как научить ребенка финансовой грамотности ответы преподавателей и гуру финансового образования

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОТВЕТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ГУРУ ФИНАНСОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ Финзачет
Содержание
  1. Задачи работы с родителями
  2. Для детей старшего дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности
  3. Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий
  4. Возрастная характеристика детей 5-6 лет
  5. Объем времени и срок, необходимый для реализации программы
  6. Ход образовательной деятельности
  7. Игры для обучения
  8. «Магазин»
  9. «Денежный поток»
  10. «Монополия»
  11. «Экономикус»
  12. Игра «Школа банкиров»
  13. Методика обучения детей финансовой грамотности
  14. Программа составлена с учѐтом реализации интеграции образовательных областей
  15. III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  16. Способы и направления поддержки детской инициативы
  17. Финансовая грамотнос­ть для детей дошкол­ьного возраста
  18. 1 Календарно-учебный график.
  19. Нормативно – правовые документы, регламентирующие реализацию программы
  20. Игра «Что быстрее купят?»
  21. II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
  22. Старшая группа (задания)
  23. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
  24. Топ-10 игр по финансовой грамотности для детей
  25. ООД по финансовой грамотности для дошкольников
  26. Как часто давать деньги?
  27. Подготовительная к школе группа
  28. Психолого-возрастные особенности развития детей
  29. Поощрение деньгами
  30. Игра «Пройди ворота»
  31. Игра «Кто что делает?»
  32. Ход дидактической игры
  33. Модель «Семейный бюджет»

Задачи работы с родителями

Высокий уровень – 3 балла Средний уровень – 2 балла Низкий уровень – 1 балл

Для детей старшего дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности

ИГРА «Не ошибитесь»

: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий

Психолого-педагогические и методические требования к реализации программы:

Возрастная характеристика детей 5-6 лет

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром

оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:

«достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядное

моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение общаться, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Объем времени и срок, необходимый для реализации программы

Программа «Основы финансовой грамотности» рассчитана на детей дошкольного возраста 3 – 7лет.

Программа рассчитана на 4-х годичный срок обучения:

1 – 2 год обучения рассчитан на базовую подготовку учащихся, в ходе которых

формируются первичные экономические представления дошкольников;

3 – 4 год обучения – направлен на совершенствование знаний, умений

экономической культуры и грамотного финансового поведения в будущем.

Занятия по программе дополнительного образования осуществляется в виде кружковой работы в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН 2.4.1.3049-13

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», ФГОС ДО, устава ДОУ.

Организация и режим проведения занятий зависит от возраста ребенка.

Для детей всех возрастных групп занятия проводятся 1 раз в неделю.

Помимо основной организованнойобразовательной деятельности реализуются другие формы работы с детьми в свободной илисовместной деятельности: деловые, сюжетно-ролевые, настольные игры с экономическим содержанием, экскурсии, увлекательные ситуационные задачи, беседы с привлечением родителей (законных представителей), досуги и т.д.

Учебная нагрузка рассчитана на весь учебный год, представлена в виде таблицы, в которых отражено количество занятий и суммарное время занятий в течение недели. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки разработан в соответствии с СанПин и в соответствии с учебным планом учреждения.

– для детей 3-4 года – 10-15 минут;

– для детей 4-5 года – 15-20 минут;

-для детей 5 – 6 лет – 20–25 минут;

-для детей 6 – 7 лет – 25–30 минут.

Для различных возрастных групп детей предусмотрены задания различной степени сложности.

Ход образовательной деятельности

Встанем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!» Улыбнись скорей в ответ. Здравствуй правая рука, Здравствуй левая рука, Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

каждого есть свои мечты! Новая игра, книга, велосипед, компьютер, новое модное платье, сумочка или украшение. А может быть, хотел бы завести домашнего питомца? Или ты мечтаешь о путешествии в какой-нибудь город или страну?

Звучит музыка появляется ковёр-самолёт.

Ребята, что это за замечательный предмет?

А как вы думаете, для чего он нам пригодится?

: Правильно, дети. Я предлагаю вам сегодня отправиться в необычное путешествие.

