КОНСПЕКТЫ КУРСА ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Зинченко Евгения Анатольевна

МОБУ СОШ №1 г. Белорецк Республика Башкортостан

Учитель истории и обществознания

Методическая разработка урока

по финансовой грамотности в 6 классе «Семейный бюджет»

Урок по финансовой грамотности в 6 классе «Семейный бюджет»призван закрепить у учащихся полученные знания по экономике семьи, такие понятия, как «бюджет», «семейный бюджет», «реальные и номинальные доходы семьи», «личное подсобное хозяйство».

Игровой вариант обобщающего и закрепляющего занятия выбран не случайно. Дети этого возраста еще очень восприимчивы к такой форме работы, к тому же экономика для них – совершенно новый и на первом этапе не очень понятный предмет. Игровые формы позволяют раскрепостить учащихся и вовлечь их в удивительно интересный мир экономики, сделать более насыщенными и увлекательными стартовые шаги в этой области.

Конспект урока по предмету
«Финансовая грамотность» в 4 классе

Тема урока: «Семейный бюджет».

создать условия для развития у учащихся умения подсчитывать доходы и расходы
семьи; создать у учащихся  о разных источниках доходов семьи
и , соотносить расходы и доходы семьи.

понимание того, что деньги зарабатываются трудом человека.

познавательные: выполнять пошаговый контроль своих учебных действий
и итоговый контроль;

– регулятивные: оценивать правильность  действий
и способов решения элементарных ;

– коммуникативные: умение формулировать, аргументировать,
отстаивать свое мнение; исправлять свои действия на основе оценки и учета
выявленных ошибок. Работая в группе, договариваться, разрешать конфликты и
находить общее решение на основе учета интересов сторон.

-объяснять и сравнивать основные источники дохода семьи;
-приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов и расходов семьи; -считать
общую сумму доходов семьи на условных примерах; -объяснять и сравнивать доходы
и расходы семьи; -анализировать полученные данные; -составлять элементарную
круговую

:
доходы семьи, расходы семьи, потребности, благо, семейный бюджет, дефицит
семейного бюджета, виды источников доходов и расходов.

урок изучения нового материала с
использованием технологии развития критического мышления, ИКТ.

компьютер, проектор,
презентация, карточки для групп.

Начинаем познавать и вопросы задавать

Применяем знания, прикладываем старания.

делится
на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает фамилию семьи – , , ,
«Синичкины».

1. Постановка учебных целей.

Из класса на фоне тишины, начинают диалоги,заранее подготовленные
ребята.

– О, у тебя новая игра? Ой, у тебя и телефон новый?

– Да, родители не смогли купить, чего-то у них с 

– У моих тоже бюджет трещит, говорят что доходов мало, а
расходов куча!

-Настя, какие у тебя наушники чудные. Вот бы мне такие.

–Мне бабушка денег дала. Она у нас рукодельница, вышивает
картины и через интернет продает.

– А ты говорила, что копишь на планшет. Как? Много накопила

-Не так-то это просто оказалось. Все время куда-то приходится
тратить.

– Ты слышал, у Катьки Мышкиной родители собираются в Турцию

– Интересно откуда у них столько денег? Мои копят, копят, то в
машине что-то полетело, то кредит никак не выплатят

-Да нет, просто обидно. Кто-то на тройки учится и в Турцию
ездит, а кто-то на – и толку никакого.

– Ты идешь сегодня на футбол? -Нет.

-А что случилось?

-Я сегодня работаю.

-Ничего себе! А где? Много платят?

-За уборку дома 20 руб, за вынос мусора 10руб,забрать сестру из
садика 10руб. Так по мелочи набегает за неделю рублей 50.

-Ты чего плачешь? Родители обещали скейт и не купили.

-А причина? Опять двоек нахватала?

-Есть немного, но не в этом дело. Мама говорит, что когда у папы
бизнес раскрутится, тогда и купит. Сказали – «Потерпишь! Не все блага сразу.»

-Не пойму, почему у одних есть деньги, а у других, вроде бы не
лодыри, но денег не хватает?

– Не знаю, тут разбираться нужно. Чего-то мы с тобой не
догоняем.

-Ребята, какая у всех этих ребят проблема? (не хватает денег)

-Какое слово звучит чаще всего. (финансы, доходы, деньги, расходы)

-Где происходят события, в каком сообществе?

-Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на занятии нашего
кружка?

(о семейном бюджете)

2. Планирование работы.

