модель обучения финансовой грамотности

Думченко О. Образовательные модели формирования финансовой грамотности школьников

Оригинал материала размещен в выпуске № 06

https://f.almanah.su/32.pdf

Методологические подходы, принципы и модели формирования финансовой грамотности в общеобразовательной школе

1. Системно-деятельностный подход как методологическая основа формирования финансовой грамотности в соответствии с ФГОС общего образования.

2. Принципы формирования финансовой грамотности в общеобразовательной школе: социально-педагогические, психолого-педагогические и организационно-педагогические.

3. Образовательные модели формирования финансовой грамотности школьников: контекстная, предметная, внеурочная, проектная.

Суть системно-деятельностного подхода заключается в представлении, что качества личности и ее способности представляют собой результат трансформации внешней деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.

Данный подход основывается на работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, в которых описываются основные психологические закономерности процесса обучения и рекомендации по структуре учебной деятельности с учетом возраста обучающихся.

Образовательный процесс по формированию финансово грамотной личности, построенный в соответствии с требованиями ФГОС ОО, должен быть направлен на ее развитие в социальном, личностном, познавательном и коммуникативном плане, что выражается в ориентации на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Метапредметные, в свою очередь, делятся на познавательные, регулятивные и коммуникативные.

Не случайно в качестве методологической основы ФГОС ОО выбран именно системно-деятельностный подход, так как он позволяет:

– сформировать готовность обучающихся к постоянному саморазвитию и непрерывному образованию;

– проектировать и конструировать развивающую образовательную среду;

– стимулировать активность учебно-познавательной деятельности обучающихся;

– ориентировать образовательный процесс на учет индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровьесбережения обучающихся.

Применение системно-деятельностного подхода в обучении финансовой грамотности обусловливает переход:

– от усвоения набора базовых финансовых знаний и понятий к формированию компетентностей;

– от изучения научных терминов и понятий, не связанных с реальной жизнью, к ориентации на решение обучающимися жизненно важных проблем и задач;

– от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли сотрудничества в достижении целей обучения, в том числе коммуникативных, личностных.

1. Принцип природосообразности основан на учете природных факторов развития человека, на обеспечении его безопасности и здоровьесбережения. В рамках реализации данного принципа приобретают особую актуальность вопросы финансовой безопасности гражданина, ценности здоровья подрастающего поколения, ориентации его на ЗОЖ.

2. Принцип культуросообразности основан на ориентации уроков по финансовой грамотности на общечеловеческие ценности, но в тоже время на особенности культурной среды, к которой принадлежит обучающийся (национальной, конфессиональной и т.д.). То есть в процессе формирования финансово грамотной личности необходимо учитывать специфику менталитета, традиций, обычаев.

3. Принцип гуманистической направленности – предполагает ориентацию образовательного процесса на такие гуманистические ценности как свобода личности и ее выбора, взаимное уважение, всестороннее развитие личности, творчество.

4. Принцип вариативности – говорит о том, что необходимо таким образом построить образовательный процесс, чтобы сочетать в его рамках различные виды и формы обучения финансовой грамотности. Предопределяет дифференциацию как самого содержания курса финансовой грамотности, так и средств, технологий и методов обучения в соответствии с категориями образовательных учреждений и обучающихся.

5. Принцип развития конструктивно-финансовой активности и духовно-нравственного отношения к миру является центральным при формировании финансово-грамотной личности, так как он основан на субъектности обучающегося, то есть его личность признается самостоятельной, осознанной, ответственной за результаты обучения и дальнейшее развитие. Особый интерес представляет такое понятие как «конструктивно-финансовая активность», которую можно определить как совокупное личностное образование, проявляющееся во внутренней готовности к конструктивному взаимодействию с другими для устойчивого развития. Не случайно данный принцип дополнен таким положением как ориентация на духовно-нравственное отношение к миру, без полноценной реализации данного аспекта о конструктивной направленности личности говорить не приходится.

