ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ 5 КЛАСС

Курс «Финансовая грамотность» Почему важно развивать свою финансовую грамотность

Вы узнаете , как : Управлять расходами и доходами Составлять финансовый план Пользоваться финансовыми инструментами и услугами Избегать финансовых ошибок и понимать риски Отстаивать свои права в мире финансов

Финансы Финансовые отношения Наличные деньги Безналичные денежные ресурсы Другие формы и инструменты денежных средств Что такое финансы?

Что такое финансовая грамотность? Финансовая грамотность – знания, умения и навыки, необходимые, чтобы правильно распоряжаться деньгами.

Для чего нужна финансовая грамотность? Финансовая грамотность помогает каждому человеку управлять своими средствами грамотно и выгодно .

Деньги – это гибкий инструмент, которым можно легко и просто управлять, чтобы они работали на нас и наше благосостояние.

Что отличает финансово грамотного человека ? Ведёт учет доходов и расходов Знает свои права Владеет актуальной информацией о финансах Умеет выбирать финансовые услуги Тратит меньше, чем зарабатывает Имеет сбережения

Транспорт Как распоряжаются деньгами взрослые ? Развлечения и путешествия Оплата товаров и услуг (продукты, одежда, парикмахер) Обязательные платежи и взносы (коммунальные услуги) 60 % 18 % 10 % 7 % Сбережения Образование

Велосипед Телефон и планшет Машина Образование Отдых Как меняются наши цели ? Скутер

Мечта и цель Мечта – сформированный в воображении образ чего-то очень важного, желанного и ценного, однако недоступного в данный конкретный момент.

Мечта и цель Финансовая цель – конечный результат, которого мы хотим добиться, выраженный в деньгах.

Составьте план доходов и расходов Как добиться цели ? Оцените текущие доходы: карманные деньги, подработка Определите цель Начните копить на свою цель 1 2 3 4

Вести уч ё т доходов и расходов, иметь финансовую «подушку безопасности» Чтобы стать успешным и достичь финансовых целей, необходимо Изучать финансовые услуги и инструменты Избегать финансовых ошибок и помнить о рисках Знать и отстаивать свои права

Рекомендации 1) Старайтесь тратить деньги с умом! Родители зарабатывают деньги свои трудом. 2) Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания. 3) Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения .

Рекомендации 4) Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. 5) Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману, найди более дешевую альтернативу. Это тоже отличное решение и, к тому-же, за меньшие деньги, но попросите взрослых проверить сайт. 6) Финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.

Спасибо за внимание!

ТУРЫ ИГРЫ: 1 – РАЗМИНКА 2 – СООТВЕТСТВИЕ 3 – ПОСЛОВИЦЫ О ДЕНЬГАХ 4 – ДЕНЕЖНАЯ ГОНКА 5 – РАССЫПАВШИЕСЯ БУКВЫ

1 ) За лечение; 2) За спрос; 3) За обучение; 4) За рекламу. 1 ТУР «РАЗМИНКА» 2) За спрос За что, по уверению пословицы, денег не берут?

1) Страдали монетки; 2) Горевали рублики; 3) Плакали денежки; 4) Повесились банкноты. 1 ТУР «РАЗМИНКА» 3) Плакали денежки Как говорят о деньгах, если они пропали в пустую?

1) Стережёт; 2) Бережёт; 3) Питает; 4) Воспитывает. 1 ТУР «РАЗМИНКА» 2) Бережёт Что делает с рублём копейка?

1) Лимон; 2) Капуста; 3) Зелень; 4) Ботва. 1 ТУР «РАЗМИНКА» 4) Ботва Каким из этих слов не характеризуют деньги?

1) Куры не клюют; 2) Мыши не грызут; 3) Волки не дерут; 4 Глаза не смотрят. 1 ТУР «РАЗМИНКА» 1) Куры не клюют Как говорят о больших деньгах?

1) Кукла; 2) Марионетка; 3) Неваляшка; 4) Пупсик. 1 ТУР «РАЗМИНКА» 1) Кукла Как мошенники называют пачку бумаги, имитирующую пачку денег?

1) 1 коп.; 2) 3 коп.; 3) 5 коп.; 4) 10 коп. 1 ТУР «РАЗМИНКА» 2) 3 коп. Какую разменную монету гражданин России не найдёт в своём кошельке?

1) Домашние; 2) Ручные; 3) Карманные; 4) Декоративные. 1 ТУР «РАЗМИНКА» 3) Карманные Какие деньги родители выделяют своим детям?

1) На чёрный день; 2) На полярную ночь; 3) На високосный год; 4) На золотой век. 1 ТУР «РАЗМИНКА» 1) На чёрный день На что обычно откладывают деньги предусмотрительные граждане?

1) Водяные; 2) Воздушные; 3) Магические; 4) Астрономические. 1 ТУР «РАЗМИНКА» 1) Водяные Какие знаки надеется увидеть на денежных банкнотах каждый кассир?

2 ТУР «СООТВЕТСТВИЕ» ВОПРОС ОТВЕТ 1. Иена – это денежная единица страны Япония 2. Общее название ордынских денег на Руси Тенге 3. Человек, который хорошо разбирался в монетах всех стран, знал пропорции обмена одной монеты на другую Меняла 4. Человек, который подделывал монеты или снижал содержание в них драгоценных металлов Фальшивомонетчик

1-З, 2-А, 3-Д, 4-Ж

2 ТУР «СООТВЕТСТВИЕ» ВОПРОС ОТВЕТ 5. Название денежной единицы, в название которой входит единица веса фунт стерлингов 6. Страна, которая первой в мире стала печатать бумажные деньги Китай 7. Как называется коллекционирование монет Нумизматика 8. Обесценивание бумажных денег, которое сопровождается ростом цен на товары Инфляция

5-Б, 6-Е, 7-Г, 8-В.