Воспитатель вместе с детьми,   становится на ковёр-самолёт и отправляется в путешествие, находят предметы в разных местах группы (глиняный кувшин, камни, зерна пшеницы, кофе, фрукты). Детям предложить высказать мнение, почему же мы нашли эти предметы.

И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне

В копилку я их положила- Подарок мамочке купила. ( Деньги)

Просмотр мультфильма СМЕШАРИКИ «Финансовая грамотность. Благородное дело»

«Будем денежки считать» Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)        Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.        Третья монетка –

одежду купить (отгибаем средний палец)        На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)        Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

А теперь послушайте, пожалуйста, сказку.

Подружились Крокодил Гена, Чебурашка и Старуха Шапокляк. Стали жить они вместе. Крокодил Гена на работу ходил в зоопарк и за это получал зарплату. Чебурашка учился в летней школе, хотел стать лётчиком, и за свою учебу получал стипендию. Шапокляк не работала, она была уже пожилая и получала пенсию. Из чего состоял доход семьи Крокодила Гены?

Зарплата, пенсия, стипендия.

Скажите, где можно получить деньги за свою работу?

В банке, банкомате.

Для того, чтобы пойти в банк, нужно взять с собой кошелёк. Это специальный домик для денег. Туда кладут деньги, чтобы не потерять.

Для чего нужны деньги в семье?

Для того, чтобы ходить в магазин и покупать продукты, необходимые вещи, оплачивать коммунальные услуги, детский сад, если кто-то заболел, то нужно отправиться в аптеку за лекарством.

Игры для обучения

Лучший способ обучить ребенка чему-либо – это игра. В начальной школе на игровой деятельности в разной степени строится весь процесс обучения. Освоение финансовой грамотности – не исключение. Предлагаем несколько вариантов полезных игр, которые познакомят ребенка с миром торгово-денежных отношений и рынков.

«Магазин»

Игра в магазин элементарна, подойдет для самых маленьких детей. Если ребята играют в нее сами по себе, то только воспроизводят покупателя и продавца в своем восприятии. Если в процесс включить взрослого, он поможет разобраться детально во всех нюансах:

Для большей реалистичности рекомендуем сделать имитацию денег с каким-то номиналом, так будет интереснее отсчитывать нужное количество купюр для расчета и сдачи.

Преимущества игры в «магазин» – она не ограничивает участников, играть можно дома, в гостях, на улице, в детском саду, продавая абсолютно все вокруг, если нет специального игрового реквизита.

«Денежный поток»

Настольная игра для дошкольников «Денежный поток» изобретена Робертом Кийосаки для повышения финансовой грамотности людей. Она показывает ребенку, как заставить деньги работать на себя.

В ходе игры дети и взрослые учатся обращаться с финансами, организовывать хороший финансовый старт и пассивный доход. Участники действия инвестируют, получают зарплату, занимаются благотворительностью, в итоге достигают цели. Кто первый – тот молодец. « Денежный поток» – это практическое пособие по финансовой грамотности, основам экономики, финансовым операциям. Кроме того, ребенок учится искать выходы из нестандартных и кризисных ситуаций.

«Монополия»

Игра для школьников и взрослых «Монополия» показывает детям, как с одной стартовой позиции, в которой все участники равны, одни становятся богатыми, а другие теряют все, что нажили в ходе инвестирования, ведения бизнеса, получения прибыли при движении к монополии – хозяйствованию на рынке. «Монополия» способствует формированию предпринимательского мышления.

«Экономикус»

Еще одна игра для повышения финансовой грамотности у детей – «Экономикус». Есть две версии: попроще, подходящая для дошколят и начального звена, и посложнее – для старшеклассников.

Задача участников игры – построить бизнес. На старте у всех по две компании. В ходе игры соперникам предстоит покупать новый бизнес, инвестировать. Победителем станет тот участник, который сможет заполучить максимум репутационных звезд за доминирование в отрасли.

На первый взгляд может показаться, что карточные игры далеки от реальной практики. На самом деле, у ребенка формируются новые нейронные связи на узнавании новых стратегий, алгоритмов, в том числе обращению с финансами, которые постепенно переходят в реальную жизнь.

