формирование финансовой грамотности обучающихся на уроках обществознания

Обучение финансовой грамотности

на уроках английского

Финансовую грамотность можно развивать и на уроках иностранного языка. Элементы формирования  финансовой грамотности прекрасно входят в программу предмета «Английский язык» (слайды 1 , 2 ). При  правильном подборе  и распределении и работе с соответствующим данной тематике материалом, учащиеся смогут освоить базовую финансовую терминологию и расширить свои представления  о финансовой стороне  жизни.

Целями и задачами формирования финансовой грамотности на  уроках английского языка является финансово грамотный школьник, его финансовая безопасность, разумное управление личными финансами и будущее финансовое благополучие.

Общие темы  по  финансовой грамотности  следующие (только на слайде 3):

•  Покупки. Заказ билета. Отдых. Путешествие. Подарок другу.•  Деньги, их история, виды, функции денег•  Семейный и личный бюджет•  Экономические отношения семьи и государства•  Профессии. Работа.

На занятиях по английскому языку, включающих элементы финансовой грамотности, можно использовать все формы и методы обучения: (только на слайде 4) групповые, игровые, ролевые,  практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные.

Данные формы и методы подразумевают индивидуальную, парную, групповую, коллективную работу обучащихся с учетом их возрастных особенностей и включают вопросы, тесты, практические задания, игры, эссе, проблемные ситуации, несложные кейсы, исследования и проекты. Задания моделируют ситуации реальной жизни.

На уроках по формированию финансовой грамотности у учащихся формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, диаграммами, а также навыки поиска, анализа и представления необходимой информации.

При организации образовательной деятельности (слайд 5)

Акцент  делается на организацию практико-ориентированной, социально и личностно-значимой деятельности:

(только на слайде)

1) информационно-коммуникативные технологии;

2) приемы практико-ориентированной деятельности ;

3) игровые методы;

4) приемы контекстного обучения;

4) технологии критического мышления;

5) технологии проектной деятельности

Рассмотрим  примеры практического применения финансовой грамотности на уроках английского языка.

Формирование финансовой грамотности при изучении английского языка начинается уже в начальной школе.

(только на слайде 6: 3 класс –  тема  « В моей коробке для ланча»)

Изучая тему «Продукты» дети в  начальной школе анализируют свои покупки, слушая своих одноклассников, иногда меняют свой список покупок.

Слайд 7 (только на слайде): 4 класс – тема «Приготовим еду».

Составляя список покупок, дети учатся рационально использовать деньги.

Знакомство с иностранной валютой продолжается и в основной школе, например в 5 и 8 классах

В 6 классе у нас есть раздел «Who are you», посвященный различным формам идентификации личности. Ребята заполняют анкеты для получения банковской карты и погружаются в сюжетно-ролевую игру «В банке». Подводит итог данной темы выполнение творческой работы (микро проект) по созданию кредитной карты.

В основной школе  продолжается тема покупки :  разыгрывая диалоги , поход в ресторан, покупки билета  в кино или в театр, обучающиеся рассматривают плюсы  оплаты картой или наличными деньгами, обсуждают как часто они ходят в кафе и рестораны и причины,  какие виды ресторанов и кафе предпочитают, что можно сделать, чтобы чаще посещать данные заведения (экономить карманные деньги, найти подработку).

В  средней школе (10–11классах) учащиеся расширяют свой финансовый терминологический словарь на английском языке: семейный бюджет, карманные деньги. Знакомятся с рынком труда. Важной составляющей при трудоустройстве является грамотно составленное резюме.

Обучащиеся адаптируются в мире финансовых отношений, а также учатся планировать собственный бюджет.

Одним из средств формирования финансовой грамотности у обучащихся на уроках иностранного языка является использование лэпбука (lapbook), что в переводе с английского означает «наколенная книга» (lap – колени, book – книга).

Слайд (только на  слайде)

Лэпбук – это интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес учащегося к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме

Предлагаю вам посмотреть фрагменты занятий по формированию финансовой грамотности учащихся, проведенных с помощью лэпбука в 4 и 6 классе.

Формирование финансовой грамотности у обучающихся на уроках обществознания.

«Финансовая деятельность – то же искусство,

сложнейшая совокупность действий

людей интеллектуальных и эгоистичных».

Одной из самых важных задач, которые стоят перед школой, является воспитание делового человека, личности с развитием экономического мышления, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условияхсформировавшихся рыночных отношений. Повышение финансовой грамотности населения является одной из самых актуальных проблем в современном мире. Для значительной части россиян по-прежнему характерно такое финансовое поведение, как :не делать сбережений, не следить за расходами, не планировать бюджет, держать деньги дома и не тратиться на страхование. Возможно, это связано с тем, что старшее поколение не имело возможности получения практических знаний в области финансов и передачи опыта своим детям и внукам. Современное же поколение российской молодежи в условиях рыночной экономики остро нуждается в освоении элементарных навыков планирования, сбережения и приумножения, иными словами, в управлении своими личными финансами.

Дети – наше будущее, и мы должны привить им основы финансовой культуры, познакомить с основными правилами личного финансового планирования и финансовой безопасности, чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь, а для кого-то – определиться с выбором будущей профессии.

Финансовая грамотность формируется у обучающихся целым комплексом предметов , таких как математика, информатика, география, но особая роль здесь принадлежит учебному предмету обществознание.

