как составить урок по финансовой грамотности

КАК СОСТАВИТЬ УРОК ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Финзачет

Чекулаева Виктория Урок финансовой грамотности в 5 классе «Деньги. Для чего они нужны. Бюджет семьи»

Урока по финансовой грамотности

Тема : «Деньги. Для чего они нужны. Бюджет семьи»

Цели урока :

– сформировать у учащихся представление о деньгах простым и понятным языком;

– обучающиеся определят выгоды обмена, покажут и объяснят неудобства бартера и появление денег.

– познакомить учащихся с понятием бюджет и научиться его использовать.

– повышение финансовой грамотности учащихся,


КАК СОСТАВИТЬ УРОК ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Без критического мышления и умения применять свои знания в повседневной жизни (функциональной грамотности) в 21 веке никуда, и чем раньше человек овладеет этими компетенциями, тем меньше неурядиц и неопределенности будет ждать его на жизненном пути. О том, как правильно построенные занятия по финансовой грамотности помогают эффективно развивать эти умения, рассказывает Наталья Калашникова, доктор педагогических наук, профессор, автор пособия «Секреты финансовой грамотности» для начальной школы.

Зинченко Евгения Анатольевна

МОБУ СОШ №1 г. Белорецк Республика Башкортостан

Учитель истории и обществознания

Методическая разработка урока

по финансовой грамотности в 6 классе «Семейный бюджет»

Урок по финансовой грамотности в 6 классе «Семейный бюджет»призван закрепить у учащихся полученные знания по экономике семьи, такие понятия, как «бюджет», «семейный бюджет», «реальные и номинальные доходы семьи», «личное подсобное хозяйство».

Игровой вариант обобщающего и закрепляющего занятия выбран не случайно. Дети этого возраста еще очень восприимчивы к такой форме работы, к тому же экономика для них – совершенно новый и на первом этапе не очень понятный предмет. Игровые формы позволяют раскрепостить учащихся и вовлечь их в удивительно интересный мир экономики, сделать более насыщенными и увлекательными стартовые шаги в этой области.

Фактический материал — лучшая основа

Не стоит забывать, что детям в рамках курса необходимо работать с реальными документами. Они могут быть представлены в пособии, но можно попросить детей принести на урок, например, настоящие квитанции об оплате коммунальных услуг. И всем классом проанализировать этот документ: какие услуги требуют наибольших расходов, от чего зависит их величина и т.д. Такие задания, связанные с анализом и интерпретацией данных важны для формирования функциональной грамотности как мета-навыка.


КАК СОСТАВИТЬ УРОК ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Фрагмент кейса из пособия «Секреты финансовой грамоты»

На становление функциональной грамотности работает и естественное включение в курс исследовательских практик. Например, детям можно дать задание выяснить, откуда деньги приходят в семью. Они могут опросить одноклассников, старшеклассников, родственников, учителей  и на основании их ответов подвести статистику: сколько человек приняли участие в опросе, какие были заданы вопросы, какие даны ответы и т. д. То есть параллельно с овладением финансовой грамотностью дети открывают для себя методы научного исследования. В то же время маленькие социологи учатся устанавливать и развивать отношения с другими людьми, своими респондентами. Очень важно, что этот кейс побуждает детей выяснять, как все происходит в реальной жизни — это помогает более осознанно усвоить изучаемый материал.

Опять же, очень важно, чтобы в результате своих изысканий ученики сделали нравственно правильные выводы, что источником денег является труд, а те, кто уже не работают, получают пенсию в соответствии со своим стажем. Если говорить об альтернативных источниках дохода, таких, как стипендии или гранты, то можно устроить встречу со старшеклассником-стипендиатом, который расскажет, как работает эта система. Так изучение нового материала превратится в живое и увлекательное исследование, неразрывно связанное с окружающей реальностью.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Торбеевская основная общеобразовательная школа»

Конспект урока для 5 класса на тему

«Урок финансовой грамотности»

Провела: учитель математики и физики

Васильева Татьяна Ивановна

2021-2022 учебный год

финансы,  финансовая грамотность.

Навыки и умения: перечислять основные виды доходов и расходов; составлять финансовый отчет.

Форма проведения урока: беседа, работа по группам.

, памятки, листы бумаги, ручки.

1. Организационный моментСообщение темы и цели урока.2. Изучение нового материалаОбъяснение нового материала, выполнение игрового задания.3. Закрепление нового материалаПроверка усвоение основных понятий путем выполнения практического задания.4. Подведение итогов урока

– Здравствуйте! Садитесь!

Тема нашего урока «Финансовая грамотность». Сегодня на занятии мы познакомимся с понятиями  финансы,  финансовая грамотность,  научимся рисовать свои желания, составим для себя памятки на будущее с полезными советами.

2. Изучение нового материала.