-Как вы думаете, чтобы помочь разобраться Ване и Диме в этих
сложных вопросах, с чего нужно начать?

1. Узнать, что такое семейный бюджет.

2. Из чего он складывается.

3. Какие бывают расходы и доходы.

4. Составить анализ семейного бюджета с помощью круговой .

5. Ответить на вопрос Вани и Димы .

-Любая семья имеет доходы. Это те деньги, которые зарабатывают и
получают члены семьи. Ни одна семья не может жить и без расходов. Чтобы
правильно вести семейное хозяйство, нужен план доходов и расходов, хотя бы
приблизительный. А это и есть бюджет. Конечно, семейный бюджет может быть, и не
записан на бумаге. Он, как правило, составляется не на год, а на более короткий
срок, например на месяц. Но он должен быть обязательно, иначе могут возникнуть
неприятности.

– Попробуем составить семейный бюджет, но прежде посмотрим небольшой
ролик о семейном бюджете.

Просмотр ролика о семейном бюджете.

-Прежде чем вы
приступите к практической части нашего занятия обговорим условия нашей деловой
игры

– Условия работы в
группах

1. Слушать главу семьи;

2. Говорить в полголоса;

3.  между членами группы роли согласно
листа-задания;

4. Внимательно читать задания ;

5.  результатов с помощью демонстрации
пост-листа.

-Каждая группа – семья получает лист- задание.

:
мама, папа, дедушка, бабушка, сестра, брат и т. д. (заранее готовятся бейджи с
именами членов семьи)

Каждый член семьи в карточке, в графе «профессия»- пишет свою
профессию; в графе – заработок ; в графе  – на
что тратит деньги. После заполнения карточек каждым членом группы, заполняется
общая таблица данных расходов и доходов, подсчитываются общие доходы и расходы
семьи. Составляется круговая .

( учащиеся
знакомятся на  математики
с видами  информации
и ее анализом в виде , графиков, таблиц) . Условная семья делает
вывод о том, что может позволить, а на что у семьи пока не хватает средств. (в
листах –: путешествия, приобретение автомобиля, компьютера,
телефона и т. д.)

На решение поставленной задачи примерно 10-15минут.

3. Результат действий

-Какая семья готова представить свои результаты?

-Посмотрите план презентации ваших решений. У каждой семьи он
находится на столе.

План презентации результатов

1. Что такое семейный бюджет

2. Профессии членов семьи

3. Доходы семьи

4. Расходы семьи

6. Что может, а чего не может позволить семья

-Можем ли мы ответить на вопрос Вани и Димы?

-Почему одна семья может себе что-то позволить, а другая нет?

(У каждой семьи разные доходы и расходы. Не все живут одинаково.
Все должны трудиться)

– О чем сегодня узнали?

-Кому понравилось занятие поднимите желтый смайлик. Кому не
очень зеленый.

5. Домашнее задание

-Составьте свой домашний бюджет вместе с родителями.

Папа – работает в магазине менеджером, зарплата 35.000

Мама – работает воспитателем в детском саду, зарплата -16.000.

Сын- школьник в 5 ,

сестра – 4 года детский сад, бабушка –пенсионерка – пенсия
14.000

Семья Петровых живет в съемной квартире.

Семья планирует съездить в город Сочи, путевка на четверых
75.000

ПИТАНИЕ – 18.000

САДИК – 2.000

За квартиру хозяйке – 7.000

семьи профессия доходы расходы

Мама – работает медицинской сестрой -18.000.

Бабушка – пенсионерка – 15.000, она работает, ее зарплата
-12.000,

Дочь школьница в 7  Младшая сестра 4 года – ходит в детский сад,
брат –студент – стипендия 500.

Семья Ивановых проживает в своем доме.

Семья планирует отремонтировать крышу, потратив 25.000.

ПИТАНИЕ – 17.000

Мама – работает парикмахером в салоне красоты -14.000.

Бабушка – пенсионерка – 15.000, дедушка работает в порту
регистратором и получает – 18.000; дочь школьница в 6  Младший
брат 5 года – ходит в детский сад.

Семья Скворцовых проживает в своем доме.

Семья планирует купить дочери смартфон за 12.000.

ПИТАНИЕ – 21.000

Член семьи профессия доходы  расходы

Папа – работает водителем в такси, зарплата 20.000

Мама – работает продавцом в магазине , зарплата
-18.000.

Сын- студент – стипендия 2.000,

сестра – школьница 6

Бабушка –пенсионерка получает пенсию-15.000.

Семья планирует покупку газовой плиты за 23.000.