В 9 классе, изучая тему «Гражданские правоотношения», учащиеся знакомятся с гражданской дееспособностью несовершеннолетних, видами гражданско-правовых договоров (сделок), видами ответственности за неисполнение условий договора. Зная свои права и обладая частичной дееспособностью, подростки в 15 -16 лет могут самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком, иными доходами.

Эти и другие представленные темы в Программе и учебниках «Обществознание» создают необходимую базу для эффективного решения задачи повышения финансовой грамотности обучающихся на уровне основного общего образования. Но помимо теории на уроках нужно применять и активные формы и методы обучения.

Наиболее эффективными на уроках обществознания являются следующие

методы обучения:проблемный, исследовательский и частично-поисковый. Они предполагают активный подход, то есть, направлены на реализациюдеятельностного отношения обучающегося к процессу обучения. Применение этих методов обучения, при создании необходимых условий, позволяет раскрыть потенциальные возможности ученика.

Активные методы обучения можно использовать на любом этапе урока.

«Мозговая атака» и «мозговой штурм» используются, чтобы создать условия для умственного напряжения при решении важной проблемы абсолютно у всех обучающихся или, по крайней мере, у большинства. Именно умственное усилие, порожденное экстремальной ситуацией, в которую попадает каждый член группы, способ преодолеть сон разума, которым отличаются многие обучающиеся.

«Деловая игра» – это игровой метод обучения и воспитания. Формальная сторона, связанная с ходом игры не должна превалировать над содержанием. В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите собственной группы, и при критике решений других групп.

«Ролевая игра» – речь идет не о выработке управленческого решения, а о разрешении сложной проблемы при помощи распределения ролей специально придуманных действующих лиц.

Дискуссия – это обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью правильного решения. Дискуссия возникает на основе общения учителя и обучающихся, а так же учеников друг с другом в процессе решения проблемы.

Все эти активные методы обучения не должны быть самоцелью, а должны являться средствами достижения поставленных педагогических задач. Для этого они должны быть детально подготовлены и проработаны в процессе подготовки к уроку.

Наши ученики активноучаствуют в онлайн-уроках по финансовой грамотности, в олимпиадах по экономике и финансовой грамотности, что позволяет им еще больше нового и интересного узнавать о мире финансов.

Подводя итоги, хочется сказать, что формирование у школьников финансовой грамотности является необходимостью, так как финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/529562-formirovanie-finansovoj-gramotnosti-u-obuchaj

учитель истории и обществознания МБОУ «Ромодановская СОШ №2»

ПРЕПОДАВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ В РАМКАХ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

В связи с переходом нашей страны к рыночной экономике большое значение придается формированию финансовой грамотности населения. Финансовый аспект в наше время является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, который должен обладать знаниями и навыками управления финансовыми инструментами, способностью принимать обоснованные решения по использованию финансовых средств,  для обеспечения личного благосостояния и финансовой безопасности.

Не делать сбережений, не следить за расходами, не планировать бюджет, держать деньги дома и не тратиться на страхование, к сожалению,  такое финансовое поведение по-прежнему типично для значительной части россиян. Возможно это связано с тем, что старшее поколение не имело возможности получения практических знаний в области финансов и передачи опыта своим детям и внукам. Современное же поколение российской молодежи в условиях рыночной экономики остро нуждается в освоении элементарных навыков планирования, сбережения и приумножения, иными словами, в управлении своими личными финансами.

Именно школа, являясь одним из важнейших социальных институтов, должна оказать помощь детям по формированию основ финансовой грамотности.

Финансовая грамотность формируется среди учащихся целым комплексом предметов, таких как математика, информатика, но особая роль принадлежит «Обществознанию».

Учебный предмет «Обществознание»  — один из основных предметов в системе социально-гуманитарного образования. При реализации программ основного общего образования изучение предмета «Обществознание» является обязательным в 6–9-х классах. Основа учебного предмета «Обществознание» — научные знания об обществе и его основных сферах, в том числе о социально-экономической сфере.

В 2015 году в раздел «Экономика» учебного предмета «Обществознание» в программу был внесен ряд положений, непосредственно связанных с финансами и финансовой деятельностью.

Предметными результатами в Примерной основной образовательной программе основного общего образования в подразделе «Выпускник научится» являются те, которые непосредственно выражают содержание финансовой грамотности, такие как:

– характеризовать функции денег и их роль в экономике;

– характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета.

В подразделе «Выпускник получит возможность научиться»:

– анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

– решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

– грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

– сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

При реализации программ среднего общего образования в рамках изучения учебного предмета «Обществознание» на формирование финансовой грамотности выходит большой ряд содержательных аспектов: «Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Предприятие. Основные источники финансирования бизнеса. Финансовый рынок. Банковская система. Финансовые институты. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина».

Среди обязательных результатов, представленных в рубрике «Выпускник научится», зафиксированы два комплексных требования:

– «объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;

– анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов».

Дидактический потенциал школьного курса «Обществознание» в единстве содержательных и деятельностных компонентов (способов учебно-познавательной деятельности, осваиваемых обучающимися при его изучении) создает особое пространство подготовки (выполнения) индивидуальных проектов по финансовой грамотности в рамках обществоведческой проблематики.