Психолого-педагогические принципы – основаны на учете психологических аспектов при обучении финансовой грамотности

1. Принцип созидательной деятельности предопределяет развитие и успешную реализацию созидательного потенциала личности. Данный принцип тесно связан с организацией культуросообразной деятельности, постоянным исследованием новых сфер, инициативностью, творческой и поисковой активностью, созданием нового.

2. Принцип диалогичности и толерантности взаимодействия отражает ориентацию на такие ценности как принятие отличий другой личности, гуманизм, милосердие, доброе отношение к другим, умение понимать мотивы и интересы другого, признавать и уважать их, строить конструктивный диалог и достигать общих целей, что особенно важно в финансовой сфере, где всегда присутствует конфликт интересов.

3. Принцип преемственности предполагает такое построение образовательного процесса, который позволяет обеспечить преемственность обучения основам финансовой грамотности на разных возрастных этапах.

4. Принцип проблемно-ситуативного познания (контекстного обучения) отражает ориентацию на учет ситуативности при формировании финансовой грамотности, то есть обучение должно строиться в контексте сложившейся ситуации, в соответствии с задачами и проблемами текущего момента времени. Реализуется данный принцип при решении контекстных задач, проблемных ситуаций, проведении деловых игр, кейсов.

5. Принцип эмпатии способствует пониманию мотивов и интересов другого субъекта. Человек как бы «вживается» в другую личность, пытаясь понять ценности, принципы, мотивы, установки, которые предопределяют ее поведение, в том числе в финансовой сфере.

6. Принцип элективности направлен на формирование умения делать осознанный выбор в различных ситуациях (от выбора банка-кредитора до выбора пути жизненного самоопределения) и нести личную ответственность за его последствия.

Организационно-педагогические принципы – предопределяют учет важности организационных аспектов при обучении основам финансовой грамотности

1. Принцип адаптивности как ведущий принцип управления. Без адаптации развитие невозможно, в связи с чем, современное управление в любой сфере строится на использовании этого принципа, в том числе и в образовательном процессе, направленном на формирование финансовой грамотности. Необходимо использовать «мягкие», адаптивные методы управления обучением, такие как создание определенных условий и мотивации к развитию желаемых качеств обучающихся.

2. Принцип сочетания традиционных и инновационных направлений деятельности нацелен на поиск баланса между ориентацией на традиции (консервативный, традиционный подход к обучению) и инновации (новаторский, инновационный подход). Однако стоит учесть, что использование необоснованных экспериментов в процессе формирования финансовой грамотности молодого поколения недопустимо.

3. Принцип адекватного кадрового обеспечения. Одной из ключевых проблем организации финансового просвещения является проблема обеспечения соответствующими кадрами. Основы финансовой грамотности изучаются в рамках обществознания, которое традиционно преподают учителя, не имеющие специального экономического образования, что повышает актуальность и значимость разработки и реализации программ повышения квалификации в данной сфере.

4. Принцип интеграции программ финансовой грамотности предполагает повышение финансовой грамотности населения в широком смысле, то есть по всему комплексу вопросов, связанных с финансами, а не отдельных программ, направленных на умение управлять личными финансами, эффективно взаимодействовать с банками, страховыми компаниями и другими субъектами финансового рынка. Особую роль в этом процессе играет обучение основам финансовых знаний в школе, так как невозможно осуществлять повышение финансовой грамотности населения страны без реализации полномасштабной программы обучения подрастающего поколения, которое выступает не только активным пользователем финансовых услуг в настоящем и будущем, но и своеобразным «проводником» знаний о финансах для всего общества.

5. Принцип социально-педагогического партнерства – один из принципов обучения основам финансовой грамотности в школе, базирующийся на равноправном сотрудничестве учеников и учителя, поиске общего в различных точках зрения и достижения консенсуса. Это важно, потому что практическая деятельность в области финансов построена на принципах партнерства и предполагает добровольность, взаимовыгодность, согласование интересов в процессе переговоров, закрепление отношений в договорах, взаимную ответственность.