ПИТАНИЕ – 20.000

СТИПЕНДИЯ – 2.000

Таблица члена семьи ___

член семьи профессия доходы расходы

Игра
Семейный бюджет
«В жизнь воплотишь самый дерзкий
проект, если рассчитан точно бюджет»
Начать игру

Правила 1 тура. « Собери пословицу»
• Из представленных на слайде слов необходимо
составить пословицу и объяснить её значение.
• Команда, начинающая тур первой, определяется по
жребию.
• Если команда не смогла правильно собрать пословицу,
то ход переходит к команде соперника.
• За каждую правильно собранную пословицу команда
получает 1 класскоин.

Правильный ответ
Дефицитный
Следующий вопрос

Правильный ответ
Профицит
Следующий вопрос

Зарядка для глаз
Восьмёрка

Правильный ответ
Не деньги богатствобережливость да разум
Продолжить

Правильный ответ
Добрый хозяин – господин
деньгам, а плохой – слуга
Продолжить

Оцени себя
Мне было
интересно, я
узнал много
нового
Мне было не
очень интересно,
было то, что я не
понял
Мне было не
интересно, я
ничего не
понял

Ответьте на вопрос
Затраты на покупку, на изготовление,
содержание, ремонт и обслуживание какихлибо изделий, услуг.
Правильный ответ

Составьте пословицу
да
бережливость
богатство
деньги
разум
не
Собрать пословицу

Правила работы в команде.
1. Внимательно читайте
2. Поделите работу поровну
3. Помогайте друг другу
5. Предлагайте и слушайте.
Продолжить

• Избегайте вести подсчеты
прилюдно. Многие люди
могут посчитать Вас
скрягой.
Планируя расходы будьте
сдержаны.
Не экономьте на заботе о
своих близких.

Семья Борисовых
Состав
Дедушка
Доход
18 000
Расход
Рубли
Кварплата
7 500
Бабушка
Статус
Пенсионер и
работает
пенсионер
10 000
Питание
20 000
Папа
работает
25 000
Совместный поход в кафе,
кино, выставка
2400
Лечение
7000
Налог на а/м
2500
Бензин
5000
Оплата Сотовой связи
3000
Мама
Сын
Дочь
работает
20 000
ученик 6 класс
ученица 1
класса

Правильный ответ
Сбалансированный
Следующий вопрос

Урок по финансовой грамотности «Семейный бюджет»

Учитель начальных классов

Урок по финансовой грамотности «Семейный бюджет» проводится в рамках курса окружающего мира 3 класс в разделе «Чему учит экономика». Может так же использоваться как занятие-игра по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» по теме «Учимся считать доходы и расходы семьи».
Цель урока: познакомить учащихся и создать условия для усвоения понятия «семейный бюджет».
Задачи:
1) Способствовать формированию у детей первоначального понятия о семейном бюджете. Способствовать закреплению понятия “Бюджет”, “Доходы”, “Расходы”.
2) Способствовать овладению практическими навыками, распределять семейный бюджет.
3) Способствовать воспитанию бережного экономного отношения к семейному бюджету.
4) Развивать познавательный интерес учащихся, мотивацию к учению, умение выслушивать мнение товарищей, работать в группах и в коллективе.

Место и роль урока в изучаемой теме: урок 10 в изучении раздела «Чему учит экономика».

Задачи: 1) Способствовать формированию у детей первоначального понятия о семейном бюджете. Способствовать закреплению понятия “Бюджет”, “Доходы”, “Расходы”.

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Используемые учебники и учебные пособия: Учебник “Окружающий мир 3 класс” А. А. Плешакова и Рабочая тетрадь к учебнику.

Используемая методическая литература: Методические рекомендации для учителя к учебнику “Окружающий мир 3 класс” А. А. Плешакова.

Используемое оборудование: компьютер, видеопроектор.

Планируемый результат обучения: Учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

ЛичностныеУУД – умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Ребята, сегодня урок я хотела бы начать с игры. « Добрый день». Мне очень хочется пожелать вам доброго дня, всем и каждому. Я буду говорить слова «Добрый день» и назову кого-то из нашего класса, а те , кого я назову, помашут мне рукой, это будет означать, что вы меня услышали и ответили на моё приветствие.

– Добрый день девчонкам!

– Добрый день мальчишкам!

-Добрый день всем, кто сегодня у нас в гостях!

– Добрый день всем, кто любит помогать друзьям!

– Добрый день всем, кто будет сегодня внимательным, старательным, сообразительным!