В 9 классе, изучая тему «Гражданские правоотношения», учащиеся знакомятся с гражданской дееспособностью несовершеннолетних, видами гражданско-правовых договоров (сделок), видами ответственности за неисполнение условий договора. Зная свои права и обладая частичной дееспособностью, подростки в 15 -16 лет могут самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком, иными доходами. В качестве закрепления решается правовая задача рубрики «В классе и дома» №3:  «13-летний В. явился в банк, чтобы заключить договор банковского счета. Однако сотрудница отказала ему, предложив прийти с родителями. Права ли сотрудница банка? Свой ответ аргументируйте».

Эти и другие представленные темы в Программе и учебниках «Обществознание» создают необходимую базу для эффективного решения задачи повышения финансовой грамотности учащихся на уровне основного общего образования.

В 10 классе учащиеся изучают темы «Роль экономики в жизни общества. Экономическая культура». В 11 классе на изучение экономики и формированию финансовой грамотности отводится первое полугодие. В этот период учащиеся углубленно изучают такие темы как: «Экономика: наука и хозяйство. Экономический рост и развитие. Рыночные отношения в экономике. Фирма в экономике. Правовые основы предпринимательской деятельности. Слагаемые успеха в бизнесе. Экономика и государство. Финансы в экономике. Занятость и безработица. Мировая экономика. Человек в системе экономических отношений».

Задания по финансовой грамотности включены в контрольно-измерительные материалы ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, что также отражает возросшее значение формирования финансовой культуры среди членов общества.

Обучение основам финансовой грамотности старшеклассников способствует развитию личности подростка, социализации, формированию профессионального самоопределения. В будущем выпускники станут добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками, грамотными вкладчиками; будут умело ориентироваться в экономической ситуации государства; смогут принять правильное решение в любой экономической ситуации.

г . Когалым , МАОУ «Средняя школа №5» учитель географии Слизких Елена Анатольевна Финансовая грамотность и география

Финансовая грамотность как компетентность 2 Готовность нести ответственность Готовность использовать полученные знания и умения в практической деятельности Финансовые компетенции (знания, умения) совокупность знаний о финансовых рынках, особенностях их функционирования и регулирования, профессиональных участниках и предлагаемых ими финансовых инструментах, продуктах и услугах, умение их использовать с полным осознанием последствий своих действий и готовностью принять на себя ответственность за принимаемые решения Общефедеральная программа «Финансовая культура и безопасность граждан России» Часть базовой культуры личности Способность продуктивно выполнять социально-экономические роли Финансовые компетенции (знания, умения, опыт) Личностные социально-значимых установки базовая составляющая общей культуры личности и представляет собой совокупность знаний, умений, опыта в финансовой сфере и личностных социально-значимых установок , сформированность которых определяет способность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли

Финансовая грамотность и география: интеграция целей и результатов 3 Финансовая грамотность как часть социальной компетентности География как предмет соединяющий стороны природной, экономической и культурной жизни человека воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, родине, природе, взаимопонимания с другими народами на основе формирования географической картины мира, географической культуры развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, «живых» проблем практики, самостоятельного приобретения новых знаний формирование комплекса географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования для решения проблем различной сложности в повседневной жизни на основе осмысления сущности происходящих в жизни процессов явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к базовым общечеловеческим ценностям, человеку , материальной основе его жизнедеятельности и социально-экономической действительности формирование качеств социальной и личной ответственности, выработки собственной человеческой позиции и возможности проявления себя в различных событиях общественной и экономической жизни формирование способности критической оценки финансовых условий жизнедеятельности человека на основе экономических, социальных , политических, экологических и этических факторов и приобретенных знаний

Образовательные модели формирования финансовой грамотности Внеурочная Контекстная Предметная Финансовая грамотность Система установок и ценностей Знания Умения и опыт 6

Финансовая грамотность и география: интеграция предметного содержания 5-6 класс 7 класс 8-9 класс 10-11 класс Модуль «Ресурсы и проблема выбора » : взаимосвязь видов ресурсов и жизненных потребностей человека; что и как можно сберегать Финансовая грамотность: личные финансы (доходы, расходы домашних домохозяйств и управление ими), банковское обслуживание (в том числе кредитование), страхование, инвестиции, пенсионные накопления Модуль «Благосостояние общества » : разница в уровнях жизни населения – как глобальная экономическая и социальная проблема; что значит экономия и как это делать Модуль «Молодежь – активные граждане своей страны» : экономическая и социальная активность молодежи; потребности, жизненные цели, права и способы их удовлетворения, планирование своего будущего – близкого и далекого (пенсионные накопления, страхование, кредиты и пр.) Модуль «Экономический рост и устойчивое развитие»: социальные проблемы экономического роста (безработица, демографические проблемы, рост городов, межэтнические конфликты); экономический рост и устойчивое развитие, инвестиции

Пример интеграции: контекстные и ситуационные задачи 5-6 класс Модуль «Ресурсы и проблема выбора » : взаимосвязь видов ресурсов и жизненных потребностей человека; что и как можно сберегать Тема: Что и как можно и нужно сберегать Задание 1. Подбери к слову «сберегать» похожие по смыслу слова. Помести их стрелочками в колесо. копить, расходовать, экономить , тратить, запасаться, сохранять Задание 2. Лиза заполнила таблицу, куда внесла то, что она может сберегать : Материалы (вещи и предметы) Личные ресурсы Природные ресурсы Ценности Книги Одежда Планшет Деньги Время Вода Тепло Свет Дружба Любовь Что произойдет со всем этим, если беречь и если тратить ? Приведи примеры, что из перечисленного в таблице УМЕНЬШИТСЯ, а чего, наоборот, станет больше – УВЕЛИЧИТСЯ, если беречь? Раздел: Природа Земли и человек

