Создайте Ваш сайт учителя
Курсы ПК и ППК
Видеоуроки
Олимпиады
Вебинары для учителей
Ольга Михайловна, спасибо за новый комплекс интересных и полезных ресурсов.
«Урок финансовой грамотности»
Подготовила учитель 6 класса МКОУ Чумаковская школа- интернат Ехлакова С. А.
Экономику – науку –
Не придумаешь от скуки.
Чтобы лучше понимать,
Как хозяйством управлять,
Нам нужны ее ученья
Для дальнейшего уменья.
А потребности у нас
Все растут из класса в класс.
Все растет из года в год.
Но ресурсы иногда
И возможности не все
Перед нами открывают.
Мы настроились серьезно
С экономикой дружить,
Чтобы в будущем достойно
Нашей Родине служить.
В каких пословицах, крылатых выражениях, присказках, поговорках встречаются «деньги» или их заменители.
«Лучше полезть в карман за словом,
чем за деньгами»
«Деньги должны оборачиваться.
Чем быстрее тратишь, тем быстрее получаешь»
«Деньгами надо управлять, а не служить им»
Сенека Луций Анней Младший.
«Время и деньги большей частью взаимозаменяемы»
Что дает накопление?
Что дает свободное распоряжение деньгами?
13 советов управления деньгами для ребенка:
1. Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.
2. Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться.
3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и
4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем
5. Попросите открыть банковский счет на ваше имя и можете регулярно вкладывать на
него деньги вместо копилки.
6. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману, найди
более дешевую альтернативу. Это тоже отличное решение и, к тому-же, за меньшие
7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить
8. Купите игру Монополия (кроме того, есть очень хорошая интернет – игра “CASHFLOW”)
и регулярно играйте в неё, это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.
9. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь.
Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь
сравнивать цены и делать грамотный выбор.
10. Старайтесь не «брать взаймы». Нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие
деньги. Удержитесь и от желания жить в кредит.
11. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте.
Заведите лист доходов и расходов.
12. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги своим трудом.
13. Что такое регулярные платежи? (комуслуги, телефон, интернет и т.д.)
Узнайте, какое количество денег расходуется ежемесячно.
«Финансовая грамотность для детей и подростков»
Читать онлайн первую часть
Читать онлайн вторую часть
И г р а
Игра – викторина «Знатоки финансовой грамотности».
Развитие финансовой грамотности учащихся через игровую деятельность.
-создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей;
-формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости;
-рассмотреть основные способы рационального расходования личных денежных средств;
-закрепить у учащихся навыки работы в группах.
-развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
-воспитание доброжелательности, уважения к мнению других;
-воспитание нравственных качеств, чувства взаимопомощи.
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-овладение логическими действиями сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-понимание цели своих действий;
-проявление познавательной и творческой инициативы;
-оценка правильности выполнения действий;
-адекватное восприятие предложений товарищей, учителя;
-умение слушать собеседника и вести диалог;
-умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
-умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
-проведение элементарных финансовых расчётов;
Место занятия в системе образования
Форма проведения занятия игра – викторина
учащиеся 1-2 классов.
раздаточный материал, монеты (бутафория), коробочка-копилка, маршрутный лист.
. Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «Знатоки финансовой грамотности». О чём будет это игра, вам ребята надо отгадать загадки.
2. Создание проблемной ситуации.
1. Я кладу их не в платок,
Я кладу их в кошелёк. (Деньги, монеты)
2. У меня игрушка есть,
Монеток в ней не счесть.
Моя игрушка – свинка,
Дырка у неё на спинке.
Монетки в дырку я кладу,
Когда их станет много, жду. ( Копилка с монетами)
Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о деньгах, для этого нам нужно отправиться в страну «Копилка».
А что такое викторина? (выслушать ответы детей)
Викторина –это игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы.
3. Постановка учебной задачи.
Сегодня мы будем учиться зарабатывать деньги интеллектуальным трудом. Каждая из команд совершит путешествие в страну «Копилка» . У каждой команды свой маршрутный лист. В маршрутном листе указан ваш путь, номер задания и коробочка-копилка, куда вы будете складывать заработанные монеты. Когда все команды выполнят задания, мы подведем итог, посчитав заработанные вами деньги. Но прежде чем мы начнем нашу игру-викторину, необходимо придумать название вашей команды, выбрать капитана команды.
Дети сами придумывают название команд.
Учитель. Задание №1
Вспоминай, как называется место, где сберегают (хранят), одалживают, переводят, преумножают и обменивают деньги?
В маршрутном листе запишите одно только слово – – н –
Правильный ответ БАНК, если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты.
Учитель. Задание №2. Как называется денежный знак, изготовленный из металла? Как правило, имеет круглую форму! – о – – – –
Правильный ответ МОНЕТА, если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты.
Учитель. Задание №3. Как называется денежная единица нашей родины – России? Бывает бумажным и металлическим. – – б – –
Правильный ответ РУБЛЬ , если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты. Свои монеты команда складывает в копилку.
Правильный ответ ЗАРПЛАТА , если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты. Свои монеты команда складывает в копилку.
Учитель. Задание №5. Разгадай ребус и узнаешь, какую ежемесячную выплату от государства получают дедушки и бабушки! – – – с – –
Правильный ответ Пенсия , если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты. Свои монеты команда складывает в копилку.