На сегодняшнем уроке окружающего мира вы узнаете много нового, а о чём пойдёт речь, попробуйте догадаться, прочитав слова немецкого писателя Бертольда Авербаха.

Эпиграф урока Слайд 2

«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство».

Именно о мудрости и искусстве траты мы будем говорить сегодня на нашем уроке.

Актуализация опорных знаний

– Сегодня мы будем работать по группам, 3 группы-3 семьи. ( Ивановы, Кузнецовы, Смирновы) Так как наш разговор пойдет сегодня о деньгах, то за правильный ответ, семья будет получать наши символические школьные деньги – шустрики(в виде смайликов).

Семья состоит из 6 человек: бабушки, дедушки – пенсионеров, мамы, папы, сына – студента и дочери – школьницы.

Распределите роли. Прикрепите бейджики.

– В каждой семье существует этикет общения. Вспомним эти правила.

1. Семья должна быть дружной.

2. При принятии решения учитываются мнения каждого члена семьи.

3. Все вопросы решаются с учётом большинства голосов.

4. В семье при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом соседям.

– Проведем блиц – опрос. Я буду задавать вопросы, а любой член семьи, который знает ответ, поднимает руку. За правильный ответ семья получает оплату.

– Что такое бюджет? (План, в котором учитываются денежные доходы и расходы за определённый период)

М. — 1. Смета денежных доходов и расходов государства, предприятия или учреждения на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке. //

– Как понимаете слово доходы? расходы?

– Из чего складываются доходы государства? (Налоги граждан и организаций) (Налог – это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства)

– На что идут расходы?

(Образование, здравоохранение, армия и полиция, наука и культура, охрана природы, пенсии и пособия.)

– Необходимо ли планировать распределение доходов государства? Для чего?

(Он необходим, чтобы вести хозяйство страны, планировать и развивать экономику)

Изучение нового материала

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА

– А как вы думаете, может ли быть другой бюджет, кроме государственного? (бюджет завода, фирмы, есть бюджет района,)

-Давайте, подумаем, есть ли бюджет у каждой семьи?

-А почему вы так думаете? Из чего складывается семейный бюджет? (В каждой семье естьдоходы и расходы) слайд 6

-формулируйте тему нашего сегодняшнего урока (Семейный бюджет)

– Какую учебную задачу вы сегодня перед собой ставите?

(научимся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, сравнивать,анализировать,обобщать, делать выводы). Слайд 7

Сейчас мы с вами встретимся с нашими любимыми героями м/ф «Зима в Простоквашино». Внимательно посмотрите фрагмент и ответьте на вопрос: Почему Матроскин поссорился с Шариком?

– Почему же Матроскин поссорился с Шариком? (израсходовал деньги на не нужный товар)

Дефицит-превышение расходов бюджета над доходами.

Экономия – бережливое ведение хозяйства;

Жадный –стремящийся получить побольше, но не желающий делиться тем, что имеет.

Экономный – бережливо расходующий что-либо.

.”Открытие” нового знания. Выяснение, из чего складывается семейный бюджет. Определение новых терминов.

– Вспомним деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? (Доход). Слайд 10

– Скажите, кто может приносить деньги в вашу семью? И как часто?

Обсудите это в своих группах (зарплата, пенсия, стипендия, пособие по уходу за ребенком, прибыль, гонорар, проценты)

– И так, какие же доходы поступят в вашу семью?

(Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу).

– Если вместе с вами живут бабушки и дедушки. Какие еще доходы могут поступать всемью? (Пенсии– деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям).

– Если один из членов семьи студент. (ендия— деньги, которые институт платит за хорошую учёбу).

– Если женщина находится дома в декретном отпуске по уходу за маленьким ребенком. ( То она будет получать пособие—деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей).

– С этими видами доходов нам всё понятно, но в некоторых семьях имеются еще некоторые виды доходов. Что это за виды доходов? За что их получают? А это вы можете узнать самостоятельно прочитав информацию на стр.77 учебника п. 1. (самостоятельная работа по учебнику)

-Если папа писатель, то за свои книги он получает авторское вознаграждение –гонорар

-Если папа предприниматель, то он будет получать прибыль от работы фирмы, магазина

-Если семья хранит свои сбережения в банке, то банк выплачивает за это определенную сумму – проценты

Ваши семьи живут на одной улице. Вы соседи. Вы дружные соседи? Желаете сходить к друг другу в гости? Можете сходить в гости, поинтересоваться жизнью своих соседей, просто погулять по улице.

