интерактивные технологии в обучении финансовой грамотности и интерактивное обучение финансовой грамотности

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Финзачет

Современные стандарты образования диктуют необходимость использования в обучении форматов, предполагающих постоянную обратную связь между обучающимся и учителем. Интерактивное обучение – это организация обучения, при которой учитель и ученики активно взаимодействуют друг с другом, это так называемое диалоговое обучение. Интерактивные средства обучения, такие как интерактивная доска, проектор, ноутбук, планшет, стали неотъемлемой частью современного учебного процесса (рис.1).


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Рис. 1. Интерактивные средства обучения

Практика преподавания экономических и финансовых дисциплин доказывает высокую эффективность применения интерактивных форматов при преподавании данных предметов школьникам на разных ступенях обучения. Учащиеся активно включаются в работу при использовании таких форм и методов интерактивного обучения, как решение кейсов, мозговой штурм, деловая игра и др. (таблица)

Примеры форм и методов интерактивного обучения

При преподавании экономики и финансовой грамотности есть ряд тем, освоение которых при традиционных форматах обучения затруднено, интерактивные форматы позволяют обучаться на собственном опыте и дают больше практических навыков учащимся. Стоит отметить следующие сложные темы:

Обучение финансовой грамотности с использование интерактивных форматов учащихся на базе МБОУ гимназии № 7 г. о. Чехов Московской области осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности, в старших классах ведутся элективные курсы (рис.2).


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Рис. 2. Формирование финансовой грамотности учащихся

Рис. 3. Настольная игра «Как сохранить и приумножить» (по материалам Образовательных проектов ПАКК)


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Рис. 4. Деловая игра «Продаем снег»

Интерактивные деловые игры можно использовать для большого количества учащихся (параллель), например, при проведении предметных недель: всероссийской недели сбережений, недели финансовой грамотности, международной недели инвестиций, дня финансиста (рис.4).

Интерактивные методы в
обучении финансовой
грамотности
Подготовила
Аксенова Марина Викторовна
учитель МКОУ «Байчуровская
СОШ»

Под интерактивным обучением понимается
специальная форма организации познавательной
деятельности, осуществляемая в форме
совместной работы обучающихся, при которой
все участники обмениваются информацией,
совместно выбирают пути решения проблем,
моделируют ситуации, оценивают действия
других и свое собственное поведение,
погружаются в реальную атмосферу делового
сотрудничества по разрешению проблемы.

Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.
Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.
Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами
номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи.
Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с
одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их
номерам.
Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным
членам команды.
Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были
экспертами.
«Мозаика»

Задания с открытым ответом, задания, связанные с
объяснением смысла могут также выполняться в группах
следующим образом. На первом этапе каждый член группы
пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое
и на основе индивидуальных ответов составляют общий,
стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают
группу из двух или трёх пар и вырабатывают общий ответ.
«Один-два-вместе»

В чём, по вашему мнению, заключается основная
экономическая проблема согласно представленным
данным?

Существуют ли способы уберечь себя от финансового
мошенничества? Какие именно?

«Аукцион» У каждого участника в начале игры 100 баллов.
Право ответа на вопрос покупается.
Стартовая цена простого вопроса — 5 баллов,
сложного — 10 баллов.
Цена может меняться с шагом 5 баллов.
Окончательная цена определяется в результате
торгов.
При верном ответе цена вопроса прибавляется к
баллам того, кто отвечал, при неверном —
вычитается.

Метод конкретных ситуаций — техника обучения,
использующая описание реальных экономических,
социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся
должны исследовать ситуацию, разобраться в сути
проблем, предложить возможные решения и выбрать
лучшее из них.
«Кейс»

Роман и Ольга – молодая семейная пара,
живущая в городе Город. Роман и Ольга
работают юристами и успели сделать
неплохую карьеру. Год назад пара
переехала в Город из места Городочек, в
котором оба родились. Сейчас пара
снимает однокомнатную квартиру в
центре Города, чтобы тратить
минимальное количество времени на
дорогу до работы. В ближайшие годы они
планируют продолжать развиваться в
профессиональном плане и через 3 года
завести ребенка. Роман и Ольга
занимаются дайвингом и два раза в год
ездят в тропические страны. Роман
очень любит автомобили и много
времени проводит в гараже, перебирая
детали своей машины. Ольга же
занимается спортом и 3 раза в неделю
посещает фитнес-клуб. У Романа и Ольги
много друзей, их компания любит ходить
на выставки или в театр.
Для решения кейса вам необходимо:
1. Проанализировать легенду
домохозяйства. На основе легенды
определить его потребности и выделить
приоритеты по расходам.
2. На основании имеющейся информации
и выработанных суждений относительно
структуры расходов составить план
расходов домохозяйства.
3. Предположить уровень и источники
доходов домохозяйства и сопоставить с
уровнем запланированных расходов.
4. Подготовиться к презентации:
визуализировать ваше решение на
ватмане и подготовить устное
выступление.

Кластер — это графическая форма организации информации,
когда выделяются основные смысловые единицы, которые
фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между
ними. Он представляет собой изображение, способствующее
систематизации и обобщению учебного материала.
«Кластер»

Для проведения мини-исследования
используется один источник, результаты
представляются в простой форме, например в
виде таблицы или короткого текста.
«Мини-исследование»

Примерные темы
исследований
История звонкой монеты
Смс-мошенничества
Карманные деньги
Жизнь в кредит: за и против
Необычные виды страхования

Деловые игры
Имитационные
Ролевые игры
Операционные

Имитационные игры. На занятиях
имитируется деятельность какой-либо
организации, предприятия или его
подразделения. Сценарий имитационной
игры кроме сюжета события содержит
описание структуры и назначения
имитируемых процессов и объектов.