3 ТУР «ПОСЛОВИЦЫ О ДЕНЬГАХ» Копейка рубль бережёт Деньги – хороший слуга, но плохой хозяин Не имей сто рублей, а имей 100 друзей Денег много, да разума мало Деньги не грибы, можно и зимой найти Здоровья на деньги не купишь Время – деньги Деньги счёт любят.

Сколько центов в центнере? Поросёнок Какое животное всегда при деньгах? 4 ТУР «ДЕНЕЖНАЯ ГОНКА» Один цент У человека 12 пар, а у монеты всего одно. Что это? Ребро

Назовите мероприятие, где цену набивают молотком. Миллиардер Кто считает миллионы тысячами? 4 ТУР «ДЕНЕЖНАЯ ГОНКА» Аукцион Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? Банкомат

Что проверяют, не отходя от кассы ? Штраф Скажите одним словом «наказание деньгами» 4 ТУР «ДЕНЕЖНАЯ ГОНКА» Деньги

Свистеть Делать это ни в чужом, ни тем паче в своём доме не стоит: деньгу выжить можно 4 ТУР «ДЕНЕЖНАЯ ГОНКА» Что считать в чужом кармане нехорошо, но очень интересно ? Деньги

5 ТУР «РАССЫПАВШИЕСЯ БУКВЫ» СЛОВА (ЭТАЛОН) ВАЛЮТА РЫНОК БАНКНОТА БАНК КОШЕЛЁК ЗАРПЛАТА

СПАСИБО ЗА ИГРУ!

Презентации разработаны в качестве вспомогательных материалов к учебно-методическим комплексам по финансовой грамотности для 2-3 классов и 4 класса и предназначены для использования в учебном процессе для сопровождения занятий по финансовой грамотности. Главная функция презентации – наглядное представление предмета занятий обучающимся.

Содержание
  1. От куниц до бумажных
  2. Как устроены наличные деньги
  3. Банки
  4. Банкоматы
  5. Банковские карты
  6. Виды доходов
  7. Виды и периодичность расходов
  8. Что такое бюджет и как его составлять
  9. Как и зачем сберегать
  10. Описание
  11. Автор продукта, координаты
  12. Особенности применения продукта
  13. Опыт применения продукта
  14. Организации, обладающие экспертизой в использовании продукта, координаты
  15. Структура расходов семьи
  16. Планирование расходов семьи и семейный бюджет
  17. Составление плана расходов
  18. Факторы, влияющие на размер заработной платы
  19. Чем хороши и чем плохи символические деньги
  20. Баланс доходов и расходов
  21. Что такое налоги
  22. Какие бывают пособия
  23. Угрозы для банковского вклада
  24. Разумный потребительский выбор
  25. Откуда страховая компания берет деньги на компенсацию?
  26. Что такое валюта
  27. От чего зависит благосостояние семьи
  28. Учимся оценивать финансовое поведение людей
  29. Возможности заработка для несовершеннолетних
  30. Как растут деньги
  31. Что такое кредиты и надо ли их брать
  32. Как начать свой бизнес?
  33. Рекомендуем посмотреть

От куниц до бумажных

Презентация посвящена истории денег. Описывает предпосылки возникновения денег как экономического феномена, рассказывает об их поэтапной эволюции — от древних ракушек каури до металлических монет, а от них — до современных бумажных банкнот.

Как устроены наличные деньги

Презентация рассказывает о наличных деньгах — металлических монетах и бумажных купюрах. Она знакомит учащихся начальной школы с внешним видом российских денег, наглядно демонстрирует отличия банкнот и монет разного номинала, дает представление о понятиях «аверс» и «реверс», «орел» и «решка».

Банки

Презентация дает представление о банках как специальных учреждениях, где можно хранить деньги, взять в долг, обменять одни деньги на другие, заплатить кому-то, кто находится далеко.

Банкоматы

Презентация посвящена банкоматам. Банкомат — аппарат, в котором хранятся деньги и с помощью которого можно получать наличные, оплачивать покупку товаров и услуг, переводить деньги с одного своего счета на другой либо переводить деньги другому человеку.

Банковские карты

Презентация посвящена платежным (банковским) картам. В ней рассказывается об истории появления первых карт. Описываются преимущества использования платежных (банковских) карт по сравнению с наличными деньгами.

Виды доходов

Презентация рассказывает о возможных источниках доходов, которые позволяют людям совершать необходимые расходы и обеспечивать себя всем необходимым для жизни. Презентация акцентирует внимание на том, что для материального благополучия доходы должны быть регулярными, надежными, достаточными.

Виды и периодичность расходов

Презентация рассказывает, какие расходы приходится нести людям, чем расходы отличаются друг от друга и почему важно понимать эти различия, чтобы избегать ненужных трат и управлять своими деньгами. Выделяются расходы обязательные и желательные, плановые или непредвиденные, регулярные или нерегулярные.

Что такое бюджет и как его составлять

Презентация посвящена составлению и исполнению семейного бюджета. В ней рассказывается о том, что такое бюджет, что значит управлять своими деньгами.

Как и зачем сберегать

Презентация призвана разъяснить учащимся начальной школы важность сбережений — денежных средств, которые специально откладываются для использования в будущем. Презентация знакомит учащихся с основными целями сбережений.

