Цель программы «Финансовая грамотность» — содействие формированию финансово грамотного человека и общества в целом. Мы создаем доступные образовательные инструменты в области финансов, экономики и права для педагогов, родителей и детей от 5 до 18 лет.
- Методика
- Направления программы «Финансовая грамотность»
- Игры и игровые занятия по финансовой грамотности
- Игры для детей 5–13 лет
- Деловая игра «Финансовый театр»
- Игра «Как тратить карманные деньги»
- Игра «Финансовое бинго»
- Игра «Блеф-клуб»
- Игра «СтрахOff или как защититься от рисков»
- Игра «Финансовые колонизаторы»
- Игра «Финансовый блогер»
- Курс «Юный финансист»
- Игры для детей 13–18 лет
- Деловая игра «Предпринимательство»
- Деловая игра «Семейный бюджет»
- Деловая игра «Фондовый рынок»
- Деловая игра «Личный финансовый план»
- Деловая игра «Защита прав потребителей»
Методика
Ответ на вопрос «Чему необходимо обучать детей в области финансов и с какого возраста?» сформирован в виде карты компетенций, которая является методологической основой для создания любого продукта программы.
Материалы находятся в открытом доступе. Вы можете использовать их на занятиях с детьми и для самостоятельного изучения. Их особенностью является:
Разработчиками образовательной программы являются специалисты в области педагогики и психологии, преподаватели и методисты высшего образования, профессионалы из экономической и финансовой областей банковского сектора и эксперты по работе с воспитанниками детских домов и детьми с интеллектуальными нарушениями из благотворительных организаций.
Направления программы «Финансовая грамотность»
К. Д. Климентьев Эксперт Всероссийского конгресса волонтеров финансового просвещения, сертифицированный тьютор по финансовой грамотности АПК и ППРО при Министерстве образования РФ, основатель курсов в области финансовой грамотности и предпринимательства для подростков «Prospect»
«Уровень финансовой грамотности оказывает существенное и значительное влияние на благосостояние населения. Неумение грамотно распоряжаться своими доходами и отсутствие простейших навыков планирования, как и непонимание принципов работы большинства финансовых институтов и инструментов, приводят к уязвимости граждан перед финансовыми мошенниками, росту долгов населения и отказу от использования современных финансовых возможностей для сбережения и накопления. При этом, группой населения, от которой напрямую зависит уровень финансовой грамотности населения в будущем, логично являются дети».
Л. М. Брайнис Директор Благотворительного фонда для приемных детей «Шалаш»
«По-моему, это очень важный курс. Особенно для детей, у которых очень ограниченный опыт взаимодействия с деньгами. Дети, выросшие в детских домах, с большой вероятностью никогда не видели взрослых, которые осознанно взаимодействуют с деньгами (накапливают или вкладывают, понимают хотя бы на базовом уровне работу финансовых инструментов). Я надеюсь, что этот курс поможет хоть немного восполнить недостающий пробел в опыте и навыках».
А. Зеленцова Cтратегический координатор проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»
«Сегодня школа сама может решать, какой предмет ей выбрать для внедрения в качестве факультативного курса. Это сообща определяют учителя, родители, школьные советы. И многие учебные заведения выбирают именно финансовую грамотность, что, конечно, очень радует. Многие учебные заведения уже ввели курс финансовой грамотности с начальной школы до выпускных классов».
О. В. Тихомирова Cоучредитель и директор АНО «Центр равных возможностей для детей – сирот “Вверх”», культуролог, преподаватель культурологии, истории и обществознан
«Новый смартфон или три месяца полноценного питания? При всей простоте, для многих вчерашних детдомовцев выбор совсем не очевидный. Для нас было очень важно участвовать в разработке курса по финансовой грамотности, который поможет избежать многих ошибок и проблем молодым людям, начинающих самостоятельную жизнь».
Э. И. Мухтярова Учитель истории и обществознания, зам. директора по научно-методической работе МАОУ «Лицей № 78 им. А.С. Пушкина» г. Набережные Челны Республики Татарстан, заслуженный учитель Республики Татарстан, канд. Филос. наук, региональный тьютор по финансовой грамотности
О. П. Артёмова Учитель математики МБОУ «Льговская СШ», Рязанская обл.