Рано или поздно любой человек, которому не все равно, что происходит с его деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем, задается вопросом – как мне правильно обращаться с моими финансами?

Т.е. человек задумывается над тем, как повысить финансовую грамотность.

Этот термин finansia возник в XIII-XV вв. переводится с латинского как наличные средства, доход. В торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

В упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Но это слишком простое, примитивное определение финансов. Ведь финансы — это не только наличные деньги, и денежные средства на счетах в банках, и др. финансовые инструменты.

Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать, как приумножить свое состояние. Копить или тратить — что поможет стать богаче и счастливее?

Используя деньги, мы просто не видим, на что мы их тратим и не радуемся?

Ведь, купив сегодня вещь или какую-нибудь игрушку, мы завтра просто о ней забываем , так как наше сознание не может держать в голове более 7-9 пунктов информации , и все, что нас радует или радовало раньше, просто вытесняется в другие отделы  мозга.

А если мы будем записывать или рисовать то, что купили, причем не обязательно все подряд, а для  начала самое интересное, то не только разовьем свою память, но и изменим отношение к  деньгам, потому что будем фиксироваться не на цене, а на ценности. А это ведь совсем другое дело.

А для вас, детей – это вообще – настоящая радость, потому что вы мыслите очень конкретными вещами, а финансовый отчет в любом виде – это пока что- то не понятное. А надо научиться уважать свой выбор.

САМЫЙ вредный совет  относительно денег – это «Покупайте только то, что нужно, а не то, что хочется, и будет вам счастье!»

Не будет. Потому что никогда не будете довольны тем, что купите. Потому что все  равно  будете  продолжать хотеть что-то другое!Потому что желание, в конце концов ,  перейдет  в подсознание, и будет заставлять вас тратить все больше и больше, даже не осознавая то, что вы делаете. А неосознанный голод – это путь к бедности. Сделаем для себя вывод: пишите  то, что вам хочется.

Делайте это каждый день, потому что каждый день нам что-то все равно хочется. А потом делайте то, что хочется. Потому что это поможет освободиться от  желания.

Не хотите писать – нарисуйте свое желание на бумаге. Так, как умеете. А если не умеете, то просто обозначьте форму  – круг, квадрат , треугольник с надписью внутри.  И наслаждайтесь своей картиной каждый день.

И каждый день пишите, что еще вы сегодня хотите?

Дело в том, что вы начнете лучше понимать себя, разовьете наблюдательность. И между делом научитесь рисовать. Никто не запрещает вам ( это даже полезно) начать прорисовывать детали того, что вам хочется.

При этом вы еще и получите большое удовольствие.

И, в итоге, вы найдете путь ресурсам своего подсознания, для реализации желания. Причем самым выгодным способом.

Просто не бегите сразу в магазин, как только у вас оно появилось, а просто взвесьте все.

3. Закрепление нового материала.

Сейчас мы с вами посмотрим на вашем примере, как лучше осуществить желаемое и ответим на вопросы.

Практическое занятие № 1. На листе бумаги с соседом по парте написать  или  нарисовать то, что вам больше всего хочется  в настоящее время. И посчитать минимальные затраты на свое желание. Все это должно быть в пределах размера карманных денег.

Давайте обсудим ваши рисунки и ответьте на вопрос, позволяют ли вам  ваши  карманные деньги осуществить желаемое? И если ваши запросы слишком велики, то что надо сделать для их реализации.

Я понимаю, что это может звучать очень  странно, но  если вы бежите сразу в магазин и покупаете то, что хотите,  то ваше желание  обходиться вам слишком дорого.

Это не значит, что вы не будете ничего  покупать. Может, и будете, но есть много способов получить желаемое.  И гораздо дешевле , чем оно стоит.

Как позволить себе все, что хочется, на свои карманные деньги?

Я думаю, что дело не в том, какой у человека доход, а  в том, как он  умеет определять то, что ему хочется.

Знаете вы или нет, но средства массовой информации постоянно заставляют нас хотеть то, что , по сути, нам не нужно, и без чего бы мы могли сегодня обойтись.

Главное, начать с того, что именно вам не хватает и посмотреть, что в этом есть самого интересного?  Потому что если вы это найдете, ваша жизнь начнет меняться. А не хватает большинству из нас денег только потому, что мы  автоматически принимаем решения о покупках, и деньги уходят в неизвестном направлении.

Самый простой пример – пойти в школьную столовую или пойти в магазин и потратить свои карманные деньги на бесполезные траты (чипсы, сухарики и т.п.).

Иметь отложенные деньги полезно, так как это сберегает душевное равновесие и позволяет экономить и приобретать. Иметь деньги, которые вы можете свободно тратить на свои личные нужды (кинокаток, кафе и т. д.), не менее важно. Вы пока не работаете, но родители Вам дают карманные деньги, дарят на день рождения.

