МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Управление образования администрации городского округа Мытищи
МБОУ «Лицей №15»
Директор Гонтарева Т. Н.
от “____” _______________2022 г.
по внеурочной деятельности
«Азбука финансовой грамотности»
для 1 – 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Состовители: Бобринева Лариса Алексеевна, учитель начальных классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука финансовой грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе учебного плана внеурочной деятельности МБОУ «Лицей № 15», на основе Основной образовательной программы НОО МБОУ «Лицей № 15» на 2022-2023 уч. годы, на основе Положения о внеурочной деятельности МБОУ «Лицей № 15», на основе Примерных программ внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности «Азбука финансовой грамотности» реализует общеинтеллектуальное направление Учебного плана внеурочной деятельности МБОУ «Лицей № 15».
Цель изучения учебного курса «Азбука финансовой грамотности» – развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора,обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов
Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс – 33часа
Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ТНР.
Тема 1. Введение в экономику
Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика?
Форма: групповая, беседа
Вид деятельности: познавательная.
Тема 2. Потребности
Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности;
Форма: групповая, беседа, игра
Вид деятельности: познавательная, игровая. Тема 3. Источники удовлетворения потребностей
Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности.
Форма: групповая, игра, беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная, игроваяТема 4. Домашнее хозяйство
Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 5. Товары и услуги
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная. Тема 6. Деньги
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум, игра
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, игровая. Тема 7. Маркетинг
Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, игровая. Тема 8. Задачи от Гнома – Эконома (1 час): Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома.
Форма: групповая, практикум
2 класс -34 часа
Программа реализуется через следующие формы занятий:
3 класс – 34 часа.
Что такое деньги и какими они бывают (4 часа).
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Рассмотрим деньги поближе (2 часа).
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. « Орел». « Решка». Номинал. Банкнота. Купюра.
Какие деньги были раньше в России (4 часа).
«Меховые деньги». Куны. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Защита от подделок (2 часа).
Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Современные деньги России и других стран (3 часа).
Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.
Современные деньги России и других стран (2 часа).
Откуда в семье деньги (4 часа).
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
На что тратятся деньги (4 часа).
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счет. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.
Как умно управлять своими деньгами (4 часа).
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Как делать сбережения (4 часа)
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
4 класс – 34 часа.
Как появились деньги (4 часа)
Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты) купюры. номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.
История монет (4 часа)
Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. « Орел». « Решка».
Бумажные деньги (4 часа)
Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.
Безналичные деньги (3 часа)
Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заемщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчеты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчетные (дебетовые) карты. Кредитные карты.
Валюты (3 часа)
Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.
Откуда в семье берутся деньги (5 часов)
Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Прожиточный минимум. Потребительская корзина. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.
На что семьи тратят деньги (5 часов)
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жилье. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.
Как правильно планировать семейный бюджет (4 часа)
Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.
Что такое деньги, и откуда они взялись?
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
-Объяснять причины и приводить примеры обмена.
-Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
-Описывать свойства товарных денег.
-Приводить примеры товарных денег.
-Приводить примеры первых денег.
Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. « Орёл». « Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
-Объяснять, почему появились монеты.
-Описывать купюры и монеты.
-Сравнивать металлические и бумажные деньги.
-Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
-Описывать старинные российские деньги.
-Объяснять происхождение названий денег.
Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.
-Описывать современные российские деньги.
-Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
– Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
-Приводить примеры иностранных валют.
Откуда в семье деньги?
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получить арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
-Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
-Объяснять причины различий в заработной плате.
– Объяснять, кому и почему платят пособия.
-Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
На что тратятся деньги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.
-Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
– Сравнивать покупки по степени необходимости.
-Различать планируемые и непредвиденные расходы.
– Объяснять, как появляются сбережения и долги.
Как с умом управлять своими деньгами.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
– Объяснять, как управлять деньгами.
– Сравнивать доходы и расходы.
– Объяснять, как можно экономить.
– Составлять бюджет на простом примере.
Как делать сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
-Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
-Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
-Сравнивать разные виды сбережений.
Тематическое планирование 1 класс
Тематическое планирование 2 класс
Тематическое планирование 3 класс
Тематическое планирование 4 класс
1. Программа по финансовой грамотности Ю. Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
2. «Финансовая грамотность» Материалы для учащихся. 2-3, 4 класс. В 2-х частях. С.Н. Федин Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014
3. «Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
4. «Финансовая грамотность». Материалы для родителей. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
5. «Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
6. Гловели Г. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс
Электронное сопровождение курса:
1.«Главный портал по финансовой грамотности и безопасности граждан».