«Пользуюсь Курсом межпредметных заданий – очень полезный и удобный инструмент для встраивания актуальных и современных задач в уроки по математике. Дети (5, 6 классов) с удовольствием решают и придумывают свои задания по ходу занятия. Больше всего детям нравятся задачи на “современный лад”, то есть из жизненных примеров. Спасибо большое за качественный контент!»
Н. Г. Дикур, Е. В. Соломкина Старшие воспитатели ГБОУ «Московская международная школа»
«В сентябре 2019 года апробировали материалы Курса «Юный финансист» в подготовительных группах (6-7 лет), курс вызвал большой интерес у детей: занятия разнообразные, творческие, активные и познавательные. В результате дети успешно и с удовольствие разрабатывают «Личный финансовый план» по достижению своей мечты».
Е. Ю. Назарова Старший воспитатель ГБОУ школа № 2103, г. Москва
«Курс по финансовой грамотности для старших дошкольников и начальной школы «Юный финансист» – практическое пособие, которое в результате его прохождения и применения полученных знаний на практике научит детей старшего дошкольного возраста грамотно распределять семейный бюджет и оперировать наличными деньгами, а с возрастом, применяя полученные знания и навыки, «юные финансисты» станут успешными, финансово независимыми людьми и хозяевами своей судьбы».
З. В. Редько Директор МАОУ «Лицей № 78 им А. С. Пушкина», г. Набережные Челны
«Высокий профессионализм, доброжелательность, умелое выстраивание образовательного пространства – всё это о команде руководителей, экспертов и модераторов Конференции. Благодаря насыщенной программе Конференции, учителя смогли получить компетентную, полезную и необходимую информацию, познакомились с различными подходами в реализации программ по финансовой грамотности, получили ответы на интересующие вопросы в области функционирования финансовых институтов. Выражаем слова искренней благодарности организаторам Конференции — профессионалам в сфере реализации программы “Финансовая грамотность”!»
«Карта компетенций позволяет легко и грамотно простроить образовательный трек ребенка, охватив все необходимые темы, и увеличивать уровень освоения компетенций постепенно».
Тема: игра по станциям «Мы, ребята, деловые»
занятие-игра по станциям: «Мы, ребята, деловые».
учитель, учащиеся 4-го класса.
Развитие финансовой грамотности обучающихся начальной школы.
1. Способствовать формированию экономического образа мышления.
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Оборудование и материалы:
Персональный компьютер. Видеопроектор. Экран.
Карточки с заданиями, бумажные жетоны в виде железных рублей, фломастеры, цветные карандаши, листы бумаги А4.
Набор продуктов: сок, молоко, консервы, шоколад.
Форма работы участников:
Данное занятие позволяет сформировать грамотное, рациональное поведение потребителя, повышает финансовую грамотность обучающихся начальных классов. Приобретенные в процессе занятия навыки помогут в практическом применении знаний при совершении покупок.
Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет интересное занятие – квест-игра по финансовой грамотности. Мы будем работать вместе с учениками из параллельного класса. В игре принимают участие две команды: учащиеся
4 «А»класса и учащиеся из 4 «Б» класса
– Квест – это игра-путешествие, в которой много головоломок и задач, требующих приложения умственных усилий.
Сегодня мы будем учиться зарабатывать деньги интеллектуальным трудом. Каждая из команд совершит путешествие по 6-ти станциям. У каждой команды свой маршрутный лист. В маршрутном листе указан ваш путь, название станций. На станциях учащиеся – волонтеры будут давать вам задания. За правильное выполнение этих заданий каждая из команд получит бумажные жетоны в виде железных рублей. На заключительной станции команды встретятся, подсчитают количество заработанных денег и определят победителя.
Ну что, ребята, вы хотите отправиться в увлекательное путешествие? Команды готовы? Тогда давайте представимся! (Представление команд и получение маршрутных листов).
Мы соединимся вновь через 40 минут для обсуждения и подведения итогов и награждения.
Чтобы удовлетворять свои потребности, потребности своей семьи необходимо много трудиться. А вы ребята знаете пословицы о труде? Отгадайте, какие пословицы зашифрованы, (на экран выводятся правильные пословицы, дети получают за каждый ответ по две монеты – 2 руб.)
