ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО Финзачет

В произведениях советских писателей можно почерпнуть немало информации о нравах и быте людей, живших во времена строительства коммунизма. О непростой жизни детей того периода повествуется в рассказе Распутина «Уроки французского». Анализ произведения кратко даст понять основную мысль, которую хотел донести автор, и поможет подготовиться к сочинению по литературе в 6 классе.


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО

История создания

Год написания произведения Валентина Распутина «Уроки французского» — 1973. Опубликовали его тогда же в газете «Советская молодёжь». Произведение автор посвятил Копыловой Анастасии Прокопьевне, матери одного из своих друзей.

Писатель признаётся, что рассказ полностью автобиографичен и основан на его детских воспоминаниях. Когда Распутин окончил младшую школу в родном селе, то должен был переехать в город, чтобы пойти в средние классы. Маленькому мальчику пришлось нелегко на новом месте, поскольку полгода он жил с чужими людьми, не мог нормально питаться и одеваться. Ко всему этому добавилось и неприятие со стороны одноклассников.


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО

Все события, описываемые в рассказе, показывают, какой путь пришлось пройти талантливому писателю. Распутин считал, что детство — главный этап в жизни любого человека. Именно в это время ребёнок начинает учиться чему-то новому, открывать в себе таланты художника, музыканта, поэта.

Когда Валентин Распутин был маленьким, в его жизни тоже была такая Лидия Михайловна, которая помогала мальчику едой и добрым советом. Как только рассказ вышел в свет, старая учительница писателя узнала себя в образе героини. После этого произошла долгожданная встреча, о которой Распутин вспоминал с теплом и улыбкой.

Рассказ автора был по достоинству оценён как читателями, так и критиками. Писатель смог найти «ключик» к сердцу любого читателя.

Смысл названия

Распутин выбрал такое название для произведения, чтобы отразить дополнительные занятия с учительницей, которые скрашивали его нелёгкую жизнь.


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО

Уроки французского становятся кульминацией во взаимоотношениях мальчика и Лидии Михайловны. Благодаря им герои превращаются в настоящих друзей.

Дополнительные занятия стали важной школой жизни для героя, которая в дальнейшем помогла сформироваться его личности. Названием рассказа автор подчёркивает, что школьные предметы имеют второстепенное значение по сравнению с тем, что привносят учителя в судьбы детей.

Главная героиня смогла научить мальчика не только иностранному языку, но и пониманию и доброте.

Суть книги

События начинаются с переезда мальчика в 1948 году в другой город к тёте, чтобы продолжить обучение в школе. Но смена места жительства и самостоятельность не пошли герою на пользу. Он начинает голодать, одевается в драные вещи, страдает малокровием и сильно худеет.

В жизни мальчика было много трудностей, но он старался учиться на одни пятёрки. Проблемы у него возникали только с французским языком. Лидия Михайловна часто делала замечания ученику за неправильное произношение.

Однажды главного героя избили одноклассники за то, что тот играл в «чику», чтобы заработать немного денег. Всё полученное мальчик тратил на молоко, которое помогало ему от малокровия. Узнав об этом, учительница отнеслась предвзято к ученику, склоняясь к тому, что ему нужны деньги на какие-то безделушки и развлечения. Когда герой рассказал о своей непростой жизненной ситуации, женщина растрогалась и захотела помочь ему.


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО

Лидия Михайловна решила заниматься дополнительными уроками французского с ребёнком у себя дома, чтобы кормить его хотя бы ужином. Однако мальчик наотрез отказывался от еды. Тогда учительница отправила ему посылку с макаронами, которую ученик тоже не захотел брать. Такое поведение шокировало женщину.

Женщина нашла выход из ситуации, предложив ученику играть с ней на деньги. Только так мальчик согласился на помощь учительницы. Все заработанные деньги он тратил на еду и свои нужды. Лидия Михайловна и главный герой очень сдружились за это время. Однако вскоре об игре узнал директор школы и уволил учительницу.

Женщине пришлось уехать в свой родной город, но от этого помогать мальчику она меньше не стала. Она отправляла ему посылки с необходимой едой.

Тематика рассказа

Стоит обратить внимание на темы, которые освещает Распутин в произведении. Автор основывался на своём жизненном опыте, поэтому смог досконально раскрыть их. В рассказе присутствуют следующие темы:


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО

Проблематика произведения

Стоит обратить внимание на проблемы, поднятые автором. Валентин Распутин жил в советское время, поэтому проблематика произведения тесно перекликается с тем, что волновало людей в его эпоху. В рассказе затронуты следующие проблемы:


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО

Главная мысль

В своём произведении автор показал тяготы жизни простого народа в послевоенные годы. Люди старались выживать любыми способами и из-за этого были озлобленными. Жестокое поведение отразилось и на детях.


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО

Смысл рассказа заключается в том, что даже в такие нелёгкие времена нужно оставаться человеком, способным на сочувствие и помощь. Писатель показал, насколько несправедливой может быть судьба к людям, которые стараются помочь окружающим.

