ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗНАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

мин. 5 Время тестирования Начать тестирование 3 Всего заданий Белышева С. А. Тест Сказки читаем – финансы изучаем

Далее 1 Задание 1 бал. 1 2 3 4 В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? Колобок Репка Сказка о попе и его работнике Балде Дудочка и кувшинчик

Далее 2 Задание 1 бал. Выберите все правильные ответы! 1 2 3 4 Назови сказки, знакомящие с понятием «деньги», «доходы» Муха-цокотуха Сестрица Алёнушка и братец Иванушка Приключение Буратино Петушок и бобовое зёрнышко

Итоги 3 Задание 1 бал. Укажите все правильные позиции! Делегация работников торговли, возвращаясь с международной ярмарки, нанесла визит правительству небольшого островного государства. Встреча прошла в теплой, дружеской обстановке. В продаже появились фальсифицированные фрукты, употребление которых приводит к негативным последствиям, таким, как продолжительный летаргический сон. Прежде, чем приобретать фрукты, требуйте сертификат соответствия и лицензию на право торговли. Социологический опрос молодых девушек показал, что одна треть опрошенных решила сделать карьеру в области общественного питания, одна треть – посвятить себя ткацкому делу, остальные же надеются на удачное замужество. В российской провинции пенсионер С. нашел оригинальный способ улучшения материального положения своей супруги. К сожалению, непомерные запросы последней привели к плачевным результатам. Правительство намерено сократить расходы военно-промышленного комплекса, купив биологический наблюдательный прибор, реагирующий на приближающегося неприятеля. Местный священник организовал отдел налоговой полиции, единственный работник которой проследил за своевременной сдачей налога у самой неорганизованной части населения. Какой сказке соответствует данное описание? Сказка о мертвой царевне и семи богатырях Сказка о Золотом петушке Сказка о Попе и работнике Балде Сказка о царе Салтане Сказка о рыбаке и рыбке Сказка о царе Салтане

Затрачено времени Выход Снова бал. Всего заданий Ошибки в выборе ответов на задания: Набранных баллов Правильных ответов Оценка Подождите! Идет обработка данных Результаты тестирования Молодец!

Викторина по финансовой грамотности в старшей группе

«Финансисты и экономисты»

формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

продолжать развивать умение у старших дошкольников умело отвечать на вопросы воспитателя, быть сдержанными.

Закрепить представления детей об экономических понятиях: деньги, бюджет, расход, банк; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.

Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

Воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей.

Формы организации деятельности детей на занятии: совместная деятельность с педагогом.

монетки, мольберт, эмблемы «Финансисты» и «Экономисты», картинки денег, товаров и услуг.

Ведущий приветствует участников викторины, членов жюри.  Дети поделились на две команды – «Финансисты» и «Экономисты». Каждая команда выбирает капитана. За правильный ответ команда будет получать монетку.

(каждой команде по очереди задается вопрос). Жюри оценивает правильность ответов, за правильный ответ команды получают монетку.

«Деньги разных стран»

Команде «Финансисты»  нужно выбрать деньги нашей страны, а команде «Экономисты»  деньги других стран. (Дети выбирать нужные деньги и вывешивают на мольберте). За правильность выполнения задания команды получают монетку.

Угадай профессию по трем названным предметам»

1. Весы, прилавок, товар

2. Плита, кастрюля, вкусное блюдо

3. Краска, кисти, побелка

4. Небо, самолет, аэродром

5. Банк, кредит, счет в банке

6. Экономия, доход, расход

7. Мел, доска, учебник

8. Градусник, белый халат, лекарства

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие

пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой

ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь,

выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)

4 задание для капитанов «Товар и услуга»

Картинки с изображением хлеб, молоко, карандаши, тетрадь, кофта, кукла; доставка товара курьером, сантехник с инструментами, уборка в доме, агент по недвижимости, парикмахер.

– выбирает картинки, где нарисован товар.

Капитан  команды «Экономисты»  где изображена услуга.

После выполнения задания, жюри оценивают капитанов.

«Доход – расход».

Командам по очереди задаются вопросы. За правильный ответ получают монетку.

-Мама получила зарплату – доход

-Бабушка заболела – расход

-Выиграла приз – доход

-Потеряла кошелёк – расход

-Нашли клад – доход

-Сломался холодильник – расход

-Собрали урожай – доход

-Заплатили за квартиру – расход

-Нашла монетку – доход

-Купили куклу – расход.

6 задание «Отгадай сказочного героя».

Команды по очереди отгадывают сказочных героев по их фразам.

1. Завтра дальняя дорога

У него деньжонок много,

А я денежки люблю!  (Бременские музыканты»)

2. Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет. (Дядя Федор «Каникулы в Простоквашино»)

3. Средства у нас есть. У нас ума не хватает. Вот говорил я этому охотнику — купи себе валенки!  А он что? -Что он? – Пошёл и кеды купил — они, говорит, красивые.( Кот Матроскин. « Зима в Простоквашино»)

5.  «Ты слышал про золотое правило? У кого золото, тот правила  и устанавливает». («Алладин»).

6. В наше время даже сейфам нельзя доверять! Ах, как это сложно иметь миллион!!! (Госпожа Белладонна. « Приключения Фунтика).

Жюри подсчитывает монетки и подводит итог викторины. Награждение команд медалями. Ведущий благодарит команды за участие в викторине.

Мониторинг уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

определить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровней финансовой грамотности была разработана диагностика на основе программ экономического воспитания детей А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е. А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».

Каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое – загадки по экономике, разделенные по областям, второе – вопросы определенной области экономических знаний, третье – проблемная ситуация.

С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определялся уровень экономической воспитанности.

определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.

определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.

Задание 3. Цель: определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.

Задание 4. Цель: определить уровень знаний о рекламе.

Подробное описание использованной диагностической методики по всем четырем заданиям представлены в приложении 1.

Опираясь на теоретические исследования и предыдущий педагогический опыт нами были выделены следующие показатели сформированности финансовой грамотности, динамику которых мы стремимся отследить в ходе реализации проекта (см. табл. 1).

ритерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.

Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.

Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 – высокий, 2 – средний, 1 – низкий.

Уровень финансовой грамотности определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 – высокий, 2 – средний, 1 – низкий.

Уровни сформированности финансовых представлений старших дошкольников на начало учебного года.

Таким образом, по результатам диагностики на начало учебного года:

– высокий уровень финансовой грамотности показали 2 дошкольника – 20 %;

– средний уровень финансовой грамотности показали 4 дошкольника – 40 %;

– низкий уровень показали 4 дошкольника – 40 %;

– в целом группа показала средний уровень финансовой грамотности (средний балл – 2,0).

Наиболее высокий уровень знаний был выявлен в 3-м и 4-м задании. Высокий уровень знаний о деньгах, рынке и цене показали четверо детей, а уровень ниже среднего – двое. Высокий уровень знаний рекламе показали трое детей, а уровень ниже среднего – двое.

Наиболее низкий уровень знаний был выявлен в 1-м и 2-м задании. Высокий уровень знаний о потребностях человека, животных и растений показали двое детей, а уровень ниже среднего – четверо. Высокий уровень знаний о ресурсах показали трое детей, а низкий уровень – четверо.

Применение диагностики и анализ результатов мониторинга на начало учебного года позволили определить начальный уровень экономической воспитанности у детей старшей группы.

Данные, полученные в ходе мониторинга финансовой грамотности  показывают, что у детей наблюдались неглубокие знания и представления об экономической жизни людей; они имеют низкий уровень умений отражать экономическую действительность в разных видах деятельности, так как полученные знания им не интересны и у них не возникало желания их отразить. Сложившееся положение объясняется тем, что воспитанникам уделяли мало внимания экономическому воспитанию из-за отсутствия у них необходимой информации по данному вопросу, специальной программы и целенаправленной работы с детьми. Результаты мониторинга подтвердили актуальность выбранной темы и позволили начать процесс формирования финансовой грамотности у старших дошкольников

Рисунок 1. Оценка сформированности финансовой грамотности у группы детей в начале реализации проекта

Для оценки результативности проведенной работы по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста по окончанию учебного года был проведен сравнительный мониторинг. Результаты диагностики старших дошкольников на конец учебного года представлены в таблице 3.

Уровни сформированности финансовых представлений старших дошкольников на конец учебного года.

По результатам диагностики на конец учебного года:

– высокий уровень сформированности экономических знаний показали 5 дошкольников – 40 %;

– средний уровень сформированности экономических знаний показали 6 дошкольников – 60 %;

– низкий уровень в целом не показал никто, хотя в четвертом задании Юля К. показала результат ниже среднего;

– в целом группа показала средний уровень сформированности экономических знаний (средний балл – 2,5).

Рисунок 2. Оценка сформированности финансовой грамотности у группы детей по окончании реализации проекта.

Прослеживается положительная динамика сформированности экономической воспитанности. Данные рисунков 1 и 2 убедительно указывают на то, что после целенаправленной работы по экономическому воспитанию возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню экономической воспитанности.

Люди ходят на базар:

Мебель купили, одежду, посуду.

Чтобы дом купить я смог,

– У каждого из нас были разные желания, которые исполняла волшебная шкатулка. Но вместе с желаниями у каждого ребёнка и взрослого есть свои потребности. Что означает это слово? (То, что необходимо человеку в жизни, без чего ему будет плохо)

– Подумай и назови свои потребности, то без чего ты не сможешь жить (пища, солнце, воздух, тепло, одежда, игрушки)

Проследи, какие изменения происходят с растением или животным без света, воды, тепла, воздуха. Какой можно сделать вывод? (Что потребности есть не только у человека, но и у растений и животных).

Он финансовый факир,

В море коварном товаров и цен

Мебель, хлеб и огурцы

– Как ты думаешь, откуда берутся продукты питания? (Из магазина)

– А откуда они появляются в магазине? (Из природы – лес, море, поле)

– Люди каких профессий, по-твоему, производят товары? (Садовод, швея, столяр, обувщик, пекарь)

– А какими инструментами пользуются люди, производящие товары? (Тяпка, лопата, молоток, станок, печь)

Представь, что ты работаешь на заводе по изготовлению кукол/машинок. Какие материалы и оборудование тебе необходимо и для чего.

На товаре быть должна

Говорят про меня:

Но неправда, я — железный,

Я тяжёлый, полновесный. ( Рубль)

И врачу, и акробату

– На что ты покупаешь товары в магазине? (На деньги)

– Как ты думаешь, зачем нужны деньги? (Покупать еду; кушать; красиво одеваться)

– А как ты определяешь, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена)

Как ты думаешь, чем ниже цена, тем товар становится хуже или лучше по качеству? Подумай почему. ( Хуже, потому что, чтобы производить хороший товар, нужны хорошие материалы и оборудование, которые дорого стоят)

Как ребёнка нет без мамы,

Яркой краской привлекает, покупать нас заставляет. ( Рекламный плакат)

Прохожу мимо витрины, И стоит там человек, Говорит он так красиво, Кто же этот человек? (Рекламный агент)

Представь любой товар. Попытайся мне его прорекламировать, чтобы мне захотелось его купить у тебя.

Оцените статью