КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Проблема усвоения знаний давно не дает покоя учителям. Практически любое действие человека в жизни, не только учеба, связана с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие «case» означает:
1 – описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case – study»;
2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:
-индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
-работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
-презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Кейс – стадии:
1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.
2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).
1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».
3 шаг: Проблема переформулируется в цель.
4 шаг: Причины становятся задачами.
5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.
6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия
7 шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.
Распределения функций между учащимися и преподавателем:
Обычно кейсы готовятся в пакете, включающем в себя:
На своих уроках кейс-технологии мы применяем при изучении новых тем, на повторительно-обобщающих уроках. Например, урок в 11 классе по теме
Образовательные цели урока: развитие знаний учащихся о видах окислительно-восстановительных реакций: типы ОВР, факторы, определяющие направление ОВР, ОВР в растворах; развитие умений составлять ОВР различными методами. Развивающие цели урока: развитие знаний школьников о химических процессах при формировании знаний об ОВР. Воспитательная цель урока: формирование научного мировоззрения.
Раздаточный материал: кейс с теоретическим материалом – 6 штук; набор заданий с тремя уровнями сложности – 6 комплектов; жетоны для распределения по группам; жетоны для выдачи группам за решённые задачи;
Основные этапы урока:
При входе в кабинет учащиеся берут жетоны и рассаживаются по группам за столы, на которых лежит выбранный ими жетон. Учитель знакомит с ходом работы на уроке.
Актуализация знаний учащихся.
Сформулировать понятия: степень окисления, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.
Работа с кейсом: вступительное слово учителя. Учитель знакомит ребят с кейсом. Работа с кейсом. Анализ ситуации с использованием метода «Мозговая атака на доске».
Рекомендуемая последовательность работы:
1 ступень – введение в задачу
2 ступень – сбор информации по кейс-задаче
3 ступень – принятие решений
4 ступень – рассмотрение альтернатив
5 ступень – сравнительный анализ
6 ступень – презентация решений
Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе позволяют:
Администрация городского округа Фрязино Московской области
МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ФРЯЗИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(МБОО СОШ № 4 г.о. Фрязино Московской области)
на городском методическом объединении
г.о. Фрязино – 2019
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Кейсовая образовательная технология – это обучение действием: усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев (cases). Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить и предоставить обоснованное решение.
Впервые метод «case-study» был применен в Школе Права Гарвардского университета. Внедрение в учебный процесс началось в 1920 году. В России данная технология была упомянута в 1926 году на конференции преподавателей экономических дисциплин как «метод казусов». Непосредственно в процесс обучения внедряться стала лишь последние 15 лет.
Как уже было сказано – это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Особенностью метода case-технологий, применяемых на уроках английского языка, является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Непосредственная – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию (case), и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Отметим, что при решении той или иной проблемы важно не репродуктивное освоение учениками информации, а сотворчество учителя и ученика, где учитель, являясь коммуникативным лидером, направляет учащихся, помогает им самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать и применять полученные с помощью кейс-технологий знания.
Метод кейс-стади предполагает:
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие фазы:
Представим в виде таблицы основные этапы осуществления метода кейс-стади и цели каждого этапа.
Особенностями названного выше метода являются:
Использование кейс-стади позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы. Этот метод принципиально отличается от традиционных методик: школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины.
Как было сказано выше, эффективность применения метода кейс-стади во многом будет зависеть от умения учителя руководить образовательным процессом. В таком случае роль учителя при применении кейс – технологии вполне определенна и ответственна, поскольку учитель:
Таким образом, роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса.
Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений.
Итак, для применения кейс-технологии в первую очередь нужно создать сам кейс. Сложной задачей для учителя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, то есть подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством учителя. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе.
Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.
Ситуационная методика опирается и включает в себя многочисленные методы преподавания, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно-воспитательной деятельности. Таким образом, кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, игровые методы и другие формы и методы преподавания.
При использовании кейс–метода в практической деятельности следует помнить об основных идеях (принципах) данного метода:
– как указывалось выше, кейс–метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, темам, истина в которых неоднозначна;
– в процессе сотрудничества учителя и учащегося усилия последнего направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку;
– результатом такой деятельности является не только получение знаний, но и формирование навыков учебной работы (несомненно, такие навыки будут востребованы и в будущей профессиональной деятельности обучающихся);
– важным достоинством кейс–метода является и формирование ценностей, жизненных установок учащихся.
Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности слушателей.
Можно выделить следующие области применения метода анализа конкретной ситуации:
Обобщая вышесказанное, рассмотрим таблицу компетентностей, которые развиваются в режиме кейс-метода.