6. Принцип активного использования обратной связи, оценки и мониторинга эффективности. Необходимым условием эффективности программ повышения финансовой грамотности является ориентация на получение обратной связи от обучающихся. Регулярно проводя оценку таких программ и корректируя их в соответствии с результатами анализа обратной связи, можно постоянно повышать их качество и адаптировать к ситуации и особенностям и запросам обучающихся. В целях обеспечения эффективности образовательного процесса по формированию финансовой грамотности необходимо перманентно осуществлять мониторинг качества образовательных и методических материалов, для чего необходима разработка специальных стандартов качества.

Контекстная модель предполагает формирование финансовой грамотности в рамках изучения общеобразовательных и профильных предметов.

Так, уже в начальной школе можно изучать основы финансовой грамотности на уроках математики, окружающего мира и технологии. Интеграция финансовой грамотности и предметного содержания дисциплин начальной школы может осуществляться через организацию проектной деятельности и решения контекстных задач.

Контекстную модель обучения финансовой грамотности можно реализовывать в школе с помощью разработки проектов и решения контекстных задач.

В рамках проекта решается набор учебных задач межпредметного характера, которые обычно объединены общим сюжетом, связанным с решением финансовой проблемы. В качестве сюжета выступают реальные ситуации и проблемы, которые должны вызывать естественный интерес у обучающихся в соответствии с их возрастом (например, в начальной школе в качестве такого коллективного проекта может выступить совместная подготовка к празднику, к поездке в другой город, к туристическому походу, к благотворительному мероприятию, в том числе с учетом финансовых аспектов). В старших классах проектная деятельность в большей степени ориентирована на поисково-научный, творческий характер.

Еще одним эффективным способом формирования финансовой грамотности в школе в рамках изучения общеобразовательных предметов выступает решение контекстных задач.

Использование контекстных задач выражается в том, что преподаватель создает на уроке реальную или моделирует ситуацию из практической жизни и предлагает обучающимся стать ее активными участниками, решить ее, для чего необходимо использовать знания и навыки из различных предметных областей. Таким образом, при использовании метода контекстных задач в обучении формируются метапредметные и личностные результаты обучения, на которые ориентируют учителя системно-деятельностный подход и ФГОС общего образования.

Предметная модель подразумевает формирование финансовой грамотности в рамках отдельного предмета «Основы финансовой грамотности», а также элективных и факультативных курсов по финансовой грамотности. В первую очередь, направлена на формирование у обучающихся предметных результатов обучения.

Внеурочная модель основана на формировании финансовой грамотности путем ориентации системы дополнительного образования и воспитательной работы с учащимися на финансовое просвещение.

Как показывает практический опыт, наиболее эффективной формой реализации данной модели является постоянно действующий клуб (например, Клуб финансовых умников или финансовых гениев). Клубная форма организации внеурочной работы способствует повышению мотивации обучающихся на постоянной основе участвовать во внеурочной деятельности, стимулирует проявление творчества, самореализации, развитие навыков самопрезентации и ораторского искусства.

Широкое и систематическое использование внеурочной модели организации обучения финансовой грамотности направлено на достижение обучающимися личностных результатов обучения (помогает формировать желаемые качества личности), а также метапредметных результатов во всей их совокупности (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Проектная форма основана на разработке и реализации различных проектов, связанных с финансовой проблематикой. Данная форма получила широкое распространение ввиду ориентации образовательного процесса на системно-деятельностный подход, который определен в качестве основного подхода к обучению на современном этапе требованиями ФГОС ОО. Направлена на формирование метапредметных и личностных результатов обучения финансовой грамотности.

Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования

Цель исследования – теоретико-экспериментальное обоснование влияния финансового обучения на финансовое развитие личности обучающихся. В качестве предмета рассмотрения в статье представлены четыре варианта модели формирования финансовой грамотности в учебном процессе основной школы, предназначенные для урочной и внеурочной формы обучения. Доказано, что финансовое обучение оказывает влияние на финансовое развитие личности обучающихся, если оно построено по эффективной модели формирования финансовой грамотности. Экспериментальным путем выявлены и описаны характеристики эффективной и неэффективной модели формирования финансовой грамотности. Установлено, что в условиях отсутствия финансового обучения на фоне увеличения объема знаний по предметам происходит снижение согласованности личностных качеств обучающихся (формируется противоречивая личность). Научная новизна исследования заключается в разработке эффективной модели формирования финансовой грамотности для урочной формы обучения с возможностью интеграции обучающей программы в курс обществознания. В результате восполнен дефицит научных исследований и публикаций относительно результатов финансового образования обучающихся. Ценность модели формирования финансовой грамотности в обучении особенно возрастает в условиях подготовки к внесению изменений в образовательные программы и учебники, связанные с расширением финансовой информации. Опыт практического применения моделей формирования финансовой грамотности, описанный в статье, может быть полезен педагогу, работающему в системе основного общего образования, для создания программы финансовой грамотности, а также организаторам образования для планирования результатов финансового обучения.

модель формирования финансовой грамотности

личностные качества обучающихся

1. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под. ред. Г.С. Никифорова. С Пб.: Речь, 2001. 448 с.

2. Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 3. С. 152–162.

3. Годфри Дж. Как научить ребенка обращаться с деньгами. М.: Добрая книга, 2006. 224 с.

4. Липсиц И. В., Вигдорчик Е. А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. 208 с.

5. Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2015. 217 с.

6. Бурняшева Л. А., Газгиреева Л. Х. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе высшей школы: методическое пособие. М.: КНОРУС, 2016. 192 с.

9. Медведь И. В. Модель формирования финансовой грамотности обучающихся: оценка эффективности // Modern Humanities Success/Успехи гуманитарных наук. 2020. № 4. С. 120–129.

Организация финансового обучения является актуальной задачей современного образования. Не требует доказательств мысль о том, что финансовое обучение должно быть эффективным, т.е. не только приводить к увеличению объема знаний, умений и навыков, но и открывать обучающимся новые горизонты личностного развития. Можно утверждать, что эффективный процесс формирования финансовой грамотности должен сопровождаться развитием личностных качеств, без которых реализация на практике финансово грамотного поведения затруднена. Ответственность, целеустремленность и самостоятельность могут быть отнесены к ключевым личностным качествам, лежащим в основе финансового развития. Таким образом, обобщенные результаты тестирования моделей обучения по критерию «влияние на личностные качества обучающихся» могут быть полезны при прогнозировании эффективности финансового обучения.

Цель исследования: выявить характер влияния обучения, построенного по моделям формирования финансовой грамотности, на финансовое развитие личности обучающихся.

Материалы и методы исследования

Статья написана по материалам диссертационного исследования, состоявшегося в г. Санкт-Петербурге на базе государственных бюджетных образовательных учреждений школ № 655, 630, 246 и гимназии № 272 в 2017–2020 гг. Общее количество участников исследования составили 2411 обучающихся основной школы с 5 по 11 классы. Обучение по четырем моделям формирования финансовой грамотности прошли 147 обучающихся пятых классов. Данные получены в результате проведения педагогического эксперимента методом наблюдения и анализа результатов деятельности (наблюдения на уроке, домашних заданий, контрольных работ и т.д.).

Для исследования личностных качеств обучающихся, прошедших финансовое обучение, построенное по моделям М1, М2, М3 и М4, использовались следующие психодиагностические инструменты:

Измерения производились во всех экспериментальных группах и контрольной группе в период до и после обучения, при этом в контрольной группе обучение не проводилось. Для обработки полученных данных использовались методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение

Характеристики моделей формирования финансовой грамотности

Модель формирования финансовой грамотности – это теоретический конструкт, который может быть использован для интеграции обучающей программы по финансовой грамотности в учебный процесс основной школы. Модель, представляющая собой совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих, соответствующих друг другу равноценных частей, таких как способ интеграции в учебный процесс; технология обучения; методы обучения; обучающая программа.