Основная идея произведения заключается в том, что один человек не способен изменить существующий строй в стране, но он может улучшить жизнь окружающих. Лидия Михайловна помогла талантливому ученику. Впоследствии такие люди, как он, смогут сделать огромный вклад в будущее страны.

Композиционные особенности

Особенность композиционного построения заключается в том, что текст делится на 6 смысловых частей, которые объединены небольшими временны́ми отрезками. Композиция делится по следующему принципу:

Направление и жанр

Произведение Распутина по направлению относится к реализму. Автор пытался воссоздать реалистичную картину с не менее реалистичными персонажами. Писатель смог заставить читателей поверить в то, что события, описываемые в рассказе, могли произойти в жизни.


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО

Жанр произведения «Уроки французского» — рассказ. Автор охватил небольшой временно́й промежуток и использовал малое количество действующих лиц. В содержании часто встречаются названия реальных мест и явлений, которые заставляют читателя ещё больше погрузиться в атмосферу тех лет.

Особенностью рассказа является стиль написания. Распутин использовал областные и устаревшие слова, которые присутствовали в лексиконе простого народа.

Краткий анализ произведения «Уроки французского» даёт понять читателю, какова идея, которую заложил автор в своё творение.

Распутин хотел сказать, что, несмотря на происходящее вокруг, нужно сохраняться в себе человечность и чувство сострадания.

Тема: Валентин Распутин повесть «Уроки французского»

Цель урока: сформулировать на примере повести «Уроки французского» Валентина Распутина, какие нравственные уроки получили герои повести ; уметь извлекать информацию, представленную в разных формах ;

Методические приемы: беседа по вопросам; аналитическое чтение; художественный пересказ эпизодов; диалог; иллюстративные приемы.

Учитель: Сегодня мы завершаем разговор по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского». Мы с вами узнали, что Распутин написал о себе. Это автобиографичное произведение, события которого происходят в первые послевоенные годы. Давайте вспомним и кратко перескажем историю мальчика – героя рассказа.

– Сущность человеческого характера, тех или иных поступков особенно отчётливо проявляется в сложных жизненных ситуациях.

Учитель: Уроки справедливости и доброты – главные уроки, которые В. Г. Распутин вынес из детства, воплотив их в произведении «Уроки французского».

Д/задание. Индивидуальные задания.

Межрегиональный конкурс исследовательских и творческих работ школьников

«Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев»

Номинация: «Исследовательская работа»

Цель оправдывает средства?

По произведению Валентина Распутина «Уроки французского»

Коробова Анна Игоревна

ученица 7 «А» класса

МБОУ СОШ № 6

Научный руководитель: Свирина Юлия Анатольевна,

учитель математики и информатики

зависит от ваших

В исследовательской работе мы попытаемся поразмышлять о поступках героев на страницах рассказа Валентина Распутина «Уроки французского». Прочтение книги задало много вопросов. Например, как мать отпустила маленького сына в чужой город одного? Что значит на ужин только кипяток? Как это, ребенку одиннадцати лет самому искать деньги на пропитание? И так далее, и тому подобное. Но главный вопрос, который не дает покоя – почему умная добрая учительница не нашла другого выхода, как играть с учеником на деньги?

азартные игры не могут привести к чему-то хорошему.

выяснить, права ли была учительница, играя с учеником в азартную игру?

Исходя из этой цели, нами были поставлены следующие

поступок главного героя рассказа.

возможные последствия поступка.

темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время все хотят получать легкие деньги. Играя в лотерею или делая ставки на чем угодно, можно получить быстрые деньги, не прилагая усилий, а лишь довериться воле случая. А можно попасть в зависимость или все потерять.

События рассказа переносят нас в тяжелый послевоенный 1948 год. Главный герой – мальчик одиннадцати лет, которого мать отправляет учиться в другой город, где пятиклассник вынужден жить один у знакомой тети Нади.

Неудача постигла главного героя и в рыбалке: «Я как-то в воскресенье просидел с удочкой весь день и поймал трех маленьких, с чайную ложку, пескариков — от такой рыбалки тоже не раздобреешь. Больше не ходил — что зря время переводить!»

Таким образом, мы видим, что игра не принесла пятикласснику пользы, и удача была временным явлением.

Тогда учительница придумала послать посылку с продуктами, причем без подписи от кого. Но пятиклассник быстро догадался и не принял подношение: «Это не мать: она бы и записку не забыла вложить, рассказала бы, откуда, с каких приисков взялось такое богатство».

Таким образом, мы снова находим подтверждение, что игра никого не сделала счастливым.