Ребята, а как вы думаете, что такое профессия?(ответы детей: профессия-это труд). Правильно, это труд, которому человек посвящает большую часть своей жизни. Каждой профессии надо учиться. Назовите, какие профессии вы знаете, и какую потребность человека они удовлетворяют? (дети отвечают по очереди и зарабатывают очки своей команде, за каждую профессию получают монету в размере – 1 руб.)
Станция 2.«УГАДАЙ, КТО СКАЗАЛ?»
Ребята записывают ответы на листке в столбик. Затем ответы выходят на экране, за каждый правильный ответ получают по две монеты – 2 руб.
И происходит подсчет баллов.
Кому из мультипликационных героев принадлежат следующие слова:
1. ” Средства у нас есть. У нас ума не хватает” (Кот Матроскин из “Простоквашино”)
2. ” Ах, владеть подвалом хорошо, но еще лучше купаться в этих прохладных кругленьких монетах. Чудесно нырять в них как дельфин и как суслик в них зарываться, подбрасывать их вверх и этим дождем наслаждаться” (СкруджМакдак из “Утиных историй”)
3. ” В наше время даже сейфу нельзя доверять. Как это сложно иметь миллион” (Беладонна, “Приключение поросенка Фунтика”)
4. ” Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет” (Дядя Федор из “Простоквашино”)
5. ” А хотя бы я и жадничаю, зато от чистого сердца” (Мужик из “Падал прошлогодний снег”)
6. ” А я ничего выписывать не буду! Я экономить буду” (Матроскин из “Простоквашино”)
7. ” Несите ваши денежки, иначе быть беде” (Кот Базилио, “Приключения Буратино”)
8. ” Меньше можно, больше ни-ни” (Беладонна, “Приключение поросенка Фунтика”)
Станция 3. «МУЛЬТ-ВАЛЮТА»
Соотнесите валюту, используемую в мультфильмах с названием. Ребята стрелочками соединяют валюту с названием мультфильма, за каждый правильный ответ получают по две монеты – 2 руб.
Станция 4. « МАГАЗИН»
Вы пришли в магазин, расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впишите в таблицу, за каждый правильный ответ получают по две монеты – 2 руб.
A. Выложить продукты из тележки.
Б. Получить сдачу.
В. Проверить сроки годности.
Г. Выбрать продукты.
Д. Проверить чек.
Е. Оплатить покупки.
Ё. Занять очередь в кассу.
Ж. Взять тележку.
Станция 5. «ВИЗИТКА ТОВАРА»
Ребята у вас на столе лежит набор продуктов: сок, молоко, консервы, шоколад. Заполните таблицу. За правильный ответ получают по две монеты – 2 руб.
Станция 6. « У ЗОЛУШКИ»
Все команды собираются вместе, волонтеры подсчитывают жетоны – монеты и объявляется победитель.
Отгадайте, какие пословицы зашифрованы.
Станция «УГАДАЙ, КТО СКАЗАЛ?»
Запишите ответы на листке в столбик. Кому из мультипликационных героев принадлежат следующие слова.
Стрелочками соединяют валюту с названием мультфильма.
Расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впишите в таблицу.
Станция «ВИЗИТКА ТОВАРА»
Станция «У ЗОЛУШКИ»
Придумайте и нарисуйте на листе А4 рекламу новых конфет, которые вы бы хотели производить на своей кондитерской фабрике.
Игры и игровые занятия по финансовой грамотности
Обучение в игре ― один из самых эффективных методов получения знаний. Игры и игровые занятия по финансовой грамотности, разработанные в рамках Программы «Финансовая грамотность», позволяют прожить опыт, необходимый для реальной жизни, повысить уровень финансовой грамотности, а также сформировать интерес к финансово грамотному поведению.
Игры для детей 5–13 лет
Деловая игра «Финансовый театр»
Для детей 7–13 лет
Игра знакомит с темой личного финансового планирования на примере персонажей сказок, учит рационально подходить к управлению расходами.
Игра «Как тратить карманные деньги»
Для детей 8–10 лет
В ходе игры у детей формируется представление о том, какие источники доходов существуют, как защитить сбережения от влияния инфляции, и что такое личный финансовый план.
Игра «Финансовое бинго»
Игра помогает актуализировать знания финансовых терминов и их значений.
Игра «Блеф-клуб»
Для детей 10–13 лет
Карточная игра знакомит участников с налогами: например, с подоходным налогом, НДС и социальными выплатами. Игра формирует понимание того, какие налоги необходимо платить, каковы последствия неуплаты налогов.
