“Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста”
Подготовила Юрчишина Ольга
Ивановна воспитатель высшей
Одна из задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования направлена на решение формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте необходимо быть финансово грамотным. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости, деловитости, трудолюбия, здоровой оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. Финансовая грамотность – важнейшее условие финансового благополучия.
Развитие социальных качеств включает в себя развитие экономической культуры детей дошкольного возраста. Экономическая культура личности детей характеризуется первичным представлением об экономических понятиях и их составляющих.
В этих условиях для ДОУ актуальным становится реализация программ, направленных на развитие предпосылок к финансовой грамотности дошкольников.
Именно поэтому работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, без их заинтересованности, понимания важности проблемы. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Только объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детском саду, двух аспектов поведения детей – условного и реального, может дать хороший результат в области их экономического воспитания.
При создании планирования работы по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников по данному направлению, были поставлены следующие задачи:
1. Способствовать стимулированию мотивации родительской активности.
2. Способствовать формированию у родителей практических навыков через активные формы взаимодействия.
3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов.
4. Организовать совместную деятельность по созданию условий для становления финансовой грамотности ребенка.
Организуя работу по взаимодействию с семьями воспитанников ставим перед ними цель познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:
– кто и как зарабатывает деньги в семье,
– как формируется семейный бюджет,
-как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое,
– как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок,
– как научиться экономить деньги.
Тесный контакт между семьей и педагогами помогает выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.
Перед началом работы по взаимодействию с родителями по данному направлению, были разработаны анкеты. Главная их задача: определить уровень финансовой грамотности обучающихся и их родителей – провести анализ результатов анкетирования с целью подготовки мероприятий по выявленным проблемам; – показать обучающимся значимость финансовой грамотности; – развивать умение распоряжаться личными финансами. Родители с большим удовольствием приняли участие в анкетировании. По его результатам выявлено, что большинство из них с пониманием отнеслись к предложенной теме, отмечая свою заинтересованность в освоении старшими дошкольниками основ финансовой грамотности, в полной мере понимает, что предстоит осваивать их детям.
В работе с семьями воспитанников были использованы следующие формы работы:
– родительские собрания
– мастер – классы
– информационное взаимодействие
– родительские посиделки
при проведении занятий по ознакомлению детей с разными профессиями, с трудом людей, значение труда можно объяснить только при условии их непосредственного участия и помощи. Дети должны знать, как называются профессии их родителей, содержание их деятельности, каков продукт их труда и, наконец, почему все люди трудятся.
Важнейшим направлением взаимодействия воспитателя и родителей является воспитание уважительного отношения к любому труду, к людям любой профессии.
На мастер-классе показали, как можно познакомить детей с выбором будущей профессии. Первоначальные представления о труде взрослых помогают детям узнать о том, что все они работают, о некоторых сторонах их профессиональной деятельности.
В процессе организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников основ финансовой грамотности мы старались обеспечить педагогическую поддержку семьи. А именно: организовали совместную деятельность, направленную на развитие у родителей уверенности в успешности воспитательной деятельности. Это реализовалось через:
– информационные формы взаимодействия: памятки, стендовая информация, буклеты, консультации и рекомендации («Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?», «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста», «Дети и финансы» и др.).
– досуговые формы: «Как накопить на мечту», выставку «Моя копилка лучше всех!» где дети с большим удовольствием приняли участие. Копилки принесли на выставку разнообразные, через них воспитывается бережливость по отношению к бюджету семьи.