Описание

Каждая презентация кратко объясняет одну из тем финансовой грамотности при помощи наглядной инфографики. Каждый видеоматериал — законченное самостоятельное произведение, рассчитанное на использование в рамках конкретного занятия. Презентации можно смотреть в любом порядке, так как они не объединены сквозным сюжетом.

Автор продукта, координаты

Разработчики методических рекомендаций:

Особенности применения продукта

Презентации разработаны как вспомогательный учебный материал к учебно-методическим комплектам по финансовой грамотности. Альтернативно педагог может использовать их в рамках любой программы для обсуждения в классе отдельных тем финансовой грамотности. Анимированную презентацию предполагается использовать для оживления восприятия материалов занятия, облегчения разбора наиболее сложных моментов, а также структурирования информации. Методические рекомендации удобно использовать, чтобы быстро ознакомиться с содержанием презентации.

Опыт применения продукта

Материал не требует актуализации.

Организации, обладающие экспертизой в использовании продукта, координаты

Пословицы о деньгах 10 20 30 40 Фальшивые деньги 10 20 30 40 Деньги 10 20 30 40 Деньги в древности 10 20 30 40 Раунд 2

Объясните, в чём смысл пословицы Копейка рубль бережет. Пословицы о деньгах 10

Смысл пословицы: если будешь беречь, экономить копейки, то тем самым сбережёшь и рубль . Пословицы о деньгах 10

Объясните, в чём смысл пословицы Скупой платит дважды . Пословицы о деньгах 20

смысл пословицы: если человек слишком увлекается экономией, то в итоге вынужден платить больше обычного (например, из-за того, что дешевый, но некачественный товар часто ломается). Пословицы о деньгах 20

Объясните, в чём смысл пословицы Уговор дороже денег. Пословицы о деньгах 30

Смысл пословицы (точнее фразеологизма ): если вы с кем-то о чем-то договорились, а потом передумали, то даже если вам удастся вернуть назад ваши слова, то доверие и уважение к вам будут навсегда потеряны и ни за какие деньги вам потом не изменить мнение о вас этого человека. Пословицы о деньгах 30

Объясните, в чём смысл пословицы Долг платежом красен . Пословицы о деньгах 40

Пословицы о деньгах 40 Сегодня, говоря о том, что долг платежом красен, люди подразумевают, что сделаете вы добро или зло – ответ будет всегда симметричным: как аукнется, так и откликнется.

Что надо делать с повреждённой банкнотой ? Фальшивые деньги 10

Фальшивые деньги 10 Чтобы обменять повреждённую купюру, нужно будет обратиться в Сбербанк или другие коммерческие банки России. Порванную купюру просто обменивают на другую, аналогичного номинала.

Фальшивые деньги 20 Как отличить подлинную купюру от фальшивой?

Фальшивые деньги 20 Определить подлинность купюры можно, рассмотрев её на просвет (например, чтобы увидеть водяные знаки), наклонив (некоторые элементы рисунка при этом меняют цвет), проверив её на ощупь (некоторые надписи на ней имеют рельеф). Однако самый надёжный способ – отнести купюру в банк, где её проверят н а специальном устройстве .

Можно ли обменять такие банкноты? Фальшивые деньги 30 Фото с сайта https://cdn.tvc.ru

Фальшивые деньги 30 нет, т.к. не сохранился серийный номер

Фальшивые деньги 40 Какие признаки необходимо проверить, чтобы определить подлинность банкноты?

Фальшивые деньги 40 Подлинник перед вами или подделка, выявляется по признакам: 1.анализ банкноты на просвет (водяной знак, защитная нить, микроотверстия ) 2.рельефность(при контроле на ощупь) 3. под лупой (при использовании лупы, увеличивающей в 8 или 10 раз) 4. при изменении угла просмотра банкноты.

Что такое товарные деньги? Деньги 10

В древности – это предметы, которые всеми высоко ценились и за получение которых древние люди были готовы расплатиться любыми другими товарами или услугами. Это были скорее не деньги, а средства обмена. Деньги 10

Деньги 20 Укажите правильную последовательность видов денег в порядке их появления. ● Металлические деньги ● Безналичные деньги ● Товарные деньги ● Бумажные символические деньги.

● Товарные деньги ● Металлические деньги ● Бумажные символические деньги. ● Безналичные деньги Деньги 20

Деньги 30 КОТ В МЕШКЕ

Что означает слово ” автомобиль” ?

Деньги 30 С греческого “авто” – сам, с латинского ” мобиль ” – подвижный. Таким образом, автомобиль – ” самоходный”

Деньги 40 Почему металлические деньги (золотые и серебряные) были вытеснены бумажными?

Крупные суммы в золотых и серебряных монетах было тяжело и опасно носить. И потому в конце концов люди отказались от них и стали использовать в качестве денег специальные бумажные листки, изготовленные таким образом, что их трудно было точно скопировать. Так появились удобные символические деньги – современные бумажные деньги и монеты . Деньги 40

Д еньги в древности 10 Что использовалось в древности в качестве денег?

Д еньги в древности 10 В скотоводческих племенах деньгами был скот, в поморских поселениях деньгами была рыба, в Мексике деньгами были какао-бобы; в Канаде, Аляске и Сибири древние люди использовали в качестве денег шкурки ценных зверей.

Что в России в старину называли «меховые» деньги? Д еньги в древности 20

Д еньги в древности 20 В России товарными деньгами в старину иногда служили меха. В условиях сурового климата они нужны были абсолютно всем, но не всем были доступны. Такие «меховые» деньги в старину назывались «куны» (слово произошло от названия меха куницы).

Д еньги в древности 30 Кто расплачивался такими деньгами?

Д еньги в древности 30 Этими гигантскими каменными деньгами расплачивались жители островов Яп в Тихом океане. ( Интересно, как они это делали?)