Сайт Центра повышения финансовой грамотности. Информационное наполнение и тематические разделы сайта помогут потребителям повысить уровень финансовой культуры
2. Азбука финансов – универсальный портал о личных финансах и финансовой грамотности
Объединяет в себе информацию о финансовой грамотности населения, личном бюджете, личном финансовом плане; семинары и уроки финансовой грамотности
3. « Сеть творческих учителей» сообщество учителей экономики «Экономика в школе», где можно найти разработки уроков, ученические проекты, материалы по внеклассной работе, для олимпиад, викторин, конкурсов. Получить информацию о проведении дистанционного детского конкурса «Экономический калейдоскоп»
4. « Учительский портал»
Уроки, мультимедийные тесты, печатные тесты, планирование, контрольные работы, КВН по финансовой грамотности.
Можно разместить свои уроки и мероприятия по данной тематике.
5. Клуб финансовой грамотности
6. « Клуб умные родители»
Бесплатная презентация, рассказывающая детям об основах личных финансах.
Бесплатный курс «Карманные деньги», который расскажет ВСЁ про карманные деньги для детей.
7. « Клуб богатый ребёнок»
Дети, подростки и взрослые учатся управлять личными финансами и развивают предпринимательское мышление.
-Статьи по финансовой грамотности
– рубрика «Вопросы и ответы»
8. Книга «Финансовая грамотность»- учебник по личным финансам, которые учитывают и достижения современной финансовой науки.
9. Книга «Денежные сказки. Уроки финансовой грамотности.»
Сказки расскажут детям о деньгах. О правилах и законах, которые нужно
соблюдать обращаясь с деньгами.
Что будет в книге для детей?
Сказки о деньгах + раскраски
Сказки о Добре, Зле и Деньгах
Животные из сказочного леса совершают финансовые ошибки и помогают друг другу справиться с соблазнами.
Дети читают сказки и учатся на ошибках сказочных персонажей.
10.«Клуб богатый ребёнок»
11. Ф ИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ содействие в создании кадрового потенциала учителей методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности. Цель Проекта – содействовать формированию разумного финансового поведения российских граждан, их ответственность участия на рынках финансовых услуг, и повысить эффективность защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.
12. Методические материалы по финансовой грамотности для начальной школы
13. Уроки по финансовой грамотности – где учителю и воспитателю взять материалы для их проектирования?
14. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 1-11 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности
курса внеурочной деятельности: «» предназначена для 1 – 4 классов и составлена на основе
– программы внеурочной деятельности по
– примерной программы основного общего образования.
– образовательной программы МБОУ «Зарубинская ООШ»;
– устава МБОУ «Зарубинская ООШ»
– учебного плана МБОУ «Зарубинская ООШ» на 2022-2023 учебный год
– положения о рабочей программе по внеурочной деятельности МБОУ «Зарубинская ООШ»
– Федерального государственного образовательного стандарта;
– Примерной программы внеурочной деятельности социальной направленности начального общего образования и авторской программы «Финансовая грамотность» под редакцией Ю. Корлюговой, Е. Гоппе, Москва 2019 год. Программа реализуется с помощью учебного пособия в 2 частях и рабочей тетради под редакцией С. Федина.
Программа направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям.
изучения курса «Финансовая грамотность» выступают:
• развитие основ экономического образа мышления;
• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.
создать основы для финансово- грамотного поведения граждан.
развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности. расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами;
Характеристика учебного предмета, курса
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении стратегии повышения финансовой грамотности населения на 2017-2023 гг.
Курс «Основы финансовой грамотности в начальной школе» – прикладной курс, реализующий интересы учащихся в сфере экономики семьи.
“Финансовая грамотность” – целостная система учебных курсов для внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, впервые разработанная в России. Начиная учиться , ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходим данный курс.
Программа реализуется через следующие формы занятий: ситуационная игра; образно-ролевые игры; исследовательская деятельность; урок-практикум; дискуссия, обсуждение.
Место в учебном плане
2 часа в неделю, 68 часов в год
Планируемые результаты обучения
результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
У выпускника будут сформированы:
– осознание себя как члена семьи, общества и государства;
– учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
– самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;
– ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;
– понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
– понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
– навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.
Выпускник получит возможность
– понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;
– положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;
– производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;
– владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
– оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.
– представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
– определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить финансовые цели;
– составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
– проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
– осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;
– оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
– корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
– использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;
– корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.