Практическое занятие №2. Я предлагаю нам всем вместе составить памятки с советами на будущее, как правильно управлять своими деньгами.

10 советов управления деньгами для ребенка:

1. Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.

2. Не тратьте все деньги сразу.

3. Запомните, что финансовая  огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.

4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.

5. Не стоит приобретать дорогую вещь, которая вам не по карману, найдите более дешевую альтернативу.  Это тоже отличное решение и, к тому- же, за меньшие деньги.

6. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок, так вы сможете накопить сбережения.

7. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

8. Старайтесь не «брать взаймы».  Нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги.

9. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов, так называемый финансовый отчет.

10. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги своим трудом.

4. Подведение итогов урока.

Давайте вспомним, с какими новыми экономическими понятиями мы познакомились на уроке? : финансы, финансовая грамотность).

Выделить активных учащихся за правильные ответы .

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с важнейшими экономическими понятиями – финансы и финансовая грамотность. Хотелось бы сказать, что, на самом деле, каждому  человеку не так уж много надо. Жаль, что это не все понимают. Все  мы   время от времени  становимся заложниками  рекламы. И все потому, что сами не знаем, что хотим.

Так что дело не  в  размере дохода, а в том,  что именно вы себе не можете позволить прямо сейчас, и есть  ли у вас список, чтобы иметь возможность посмотреть на него со стороны?

Маленький доход – это всегда начало чего-то большого. Чтобы потом, когда денег станет больше,  иметь четкое представление о том, что вам хочется!

Игра № 2. А сейчас я предлагаю вам игру: логические загадки на тему финансовой грамотности.

Класс делиться на 2 команды (девочки и мальчики)

Вносят в кассу платежи. Что за фирма, подскажи? (банк)

Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат)

Есть он в банке, ресторане, и на фабрике, и в бане.

Он деньгам ведёт учёт: где расход, а где приход.

Математику он знает, цифры быстро сосчитает,

Здесь расход, а здесь приход – ничего не пропадёт!(бухгалтер)

В наши дни не встретишь эту очень малую монету.

Подводятся итоги, вручаются призы.

Ход работы.

1. Организационный этап

Девиз нашего урока «Знаешь – говори, не знаешь – слушай»

2. Мотивационный этап.

– Ребята для начала давайте, определим тему нашей с вами встречи. А для этого отгадайте, пожалуйста, загадки:

а) Маленькая, кругленькая

Из кармана в карман скачет.

б) Для всех мы в обилии рождаемся на свет.

У одних нас много, а у других нас нет.

Зная ключевое слово нашего урока, сформулируйте тему. Какую цель мы поставим перед собой? На какие вопросы вы планируете получить ответы? Предлагаю составить совместный план, включающий в себя интересующие вас вопросы.

• Как появились первые деньги?

• Что такое деньги?

• Какие бывают деньги?

• Как появились монеты?

• Что такое бартер?

• Что такое личные финансы?

• Что такое бюджет?

– Сегодня мы с вами поговорим о деньгах и выясним, что мы знаем о них, а что нам ещё нужно узнать.

Вопрос, (дети поднимают катрочки с +,-)

Верю (+) Не верю(-)

Когда люди охотились на мамонтов, денег не было. +

Товар – это обмен игрушками. –

Деньги – это товар, которым удобно обмениваться. +

Бартер – это деньги другой страны. –

Монеты – это бумажные деньги. –

– Если у вас кто-нибудь спросит что такое деньги, то вы наверно сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребёнку понятно, что деньги – это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства вы знаете, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.

– А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, или вкусный торт?

«Ученик спросил Мастера:

— Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?

Тот ответил, что они верны полностью.

И доказать это просто.

Ибо за деньги можно купить постель, но не сон;

еду, но не аппетит;

лекарства, но не здоровье;

слуг, но не друзей;

жилище, но не домашний очаг;

развлечения, но не радость;

образование, но не ум».

3. Актуализации знаний

– Что за таинственная сила скрыта в деньгах? (могут удовлетворить любые запросы или потребности людей)

– Как к ним относиться? (к ним надо относится серьезно)

– Чего больше – добра, или зла приносят они людям?

– Зачем нужны деньги? (Без денег не купить одежду, продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта, и т. д.)

– Какое значение имеют деньги в жизни человека? (Главное. Человек не может без них обходиться.)

Просмор фрагмента «Галилео-галилей» «о деньгах»

– Знаете ли вы, как сейчас выглядят Российские деньги?

– Какие из этих современные, а какие устарели?

– Как называют эти деньги?

– Из чего они сделаны?

– Как называют бумажные деньги?

– Наименование стоимости банкнот называют купюрой. Какие купюры вы знаете?

– Как называют иностранные деньги?

