ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СТАТЬЯ ПЕРЕВОД ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ ПРИОБРЕСТИ ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТУ

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СТАТЬЯ ПЕРЕВОД ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ ПРИОБРЕСТИ ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТУ Финзачет


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СТАТЬЯ ПЕРЕВОД ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ ПРИОБРЕСТИ ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТУ

Фотографии: Wikimedia Commons. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Герои произведений из школьной программы совершают не только нравственные, но и финансовые ошибки — и это отличный повод устроить небольшой урок экономической грамотности прямо на занятии по литературе. Объясняем на примерах из классиков: почему не стоит брать айфон в кредит, что такое социальная инженерия на примере «12 стульев» и как сделать стартап на рыбьей чешуе.

Городской методический семинар
«Формирование финансовой грамотности обучающихся на уроках и во внеурочной
деятельности»

учитель русского
языка и литературы МБОУ СОШ №5

учитель английского
языка МБОУ СОШ №5

ЭЛЕМЕНТЫ
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ  НА УРОКАХ РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ  ПРИ ПОДГОТОВКЕ
К ГИА (бинарный мастер-класс)

Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным
понятием «грамотность», появилось понятие «финансовая грамотность». Что же
такое «финансовая грамотность»?

Финансовая
грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере
финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению
качества жизни.

Владение основами финансовой
грамотности позволяет ставить реалистичные цели и уверенно идти к их
достижению. Отсутствие финансовой грамотности может привести к принятию
неразумных финансовых решений.

Финансовые операции могут быть направлены не только на получение дохода и
преумножение собственного благосостояния, но и на помощь  нуждающимся людям,
организациям, нациям. В том случае, когда материальная помощь оказывается на
безвозмездной основе, мы говорим о благотворительности.

Начать сегодняшнее занятие мне хотелось бы словами
Льва Николаевича Толстого: «Счастье – это то, чего человек желает для себя
одного, благо – это то, чего человек желает для себя вместе со всеми».

– добрый поступок, не требующий ответа. Во все времена люди с большим
уважением относились к тем, кто оказывал помощь нуждающимся.

Сегодня людей, которые добровольно и безвозмездно
оказывают покровительство и материальную поддержку деятелям культуры, науки и
искусства называют меценатами.

I. Работа с
числительными при подготовке к итоговому собеседованию в 9 классе

Сегодня
мы вам предлагаем поработать с текстом о Билле Гейтсе. Он известен в мире, как
создатель компании Microsoft, самый богатый человек на планете и один из самых
крупных меценатов.

На этапе
подготовки к итоговому собеседованию, как говорит Ирина Петровна Цыбулько,
необходима работа с «драгоценными»  числительными. Текст, который мы вам
предлагаем, составлен так, чтобы можно было повторить с девятиклассниками
склонение числительных.

Памятка «Склонение
числительных» на столе.

Предлагаем
поработать с текстом и заполнить таблицу (2 минуты)

Благотворительный фонд Bill & Melinda Gates
Foundation (B&MGF)

Обсуждение
результатов работы с текстом.

II. Работа с
числительными при подготовке к устной части экзамена по английскому языку в 9
классе

Поскольку
числительные является неотъемлемым компонентом текстов для чтения,
предъявляемых в устной части ГИА по английскому языку, обучающиеся должны уметь
уверенно оперировать ими. Обучающимся предлагается назвать на английском языке
уже вписанные в таблицу даты и цифры, обращая внимание на языковые особенности,
а затем заполнить колонку The sum (сумма). В процессе работы происходит
актуализация грамматических знаний о морфемах, идет отработка фонетических
навыков.

По окончании
работы с текстом акцентируется внимание обучающихся на графическом символе $.
Ученикам необходимо вспомнить его правильное название, написание, соотнести с
флагом страны, где данная валюта находится в обороте как государственная
денежная единица, подобрать соответствующую купюру.  Таким же образом ученики
продолжают работать самостоятельно в парах,  группируя другие наиболее
распространенные денежные единицы (для наглядности предлагается раздаточный
материал). Затем осуществляется фронтальная поверка (на доске на магнитах закреплены
карточки).