Пример интеграции: контекстные и ситуационные задачи В 7 классе физическая география материков и океанов. При изучении любого материка можно применить практические задачи по финансовой грамотности . Задание 1 . Маша на летние каникулы вместе с родителями отправляется в путешествие по странам Европы (можно взять конкретную страну ). Какие из приведённых ниже советов помогут семье сэкономить бюджет? Каждый ответ нужно обосновать. С ОВЕТЫ: 1. Знакомьтесь с национальной кухней. 2. Выбирайте местные и сезонные блюда. 3. Покупайте сувениры в туристических местах и в аэропорту. 4.Всегда оформляйте туристическую страховку. 5. Если вы едите в Европу, будет выгоднее взять с собой доллары. Эта работа позволит сформировать у учащихся следующие компетенции: – иметь представления и уметь давать финансовую оценку расходам на различные ежедневные потребности и желания; уметь выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями; – уметь составлять личный бюджет; – осознавать необходимость учёта и планирования своих доходов и расходов; осознавать разницу между потребностями и желаниями и соизмерять финансовые возможности и потребности; – понимать основные задачи и принципы страхования; знать различные виды страховых продуктов; уметь переводить стоимость валюты с помощью курсов.

В разделе Хозяйство России. При изучении темы Топливно-энергетический комплекс. Расширить знания о ресурсах, рациональное использование ресурсов. Семейный бюджет . Решение задачи рассчитать какая часть бюджета семья тратит на оплату коммунальных услуг, для этого ученики должны знать бюджет семьи, и сколько оплачивают за коммунальные услуги. Пример интеграции: контекстные и ситуационные задачи В итоге можно обсудить рациональное использование ресурсов, и как можно экономить. В ходе таких мероприятий учащиеся приходят к вариантам экономии: рационально использовать воду, электроэнергию; проверять и своевременно чинить краны, бачки унитаза; устанавливать счетчики, если их нет; проверить теплоизоляцию, регулировать температуру в доме; заменить простые лампы на светодиодные. Так же сделали вывод, что посудомоечная машина не только удобно, но и позволяет существенно экономить на воде. Только нужно покупать с максимально высоким классом энергоэффективности .

Ресурсы неформального финансового образования и финансового просвещения средствами географии 9 Финансовая грамотность: развитие представлений «как устроен мир», по каким экономическим, социальным и иным законам он работает, о современных жизненных проблемах в обществе и мире, понимания существования различных социальных ролей (ученик, родитель, работник и т.д.) и опыта выступать в этих ролях , М еждисциплинарное событие: специально моделируемое общественно-значимое мероприятие, участие в котором формирует у обучающихся не только финансовую грамотность, но и социальную компетентность, а также и опыт ответственного поведения и морально-нравственного выбора познавательные, образовательно-развлекательные мероприятия и события ( ток-шоу , дебаты, театральные постановки, игры, конкурсы, соревнования, экскурсии и пр.) факультативы, кружковая работа, творческие мастерские и объединения (финансового и социального проектирования, детского предпринимательства) создание информационно-образовательных ресурсов (сайты, порталы, компьютерные игры, печатные издания и т.д.) Олимпиадная деятельность

География и финансовая грамотность тесно связаны между собой. И при составлении тематического планирования можно спланировать и учесть это. В процессе обучения происходит формирование основ финансовой грамотности среди учащихся посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а также умения и компетенции, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система.

«Финансовая грамотность на уроке окружающего мира»

создание
условий для формирования финансовой грамотности учащихся;

развитие
умения анализировать и сравнивать на основе имеющихся знаний; умения
творчески подходить к решению финансовых ситуаций;

формирование
коммуникативной культуры, умение работать в группе, паре, вести диалог.

Знания,
умения и способы действий, на которые опирается:

учащиеся
опираются на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее;

знакомятся
с финансовыми понятиями;

учатся
сравнивать, классифицировать, оценивать финансовые возможности семьи.

в
ходе решения задачи заполняются таблицы;

каждый
ученик в группе сможет усвоить или систематизировать свои знания в рамках
изучаемой темы;

высказать
своё мнение, выполнить порученное задание.

Способ
и формат оценивания результатов работы:

педагогическое
наблюдение за работой учеников;

учебник, карточки с заданием для работы в команде, глоссарий,
разноуровневые карточки с домашним заданием, слайдовая презентация, компьютер,
проектор и экран.

(Подготовка
учащихся к уроку. Эмоциональный настрой).

Звучит песня
группы Непоседы «Я, ты, он, она – вместе целая страна»

(учащиеся заходят
в класс, берут предложенные фишки по своему желанию и рассаживаются за столы,
согласно фишкам)

Жили-были и скучали,
Чем заняться? Вы не знали,
В телефонах все играли,

Что такое Quest не знали.

Чтобы в  Quest всех обыграть,
Надо много очень знать,
Надо дружбой дорожить,
Надо вам командой быть!