Таким образом, образовательная деятельность в режиме кейс-технологии ориентирована на:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»
Печорское речное училище – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
Государственный университет морского и речного флота
Применение кейс – метода как современного активного метода обучения на учебных занятиях
ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ»
Преподаватель: Стахиряк Е. И.
Печора, 2017 г.
Ι. П ОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ КЕЙСОВ 3
1. Актуальность кейс – технологий 3
2. Виды и содержание кейсов 4
3. Методы кейс – технологии 5
4. Этапы создания кейса 7
5. Структура кейса 7
6. Варианты организации работы с кейсом 8
7. План работы группы 8
ΙΙ. П РАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ НА МОИХ ЗАНЯТИЯХ 9
1. Кейс «Многогранники вокруг нас» 10
2. Кейс «Применение интегралов» 10
3. Кейс «Тригонометрические функции числового аргумента» 11
4. Кейс «Статистика в экономике. Банковские операции; начисление простых и сложных процентов» 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 14
Применение кейс – метода как современного активного метода обучения на моих занятиях
I. Понятие и назначение кейсов
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра», – сказал известный американский учёный, философ, профессор Джон Дьюи. И сейчас, когда миром правят информационные технологии, его слова особенно актуальны.
В наше время, в условиях рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объёма информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества, как предприимчивость, способность ориентироваться, быстро безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать. Во всех сферах становится востребованным специалист, умеющий работать в команде, способный генерировать идеи и технологии их внедрения, имеющий склонность к инновациям, умеющий критично и оперативно работать с огромными объёмами информации различных видов.
Математика является наиболее удобным предметом для развития творческих способностей. Этому способствует логическое построение дисциплины, чёткая система упражнений для закрепления полученных знаний и абстрактный язык математики.
1. Актуальность кейс – технологий
Важный вопрос, который волнует меня, – как сделать занятия по математике интересными, нескучными и запоминающимися?
«Недостаточно только получить знания, надо найти им приложение!»
Иоганн Вольфганг Гёте
Формирование личности современного человека возможно лишь в том случае, если опыт проявления инициативы в решении посильных для конкретного возраста проблем развивать с детских лет. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению. Все инновационные пед. технологии изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены в результате обучения на будущую профессиональную деятельность. Данное утверждение и определяет актуальность применения «Кейс – метода» в практике образования. Кейс – технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач, позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая преподавателя.
Название технологии произошло от латинского слова casus – «запутанный, необычный случай», а также от английского слова case – «портфель, чемоданчик». Происхождение терминов отражает суть технологии обучения – это обучение действиям. Кейс – метод зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX века. Особый упор делался на самостоятельную работу студентов, в процессе которой просматривался и анализировался практический материал. В российских изданиях чаще всего говорится о методе ситуационного анализа, основанного на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций (кейсов).
Метод кейсов является одним из наиболее «модных». Его необычность заключается в нетрадиционности получения учащимися знаний. Сущность «Кейс – метода» в том, учащимся предлагают осмыслить и найти решения для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Кейс создаёт проблемную ситуацию на основе факторов из реальной жизни, при этом сама проблема не имеет однозначных решений. Актуальность данного метода определяет необходимость владения педагогом знаниями об особенностях его организации.
1) Практические кейсы. Данные кейсы как можно реальнее должны отражать вводимую ситуацию или случай. Это исторический источник, реальный документ, статистика в динамике данных, даже вещественный артефакт или комплекс приведенных источников-компонентов кейса. Это кейс моделирования реального события в истории, экологического состояния локальной территории, или кейс моделирования технико-технологической проблемы, которую надо решить. Целью данного кейса является отработка навыков преломления учебных, предметных знаний и умений в постобразовательное, профессионально-деятельностное пространство реальной жизни.
2) Обучающие кейсы. Основной задачей их выступает обучение. Однако степень реальности более сводится к типичным учебным ситуациям, в которых отрабатывается автоматизм навыков и способов поиска решений. В данных процессах важна отработка навыков синтеза, объединения частных случаев в типичные, закономерные с выделением общих признаковых элементов, причин и факторов, возможных последствий.
ориентированны на включение ученика в исследовательскую деятельность. Например, на основе изучения всей доступной информации и работ ряда авторов, реконструкция события, ситуации в комплексе, разработка тематического проекта локального, регионального типа и пр. В состав кейсов данного типа могут входить тексты ученых, работавших по данной исследовательской проблеме ранее, но использовавших иные подходы, источники или методы исследования.
3. Методы кейс – технологии
К кейс – технологиям, активизирующим учебный процесс, относятся:
В центре внимания находится процесс получения информации.