Так же проводятся родительские посиделки на тему «Формирование финансовой культуры дошкольника как залог грамотно развивающейся личности», где обсуждаются такие вопросы как «Нужно ли детям знать о деньгах и как они появляются в семье?», «Надо или нет знакомить детей с понятием «бюджет»?»; проводилась игра «Между «надо» и «хочу» для повышения педагогической компетентности в вопросах формирования финансовой культуры и умения разделять реальные потребности и свои желания; беседы «Нужно ли баловать ребенка», «Для чего ребенку карманные деньги» для привлечения внимания родителей к необходимости воспитания разумного отношения к проблеме денежных отношений; выявление и согласование различных точек зрения родителей по вопросу воспитания детей; «Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей» с целью формирования основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьёй посредством игры «Шоппинг с семьей»
Какие же еще активности помогут ребенку освоить азы финансовой грамотности? Полное ограждение ребенка от финансовых вопросов – конечно, совершенно неэффективная стратегия воспитания. Вместо этого необходимо включать активность, связанную с деньгами в жизнь дошкольника, ведь подобные занятия положительно влияют на все сферы развития ребенка.
Родителям можно предложить поиграть с детьми дома в такие игры, как: «Игры с монетами», «Найди лишнее», «Поиск закономерностей», «Найди одинаковые монеты», «Что изменилось?» и т.д. Подобные игры прекрасно развивают мелкую моторику, внимание, память, мышление и речь ребенка, а правила игр знакомы любому родителю. Например, для игры «Найди одинаковые монеты» нужно разложить на столе несколько монет различного номинала. Пусть будет несколько двухрублевых, рублевых монет, пятирублевых, пара десяток и по одной монете номиналом 50 и 10 копеек. После чего попросите ребенка найти одинаковые монеты, уточните, на какие признаки опирался ребенок при сортировке монет: цвет, размер, элементы дизайна.
Также можно предложить поиграть в семейную игру «Монополия», которая нравится не только детям, но и взрослые с удовольствием вовлекаются в нее. Эта игра прекрасно формирует у ребенка навык экономического мышления и рационального использования ресурсов. Способствует формированию четкому представлению детей, что для достижения поставленной им цели необходимо продумать тактику своего поведения. В ходе игры ребенок узнает, что такое вливание собственных средств, долги и кредиты, как работает система денег и какую пользу можно получить, обращаясь с ними грамотно. Пусть это всего лишь игра, но игра с проекцией на взрослую жизнь.
Предложить родителям совместное посещение с детьми магазинов – это еще один путь приобщения дошкольников к семейной экономике. Оставить ребенка дома одного – нельзя и небезопасно, поэтому целесообразно готовить ребенка к предстоящим посещениям магазинов. Например, мама предлагает вместе составить список предстоящих покупок, выделить возможную сумму на какую-то покупку ребенку обещает ему, если он будет терпеливым, тогда на обратном пути «мы погуляем в сквере, ты покачаешься на качелях, я посижу и посмотрю, как быстро ты научился лазать по лестнице» и т. д.
совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию дошкольников. Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны действовать «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
О том, как привести семейный бюджет к балансу и сформировать у ребенка правильное отношение к материальным ценностям, рассказывает старший преподаватель кафедры образовательных технологий Института социальных наук ПсковГУ Татьяна Алексеева.
Правильный расчет
Многим знакома ситуация, когда деньги вдруг неожиданно заканчиваются, а до зарплаты еще далеко. Почему такое происходит? В чем причина? Скорее всего, проблема кроется в неверных расчетах, в несоответствии доходов и расходов. Для того чтобы правильно распланировать бюджет, нужно быть финансово грамотным.
Финансовая грамотность — это необходимые знания в области финансов, которые позволяют адекватно оценить рыночную ситуацию и принять эффективные решения, чтобы не нести убытки и достигать поставленных целей. При этом рыночная ситуация — это не сложный экономический термин, а явление, которое касается непосредственно каждого человека. Повышение цен на продукты и услуги ЖКХ, увеличение ставок по кредитам, инфляция — все это аспекты рынка, влияющие на нашу повседневную жизнь.
Грамотное распоряжение финансами позволяет людям планировать свой бюджет и тем самым создавать подушку безопасности, чтобы не столкнуться с финансовыми трудностями или пережить их с наименьшими потерями.
Финансовая грамотность складывается из нескольких составляющих:
Все эти сведения можно найти на многочисленных сайтах в интернете.
Немного цифр
Считаете ли вы себя грамотным в сфере финансов? Вот что выяснили ученые, проведя опрос среди жителей разных регионов России.