Учитель. Задание №6. Ребята, вы уже наверное знаете что , – это деньги, которые человек получает, а – это деньги, которые человек тратит. Какие ситуации из списка можно отнести к слову ДОХОД, а какие к слову РАСХОД. Вам выдаётся таблица, расставьте номера доходов и расходов .
2. Папе дали премию.
3. Продали часть урожая груш.
5. Выиграли в лотерею.
Правильный ответ доход- 2,3,5, расходы 1, 4, 6, 7 , если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете за каждый правильный ответ 1 монету. Свои монеты команда складывает в копилку.
Учитель. Задание №7. Какое слово пропущено в тексте?
Правильный ответ цена , если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты. Свои монеты команда складывает в копилку.
Учитель. Задание №8.
ЗДОРОВЬЕ ЗА ДЕНЬГИ НЕ КУПИШЬ
Что еще невозможно купить за деньги? Укажи номер этой картинки в ответе!
Правильный ответ смех , если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты. Свои монеты команда складывает в копилку.
Учитель. Задание №9.
Давай представим, что мы отправляемся в путешествие на родину сказочных героев. Обведи имя героя, если в его стране нам придется менять рубли на другую валюту.
Правильный ответ «Дюймовочка» , если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты. Свои монеты команда складывает в копилку.
Учитель. Задание №10. Напишите, сколько копеек в 1 рубле?
1) 120 копеек; 2) 100 копеек; 3) 75 копеек.
Правильный ответ 100 копеек, если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты. Свои монеты команда складывает в копилку.
Учитель. Задание №11. У Бабы Яги есть 12 сказочных рублей. Новая метла стоит 5 рублей. Сколько новых метёлок сможет купить Баба Яга?Правильный ответ 2 , если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты. Свои монеты команда складывает в копилку.
Учитель. Задание №12. Винни-Пух хочет купить шоколадку за 15 рублей и подаёт кассиру 2 монеты по 10 рублей. Сколько рублей составит сдача? Правильный ответ 5 рублей , если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты. Свои монеты команда складывает в копилку.
Учитель. Задание №13. У тети Тани всегда самое вкусное мороженое. Какие монеты тебе понадобятся, чтобы купить одну порцию мороженого за 12 рублей? Напишите номер ответа.
Правильный ответ 3 , если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты. Свои монеты команда складывает в копилку.
На этом наша игра-викторина закончилась. Приглашаю капитанов команд к столу для подсчёта монет в копилке. Победителем становится, тот кто больше заработал. Все команды награждаются грамотами.
Слайд 21. Поведение итогов. Капитаны считают монеты в копилке, учитель выявляет победителя, награждение команд грамотами.
Слайд 21. Рефлексия.
Ребята, если вам понравилась игра и было интересно, то возьмите монету зелёного цвета, если вам не понравилась игра и было сложно, то возьмите монету красного цвета.
Презентации разработаны в качестве вспомогательных материалов к учебно-методическим комплексам по финансовой грамотности для 8-9 классов и предназначены для использования в учебном процессе для сопровождения занятий по финансовой грамотности. Главная функция презентации – наглядное представление предмета занятий обучающимся.
- Виды денег
- Зачем нужны деньги
- Заработная плата
- Инфляция
- Как меняются финансовые цели на протяжении жизни
- Инструменты семейного бюджета
- Балансировка и оптимизация бюджета
- Сбережения
- Кто защищает права потребителей финансовых услуг
- Финансовые продукты для сбережений и кто их предоставляет
- Финансовые риски и как от них защититься
- Финансовые пирамиды
- Как создать бизнес
- Валютный рынок
- Обмен валют
- Сбережения в валюте
- Налоги и как мы их платим
- Что такое пенсия
- Страхование
- Стратегии крупных покупок
- Неблагоприятные жизненные ситуации
- Социальные пособия
- Рекомендуем посмотреть
- Чтобы партнеров не мучили споры, Пишут юристы для них договоры
- Люди ходят на базар
- 13 советов управления деньгами для ребенка
- Приносить доходы стал В банке папин капитал
- Мы в лучший банк внесли свой вклад
- Экономическая задачка
- Мебель купили, одежду, посуду. Брали для этого в банке мы ссуду
- В банке для всех вас висит прокламация
- Презентации по финансовой грамотности
- Спи спокойно без тревоги, Коль заплатил ты все налоги
- Чтобы дом купить я смог, Взял кредит, внеся залог
- На товаре быть должна обязательно цена
- На рубль – копейки, на доллары-центы, Бегут – набегают в банке проценты
- Без ума торговать — только деньги терять. Денег — куры не клюют. Денежки в кармане — все друзья с нами. Кто долго спит, тот
- Финансовая грамотность
- Коль трудился круглый год, Будет кругленьким доход
- Чуть оплошаешь – так в тот же момент Рынок захватит весь твой конкурент.
- И врачу, и акробату Выдают за труд зарплату
- Стал владельцем, братцы, я – Вот завода акция
Виды денег
Презентация описывает виды денег — наличные и безналичные, способы их появления в экономике. Дается краткая история видоизменения денег от монет из ценных металлов до электронных денег. Объясняется, что такое символические деньги.
Зачем нужны деньги
Презентация посвящена понятию денег и их роли в современном мире. Начинается презентация кратким экскурсом в историю товарных денег. Затем следует развернутое описание четырех основных функций современных денег — как средства обращения, средства измерения, средства накопления и средства платежа. Одна из задач презентации — дать учащимся понимание того, что деньги являются многосторонним элементом человеческой цивилизации, имея ключевое значение не только для обмена ценностями, но и для планирования, и для анализа результатов хозяйственной деятельности.