Ребята,
сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами поиграем в Квест. А кто знает, что такое Квест? (Quest – это игра, в
которой нужно проходить этапы и выполнять задания).  Каждая группа –
это отдельная команда. Командам нужно выполнить свое задание и результат
представить в виде чек-листа. У вас будет консультант, который будет
координировать вашу работу. Результат работы в Квесте будет оцениваться с
помощью фишек. Та команда, которая наберет наибольшее количество фишек и станет
победителем нашей игры.


Вспомните правила работы в команде ( Слайд № 2)

не
согласен – предлагай

следи
за временем (20 минут)

Работа в парах

– определение темы Квеста.

(на
доске табло с  закрытыми буквами, которые формулируют тему Квеста)

– Чтобы определить
тему Квеста, необходимо ответить на вопросы, которые напечатаны на обратной
стороне фишек. В команде нужно разделиться на 2 пары. Каждая пара читает
вопрос, обсуждает и дает ответ. За каждый правильный ответ, будет открываться
буква на табло.

Ответы
детей на вопросы по пройденным ранее темам

(консультанты
координируют очередность ответов на вопросы)

Что такое
государственный бюджет? (план доходов и расходов государства)

2.
Как называются деньги, которые попадают в бюджет? (доходы)

3.
Откуда берутся эти деньги? (налоги)

4.
Как называются деньги, которые тратят из бюджета? (расходы)

5.
На что государство тратит эти деньги? (образование, здравоохранение, армия и
милиция, наука и культура, охрана природы, пенсии и пособия)

6.
Какой бюджет лучший, где доходы больше или меньше расходов? (доходы больше
расходов)

7. Чем являются
деньги? (особым товаром)

8. Какие предметы
служили деньгами в древности? (шкуры зверей, морские раковины, рыба и т.д)

Проверка
задания на экране

Получилось слово «Семейный
бюджет».

– Давайте
познакомимся с семьей дяди Федора из мультфильма «Трое из Простоквашино» по
повести Э. Успенского «Каникулы в Простоквашино».

– Мама Римма –
певица, папа Дима – академик, сын Федор – мальчик 6 лет, Матроскин – кот,
который продает молоко от своей коровы, Шарик – пес. Он фотографирует животных
и размещает их в журнале «Мурзилка».

– Эта семья не раз
попадала в различные истории, но всегда находила верные решения. А сегодня Вам
предстоит помочь этой семье и решить их финансовые задачи.

.
Обозначение разрыва. Постановка учебной задачи

4.1 Правила работа в командах

Ребята,
теперь мы знаем тему Квеста. Как вы думаете, какие задания находятся в
конвертах? (задания о расходах и доходах семьи). А сможете ли вы сразу
выполнить задания? (скорее всего нет). Почему? (не все знаем по
теме). Подумайте, где можно получить недостающую информацию? (из
учебников, видеоматериалов).

– У каждой команды
свой конверт с заданием. И они не повторяются. Во время игры у вас будет
возможность воспользоваться подсказкой. Ее можно найти в «Зоне подсказок». Это
дополнительная информация по теме Квеста. Время на выполнение задания
составляет 20 минут.

4.2
Задания для команд (конверт с карточками формата А4)

(учащиеся
знакомятся с алгоритмом работы команды и заданием в конверте, а консультанты
помогают выявить затруднения по теме)

Алгоритм работы  команды
: (Слайд №4 )

Познакомиться
с заданием (карточка с заданием) и подумать, что не знаем.

Изучить
теоретический материал (параграф учебника, видеоматериал)

Проанализировать
представленную информацию (таблицы, видеоматериал)

Заполните пропуски в тексте.

Посмотрите
видеоролик «Уроки тетушки Совы «Семейный бюджет»

Составьте
Чек-лист «Семейный бюджет», используя необходимые понятия.

Заработная
плата мамы Риммы; плата за коммунальные услуги (воду, газ, электроэнергию);
выигрыш в лотерею мальчика дяди Фёдора; оплата за временную нетрудоспособность
(больничный) папы Димы; оплата сотовой связи; плата за продукты питания; плата
за кредит; отчисления на пенсионные накопления папы Димы; пенсия тёти Тамары Семёновны
Ломовой-Бамбино; налог за землю в деревне Простоквашино; подарок почтальона
Печкина на день рождения дяде Фёдору; покупка нового фоторужья для Шарика;
выручка от продажи котом Матроскиным молока; покупка сена для коровы Мурки и
телёнка Гаврюши; годовая подписка на журнал «Мурзилка»; клад, найденный в
деревне Простоквашино дядей Фёдором, Шариком и Матроскиным.

Решите
задачу по финансовой грамотности тема: «ВИДЫ ДОХОДОВ И
РАСХОДОВ СЕМЬИ»

Распределите
перечисленные ниже позиции на две группы: доходы и расходы.

Решите
задачу по финансовой грамотности тема: «СЕМЕЙНЫЙ БЮЖДЕТ» Приведенные
в таблице данные распределите на доходы и расходы и составьте бюджет семьи дяди
Фёдора. Определите сумму профицита или дефицита семейного
бюджета.

Пользуясь данными таблицы 1 посчитайте, сколько месяцев
потребуется родителям дяди Федора, чтобы накопить сумму, нужную для покупки
велосипеда почтальону Печкину (стоимостью 12.000 рублей), при условии, что в
семейном бюджете каждый месяц будет оставаться одна и та же сумма
неизрасходованных денег. Докажите свой ответ.

