быть финансово неграмотным человеком? Может. Например, таковым является голливудский актер, который за одну роль может получить несколько миллионов долларов. Спустя какое-то время его слава проходит, а вместе с ней исчезает и его финансовое состояние. Поэтому он вынужден остаток своей жизни играть низкооплачиваемые роли, распродавать свое имущество, чтобы сводить концы с концами. Это прекрасная иллюстрация важности финансовой грамотности.
Применение финансовой грамотности в жизни
Изучение теории, взращивание в себе осознанного отношения к деньгам и финансовое мышление – эти три вещи помогут любому человеку устроиться в жизни.
Наиболее важным является финансовое мышление, однако очень важно постоянно учиться и дополнять знания практическими навыками. Кто-то считает, что нужно работать как можно больше, чтобы стать финансово обеспеченным. С одной стороны, это так, но с другой, нужно, прежде всего, работать разумно. Как только вы начинаете свой финансовый путь, вы вынуждены работать как можно больше. Но есть один важный момент: чем больше денег у вас становится, тем более разумно вы должны подходить к работе.
Помните, что применять финансовые знания можно уже сейчас. Все, что вы делаете с финансами сегодня, влияет на ваше будущее. Когда вы перестаете покупать ненужные вам вещи, у вас появляются новые возможности. У вас начинает формироваться простая мысль – деньги должны делать новые деньги. Простая трата ваших доходов дает сиюминутный результат и никак не двигает вас вперед.
Любая книга о финансовой независимости даст вам понять важность оптимизации расходов в своей жизни. Тратить все, что зарабатываете, – это самая худшая стратегия, хуже нее только жизнь в кредит.
Наш курс поможет вам изменить свою жизнь и отношение к деньгам. Вы научитесь мыслить категориями десятилетий. В любой сфере жизни удовлетворение сиюминутных желаний не приводит ни к чему хорошему. В сфере финансов это способно привести к самым катастрофическим последствиям. Курс финансовой грамотности призван изменить ваше мышление и помочь стать более взрослым и ответственным человеком.
Как научиться финансовой грамотности?
Никто не рождается финансово грамотным человеком. Можно родиться в богатой семье, но это не гарантирует вам прекрасного финансового будущего.
Чтобы взрастить в себе финансовое мышление, нужно уделить этому много месяцев. Однако многие позитивные изменения вы можете развить в себе уже в течение нескольких дней. Теорию денег можно изучить достаточно быстро, также можно относительно легко понять, как работает рынок акций или банк. И только поняв, как работают финансы, вы начнете понемногу двигаться вперед.
В прошлые времена с финансовой грамотностью дела обстояли еще хуже. Человек был вынужден работать с утра до ночи, чтобы хотя бы выжить. Финансовая культура существовала в зачаточном состоянии. Чтобы стать состоятельным человеком, нужно было применять силу. В наше время многое изменилось, и это прекрасный шанс для каждого из нас преуспеть в жизни. Есть масса материалов в свободном доступе: книги, курсы и видео. Любая информация доступна уже здесь и сейчас. Впрочем, как мы знаем, доступность информации одновременно и обесценивает ее. Вы должны четко уяснить, что у вас уже есть все, что нужно для финансового процветания, осталось только найти правильные материалы.
Пожалуй, самым важным навыком для развития финансовой грамотности является дисциплина. Больше 90% людей в мире тратят деньги совершенно бездумно, и именно по этой причине никто из них не станет состоятельным человеком. Никто ничего не гарантирует и оставшимся 10%, однако шансов у них все-таки побольше. Развивая дисциплину в отношении финансовых привычек, вы тысячекратно увеличиваете свои шансы на то, чтобы лет через десять отойти от дел, иметь пассивные источники дохода и делать все, что пожелаете.
Хотите проверить свои знания?
Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу.
Уроки по финансовой грамотности
Изучив большое количество литературы и биографий богатых и успешных людей, мы пришли к выводу, что финансовая грамотность – это навык. Любому навыку можно научиться. Мы разработали для вас шесть уроков, каждый из которых затронет определенный аспект финансовой грамотности. Хорошая новость состоит в том, что нам не нужно было ориентироваться на разные типы людей, т.к. финансовая грамотность не является чем-то уникальным для каждого финансово успешного человека. Это определенный набор знаний и несложных навыков, которые способен приобрести каждый. Все великие бизнесмены имели примерно одинаковую философию, различались только пути достижения цели.
Цель курса: познакомить нашего читателя с планированием, финансовым анализом и инвестированием.
Задачей же курса является развить в читателе финансовое мышление, которому не учат в школе и университете.