Заработная плата
Задача презентации — дать учащимся представление о заработной плате как основном источнике дохода для большинства граждан. Поясняется, что зарплата — это вознаграждение, регулярно выплачиваемое наемному работнику за его труд.
Инфляция
Презентация объясняет учащимся, что такое инфляция, показывает, как ее измерить на примере потребительской корзины. При этом отмечается, что измерения инфляции могут быть только очень примерными и усредненными. Поскольку цены на разные товары и услуги растут с разной скоростью и структура потребления у людей тоже разная, реальный уровень инфляции у каждого свой. На конкретном примере проводится расчет реального дохода.
Как меняются финансовые цели на протяжении жизни
Презентация дает определение финансовой цели. Показано, что главная финансовая цель может заключаться в достижении финансового благополучия (финансовой независимости). Подчеркивается, что большую цель имеет смысл «разбить» на несколько более маленьких.
Инструменты семейного бюджета
Задача презентации — объяснить учащимся, что такое семейный бюджет, разъяснить задачи и продемонстрировать инструменты ведения бюджета. Презентация говорит о том, что семейный бюджет — это план регулярных доходов и расходов, следование которому обеспечивает комфортный уровень жизни.
Балансировка и оптимизация бюджета
Презентация разъясняет учащимся важность балансировки семейного бюджета. Объясняется, что такое профицит бюджета. На примере показано, как оценить сбалансированность бюджета за несколько периодов. При этом подчеркивается, что, если в одни месяцы доходы оказываются меньше расходов, а в другие больше, — это не страшно, при условии, что суммарный бюджет за квартал или за год оказывается профицитным. Презентация рассматривает кредиты и займы как доходы в одном периоде, ведущие к расходам в других периодах.
Сбережения
Презентация разъясняет учащимся, для чего и как следует создавать денежные сбережения. Перечисляются три основные цели сбережений: формирование финансовой подушки безопасности на черный день; для совершения крупной покупки; для получения дополнительного дохода в будущем. Показано, что сбережения могут формироваться за счет сохранения части регулярного дохода, продажи какого-либо имущества или получения незапланированного дохода.
Кто защищает права потребителей финансовых услуг
Презентация дает учащимся представление о финансовых организациях и услугах, которые они оказывают. Упоминаются различные задачи, в решении которых могут помочь финансовые организации — банки, инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании, фондовые биржи и ряд других. Подчеркивается, что эти организации оказывают свои услуги на основании государственной лицензии.
Финансовые продукты для сбережений и кто их предоставляет
Цель презентации — дать учащимся представление о том, как можно защититься от финансовых рисков при управлении личными финансами. Подчеркивается, что вероятность частичной или полной потери денег в результате различных обстоятельств существует всегда.
Финансовые риски и как от них защититься
Финансовые пирамиды
Презентация рассказывает об одном из распространенных видов мошенничества — финансовой пирамиде. Задача презентации — продемонстрировать учащимся признаки финансовой пирамиды, которые необходимо знать, чтобы не быть обманутым.
Как создать бизнес
Презентация разъясняет учащимся, что бизнес — это воплощение в жизнь идеи о производстве продукции или оказании услуги, которые принесут покупателю пользу, а предпринимателю — доход от их продаж. Подробно рассматривается схема создания бизнеса: от рождения идеи и проработки бизнес-плана через изучение рынка и поиск необходимых ресурсов до реализации. Презентация указывает, какие управленческие навыки необходимы для создания бизнеса.
Валютный рынок
Презентация дает учащимся представление о том, что такое валютный рынок, и как он функционирует. Объясняется, что такое валюта. Показано, что валюта — это товар, а курс валюты — это его цена, подверженная колебаниям. Перечисляются потребители валюты, объясняется, что вместе они — банки, финансовые организации, компании и физические лица, осуществляющие операции с валютами, — формируют валютный рынок. Рассказано, где и как различные потребители могут приобретать валюту.
Обмен валют
Презентация дает учащимся представление об обмене валют — приобретении одной валюты за счет денежных средств, выраженных в другой валюте, по определенному курсу. Описываются случаи, в которых граждане обменивают валюты. Показано, что валюту в форме банкнот и монет можно обменять в отделениях коммерческих банков или в специальных обменных пунктах. Отмечается, что курсы покупки и продажи валюты устанавливаются банками и обменными пунктами самостоятельно и могут существенно различаться. В презентации сообщается, что валюту можно обменять на валютной бирже. При этом отмечается, что для этого гражданину необходимо воспользоваться услугами брокера. Разъясняется, кто такой брокер.
Сбережения в валюте
Презентация показывает, что валюта может быть формой хранения сбережений. Разъясняется, что курсы валют склонны к колебаниям в зависимости от реакции валютного рынка на различные социально-экономические события, поэтому валютный портфель следует создавать из двух-трех устойчивых валют: падение курса одной валюты может быть компенсировано ростом другой.
Налоги и как мы их платим
Задача презентации — дать учащимся представление о видах налогов, которые уплачивает гражданин. Разъясняется, что налоги — это обязательные регулярные платежи, которые граждане и организации уплачивают в бюджет государства, чтобы оно могло осуществлять свою деятельность. Подробно описываются виды налогов. Презентация объясняет, кто такой налоговый агент, показывает, какие налоги граждане платят сами, а какие нет. Разъясняется, почему важно платить налоги вовремя и в полном объеме. Описываются возможные последствия неуплаты налогов для гражданина.
