В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др., так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.
Елена Солохина Основные формы работы с дошкольниками по формированию основ финансовой культуры и экономического мышления
1 слайд- Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.
2-й – Финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи : сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
- Публикация «„Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста“, Консультация для педагогов ДОУ» размещена в разделах
- Для изучения основ финансовой грамотности важное значение имеют средства обучения
- Педагогам ДОУ рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер в диалоговом режиме, как взаимодействие ребенка и соответствующего средства обучения, поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения. Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.
- Методика обучения финансовой грамотности детей в разных возрастных группах ДОУ
- Публикация «Методика обучения финансовой грамотности детей в разных возрастных группах ДОУ» размещена в разделах
- Прикреплённые файлы
- Литература по формированию основ финансовой грамотности воспитанников ДОО
Публикация «„Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста“, Консультация для педагогов ДОУ» размещена в разделах
Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Игра – одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Тематика таких игр может быть очень разнообразной: «Мы идём в магазин», «Шаги к успеху», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», «Выбираем самое важное», игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Супермаркет» и пр.
Тематические стенды, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам. Например:«Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Учимся бережливости», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие стали» и др.
В обучении дошкольников финансовой грамотности могут быть использованы следующие современные технологии.
Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дети осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника: «Копейка – рубль бережёт», «Юный финансист», “Финансовые знания -залог успеха”.
Ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации. Развитие ребенка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий, что активизирует у ребенка познавательный интерес и формирует определенный опыт.
Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др.
Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику, социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.
Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр.
Театрализованные интерактивные мини-постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр.
Теория решения изобретательских задач. Умелое использование воспитателем приемов и методов данной технологии позволяет развить у дошкольников творческое воображение, диалектическое мышление, учит их мыслить системно с пониманием происходящих процессов. Исходным положением данной концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения.
Моделирование. Одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром.
Для изучения основ финансовой грамотности важное значение имеют средства обучения
Демонстрационные – применяемые взрослыми;
Раздаточные – используемые детьми;
Визуальные – для зрительного восприятия;
Аудиальные – для слухового восприятия;
Аудиовизуальные – зрительно-слухового восприятия;
Естественные – натуральные;
Искусственные – созданные человеком;
Реальные – существующие;
Виртуальные – не существующие, но возможные.
При знакомстве с финансовой грамотностью, организации сюжетно-ролевых игр можно использовать макеты объектов, предметов, связанных с данной темой, например, магазин “Пятёрочка”, зданий банков и т. д. У многих педагогов есть значимая практика в данном направлении.
Педагогам ДОУ рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер в диалоговом режиме, как взаимодействие ребенка и соответствующего средства обучения, поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения. Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.
Государственное образовательное учреждение
высшего образования Московской области
Московский государственный областной Университет
Методы, приемы и средства обучения дошкольников финансово-экономической грамотности
Тикушина Светлана Евгеньевна
Методы, приемы и средства обучения экономическому воспитанию старших дошкольников
На современном этапе развития экономических отношений проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным: научиться уважительно относиться к труду, раскрыть понятие «деньги», способы их применения, развивать навыки взаимопомощи и общения и т.д. Т.о. формирование основ финансовой грамотности необходимо начинать в детском саду со старшего дошкольного возраста.
Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «купить», «заработать». Дети быстрее познают современный «цифровой» мир, лучше адаптируются к нему.
Успех формирования основ финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители.
Методы и приемы обучения дошкольников
основам финансовой грамотности:
включает в себя: комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, интеллектуальные игры и развлечения. Участвуя вместе со взрослым в решении проблемной ситуации, ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал. Решение логических и арифметических задач, задач-шуток, выполнение задания по рисунку, повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.
Занятия по ручному труду являясь продуктивным видом деятельности представляют собой большие возможности для формирования основ экономического мышления.
детей прежде всего направлено на формирование познавательных и творческих способностей. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений.
Метод проектной деятельности, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развивает у детей познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
в сюжетно-дидактические игры поможет сделать экономику понятной. Дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике: моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.
Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.
включает в себя анкетирование с целью выявления проблемы; проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало; проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или родителями экономических знаний; проведение совместных праздников и развлечений повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь познания сложных экономических явлений.
Для организации изучения основ финансовой грамотности должна быть
создана развивающая среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения.
Общепринято их деление на:
– демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные (используемые детьми); визуальные (для зрительного восприятия);
– аудиальные (для слухового восприятия); аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия); естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);
– реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др.