– Как называют международную валюту?

– Всегда ли люди пользовались бумажными и металлическими деньгами?

– Что заменяло деньги в старые времена?

– И сейчас есть полноценные деньги и их заменители. Может кто-то догадаться, какие деньги полноценные? (Не путайте с фальшивыми).

– Полноценными называются монеты из серебра и золота, а мы с вами пользуемся заменителями – бумажными купюрами и металлическими монетами.

4 . Практическая работа в парах.

– Ребята, у каждого из вас на столах есть монеты разного достоинства: 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей. Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на монетах? (ответы детей). Сравните их. Далее найдите на монетах лицевую и оборотную сторону, ребро, номинал и легенду. Я вам объясню значение непонятных слов и покажу на монетах.

Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство, называется «реверс» или «решка». Кто из вас знает, почему «решка»? (ответы детей) Решка – это сокращенное или искаженное от слова «решетка». Во время денежной реформы, которая произошла при царе Петре первом в обращение ввели серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Это очень напоминало решетку, и так в разговоре появилось слово «решка». Сторона монеты, на которой изображен герб, портрет или какой-то другой рисунок- лицевая. Она называется «аверс» или «орел». Ребро монеты называется «гурт», а надпись на монете называется «легенда».

– Но и эти деньги надо использовать грамотно, чтобы хватило на все необходимое и осталось на мечту.

– Попробуем проверить, как вы ориентируетесь в ценах на самые необходимые продукты питания. В карточках расставьте номера по порядку от самого дорогого товара, до самого дешевого товара.

– Кто может поставить рядом цену?

(Вслух 1-2 человека зачитывают. Совместно делаем исправления.)

Практическое задание (Карточка № 1)

1 кг. лука –

1 кг. соли –

1 кг. сахарного песка –

1 кг. мяса –

1 десяток яиц –

1 кг. макарон –

1 кг. капусты –

1 литр подсолнечного масла –

1 литр молока –

1 буханка черного хлеба –

1 кг. картофеля –

– Мы с вами разобрались с ценами. Как вы понимаете фразу «Личные финансы»? (Деньги, которые принадлежат мне)

– Всегда ли родители покупают вам то, что хотелось бы вам? (Нет.)

– Часто ли вам дают деньги, чтобы вы сами покупали то, что вам хочется? (Нет.)

– Есть ли у вас собственные сбережения? (Да. Нет.)

– Первоначально я предлагаю вам выяснить, что можно назвать личными финансами ребёнка. А теперь мы поговорим с вами о БЮДЖЕТЕ СВОЕЙ СЕМЬИ.

Для этого вам предстоит выбрать из предложенных высказываний те, которые вы можете отнести к личным финансам.

5 Работа в группах

Практическое задание (Группа №1)

Отметьте те высказывания, которые вы можете отнести к личным финансам, а какие в бюджету своей семьи

1. Деньги в вашей копилке.

2. Зарплата папы.

3. Бабушкин кошелёк с деньгами.

4. Премия за победу в олимпиаде по математике.

5. Ваши карманные деньги.

6. Отложенные мамой деньги на оплату за квартиру.

7. Подаренные вам на день рождения деньги.

– Человек должен уметь не только зарабатывать, но и тратить деньги так, чтобы они приносили пользу и удовлетворение.

Практическое задание (Группа №2)

А теперь попробуем спланировать, как и на что надо тратить деньги. Вот допустим, ваша зарплата составляет 3 тысячи рублей в месяц. На что бы вы их истратили, если бы самостоятельно вели хозяйство?

– Какие расходы у человека каждый день?

– Какие расходы реже?

– Возьмите листочки и попробуйте спланировать, на что истратить 3 тысячи рублей. Что вы сможете купить, что оплатить, сколько отложить на мечту. Ведь у каждого наверняка есть мечта.

Практическое задание (Группа № 3)

Выберите правильный ответ.

1) -Если вам дают на карманные расходы 20 рублей в день, а вы половину откладываете в копилку, то через 30 дней вы сможете купить:

А) 20 порций мороженого по 35 рублей.

Б) 4 куклы по 200 рублей.

В) 3 машинки по 100 рублей.

Г) 10 шоколадок по 40 рублей.

– Хорошо тратить деньги мы научились, а умеем ли мы их хранить?

2) -Представь, что у тебя есть крупная сумма денег. Подумай, как ты с ними поступишь. Выбери правильные ответы для четырех предложенных вариантов:

1. Положишь в банк. А. Можешь забыть, где ты их спрятал.

2. Будешь носить в кармане. В. Сохранишь деньги, но не заработаешь.

3. Спрячешь в копилку. С. Можешь потерять их или растратить.

4. Зароешь в землю. Д. Сохранишь деньги и заработаешь проценты.