Папе дяди Федора пришло SMS-сообщение от
неизвестного абонента: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована. Была
совершена попытка несанкционированного снятия денег. Для возобновления
пользования счётом сообщите по телефону *** данные по Вашей карте: Номер карты,
PIN-код и CVV-код. В ближайшее время вопрос будет решён».

Маме дяди Федора понадобилась небольшая сумма
наличными. Когда она подошла к банкомату, то обратила внимание, что следующий в
очереди человек встал слишком близко и пристально наблюдает за ее действиями. Как
маме поступить в данной ситуации?

Почтальон Печкин вечером обнаружил, что потерял
банковскую карту. Сегодня он расплачивался картой в трех магазинах. Что делать Печкину
в этой ситуации?

Подумайте, что можно посоветовать семье дяди Федора, а также
другим семьям в подобных ситуациях.

Отберите подходящие советы для семьи дяди Федора, оформите
Чек-лист

Ни в коем случае не буду сообщать номер своего банковского
счёта / карты и PIN-код/CVV-код. Это мошенники, которые планируют получить конфиденциальную
информацию и снять со счёта все деньги.

Кто-то хочет воспользоваться моими деньгами. Нужно успеть это
предотвратить. Срочно выполню требования банка. Хорошо, что они такие
внимательные.

Не совершать операцию в подобных условиях, при пользовании
банкоматом прикрывать вводимые данные, обратить внимание работника банка или
службы охраны помещения на странные действия гражданина.

Позвонить в компанию и поговорить с сотрудниками.

Заблокировать карту и обратиться в банк с просьбой о выдаче новой
карты.

Спросить у подошедшего человека, зачем он подошел так близко?
Не хочет ли он узнать PIN-код карты, а потом украсть ее и снять все деньги?

Ничего страшного. Это не первый раз. А у карты есть PIN-код.
Нужно завтра зайти в те же магазины и просто забрать её. Нужно только не забыть
взять паспорт.

.
Физминутка- третий этап

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем
пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак,
отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем
средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем
указательный палец)
Ну а пятую пока ( шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой
палец в кулак согнув все пальцы)

.
Представление результатов работы (Чек-листы вывешивают на доску)

защита Чек листов.

Время
подготовки подошло к концу, каждая команда вывешивает Чек-лист своей работы на
доску и знакомит с результатом работы (3 минуты)

онлайн
тестирование (Слайд № 6)

– А сейчас каждая команда в течении 7 минут пройдет
онлайн тестирование на платформе Образовака.ру Та
команда, которая наберет 75% правильных ответов получит от меня дополнительную
фишку к своему Чек-листу.

8.1
Рефлексия учебной деятельности на уроке .

Ребята,
чтобы помочь семье дяди Федора, что нужно было сделать в команде? (Надо было
познакомиться с новой информацией, проанализировать ее и оформить Чек-лист).

Удалось
Вам выполнить задания? (да, составили схему семейного бюджета, решили
проблемные ситуации, составили советы)


А сейчас я предлагаю подвести итог нашего Квеста и оценить работу каждой
команды. У каждого из вас есть фишка, вы можете прикрепить её на тот Чек-лист,
чья работа Вам наиболее понравилась. За свою работу голосовать нельзя.

8.3
Подведение итога работы (подсчет фишек консультантами,
объявление победителей)

С результатом – всё понятно.
Получилось – на ура!
В Квест играйте – звери, птицы,
И, конечно, детвора!

Домашнее задание – это продолжение Квеста. Я хочу вам
дать на выбор следующие задания.

По учебнику стр. 75-78 читать.

По рабочей тетради стр. 48-50.

Составить бюджет своей семьи с
учетом доходов и расходов.

Прямой обмен одних товаров на другие? (Бартер)

Бумажные деньги? (Купюры)

Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и
услуги? (Деньги)

Деньги, которые откладывают на будущее? (Сбережения)

Стоимость одной вещи, предмета? (Цена)

Скачано с www.znanio.ru

Вводная беседа
1. Что такое деньги?
2. Как люди пользуются
деньгами?
3. Почему люди
обмениваю товар на
деньги или деньги на
товар?

Задание
Так как вы проживаете в Костроме, то вам изначально нужно добраться
в пункт отправления экспедиции – в город Санкт-Петербург.
Сделать вам это можно двумя способами: доехать на поезде, либо же
на личном автомобиле.
Вы отправляетесь втроем.
Цена билета на поезд Кострома – Санкт-Петербург равна 1400 рублей за
билет. Автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 км пути,
расстояние между городами равно 950 км, а цена бензина за 1 литр – 50
рублей.
Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку на
троих?