Игра «Школа банкиров»

продолжать закреплять знание цифр, умение соотносить цифру и количество, упражнять в понятиях больше, меньше, продолжать работу по воспитанию элементарных знаний об экономике, активизировать словарь словами банк, банкир, купюра, расходный и приходный ордер, закрепить знание названий дней недели.

Сегодня мы с вами продолжим занятия в школе банкиров, мы будем работать с деньгами или, как их еще называют, денежными знаками. У нас лежат несколько купюр разного достоинства: 10, 50, 100 рублей. Какие купюры у вас на столе лежат? Какая из купюр большего достоинства, какая — меньшего, и почему? Сколько всего у вас купюр? Покажите купюру самого высокого достоинства, самого низкого достоинства. Как вы узнали? Купюры какого достоинства у вас нет? Какие купюры можно сложить, чтоб получить 80, 90, 40 и т. д.

в один ряд положите все купюры достоинством в 10 рублей; в другой — в 50 рублей; в третий — в 100 рублей.

на столе оставить только 40 рублей (1+ 1+1+1).

оставить на столе 50 рублей, но не одной купюрой, а несколькими (1+1+1+1+1).

оставить на столе 100 рублей, но разными купюрами. Правильные ответы поощряются звездочками.

Воспитатель раздает детям бланки квитанций оплаты за электроэнергию, квартиру, выполняет роль работника банка. Одна группа детей получает деньги, другая платит за электроэнергию, третья — за квартиру и т. д.

Наш банк работает в течение всей недели с одним выходным днем.

Методика обучения детей финансовой грамотности

Возрастные особенности учеников начальной школы подразумевают особый подход и использование нетривиальных методов обучения. Это могут быть исследования, игры или проекты.

В процессе обучения дети учатся работать со схемами и таблицами, анализируют выступления друг друга.


КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОТВЕТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ГУРУ ФИНАНСОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Для средней и старшей возрастной группы школьников используют следующие методы обучения:

Материалы для проведения тематических занятий педагог может взять на портале https://моифинансы.рф

На дополнительных занятиях можно использовать настольные игры с финансовым уклоном.

Программа составлена с учѐтом реализации интеграции образовательных областей

: закрепить знания детей о рекламе; развивать у них эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель».

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Известно, формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой она происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОО создаются необходимые педагогические условия.

Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.

Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры.

Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно- игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В сюжетно-ролевых играх «Рекламное агентство»,

«Банк», «Супермаркет», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. К атрибутам сюжетно-ролевым играм относится кассовый аппарат, банкомат, пластиковые карты, деньги (имитация).

В дидактических играх «Кому что нужно?», «Обмен», «Что быстрее купят?»,

«Копилка» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения

знаний. Развивающая среда содержит настольно-печатные игры по экономике «Веселый бизнесмен», «Монополия», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет».

Способы и направления поддержки детской инициативы

Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Воспитатель на протяжении всего периода обучения оказывает воспитанникам поддержку, помогать овладевать элементами самоанализа, стимулировать активную работу над собой, а также поощряет различные виды самоутверждения и самовыражения.

Развитие детской инициативы и самостоятельности осуществляется с помощью: создания условий для свободного выбора детьми деятельности, а также участников совместной деятельности; создания условий для выражения своих чувств и мыслей, принятия детьми решений; поддержки инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности.

Основная задача воспитателя в процессе изучения основ финансовой грамотности – применять различные формы и способы для раскрытия финансовых понятий, а также закреплять полученные знания на протяжении всего периода обучения в дошкольной образовательной организации.

Примером поддержки детской инициативы служит создание условий для творческого развития детей, такие как участие, в творческих конкурсах рисунков (примеры тематик: моя будущая профессия, я помогаю близким, мои добрые дела), а также конкурс творческих работ, поделок (примеры тематик: мой товар на ярмарку, игрушка своими руками).

Финансовая грамотнос­ть для детей дошкол­ьного возраста

Интересно, что образовательные программы создают не только для школьников, но и для подопечных детских садов. Оказывается, разработки образовательных методических материалов в этом направлении для детсадовцев ведутся более 20 лет. Правда, не централизованно по рекомендациям министерства образования и Центробанка, а педагогами и коллективами в частном порядке.