Представляем вам небольшой обзор каждого из уроков:
Урок 1. Суть денег. Деньги и их свойства
Для того, чтобы начать развивать свое финансовое мышление, не обойтись без истории возникновения денег, а также без понимания их свойств и отличительных черт. Вы должны понять, почему и зачем были придуманы деньги. Они со временем эволюционировали, и вы можете увидеть, что эта эволюция была логична. Скорее всего, деньги будут эволюционировать и дальше, и если вы осознаете, почему они менялись столетиями, то, возможно, сможете предсказывать некоторые финансовые коллизии в будущем. В первом уроке мы расскажем вам многое из того, что каждый финансово грамотный человек должен знать о деньгах. Этой информации вам хватит для понимания сущности денег, однако стоит проходить курс дальше.
Урок 2. Планирование и учет финансов
Планирование является важнейшей частью любой сферы жизни. Когда же речь заходит и о финансовом планировании, ставки повышаются. Если вы хотите стать бизнесменом или руководить большим предприятием, прежде всего, вам стоит научиться управлять личными финансами. В этом уроке вы поймете, как создают свои финансовые планы руководители крупных предприятий и чем они при этом руководствуются. После этого мы вам покажем пять простых шагов для составления своего собственного финансового плана. Уже на этом этапе вы будете смотреть на деньги, как на возможности, а на свои расходы – как на препятствия. Также вы научитесь оптимизировать свои траты, в чем вам помогут приложения для смартфонов или простой лист бумаги.
Урок 3. Финансовая система и финансовые организации
Для того, чтобы смотреть на деньги не как на бумажку, а понимать денежные потоки, вам нужно понять суть финансовых систем и то, как именно двигаются деньги в финансовых организациях. В мире все пронизано деньгами, поэтому вы должны понять хотя бы то, куда двигаются ваши деньги после того, как вы купили товар. В этом уроке мы рассмотрим четыре подсистемы финансовой системы, а также увидим, какие существуют финансовые организации. Ведь, вполне возможно, когда-то вы будете работать именно там. Изучите все особенности финансовых организаций, и вы станете понимать намного больше об окружающем мире.
Урок 4. Инвестирование и накопление
Накопление с последующим инвестированием – это последний шаг к обретению финансовой независимости. Вместе с этим, это самый трудный и рискованный этап. Но риск всегда оправдан большим доходом. В этом уроке мы покажем вам несколько простых и сложных путей наращивания капитала. Суть любого инвестирования в резидуальном (пассивном) доходе. Т.е. таком, который работает без вашего участия. Если у вас все получилось, вы можете бросить работу или же найти занятие по душе.
Урок 5. Финансовый анализ
Умение анализировать все, что угодно, позволяет любому человеку стать более разумным и думающим. Когда речь идет о финансовом анализе, есть смысл говорить о важном умении. Оно позволит оценивать перспективы развития любой компании и прогнозировать стоимость акций. В этом уроке мы познакомимся с самой сутью финансового анализа, а также с его задачами и видами. Мы посмотрим на финансовый мир совершенно другими глазами. Всего за пару часов вы изучите важные основы и сможете понимать экономические и финансовые новости. Вы наконец узнаете об индексе Доу-Джонса, что он означает и как это просто.
Урок 6. Финансовое мышление
Для того, чтобы ваш финансовый успех был стабилен, вам нужно не просто изредка делать правильные финансовые поступки, а обрести финансовое мышление и философию. В этом случае ваша зависимость от мнения других людей полностью исчезает. Вы просто знаете и чувствуете, что делать и как поступать в своей финансовой жизни. Хотя это, конечно, не исключает дальнейшего образования.
В этом уроке мы будем воспитывать финансовое мышление и философию. Вы начнете прививать финансовые привычки, поймете, как думают и размышляют успешные люди. Но это не сделает вас их копией, потому что вы все равно найдете свой собственный путь. Этот последний урок является наиболее важным, потому что призывает шестое чувство – ту самую интуицию, на которой создал свою финансовую империю Ричард Брэнсон и многие другие успешные люди.
Авторы курса: Григорий Кшеминский и Евгений Буянов.
Как проходить занятия?
Временами этот курс может показаться не очень легким, однако мы постарались смешивать простые и сложные вещи. Экономика отчасти сложна, однако стоит познакомиться с ней поближе, и вы поймете, что в ней существуют свои вполне логичные и понятные законы. Также в ней существуют и совершенно нелогичные вещи, однако вы будете это понимать и предпринимать все, чтобы быть готовыми к неожиданностям.
Первый, третий и пятый уроки имеют отношение скорее к теории, чем практике. Вы можете выбрать именно такой порядок изучения. На теорию потребуется меньше всего времени. Второй, четвертый и шестой уроки являются по большей части практикой и требуют больше времени на изучение и воплощение.