Типичное финансовое поведение россиян
61% россиян с той или иной частотой совершают необдуманные покупки — даже в ситуации дефицита личного бюджета. Постоянно это делают 2% опрошенных, время от времени — 18%, а еще 41% — редко. Несвойственно такое поведение 39% наших сограждан.
В то же время чаще всего спонтанные покупки совершаются молодыми людьми 18–24 лет (75% против 65% в группe 25–59 лет), а реже всего — пенсионерами (40%).
Мужчины и женщины в одинаковой мере склонны к таким расходам (59% мужчин и 62% женщин).
В ситуации, когда человек не может позволить себе необдуманные траты, 63% россиян все равно покупают то, что не является для них необходимым. Постоянно так поступают 2% опрошенных, время от времени — 18%, редко — 43% участников опроса. Никогда не делают подобные покупки 37% россиян.
В ходе исследования выяснилось, что доминирующая финансовая стратегия большинства россиян сегодня проходит по пути наименьшего сопротивления: вce, что зарабатываю и получаю, — трачу. Сбережения делаются лишь в том случае, если после трат на текущие нужды остаются для этого средства.
Около 20% россиян расценивают кредитование как вполне адекватную для себя практику, отдавая при этом предпочтение кредитам «на доверии» (то есть у друзей, знакомых и т. д.), а не кредитованию в банках и торговых компаниях.
Очень большой процент (61%) спонтанных покупок говорит о том, что большинство опрошенных планированием бюджета не занимаются.
Психология потребления
Почему многие из нас хоть раз в жизни, но совершают импульсивные покупки. Какие внутренние механизмы заставляют нас тратить деньги? Разумеется, мы покупаем разные товары и услуги ради удовлетворения потребностей и исполнения желаний, но есть три фактора, которые толкают нас к спонтанным, необдуманным тратам. Это голод, плохое настроение и азарт.
Как же научиться ведению семейного бюджета, контролю трат и грамотному потреблению?
Принципы грамотных расходов
Планирование бюджета — это инструмент, который помогает тратить деньги разумно, учитывает финансовые потоки семьи, позволяет составить прогноз и защититься от кризисов.
Финансовый план необходим для того, чтобы контролировать расходы и доходы, быть в курсе обязательных и ежегодных трат, получать больше за те же деньги и снизить риск вдруг оказаться без денег.
Составить такой план не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Для этого нужны лишь последовательность, аккуратность и внимание к деталям.
Шаг 1. Записать доходы и расходы.
Шаг 2. Изучить доходы и расходы, проанализировать, сколько тратится ежемесячно на продукты, транспорт, медицину, одежду и связь, понять, какие из трат обязательные, а какие — нет.
Шаг 3. Поставить цели, которые должны быть достижимыми и иметь конкретную стоимость, должны быть понятны и важны для всей семьи.
Шаг 4. Составить план. Он может выглядеть вот так:
С малых лет
Чем раньше вы начнете обучать ребенка основам финансовой грамотности, тем быстрее он научится контролировать свои спонтанные желания.
Полезные экономические навыки
Воспитывайте представления о своем, чужом и общем. Какими вещами и деньгами ребенок имеет право распоряжаться (дарить, давать в долг, выбрасывать и т. п.) самостоятельно, а когда необходимо совместное решение? Например, семейный бюджет, общие деньги семьи обсуждаются на семейном совете.
Рассказывайте, что хороший хозяин или хозяйка — это тот, кто умеет правильно, в интересах семьи использовать доходы, распоряжаться семейным бюджетом, кто ничего не тратит зря. Хороший хозяин в семье — одно из условий ее благополучия.
Подарите ребенку копилку. Это очень хорошая игрушка, если научить его правильно ей пользоваться.
Полезные экономические привычки в быту
Помните, что правильное отношение к деньгам, умение справляться с сиюминутными желаниями, навык составления прогнозов и обдумывания той или иной покупки закладываются еще в детстве. И ни одна образовательная организация не может помочь в этом так эффективно, как семья.