Игры на деньги подразделяются на две категории азартные и коммерческие. Оказывается, азартная игра — это такая игра, где проигрыш или выигрыш в большей степени определяется не мастерством игрока, а случаем. То есть в азартной игре исход игры в большинстве случаев зависит от фортуны, повезло – не повезло,  а не от мастерства играющих. « Как фишка ляжет», — говорят в блатном жаргоне. А вот коммерческая игра — игра сугубо на денежную ставку. То есть коммерческая игра — такая игра, где выигрыш, или исход игры в большей степени зависит именно от мастерства играющих, а не от случая.  Это и русский преферанс, и покер, и многие другие.

Без всякого сомнения, игры с монетами, описанные в рассказе Распутина относятся к азартным. В игре с монетами надо учитывать много обстоятельств: от формы ребра и большей или меньшей выпуклости изображений на сторонах до эластичности и коэффициента трения поверхности, на которую падает монета, или точного направления, в котором она закручивается, а еще удар монеты о поверхность, сопротивление воздуха и еще масса тонкостей. Как мы видим одного мастерства не достаточно для выигрыша. Герою рассказа «Уроки французского» приходилось много усилий тратить на выигрыш: «Я мог проиграть три, четыре раза подряд, зато на пятый, забрав кассу, возвращал свой проигрыш втройне. Снова проигрывал и снова возвращал. Мне редко приходилось стучать шайбой по монетам, но и тут я пользовался своим приемом: если Вадик бил с накатом на себя, я, наоборот, тюкал от себя — так было непривычно, но так шайба придерживала монету, не давала ей вертеться и, отходя, переворачивала вслед за собой».

Мальчика одиннадцати лет в силу своей неопытности, одиночества, безграмотности в финансовых вопросах оправдать можно. Он оказался в безвыходном положении, в отчаянии.

На наш взгляд в рассказе очень неожиданный финал. Удивляет тот факт, что взрослый человек, педагог, авторитет играет с ребенком на деньги. Тогда напрашивается вопрос: а был ли у учительницы другой выход из ситуации, как можно было помочь ребенку?

Почему педагог, взрослый человек поступает так легкомысленно и неосмотрительно.  Она себя оправдывает такими словами: «— А я в детстве была отчаянной девчонкой, родители со мной натерпелись. Мне и теперь еще часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию. Я тут, бывает, прыгаю, скачу. Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком. Я бы с удовольствием каждый день прыгала, да за стенкой живет Василий Андреевич. Он очень серьезный человек. Ни в коем случае нельзя, чтобы он узнал, что мы играем в «замеряшки».

Лидия Михайловна показала ребенку способ «заработка» легких денег.  Легкие деньги – это капитал, полученный, на первый взгляд, без приложения особых усилий. В основном, для получения «легких» денег нужны определенные финансовые знания, часто очень сложные для восприятия. Иногда причиной получения легкого капитала является везение, чаще всего – умение быстро ориентироваться в сложной ситуации. Везение – это случай более редкий, но он является традиционной основой получения легких денег. Сюда относятся выигрыши в казино и получение наследства. Крупнейшие финансисты говорят, что большинство людей, получивших легкие деньги в форме удачной лотереи или наследства, через несколько лет возвращается к своему прежнему состоянию, потому что, разбогатев внешне, внутреннее они остались бедными людьми. Мальчик получил добро от авторитетного педагога на такой вид заработка: «Господи, что творится на белом свете! Давно ли я до смерти боялся, что Лидия Михайловна за игру на деньги потащит меня к директору, а теперь она просит, чтобы я не выдавал ее. Светопреставление — не иначе. Я озирался, неизвестно чего пугаясь, и растерянно хлопал глазами».

Итак, мы доказали, что учительница была не права, играя с учеником в азартную игру. Она не должна была так поступать.

Какую альтернативу можно было найти игре на деньги?

Во-первых, придумать игру, в которой необходимо было бы прикладывать умственные способности и «платить» за нее продуктами или едой.

Во-вторых, попросить о помощи по дому или в школе и кормить за это ребенка.

В-третьих, натолкнуть на мысль помогать тете Наде в огороде или по хозяйству.

В-четвертых, заработать трудом у продавщиц на рынке.

Наконец, объяснить и убедить, что помощь от взрослого человека принимать не стыдно, что когда от него потребуется помощь учительница тоже ее примет.

В современном мире легкими и быстрыми деньгами считаются лотереи. Но нам не знакомы люди, выигравшие хоть что-нибудь. По данным из статьи «Российский лотерейный рынок в 2016 году, итоги года» в России за последние четыре года продажа лотерейных билетов выросла почти в два раза. Если 2016 году количество проданных лотерейных билетов составило около 40 млн. штук, а средняя стоимость одного билета порядка 100 руб., то не сложно сосчитать какие деньги люди тратят на покупку лотерейных билетов, это около 4 млрд. руб. Выигрыш от которых составляет всего лишь около 10 млн. руб. Таким образом, каждый пятый билет приносит примерно 166 руб. призовых.

Таким образом, мы пришли к выводу, что азартные игры не могут привести к чему-то хорошему. Наша гипотеза подтвердилась.