Игра «СтрахOff или как защититься от рисков»
В процессе игры участники узнают о том, какие риски потери денег существуют и как от них защититься с помощью страхования.
Игра «Финансовые колонизаторы»
Игра, в которой знания по финансовой грамотности помогают участникам завоевывать игровые территории и захватывать крепости. В процессе игры участники узнают, какие источники доходов и расходов семьи существуют, какие налоги необходимо платить.
Игра «Финансовый блогер»
Игра погружает участников во внутреннюю «кухню» профессии блогера, учит писать тексты, анализировать информацию и на её основе формулировать финансовые советы для сверстников. Участники игры получат опыт составления личного финансового плана, постановки финансовой цели и прогнозирования сроков ее достижения.
Курс «Юный финансист»
Для детей 5–7 лет
Курс погружает дошкольников и младших школьников в основы финансовой грамотности — знакомит с понятием денег, их ролью в современном мире. Благодаря игровому опыту дети формируют представление о способах получения дохода и важности финансового планирования для исполнения своих желаний.
Игры для детей 13–18 лет
Деловая игра «Предпринимательство»
Для детей 13–18 лет
Игра знакомит участников с темой предпринимательства, учит в игровой форме принимать решения на всех этапах создания бизнеса в условиях конкуренции.
Деловая игра «Семейный бюджет»
Для детей 14–18 лет
Игра знакомит детей с темой семейного бюджета. В результате игры участники на собственном опыте понимают, как разные события могут влиять на увеличение или уменьшение расходов, убеждаются в ценности финансового планирования.
Деловая игра «Фондовый рынок»
Игра знакомит с темой фондового рынка и темой управления доходом через инвестиционные инструменты. Участники в безопасных условиях (без потери реальных денег) учатся анализировать риски и принимать инвестиционные решения.
Деловая игра «Личный финансовый план»
Игра учит участников понимать механизм работы финансовых институтов: банк, страховая компания, брокерская компания и биржа; разрабатывать долгосрочные финансовые стратегии; принимать взвешенные решения с точки зрения постановки финансовых целей и выбора финансовых инструментов для накопления на них.
Деловая игра «Защита прав потребителей»
Игра знакомит участников с темой защиты прав потребителей финансовых услуг и развивает такие навыки, как определение проблемы, принятие решений в условиях ограниченного времени, идентификация проблемы.
Pupil photo created by pressfoto – www.freepik.com
Игры по финансовой грамотности
Организатором проекта выступает Центральный банк Российской Федерации – Банк России
Игры по финансовой грамотности познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности, а учащиеся старших классов закрепят свои знания, полученные на уроках финансовой грамотности.
Предлагаемые игры, разного формата и продолжительности, можно использовать в рамках отдельных школьных уроков, организации досуга, а также станут прекрасным дополнением к программе детского лагеря.
Организатором проекта выступает Центральный банк Российской Федерации – Банк России.
На указанный электронный адрес направлено письмо с уникальной ссылкой для его подтверждения. Пройдите по ссылке в письме.
Игровая форма позволяет закрепить знания, полученные на уроках финансовой грамотности.
Игры могут проводиться силами одного игротехника, с привлечением двух-трех помощников из числа детей.
Сценарии содержат подробное описание хода игры, ролей и возможные игровые диалоги.
Игры не требуют дорогостоящего или сложного реквизита.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ НЕ ТРЕБУЮТСЯ
Информации в сценарии достаточно, чтобы игротехник мог провести игру по предложенной тематике.
Организаторы регулярно проводят методические вебинары и оперативно отвечают на вопросы.
Деловая игра”Личные финансы”
Настольная игра “Шаги к успеху”
Деловая игра”Финансовая безопасность”
Деловая игра”Отчаянные домохозяйства”
Настольная игра “Финансики”
Проведите игру с детьми
Заполните и отправьте отчет, вложив несколько фотографий процесса игры
После обработки отчета и проверки фотографий в ответ будет направлен сертификат организатора игры.
Отзывы педагогов и вожатых
до 21 ноября участвуйте в ежегодном Всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности
Полезные ресурсы для педагогов по финансовой грамотности
для учащихся средних и общих образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Информационно-просветительский ресурс, созданный Центральным банком Российской Федерации. Его цель — формирование финансовой культуры граждан.