Впрочем, вы можете изучать уроки и по порядку. Симбиоз теории и практики – это правильный подход, и любой профессионал своего дела знает об этом. Можно много думать и не действовать, а можно бездумно действовать и совершать массу ошибок. Когда же вы думаете и действуете, вы получаете самый лучший результат.
Наш курс вы можете пройти двумя способами, имеющими отношение к временным промежуткам. Например, при наличии времени вам вполне может хватить недели. Однако мы рекомендуем вам проходить курс более вдумчиво и время от времени к нему возвращаться. Когда вы пройдете курс, вернитесь к нему и закрепите навыки, просмотрите список рекомендуемой литературы и двигайтесь дальше. Тем не менее, наш курс самодостаточен сам по себе и на многие вещи поможет открыть вам глаза. Мы постарались сделать его увлекательным и легким для понимания.
Дополнительные материалы
В разделе, посвященном дополнительным материалам, вы найдете список книг, рекомендуемых к прочтению. Они охватывают разные аспекты финансовой грамотности: от теории до практики, мотивации и формирования финансового мышления. Авторы некоторых книг настоящие миллионеры и люди, которые являются наставниками других людей. Словом, это отличный начальный список книг, которыми вы можете обогатить свои знания.
А еще рекомендуем следующие подборки дополнительных материалов по финансам и финансовой грамотности:
И далее небольшое напутствие напоследок.
Цитаты известных людей на тему денег
В заключение вводного урока предлагаем прочитать несколько вдохновляющих цитат известных людей о деньгах:
Мудрый человек держит деньги в голове, но не в сердце.
Слишком многие люди тратят деньги, которые они с трудом заработали, на вещи, которые им не нужны, чтобы впечатлить людей, которые им не нравятся.
Умеренность — уже богатство.
Я расскажу вам, как разбогатеть на Уолл Стрит: будьте осторожны, когда другие жадничают. Будьте жадными, когда другие осторожничают.
Годовой доход 20 фунтов при расходе 19 фунтов 96 пенсов — это счастье. Годовой доход 20 фунтов при расходе 20 фунтов и 6 пенсов — это нищета.
Богатство — это не скопление материальных ценностей. Это умение тратить меньше, чем зарабатываешь, умение откладывать и вкладывать. Вы не разбогатеете, пока не усвоите это.
Чего не хватает нашему поколению, так это финансового образования, необходимого для финансовой безопасности.
Сколько миллионеров вы знаете, которые построили свое состояние на процентах с депозита? Вот и я о том же.
Деньги — хороший слуга, но плохой господин.
Инвестирование похоже на наблюдение за высыхающей краской или растущей травой. А если вам хочется получить все быстро, берите 800 долларов и езжайте в Лас-Вегас.
У богатых людей маленькие телевизоры и большие библиотеки, а у бедных большие телевизоры и маленькие библиотеки.
Никогда не тратьте деньги прежде, чем их заработать.
А теперь предлагаем приступить к занятиям.
Желаем вам успеха в освоении навыка!
Может показаться, что дети узнают эти вещи сами собой, когда вырастут, но на самом деле любой ребёнок включается в экономическую жизнь довольно рано, даже когда просто получает конверт с деньгами от родственников. Поэтому можно начинать знакомство с миром денег, как только у ребёнка начинает развиваться логическое мышление. Главное, действовать постепенно и подбирать разные методики, в том числе игровые. В статье мы поговорим об особенностях финансового воспитания в разном возрасте и об эффективных инструментах повышения навыков и знаний в этой области.
Зачем нужна фин. грамотность ребёнку?
• Чтобы дети понимали, что деньги получают законным способом за труд, но при этом материальные ценности не являются самыми главными в жизни.
• Чтобы ребёнок умел распоряжаться деньгами с умом и не привёл сам себя к бедности.
• Чтобы школьник мог в любой жизненной ситуации быстро накопить нужную сумму денег.
• Чтобы в будущем ребёнок не оказался под влиянием финансовых пирамид, чёрных зарплат, микрозаймов и других мошеннических схем.
Финансовая грамотность повышает самостоятельность, улучшает стратегическое мышление, способствует гармоничному развитию личности. В перспективе это залог спокойствия и отсутствия стресса. Имея стабильное материальное положение, человек чаще отдыхает, полезней питается, реже болеет, а значит, имеет все условия для раскрытия своего потенциала. Но помните, что не стоит обучать ребёнка насильно или экстерном, пытаясь посвятить его во все аспекты финансов за один вечер. В противном случае тема вызовет отторжение и страх на долгие годы.