В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные на развитие деятельности детей:
– чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
– познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования,
макеты, карты, модели, картины и др.);
– игровой (игры, игрушки); трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда);
– коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы);
– продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
– музыкально-художественной (детская музыка, музыкальные инструменты,
дидактический материал и др.);
– двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другими предметами).
Анализируя все вышеизложенное, можно сделать вывод о необходимости планомерного экономического воспитания детей. Для достижения высоких результатов по формированию основ экономической грамотности у дошкольников, целесообразно проводить данную работу не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.
МБДОУ ЦРР – «Детский сад №125»
Практические методы и приемы по формированию финансовой грамотности дошкольников
(консультация для педагогов)
Бахметьева Ольга Викторовна,
Для того, чтобы обучение финансовой грамотности стало продуктивным и результативным необходимо, в первую очередь, вызвать интерес у участников образовательного процесса: . И если педагог изначально заинтересован в учебном процессе, в силу своей профессиональной деятельности, то заинтересовать родителей и, прежде всего, воспитанников помогают методы и приемы, который позволяют им стать активными участниками этого процесса.
Так какие же методы и приемы помогают включить ребенка в образовательный процесс, стать его активным участником?
В процессе работы по освоению финансовой грамотности мы используем те же методы, что и при работе с другими темами. Эти методы можно разделить на 4 группы:
сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и игровые упражнения, интерактивные мини-спектакли(на основе обучающих сказок); викторины и т.д.
объяснения, чтение художественных произведений и обсуждение, рассказ взрослого и рассказы из личного опыта детей, проблемные ситуации, пояснения и др.
наблюдение, просмотр мультфильмов и презентаций, рассматривание плакатов, зарисовок, сюжетных картин, иллюстраций и т.д.;
продуктивная деятельность, исследование, экспериментирование, решение арифметических задач, задач-шуток, проекты, лэпбуки и пр.
Далее хотелось бы более подробно остановиться на каждом виде.
и игровые упражнения такие как:
«Что перепутал художник?», «Где что купить?», «Дорого-дешево, выгодно – невыгодно», «Составляем план покупок», «Что нельзя купить?», способствую усвоению следующих задач:
, как часть игровой деятельности, – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Занятия в форме театрализованной деятельности помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления.
Театрализация может включать в себя как интерактивные мини-спектакли по сюжетам обучающих сказок, где актерами выступают сами дети, так и кукольные спектакли. Материалом для обыгрывания может служить как народные сказки («Колосок», «Теремок», «Репка» и др.), так и множество современных авторских сказок «Приключение копеечки», «Лесная ярмарка», «Мишкина копилка», «Денежный домик» и др. Последние знакомят детей непосредственно с экономическими понятиями такими как: деньги, натуральный обмен, сбережения, расходы, стоимость и др.
Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Как правило, словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами.
заучивание пословиц и поговорок у детей воспитываются не только морально-нравственные качества, но и даются представления об экономической целесообразности, отношению к труду, к деньгам и пр. же, помимо развития поисковой активности, помогают формированию экономического словаря.
Чтение и обсуждение художественных является одним из наиболее продуктивных методов освоения мира финансов. Большой плюс работы с художественной литературой в том, что этот метод можно применять с раннего возраста и через сказку постепенно вводить понятия: труд, торговля, продукт, товар и т.д.
Беседа – это активный метод умственного воспитания, когда мы в процессе вопросно–ответного характера общения побуждаем ребенка сравнивать, рассуждать, обобщать, выделять наиболее значимые факты.
Большим подспорьем в усвоении ребенком основ финансовой грамотности я является работа с ситуационными задачами, направленными на анализ конкретных финансовых ситуаций. В отличии от беседы, ребенок и педагог выступают как равноправные партнеры, где воспитатель выступает как помогающий взрослый. Такой метод позволяет ребенку, на основе своего опыта, найти пути выхода из проблемной ситуации, тем самым приобретая новый опыт.
Наглядные методы позволяют детям на практике увидеть и зафиксировать определенные факты. Используя метод мы можем приобщать детей к труду взрослых (на примере сотрудников детского сада), развивать интерес к совершению покупок, усвоению норм и правил разумного экономического поведения. Наблюдение может быть и целенаправленным, когда взрослый задает вектор, так и полевое, когда ребенок в процессе жизни семьи, усваивает определенное экономическое поведение.