Даже если бы у рассказа был другой финал, и директор бы не узнал об игре учительницы с учеником, то у ребенка все равно формировалось бы неправильное представление о заработке. С детства необходимо прививать людям чувство ответственности и долга за свое финансовое благополучие. Нельзя надеяться на чудо, легкие деньги. Нужно учиться зарабатывать деньги, и умело ими распоряжаться. Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что для себя мы сделали определенные выводы. Как бы ни хотелось легких денег, мы не станем рисковать и ввязываться в различные «авантюры». Бесплатный сыр только в мышеловке. И цель не оправдывает средства.

Список используемых источников

«Уроки финансовой грамотности от литературных героев». 9 класс

Цель: повышение компетентности в области использования различных методов работы по финансовой грамотности.

– формировать предпосылки экономической грамотности у школьников;

-сформулировать уроки финансовой грамотности для современного школьника.

– создать условия для общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала обучающихся.

Учитель: Часто человечество обращается к книге за решением своих же проблем – как жить, с кого брать пример, по какому пути
пойти, в чём смысл жизни. И книга – верный друг и наставник – даёт ответы на эти вопросы. Бытует мнение: чтобы разбираться в сфере финансов, нужно много считать, а значит, преподавать финансовую
грамотность имеет смысл на уроках математики. Но предметы гуманитарного цикла подходят для этого ничуть не хуже: тема денег «звучит» в истории, в обществознании, в литературе. Если приглядеться,
почти в каждом художественном произведении можно обнаружить бытовые, повседневные подробности обращения с деньгами. Поэтому тема сегодняшнего урока звучит так: «Уроки финансовой грамотности от
литературных героев»

А начать хотела бы с веселой разминки! «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»,- сказал А. С. Пушкин А вы знаете,
что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда попробуйте ответить на вопросы.

1. В какой сказке говорится о нелегком пути
хлебобулочного изделия до потребителя? («Колобок»)

2. В какой сказке описывается эффективность
коллективного труда? («Репка»)

3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые
монеты простым ударом копыта? (Золотая антилопа)

4. В какой сказке простая труженица домашнего
подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл? («Курочка Ряба», золото)

5. Герой какой сказки с помощью рекламы помог
простому крестьянину занять высокий статус в обществе. ( Кот в сапогах.)

Финансово грамотный человек способен принимать грамотные решения, совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к
управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и в будущем. Это так?

Попробуйте привести примеры из других произведений, герои которых оказываются в такой же ситуации (заполнение таблицы
из приложения)

В 6 классе при изучении рассказа А. И. Куприна «Белый пудель» работаем с с эпизодом «Неудача артистов».

Наконец барыня вышла на балкон, швырнула сверху в подставленную шляпу Сергея маленькую белую монетку и тотчас же скрылась.
Монета оказалась старым, стертым с обеих сторон и вдобавок дырявым гривенником. Дедушка долго с недоумением рассматривал ее. Он уже вышел на дорогу и отошел далеко от дачи, но все еще держал
гривенник на ладони, как будто взвешивая его.

И он с негодованием и с гордостью бросил монету, которая, слабо звякнув, зарылась в белую дорожную пыль.

Работа со словом «гривенник».

-Почему старик Лодыжкин так огорчен?

В каком произведении герой оказывается в такой же ситуации?(невыплата заработной платы)

1. В «Сказке о попе и работнике его Балде» речь идет о попе, который мечтал найти себе работника, который бы работал усердно и
прилежно, а брал за это не слишком много. В данном произведении автор высмеивает такие качества человека, как жадность и погоня за дешевизной.

«Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?»

В результате поп находит работника Балду, который соглашается работать за три щелчка по лбу в год.

«Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу.

Есть же мне давай варёную полбу».

Работал Балда «за семерых», был хорошим работником. А когда пришел срок оплаты за работу, поп не захотел расплачиваться и по
совету попадьи дал очень сложное задание Балде. Но тот смог перехитрить чертей, выполнил задание, и попу пришлось платить: «С первого щелчка прыгнул поп до потолка, со второго щелчка лишился поп
языка, а с третьего щелчка вышибло ум у старика».

Сказка учит нас тому, как нельзя поступать с людьми. Нужно всегда платить по их заслугам. Мораль этой сказки заключается в
том, что жадность, мошенничество и обман работодателя всегда будут наказаны.

Сказке Пушкина А. С. более 180 лет. Однако, проблема, поднятая в произведении, повторяется и в наше время.

К сожалению, в условиях кризиса невыплата заработной платы становится одним из способов «выживания» недобросовестных
работодателей. В сказке «О попе и работнике его Балде» справедливость восстановил Балда сам. В наше время право работников на оплату труда охраняется государством на законных основаниях

: вступая в трудовые отношения,
вы имеете право на заработную плату. В случае невыплаты вам заработной платы, вы должны отстаивать свои права, обратившись в суд. Работодатель, не выплативший заработную плату или задержавший её,
будет наказан по закону.