Как называется эта древняя монета? Д еньги в древности 40

Д еньги в древности 40 Серебряник князя Владимира Красное Солнышко.

Доходы 10 20 30 40 Расходы 10 20 30 40 Семейный бюджет 10 20 30 40 Финал

Доходы 10 С какого возраста можно работать полный рабочий день?

Доходы 10 В России по закону полный рабочий день, то есть 8 часов могут работать люди с 18 лет.

Доходы 20 Какие источники семейных доходов вы знаете ?

Доходы 20 Заработная плата, социальные пособия и пенсии, доходы от владения собственности, доходы от сбережений, помещённых в банки и ценные бумаги.

Доходы 30 Как обычно связаны между собой размер заработной платы и уровень образования?

Доходы 30 В еличина зарплаты работника зависит от его образования, опыта и сложности работы, которую он способен выполнять. За работу, требующую особых знаний и умений, будут платить больше, чем за работу простую, не требующую высокой квалификации.

Назовите реку, озеро и море в России, носящие названия одного цвета.

Доходы 40 Река Белая – на Южном Урале и в Предуралье, озеро Белое – Вологодская область, Белое море

Что такое обязательные расходы? Расходы 10

Расходы 10 Расходы, без которых обойтись невозможно. ( Например, покупка продуктов, лекарств, предметов первой необходимости, расходы на коммунальные услуги: вода, отопление, электричество и пр.)

Что такое неразумные (лишние) расходы и чем они опасны? Расходы 20

Н еразумные расходы – это расходы на вещи и услуги, которые не нужны или вовсе бесполезны, без которых легко можно обойтись. Неразумные траты приводят к нехватке денег, долгам, чрезмерной кредитной нагрузке. Расходы 20

Почему не всё, что говорят в рекламе, правда? Расходы 30

Расходы 30 Как правило, в рекламе показывают наилучшую сторону товара, иногда даже преувеличивают для того, чтобы продать. Еще на рекламируемый товар часто завышена цена. Лучше всегда перед покупкой посмотреть отзывы людей, купивших этот товар.

Расходы 40 Решить задачу: Вы с мамой пришли в магазин купить новые кроссовки, но те, что вам понравились, стоили 3 тыс. рублей. Мама предложила подождать скидки 20%. Сколько должны стоить кроссовки со скидкой в 20%?

Расходы 40 1) 3 000 : 100 = 30 ( руб. )- 1 % цены кроссовок. 2) 30 ∙ 20 =600( руб.)-скидка на кроссовки 3)3000 – 600 = 2400( руб.)- цена кроссовок со скидкой 20 % .

Семейный бюджет 10 Что произойдёт с семейным бюджетом, если семья будет тратить больше, чем зарабатывает ?

Если расходы превышают доходы, то возникает дефицит. А с ним стресс, много проблем и прочее Семейный бюджет 10

Семейный бюджет 20 Зачем нужно вести и планировать семейный бюджет?

Для того, чтобы: знать, сколько всего денег поступает в распоряжение семьи; знать, когда, куда и в каком количестве тратятся заработанные деньги; начать контролировать свои расходы; быть уверенным в завтрашнем дне. Семейный бюджет 20

Семейный бюджет 30 Из чего складывается семейный бюджет?

Семейный бюджет 30 Семейный бюджет – это учёт всех доходов и расходов семьи и планирование их. Доходы – заработная плата, пенсия, социальные пособия, % на вклады в банке, доход от сдачи в аренду недвижимости и прочее. Расходы – коммунальные платежи, расходы на питание, проезд, одежду и обувь и прочее.

Семейный бюджет 40

Первые 10 лет жизни эти морские млекопитающие семейства дельфиновых окрашены в нежный серо-фиолетовый цвет, и лишь потом белеют. Назовите их .

Семейный бюджет 40 Белухи.

Финансовое соответствие Финансовое определение Финансовая задача

Финансовое соответствие Ниже дано соотношение доходов и расходов в семейных бюджетах семей И., П., С. на месяц . Определите , у какой семьи какой тип бюджета. 1 ) семья И. – доходы больше А ) дефицитный бюджет расходов 2) семья П. – доходы Б ) сбалансированный бюджет м еньше расходов В ) профицитный бюджет 3) семья С. – доходы равны расходам.

семья И. – дефицитный бюджет семья П. – профицитный бюджет семья С. – сбалансированный бюджет Финансовое соответствие

Финансовое определение Объясните, как вы понимаете : что такое инфляция?

Инфляция – от латинского слова – inflatio – вздутие . Инфляция -это обесценивание бумажных денег, которое проявляется в форме роста цен на товары и услуги. Во время инфляции люди тратят деньги быстрее, чем производят товары. При инфляции постоянный рост цен снижает количество того, что можно приобрести за деньги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг. Финансовое определение

Финансовая задача Основной доход семьи Ивановых равен 90 тыс. руб. Он складывается из заработной платы папы в размере 45 тыс. руб., заработной платы мамы – 20 тыс. руб., стипендии сына – 2000 руб. и пенсии бабушки – 13 тыс. руб. Кроме того, семья Ивановых сдаёт дом в аренду с ежемесячной оплатой в 10 тыс. руб. Рассчитайте, какую долю в процентах от о бщего дохода семьи за месяц составляют: 1 ) заработная плата всех членов семьи; 2) стипендия, пенсия; 3) другие источники дохода. Ответы округлить до целых.

Презентации разработаны в качестве вспомогательных материалов к учебно-методическим комплексам по финансовой грамотности для 5-7 классов и предназначены для использования в учебном процессе для сопровождения занятий по финансовой грамотности. Главная функция презентации – наглядное представление предмета занятий обучающимся.

