методическая разработка финансовая грамотность на уроках истории и обществознания методическая разработка

Павлова Оксана Викторовна- учитель истории и обществознания МКОУ «Коровинская СОШ», Мишкинский район

Задания для итоговой аттестации

по дополнительной профессиональной программе (повышение квалификации) «Формирование финансовой культуры

у учащихся 6-11 классов на уроках обществознания»

1 В ФГОС основного общего образования заданы требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы основного общего образования, некоторые из них касаются вопросов развития финансовой культуры и человеческого капитала обучающихся.

Соотнесите виды планируемых результатов с планируемыми результатами, представленными в ФГОС.

Ответ: 1-в, 2-б, 3-а, 4-в, 5-а

2 Одной из задач Концепции преподавания обществознания является: формирование у обучающихся правовой, экономической (включая финансовую грамотность), политической, медиа – и информационной культуры, культуры межнационального общения, соответствующей традициям и потребностям российского общества, общероссийской гражданской идентичности

Вставьте пропущенное слово.

Выберите из позиций, указанных ниже понятие, которое соответствует данному определению.

1. Финансовая грамотность

3. Финансовая социализация

4. Рабочая программа курса «Финансовая грамотность»

4 Прочитайте задачу: «14-летний Иван занимается в спортивной секции «Дзюдо». Тренер сказал, что всем детям необходимо оформить страхование от несчастного случая на год. Иван вместе с папой начал искать в интернете подходящую страховку, но оказалось, что вариантов очень много и они не знают, какую именно выбрать.

Папин брат посоветовал оформить страховку в компании «БезСтрах», в которой, по его мнению, самые низкие цены» Следуя модели обоснованного выбора, как должны поступить Иван с Папой?

Расставьте действия в определенном порядке: что нужно сделать сначала, а что далее.

1. Определить критерии и параметры выбора (параметры: цена, дополнительные опции, размер страховой выплаты, отзывы пользователей)

2. Выбрать наиболее подходящий вариант (определить тот вариант, который больше всего удовлетворят критериям)

3. Поиск альтернатив выбора (по заданным параметрам удалось отобрать 5 подходящих вариантов)

4. Определить суть проблемы, как противоречия между желаемым и действительным (страховка нужна, но они не знают, какую именно выбрать)

5. Оценить альтернативы с позиции критериев выбора (каждый из пяти вариантов оценить по каждому критерию)

5 В каком из перечисленных ниже документов финансовая грамотность включена в содержание образования обязательного общеобразовательного предмета «Обществознание»?

Выберите один верный ответ

1. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на период 2017-2023 годы.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2021 года

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2021 года

4. Примерная рабочая программа основного общего образования по обществознанию, 2021 год

6 На отбор содержания образования финансовой грамотности для проектирования учебных программ курсов, модулей, преподавание отдельных тем и вопросов влияют следующие факторы.

Выберите несколько верных ответов

1. Глобальные изменения в развитии финансовых рынков, появление новых цифровых технологий оказания финансовых услуг

2. Уровень инфляции и кредитно-денежная политика государства

3. Разработка документов, определяющих образовательные результаты финансовой грамотности (Рамка компетенций по финансовой грамотности)

4. Потребности детей в финансовой социализации

5. Нормативные документы, определяющие планируемые результаты образовательной деятельности и содержание образования общего образования (ФГОС, Примерные программы)

6. Содержание учебников по экономике для 10-11 классов

7 В Рамке компетенций по финансовой грамотности выделены определенные структурные элементы образовательных результатов.

Соотнесите планируемые образовательные результаты по одной из тем, предполагаемых к изучению в 8 классе на уроках обществознания (Семейный бюджет) с видами планируемых образовательных результатов

Ответ: 1-Б, 2-А, 3-В, 4-В, 5-Б

8 В соответствии с Примерной рабочей программой ООО по обществознанию (2021 год) предполагается изучение темы «Домашнее хозяйство», на которую отводится 3 ак. часа. Что из перечисленного может быть включено в содержание образования уроков по этой теме.

1. Потребительские товары и товары длительного пользования

2. Налоги, уплачиваемые гражданами и фирмами

3. Экономические цели и функции государства

4. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет

5. Личный финансовый план.

6. Инвестирование. Акции и облигации

9 Обучение финансовой грамотности на уроках обществознания имеет свои методические принципы. Какие из перечисленных принципов к ним относятся.