Необходимость знакомства дошкольников с основами экономики возникла как идея повышения уровня финансовой грамотности с ранних лет, пока как таковых денег у ребенка еще либо нет, либо есть, но в очень ограниченном количестве – редко можно встретить малыша, которому дают на карманные расходы. И все же, экономика и дошкольник связаны – дети слышат дома о росте цен, мама с папой могут обосновывать целесообразность покупки не такой игрушки, какую хочет ребенок, а другой, потому что, например, денег на желаемую сейчас нет.

Образовательные программы финансовой грамотности для детей могут быть составлены по-разному ввиду отсутствия единого стандарта, а объединяет их общий принцип – доступность подачи информации и игровое сопровождение для закрепления навыков на практике.

В результате обучения у детей формируется понимание, как стоит обращаться с деньгами и какие ошибки при этом могут возникать. Педагоги приводят причинно-следственные связи и в игровой форме с детьми воспроизводят разные ситуации: когда есть деньги, когда они закончились, когда купил вроде бы нужную игрушку, а потом разочаровался в ней, и т.д. У детей возникает интерес к теме, к школе они подходят уже как ответственные носители карманных сбережений, а не транжиры.

Вы можете узнать, ведется ли в вашем детском саду формирование финансо­вой грамотности детей дошкольного возрас­та – обычно эта информация есть на сайте ДОУ. Наличие такой программы может быть весомым преимуществом при выборе дошкольного воспитательного учреждения.

1 Календарно-учебный график.

– количество учебных недель: I полугодие – 16 недель, II полугодие – 16 недель;

-продолжительность каникул – 120 дней.

Содержание и материал программы « Финансовая грамотность для дошкольников»

дифференцирован в соответствии со следующими уровнями сложности:

– « Базовый модуль » – 1-3 -й год обучения,

– «Дополнительные модули» – 4-й год обучения.

Календарный учебный график программы составляется в соответствии с годовым календарным учебным графиком Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Новосёловский детский сад «Росинка» №24 ежегодно.

Нормативно – правовые документы, регламентирующие реализацию программы

Реализация программы « Основы финансовой грамотности» осуществляется с учётом требований ФГОС ДО в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности поосновным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольногообразования»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольногообразования» (ФГОС ДО);

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическиетребования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольныхобразовательных организаций».

Игра «Что быстрее купят?»

: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).

Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Программа обеспечивает формирование основ экономической грамотности у детей в возрасте 6 -7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа осваивается детьми в процессе интеграции образовательных областей – познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОО, осуществляющие работу по программе.

Образовательный процесс решает программные образовательные задачи в следующих формах организации деятельности:

Совместная образовательная деятельность детей и взрослых осуществляется в ходе ООД, предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками. Самостоятельная деятельность предполагает свободную игровую деятельность воспитанников в условиях специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивает каждому ребенку возможность выбора игр и атрибутов по интересам; позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком образовательных задач; позволяет освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.

В основу работы с дошкольниками по экономическому воспитанию положен деятельностный подход, который предусматривает формирование экономических знаний через различные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др. В зависимости от содержания знаний ведущим является тот или иной вид деятельности. Например, усвоение экономических понятий (деньги, цена, стоимость и т.п.) успешно проходит в игровой деятельности:

Знания о том, почему следует беречь результаты труда людей, дети успешнее всего осваивают в процессе трудовой и продуктивной деятельности.

Особое место занимают интеллектуальные игры-викторины «Что? Где? Почём?»,

«Бизнес-клуб», «Аукцион», которые позволяют в игровой соревновательной форме

подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.

Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проходит в ходе игры-путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), экскурсии в банк, рекламное агентство, которые позволяют детям познакомиться с реальными экономическими объектами и людьми разных профессий.

При организации образовательной деятельности по экономическому воспитанию наиболее эффективным является метод проблемного обучения, который позволяет педагогу не только познакомить дошкольников с экономическими понятиями, но и развивать у детей умение самостоятельно «добывать» знания, учиться искать пути решения задач, проявлять инициативу, анализировать и делать выводы.

Старшая группа (задания)

выявить знания детей о потребностях растений, животных, человека в свете, воде, пищи.

Дидактические игры «Кому что нужно», «Собираясь в дальний путь взять с собою не забудь!»