– Значит деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? (Доход).

– А которые тратятся (расходуются)? (Расход).

– Откройте рабочую тетрадь стр.48, зад. 2.

Покажите стрелками доходы и расходы семьи. (работают в группах)

– Проверим из чего складываются доходы?

– На что может расходоваться семейный бюджет?

– Кто выполнил без ошибок? Получайте шустрик.

– Однажды в одной семье брат с сестрой пришли к родителям и попросили новый велосипед и новую куклу.

– Как вы думаете, что ответили им родители? (Ответы) – Что сначала нужно сделать, чтобы узнать смогут ли родители сделать эти покупки.

(Посчитать доходы и расходы семьи.)

Я вам раздаю карточки №2, на которых записаны товары и услуги, которые надо оплатить вашей семьи на 1 месяц. Выберите нужное и рядом поставьте галочки. (проставляют галочки)

– Запишите источники доходов вашей семьи в первую графу. (записывают)

– А теперь я вам дам карточку№3 с ценами и вы проставьте суммы рядом с галочками, выбранных товаров и услуг и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась. (проставляют)

– А теперь посчитайте, какая сумма расходов у вас получилась. (дети считают на калькуляторе) Запишите в нижней строчке расходов.

– Но я вас забыла предупредить, что общий доход вашей семьи в месяц составляет 100 шустриков. Запишите в нижней строчке доходов.

– У кого сумма расходов больше этой цифры?

– У кого сумма расходов меньше?

Слайд13 И так если:

Доходы < Расходы (недостаток денег ) (Дефицит бюджета).

Доходы = Расходы (Не сможем отложить сбережения).

– Скажите, в вашем семейном бюджете образовался дефицит бюджета или экономия бюджета? Значение этих слов вы найдете в словарике (Карточке подсказке)

– Какой вариант бюджета лучший для семьи? –Если это экономия, что можно сделать в этом случае? (отложим сбережения)

– Если это дефицит? (нужно на чем-то сэкономить)

– На чём мы можем сэкономить?

Вывод: чтобы расходы не превышали доходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.

– И так, что мы сейчас составили?

(План доходов и расходов, т. е. семейный бюджет.)

–План доходов и расходов т.е. семейный бюджет должен быть в каждой семье.

– А для чего он нужен? (А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство.)

– А теперь вы можете сказать, в каком случае родители смогут купить детям подарки? (когда у родителей Доходы больше Расходов)

-У нас сегодня уже появился небольшой опыт составления бюджета, а скажите ребята, могут ли в семье появиться незапланированные доходы? Какие?

Ученики (выигрыш в лотерее, премия на работе, подарок на день рождение)Слайд 14

– А непредвиденные расходы?

Ученики (поломка бытовой техники, машины, тяжелая болезнь и т. д )

– Могут ли в этих случаях пригодиться сэкономленные средства?

IV Самостоятельная работа.

– А сейчас вы поработаете в своей семье и выберете из предложенных вариантов верные утверждения – советы по экономии семейного бюджета.

к каждому празднику.

-Какие же советы вы можете дать по экономии семейного бюджета.

–Замечательные ваши советы , надо помнить, что доходы семейного бюджета должны быть больше расходов.

– Вспомним, чему должны мы были научиться на уроке? Какие цели вы перед собой ставили?

– Что такое семейный бюджет? Слайд 16

– Для чего же нужен семейный бюджет?

Ученики. Для того чтобы вести правильно домашнее хозяйство.

– У меня тоже есть семья, дайте мне совет. Как мне сэкономить деньги, чтобы купить новый компьютер?

-Пригодится ли вам это в жизни? (Мы станем взрослыми и должны уметь экономно расходовать свои доходы. Сейчас, мы можем принимать участие в доходах и расходах своей семьи. Для того чтобы уметь экономно расходовать доходы семьи)

Обобщение. Для того, чтобы семья не испытывала экономических затруднений, нужен план доходов и расходов семейного бюджета и вы тоже можете принимать участие в составление этого плана.

Вывод: А, для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужно планировать семейный бюджет так, чтобы расходы не превышали доходы.

. Рефлексия Слайд 17

Оцените свою деятельность на уроке. Возьмите смайликов и дорисуйте их в соответствии

(Доволен своей работой на уроке, всё понятно; работал неплохо, но есть вопросы; мне было трудно, надо работать ещё)

Кому было интересно – разогните мизинец,

Кто считает, что знания пригодятся – безымянный,

Кто помогал работать другим – указательный,

Кому понравился урок – большой.