Что такое пенсия
В презентации учащимся дается представление о пенсии как гарантированной ежемесячной денежной выплате для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы. Подробно разбираются солидарная пенсионная система, сопутствующие ей проблемы и способы, с помощью которых государство старается их смягчить. В качестве возможной альтернативы системе, основанной на «солидарности поколений», рассматривается накопительная пенсия, выплачиваемая из пенсионного капитала, накопленного работником.
Страхование
Презентация разъясняет, что идея страхования заключается в финансовой защите людей или организаций от возможного ущерба в связи с риском наступления неблагоприятного события. В презентации объясняется, что страхование бывает двух типов — обязательное и добровольное. Подчеркивается, что обязательное страхование защищает интересы общества в целом, а не отдельного страхователя. Добровольное страхование осуществляется по инициативе самого страхователя и распространяется на те риски, которые он определяет в качестве угроз для себя. Подробно описываются основные виды страхования. Разъясняется, как определить, следует ли страховаться, оценивая степень вероятности рисков.
Стратегии крупных покупок
Презентация разъясняет, что «крупная покупка» — это приобретение значимых для семьи товаров или услуг, которое невозможно совершить за счет текущих доходов. Отмечается, что для совершения крупной покупки нужно аккуратно оценить свои возможности на текущий момент и в будущем, составить финансовый план, в котором посчитать различные варианты получения суммы, требуемой для крупной покупки.
Неблагоприятные жизненные ситуации
Презентация описывает так называемые неблагоприятные жизненные ситуации с точки зрения финансового благополучия человека и семьи. Эти ситуации объединяет то, что привычный баланс бюджета нарушается из-за неожиданных событий. Объясняется идея накоплений — как плановых, так и подушки финансовой безопасности; затрагивается тема государственной поддержки граждан в тех или иных сложных финансовых ситуациях; объясняются возможные выгоды добровольного медицинского страхования.
Социальные пособия
Презентация описывает, кто и в каких ситуациях может рассчитывать на помощь со стороны государства. Перечисляются различные категории граждан, получающие от государства пособия, пенсии и другие выплаты. Подробно описаны социальные пособия, связанные с рождением детей, в частности, материнский капитал. Задача презентации — разъяснить учащимся, что такое социальные пособия, почему государство оказывает поддержку гражданам, которые в ней нуждаются, и откуда берет на это деньги. Отмечается, что существенная часть собранных государством налогов идет на то, чтобы помочь людям, находящимся в затруднительном финансовом положении.
Презентации разработаны как вспомогательный учебный материал к учебно-методическим комплектам по финансовой грамотности для учащихся 8-9 классов. Альтернативно педагог может использовать их в рамках любой программы для обсуждения в классе отдельных тем финансовой грамотности. Анимированную презентацию предполагается использовать для оживления восприятия материалов занятия, облегчения разбора наиболее сложных моментов, а также структурирования информации. Методические рекомендации удобно использовать, чтобы быстро ознакомиться с содержанием презентации.
Материал не требует актуализации.
Урока по финансовой грамотности 5 класс на тему «Деньги. Для чего они нужны. Бюджет семьи»
Цели урока:
– сформировать у учащихся представление о деньгах простым и понятным языком;
– обучающиеся определят выгоды обмена, покажут и объяснят неудобства бартера и появление денег.
– познакомить учащихся с понятием бюджет и научиться его использовать.
– повышение финансовой грамотности учащихся,
– содействие формированию разумного финансового поведения,
– принятию обоснованных решений, проявления ответственного отношения к личным финансам.
Задачи:
1. На стадии вызова с помощью приёма РКЧМ («Верю – не верю») определить проблему, рассматриваемую на уроке.
2. С помощью видеоролика «Как появились деньги» познакомить с историей появления денег как товаром для обмена, понятиями «бартер», «товар», «деньги», «ликвидность», «бюджет».
Приёмы на стадии осмысления: учащиеся получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется и систематизируют новые знания.
3. С помощью приёма Инсерт организовать работу с источником (раздаточный материал)
4. Применить приобретённые знания при решение задач.
5. Работать в группе.
6. Приёмы на стадии рефлексии:
– приём незаконченного предложения;
– «свободный микрофон».
Подготовительная работа: подготовить для каждого учащегося памятки «13 советов управления деньгами для ребенка», задания детям: примерные доходы и траты семьи за месяц, подобрать записи с музыкой для создания соответствующего эмоционального фона), во время выполнения заданий, оформить классную доску и подобрать литературу и статьи из периодической печати о финансах.
Тип занятия: комбинированный урок.
Место занятия в логике реализации предмета: получение новых знаний с опорой на личный опыт.
Учебно-техническое обеспечение: SMART – доска, видеофильм «Как появились деньги», таблицы «Верю – не верю» (для самостоятельной работы), карточки для групп, «Дерево чувств» и цветные листья (жёлтый, зелёный, синий), наборы из геометрических фигур для работы в группе, картинка «Лиса» из геометрических фигур.
УУД:
• Формировать у учащихся представление о деньгах простым и понятным языком
• Объяснять выгоды обмена, неудобства бартера и причины появление денег.
• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
• Описывать ситуации, в которых используется бартерный обмен.
• Решать простые финансовые задачи.
• Объяснять неудобства и достоинства планирования семейного бюджета.
• Вырабатывать собственное мнение на основе осмысления личного опыта и приобретённых знаний.
• Аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.
• Умение сотрудничать и работать в группе.