Игра «Денежные пазлы». А сейчас я вам предлагаю немного поиграть. Ваша задача как можно быстрее собрать пазлы. У вас на партах лежат конверты, в которых находятся отдельные части разных купюр. Какие купюры у вас получились? (50 рублей, 10 рублей, 500 рублей, 100 рублей, 1000 рублей)

6. Динамическая пауза:

А сейчас немного разомнемся.

Я вам буду называть виды доходов и расходов. Если я называю доходы – вы похлопайте, а если расходы – потопайте. Начинаем.

1. З П папы 50 000 тыс рублей.

2. Оплата коммунальных услуг.

3. Плата за обучение дочери.

4. Накопления в банке.

5. Покупка одежды.

6. Оплата мобильной связи.

7. Пенсия бабушки.

8. Похлопайте сами себе!

Молодцы, закончили. Мы продолжаем.

7. Закрепление изученного материала.

(дети приставляют к написанным заданиям ответ со стола)

1) получение обеими сторонами выгод от обмена;

2) каждый продавец должен произвести товар;

3) бартерный обмен усиливает зависимость между людьми;

4) затрачивается много времени на обмен товара;

5) затрачивается много времени на поиск необходимого товара.

8. Итог урока

9. Рефлексия. Оценивание

Приём «Дерево чувств» :

Сегодня нашу работу на уроке мы будем оценивать при помощи цветных кружочков у вас на столах:

Если вы считаете,если много чего узнали нового на уроке и у вас радостное и приятное настроение поднимаете – жёлтый – радостное, приятное;

Если что-то не допоняли и у вас остались вопросы или вы не совсем удовлетворены работой сегодня на уроке, то поднимаете зелёный –волнительное;

И,если не удовлетворены работой на уроке синий – неудовлетворенное, грустное.

Хорошо, если сегодняшний разговор станет для вас полезным. Чем бы вы не занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например – здоровье. Поэтому экономьте на мороженом, или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге, или хорошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение, или уважение близких. Или их любовь. Не обедняйте себя, стараясь всё соизмерить с деньгами. Далеко не всё на свете продаётся и покупается.

Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого»

Творчество вдохновляет

Для развития креативности, которае тоже является частью функциональной грамотности, важно давать ученикам задания, стимулирующие воображение. Например, придумать необычное интервью, которое вы возьмете у денег. Примечательно, что дети часто возвращаются к тем работам, которые они делают в рамках дополнительных занятий, и сами отмечают те, которые считают наиболее интересными. Поэтому, чем креативнее будет задание, тем больше шансов, что материал будет качественно усвоен.


КАК СОСТАВИТЬ УРОК ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Грамотный контекст

Финансовая грамотность — это способность принимать правильные финансовые решения, избегать необоснованной потери денег, планировать благополучие себя и семьи. Финансово грамотный человек изучает эти вопросы в течение все жизни, и начинать стоит уже в младшем возрасте. Но, организуя учебный процесс, необходимо учитывать, что финансовая грамотность — составляющая грамотности функциональной, и последняя обязательно должна быть контекстом, в котором реализуется учебный курс.

Какие компетенции включает в себя функциональная грамотность? Помимо финансовой в нее входит математическая, читательская и естественно-научная грамотность, критическое мышление, креативность и глобальные компетенции (способность изучать глобальные и межкультурные проблемы, понимать и оценивать различные мировоззренческие позиции и точки зрения). То, насколько они будут усвоены учениками, зависит от правильной организации учебного процесса и подготовки корректных материалов: все должно быть нацелено на то, чтобы школьники учились применять полученные знания для решения внеучебных задач, в нетипичных ситуациях, умели находить новые для себя способы деятельности. Финансовая грамотность, как предмет очень жизненный и практичный, позволяет развить в учениках все вышеперечисленные компетенции. Главное правильно выстроить материалы курса: задания, тесты, кейсы и исследования.

Больше жизненности

Сами задания и кейсы должны быть основаны на жизненном материале и описаны таким образом, чтобы тоже эмоционально вовлекать детей в обсуждение и озвучивание своих предположений. Например, для всех детей устраивают праздник на день рождения, но мало кто задумывался, сколько это может стоить, и что в празднике самое важное. Такая постановка вопроса дает не только повод для практики по составлению и анализу сметы, но и затрагивает нравственный аспект: главное, чтобы праздник порадовал не только именинника, но и гостей. Эта установка в свою очередь повлияет и на то, как будет выглядеть смета.


КАК СОСТАВИТЬ УРОК ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Нравственные вопросы должны вообще проходить через весь курс. Например, какого человека нужно считать богатым? Вначале детям кажется, что богатый — это финансово преуспевающий человек, но в процессе обсуждения в классе или в группах горизонт нравственных ориентаций ребенка расширяется, он понимает, что богатый — это тот, кому есть чем порадовать другого человека и т. д.