– Сколько пальцев разжали, такая вам сегодня оценка за урок.

Составить с родителями план семейного бюджета на месяц.

– Вы хорошо потрудились, и каждая семья заработала шустриков. У кого-то их чуть больше, у кого-то чуть меньше. Желаю вам, что бы вы всегда стремились работать лучше, от этого будут зависеть ваши доходы ну и конечно ваша жизнь.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/488262-urok-po-finansovoj-gramotnosti-semejnyj-bjudz

Также вас может заинтересовать

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Правильный ответ
Бюджет
Следующий вопрос

Выберите вопрос
3
2
4
1
8
6
5
7
Следующий тур

Физминутка
Поиграем с вами в игру.
Если услышите доходы, то хлопайте в ладоши,
если расходы поднимите руки вверх

Правильный ответ
Кредит
Следующий вопрос

Правильный ответ
Копейку сберег – рубль получил,
рубль сберег – капитал нажил
Продолжить

Правильный ответ
Банк
Следующий вопрос

Ответьте на вопрос
Если в семье расходов больше, чем доходов,
то такой бюджет называют
Правильный ответ

Правила 3 тура. « По доходам и расход»
• Команды решают финансовую задачу.
• За каждый правильный ответ команда получает 1
класскоин.
• Ту команду, которая начинает тур первой, определяет
команда-победитель прошлого тура

Составьте пословицу
хозяин-
господин
деньгам
плохойслуга
а
добрый
Собрать пословицу

Ответьте на вопрос
Место, где люди могут совершать различные
операции с деньгами.
Правильный ответ

Цель занятия:
• Повышение уровня финансовой грамотности
обучающихся посредством обобщения
полученных знаний по модулю «Доходы и
расходы» и применение их в условиях игры.

Правила игры
• В игре участвуют две команды.
• Задача каждой команды – ответить на большее количество
вопросов.
• Команды отвечают на поставленные вопросы в
зависимости от условий тура игры.
• Побеждает команда, набравшая наибольшее количество
класскоинов.
• Правильность ответа определяет учитель.

Ответьте на вопрос
Деньги, взятые в долг в банке – это
Правильный ответ

По доходам и
расходам
Проверьте свои знания в
составлении семейного
бюджета
Начать игру
3 тур

Что ты знаешь о семейном
бюджете?
Блиц-турнир
2 тур
Начать игру

Россиева Антонина Владимировна, 22.08.19 в 10:16Ответить Пожаловаться

Эта тема – одна из любимых моих тем по окружающему миру: вот уж где есть возможность “развернуться” (я про формы, методы и прочее). И вам удалось реализовать этот потенциал “развернутости”. Поздравляю, очень интересный урок)

Правильный ответ
Расход
Следующий вопрос

Ответьте на вопрос
Ситуация в семье, когда доходов больше, чем
расходов. Такую семью можно назвать
экономной.
Правильный ответ

Правильный ответ
Доход
Следующий вопрос

Составьте пословицу
Спит
денег
долго
тот
не
скопит
кто
Собрать пословицу

Повышение уровня финансовой грамотности обучающихся посредством систематизации и обобщения знаний о бюджете семьи.

сформировать представление учащихся о бюджете семьи как основной категории домашней экономики;

помочь осознать роль заработной платы как основного источника доходов семьи;

определить возможные ресурсы семьи на основе моделирования различных ситуаций;

расширить представление детей о необходимости рационального использования (вложения) денег для получения прибыли;

продолжить работу по выработке умений самостоятельно применять знания в различных жизненных ситуациях;

развить коммуникативные УУД;

содействовать общему развитию учащихся, развивать мышление;

продолжить воспитание у учащихся доброжелательности, уважения к мнению других, чувства ценности семьи и рационального планирования семейного бюджета.

воспитывать нравственные качества, чувства взаимопомощи.

при помощи игровых ситуаций закрепить полученные знания;

закрепить у обучающихся навыки работы в группах, обучить принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы;

разобраться с потребностями предполагаемой семьи, определить виды расходов и доходов;

разработать стратегии сокращения расходной части бюджета семьи и увеличения его доходной части (на конкретных примерах);

рассмотреть основные способы рационального расходования личных денежных средств.

Вид:  игра с выполнением различных заданий.

Оборудование: раздаточный материал (схемы семейных бюджетов, карточки с описанием семей, карточки с заданиями, бейджики с фамилиями виртуальных семей).

Участники: 4 команды по 6 человек.

Изучение темы «Человек и экономика».