Для
закрепления материала обучающимся предлагается воспользоваться
интернет-ресурсом Учи.ру.

Узелок на память!

В случае затруднения подставляйте вместо
второй части сложного числительного, оканчивающегося

на -сот, слово нота (оно
того же склонения).

И.п. пятьсот – пять нот.   Т.п. пятьюстами
– пятью нотами.

Числительные полтора (м.р.),
полторы (ж.р.), полтораста для всех падежей, кроме
и.п. и в.п., имеют одну форму: полутора, полутораста.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 3»

Методическая разработка урока русского языка

Тема: «Банкиром можешь ты не быть, но про финансы знать обязан! (Имя существительное)»

I квалификационной категории

Братск, 2019 г.

Финансовая грамотность на уроке русского языка

Тема: Банкиром можешь ты не быть, но про финансы знать обязан!

Организовать деятельность учащихся по изучению и систематизации знаний об имени существительном; формировать умения находить имена существительные в тексте, определять морфологические и синтаксические признаки данной части речи, а также связать данную тему с финансовой грамотностью, дать понятия из мира финансов, на примере заданий рассказать о важности финансов в жизни человека.

Корректировать и развивать познавательные способности, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать и обобщать), умение грамотно излагать свои мысли, развивать внимание, память, эмоциональную сферу, коммуникативные качества.

Создавать положительную мотивацию к изучению предмета, бережное отношение к родному языку, умение рационально использовать время.

Запишите слова, вставьте пропущенную букву, выделите орфограмму, постройте график.

Функц.я, иниц.атива, нац.я, акац.я, настурц.я, сестриц.н, ножниц.

-Что необходимо выделить в словах, чтобы правильно их написать?

(1 ученик у доски строит график- остальные самопроверка)

Поставьте себе оценку за выполнение этого задания.

-Обведите в кружок первые буквы в словах, а в последнем последнюю букву. Что у вас получилось? ФИНАНСЫ

-Какой частью речи являются эти слова?

-Как вы определили, что это имена существительные?

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Тема: Имя существительное в мире финансов.

-Как вы думаете, что общего между финансами и именем существительным?

-Нам предстоит вспомнить все сведения об имени существительном и узнать о мире финансов. Кроме того, вы сами себя можете оценить на уроке, для этого у вас лежат листки самооценки. Подпишите фамилию, имя.

-Зачем людям изучать финансовую грамотность?

3. Актуализация знаний. Работа в паре.

Еще в древности люди изучали финансы для того, чтобы правильно распоряжаться деньгами, планировать свои расходы, ведь в этом заключается благополучие в жизни людей.


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СТАТЬЯ ПЕРЕВОД ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ ПРИОБРЕСТИ ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТУ

Выполните на листочках задание №1.

Перед вами текст.

В нем есть выделенные слова.

-К какой части речи они относятся?

-Что такое имя существительное?

Укажите над этими словами род и склонение.

У разных народов на определенных этапах истории в роли денег выступали различные продукты: в древней Мексике- какао-бобы, В Перу и Боливии ту же роль играл один из видов перца, на Филлипинских островах – рис, на Руси – скот и меха.

-Род и склонение – это изменяемые признаки существительного или постоянные?

Проверяем. Поставьте себе оценку по пятибалльной шкале. Как вы справились с данным заданием, если не допустили ни одной ошибки -5, если 1-2 – 4, если 3 – 3, если не справились, то 2.

4. Интеллектуально- познавательная деятельность.

В этом тексте есть слова, написанные с большой буквы, как называются эти слова, почему пишутся с большой буквы? Выпишите их в тетрадь.

-Какими бывают существительные? (собств.и нариц).