Многие произведения учат нас обращаться с финансами, управлять ими. Давайте вспомним героя поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» и
попробуем определить, можно ли его назвать экономным хозяином.

Читаем текст. Обсуждаем:

1. Можно ли назвать Плюшкина экономным хозяином?

2. Как отразилась скупость на его характере?

3. Какие чувства вы испытали, познакомившись с этим героем?

4. Чем отличается экономный человек от жадного?

– На чем можно сэкономить? (Сладости и излишества в еде; транспорт (использование проездного билета); коммунальные услуги
(экономия электричества); одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы).

– А на чём нельзя экономить? (На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.) – Какие дополнительные источники дохода
может найти семья?

1. Заниматься частным извозом на личном транспорте;

2. Иметь личное подсобное хозяйство;

3. Сдавать в аренду лишнее помещение.

4. Изготавливать на продажу различные вещи.

В. Г. Распутин. « Уроки французского»

Работа с эпизодом

Помоги главному
герою распределить деньги на неделю.

Бюджет – схема доходов и расходов определенного объекта (одного человека, семьи, организации), устанавливаемая на определенный
период времени ими.

Также проводим беседу «Как можно сэкономить»

Затем привожу пример из сказки. В моей любимой книге Э. Успенского «Все Простоквашино» говорится, что к деньгам нужно
относиться бережливо и расчетливо. Давай вспомним диалог героев.

«- Я почтальон тутошний, Печкин. Поэтому я все должен знать, чтобы почту разносить. Вы, например, что будете
выписывать?

– Я буду «Мурзилку» выписывать, -говорит Дядя Федор

– А я про охоту что-нибудь.- Это шарик

– А я ничего не буду. Я экономить буду».

Так, главный герой Кот Матроскин отказывается выписывать газету с целью экономии бюджета.

бережливое и расчетливое
отношение к деньгам – залог финансового благополучия.

Роман А. С. Пушкина №Дубровский»: работаем с эпизодом.

Дубровский получил из города приглашение доставить немедленно надлежащие объяснения насчет его владения сельцом Кистеневкою.
Андрей Гаврилович, изумленный неожиданным запросом, в тот же день написал в ответ довольно грубое отношение, в коем объявлял он, что сельцо Кистеневка досталось ему по смерти покойного его
родителя, что он владеет им по праву наследства, что Троекурову до него дела никакого нет и что всякое постороннее притязание на сию его собственность есть ябеда и мошенничество. Письмо сие
произвело весьма приятное впечатление в душе заседателя Шабашкина. Он увидел, во-первых, что Дубровский мало знает толку в делах, во-вторых, что человека столь горячего и неосмотрительного
нетрудно будет поставить в самое невыгодное положение.

Помещик Троекуров, поссорившись с Андреем Гавриловичем Дубровским (отцом главного героя), решил отсудить у него имение
Кистенёвку. Отец Троекурова когда-то продал имение отцу Андрея Гавриловича. Тот оформил купчую (договор купли-продажи), выплатил продавцу всю сумму и вступил в собственность.

Но купчая и доверенность сгорели при пожаре, а о том, чтобы взять выписку из записей крепостных дел, Андрей Гаврилович даже не
подумал. Также он проигнорировал первый судебный запрос и долго не предпринимал никаких попыток доказать, что он законный хозяин Кистенёвки. Однако без документов получалось, что Дубровские не
покупали имение, и оно по-прежнему в собственности у Троекурова. И в результате суд встал на сторону истца.

Составляем словарь финансовых документов. Право наследства, собственность.

: бережно относитесь к
финансовым документам.

Договоры о купле-продаже, кредитные договоры, квитанции об оплате и тому подобное. Если вы что-то покупаете или
продаёте, оказываете или ищете услуги, старайтесь избегать устных и неформальных договорённостей — обязательно заключайте юридически корректный договор.

В чем
причина ссоры двух помещиков?

«Два
хозяина»

Словарь финансовых терминов

Проблема вечной борьбы с самим собой и вечными страстями проходит через повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама» и определяет ее
актуальность и в наши дни. « Пиковая дама» связана не только с будущим русской литературы, но и с ее недавним прошлым. В ней исследуется человеческая страсть, гибельная страсть. Здесь она из
исторического прошлого переносится прямо в современную эпоху – и то, что она выступает в более современных формах и в более обыденной сфере жизни, делает ее еще страшнее. Герой вступает в
поединок с судьбой, считая, что трезвый расчет позволит ему достичь вожделенной цели. Он не остановится ни перед чем, чтобы узнать секрет трёх карт. Страсть к обогащению у главного героя
вырастает до размеров холодной, беспощадной и вместе с тем безумной страсти. Обманувшись, проиграв за карточным столом, Германн в сходит с ума. За этим не просто указание на бытовой реальный
факт, но и глубокая и трагическая авторская мысль общего значения.

Пушкин не случайно взял карточную игру за основу сюжета повести, ведь игра – это поэтическая метафора жизни с ее взлетами и
падениями, с ее проигрышами и выигрышами, с ее удачами и неудачами.