Материал: таблицы, иллюстрации с изображением растений, животных, человека,

потребностей в свете, воде, пищи.

выявить знания детей о материальных, духовных, социальных потребностях

«Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь», «Потребности моей семьи», «Заветное желание»

карточки с изображением материальных потребностей (игрушки, духовных (книги, муз. инструменты и т. д., социальных.

выявить знания детей о труде и его видах.

«Кому что нужно для работы» «Телепередача «Почта гнома Эконома», «Кто лучше знает инструменты», «Чудесный мешочек»

: набор сюжетных картинок с изображением орудий труда и различных профессий, орудия сельскохозяйственного, домашнего и т. д. труда.

выявить знания детей о последовательности трудовых действий

«Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда».

алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий.

выявить знания детей о роли труда в жизни людей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

НА 2020-2022 учебный год

г. Соль – Илецк, 2020 год

Психолого-возрастные особенности развития детей        5

Перспективное планирование по программе «Финансовая грамотность дошкольника» старшая

Перспективное планирование по программе «Финансовая грамотность дошкольника» подготовительная к школе группа        18

Перспективный план по взаимодействию с семьей        24

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.        26

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Звездочка», разработана на основе программ А. Д. Шатовой «Экономическое воспитание дошкольников». Учебно – методического пособия. М.: Педагогическое общество России, 2005, Е. А. Курак, Л. А. Михерева «Экономическое воспитание дошкольников» — М., ТЦ СФЕРА, 2002г. Программа нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их экономической социализации.

Экономика и дошкольник на самом деле, тесно связаны. Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами.

Программа поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и, как сделать так, чтобы преумножить достаток.

«Экономика детям» значима потому, что подразумевает широкую практику применения полученных детьми знаний: и в быту, и в будущей профессии.

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.

Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.

Топ-10 игр по финансовой грамотности для детей

Наибольшая эффективность в усвоении знаний достигается посредством игровой формы. В рамках программы «Финансовая грамотность» разработаны игровые занятия, позволяющие получить опыт, который пригодится в реальной жизни. С их помощью растет уровень финансовой грамотности и закладывается интерес к грамотному финансовому поведению.

Эта деловая игра позволяет лично спланировать финансовые расходы на примере сказочных персонажей. Учит рационально тратить средства.

Игра помогает разобраться в существующих источниках дохода, знакомит с понятием инфляции и учит составлять личный финансовый план.

Игра знакомит с терминами в финансовой сфере и их значениями и помогает их актуализировать.

Карточная игра дает участникам возможность познакомиться с налоговыми обложениями. С её помощью можно понять, за что нужно платить налоги и какие последствия грядут в случае их неуплаты. Игроки узнают, что такое НДС, социальные выплаты и налог на доход.

Игра показывает, какие существуют риски утраты денежных средств и какие есть способы защитить себя от потери. Ученики узнают, что такое страхование.


КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОТВЕТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ГУРУ ФИНАНСОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Игра про захват игровых территорий и крепостей, где финансовая грамотность позволит выйти в лидеры. В процессе игры приобретаются знания об источниках семейных доходов и расходов, и видах налогов, подлежащих к уплате.

Игра позволяет окунуться в популярную на сегодняшний день профессию блогера. В процессе игроки учатся писать тексты, анализировать полученную информацию и правильно формулировать советы относительно финансов для других участников. По окончании у каждого будет опыт в составлении индивидуального финансового плана, постановке материальной цели и прогноза по срокам её достижения.

Игра рассчитана на детей школьного и дошкольного возраста. Она знакомит с азами финансовой грамотности и дает понимание о том, что такое деньги и какова их роль в современном обществе. Через игровой опыт формируется правильное отношение к финансовому планированию и появляется представление о способах получения дохода. Всё это помогает достичь поставленной цели.

Эта деловая игра учит принимать верные решения на всех этапах запуска бизнеса в ужесточенных условиях конкуренции. Отлично знакомит с темой предпринимательства.


КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОТВЕТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ГУРУ ФИНАНСОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Игра про семейный бюджет, где игроки сквозь призму собственного опыта осознают влияние всевозможных событий на увеличение или уменьшение расходов. Позволяет лично убедиться в ценности финансового планирования семьи.