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СТАТЬЯ ПЕРЕВОД ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ ПРИОБРЕСТИ ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТУ

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СТАТЬЯ ПЕРЕВОД ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ ПРИОБРЕСТИ ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТУ

-А какой способ хранения денег появился сравнительно недавно? (банкомат, карта)

5. Интеллектуально – преобразовательная деятельность.

–Откуда люди берут деньги?

-Где еще можно получить деньги.

Перед вами список 5 самых востребованных профессий 2013 года. Запишите в тетрадь по рейтингу, начиная с самой высокооплачиваемой. Рядом с названиями профессий стоит падеж, запишите эти слова в нужном падеже.

Проверяем. Оцените себя!

6. Текущий контроль.

Перед вами профессии людей и термины, которые используют люди данных профессий. Произведите соответствие, соединяя стрелочками слова.

дизайнер интерьера объектив

Ребята, перед вами снова имена существительные. Что еще можно сказать об этой части речи? Почему я расположила эти слова в 2 столбика.

-Какими еще бывают существительные? А как вы это определите? (Одуш.- Неодуш.)

-Найдите в данном тексте одушевленные имена существительные.


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СТАТЬЯ ПЕРЕВОД ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ ПРИОБРЕСТИ ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТУ

7. Лексический диктант.

Я вам читаю строчки из стихотворения, ваша задача угадать слово и его записать.

Из какого автомата выдается нам зарплата? (банкомат)

Половинку от зарплаты называют как, ребята? (аванс)

В море коварном товаров и цен бизнес-корабль ведет.? (бизнесмен)

И врачу, и акробату выдают за труд .? (зарплату)

Составьте простое предложение, используя одно из этих слов.

8. Объясните смысл пословиц.

Выпишите понравившуюся пословицу, подчеркните имена существительные как члены предложения.

Когда кошелёк лёгок – на душе тяжело.

Кто долго спит, тот денег не скопит.

Нелегко деньги нажить, но легко деньги прожить.

-Какой вывод можно сделать.

-Каким членом предложения может быть имя существительное?

9. Текущий контроль. Работа в парах. Составление кластера.

На столах лежат листочки, подпишите фамилии.

В пустые кружочки впишите все, что мы с вами сегодня вспомнили об имени существительном.

Сегодня мы повторили все, что изучали об имени существительном и узнали кое-что о мире финансов.

Родители получают зарплату, а платой за ваш труд являются оценки.

Давайте попробуем произвести расчет той оценки, которую вы получите за сегодняшний урок.

Сложите все оценки, которые вы получили. Если вы не выполнили задание, то ноль баллов. Разделите сумму, которая у вас получилась. Впишите в графу на листе самооценки.

-Как вы думаете, для чего человеку нужно быть финансово грамотным?

Есть связь у имени существительного с миром финансов?

Закончить хочется словами народной мудрости.

Тот, кто ночью подметает, Тот богатства выметает, Не мойте вечером полы, Чтобы деньги не ушли.

В понедельник, вторник, знают, Денег в долг не занимают И долги не раздают, Ибо денежки уйдут.

Что берёшь, за всё платить Себя надо приучить, Сыр бесплатный, каждый знает, В мышеловке лишь бывает.

Деньги, как водится, можно копить, А можно приятное что-то купить! Пусть же они понапрасну не тают, Пусть капитал у семьи подрастает!

12. Домашнее задание.

Записать 5 слов из мира финансов, дать лексическое значение каждого из них. Составить простое предложение, используя эти слова. Над существительными указать все постоянные признаки этой части речи.

Перед вами список самых востребованных творческих профессий 2013 года. Выпишите названия этих профессий себе в тетрадь, начиная с самой высокооплачиваемой.

У существительных есть:

В предложении существительное

Лист самооценки. Ф.И. учащегося

Гоголь «Мертвые души»

«Если вы хотите, — подхватил сурово и отрывисто Костанжогло, полный нерасположенья духа, — разбогатеть скоро, так вы никогда не разбогатеете; если же хотите разбогатеть, не спрашиваясь о времени, то разбогатеете скоро».