воспитатель МБДОУ ДС №54
Воронина Инна Владимировна
“Семья – первый источник финансовой грамотности ребенка.”
Ольга Ивановна, воспитатель
высшей квалификационной категории
г. Нягань 2023 г.
В педагогике есть такие проблемы, в реализации которых ведущую роль играет семья. Одной из таких проблем является воспитание финансовой грамотности ребенка, решение которой позволит осуществить важную задачу формирования начал финансовой социализации ребенка, его адаптации к современным жизненным реалиям.
Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно – бытовая. В реaльной жизни они преследуют цель содействовать материальному благополучию семьи, всех ее членов, и в первую очередь детей.
Убедительным показателем актуальности воспитания финансовой грамотности дошкольников является привлечение родителями детей к домашней работе.
Именно в семье, благодаря искусству ведения домашнего хозяйства родителями, их умение сделать своих детей непосредственными участниками семейного хозяйства (хотя бы непосредственными свидетелями забот и повседневных дел семьи, они уже получают первоначальные основы финансовой грамотности и первый опыт финансовой социализации. Атмосфера семейной экономики, поступки родителей, их отношение к деньгам, вещам, к любым ценностям усваиваются детьми особенно прочно.
Ребенок, как правило, рядом с мамой, папой, бабушкой, постоянно занятых делом, и видит их озабоченность по поводу предстоящих дел. если не участник, то он обязательно свидетель происходящего.
Начиная работу по воспитанию финансовой грамотности дошкольников, следует с самого начала поставить в известность родителей этих детей о предстоящей работе, обеспечить себя их поддержкой. Работа с детьми и родителями не должна носить насильственного характера. Воспитатель раскрывает родителям идею программы воспитания финансовой грамотности у детей: цель, задачи, содержание. Очень важно показать необходимость работы по данной проблеме, что мы вкладывaем в понятие
Педагогу важно познакомиться с профессиями родителей своих воспитанников, уточнить наличие тех, которые можно назвать новыми, современными, нетрадиционными. Это будет необходимо для проведения занятий по знакомству детей с людьми разных профессий, с трудом людей. Важно выяснить и увлечения родителей, может быть, есть среди них коллекционеры, нумизматы, которых можно будет пригласить на занятие с детьми в соответствии с содержанием темы занятия.
Педагог объясняет родителям, что показать детям значение труда в жизни людей, многообразие профессий он сможет только при условии непосредственного участия и помощи родителей. Дети должны знать, как назывaются профессии их родителей, содержание их деятельности, каков продукт их труда и, наконец, почему все люди трудятся.
Важнейшим направлением взаимодействия педагога и родителей является воспитание уважительного отношения к любому труду, к людям любой профессии. Детям дошкольного возраста пока рано выбирать свою будущую профессию, поэтому первоначальные представления о труде взрослых помогают детям узнать о том, что все они работают, о некоторых сторонах их профессиональной деятельности, название разных профессий, что нужно им для работы (предметы труда, оборудование, что они делaют на работе, т. е. результаты работы и др.
Необходимо подчеркнуть, что родителям следует чаще рассказывать детям о положительных сторонах своей работы, о коллегах, чем они гордятся, за что получили поощрение или награду, радоваться за своих коллег, не завидовать, не осуждать, а проявлять чувство радости за успехи других и за свои собственные удачи.
Не следует скрывать и негативные стороны профессии ,например: «У конструктора, архитектора, учителя, редактора, ученого, писателя устают глаза, ему много приходится читать, писать, работать с чертежами; у балерины ноги, ведь ей постоянно надо их тренировать; у милиционера – очень опасная работа» и т. д. У детей пяти-шести лет должно складываться объективное, реальное представление о той или иной профессии.
Самым действительным средством трудового воспитания детей является личное участие детей в хозяйственно-бытовых делах семьи. Пятилетний ребенок уже способен иметь в семье постоянный обязaности, и первой из них должно быть наведение порядка в своем собственном хозяйстве.