Азартная игра – явление социальное, так как вовлеченный в азартную игру человек подвергает себя опасности остаться без средств
к существованию, социальной дезадаптации, которая уводит человека от социально значимой деятельности, провоцирует криминальное поведение. Такой человек уже не владеет своей жизнью, его жизнь
превращается в игру, и в этом случае речь идет уже о патологии личности.

Анализ ситуации «Как бы ты повел себя на месте Германна?» Варианты выхода из создавшейся ситуации

Уроки французского «Игра на деньги»

: желание получить быструю и
лёгкую наживу, прибегая к азартным играм, может привести к пагубному пристрастию. Пристрастие к азартным играм деформирует личность, часто приводя к нервным расстройствам и суициду.

Рассмотрим следующую финансовую операцию:

Чичикову нужен стартовый капитал, и основа его бизнес-плана — получение кредита под фиктивный залог умерших крепостных
крестьян. Эту инновационную идею (как основу для сюжета) подарил Н. В. Гоголю А. С. Пушкин. Сведения о крестьянах находились в ревизских сказках — переписях населения. В промежутках между
переписями умершие по документам считались живыми, а банки работали с документами. Поэтому скупка мёртвых душ — процесс формирования залоговой массы. Правда, в залог можно было отдавать крестьян
с землей, а земли у Чичикова не было. Но в то время для освоения Херсонской и Таврической губерний земли помещикам предоставлялись бесплатно, поэтому Чичиков покупает крестьян «на вывод», с
переселением.

Для банка он предоставил бы свидетельства о собственности на землю, должным образом зарегистрированные купчие крепости
(договоры о покупке крестьян), судебные решения о переселении крестьян. При необходимости он был готов предоставлять дополнительные справки о крестьянах от капитана-исправника (несомненно, за
взятки). Кредит Чичиков собирался брать в Опекунском совете Воспитательного дома — небанковском финансовом институте, осуществлявшем, в том числе, ломбардное кредитование.

Попробуем оценить эффективность проекта, исходя из данных, приведенных в книге.

Решение финансовой задачи

Цена ревизской души — до 500 руб., залоговая стоимость — 200 руб. Издержки Чичикова нельзя точно оценить — нет данных о
структуре покупки. У Коробочки он купил 18 душ всего за 15 руб., у Плюшкина — 198 душ по 32 коп. за штуку. Манилов души подарил, но цифра не приведена, нет данных и по Собакевичу, известна лишь
цена – 2,5 руб. за душу. Разумно считать, что у них куплено по 100 душ (нет данных о различиях в смертности в двух поместьях) — это дает 416 душ (из текста известно, что всего душ было более
400). Тогда средняя цена — 70 коп. за душу при залоговой стоимости в 200 руб. Блестящий результат, но высокая прибыль,

Уроки пятый и шестой. В финале
птица-тройка несётся по российской равнине, увозя Чичикова с комплектом документов. Он едет в банк за кредитом в 80 тыс. руб. на стандартных для того времени условиях — 6% годовых на 24 года.
Уроки этой истории просты. Предпринимателям надобно правильно выбирать контрагентов и не терять времени, а банкам следует внимательно изучать заёмщиков и тщательно оценивать и проверять
залоги.

Книга является верным наставником и другом человека. Она дает ответы на многие вопросы, учит преодолевать сложные проблемы и
ситуации. Произведения, рассмотренные, сегодня являются актуальными в современном обществе, так как проблемы, обозначенные в них, существуют по сей день.

В произведениях, которые мы проанализировали, было выявлено не только неправильное поведение по отношению к финансам, но и
определены последствия неправильного обращения с денежными средствами. На конкретных примерах мы рассмотрели приемы работы над формированием финансовой грамотности. Конечно, очень трудно
составить какой- то инструментарий для оценивания результатов формирования этого направления ФГ. Тем более мы только в самом начале этого пути. Эти универсальные учебные действия, которые нужны
будут в дальнейшей жизни.

: Предлагаю вам посмотреть
конкурс «Учимся финансовой грамоте на успехах и ошибках литературных героев» в цифрах и фактах, используя http://литфин.рф/, YouTube, «Вашифинансы.рф»

Если вам понравился урок, то поднимите правую руку вверх.

Если вы считаете, что не узнали ничего полезного, то левую.

Финансовая грамотность в литературных произведениях

Организация: МОУ «Михайловская СОШ №2»

Населенный пункт: Рязанская область, г. Михайлов

Какой жизненный урок из этих историй можно извлечь для себя?

Каждое литературное произведение может заставить задуматься о чём-то. Во многих произведениях русской литературы герои произведений попадают в чью-то ловушку, становятся обманутыми. В руках мошенников могут оказаться не только дети, но и взрослые. Эти литературные произведения показывают, к чему может привести излишняя доверчивость. Читая рассказы, мы можем осудить людей, которые пытаются нажиться на других.