Во втором томе поэмы Гоголь описывает человека, с которого каждому предпринимателю стоило бы взять пример: речь о хозяйственном помещике Константине Федоровиче Костанжогло. Он слыл в губернии поистине гениальным бизнесменом, но не потому что ему удалось заработать целое состояние, а благодаря своему отношению к труду и работникам.

Во-вторых, он видел бизнес-идею там, где её не видели другие: «рыбью шелуху сбрасывали на мой берег в продолжение шести лет сряду промышленники, ну куды ее девать? Я начал из нее варить клей, да сорок тысяч и взял». Или: «накопилось шерсти, сбыть некуда — я и начал ткать сукна, да и сукна толстые, простые — по дешевой цене их тут же на рынках у меня и разбирают».

Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев»

— Деньги вперед, — заявил монтер, — утром — деньги, вечером — стулья или вечером — деньги, а на другой день утром — стулья.

— А может быть, сегодня — стулья, а завтра — деньги? — пытал Остап.

— Я же, дуся, человек измученный. Такие условия душа не принимает.

— Но ведь я, — сказал Остап, — только завтра получу деньги по телеграфу.

— Тогда и разговаривать будем, — заключил упрямый монтер

Остап Бендер — обаятельный аферист, умный, тонкий и невероятно изобретательный. Все, кто читал произведение или смотрел его экранизацию, очарованы этим персонажем. Из-за этого как-то сглаживается тот факт, что по сути своей Остап — злостный мошенник. К тому же он — превосходный психолог: жертвы его обаяния добровольно отдают ему «ключи от квартиры, где деньги лежат». Сегодня его «талант» имеет специальное название — социальная инженерия.

Булгаков «Мастер и Маргарита»

«Женщины наскоро, без всякой примерки, хватали туфли. Одна, как буря, ворвалась за занавеску, сбросила там свой костюм и овладела первым, что подвернулось, − шелковым, в громадных букетах, халатом и, кроме того, успела подцепить два футляра духов.

Ровно через минуту грянул пистолетный выстрел, зеркала исчезли, провалились витрины и табуретки, ковер растаял в воздухе так же, как и занавеска. Последней исчезла высоченная гора старых платьев и обуви, и стала сцена опять строга, пуста и гола».

Во время представления в театре «Варьете» Воланд и его свита устроили в зале денежный дождь и открыли прямо на сцене салон с заграничными предметами роскоши. « Фирма совершенно бесплатно производит обмен старых дамских платьев и обуви на парижские модели и парижскую же обувь»  — кто откажется от такого щедрого предложения?!

Но когда сеанс черной магии подошел к концу, артисты вместе с реквизитом испарились, а свежие купюры оказались резаной бумагой. Те, кто обменял свою одежду на новую, остались в нижнем белье, а подарки профессора и его помощников превратились в «пшик».

Островский «Бесприданница»

Карандышев: Вот и обед сегодня для меня обойдется недешево.

Огудалова: А этот обед ваш я считаю уж совсем лишним — напрасная трата.

Карандышев: Да если б он стоил мне вдвое, втрое, я б не пожалел денег.

Огудалова: Никому он не нужен.

Карандышев: Мне нужен.

Знаменитая пьеса написана в далеком 1878 году, но тема, которую поднимает автор, актуальна по сей день: речь о статусном, показном потреблении.

Юлий Карандышев — небогатый чиновник; он живет на скромное жалованье, но отчаянно старается попасть в «высший свет». Наконец, ему представляется такая возможность: он берет в жены бесприданницу Ларису, которую окружают исключительно обеспеченные люди. Правда, молодого жениха никто не воспринимает всерьез, и тот, чтобы доказать, что он достоин высшего общества, приглашает купцов к себе на обед. При этом тратит на этот фарс круглую сумму. Ничего не напоминает?