Финансовая грамотность и география

Финансовая грамотность: личные финансы
(доходы, расходы домашних домохозяйств и
управление ими), банковское обслуживание (в
том числе кредитование), страхование,
инвестиции, пенсионные накопления
10-11 класс
8-9 класс
7 класс
5-6 класс
Модуль «Ресурсы и проблема
выбора»:
взаимосвязь видов ресурсов и
жизненных потребностей человека;
что и как можно сберегать
Модуль
«Благосостояние
общества»:
разница
в
уровнях жизни населения –
как
глобальная
экономическая
и
социальная проблема; что
значит экономия и как это
делать
Модуль «Молодежь –
активные граждане своей
страны»: экономическая и
социальная активность
молодежи; потребности,
жизненные цели, права и
способы их
удовлетворения,
планирование своего
будущего – близкого
и далекого (пенсионные
накопления, страхование,
кредиты и пр.)
Модуль «Экономический
рост и устойчивое
развитие»: социальные
проблемы экономического
роста (безработица,
демографические
проблемы, рост городов,
межэтнические
конфликты);
экономический рост и
устойчивое развитие,
инвестиции
8

Задание на сопоставление
валют и стран

1
2
ВАЛЮТА
Рубль
Доллар
А
Б
СТРАНА
Польша
Япония
3
4
Евро
Злотый
В
Г
Россия
Великобритания
Фунт стерлингов Д
Иена
Е
Юань
Ж
Китай
США
Страны Европы
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7

Задание
«Продуктовая корзина моей семьи»
Хлеб, сахар, минеральная вода,
масло сливочное, кукурузные
хлопья, масло растительное,
рыба, кальмар сушеный,
газированные напитки, молоко,
яйцо, майонез, картофель,
овощи, сухофрукты, соль,
креветки, кондитерские
изделия, сельдь, финики
сушеные, маринады, сало
копченое, орешки соленые,
конфеты, чипсы, мясо
НЕОБХОДИМО
ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ
НЕ НУЖНО

5 класс
Урок №1
Тема:
«Зачем нам
география и
как мы будем
ее изучать?»

Решение
1) 3*1400=5200 рублей
2) 950/100=9.5
3) 9.5*8=76 литров
4) 76*50=3800 рублей
Ответ: за наиболее дешевую
поездку на троих мы заплатим
3800 рублей.

Технология проектирования образовательной программы

1 этап
интеграция целей обучения по финансовой грамотности в цели
предмета, исходя из целостного взгляда на него: главные задачи и
планируемые результаты
2 этап
сопряжение изучаемых тем предмета с содержательными модулями по
финансовой грамотности (на основе учета возможностей организации
взаимодействия с социумом, связи с реальной жизнью, интересами и
возможностями обучающихся)
3 этап
системность педагогической работы в формировании финансовой
компетентности через последовательное освоение модулей по
финансовой грамотности и организацию разных видов урочной и
внеурочной деятельности по ходу движения изучения предмета
12

Ресурсы неформального финансового образования и финансового просвещения средствами географии

Финансовая грамотность: развитие
представлений «как устроен мир», по каким
экономическим, социальным и иным законам
он работает, о современных жизненных
проблемах в обществе и мире, понимания
существования различных социальных ролей
(ученик, родитель, работник и т.д.) и опыта
выступать в этих ролях,
факультативы, кружковая работа,
творческие мастерские и
объединения (финансового и
социального проектирования,
детского предпринимательства)
познавательные, образовательноразвлекательные мероприятия и
события (ток-шоу, дебаты, театральные
постановки, игры, конкурсы,
соревнования, экскурсии и пр.)
Олимпиадная
деятельность
создание информационнообразовательных ресурсов
(сайты, порталы,
компьютерные игры, печатные
издания и т.д.)
Междисциплинарное событие: специально
моделируемое общественно-значимое
мероприятие, участие в котором формирует у
обучающихся не только финансовую
грамотность, но и социальную компетентность,
а также и опыт ответственного поведения и
морально-нравственного выбора
10

Задание, на формирование правильного порядка
действий при совершении покупок в супермаркете
А. Выложить продукты из тележки
Б. Получить сдачу
В. Проверить сроки годности
Г. Выбрать продукты
Д. Проверить чеки
Е. Оплатить покупку
Ж. Занять очередь в кассу
З. Взять тележку
1
2
3
4
5
6
7
8

5 класс
Урок №2
Тема:
«Как люди
открывали
Землю

»

6 класс
Урок №4
Тема:
«Учимся с
Полярной
звездой»

Вводная беседа
1. Что такое банк?
2. Чем отличается банкомат от терминала?
3. Что такое валюта?
4. Какие виды валют вы знаете?
5. Какая официальная валюта в России?
6. Что такое обмен валют?

Современные вызовы образования

1. Изменение
целевого
вектора
образования:
от
формирования
мировоззренческой,
ценностносмысловой сферы обучающихся к приобретению знаний и
опыта их применения в жизни
2. Переход от основ конкретных наук к комплексным
представлениям – предметным областям
3. Новые результаты образования: знания переросли в
компетентность
4. Новые технологии обучения: онлайн-курсы, дистант,
интерактив, коммуникативные технологии и пр.
2

Финансовая грамотность как компетентность

Финансовые
компетенции
(знания, умения)
Готовность нести
ответственность
Готовность использовать
полученные знания и умения в
практической деятельности
совокупность знаний о финансовых рынках, особенностях
их функционирования и регулирования, профессиональных
участниках и предлагаемых ими финансовых инструментах,
продуктах и услугах, умение их использовать с полным
осознанием последствий своих действий и готовностью
принять на себя ответственность за принимаемые решения
Общефедеральная программа «Финансовая культура и
безопасность граждан России»
Часть базовой культуры
личности
Личностные социальнозначимых установки
Финансовые
компетенции (знания,
умения, опыт)
Способность продуктивно
выполнять социальноэкономические роли
базовая составляющая общей культуры личности и
представляет собой совокупность знаний, умений, опыта в
финансовой сфере и личностных социально-значимых
установок, сформированность которых определяет
способность человека продуктивно выполнять различные
социально-экономические роли
5

Задача
Если 1 фунт стерлингов стоит 80 рублей, сколько фунтов
должна была поменять приехавшая в Россию Мэри
Поппинс, чтобы купить 3 матрешки стоимостью 400
рублей?
Решение:
1. 3*400=1200 рублей
2. 1200/80=15 фунтов
Ответ: 15 фунтов.