В рассказе В. Распутина «Уроки французского» главный герой попадает в неприятную ситуацию. В рассказе есть персонаж, Вадик, местный игрок в «Чику», который обманывает и жульничает. Мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается над теми, кто младше и слабее, и обижает их. А главный герой рассказа, неплохо научившись играть в игру, сталкивается с Вадиком в поединке и получает синяк под глаз.

Простодушного Буратино из сказки Толстого «Золотой ключик» обманывают Лиса Алиса и Кот Базилио. Они обещают чудесную возможность быстро обогатиться. « Положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое деревце, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты», — уверяет Лиса Алиса. И даже то, что волшебное Поле Чудес находится в Стране Дураков, не останавливает Буратино. Неудивительно, что в итоге он остается с носом и без своих денег.

Темы указанных произведений актуальны и по сей день. В них показаны многие проблемы человечества и общественности. Прочитав их, мы понимаем, что нужно быть осторожными во всём: не доверять всем подряд, не сталкиваться с подозрительными людьми.

Опубликовано

Лапина О. В.,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории

Компетентности:
– информационная
– коммуникативная
– компетентность решения проблем

Виды текстов

– сплошные
– несплошные

Сплошные тексты

В. Г. Распутин «Уроки французского»
Н. В. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
М. Горький «Челкаш»
Т. Драйзер «Американская трагедия»
О.де Бальзак «Гобсек»

Распутин «Уроки французского»

Игра на деньги:
– выбор/необходимость
– ответственность
– нравственные принципы

Бюджет – схема доходов и расходов определенного
объекта(одного человека, семьи, организации),
устанавливаемая
на
определенный
период
времени.
– Помоги главному герою распределить деньги на
неделю

Советы по управлению деньгами

• Старайся планировать бюджет и следовать ему
• Учитесь отличать «потребности» от «желаний»
• Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок.
Так вы сможете накопить сбережения
• Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в
специальном блокноте. Заведите лист доходов и
расходов.
• Старайтесь тратить деньги с умом. Уважайте труд
родителей.

• СДЕЛКА С СОВЕСТЬЮ
• ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
• ИЗМЕНЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ
ПРИНЦИПОВ
• ВЫБОР
• СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ
• ПРОСТУПОК ИЛИ ПОСТУПОК

Банковский/кредитный договор

– Каков процентный период по вкладу?
– Определены ли сроки и сумма вклада?
– В течение какого времени в банке хранится согласие
вкладчика на обработку данных?

Таблицы

Бумажные книги
Электронные книги
$
%
$
%
Полная стоимость книги
26
100
13,99
100
автор
3,9
15
2,27
16,23
издатель
4,05
15,58
6,54
46,75
Специалисты по маркетингу
1
3,85
0,78
5,58
Специалисты по допечатной
подготовке
0,8
3,08
0,5
3,57
Розничный продавец
13
50
3,9
27,88
3,25
12,5
0
0
Специалисты по печати и логистики

Анализируя данные двух таблиц, ответьте на вопросы.
– Куда уходит наибольший процент денег от продажи
бумажных и электронных книг?
– Какой вид книг дешевле?

Каков срок пользования кредитом?

1) От даты выдачи кредита до обозначенного
дня
2) На следующий день после выдачи кредита
до обозначенного дня

Что является датой погашения задолженности
по кредиту, уплаты процентов?

1) Дата выдачи кредита
2) Дата поступления денежных средств на счет
Кредитора
3) 1 число каждого месяца

Каков расчетный период по кредиту?

1) С 1 по 15 число каждого месяца
2) С 15 по 30

число каждого месяца
3) С 1 по 30

число каждого месяца

Если срок погашения процентов приходится на
нерабочий день, то когда выплачивается
процент?

1) На следующий рабочий день
2) Не выплачивается
3) В последний рабочий день

В течение какого времени Кредитор
предоставляет Заемщику денежные средства?

1) В течение 1 дня
2) В течение 5 дней
3) В течение 7 дней

Имеет ли Заемщик право погасить Кредит
досрочно(частично или полностью)?

1) Да, имеет такое право.
2) Нет, не имеет, кредит выплачивается по
графику.


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО

Фотографии: Wikimedia Commons. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Герои произведений из школьной программы совершают не только нравственные, но и финансовые ошибки — и это отличный повод устроить небольшой урок экономической грамотности прямо на занятии по литературе. Объясняем на примерах из классиков: почему не стоит брать айфон в кредит, что такое социальная инженерия на примере «12 стульев» и как сделать стартап на рыбьей чешуе.

Островский «Бесприданница»

Карандышев: Вот и обед сегодня для меня обойдется недешево.

Огудалова: А этот обед ваш я считаю уж совсем лишним — напрасная трата.

Карандышев: Да если б он стоил мне вдвое, втрое, я б не пожалел денег.

Огудалова: Никому он не нужен.

Карандышев: Мне нужен.