В настоящей статье рассматриваются 4 модели формирования финансовой грамотности, в табл. 1 представлены их основные характеристики.

Особенности организации финансового обучения по моделям формирования финансовой грамотности

Особенности организации обучения, понимаемой как способ упорядочивания взаимодействия участников обучения в соответствии с разработанной моделью, представлены в табл. 2.

Подводя предварительный итог, можно оценить эффективность финансового обучения по моделям М1, М2, М3 и М4 по следующим критериям:

– удобство внедрения в учебный процесс;

– обеспечение массовости финансового обучения;

– обеспечение усвоения школьниками обучающей программы.

Модель М1: модель не работает, не обеспечивает усвоение знаний в целом по выборке, так как не обеспечивает массового финансового обучения. Как следствие, модель не обеспечивает усвоение знаний в целом по выборке. При этом согласование включения финансового обучения в дополнительное образование является наиболее удобным.

Модель М2: модель не работает – программа не вписывается в контекст традиционного обучения по обществознанию; не обеспечивает усвоение знаний в целом по выборке, при этом массовость обучения обеспечивается полностью. Согласовать с учителем обществознания включение финансового обучения в конкретный урок оказалось затруднительно.

Мы объединяем модели М3 и М4, так как они отличаются только содержанием обучающей программы А2 и А3: а на оценку эффективности моделей по описанным выше критериям содержание программ не оказывает влияние.

Влияние финансового обучения по моделям формирования финансовой грамотности на финансовое развитие обучающихся

Далее в статье описывается, каким образом проведена обработка данных, на основании которой делаются выводы о характере влияния финансового обучения на финансовое развитие.

Для повышения достоверности применена двухэтапная процедура сравнения данных:

1 этап: для сравнения двух независимых выборок 5 «А» и 5 «Б»; 5 «В» и 5 «Г» по уровню признаков, выявленных после проведения теста ММС и УСК в периоды «до», «после» и «до – после» обучения применен непараметрический статистический критерий Манна – Уитни, в результате получено подтверждение допустимости парного объединения (укрупнения) групп: «Модель 1/2» (5 «А» и 5 «Б» классы), «Модель 3/4» (5 «В» и 5 «Г» классы) и Контроль (5 «Д» класс).

2 этап: для одновременного сравнения между собой трех выборок: «Модель 1/2», «Модель 3/4» и Контроль по уровню признаков, выявленных после проведения теста ММС и УСК в периоды «до», «после» и «до – после» обучения применен непараметрический критерий Краскелла – Уоллеса. Для описания количественных показателей использовались среднее значение и стандартное отклонение в формате «M ± S». Анализ динамики показателей в случае сравнения двух периодов произведен на основе непараметрического критерия Вилкоксона. Корреляционный анализ проведен на основе непараметрической ранговой корреляции по Спирмену. Уровень статистической значимости был зафиксирован на уровне вероятности ошибки 0,05. Статистическая обработка данных выполнена с использованием пакетов прикладных программ Statistica 10 и SAS JMP 11.

Получены результаты, описывающие взаимосвязь модели обучения с показателями личностных характеристик, измеряемых методиками УСК и ММС: модели М1 и М2 и модели М3 и М4 не влияют на изменение личностных характеристик, измеряемых тестами УСК и ММС, так как статистически значимые изменения отсутствуют.

Для анализа динамики показателей «Модель 1/2», «Модель 3/4», Контроль по периодам «до» и «после» применен непараметрический критерий Вилкоксона, выяснена направленность и выраженность изменений (сдвигов) в указанный период:

– группа «Модель 1/2» не освоила программу, так как статистически значимые изменения обнаружены только в двух показателях методики ММС, но они произошли не в нужную сторону: генерализированная целеустремленность и выраженная самостоятельность уменьшились, что свидетельствует о том, что группа «Модель 1/2» не освоила программу;

– по группе «Модель 3/4» результаты показывают, что существенных изменений в показателях УСК и ММС за время обучения в этой группе не произошло. Однако нет оснований считать, что Модель 3/4 не усвоена. Несмотря на то, что личностные характеристики не изменились, фактическое усвоение Модели 3/4 можно проверить другими способами.