В деловой игре «Услуги финансовых
организаций» участники делятся на
команды-домохозяйства, которым
необходимо, взаимодействуя с
различными финансовыми
организациями, увеличивать свое
благосостояние путем покупки клеток
игрового поля; а также отстаивать свои
права потребителей финансовых услуг в
государственных органах.

Операционные игры. Они помогают
отрабатывать выполнение конкретных
специфических операций. Игры этого типа
проводятся в условиях, имитирующих
реальные.

Чемпионат «Личный финансовый
план» направлен на отработку
навыка составления личного
финансового плана с учётом
заданных условий.

Исполнение ролей. В этих играх
отрабатывается тактика поведения,
действий, выполнение функций и
обязанностей конкретного лица.

Ролевая игра «Суд над банковской
картой» позволяет сформировать у
учащихся представление о
правилах безопасного пользования
банковскими картами.

Предлагаю вам пройти небольшой квест,
расположенный по этой ссылке
https://www.learnis.ru/264306/ (высокий уровень
сложности) https://www.learnis.ru/264361/ (более
простой вариант). Выполнив все задания и
последовательно указав полученные ответы, вы
сможете благополучно выбраться из комнаты.
Спасибо за внимание!

Интерактивное обучение финансовой грамотности

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ:
ПРИНЦИПЫ И ОПЫТ
ЛАВРЕНОВА ЕКАТЕРИНА

ОТЛИЧИЯ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОТ ДРУГИХ КУРСОВ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1. Отсутствие большого опыта обучения финансовой грамотности в
нашей стране, следовательно большая свобода в выборе методики
обучения;
2. Имеет возможность использования наиболее интересных способов
обучения, что обусловлено жизненным содержанием курсов /
модулей / тем;
3. Имеет межпредмтеный характер, что позволяет использовать
потенциал разных наук;
4. Широта возможностей обучения финансовой грамотности:
А) как самостоятельного курса
Б) как модуль или тема в составе общеобязательных предметов
(обществознание, математика, ОБЖ)
В) в программе воспитания и социализации как образовательное
2
событие

СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Понятия и знания финансовой сферы
Ценности и поведенческие установки
на грамотное финансовое поведение
Система ориентировки в
финансовом
пространстве
Предметные финансовые умения
Компетенции, обеспечивающие
грамотное решение практических
жизненных задач
Система способов
действия в финансовом
пространстве
3

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

• Обучающиеся выступают в качестве субъекта деятельности (учебной,
практической)
• Обучающиеся вводятся в проблемные финансовые ситуации
• Обучающиеся включаются в решение практических финансовых задач
• Учитель выступает в роли организатора учебной деятельности, в роли
финансового консультанта, эксперта
• Преимущественно используются интерактивное обучение
• Коллективная и групповая учебная и практическая деятельность
должна быть подкреплена индивидуальной самостоятельной учебной
и практической деятельностью (умения и компетенции должны быть
интериоризированы)
4

Основания:
Системно-деятельностный подход
• образовательная деятельность
• учебная деятельность (УД).
Интерактивное обучение – это способ организации УД,
в основе которого лежит построение активного
взаимодействия субъектов УД, включенных в решение
учебно-практических, учебно-познавательных и учебнопроектных задач (в некот. сл. учебно-управленческой).
5

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ

Кейс-технология – это технология обучения, которая строится на основе
реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на
освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств
(способов деятельности) и умений через включение в решение
практических задач.
Например:
Представьте, что вы уже окончили институт, начали работать и хотели бы купить
свое жилье. Но у вас в наличии только 200 тыс. р. Квартира, которую вы
присмотрели, стоит 2 млн р. Что будете делать, чтобы решить данную проблему
без обращения к родителям и друзьям, самостоятельно?
Представьте, что вам уже 30 лет, вы работаете по трудовому договору и
получаете заработную плату 20 тыс.р. Именно сейчас вы решили определиться
со своими пенсионными накоплениями и способом их управления. Какую
стратегию увеличения своих доходов на пенсии вы сейчас разработаете, чтобы
7
после выхода на пенсию иметь достаточный уровень жизни

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и
усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется
самоуправление поведением.
По характеру педагогической деятельности и ее целям:
1) Обучающие (оформление договора вклада)
2) Тренинговые (выбор страховой компании)
3) Обобщающие (разработка долгосрочного финансового плана)
4) Контролирующие (презентация проектов собственного бизнеса)
По
1)
2)
3)
4)
игровой технологии:
Настольные (игра «Не в деньгах счастье»)
Интеллектуальные (Что? Где? Когда?)
Деловые (например, разработка идеальной модели пенсионной системы)
Имитационно-ролевые (взаимодействие с различными финансовыми
организациями в меняющихся условиях)
5) Коммуникативные
8

ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

Мастерская – это технология, при которой учитель – мастер вводит
своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной
атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец.
Особенности:
– знания не даются (не предъявляются в готовом виде), а
выстраиваются самими учениками в паре или группе с опорой на
свой личный опыт, или новые знания ими добываются
самостоятельно;
– учитель – мастер направляет, предоставляет ученикам
необходимый материал в виде заданий и возможных способов их
выполнения;
– Должен быть материализованный конечный продукт учебной
деятельности (плакат, фильм, сказка, рассказ, манифест, театральная
постановка и др.)
9

Оцените статью