Структура расходов семьи

Презентация является материалом, наглядно представляющим структуру расходов современной семьи. Вводятся понятия: обязательные и желательные расходы, регулярные и эпизодические расходы. Объясняется, как желательные расходы могут превратиться в обязательные, если взять кредит в банке. В заключение предлагается домашнее задание в форме мини-проекта по составлению списка расходов учащегося.

Планирование расходов семьи и семейный бюджет

Презентация раскрывает темы планирования расходов семьи и ведения семейного бюджета. В ней демонстрируется, что тем, кто ведет домашнее хозяйство, всегда нужно знать: сколько денег у них есть, на что их нужно потратить и в каком количестве, как вести учет доходов и планировать расходы. Нужно также знать, сколько и на что уже потрачено (вести учет расходов) и сколько денег осталось до конца месяца, контролировать свои расходы.

Составление плана расходов

Материал для 5 класса. Рекомендуется использовать презентацию на занятии 12 «Учимся считать семейные расходы». Ученикам предлагается решить задачу о покупке нового телевизора в семье Озеровых. Перечисляются основные направления и размер ежемесячного расходования денежных средств в семье. Предлагается определить, сколько месяцев придется копить на телевизор, если не сокращать ежемесячные расходы. Также дается правильный ответ и решение задачи для рефлексии выполнения задания.

Факторы, влияющие на размер заработной платы

Презентация рассказывает об основном источнике дохода большинства современных людей — заработной плате. Рассматриваются основные факторы, влияющие на размер заработной платы: количество времени, которое тратит работник на выполнение своих обязанностей; профессиональная область; уровень образования и квалификации работника; регион его проживания.

Чем хороши и чем плохи символические деньги

Презентация посвящена истории развития денег, начиная с товарных денег. Далее рассказывается о металлических, бумажных и безналичных деньгах. Кратко описывается путь до бумажных — символических — денег. Описываются причины появления таких денег, направления использования, преимущества, разъясняется, кто имеет право печатать такие символические деньги. Отдельно выделены недостатки такого вида денег — их быстрое обесценивание. Презентация завершается описанием безналичных денег.

Презентация посвящена видам доходов. В ней представлена информация о видах доходов современного человека. Работа по найму (в частной компании или государственной организации за зарплату) может быть надежным и постоянным источником дохода. Представлены виды доходов работника: заработная плата, бонусы. Также показано, что бывают доходы от предпринимательской деятельности, от управления собственностью.

Баланс доходов и расходов

Презентация посвящена важной составляющей финансовой грамотности — финансовому планированию и финансовой дисциплине. Потребностей у человека может быть много, а ресурсов — ограниченное количество. Планирование доходов и расходов, а также их балансировка — одна из основных идей видеоматериала.

Что такое налоги

Презентация просвещена теме налогов в государстве. У государства много функций, в том числе, обеспечение людей на определенном уровне бесплатным образованием, медициной. Государство для защиты мирной жизни имеет армию и полицию. Развитие страны обеспечивают культурная и научная деятельность. Именно для поддержания на должном уровне многих жизненно важных функций государство собирает налоги с граждан.

Какие бывают пособия

Презентация начинается с перечисления способов получения людьми доходов: работа, сдача квартиры в аренду. Упоминается о важности наличия финансовой подушки безопасности. Однако не у всех людей есть возможность сдавать квартиру или не все могут работать: есть люди, которые временно не могут работать из-за болезни, или, например, молодые мамы, которые ухаживают за маленькими детьми. Помощь также нужна тяжелобольным людям, которым врачи присвоили инвалидность, пожилым людям, которые уже просто не имеют сил работать. В поддержке нуждаются безработные — то есть те, кто может и хочет работать, но по различным причинам работы не имеет. Государство помогает во всех этих случаях. Презентация раскрывает виды социальной поддержки в нашей стране.

Угрозы для банковского вклада

В презентации представлены и структурированы риски, которым могут подвергнуться сбережения семьи при размещении их в банковские вклады. Вводится понятие «страхование вкладов». Презентация рассматривает ситуации мошенничества в сфере вкладов, а также иллюстрирует грамотные действия потребителя при открытии вкладов.

Разумный потребительский выбор

Презентация демонстрирует, что при принятии потребительских решений, связанных с расходами, следует делать разумный выбор. Это значит, что надо в первую очередь заботиться об оплате жизненно необходимых потребностей и избегать расходов, которые впоследствии вызовут сожаление. Презентация показывает, что расходы семьи делятся на обязательные, желательные, но не обязательные и нежелательные.

Откуда страховая компания берет деньги на компенсацию?

Цель презентации — разъяснить практический смысл и общую схему страхования, показать различные виды страхования. В жизни случаются различные неприятности. Возможность того, что это произойдет, называется риском. Если человек имеет страховку от таких случаев, ему выплачиваются деньги и это смягчает последствия возникших трудностей. Чтобы застраховать риск, необходимо приобрести в страховой компании специальный документ — страховой полис.

Что такое валюта

Презентация раскрывает понятия «валюта», «валютный курс». В презентации показано: какие валюты есть в мире, какая валюта называется свободно конвертируемой, а какая частично конвертируемой и неконвертируемой. Раскрывается понимание того, что поскольку валютный курс часто меняется и, порой, очень стремительно, то он влияет как на экономику ряда стран, так и на бюджет отдельно взятой семьи. Именно поэтому часто можно слышать совет, что сбережения лучше хранить в нескольких валютах на счетах в банках. Приводятся соображения, позволяющие решить, какую валюту при поездках в другие страны лучше брать с собой.