Жизненные ситуации:
• Обмен игрушками, книгами, играми.
• Покупка товаров в магазине, оплата покупки наличными, получение сдачи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные результаты:
1. Осознание себя как потребителя и продавца;
2. Умение применять личный опыт при обмене товаром или покупке;
3. Развитие сотрудничества в реальных экономических ситуациях с другими членами общества.
Формирование воспитательных компетенций:
1. Ценностно-смысловых.
2. Коммуникационных и социальных.
3. Продуктивных.
Метапредметные результаты:
1. Познавательные: освоение способов решения экономических проблем, различных способов поиска, сбора и обработки, анализа и предоставления информации, овладение базовыми и межпредметными понятиями.
2. Регулятивные: понимание цели своих действий, планирование с помощью учителя-консультанта, адекватное восприятие своих возможностей правильность выполнения своих действий и оценка деятельности одноклассников.
3. Коммуникативные: умение слушать собеседника, вести диалог и договариваться, умение признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные образовательные результаты:
1. Понимание и правильное использование экономических терминов.
2. Представление о роли денег, бартера в обществе.
3. Умение объяснять выгоды обмена, неудобства бартера и причины появление денег.
4. Знание источников доходов и расходов семьи,
5. Понимание проблем при товарном обмене и пути их решения.
Данный урок:
• реализует на практике системно-деятельностный подход;
• использует здоровьесберегающиетехнологии и РКЧМ;
• реализует разнообразные формы работы, методы и приёмы.
1. Организационный этап
Девиз нашего урока «Знаешь – говори, не знаешь – слушай»
2. Мотивационный этап.
– Ребята для начала давайте, определим тему нашей с вами встречи. А для этого отгадайте, пожалуйста, загадки:
а) Маленькая, кругленькая
Из кармана в карман скачет. ( Монета)
б) Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
У одних нас много, а у других нас нет. ( Деньги)
Зная ключевое слово нашего урока, сформулируйте тему. Какую цель мы поставим перед собой? На какие вопросы вы планируете получить ответы? Предлагаю составить совместный план, включающий в себя интересующие вас вопросы.
План
• Как появились первые деньги?
• Что такое деньги?
• Какие бывают деньги?
• Как появились монеты?
• Что такое бартер?
• Что такое личные финансы?
• Что такое бюджет?
– Сегодня мы с вами поговорим о деньгах и выясним, что мы знаем о них, а что нам ещё нужно узнать.
Стадия вызова
Вопрос, (дети поднимают катрочки с +,-)
Верю (+) Не верю(-)
Когда люди охотились на мамонтов, денег не было. +
Товар – это обмен игрушками. –
Деньги – это товар, которым удобно обмениваться.+
Бартер – это деньги другой страны.-
Монеты – это бумажные деньги. –
– Если у вас кто-нибудь спросит что такое деньги, то вы наверно сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребёнку понятно, что деньги – это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства вы знаете, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.
– А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, или вкусный торт?
Прослушайте притчу.
«Ученик спросил Мастера:
— Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?
Тот ответил, что они верны полностью.
И доказать это просто.
Ибо за деньги можно купить постель, но не сон;
еду, но не аппетит;
лекарства, но не здоровье;
слуг, но не друзей;
жилище, но не домашний очаг;
развлечения, но не радость;
образование, но не ум».
3. Актуализации знаний
– Что за таинственная сила скрыта в деньгах? (могут удовлетворить любые запросы или потребности людей)
– Как к ним относиться? (к ним надо относится серьезно)
– Чего больше – добра, или зла приносят они людям?
– Зачем нужны деньги? (Без денег не купить одежду, продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта, и т.д.)
– Какое значение имеют деньги в жизни человека? (Главное. Человек не может без них обходиться.)
Просмор фрагмента «Галилео-галилей» «о деньгах»
– Знаете ли вы, как сейчас выглядят Российские деньги?
– Какие из этих современные, а какие устарели?
– Как называют эти деньги?
– Из чего они сделаны?
– Как называют бумажные деньги?
– Наименование стоимости банкнот называют купюрой. Какие купюры вы знаете?
– Как называют иностранные деньги?
– Как называют международную валюту?
– Всегда ли люди пользовались бумажными и металлическими деньгами?
– Что заменяло деньги в старые времена?
– И сейчас есть полноценные деньги и их заменители. Может кто-то догадаться, какие деньги полноценные? ( Не путайте с фальшивыми).
– Полноценными называются монеты из серебра и золота, а мы с вами пользуемся заменителями – бумажными купюрами и металлическими монетами.
4. Практическая работа в парах.
– Ребята, у каждого из вас на столах есть монеты разного достоинства: 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей. Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на монетах? (ответы детей). Сравните их. Далее найдите на монетах лицевую и оборотную сторону, ребро, номинал и легенду. Я вам объясню значение непонятных слов и покажу на монетах.
Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство, называется «реверс» или «решка». Кто из вас знает, почему «решка»? (ответы детей) Решка – это сокращенное или искаженное от слова «решетка». Во время денежной реформы, которая произошла при царе Петре первом в обращение ввели серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Это очень напоминало решетку, и так в разговоре появилось слово «решка». Сторона монеты, на которой изображен герб, портрет или какой-то другой рисунок- лицевая. Она называется «аверс» или «орел». Ребро монеты называется «гурт», а надпись на монете называется «легенда».
– Но и эти деньги надо использовать грамотно, чтобы хватило на все необходимое и осталось на мечту.