1. Принцип репродуктивности обучения

2. Принцип функциональности обучения

3. Принцип актуальности содержания образования для учащихся

4. Принцип, при котором ученик выступает в качестве объекта учебной деятельности

5. Принцип теоретикоориентированности обучения

6. Принцип использования актуальных источников информации

10 Во время урока по финансовой грамотности учитель предложил ученикам задание: «Продавцы предлагают покупать помидоры или в ящике весом 10 кг или килограммами. Цена ящика 400 рублей, а цена за килограмм 42 рубля. При каких условиях выгодно покупать ящиками, а при каких это делать невыгодно? Обоснуйте свой ответ».

Какую цель ставил перед собой учитель, давая такое задание?

Выберите один наиболее полный ответ

1. Научить умножать на 10

2. Научить пониманию, что такое предложение, как формируется предложение, в том числе помидоров, какие факторы влияют на предложение, как ведут себя продавцы на рынке

3. Научить учащихся разумно оценивать совершаемые покупки, сравнивать возможные варианты покупок, вписывать их в свою хозяйственную жизнь

4. Научить сравнивать относительные величины на примере расчета веса помидоров

11 Ниже представлены этапы проведения урока обществознания по теме финансовой грамотности с использованием технологии творческой мастерской.

Расставьте этапы урока в порядке их проведения

1. Освоение знаний (умений), с помощью которых будет осуществляться решение творческой задачи

2. Выполнение творческого задания по финансовой грамотности

3. Предъявление творческого задания по финансовой грамотности

5. Анализ творческого задания и поиск способа его решения

12 Учитель сообщает учащимся 10 класса учебную задачу: «Представим, что вам предстоит организовать просветительское занятие по финансовой грамотности для учащихся 5 классов, чтобы лучше подобрать тему и форму проведения занятия, Вам необходимо провести опрос, и выяснить, какие темы больше всего интересуют пятиклассников».

К какому типу учебных задач относится данная задача?

13 Для разработки учебно-практических задач необходимо следовать требованиям, предъявляемым к ним. Что из перечисленного ниже относится к требованиям, предъявляемым к учебно-практическим задачам?

1. В задаче явно или неявно предполагается использование научных методов исследования (эмпирических, рационалистических)

2. В легенде задачи должны фигурировать герои с указанием их характеристик, влияющих на способ принятия решения (пол, возраст, предпочтения и пр.)

3. Для решения проблемы нужно что-то создать, разработать с использованием художественных и иных средств

4. Должна быть описана реальная или квазиреальная ситуация, понятная и актуальная для жизни учащихся.

5. В описании задачи должны быть приведены конкретные обстоятельства и характеристики (например, город, количество членов семьи, размер дохода, обязательные траты, размер имеющейся задолженности и пр.)

14 Представим, что Вы планируете проведение урока в 10 классе по теме «Налоги». Для формирования понимания для чего нужны налоги и какова их роль в обществе наиболее всего подойдет такой вспомогательный ресурс по финансовой грамотности, как.

1. Сериал для 10-11 классов «Любовь. Дружба. Экономика». Серия «Зачем платить налоги»

2. Интерактивный практикум «Понимаю финансовый договор»

3. Мультфильм «Смешарики»

4. Сайт Федеральной налоговой службы

15 Какие образовательные ресурсы по финансовой грамотности можно использовать не только при обучении финансовой, но и правовой грамотности на уроках обществознания в 7 классе?

1. Интерактивный практикум «Понимаю финансовый договор»

2. Финансовая грамотность. Модуль «Банки», 10-11 классы

3. Учебник Финансовая грамотность. Современный мир, § «Как может работать подросток»

4. У МК по финансовой грамотности для 2-4 классов

5. Сериал «Сказка о деньгах» для 5-7 классов, серия «Наемный труд и предпринимательство»

16 К формам проведения промежуточного контроля на уроках обществознания по темам финансовой грамотности с учетом функционального подхода следует отнести:

1. Репродуктивный тест

2. Презентация индивидуальных и/или групповых проектов

3. Деловая игра

4. Опрос на знание базовых понятий

5. Коммуникативный турнир

17 Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы ЕГЭ по обществознанию заложены:

1. В отдельном разделе «Финансовая грамотность»

2. В разделе «Экономика»

3. В разделе «Право»

4. В ЕГЭ нет ни одного вопроса прямо или косвенно касающегося

18 Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. В этом отношении можно сказать, что PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века.