От чего зависит благосостояние семьи

Видеоматериал иллюстрирует понятие «благосостояние семьи», демонстрирует, что оно в значительной степени зависит от стабильного денежного дохода. При этом отмечается, что сам по себе уровень доходов семьи не говорит о высоком или низком уровне благосостояния — оно может зависеть и от других факторов. Например, от того, где семья проживает, поскольку в разных населенных пунктах, различных регионах цены на необходимые для жизни товары и услуги могут заметно отличаться. И у семей с одинаковым доходом в разных регионах может быть разный уровень благосостояния.

Учимся оценивать финансовое поведение людей

В видеоматериале показывается, что повседневная жизнь связана со множеством решений, имеющих финансовые последствия. При этом многие подобные решения трудно распознать, ведь не всегда при их принятии требуется доставать кошелек. Приводятся примеры принятия финансового решения с подробным разбором и оценкой возможных вариантов. Формулируются основные правила финансово грамотных решений, прежде всего, это оценка текущих возможностей и будущих последствий.

Возможности заработка для несовершеннолетних

В видеоматериале разъясняется, какие возможности зарабатывания денег существуют для несовершеннолетних. Подробно сообщается о ключевых требованиях российского законодательства, связанных с трудом несовершеннолетних, — это ограничения по возрасту, необходимость получения согласия родителей, неполный рабочий день, отсутствие испытательного срока. Каждое условие подробно разбирается.

Как растут деньги

Презентация рассказывает о том, что такое сбережения, и рассматривает цели, для которых они могут быть предназначены. У учащихся должно возникнуть понимание, что сбережения позволяют купить дорогие вещи или услуги, на которые иначе не хватило бы денег, и, кроме того, могут выручить, если возникнут какие-либо жизненные трудности.

Что такое кредиты и надо ли их брать

Презентация разъясняет, что такое банковский кредит, рассматривает его особенности и отличия от займа, предоставляемого микрофинансовыми организациями (МФО), денежных средств, полученных в долг у друзей или знакомых. Презентация объясняет, что банки более внимательно, чем МФО, оценивают, может ли человек, обратившийся за кредитом, вернуть деньги, и, если считают, что шансы слишком низкие, не выдают кредит. Как результат, ставка процента по кредитам банков может быть в десятки раз ниже, чем по займам МФО,  — последние возмещают потери от систематически высокого невозврата займов тем, что берут высокий процент с тех, кто возвращает.

Презентация дает представление о возможных источниках финансовых средств, вкладываемых в бизнес с целью получения прибыли. Рассмотрено внутреннее финансирование, при котором расходы предприятия оплачиваются за счет начального капитала предпринимателя и за счет выручки, поступающей от продажи товаров или оказания услуг. Дана информация о возможности финансировать бизнес за счет внешних средств — привлекая заемный капитал или инвестиции совладельцев. Перечислены плюсы и минусы возможных вариантов финансирования бизнеса.

Как начать свой бизнес?

Презентация рассказывает о сущности предпринимательства и первых шагах, которые необходимо сделать, чтобы начать собственное дело. Учащимся демонстрируется, что предприятие начинается с идеи о том, какие товары или услуги можно производить, как и кому их продавать. Поясняется, что проработанная идея бизнеса должна быть отражена в бизнес-плане.

Урока по финансовой грамотности 5 класс на тему «Деньги. Для чего они нужны. Бюджет семьи»

Цели урока:
– сформировать у учащихся представление о деньгах простым и понятным языком;
– обучающиеся определят выгоды обмена, покажут и объяснят неудобства бартера и появление денег.
– познакомить учащихся с понятием бюджет и научиться его использовать.
– повышение финансовой грамотности учащихся,
– содействие формированию разумного финансового поведения,
– принятию обоснованных решений, проявления ответственного отношения к личным финансам.
Задачи:
1. На стадии вызова с помощью приёма РКЧМ («Верю – не верю») определить проблему, рассматриваемую на уроке.
2. С помощью видеоролика «Как появились деньги» познакомить с историей появления денег как товаром для обмена, понятиями «бартер», «товар», «деньги», «ликвидность», «бюджет».
Приёмы на стадии осмысления: учащиеся получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется и систематизируют новые знания.
3. С помощью приёма Инсерт организовать работу с источником (раздаточный материал)
4. Применить приобретённые знания при решение задач.
5. Работать в группе.
6. Приёмы на стадии рефлексии:
– приём незаконченного предложения;
– «свободный микрофон».
Подготовительная работа: подготовить для каждого учащегося памятки «13 советов управления деньгами для ребенка», задания детям: примерные доходы и траты семьи за месяц, подобрать записи с музыкой для создания соответствующего эмоционального фона), во время выполнения заданий, оформить классную доску и подобрать литературу и статьи из периодической печати о финансах.
Тип занятия: комбинированный урок.
Место занятия в логике реализации предмета: получение новых знаний с опорой на личный опыт.
Учебно-техническое обеспечение: SMART – доска, видеофильм «Как появились деньги», таблицы «Верю – не верю» (для самостоятельной работы), карточки для групп, «Дерево чувств» и цветные листья (жёлтый, зелёный, синий), наборы из геометрических фигур для работы в группе, картинка «Лиса» из геометрических фигур.
УУД:
• Формировать у учащихся представление о деньгах простым и понятным языком
• Объяснять выгоды обмена, неудобства бартера и причины появление денег.
• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
• Описывать ситуации, в которых используется бартерный обмен.
• Решать простые финансовые задачи.
• Объяснять неудобства и достоинства планирования семейного бюджета.
• Вырабатывать собственное мнение на основе осмысления личного опыта и приобретённых знаний.
• Аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.
• Умение сотрудничать и работать в группе.
Жизненные ситуации:
• Обмен игрушками, книгами, играми.
• Покупка товаров в магазине, оплата покупки наличными, получение сдачи.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные результаты:
1. Осознание себя как потребителя и продавца;
2. Умение применять личный опыт при обмене товаром или покупке;
3. Развитие сотрудничества в реальных экономических ситуациях с другими членами общества.
Формирование воспитательных компетенций:
1. Ценностно-смысловых.
2. Коммуникационных и социальных.
3. Продуктивных.
Метапредметные результаты:
1. Познавательные: освоение способов решения экономических проблем, различных способов поиска, сбора и обработки, анализа и предоставления информации, овладение базовыми и межпредметными понятиями.
2. Регулятивные: понимание цели своих действий, планирование с помощью учителя-консультанта, адекватное восприятие своих возможностей правильность выполнения своих действий и оценка деятельности одноклассников.
3. Коммуникативные: умение слушать собеседника, вести диалог и договариваться, умение признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные образовательные результаты:
1. Понимание и правильное использование экономических терминов.
2. Представление о роли денег, бартера в обществе.
3. Умение объяснять выгоды обмена, неудобства бартера и причины появление денег.
4. Знание источников доходов и расходов семьи,
5. Понимание проблем при товарном обмене и пути их решения.
Данный урок:
• реализует на практике системно-деятельностный подход;
• использует здоровьесберегающиетехнологии и РКЧМ;
• реализует разнообразные формы работы, методы и приёмы.