– Попробуем проверить, как вы ориентируетесь в ценах на самые необходимые продукты питания. В карточках расставьте номера по порядку от самого дорогого товара, до самого дешевого товара.
– Кто может поставить рядом цену?
(Вслух 1-2 человека зачитывают. Совместно делаем исправления.)
Практическое задание (Карточка № 1)
1 кг. лука –
1 кг. соли –
1 кг. сахарного песка –
1 кг. мяса –
1 десяток яиц –
1 кг. макарон –
1 кг. капусты –
1 литр подсолнечного масла –
1 литр молока –
1 буханка черного хлеба –
1 кг. картофеля –
– Мы с вами разобрались с ценами. Как вы понимаете фразу «Личные финансы»? (Деньги, которые принадлежат мне)
– Всегда ли родители покупают вам то, что хотелось бы вам? (Нет.)
– Часто ли вам дают деньги, чтобы вы сами покупали то, что вам хочется? (Нет.)
– Есть ли у вас собственные сбережения? (Да. Нет.)
– Первоначально я предлагаю вам выяснить, что можно назвать личными финансами ребёнка. А теперь мы поговорим с вами о БЮДЖЕТЕ СВОЕЙ СЕМЬИ.
Для этого вам предстоит выбрать из предложенных высказываний те, которые вы можете отнести к личным финансам.
5. Работа в группах
Практическое задание (Группа №1)
Отметьте те высказывания, которые вы можете отнести к личным финансам, а какие в бюджету своей семьи
1. Деньги в вашей копилке.
2. Зарплата папы.
3. Бабушкин кошелёк с деньгами.
4. Премия за победу в олимпиаде по математике.
5. Ваши карманные деньги.
6. Отложенные мамой деньги на оплату за квартиру.
7. Подаренные вам на день рождения деньги.
– Человек должен уметь не только зарабатывать, но и тратить деньги так, чтобы они приносили пользу и удовлетворение.
Практическое задание (Группа №2)
А теперь попробуем спланировать, как и на что надо тратить деньги. Вот допустим, ваша зарплата составляет 3 тысячи рублей в месяц. На что бы вы их истратили, если бы самостоятельно вели хозяйство?
– Какие расходы у человека каждый день?
– Какие расходы реже?
– Возьмите листочки и попробуйте спланировать, на что истратить 3 тысячи рублей. Что вы сможете купить, что оплатить, сколько отложить на мечту. Ведь у каждого наверняка есть мечта.
Практическое задание (Группа № 3)
Выберите правильный ответ.
1) – Если вам дают на карманные расходы 20 рублей в день, а вы половину откладываете в копилку, то через 30 дней вы сможете купить:
А) 20 порций мороженого по 35 рублей.
Б) 4 куклы по 200 рублей.
В) 3 машинки по 100 рублей.
Г) 10 шоколадок по 40 рублей.
– Хорошо тратить деньги мы научились, а умеем ли мы их хранить?
2) -Представь, что у тебя есть крупная сумма денег. Подумай, как ты с ними поступишь. Выбери правильные ответы для четырех предложенных вариантов:
1. Положишь в банк. А. Можешь забыть, где ты их спрятал.
2. Будешь носить в кармане. В. Сохранишь деньги, но не заработаешь.
3. Спрячешь в копилку. С. Можешь потерять их или растратить.
4. Зароешь в землю. Д. Сохранишь деньги и заработаешь проценты.
Игра «Денежные пазлы»
А сейчас я вам предлагаю немного поиграть. Ваша задача как можно быстрее собрать пазлы. У вас на партах лежат конверты, в которых находятся отдельные части разных купюр. Какие купюры у вас получились? ( 50 рублей, 10 рублей, 500 рублей, 100 рублей, 1000 рублей)
6. Динамическая пауза.
А сейчас немного разомнемся.
Я вам буду называть виды доходов и расходов. Если я называю доходы – вы похлопайте, а если расходы – потопайте. Начинаем.
1. ЗП папы 50 000 тыс рублей.
2. Оплата коммунальных услуг.
3. Плата за обучение дочери.
4. Накопления в банке.
5. Покупка одежды.
6. Оплата мобильной связи.
7. Пенсия бабушки.
8. Похлопайте сами себе!
Молодцы, закончили. Мы продолжаем.
8. Итог урока
Приём инсерт
9. Рефлексия. Оценивание
Приём «Дерево чувств»
Сегодня нашу работу на уроке мы будем оценивать при помощи цветных кружочков у вас на столах:
Если вы считаете, если много чего узнали нового на уроке и у вас радостное и приятное настроение поднимаете – жёлтый – радостное, приятное;
Если что-то не допоняли и у вас остались вопросы или вы не совсем удовлетворены работой сегодня на уроке, то поднимаете зелёный–волнительное;
И ,если не удовлетворены работой на уроке синий – неудовлетворенное, грустное.
10. Заключение
Хорошо, если сегодняшний разговор станет для вас полезным. Чем бы вы не занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например – здоровье. Поэтому экономьте на мороженом, или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге, или хорошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение, или уважение близких. Или их любовь. Не обедняйте себя, стараясь всё соизмерить с деньгами. Далеко не всё на свете продаётся и покупается.
Эпилог
Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого»
Презентация на тему: Деньги. Для чего они нужны. Бюджет семьи
Рекомендуем посмотреть
Основы финансовой грамотности, 5 класс. Из чего складываются доходы семьи
Классный час “Бюджет студента”
Конспект занятия по финансовой грамотности для старшеклассников. Тема «Финансовые махинации»
Применение технологии проблемного обучения в школе на занятиях метапредметного элективного курса по
Экскурс
в историю денег
Чтобы партнеров не мучили споры, Пишут юристы для них договоры
Договор – соглашение двух или более лиц,
устанавливающее, изменяющее или
прекращающее их права и обязанности.