Сегодня многие покупают на последние деньги или в кредит новый айфон или престижный автомобиль, ходят в дорогие рестораны, — в общем, делают все, чтобы казаться выше статусом. Люди думают, что так их будут больше уважать.

Тургенев «Безденежье»

Поведение Тимофея Петровича — пример бездумной расточительности. Разжившись ассигнациями, он сразу же заказывает новый костюм  —  вместо того, чтобы купить дров или вернуть хотя бы часть долгов.

Некоторые люди так увлекаются кредитами, что не замечают, как долги становятся неподъемными. Обычно в такой ситуации человек старается срочно «перезанять». Но если в панике хватать новые кредиты, чтобы оплатить старые, можно увязнуть в долговой яме. Есть много законных инструментов, которые помогут в трудной жизненной ситуации — реструктуризация, ипотечные и кредитные каникулы. В самом крайнем случае должник может объявить себя банкротом.

Жазиков снимает дорогую квартиру в центре Петербурга, в то время как у него есть богатая усадьба за городом. На дрова и сахар денег нет, но герой везет дядюшку в модный ресторан и угощает шампанским. Повторимся: правильно расставляйте приоритеты при планировании расходов!

СтепановаПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Стратегия определяет основные направления государственной политики в области повышения финансовой грамотности на среднесрочный период.

Тема финансовой грамотности актуальна, так как человек живет в материальном мире.  И прививать основы необходимо с детства и отрочества.

И знаний о том, как более правильно распоряжаться денежными средствами порой не достаточно. На примере чаще всего бывает опыт собственных родителей. И он может быть разным: от полной нищеты, когда семья перебивается с копейки на копейку, до, наоборот, очень богатой семьи, где ребенку ни в чем не отказывают. Но в обоих случаях, как и во многих других, тема о том, как распоряжаться денежными средствами, как их заработать, чаще всего бывает болезненна.

И вот ребенок взрослеет, рано или поздно начинает  самостоятельную жизнь. И берет  полную ответственность за свою жизнь и жизнь своей семьи. И финансы находятся в десятке приоритетов того, чем нужно будет справляться в жизни. Поэтому, чем раньше и осознаннее, будет знакомство с финансами, чем легче и эффективнее пойдет данный вопрос во взрослой жизни.

Если говорить об основном общем образовании, то вводить основы финансовой грамотности можно в качестве кружка, факультативного курса,  внеурочных мероприятий либо внутри любого урока.  В данной статье рассмотрено внедрение в курс русского языка и литературы. Естественно, все темы для обсуждения и работы по финансовой грамотности не ущемляют основного материала, который должен быть дан по программе.

В курсе русского языка тему финансовой грамотности можно коснуться следующими способами: словарный диктант, диктант, работа с текстом, эссе, сочинения.

Примеры работы с текстом.

1.         «Прочитайте текст, обратив внимание на  выделенные слова. Определите, какой частью речи они являются. Дайте определение имени существительному. Поставьте род и склонение над выделенными словами».

Разные народы на определенных  в качестве денег использовали различные продукты. В  это были какао-бобы, в Боливии и Перу расплачивались одним из видов , на Филлипинских островах платили , а на Руси —

2. « В таблице представлен список пяти востребованных профессий 2015 года. По рейтингу запишите их в тетрадь, начиная с самой мало оплачиваемой. Рядом с названиями профессий указан падеж, запишите слова в нужном падеже.»

3. « Запишите под диктовку пословицы. Подчеркните в них имена существительные как члены предложения»

4. « Напишем лексический диктант. Ваша задача угадать слово из прочитанных строчек и записать его»

Он финансовый факир, в банк к себе нас ждет?

В море коварном товаров и цен бизнес-корабль ведет?

И врачу, и акробату выдают за труд?

«Составьте простое предложение, используя одно из этих слов.»