Также важны задания, предполагающие конструктивный выбор, тренирующие принимать взвешенные решения в повседневной жизни. Например, в нашем пособии есть задание, где нужно выбрать, что купить: шоколадку из натурального какао за 100 рублей или за 20 из заменителя? Здесь речь идет не только о финансах, но и о выборе в пользу здорового образа жизни.

Не менее полезны и игровые задания, не предусматривающие единственного правильного ответа. Например, Мистер Питт решил откладывать деньги, но так случилось, что у него неожиданно сломалась машина. Нужно ли брать деньги, отложенные на квартиру, или копить дальше? Подобные кейсы учат применять свои знания в неоднозначных, нетипичных ситуациях, и это тоже является компетенцией функционально грамотного человека.

Вообще все кейсы должны быть сформулированы таким образом, чтобы их решение было применимо не только в учебном, но и в бытовом контексте. Например, нужно представить, если бы был умный дом-копилка, который бы сам регулировал расход энергии и ресурсов, каким бы он был? А если это обычный дом, как экономить? И тут дети часто выдвигают очень интересные предложения, а некоторые даже начинают проводить эксперименты: сколько можно сэкономить, если выключать воду, когда намыливаешь посуду и т. д. Теория переходит в жизненную практику.

Азы аналитики

Развитию функциональной грамотности и мышления вообще способствуют также задания на преобразование информации: из текста в схему и наоборот, работа с таблицами. Например, выстроить схему, по которой осуществляются безналичные платежи или изобразить, как связан личный бюджет и бюджет семьи. Схема помогает ребенку нагляднее понять те процессы и действия, которые он не может выполнить, а заполнение таблиц развивает аналитические навыки.

Схожую функцию выполняют и задания на классификацию, описание данных и демонстрацию их свойств. Например, из множества продуктов, представленных на картинке, нужно выбрать те, которые потребуются для определенной цели, Кроме классификации здесь можно найти место и для группового обсуждения: а дружба — это товар или услуга? Все ли можно купить за деньги? Здесь мы снова возвращаемся к нравственной грамотности, которая в финансовых вопросах важна не меньше, чем функциональная.

Повышение уровня финансовой грамотности обучающихся посредством систематизации и обобщения знаний о бюджете семьи.

сформировать представление учащихся о бюджете семьи как основной категории домашней экономики;

помочь осознать роль заработной платы как основного источника доходов семьи;

определить возможные ресурсы семьи на основе моделирования различных ситуаций;

расширить представление детей о необходимости рационального использования (вложения) денег для получения прибыли;

продолжить работу по выработке умений самостоятельно применять знания в различных жизненных ситуациях;

развить коммуникативные УУД;

содействовать общему развитию учащихся, развивать мышление;

продолжить воспитание у учащихся доброжелательности, уважения к мнению других, чувства ценности семьи и рационального планирования семейного бюджета.

воспитывать нравственные качества, чувства взаимопомощи.

при помощи игровых ситуаций закрепить полученные знания;

закрепить у обучающихся навыки работы в группах, обучить принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы;

разобраться с потребностями предполагаемой семьи, определить виды расходов и доходов;

разработать стратегии сокращения расходной части бюджета семьи и увеличения его доходной части (на конкретных примерах);

рассмотреть основные способы рационального расходования личных денежных средств.

Вид:  игра с выполнением различных заданий.

Оборудование: раздаточный материал (схемы семейных бюджетов, карточки с описанием семей, карточки с заданиями, бейджики с фамилиями виртуальных семей).

Участники: 4 команды по 6 человек.

Изучение темы «Человек и экономика».

Обсудить дома с родителями, как они планируют семейный бюджет, каковы обязательные расходы в семье.

1этап. Организационный – мотивационный

Проверка явки обучающихся. Проверка готовности обучающихся к занятию, создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы.

Сегодня на уроке вам понадобятся знания, которые вы получили на уроках математики и обществознания. Повторим с вами, что относится к обязательным и необязательным расходам (Выполняется интерактивное задание 1) Следующее задание 2, вам поможет узнать тему сегодняшнего урока.

« Узнай слово».

Т 8200 : 20 =

Б 12001 • 40 =

Ж 2460 :30 =

Е 3112 • 30 =

Ю 11000 : 10 =

Д 2310 • 10 =

( Б) 480040; ( Ю) 1100; (Д)23100; (Ж) 82; (Е)93360 (Т) 410

Как вы думаете, чем вы будете заниматься на уроке?

– Что такое бюджет? – Скажите, как называется бюджет, который имеет отношение к семье? Итак, тема урока: «Семейный совет по составлению бюджета»

–  Предположите, о чем мы будем говорить.

– На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ученики высказывают свои предположения, определяя цели урока.)