Наибольший интерес у детей представляет просмотр мультфильмов и презентаций. Через яркие, красочные картинки, доступным языком объясняются различные экономические понятия. Сейчас очень много материала, созданного для экономического воспитания детей. Созданы целые серии
Рассматривание плакатов, картин, коллажей, демонстрационного материала. Информация всегда лучше воспринимается через визуализацию. Поэтому беседы желательно подкреплять демонстрационным материалом. Очень хорошим подспорьем служат материалы, сделанные своими руками, например коллажи («Наш семейный бюджет»).
Один из самых действенных методов усвоения материала – это практический метод. Всегда интересно потрогать, посмотреть, сделать своими руками и т.д. И здесь мы можем использовать (экспериментирование с деньгами (купюры и монеты): с водой; вес; форма(бумага мнется) и др.) . помогает активизировать поисковую активность и по ее результатам сделать определенные выводы(пример: путь товара от производителя к потребителю (продукты, одежда) и пр.; ценообразование и пр.)
развитию умственной активности, любознательности, самостоятельности, инициативности. Такие виды деятельности способствуют закреплению полученных знаний через продукт своего труда.
Решение экономических задач (логические, задачи-шутки), так же способствует развитию поисковой активности. И в процессе поиска решения ребенок лучше усваивает имеющуюся информацию, применяет ее на практике.
Так же к практическим методам обучения финансовой грамотности можно отнести работу с лэпбуком и проектную деятельность. Объединяет эти два метода систематичность и целенаправленность. И в лэпбуке и в проекте можно использовать все вышеперечисленные методы.
Третий участник образовательного процесса – это семья. И для того, чтобы обеспечить единство целей и задач экономического воспитания ребенка, мы должны взаимодействовать и с . Для этого могут быть использованы анкеты(пр. для оценки степени готовности родителей участвовать в форсировании у детей основ финансовой грамотности), памятки(пр. « Богатство и бедность», «Планирование» и т.д.), папки-передвижки – «Мы копим!», «Личные сбережения», консультации – «Дети и деньги» и др.
Таким образом, можно сделать о том, что используя все эти методы в совокупности, мы сформируем первоначальные представления о финансовой культуре и подготовим ребенка к дальнейшему восприятию более сложных экономических представлений.
Методика обучения финансовой грамотности детей в разных возрастных группах ДОУ
Галина Иващенко Методика обучения финансовой грамотности детей в разных возрастных группах ДОУ
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Оно неотделимо от ребенка с самых ранних лет его жизни. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. Его целью является не только расширение экономического кругозора дошкольника, но и возможность дать ему представления о таких экономических качествах. как бережливость, трудолюбие, хозяйственность. Поэтому в презентации я разбила детей по возрасту : младший и старший. Детей обучают от простого к более сложному. Постарайтесь объяснить ребёнку, что товар в магазине- это результат труда многих людей, поэтому он стоит денег, а цена -это количество денег, которое надо отдать. Развивайте познавательный интерес и бережное отношение к природным ресурсам. Существуют игровые персонажи, с помощью которых ребёнок вовлекается в ситуацию. Это Рублик, кот Белобок, Денежка, пёс по имени Мани.
Публикация «Методика обучения финансовой грамотности детей в разных возрастных группах ДОУ» размещена в разделах
Буду рада, если презентация “Методика обучения детей финансовой грамотности ” заинтересует Вас.
Прикреплённые файлы
Расскажите коллегам и друзьям!
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
«Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста: методы, приёмы и формы обучения»
Подготовил педагог: высшей квалификационной категории, Самойлова Анна Валерьевна, ГБДОУ детский сад №33.
Реализуя в ДОО рабочие Программы по формированию основ финансовой грамотности педагогам необходимо использовать формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса. В процессе организации образовательной деятельности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.
Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно. Использование игры эффективно при организации коммуникативной, познавательной, двигательной деятельности. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Тематика таких игр может быть очень разнообразной: «Что нельзя купить?», «Сделал дело – гуляй смело», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», игра-праздник «Русская ярмарка», «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Денежкин домик», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что создается трудом», игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Супермаркет», «Кому что нужно для работы» и пр.
Закрепление навыков составления и решения задач по схеме-формуле Ц = И + Пгде Ц цена, И издержки, П прибыль) происходит в процессе организации сюжетно-дидактических и ролевых игр, таких как «Прачечная», «Супермаркет», «Бюро добрых услуг», «Универсальный магазин», «Пирожковая», «Няня», «Банк» и др., в ходе которых дети назначают цену изготовленных товаров и услуг с учетом издержек и прибыли.