Знаменитая пьеса написана в далеком 1878 году, но тема, которую поднимает автор, актуальна по сей день: речь о статусном, показном потреблении.

Юлий Карандышев — небогатый чиновник; он живет на скромное жалованье, но отчаянно старается попасть в «высший свет». Наконец, ему представляется такая возможность: он берет в жены бесприданницу Ларису, которую окружают исключительно обеспеченные люди. Правда, молодого жениха никто не воспринимает всерьез, и тот, чтобы доказать, что он достоин высшего общества, приглашает купцов к себе на обед. При этом тратит на этот фарс круглую сумму. Ничего не напоминает?

Сегодня многие покупают на последние деньги или в кредит новый айфон или престижный автомобиль, ходят в дорогие рестораны, — в общем, делают все, чтобы казаться выше статусом. Люди думают, что так их будут больше уважать.

Булгаков «Мастер и Маргарита»

«Женщины наскоро, без всякой примерки, хватали туфли. Одна, как буря, ворвалась за занавеску, сбросила там свой костюм и овладела первым, что подвернулось, − шелковым, в громадных букетах, халатом и, кроме того, успела подцепить два футляра духов.

Ровно через минуту грянул пистолетный выстрел, зеркала исчезли, провалились витрины и табуретки, ковер растаял в воздухе так же, как и занавеска. Последней исчезла высоченная гора старых платьев и обуви, и стала сцена опять строга, пуста и гола».

Во время представления в театре «Варьете» Воланд и его свита устроили в зале денежный дождь и открыли прямо на сцене салон с заграничными предметами роскоши. « Фирма совершенно бесплатно производит обмен старых дамских платьев и обуви на парижские модели и парижскую же обувь»  — кто откажется от такого щедрого предложения?!

Но когда сеанс черной магии подошел к концу, артисты вместе с реквизитом испарились, а свежие купюры оказались резаной бумагой. Те, кто обменял свою одежду на новую, остались в нижнем белье, а подарки профессора и его помощников превратились в «пшик».

Тургенев «Безденежье»

Поведение Тимофея Петровича — пример бездумной расточительности. Разжившись ассигнациями, он сразу же заказывает новый костюм  —  вместо того, чтобы купить дров или вернуть хотя бы часть долгов.

Некоторые люди так увлекаются кредитами, что не замечают, как долги становятся неподъемными. Обычно в такой ситуации человек старается срочно «перезанять». Но если в панике хватать новые кредиты, чтобы оплатить старые, можно увязнуть в долговой яме. Есть много законных инструментов, которые помогут в трудной жизненной ситуации — реструктуризация, ипотечные и кредитные каникулы. В самом крайнем случае должник может объявить себя банкротом.

Жазиков снимает дорогую квартиру в центре Петербурга, в то время как у него есть богатая усадьба за городом. На дрова и сахар денег нет, но герой везет дядюшку в модный ресторан и угощает шампанским. Повторимся: правильно расставляйте приоритеты при планировании расходов!

Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев»

— Деньги вперед, — заявил монтер, — утром — деньги, вечером — стулья или вечером — деньги, а на другой день утром — стулья.

— А может быть, сегодня — стулья, а завтра — деньги? — пытал Остап.

— Я же, дуся, человек измученный. Такие условия душа не принимает.

— Но ведь я, — сказал Остап, — только завтра получу деньги по телеграфу.

— Тогда и разговаривать будем, — заключил упрямый монтер

Остап Бендер — обаятельный аферист, умный, тонкий и невероятно изобретательный. Все, кто читал произведение или смотрел его экранизацию, очарованы этим персонажем. Из-за этого как-то сглаживается тот факт, что по сути своей Остап — злостный мошенник. К тому же он — превосходный психолог: жертвы его обаяния добровольно отдают ему «ключи от квартиры, где деньги лежат». Сегодня его «талант» имеет специальное название — социальная инженерия.

Гоголь «Мертвые души»

«Если вы хотите, — подхватил сурово и отрывисто Костанжогло, полный нерасположенья духа, — разбогатеть скоро, так вы никогда не разбогатеете; если же хотите разбогатеть, не спрашиваясь о времени, то разбогатеете скоро».

Во втором томе поэмы Гоголь описывает человека, с которого каждому предпринимателю стоило бы взять пример: речь о хозяйственном помещике Константине Федоровиче Костанжогло. Он слыл в губернии поистине гениальным бизнесменом, но не потому что ему удалось заработать целое состояние, а благодаря своему отношению к труду и работникам.

Во-вторых, он видел бизнес-идею там, где её не видели другие: «рыбью шелуху сбрасывали на мой берег в продолжение шести лет сряду промышленники, ну куды ее девать? Я начал из нее варить клей, да сорок тысяч и взял». Или: «накопилось шерсти, сбыть некуда — я и начал ткать сукна, да и сукна толстые, простые — по дешевой цене их тут же на рынках у меня и разбирают».

Оцените статью