Выпускник получит возможность научиться:
– преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.
– осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
– слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
– признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;
– излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;
– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
– осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
– учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
– формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
– правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта); • объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;
– объяснять проблемы, возникающие при обмене;
– приводить примеры товарных денег;
– объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо; – понимать, что деньги зарабатываются трудом;
– описывать виды и функции денег;
– объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
– производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
– называть основные источники доходов;
– приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
– называть основные направления расходов семьи;
– приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи; -• различать планируемые и непредвиденные расходы;
– считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;
– объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
– объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;
– называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;
– объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
– описывать свойства товарных денег;
– сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
– понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;
– осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);
– распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);
– планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
– объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.
:- выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;- пользоваться деньгами;- классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;- определять цену товара.
Результаты 2-го года обучения:К концу 2-го года обучения школьники должны :- выделять физиологические и духовные потребности;- виды торговли; из чего складывается выручка, виды цен;- что такое себестоимость; из чего складывается себестоимость; затраты и издержки;- что такое сделки и посредники; доля посредника;- для чего нужен график; виды графиков;- что такое аренда; виды аренды;- крупные банки страны; функции банков; виды вкладов.
:- определять по формулам, чему равен доход и прибыль;- чертить элементарные графики доходов и расходов;- отличать настоящие деньги от фальшивых;- решать простейшие экономические задачи.
Результаты 3-го года обучения:К концу 3-го года обучения школьники должны – что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;- что такое акционерное общество, как оно создается;- почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;- виды рекламы, правила рекламы;- как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии вашей местности;- налоги, виды налогов, кто собирает налоги.
– различать качественный и некачественный товар,- чертить кривую развития экономики,- определять вид ценной бумаги,- составлять рекламный текст;- решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.
Результаты 4-го года обучения:К концу 4-го года обучения школьники должны – какие бывают потребности;– каковы источники удовлетворения потребностей;– почему все потребности нельзя удовлетворить;– что такое деньги; их роль в жизни человека;– что такое доходы и расходы;– где можно приобрести товары и услуги;– что такое «источники доходов»;– что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена», «зарплата» и другие экономические понятия;– о взаимоотношениях продавца и покупателя;– значение труда в удовлетворении потребностей;– о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей. Учащиеся должны– анализировать свои потребности;– выделять основные и особые потребности;– определять источники удовлетворения различных потребностей;– пользоваться деньгами;
– определять источники доходов и расходов;– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;– совершать элементарные покупки в магазине;– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.
Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, обучающихся с ТНР.
Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности.
Тема 1. Знакомство с Бурундуком и компанией
Знакомство с лесными героями – Бурундуком и его компанией. Вспомним понятие «экономика»
Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей.
Тема 3. Торговля
Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.
Тема 4. Графики
Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов»
Тема 5. Деньги (5 часов)
История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки
Тема 6. Занимательная экономика
Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками
Тема 7. Экономические задачи
Решаем задачи с экономическим содержанием
Тема 8. Аренда
Аренда. Что такое «аренда». История аренда
Тема 9. Банки. Вклады
Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк. Крупные банки России.
Тема 1. Встреча в лесной экономической школе
Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы экономики!
Тема 2. Основы экономического развития
Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике
Тема 4. Банки. Ценные бумаги
Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки
Тема 5. Штрафы
Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы
Тема 6. Деловая этика
Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет;
Тема 7. История профессий
Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии
Тема 8. Налоги
Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный)
Тема 9. Международная торговля (1 час)
Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт
Тема 10. Экономические задачи
Решаем экономические задачи на нахождение прибыли
Тема 11. Занимательная экономика
Занимательная наука – экономика. Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.
Тема 1. Как появились деньги и какими они бывают
Как появились деньги? История монет. Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ). Представление творческих работ «Монеты Древней Руси». Бумажные деньги. Безналичные деньги. Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? Исследование «Деньги современности». Представление результатов исследования. Валюты. Интерактивная викторина «Деньги». Мини-исследование «Сколько стоят деньги?» Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?»
Из чего складываются доходы в семье
Тема 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать
На что семья тратит деньги. Подсчитаем все расходы семьи. Семейный бюджет. Как планировать семейный бюджет? Правила составления семейного бюджета. Бюджет Российской Федерации.
Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал
Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Игра «Древо решений». Товары и услуги. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия». Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта «Мое предприятие». Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»
- Программа по финансовой грамотности Ю. Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2020
- «Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2020
- «Финансовая грамотность». Материалы для родителей . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2020
- «Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2020