В содержание игры включаются приобретенные детьми знания и умения. Необходимыми условиями возникновения такой игры являются:
– достаточный уровень сформированных у детей основных программных знаний и умений;
– оснащение ролевой игры атрибутами, активизирующими применение полученных знаний и умений (числовыми и цифровыми карточками,
условными мерками и т.д.);
– умение детей использовать эти атрибуты в игре (на счетах откладывать количество «купленных» в «магазине» предметов; «рассчитываться» за «покупки» «деньгами» в виде числовых или цифровых карточек, отмерять нужное «покупателю» количество мерок крупы и т.д.).
Развитие ребенка эффективнее проводить через игру, ненавязчиво, так как именно в играх приходит опыт понимания общественной жизни. Возрастает и чувство собственного достоинства. В игре проявляются и через нее формируются все стороны интеллектуальной и психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. С помощью игры можно ставить детей в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели.
Поэтому очень важно использовать и Метод проблемных ситуаций.
Погружение в проблемную ситуацию – один из видов практического применения интерактивных форм обучения, метод интенсификации обучения, реализуемый как развернутый поиск постановки и решения проблемы, включающий в себя все этапы, сочетающий в себе ряд более компактных интерактивных форм, коллективно-распределенную и индивидуальную деятельность, занимающий от одного до нескольких дней.
Формы организации проблемного обучения: проблемный вопрос («Как вы думаете, почему всем зайчатам хватит конфет в магазине?»), проблемная задача («Папа дяди Фёдора сегодня получил зарплату, и вся семья решила пойти в магазин, но денег выделили только на одну крупную покупку. Маме нужна стиральная машина, папе нужна зимняя резина на машину (зима же приближается), дяде Фёдору нужен сноуборд. На какую покупку лучше потратить деньги?»).
Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного обучения, методический приём, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности. Решение ситуационных проблемных задач способствует формированию умения объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей. Чтобы заинтересовать дошкольника, задача должна быть актуальной и представлять реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и пр.) Главным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребёнку захотелось найти на него ответ.
Где продают и покупают товары? Как стимулировать продажу? Это вопросы, касающиеся маркетинговой деятельности, направленной на реализацию продукции и удовлетворение потребности людей. Старшие дошкольники знакомятся с разными формами сбыта продукции. Организовываются сюжетные и сюжетно-дидактические игры: «Супермаркет», «МОЛЛ», «Рынок», «Мурманская ярмарка», «Аукцион», «Лесной рынок» (с включением проблемных ситуаций «Где купить мёд?», «Удачная покупка», «Выгодный заказ» и пр.). ( А. А. Смоленцева «Введение в мир экономики или Как мы играли в экономику»).
В организации проектной деятельности важны два аспекта: проектноцелевой и процессуальный. Первый аспект – образ нового продукта (вещи, инструмента, организации работ), необходимого для решения проблемы.
Второй аспект – планирование, организация и осуществление деятельности от идеи до материального воплощения.
В ходе проектной деятельности дошкольники учатся на практике применять знания из одной или нескольких образовательных областей.
Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника: «Почему полезно и почётно трудиться?», «Труд – Наше богатство», «Что такое Экономика?», «В гости к Гному-Эконому», «Зачем человеку деньги?», «Почему нужно быть бережливым?».
Заключительные праздники по ситуации месяца позволяют проявлять те социальные навыки и жизненный опыт, которые дети приобрели в течение месяца. На празднике дети могут спонтанно выражать себя, реализуя свои потребности и способности без утомительных репетиций. Такие темы, как «Мой дом – детский сад», «Таинственный остров», «Я живу в Мурманске», могут быть адаптированы для изучения основ финансовой грамотности.
Умелое использование воспитателем приемов и методов данной технологии позволяет развить у дошкольников творческое воображение, диалектическое мышление, учит их мыслить системно с пониманием происходящих процессов. Исходным положением ТРИЗовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Т РИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Используются: метод проблемных ситуаций; метод исследовательских ситуаций; ТРИЗовские игры: «Хорошо – плохо», «Чем был – чем стал», «Раньше – позже», «Робинзон Крузо», «Аукцион» и т. д.
Одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром. Использование моделирования в формировании ОФГ (предметные модели – изображение орудий труда при знакомстве с профессиями, изображение денег и т.д.; предметно-схематические модели по Т. А. Ткаченко; графические модели – мнемотаблицы для составления описательных рассказов о профессии).
часа» предшествует подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов.