1. Организационный этап
Девиз нашего урока «Знаешь – говори, не знаешь – слушай»

2. Мотивационный этап.
– Ребята для начала давайте, определим тему нашей с вами встречи. А для этого отгадайте, пожалуйста, загадки:
а) Маленькая, кругленькая
Из кармана в карман скачет. ( Монета)

б) Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
У одних нас много, а у других нас нет. ( Деньги)

Зная ключевое слово нашего урока, сформулируйте тему. Какую цель мы поставим перед собой? На какие вопросы вы планируете получить ответы? Предлагаю составить совместный план, включающий в себя интересующие вас вопросы.

План
• Как появились первые деньги?
• Что такое деньги?
• Какие бывают деньги?
• Как появились монеты?
• Что такое бартер?
• Что такое личные финансы?
• Что такое бюджет?

– Сегодня мы с вами поговорим о деньгах и выясним, что мы знаем о них, а что нам ещё нужно узнать.

Стадия вызова
Вопрос, (дети поднимают катрочки с +,-)
Верю (+) Не верю(-)
Когда люди охотились на мамонтов, денег не было. +
Товар – это обмен игрушками. –
Деньги – это товар, которым удобно обмениваться.+
Бартер – это деньги другой страны.-
Монеты – это бумажные деньги. –

– Если у вас кто-нибудь спросит что такое деньги, то вы наверно сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребёнку понятно, что деньги – это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства вы знаете, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.
– А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, или вкусный торт?

Прослушайте притчу.
«Ученик спросил Мастера:
— Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?
Тот ответил, что они верны полностью.
И доказать это просто.
Ибо за деньги можно купить постель, но не сон;
еду, но не аппетит;
лекарства, но не здоровье;
слуг, но не друзей;
жилище, но не домашний очаг;
развлечения, но не радость;
образование, но не ум».

3. Актуализации знаний
– Что за таинственная сила скрыта в деньгах? (могут удовлетворить любые запросы или потребности людей)
– Как к ним относиться? (к ним надо относится серьезно)
– Чего больше – добра, или зла приносят они людям?
– Зачем нужны деньги? (Без денег не купить одежду, продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта, и т.д.)
– Какое значение имеют деньги в жизни человека? (Главное. Человек не может без них обходиться.)

Просмор фрагмента «Галилео-галилей» «о деньгах»
– Знаете ли вы, как сейчас выглядят Российские деньги?
– Какие из этих современные, а какие устарели?
– Как называют эти деньги?
– Из чего они сделаны?
– Как называют бумажные деньги?
– Наименование стоимости банкнот называют купюрой. Какие купюры вы знаете?
– Как называют иностранные деньги?
– Как называют международную валюту?
– Всегда ли люди пользовались бумажными и металлическими деньгами?
– Что заменяло деньги в старые времена?
– И сейчас есть полноценные деньги и их заменители. Может кто-то догадаться, какие деньги полноценные? ( Не путайте с фальшивыми).
– Полноценными называются монеты из серебра и золота, а мы с вами пользуемся заменителями – бумажными купюрами и металлическими монетами.

4. Практическая работа в парах.
– Ребята, у каждого из вас на столах есть монеты разного достоинства: 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей. Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на монетах? (ответы детей). Сравните их. Далее найдите на монетах лицевую и оборотную сторону, ребро, номинал и легенду. Я вам объясню значение непонятных слов и покажу на монетах.

Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство, называется «реверс» или «решка». Кто из вас знает, почему «решка»? (ответы детей) Решка – это сокращенное или искаженное от слова «решетка». Во время денежной реформы, которая произошла при царе Петре первом в обращение ввели серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Это очень напоминало решетку, и так в разговоре появилось слово «решка». Сторона монеты, на которой изображен герб, портрет или какой-то другой рисунок- лицевая. Она называется «аверс» или «орел». Ребро монеты называется «гурт», а надпись на монете называется «легенда».