Сторонами договора могут выступать
как физические,
так и юридические
лица
Что дает накопление?
Накопление обеспечивает
возможность остаться при деньгах
в случае возникновения
непредвиденной ситуации.
Накопление дает возможность
делать значительные приобретения.
В Европе прообраз бумажных денег
можно видеть в кожаных деньгах
Люди ходят на базар
Това́р — любая вещь, которая
участвует в свободном
обмене на другие вещи,
продукт труда, способный
удовлетворить человеческую
потребность и специально
произведённый для обмена.
13 советов управления деньгами для ребенка
1. Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.
2. Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться.
3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и
вашей независимости.
4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем
желания.
5. Попросите открыть банковский счет на ваше имя и можете регулярно вкладывать на
него деньги вместо копилки.
6. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману, найди
более дешевую альтернативу. Это тоже отличное решение и, к тому-же, за меньшие
деньги.
7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить
сбережения.
8. Купите игру Монополия (кроме того, есть очень хорошая интернет – игра “CASHFLOW”)
и регулярно играйте в неё, это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.
9. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь.
Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь
сравнивать цены и делать грамотный выбор.
10. Старайтесь не «брать взаймы». Нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие
деньги. Удержитесь и от желания жить в кредит.
11. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте.
Заведите лист доходов и расходов.
12. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги своим трудом.
13. Что такое регулярные платежи? (комуслуги, телефон, интернет и т.д.)
Узнайте, какое количество денег расходуется ежемесячно.
Экономику – науку –
Не придумаешь от скуки.
Чтобы лучше понимать,
Как хозяйством управлять,
Нам нужны ее ученья
Для дальнейшего уменья.
А потребности у нас
Все растут из класса в класс.
И товарооборот
Все растет из года в год.
Но ресурсы иногда
Ограниченны бывают
И возможности не все
Перед нами открывают.
Мы настроились серьезно
С экономикой дружить,
Чтобы в будущем достойно
Нашей Родине служить.
Ярослав Ромашев
Приносить доходы стал В банке папин капитал
Капитал – стоимость,
Которая в результате
использования наёмной
рабочей силы приносит
прибавочную стоимость
(самовозрастает).
Промышленный КАПИТАЛ.
Финансовый КАПИТАЛ.
Мы в лучший банк внесли свой вклад
Вклад – вложенные КУДА – НИБУДЬ. деньги,
ценности. В ЛОЖИТЬ в сбербанк.
Народная мудрость
о деньгах и
отношении к ним
Экономическая задачка
1. Вырастили зайцы две грядки моркови – всего 50
кг. Одну грядку они сами обрабатывали, а на
другой у них Барсук трудился и за свою работу 100
рублей попросил. Да еще на семена и удобрения
было потрачено 25 рублей. Половину моркови
зайцы себе оставили, в кладовку положили. А
остальное решили продать, только вот не знают,
по какой цене им торговать, чтоб в убытке не
оказаться. Помоги им!
Ответ: затраты – 125 рублей, на продажу 25
кг, следовательно, себестоимость 5 рублей
за 1 кг, надо продавать выше этой цены.
Мебель купили, одежду, посуду. Брали для этого в банке мы ссуду
Ссуда – юридич., договор, по которому одно
лицо предоставляет другому движимую вещь
для безвозмездного пользования ею с тем,
чтобы по истечении определенного срока или
по первому требованию была возвращена эта
же самая вещь в ее первоначальном виде.
В банке для всех вас висит прокламация
Инфля́ция (лт. Inflatio — вздутие) — повышение
общего уровня цен на товары и услуги.
Презентации по финансовой грамотности
Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы
по финансовой грамотности для учителя и ученика.
В данном разделе вы в удобном виде можете получить
презентации по
финансовой грамотности.
Спи спокойно без тревоги, Коль заплатил ты все налоги
Налоги – установленный обязательный платёж,
взимаемый с граждан и юридических лиц.
Налоги ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ: Государственный
НАЛОГ. Подоходный НАЛОГ.
НАЛОГ на недвижимое имущество. Собирает
НАЛОГИ Налоговая инспекция.
Чтобы дом купить я смог, Взял кредит, внеся залог
Залог – один из способов, реализующих
исполнение должником (залогодателем) принятых
на себя обязательств. Заключается в том, что
средством, обеспечивающим выполнение
обязательств, становятся заложенные должником
его кредитору (залогодержателю) недвижимое
имущество или другие ценности. Кредитор,
предоставивший долг, имеет право
в случае невозврата долга получить
удовлетворение, компенсацию
за счет заложенного имущества.
На товаре быть должна обязательно цена
Цена – это количество денег, которое
определяет ценность вещей. При покупке
определенной вещи или товара продавец
назначает денежную стоимость, за которую
он готов продать свой товар.
На рубль – копейки, на доллары-центы, Бегут – набегают в банке проценты
ПРОЦЕНТ(от лат. procentum – за сто), сотая
доля числа; обозначается знаком %. Так, 3% от
18 есть 3 сотых от этого числа, т. е. 0,54.
Проценты применяются в хозяйственных
РАСЧЕТАХ.