Цель метода – поиск информации самим учащимся, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, её сбором, систематизацией и анализом.
Метод разбора деловой корреспонденции (баскетметод)
Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.
Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.
Цель учащегося – занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.
3) Игровое проектирование
ель – процесс создания или совершенствование проектов.
Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.
Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
озволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию.
Цель – в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Дискуссия – обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.
К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
Кейс – стади
Этот метод отличается большим объёмом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объём информации, которым могут пользоваться учащиеся. Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.
Цель метода кейс – стадии – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Технология метода: по определённым правилам разрабатывается модель конкретной ситуации; модель отражает тот комплекс знаний и практических навыков, которые должны приобрести учащиеся. Описанная ситуация содержит проблему, которую диагностируют сами учащиеся. Предлагают варианты решений проблемы, исходя из имеющихся знаний и умений. Преподаватель выступает в роли диспетчера процесса сотворчества. Метод кейс – стади представляет собой разновидность исследовательско-аналитической технологии. Является технологией коллективного обучения (работа в группах). Интегрирует в себе технологию развивающего обучения. Выступает в обучении как синергетическая технология («погружение» в ситуацию, «умножение» знаний, «озарении», «открытие»), концентрирует в себе достижение технологии «создание успеха». Относится к специфической технологии проектной деятельности.
представляет собой сложную по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и включает в себя исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.
включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и начинает дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад учащихся и анализ ситуации.
– разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формируются цели и задачи кейса.
Сюжетная часть – содержит описание ситуации с указанием источника её получения.
Информационная часть – должна включать информацию, которая позволит найти решение проблемы.
I этап – этап введения в кейс (знакомство с ситуацией, её особенностями).
(выделение основной проблемы, ознакомление с вопросами к кейсу).
(предложение концепций или тем для «мозгового штурма»).
этап общей дискуссии (применение того или иного решения, анализ).
этап подведения итогов (предложение одного или нескольких вариантов решения кейса).
Организация практической деятельности может быть на занятии в малых
II. Практическое применение кейс – технологии на моих занятиях
Для меня кейс – метод – это мотивация обучающихся. Очень часто на уроках математики они спрашивают: Зачем мне нужны логарифмы, производные, интегралы и т. д.? Настолько надоедает решение задач из всевозможных сборников, методичек, учебников. Поэтому приходится составлять свои задачи, связанные с жизнью, окружающим миром, с чем сталкиваются учащиеся ежедневно. Даю задания по группам на время «кто быстрее» («мозговой штурм»). Решение похожее не показываю, но, как правило, в «сильных» группах знаний учащихся хватает для нахождения алгоритма решения, тем более что в каждой группе есть успешный студент, он может помочь остальным.
ситуационные упражнения, задачи. Учащимся предлагается текст с описанием ситуации и задача, требующая решения. Можно предложить следующие варианты задач, где требуется сделать соответствующий выбор:
Кейс – технологии не ограничиваются только учебным процессом, но и становятся методом исследования, проектной деятельности. В конечном итоге обучаемые создают исследовательский продукт, формируют способность проектирования своей деятельности, принятия самостоятельных решений во внеурочных ситуациях на основе предметных и межпредметных знаний и умений. Результаты показываем во время декад общетехнических дисциплин.
Кейс – технологию также использую при проверке результатов обучения. Обучающиеся получают кейс перед зачётом или экзаменом, анализируют его и представляют отчёты.
Чтобы оценить, насколько уроки соответствуют современным требованиям, привлекаю учащихся к участию в
Примеры проводимых мною кейсов:
Данный кейс применяю в начале темы «Правильные многогранники» (раздел «Стереометрия»).
Тип кейса – исследовательский.
Этот кейс применяю после прохождения темы «Определённый интеграл» (раздел «Математический анализ»).
Этот кейс применяю при изучении нового материала по теме «Тригонометрия» (раздел «Алгебра»).
Тип кейса – обучающий.
Учащимся выдаётся кейс, где предлагается ситуация, они наглядно видят весь объём и сроки изучаемого материала. Такой процесс обучения позволяет развивать мышление, активизировать мыслительные процессы.
4. Кейс «Статистика в экономике. Банковские операции: начисление простых и сложных процентов»
Тип кейса: исследовательский.
Кейс – технологии помогают:
Кейс – технологии дают возможности преподавателю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей: дискуссия, опрос, зачёт, экзамен.
Достоинством кейс – метода является его гибкость, вариантность, что способствует развитию креативности и преподавателя и учащихся. Конечно, использование кейс – технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности обучающихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Список литературы и интернет – ресурсы