– Но и эти деньги надо использовать грамотно, чтобы хватило на все необходимое и осталось на мечту.
– Попробуем проверить, как вы ориентируетесь в ценах на самые необходимые продукты питания. В карточках расставьте номера по порядку от самого дорогого товара, до самого дешевого товара.
– Кто может поставить рядом цену?
(Вслух 1-2 человека зачитывают. Совместно делаем исправления.)

Практическое задание (Карточка № 1)
1 кг. лука –
1 кг. соли –
1 кг. сахарного песка –
1 кг. мяса –
1 десяток яиц –
1 кг. макарон –
1 кг. капусты –
1 литр подсолнечного масла –
1 литр молока –
1 буханка черного хлеба –
1 кг. картофеля –

– Мы с вами разобрались с ценами. Как вы понимаете фразу «Личные финансы»? (Деньги, которые принадлежат мне)
– Всегда ли родители покупают вам то, что хотелось бы вам? (Нет.)
– Часто ли вам дают деньги, чтобы вы сами покупали то, что вам хочется? (Нет.)
– Есть ли у вас собственные сбережения? (Да. Нет.)
– Первоначально я предлагаю вам выяснить, что можно назвать личными финансами ребёнка. А теперь мы поговорим с вами о БЮДЖЕТЕ СВОЕЙ СЕМЬИ.
Для этого вам предстоит выбрать из предложенных высказываний те, которые вы можете отнести к личным финансам.

5. Работа в группах
Практическое задание (Группа №1)
Отметьте те высказывания, которые вы можете отнести к личным финансам, а какие в бюджету своей семьи
1. Деньги в вашей копилке.
2. Зарплата папы.
3. Бабушкин кошелёк с деньгами.
4. Премия за победу в олимпиаде по математике.
5. Ваши карманные деньги.
6. Отложенные мамой деньги на оплату за квартиру.
7. Подаренные вам на день рождения деньги.
– Человек должен уметь не только зарабатывать, но и тратить деньги так, чтобы они приносили пользу и удовлетворение.

Практическое задание (Группа №2)
А теперь попробуем спланировать, как и на что надо тратить деньги. Вот допустим, ваша зарплата составляет 3 тысячи рублей в месяц. На что бы вы их истратили, если бы самостоятельно вели хозяйство?
– Какие расходы у человека каждый день?
– Какие расходы реже?

– Возьмите листочки и попробуйте спланировать, на что истратить 3 тысячи рублей. Что вы сможете купить, что оплатить, сколько отложить на мечту. Ведь у каждого наверняка есть мечта.

Практическое задание (Группа № 3)
Выберите правильный ответ.
1) – Если вам дают на карманные расходы 20 рублей в день, а вы половину откладываете в копилку, то через 30 дней вы сможете купить:
А) 20 порций мороженого по 35 рублей.
Б) 4 куклы по 200 рублей.
В) 3 машинки по 100 рублей.
Г) 10 шоколадок по 40 рублей.
– Хорошо тратить деньги мы научились, а умеем ли мы их хранить?

2) -Представь, что у тебя есть крупная сумма денег. Подумай, как ты с ними поступишь. Выбери правильные ответы для четырех предложенных вариантов:
1. Положишь в банк. А. Можешь забыть, где ты их спрятал.
2. Будешь носить в кармане. В. Сохранишь деньги, но не заработаешь.
3. Спрячешь в копилку. С. Можешь потерять их или растратить.
4. Зароешь в землю. Д. Сохранишь деньги и заработаешь проценты.

Игра «Денежные пазлы»
А сейчас я вам предлагаю немного поиграть. Ваша задача как можно быстрее собрать пазлы. У вас на партах лежат конверты, в которых находятся отдельные части разных купюр. Какие купюры у вас получились? ( 50 рублей, 10 рублей, 500 рублей, 100 рублей, 1000 рублей)

6. Динамическая пауза.
А сейчас немного разомнемся.
Я вам буду называть виды доходов и расходов. Если я называю доходы – вы похлопайте, а если расходы – потопайте. Начинаем.
1. ЗП папы 50 000 тыс рублей.
2. Оплата коммунальных услуг.
3. Плата за обучение дочери.
4. Накопления в банке.
5. Покупка одежды.
6. Оплата мобильной связи.
7. Пенсия бабушки.
8. Похлопайте сами себе!
Молодцы, закончили. Мы продолжаем.

8. Итог урока
Приём инсерт

9. Рефлексия. Оценивание
Приём «Дерево чувств»
Сегодня нашу работу на уроке мы будем оценивать при помощи цветных кружочков у вас на столах:
Если вы считаете, если много чего узнали нового на уроке и у вас радостное и приятное настроение поднимаете – жёлтый – радостное, приятное;
Если что-то не допоняли и у вас остались вопросы или вы не совсем удовлетворены работой сегодня на уроке, то поднимаете зелёный–волнительное;
И ,если не удовлетворены работой на уроке синий – неудовлетворенное, грустное.

10. Заключение
Хорошо, если сегодняшний разговор станет для вас полезным. Чем бы вы не занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например – здоровье. Поэтому экономьте на мороженом, или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге, или хорошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение, или уважение близких. Или их любовь. Не обедняйте себя, стараясь всё соизмерить с деньгами. Далеко не всё на свете продаётся и покупается.

Эпилог
Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого»

Презентация на тему: Деньги. Для чего они нужны. Бюджет семьи

Рекомендуем посмотреть

Основы финансовой грамотности, 5 класс. Из чего складываются доходы семьи

Классный час “Бюджет студента”

Конспект занятия по финансовой грамотности для старшеклассников. Тема «Финансовые махинации»

Применение технологии проблемного обучения в школе на занятиях метапредметного элективного курса по

Оцените статью