5. « Подумайте и запишите 5 слов из мира финансов, дайте лексическое значение каждому. Составьте простое предложение, используя  выписанные слова. В предложении над существительными укажите все постоянные признаки этой части речи».

6. Темы для сочинений и эссе: мой семейный бюджет, для чего придумали банки, как размножаются деньги, сколько счастья в деньгах.

В мировой литературе есть множество произведений, на примере которых есть возможность разобрать финансовые ситуации, научить детей мыслить. На уроке можно поработать с текстом произведения: прочитать выразительно, почитать по ролям, обсудить, отвечать на вопросы, и даже  придумать другой сюжет, который помог бы герою не совершать финансовых ошибок.

Самым простым произведением является «Золотой ключик». Буратино доверяется мошенникам и совершает финансовую ошибку.  Тема «легких» денег актуальна и сейчас.

В русской классике также немало примеров. А. С. Пушкин в «Сказке о попе и работнике его Балде» жадность попа и несоблюдение договора приводят к наказанию.  Сказка учит не только соблюдению условий со стороны работодателя, но умению постоять за себя, свой заработок.

Также А. С. Пушкин затрагивает тему азартных игр в повести «Пиковая дама». Желание быстрого обогащения погубило Германа.  Его алчность и страсть к деньгам привела к тяжелой болезни и абсолютному разочарованию.  Зависимость от азартных игр тяжела, человек теряет контроль над собой, своими действиями.

В рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» поднята тема наивности и беззаветного желания помочь другому, не подумав о себе. Этим качеством мошенники с удовольствием пользуются, давя на жалость выбранной жертвы. Здесь же можно обсудить, как правильно давать в долг, составлять долговую расписку, заверять договор у юриста. А  чтобы не жалеть ни о чем и не переживать из-за данной в долг сумме, то давать в долг можно ровно столько денег человеку, сколько не жалко было бы ему подарить.

Также с позиции финансового образования можно разобрать такие произведения, как «Скупой рыцарь», «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Мертвые души» и «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Вишневый сад» А. П. Чехова, «Уроки Французского» В. Г. Распутина, «Конь с розовой гривой» В. Астафьева, «Хозяйка медной горы» П. Бажова, «Челкаш»  М. Горького, «Американская трагедия» Т. Драйзера, «Гобсек» О.де Бальзака, «Дары волхвов» О. Генри, «Любовь к жизни» Д. Лондона.

Во многих произведениях алчность и жадность противопоставлены доброте и честности. Финансовая неграмотность привела героев к затруднительной ситуации.

Таким образом, на уроках русского языка и литературы возможно воспитывать финансовую и социальную грамотность в течение длительного периода, переходя «от простого к сложному». Ребенок начинает больше ценить деньги, учится копить копеечку, знает больше о финансах, умеет принимать финансовые решения в повседневной жизни. В целом развиваются процессы самопознания, самовыражения и самореализации учеников.

1. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы. Точка доступа:

2. Аксенова К. Н. Игры на уроках русского языка / К. Н. Аксенова. – Текст:непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 50 (288). – С.321-323

3. Губанова Т. В., Нивина Е. А. Русский язык в играх / Т. В. Губанова, Е. А. Нивина // Учебно-методическое пособие. – Тамбов,  2007. – 215с

4. Корлюгова Ю. Н, Половинникова А. В. Финансовая грамотность. / Ю. Н. Корлюгова, А. В. Половинникова // Материалы для родителей. 5-7 кл. общеобразовательных орг. – М.: ВАКО, 2018. – 80с.

5. Корлюгова Ю. Н, Половинникова А. В. Финансовая грамотность. / Ю. Н. Корлюгова, А. В. Половинникова //  Рабочая тетрадь. 5-7 кл. общеобразовательных орг. – М.: ВАКО, 2018. – 160с.

6. Липсис И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. / И. Липсис, Е. Вигдорчик // Материалы для учащихся. 5-7 кл. общеобразовательных орг. – М.: ВАКО, 2018. – 320с.

Оцените статью