Обсудить дома с родителями, как они планируют семейный бюджет, каковы обязательные расходы в семье.

1этап. Организационный – мотивационный

Проверка явки обучающихся. Проверка готовности обучающихся к занятию, создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы.

Сегодня на уроке вам понадобятся знания, которые вы получили на уроках математики и обществознания. Повторим с вами, что относится к обязательным и необязательным расходам (Выполняется интерактивное задание 1) Следующее задание 2, вам поможет узнать тему сегодняшнего урока.

« Узнай слово».

Т 8200 : 20 =

Б 12001 • 40 =

Ж 2460 :30 =

Е 3112 • 30 =

Ю 11000 : 10 =

Д 2310 • 10 =

( Б) 480040; ( Ю) 1100; (Д)23100; (Ж) 82; (Е)93360 (Т) 410

Как вы думаете, чем вы будете заниматься на уроке?

– Что такое бюджет? – Скажите, как называется бюджет, который имеет отношение к семье? Итак, тема урока: «Семейный совет по составлению бюджета»

–  Предположите, о чем мы будем говорить.

– На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ученики высказывают свои предположения, определяя цели урока.)

2 этап. Введение в жизненную ситуацию и постановка практической задачи

Ведущий: Практически у каждого школьника есть карманные деньги. А задумывались ли вы хоть раз над тем, как ими распорядиться? Потратить или положить в копилку? А задумывались ли вы над тем, сколько денег тратят ваши родители на ваше содержание? Вы любите ходить в кино, в кафе, покупать сладости, жевательные резинки и т.д. Вокруг очень много соблазнов для траты денег, причем зачастую бездумной. Поэтому нужно правильно распределять свой бюджет, согласовав его с общим семейным бюджетом.

Введение в жизненную ситуацию.

Просмотр фрагмента мультфильма(1.30-2.30) «Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет».

Постановка практической задачи.

Вы уже многое узнали о том, что такое деньги, какие функции они выполняют.

Узнали, что такое бюджет семьи и как его контролировать.

Почему возникают сложности при планировании семейного бюджета?

Сегодня мы попробуем применить ваши знания на практике, поиграв в игру «Семейный совет по составлению бюджета»». Для этого мы разобьемся на группы (семьи). Каждая семья получит свои карточки. Каждой семье предстоит выполнять задании, за которые они могут заработать монеты и сложить в свой кошелёк. За каждое верно выполненное задание 5 монет.

3 этап. Постановка и решение учебных задач, решение практической задачи

Деление на группы: Ведущий предлагает каждому участнику игры выбрать карточку определенного цвета. Так как предполагается участие в игре 4-х команд, то соответственно все карточки разделены на 4 цвета и перемешаны. После этого ведущий предлагает объединиться командам по цветам.

Ведущий сообщает, что участники объединились в «семьи». Каждая «семья» состоит из 6 человек. Затем участники в группах самостоятельно распределяют игровые роли (мама, папа, бабушка, дедушка, 3 или 2 ребенка). Затем путем жеребьевки получают карточки с данными для их виртуальных семей. Ведущий определяет правила игры, которые следует соблюдать.

При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.

Все вопросы решаются с учетом большинства голосов.

Учитывая данные, полученные каждой «семьей», по ходу игры необходимо составить бюджет семьи, т.е. провести планирование предстоящих доходов и расходов на 1 месяц, а затем на год. Каждая «семья» получает карточки с заданиями и отправляется по собственному маршруту. Маршруты выстроены так, чтобы все семьи встретились на последнем этапе. На каждом этапе встречается координатор игры (учитель). Его задача – объяснить задание, если необходимо – помочь, подвести результат.

Данные для группы № 1 Семья А (Алексеевых)

Данные для группы № 2 Семья Б (Борисовых)

Данные для группы № 3 Семья В (Васильевых)

Данные для группы № 4 Семья Г (Григорьевых)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИГРЫ

Выберите правильный вариант ответа и составьте бюджет вашей семьи, используя представленные ниже данные:

Семейный бюджет – это:1) заработная плата родителей;2) совокупность доходов и расходов семьи;3) совокупность всех доходов семьи;4) совокупность всех расходов семьи;

Стоимость коммунальных услуг определяется при выполнении задания №2.

Семейный бюджет _________________за месяц.

Квитанция за услуги ЖКХ

Составьте годовой бюджет семьи, ипользуя данные 1 и 2 задания.

Семейный бюджет ___________________за год.