2 этап. Введение в жизненную ситуацию и постановка практической задачи

Ведущий: Практически у каждого школьника есть карманные деньги. А задумывались ли вы хоть раз над тем, как ими распорядиться? Потратить или положить в копилку? А задумывались ли вы над тем, сколько денег тратят ваши родители на ваше содержание? Вы любите ходить в кино, в кафе, покупать сладости, жевательные резинки и т.д. Вокруг очень много соблазнов для траты денег, причем зачастую бездумной. Поэтому нужно правильно распределять свой бюджет, согласовав его с общим семейным бюджетом.

Введение в жизненную ситуацию.

Просмотр фрагмента мультфильма(1.30-2.30) «Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет».

Постановка практической задачи.

Вы уже многое узнали о том, что такое деньги, какие функции они выполняют.

Узнали, что такое бюджет семьи и как его контролировать.

Почему возникают сложности при планировании семейного бюджета?

Сегодня мы попробуем применить ваши знания на практике, поиграв в игру «Семейный совет по составлению бюджета»». Для этого мы разобьемся на группы (семьи). Каждая семья получит свои карточки. Каждой семье предстоит выполнять задании, за которые они могут заработать монеты и сложить в свой кошелёк. За каждое верно выполненное задание 5 монет.

3 этап. Постановка и решение учебных задач, решение практической задачи

Деление на группы: Ведущий предлагает каждому участнику игры выбрать карточку определенного цвета. Так как предполагается участие в игре 4-х команд, то соответственно все карточки разделены на 4 цвета и перемешаны. После этого ведущий предлагает объединиться командам по цветам.

Ведущий сообщает, что участники объединились в «семьи». Каждая «семья» состоит из 6 человек. Затем участники в группах самостоятельно распределяют игровые роли (мама, папа, бабушка, дедушка, 3 или 2 ребенка). Затем путем жеребьевки получают карточки с данными для их виртуальных семей. Ведущий определяет правила игры, которые следует соблюдать.

Семья должна быть дружной.

При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.

Все вопросы решаются с учетом большинства голосов.

Учитывая данные, полученные каждой «семьей», по ходу игры необходимо составить бюджет семьи, т.е. провести планирование предстоящих доходов и расходов на 1 месяц, а затем на год. Каждая «семья» получает карточки с заданиями и отправляется по собственному маршруту. Маршруты выстроены так, чтобы все семьи встретились на последнем этапе. На каждом этапе встречается координатор игры (учитель). Его задача – объяснить задание, если необходимо – помочь, подвести результат.

Данные для группы № 1 Семья А (Алексеевых)

Данные для группы № 2 Семья Б (Борисовых)

Данные для группы № 3 Семья В (Васильевых)

Данные для группы № 4 Семья Г (Григорьевых)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИГРЫ

Выберите правильный вариант ответа и составьте бюджет вашей семьи, используя представленные ниже данные:

Семейный бюджет – это:1) заработная плата родителей;2) совокупность доходов и расходов семьи;3) совокупность всех доходов семьи;4) совокупность всех расходов семьи;

Стоимость коммунальных услуг определяется при выполнении задания №2.

Семейный бюджет _________________за месяц.

Квитанция за услуги ЖКХ

Составьте годовой бюджет семьи, ипользуя данные 1 и 2 задания.

Семейный бюджет ___________________за год.

Укажите, какой тип бюджета у каждой семьи:

Подведение итогов игры путем подсчета монет, заработанных каждой семьей в ходе игры.

Выставление оценок за работу на уроке.

4 этап. Рефлексия

Ученикам предлагается выполнить задание в интерактивной форме на распределение доходов и расходов семьи, с учетом различных жизненных ситуаций. ( Приложение 3)

Далее предлагается нашим участникам – семьям оценить слаженность работы своей семьи.

– Мы поработали слаженно, дружно, успешно – желтая карточка – кошелек.

– У нас не всегда была слаженная работа в семье – синяя карточка – кошелек.

– К сожалению, нам не удалось поработать дружно – красная карточка – кошелек.

– Почему вы подняли именно эту карточку?

5 этап. Домашнее задание

Предлагается разгадать кроссворд, используя полученные на уроке знания (работа с тематическим кроссвордом).

Кроссворд на тему “Семейный бюджет”

2. издержки, затраты на необходимые покупки и услуги

7. средства на содержание детей, взимаемые с отца или с матери

9. по нему можно узнать цену товара в магазине, с помощью специального устройства

1. общая сумма денег, зарабатываемых или получаемых людьми за определенный период

3. социальное пособие по уходу за ребенком

4. Схема доходов семьи, сообщества, области, государства

5. плата работнику за труд

6. регулярная финансовая помощь учащимся средних-специальных и высших учебных заведений

8. доход от бизнеса

Публикация «Урок финансовой грамотности в 5 классе „Деньги, Для чего они нужны, Бюджет семьи“» размещена в разделах

– содействие формированию разумного финансового поведения,

– принятию обоснованных решений, проявления ответственного отношения к личным финансам.