Формирование финансовой
грамотности на уроках
географии в 5-6 классах
БЕЛОВА Д. В.
МБОУ СОШ №38
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ

Контекстные и ситуационные задачи

Модуль «Ресурсы и проблема выбора»:
взаимосвязь видов ресурсов и жизненных потребностей
человека; что и как можно сберегать
5-6 класс
Тема: Что и как можно и нужно сберегать
Задание 1.
Подбери к слову «сберегать» похожие по смыслу слова. Помести их
стрелочками в колесо.
копить, расходовать, экономить, тратить, запасаться, сохранять
?
Материалы
(вещи
и
предметы)
Личные
ресурсы
Деньги
Время
Природные
ресурсы
Вода
Тепло
Свет
Ценности
Дружба
Любовь
?
Сбере
гать
?
Задание 2.
Лиза заполнила таблицу, куда внесла то, что она
может сберегать:
Книги
Одежда
Планшет
беречь
Раздел: Природа Земли и человек
?
Что произойдет со всем этим, если беречь и если
тратить?
Приведи примеры, что из перечисленного в таблице
УМЕНЬШИТСЯ, а чего, наоборот, станет больше – УВЕЛИЧИТСЯ,
если беречь?
9

Вводная беседа
1. Может ли человек купить все, что ему захочется?
2. Что нельзя купить ни за какие деньги?
3. Как называют человека, продающего товар?
4. Как зовут человека, покупающего товар?
5. Чем отличается супермаркет от обычного магазина?
6. Как найти на прилавках магазина самый дешевый товар?
7. Какой товар выставляют на стойках возле кассы?
8. Какие товары необходимы для ежедневного пользования?

5 класс
Урок №3
Тема:
«Как люди
открывали
Землю

»

6
Контекстная
Предметная
Внеурочная
Финансовая грамотность
Образовательные модели формирования финансовой грамотности
Система
установок и
ценностей
Знания
Умения и
опыт

Игра «Умей договориться»
1 ФИНАНСИСТЫ
СХОДИТЬ В
ТЕАТР
2
МЕНЯЛЫ
ИДТИ В
ШКОЛУ
3
ДЕНЕЖКИ
ИСПЕЧЬ
ТОРТ
4
БАНКИРЫ
СХОДИТЬ В
АПТЕКУ

Уровень финансовой грамотности детей и молодежи

Международное исследование ОЭСР PISA-2012
Национальное агентство финансовых
исследований, 2016
4

Организация внеурочной деятельности

Организация
видов
деятельности,
предусматривающих
разнообразные
способы
коммуникации: беседа, дебаты, диспуты
Темы:
Адекватность устройства финансовой системы
страны потребностям и устремлениям молодого
поколения.
Продуктивная занятость и трудоустройство
молодёжи в России и мире.
Финансовые и экономические проблемы экономики:
роль и место молодого поколения в их решении.
Доступность качественного образования для
молодёжи в разных странах мира.
Малое предпринимательство в России
Организация межпредметных событий: финансовое и
социальное проектирование (реальная финансовая
деятельность, социальные пробы (реализация социальных
ролей)
Направления:
Экологические и благотворительные акции: сбор макулатуры,
отработанных батареек, вещей для социально незащищенных
категорий граждан (ветеранов, пенсионеров, сирот), подготовка
подарков для данных категорий граждан, театрализованных
постановок
Предпринимательские проекты связанные с производством
определенного продукта: сувениры, игрушки, экспонаты для
выставок, декорации для театра
Разработка достоверных и доступных источников информации
для разных целевых групп потребителей финансовых услуг
(буклеты, брошюры, плакаты и пр.): как сберегать ресурсы
(энергию, воду); как найти подработку в каникулы; как не попасть
в ловушку рекламы и пр.
11

Финансовая грамотность как часть
социальной компетентности
География как предмет
соединяющий стороны природной,
экономической и культурной
жизни человека
развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к
базовым общечеловеческим ценностям, человеку,
материальной основе его жизнедеятельности и социальноэкономической действительности
воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране,
родине, природе, взаимопонимания с другими народами на
основе формирования географической картины мира,
географической культуры
формирование качеств социальной и личной
ответственности, выработки собственной человеческой
позиции и возможности проявления себя в различных
событиях общественной и экономической жизни
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе наблюдений за
состоянием окружающей среды, решения географических
задач, «живых» проблем практики, самостоятельного
приобретения новых знаний
формирование способности критической оценки
финансовых условий жизнедеятельности человека на
основе экономических, социальных, политических,
экологических и этических факторов и приобретенных
знаний
формирование комплекса географических знаний и умений,
необходимых для развития навыков их использования для
решения проблем различной сложности в повседневной жизни
на основе осмысления сущности происходящих в жизни
процессов явлений в современном поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном мире
6

Интеграция контекстов в результатах, содержании и моделях обучения

Марина Ивановна Подболотова, к.п.н., доцент,
директор Дирекции образовательных программ ГАОУ ВО МГПУ
1

Оцените статью
Финзачет