Укажите, какой тип бюджета у каждой семьи:

Подведение итогов игры путем подсчета монет, заработанных каждой семьей в ходе игры.

Выставление оценок за работу на уроке.

4 этап. Рефлексия

Ученикам предлагается выполнить задание в интерактивной форме на распределение доходов и расходов семьи, с учетом различных жизненных ситуаций. ( Приложение 3)

Далее предлагается нашим участникам – семьям оценить слаженность работы своей семьи.

– Мы поработали слаженно, дружно, успешно – желтая карточка – кошелек.

– У нас не всегда была слаженная работа в семье – синяя карточка – кошелек.

– К сожалению, нам не удалось поработать дружно – красная карточка – кошелек.

– Почему вы подняли именно эту карточку?

5 этап. Домашнее задание

Предлагается разгадать кроссворд, используя полученные на уроке знания (работа с тематическим кроссвордом).

Кроссворд на тему “Семейный бюджет”

2. издержки, затраты на необходимые покупки и услуги

7. средства на содержание детей, взимаемые с отца или с матери

9. по нему можно узнать цену товара в магазине, с помощью специального устройства

1. общая сумма денег, зарабатываемых или получаемых людьми за определенный период

3. социальное пособие по уходу за ребенком

4. Схема доходов семьи, сообщества, области, государства

5. плата работнику за труд

6. регулярная финансовая помощь учащимся средних-специальных и высших учебных заведений

8. доход от бизнеса

«Как правильно планировать семейный бюджет»

Конспект урока по финансовой грамотности в 4 «б» классе. Учитель: Смолина Н. А.

Тема: Как правильно планировать семейный бюджет

Формирование у учащихся финансового мышления и умения рационального использования денежных средств из доходов получаемой семьёй.

– Повторить и обобщить полученные ранее теоретические знания о доходных и расходных частях семейного бюджета.

– Развивать умение рационально мыслить при планировании семейного бюджета и предстоящих статей необходимых расходов.

– Воспитывать бережное отношение к поступающей в семейный бюджет денежным средствам.

– Развивать познавательный интерес и способность критического мышления.

– Формировать умения слышать мнение на проблему других заинтересованных лиц , а так же заинтересованность в коллективном обсуждении рациональности затрат и принятие разумного решения.

Предметные образовательные результаты:

Составлять и распределять бюджет семьи.

Метапредметные образовательные результаты:

Уметь правильно распределять и вычислять денежные суммы. Грамотно формулировать свои доводы в диалогах.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

– осознание себя, как членом семьи, так и членом общества;

– понимание необходимости решения экономических вопросов, возникающих у человека и семьи;

– овладение начальными навыками адаптации в мире финансов

-сопоставление доходов и расходов, планирование собственного бюджета;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

– понимание цели своих действий;

– оценка верности выполнения действий;

– проявление творческой и познавательной активности.

– аргументировано выражать свои мысли и идеи;

– взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, учитывать точку зрения, отличающуюся от собственной, при принятии решения;

– развивать умение работать в группе;

– приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование: карточки – схемы, карточки с новыми словами, раздаточный материал (список товаров, список советов для экономии), тесты, листы для самооценки, презентация, таблички с фамилиями «семей», калькуляторы.

Ход урока

Лист оценивания настроения в начале и конце урока

Доходы < расходы

Размер файла: 110.5 Кбайт

Народные пословицы
Соберите правильно
народную пословицу и
объясните ее значение
1 тур

Методическая разработка занятия по
финансовой грамотности
для 6 класса по теме:
«Семейный бюджет»»
Выполнила учитель
Гайрунова Елена Анатольевна

Ответьте на вопрос
Денежные средства, которые члены семьи
получают от посторонних лиц или
организаций.
Правильный ответ

Задачи
• Подсчитать расход на обязательные платежи.
• Подсчитать доход после уплаты обязательных
платежей.
• Сможет ли семья при постоянном доходе (после
уплаты
обязательных платежей и
ежемесячных расходов семьи) за 10 месяцев
накопить на отдых. Стоимость путевки (6
человек) составляет 210 000руб.

Правильный ответ
Кто долго спит, тот денег не
скопит
Продолжить

Составьте пословицу
Получил,
капитал
копейку нажил
нажил
сберёг
рубль
сберёгрубль
Собрать пословицу

Ответьте на вопрос
Смета доходов и расходов семьи,
устанавливаемая обычно на один месяц.
Правильный ответ

Ответьте на вопрос
Бюджет семьи, где расход равен
доходу
Правильный ответ

Оцените статью