1. На стадии вызова с помощью приёма РКЧМ («Верю – не верю») определить проблему, рассматриваемую на уроке.

2. С помощью видеоролика «Как появились деньги» познакомить с историей появления денег как товаром для обмена, понятиями «бартер», «товар», «деньги», «ликвидность», «бюджет».

Приё мы на стадии осмысления: учащиеся получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется и систематизируют новые знания.

3. С помощью приёма Инсерт организовать работу с источником (раздаточный материалю

4. Применить приобретённые знания при решение задач.

5. Работать в группе.

6. Приё мы на стадии рефлексии:

– приём незаконченного предложения;

– «свободный микрофон».

Подготовительная работа: подготовить для каждого учащегося памятки «13 советов управления деньгами для ребенка», задания детям: примерные доходы и траты семьи за месяц, подобрать записи с музыкой для создания соответствующего эмоционального фона, во время выполнения заданий, оформить классную доску и подобрать литературу и статьи из периодической печати о финансах.

Тип занятия: комбинированный урок.

Место занятия в логике реализации предмета: получение новых знаний с опорой на личный опыт.

Учебно-техническое обеспечение :SMART – доска, видеофильм «Как появились деньги», таблицы «Верю – не верю» (для самостоятельной работы, карточки для групп, «Дерево чувств» и цветные листья (жёлтый, зелёный, синий, наборы из геометрических фигур для работы в группе, картинка «Лиса» из геометрических фигур.

• Формировать у учащихся представление о деньгах простым и понятным языком

• Объяснять выгоды обмена, неудобства бартера и причины появление денег.

• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

• Описывать ситуации, в которых используется бартерный обмен.

• Решать простые финансовые задачи.

• Объяснять неудобства и достоинства планирования семейного бюджета.

• Вырабатывать собственное мнение на основе осмысления личного опыта и приобретённых знаний.

• Аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.

• Умение сотрудничать и работать в группе.

• Обмен игрушками, книгами, играми.

• Покупка товаров в магазине, оплата покупки наличными, получение сдачи.

1. Осознание себя как потребителя и продавца;

2. Умение применять личный опыт при обмене товаром или покупке;

3. Развитие сотрудничества в реальных экономических ситуациях с другими членами общества.

Формирование воспитательных компетенций:

2. Коммуникационных и социальных.

1. Познавательные: освоение способов решения экономических проблем, различных способов поиска, сбора и обработки, анализа и предоставления информации, овладение базовыми и межпредметными понятиями.

2. Регулятивные: понимание цели своих действий, планирование с помощью учителя-консультанта, адекватное восприятие своих возможностей правильность выполнения своих действий и оценка деятельности одноклассников.

3. Коммуникативные: умение слушать собеседника, вести диалог и договариваться, умение признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные образовательные результаты:

1. Понимание и правильное использование экономических терминов.

2. Представление о роли денег, бартера в обществе.

3. Умение объяснять выгоды обмена, неудобства бартера и причины появление денег.

4. Знание источников доходов и расходов семьи,

5. Понимание проблем при товарном обмене и пути их решения.

Данный урок :

• реализует на практике системно-деятельностный подход;

• использует здоровьесберегающиетехнологии и РКЧМ;

• реализует разнообразные формы работы, методы и приёмы.

Вопросы — ключ к мотивации

Театр начинается с вешалки, а задание — с заголовка. С одной стороны, он должен затрагивать те знания, которые у детей уже есть, а с другой стороны, вызывать удивление, желание уточнить или задать вопрос. Например, заголовок «Сколько стоит праздник?», предваряющий разбор ситуации организации дня рождения в кафе. При этом нужно обязательно фиксировать вопросы детей на доске и указывать их авторство. Это подчеркивает, что получение новых знаний — процесс совместный, и каждый будет видеть, благодаря кому и какому вопросу, все изучили что-то новое. Записанные вопросы важно соотносить с теми, которые следуют после кейса или возникают в процессе его разбора. Эта работа очень важна: она является мотивирующим фактором, особенно, если мы подчеркиваем авторство.

К этим вопросам можно вернуться в конце изучения темы. Зачастую, когда на этапе рефлексии у детей спрашивают, чему они научились, те с трудом формулируют ответ. Вот почему важно сохранять те вопросы, которые они сами задавали в начале урока: чтобы появлялось четкое осознание, с чем разобрались, а что, может быть, осталось еще не выясненным. Можно на основе этих вопросов попросить детей подготовить короткий рассказ о том, какие секреты финансовой грамотности сегодня удалось открыть и как их можно использовать.

Оцените статью