: Сегодня мы будем снимать телепередачу, и на съемку я пригласила нашего друга Совенка.

На экране появляется Совенок.

Здравствуйте, ребята! Я так рад нашей встрече! Спасибо, что пригласили меня к себе, с вами всегда так интересно!

Сегодня тема нашей телепередачи – Все профессии нужны, все профессии важны.

Участники телепередачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились! Начали!

Доброе утро, уважаемые телезрители! Сегодня мы поговорим о разных профессиях. Вопросы детям:

Что такое профессия? (это труд, которому человек посвящает свою жизнь) Какие профессии вы знаете? (воспитатель, продавец, врач, строитель и т. д.)

Каждое утро члены вашей семьи уходят на работу. Где работают ваши родители? (ответы детей)

.: Уважаемые телезрители, в этом чудесном мешочке спрятаны предметы, нужные для разных профессий. Ребята сейчас познакомят вас с ними.

ООД по финансовой грамотности для дошкольников

показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Как часто давать деньги?

Тем, кто помладше, в частности дошколятам и ученикам 1-4 классов, деньги можно давать 1-2 раза в неделю маленькими суммами на целевые покупки. Некоторые малыши начинают копить уже в этом возрасте.

Детям постарше, от 5 класса, есть смысл давать карманные деньги раз-два в месяц, просчитав все необходимые траты за этот период. Такой способ поможет научиться финансовому планированию к студенчеству и взрослой жизни.

Стоит учитывать, что деньги у ребенка могут кончиться раньше: купил лишнее, потерял, отдал другу. Не злитесь на чадо, помните, что карманные деньги – это деньги ребенка, он может распоряжаться ими как угодно. Пусть он ошибется в детстве на мелкую сумму в пару сотен, чем во взрослой жизни на сотню тысяч или миллионов.

Подготовиться к финансовым ошибкам ребенка – задача родителей, причем не самая легкая.

Подготовительная к школе группа

Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью педагога Низкий уровень (1 балл) – с заданием не справляется

Психолого-возрастные особенности развития детей

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

«Как правильно делать покупки».

формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

закрепить представления детей о многообразии товаров,

развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него;

воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

Материал и оборудование: карточки с изображениями качественных и некачественных товаров; мяч; картинки с изображением упаковки «Овсяная каша».

Ход образовательной деятельности: Воспитатель: Ребята, догадайтесь, о чём сегодня мы будем говорить: Угадай, как то зовётся, что за деньги продаётся.

Да, сегодня поговорим о товарах. Где мы приобретаем товары? Ответы детей.

Можно купить все товары в магазине? Почему нельзя? Как вы узнаёте стоимость того или иного товара?

В.: Любой товар имеет свою цену. Цена – это количество денег, которые нужно заплатить за товар при покупке. Одинаковые ли цены на разные товары?

Даже на товары одного вида цены могут быть разными.

Сегодня у нас в гостях Совёнок.

Здравствуйте, ребята! Вчера мама отправила меня за покупками. Велела купить хлеб, молоко и печенье к чаю. А в магазине было так много сладостей, что я потратил на них все деньги. А на молоко и хлеб мне не хватило.

Совёнок правильно поступил? Ответы детей.

Правильно, покупки надо делать с умом.

Научите меня, пожалуйста!

ООД «Знакомство с профессией дизайнера»

: Знакомство детей с профессией дизайнера через «погружение» в реальные практические ситуации.

формировать познавательную сферу, расширять и укреплять

знания о различных профессиях, их значимости, профессиональных трудовых процессах, предметах, необходимых для работы; развивать память, активизировать речь, уточнить и расширить словарь; учить употреблять в речи прилагательные, познакомить детей с образованием сложных слов, обозначающих профессии; учить составлению описательного рассказа с опорой на схему, совершенствовать умения детей создавать аппликативное изображение одежды, создать условия для воспитания уважительного отношения к людям различных профессий; проявления любознательности, дружелюбия, желание прийти на помощь; воспитывать аккуратность, желание доводить начатое до конца, радоваться результату.

Материал и оборудование: коллекция выкройки одежды из бумаги, для выполнения творческого задания: цветная бумага, ножницы, клей, трафареты – выкройки платья.

: модельер, дизайнер, форма.