Наталья Смирнова
«Финансовая грамотность для детей и подростков»
http://fc5.ru/finance/93-finansovaya-gramotnost-dlya-detey-i-podrostkov.html
В первой части книги подробно
рассмотрены вопросы о том, что
такое деньги, об источниках доходов
и расходов, о том как накопить на
желаемую вещь, зачем и когда
следует брать деньги в долг, а когда
стоит обойтись собственными
силами.
Вторая часть книги рассказывает об
источниках и способах накопления
денег, о взаимоотношениях банка и
клиента, как обезопасить себя от
финансовых рисков, и как составить
свой финансовый план.
Не упустите этот момент!
Читать онлайн первую часть
Читать онлайн вторую часть
Без ума торговать — только деньги терять. Денег — куры не клюют. Денежки в кармане — все друзья с нами. Кто долго спит, тот
денег не скопит.
На деньги ума не
купишь.
Не легко деньги нажить,
а легко прожить.
Размах рублевый —
удар копеечный.
Скупой платит дважды.
Финансовая грамотность
Фильтры отменитьФГ-2. Финансовая грамотность. Занятие 7. Поврежденные и фальшивые деньгиФГ-2. Финансовая грамотность. Занятие 3. Беличьи деньгиКомплекс презентаций «На монетах – Красная книга!»Дайджест “Красная книга на монетах Казахстана”Дайджест «На монетах – цветы Республики Беларусь»Дайджест «Водные обитатели на монетах России»Дайджест «Пернатая фауна на монетах России»Дайджест «Крылатая фауна на монетах России»Дайджест «Крылатые представители фауны на монетах России»Дайджест «Сетконоска сдвоенная на монете России»Дайджест «Одуванчик белоязычковый на монете России»Дайджест по теме «Фиалка надрезанная на монете России»Дайджест по теме «Красная книга» в монетах России»Дайджест по теме «Монетная история»
«Легче полезть в карман за словом,
чем за деньгами»
(В. Брынцалов)
«Деньги должны оборачиваться.
Чем быстрее тратишь,
тем быстрее получаешь»
(П. Капица)
«Деньгами надо управлять,
а не служить им»
Сенека Луций Анней Младший.
«Время и деньги большей частью
взаимозаменяемы»
Уинстон Черчилль
Что дает свободное распоряжение деньгами?
Свободное обращение с
деньгами позволяет деньгам
«работать» и притягивать
другие деньги.
2. Два бизнесмена поспорили: кто получит больше
прибыли? В итоге Иванов выручил от продажи
своих товаров 5000 рублей, а расходы его
составили З000 рублей. А Сидоров наторговал на
1000 рублей меньше, но и затратил своих денег
1500 рублей. Кто выиграл спор?
Ответ: прибыль Иванова 5000-3000=2000
рублей, прибыль Сидорова 4000-1500=2500,
Сидоров выиграл спор.
Как называется наука,
изучающая
финансовые вопросы?
Денежной
единицей
в Киевской Руси
служили слитки
серебра – гривны.
Наиболее
распространенной
была гривна весом
в 200 граммов.
Коль трудился круглый год, Будет кругленьким доход
Доход – деньги или материальные ценности,
получаемые от предприятия или от
какого-нибудь рода деятельности.
На Руси монеты собственной чеканки,
по виду похожие на монеты Византии,
появились в конце 10 века
Чуть оплошаешь – так в тот же момент Рынок захватит весь твой конкурент.
Конкурент – человек, который
конкурирует с кем-нибудь.
На замену
металлических
денег пришли
бумажные
деньги. Они
появились
в Китае
в 8 веке до н. э.
Акции для частного инвестора. Меньшиков С. М. (PDF, 7.15 Мб)
Взаимоотношения людей с банками. М. А. Бездудный (PDF, 7.10 Мб)
Управление личными финансами. Н.Н. Николашина (PDF, 5.85 Мб)
Облигации для частного инвестора. С.М. Меньшиков (PDF, 8.02 Мб)
Особенности методики преподавания финансовой грамотности С. Н. Силина (PDF, 1.26 Мб)
Педагогический инструментарий финансовой грамотности С. Н. Силина (PDF, 6.63 Мб)
Содержание и методика проведения занятий, связанных с понятием денег и формированием семейного бюджета. И.В. Петрикова (PDF, 4.79 Мб)
Содержание и методика проведения занятий по темам, посвященных взаимоотношению человека с государством: налоги. И.В. Петрикова (PDF, 2.28 Мб)
Организационные формы инвестирования и паевые инвестиционные фонды. С.М. Меньшиков (PDF, 3.21 Мб)
Практикум. Инвестирование в биржевые активы. С.Н. Володин (PDF, 332 Кб)
Практикум. Особенности проектной деятельности слушателей: задачи, содержание, организация. Н.В. Новожилова (PDF, 1.49 Мб)
Страхование. А.И. Столяров (PDF, 3.87 Мб)
Пенсионное обеспечение. Т.В. Теплова (PDF, 10.68 Мб)
Финансовое мошенничество. С.Н. Силина (PDF, 1.60 Мб)
Финансовые пирамиды. С.Н. Силина. ( PDF, 1.21 Мб)
Нашли ?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.
И врачу, и акробату Выдают за труд зарплату
Зарплата – законно выплачиваемая
работодателем и получаемая работником
заработная плата, с которой уплачены все
установленные налоги.
Стал владельцем, братцы, я – Вот завода акция
15. Стал владельцем, братцы, я Вот завода акция
Акция – ценная бумага, являющаяся
титулом собственности на часть
имущества компании.