Детям интереснее принимать участие в делах взрослых, чем наводить порядок у себя в игровом уголке или комнате. Но все же надо искать разнообразные способы включение ребенка в домашние дела: взрослый начинает уборку, а ребенок подключается к работе или ребенок начинает, а взрослый подключается для ее завершения, если видит, что у того пропало желание трудиться.
Совместный труд детей и взрослых – самый действенный способ приучение детей к труду, как в семье, так и детском саду.
Одним из этапов программы по воспитанию финансовой грамотности у дошкольников является знакомство детей с интереснейшим в жизни людей социaльно-экономическим явлением – деньги. Можно убедиться, что речь идет не столько о покупательной и накопительной способности денег, сколько о деньгах как культурно-историческом явлении: что такое деньги, какими были первые деньги, что было, когда не было денег, как выглядят российские рубли, что на них нарисовано; иностранные деньги, валюта, знакомство с внешним видом денег разных стран др. дети с интересом знакомятся с данным явлением, и родители могут внести свою лепту по расширению у детей познавательного интереса к этому атрибуту нашей современной жизни. Очень важно донести до сознания детей связь понятий , что деньги зарабатывают.
Полезным для формирования экономического образа мышления, воспитания начал осознанных потребностей является знакомство детей с понятием бюджет. Рекомендуется рассказать детям: что такое бюджет, из чего он составляется (из денег членов семьи, поэтому называется
Посещение магазинов с родителями – еще один путь приобщения дошкольников к семейной экономике. Оставить ребенка дома одного – нельзя и небезопасно, поэтому целесообразно готовить ребенка к предстоящим посещениям магазинов. Например, мама предлагает вместе составить список предстоящих покупок, выделить возможную сумму на какую-то покупку ребенку обещaет ему, если он будет терпеливым, тогда на обратном пути «мы погуляем в сквере, ты покачаешься на качелях, я посижу и посмотрю, как быстро ты научился лазать по лестнице» и т. д.
В работе с родителями можно использовать различные формы работы:
-Беседы, как индивидуальные, так и групповые.
-Оформление в родительском уголке, папки передвижки, буклеты.
-Дни открытых дверей, где родители видят, как, в какой форме дети знакомятся с финaнсовой грамотностью.
-Ну, и конечно, родительские собрания, которые можно провести как в обычной форме, так и во всевозможных нетрадиционных формах.
-Деловые игры, которые помогут сформировaть экономические знания при помощи деловой игры.
-Интерактивные практикумы, т. е. тоже родительские собрания, но уже в форме интерактивных игр.
-Различные мастер классы о значимости рoдительского авторитета.
Все это позволит родителям повысить уровень знаний об использовании финансовой грамотности в условиях детского сада и использовать полученные знания и умения на практике, в кругу семьи.
В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к финансам – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формирования с детского возраста обрaза своей будущей семьи.
Семья играет важную роль в формировании финансовой грамотности у детей и подростков. Основы науки по финансовой грамотности, которые семья может дать, включают:
1. Бюджетирование: Семья может научить детей планировать свои финансы, составлять бюджет и следить за своими расходами. Это помогает детям осознать, как использовать деньги эффективно и избегать ненужных трат.
2. Открытие и управление банковским счетом: Семья может помочь детям открыть свой собственный банковский счет и научить их управлять им. Это помогает детям понять, как работает банковская система и как сохранять и увеличивать свои сбережения.
3. Финансовые цели: Семья может помочь детям определить свои финансовые цели и научить их разрабатывать планы для их достижения. Это помогает детям развивать навыки управления долгосрочными финансовыми целями.
4. Понимание кредита и долга: Семья может объяснить детям, что такое кредит и долг, и научить их ответственному использованию кредитных инструментов. Это помогает детям осознать, как управлять своими долгами и избегать финансовых проблем в будущем.
5. Инвестиции и пассивный доход: Семья может рассказать детям о различных способах инвестирования и создания пассивного дохода. Это помогает детям понять, как использовать свои финансовые ресурсы для получения дополнительного дохода и обеспечения финансовой стабильности в будущем.
Эти основы помогают детям развивать финансовую грамотность и принимать осознанные финансовые решения в своей жизни.