Собирая, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание больше узнать о предметах (коллекции «Кошельки», «Деньги», «Копилки», «Орудия труда» и т.д.). Учитывая ситуативность и неустойчивость интересов дошкольников, необходимо поддерживать интерес к созданию коллекции и к уже действующей коллекции: вместе с ребёнком рассматривать её, организовывать поиск информации, составлять рассказы и сказки о предметах, использовать экспонаты в играх, занятиях, театрализованных постановках, зарисовывать.
Периодически коллекцию можно «переоформлять» – классифицировать по разным признакам. У детей необходимо воспитывать бережное отношение к коллекции. Рассказы о предметах коллекции позволяют детям обратить внимание на необычный вид и назначение, на «говорящие» детали.
С появлением современных технологий увлекательный мир анимации стал доступен для всех, в том числе и для дошкольников. Во многих садах сейчас активно внедряется создание мультфильмов (из рисунков, пластилиновых, из лего-конструктора и т.д.) Современные мульти-студии позволяют детям освоить азы мультипликации и почувствовать себя в роли начинающих режиссеров. При грамотном педагогическом подходе интерес к мультфильмам можно использовать и как средство формирования ОФГ – создавать мультфильмы по придуманным стихам и сказкам или по сказкам, предложенным в методической литературе.
Дошкольный возраст – это период, в котором преобладает нагляднообразное мышление. Воспитатель, сопровождая рассказ демонстрацией динамических процессов, способствует более прочному усвоению знаний воспитанниками, мотивируя их на поиск новой информации. Можно использовать в работе цикл фильмов «Азбука финансовой грамотности» со Смешариками или «Рассказы тётушки Совы», «Фиксики» и др.
Одно из актуальных направлений внедрения ИКТ в образовательный процесс ДОО – мультимедийные презентационные технологии. Использование презентационных средств позволяет внести эффект наглядности в занятия и помогает ребёнку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации; создавать наглядные образы в виде схем, рисунков, графических композиций.
В работе по формированию ОФГ используются в основном экскурсии на экономические объекты (заводы, магазины, хозяйства, шахты, биржи, банки) и культурно-художественные (музеи, учебные заведения).
Наглядный материал в слайд-шоу позволяют выстроить объяснение логично, научно, при этом включается зрительная, слуховая и моторная память воспитанников.
С помощью виртуальных экскурсий можно побывать в любой точке нашего земного шара и не один раз. Провести экскурсию можно разными способами:
– фотопутешествие (с каким-либо героем);
– видеоэкскурсия, проводимая ребёнком, членами его семьи
– видеопутешествие (какой-либо семьи).
Во время виртуальных экскурсий необходимо использовать прием постановки проблемных вопросов по теме и содержанию экскурсии. Но ведущим является наблюдение.
В процессе экскурсии важно поддерживать мыслительную активность детей. С этой целью используются приемы, стимулирующие познавательный поиск: детям предлагается задать вопросы о том, что они воспринимают, что их заинтересовало, что кажется непонятным; вспомнить соответствующее стихотворение, пословицу, народную примету, загадку.
С помощью кейсов старшие дошкольники самостоятельно изучают познавательный материал, финансовые ситуации и решают, как надо действовать. Материалы кейса должны не просто описывать реальные жизненные ситуации, а представлять собой единый информационный комплекс, который позволит детям понять ситуацию и найти один или несколько вариантов, как её решить.
Кейсы могут содержать комплекты проблемных картинок, фотографий, карточек, носителей аудио- или видеоинформации, книжки-малышки, раскраски, пазлы, настольно-печатные познавательные экономические игры, головоломки, ребусы. Задача детей – самостоятельно найти решение кейса. Необходимо дать возможность детям анализировать, делать выводы, строить предположения. Чтобы помочь воспитанникам, задайте вопросы, например: Что в кейсе? О чём пойдёт речь? В чём состоит проблема? Что может произойти? Как вы можете решить эту проблему?
Этапы работы с кейсом:
21. Маленький блогер – маленький финансист. Освоение различных цифровых платформ предлагает новую форму работы с воспитанниками – дети выступают в роли финансовых блогеров и знакомят подписчиков с финансовыми инструментами, семейным бюджетом, зарабатыванием денег трудом и пр. основами финансовой грамотности. Цель такой формы: обучение старших дошкольников создавать качественный, информативный контент по финансовой грамотности в сети.
Организация работы с блогерами:
Литература по формированию основ финансовой грамотности воспитанников ДОО
(г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. – С. 36– 39. – URL
ДОУ//Дошкольная педагогика. – 2016. – № 9. – С. 9–16.
(г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). – СПб: Свое издательство, 2015. – С. 39–41. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8467/ (дата обращения: 26.12.2018).