Предварительная работа в рамках проекта «Знакомство с миром профессий», беседа с детьми о профессии родителей, рассматривание иллюстраций по теме, составление небольших рассказов “Кем я буду, когда вырасту?”, чтение стихотворений, разучивание пословиц и поговорок.

«Чем пахнут ремесла?»

Поощрение деньгами

В рамках обучения детей финансовой грамотности не может быть речи о поощрении деньгами выполнения домашних заданий, уборки комнаты, оценки в дневнике. Не стоит оплачивать то, что делают обычные люди не из соображений выгоды, а для жизнеобеспечения. Домашние обязанности не следует привязывать к платным услугам, иначе эта связка закрепится в еще формирующейся картине мира ребенка и в дальнейшем с этим возникнут сложности.

Если вы да­ете карманные деньги детям раз в месяц, а они кончаются быстрее, не ведитесь на провокацию, напоминайте о необходимости укладываться в рамки срока. Если желание добавить все же возникает, предложите ребенку формат работы, пусть он получит средства за то, что обычно делают специалисты: помыть машину, вычесать собаку.

Игра «Пройди ворота»

Закреплять умение считать, знание состава числа. Воспитывать внимание, сообразительность.

. Детям раздаются карточки с разным числом монет. Чтобы пройти в

«ворота», каждому необходимо найти пару, т. е. ребенка, число монет на карточке которого в сумме с монетами на собственной карточке даст число, показываемое на «воротах».

. Карточки, «ворота» с изображением чисел.

Игра «Кто что делает?»

расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).

Ход дидактической игры

Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. Эта экскурсия будет необычная, потому что мы с вами сможем побывать на многих предприятиях. А кто знает, что такое предприятие? Да, правильно, это место, где работают люди, в том числе и ваши родители. А знаете, как ещё можно назвать предприятие? Каким словом можно заменить? Слово предприятие можно заменить словом производство. А почему? Как вы думаете? А потому что заводы, фабрики производят, т. е. выпускают продукцию. А что такое продукция? Это то, что изготавливается на производстве. ( Желательно неоднократно уточнить эти термины с детьми, т. е. попросить одного, другого, третьего ребёнка повторить и объяснить сказанное.)

Воспитатель предлагает детям сесть в заранее построенный трамвай, где один ребёнок и кондуктор. Воспитатель вновь упражняет детей в закреплении слов продажа, покупка. Кондуктор продаёт билеты, мы покупаем билеты, он производит продажу билетов, а мы — покупку. Кондуктор объявляет остановку «Швейная фабрика». Дети и воспитатель выходят из трамвая и идут на фабрику.

На столах разложены изделия, детская одежда: платье, майка, пальто, брюки и т. д.) Детей встречает кукла-экскурсовод. Воспитатель от имени экскурсовода рассказывает и показывает детям изделия, изготовленные на фабрике и говорит: «Дети, это продукция нашей фабрики».

Показывает изделия и уточняет у детей их название, говорит: «Наша продукция поступает в магазин детских товаров, и там ваши мамы могут купить её для вас». Дети ещё раз рассматривают изделия, благодарят экскурсовода за интересную экскурсию и отправляются с воспитателем на трамвае на другую фабрику. В трамвае вновь покупают билеты. Уточняются термины: покупка, продажа.

Кондуктор объявляет остановку: «Трикотажная фабрика». Дети выходят из трамвая и идут на фабрику. Здесь все также, как и на первой экскурсии, с той лишь разницей, что разложены изделия вязаные: шапочки, брючки, кофточки, колготки и т. д.

После экскурсии дети приезжают в детский сад, и воспитатель предлагает им поиграть в игру «Узнай, чья это продукция». Детям предлагается рассмотреть предметы на столе у воспитателя: ткани, изделия из ткани, вязаные изделия, чайный сервиз, стеклянная посуда. Если дети не могут назвать, чья это продукция, воспитатель им подсказывает и закрепляет неоднократным повторением название производства. Далее детям предлагаются карточки с изображением разных видов продукции. Дети должны их рассортировать.

Модель «Семейный бюджет»

карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, деньги.

: выявить знания детей о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии

«Доходы семьи крокодила Гены», «Расходы семьи дяди Федора из

Оцените статью