19 При конструировании заданий PISA используется модель «Область оценки PISA», в которой определены следующие контексты для составляются задания:

1. Выявление финансовой информации

2. Дом и семья

3. Риски и вознаграждения

4. Личные траты, досуг, отдых

5. Образование и работа

6. Деньги и операции с ними

20 При конструировании Рабочей программы по обществознанию для 6-9 классов с учетом нового ФГОС ООО и включением в обществознание элементов по финансовой грамотности в пояснительной записке необходимо отразить идеи о:

1. Функциональном подходе к обучению обществознанию, в первую очередь в развитии финансовой культуры у обучающихся

2. Теоретической значимости экономических концепций

3. Необходимости формировании финансовой грамотности как одного из планируемых результатов, обусловленных ФГОС ООО

4. Особенностях финансовой социализации обучающихся и необходимости учета их познавательных возможностей

5. Профориентации учащихся в области профессий финансового рынка

Формирование финансовой грамотности у обучающихся на уроках обществознания.

«Финансовая деятельность – то же искусство,

сложнейшая совокупность действий

людей интеллектуальных и эгоистичных».

Одной из самых важных задач, которые стоят перед школой, является воспитание делового человека, личности с развитием экономического мышления, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условияхсформировавшихся рыночных отношений. Повышение финансовой грамотности населения является одной из самых актуальных проблем в современном мире. Для значительной части россиян по-прежнему характерно такое финансовое поведение, как :не делать сбережений, не следить за расходами, не планировать бюджет, держать деньги дома и не тратиться на страхование. Возможно, это связано с тем, что старшее поколение не имело возможности получения практических знаний в области финансов и передачи опыта своим детям и внукам. Современное же поколение российской молодежи в условиях рыночной экономики остро нуждается в освоении элементарных навыков планирования, сбережения и приумножения, иными словами, в управлении своими личными финансами.

Дети – наше будущее, и мы должны привить им основы финансовой культуры, познакомить с основными правилами личного финансового планирования и финансовой безопасности, чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь, а для кого-то – определиться с выбором будущей профессии.

Финансовая грамотность формируется у обучающихся целым комплексом предметов , таких как математика, информатика, география, но особая роль здесь принадлежит учебному предмету обществознание.

В 9 классе, изучая тему «Гражданские правоотношения», учащиеся знакомятся с гражданской дееспособностью несовершеннолетних, видами гражданско-правовых договоров (сделок), видами ответственности за неисполнение условий договора. Зная свои права и обладая частичной дееспособностью, подростки в 15 -16 лет могут самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком, иными доходами.

Эти и другие представленные темы в Программе и учебниках «Обществознание» создают необходимую базу для эффективного решения задачи повышения финансовой грамотности обучающихся на уровне основного общего образования. Но помимо теории на уроках нужно применять и активные формы и методы обучения.

Наиболее эффективными на уроках обществознания являются следующие

методы обучения:проблемный, исследовательский и частично-поисковый. Они предполагают активный подход, то есть, направлены на реализациюдеятельностного отношения обучающегося к процессу обучения. Применение этих методов обучения, при создании необходимых условий, позволяет раскрыть потенциальные возможности ученика.

Активные методы обучения можно использовать на любом этапе урока.

«Мозговая атака» и «мозговой штурм» используются, чтобы создать условия для умственного напряжения при решении важной проблемы абсолютно у всех обучающихся или, по крайней мере, у большинства. Именно умственное усилие, порожденное экстремальной ситуацией, в которую попадает каждый член группы, способ преодолеть сон разума, которым отличаются многие обучающиеся.

«Деловая игра» – это игровой метод обучения и воспитания. Формальная сторона, связанная с ходом игры не должна превалировать над содержанием. В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите собственной группы, и при критике решений других групп.

«Ролевая игра» – речь идет не о выработке управленческого решения, а о разрешении сложной проблемы при помощи распределения ролей специально придуманных действующих лиц.

Дискуссия – это обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью правильного решения. Дискуссия возникает на основе общения учителя и обучающихся, а так же учеников друг с другом в процессе решения проблемы.

Все эти активные методы обучения не должны быть самоцелью, а должны являться средствами достижения поставленных педагогических задач. Для этого они должны быть детально подготовлены и проработаны в процессе подготовки к уроку.

Наши ученики активноучаствуют в онлайн-уроках по финансовой грамотности, в олимпиадах по экономике и финансовой грамотности, что позволяет им еще больше нового и интересного узнавать о мире финансов.

Подводя итоги, хочется сказать, что формирование у школьников финансовой грамотности является необходимостью, так как финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/529562-formirovanie-finansovoj-gramotnosti-u-obuchaj

Оцените статью