Важно обратить внимание на то, что состоялось всего 9 уроков из 12 запланированных (для сравнения, курс обществознания рассчитан на 34 урока). В такой ситуации нереалистично ожидать существенных изменений личностных качеств. Статистически значимые изменения указывают на тенденции – возможные будущие изменения, при условии продолжения обучения финансовой грамотности;

– в группе «Контроль» также практически не произошло существенных изменений: только по одному показателю («Целеустремленность генерализированная») наблюдается рост среднего значения.

Для изучения связей между показателями методик ММС и УСК по группам «Модель 1/2», «Модель 3/4» в периоды «до» и «после» проведен корреляционный анализ на основе непараметрической ранговой корреляции по Спирмену, выявлены статистически значимые корреляционные связи между личностными характеристиками. Оценка тесноты установленных связей между показателями позволяет нам сделать выводы о характеристиках структуры личности (согласованности/ не согласованности, гомо/гетерогенности) обучающихся по различным моделям обучения.

Есть основания понимать под финансовым развитием личности согласованность личностных характеристик, образующих непротиворечивую личность, возникающую в процессе финансового обучения и воспитания между ответственностью, самостоятельностью и целеустремленностью.

Результаты корреляционного анализа показывают:

– наименьшее количество статистически значимых корреляционных связей между интернальностью и самостоятельностью и целеустремленностью получено в группе «Модель 1/2», причем этих связей мало и в период «до», и в период «после», что говорит о тенденции развития гетерогенности в структуре личности обучающихся;

Влияние модели обучения на личностные характеристики и финансовое развитие обучающихся

– наибольшее количество связей обнаружено в группе «Модель 3/4», причем их количество существенно увеличилось в период «после» (с 7 до 12), что свидетельствует о развитии в сторону согласованности личностных характеристик, образующих непротиворечивую личность;

– в контрольной группе было примерно такое же количество значимых взаимосвязей, как в группе «модель 3/4» (8 связей), но в период «после» их число сильно сократилось (осталось 5).

В табл. 3 представлена обобщенная картина влияния обучения по моделям на личностные характеристики обучающихся и их финансовое развитие.

Оценка эффективности моделей формирования финансовой грамотности по критерию влияния на финансовое развитие личности

Можно утверждать, что эффективная модель формирования финансовой грамотности положительно влияет на финансовое развитие личности обучающихся. Выявлено, что модели М3 и М4 являются эффективными.

Соответственно, неэффективная модель формирования финансовой грамотности не влияет на финансовое развитие личности обучающихся. Выявлено, что модели М1 и М2 не являются эффективными.

На фоне отсутствия организованного формирования финансовой грамотности в учебном процессе происходит отрицательное влияние на финансовое развитие личности, связанное со снижением согласованности личностных качеств (формируется противоречивая личность).

1. Финансовое обучение оказывает влияние на финансовое развитие личности обучающихся, если оно построено по эффективной модели формирования финансовой грамотности.

2. Эффективная модель формирования финансовой грамотности имеет следующие характеристики: предназначена для урочного обучения; обучающая программа предусматривает интеграцию в курс обществознания, не менее девяти отдельных уроков по 1 ч; обучение построено по технологии модерации с применением Сингапурской методики преподавания.

3. Эффективная модель формирования финансовой грамотности обеспечивает массовость обучения и хорошее усвоение знаний по программе.

4. Применение эффективной модели формирования финансовой грамотности в учебном процессе не соответствует критерию «удобство применения в учебном процессе».

5. Установлено, что в условиях отсутствия финансового обучения на фоне увеличения объема знаний по предметам происходит снижение согласованности личностных качеств (формируется противоречивая личность).

Библиографическая ссылка

Медведь И. В. М ОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ: ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 3.
– С. 17-22;

URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2291 (дата обращения: 16.11.2023).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

В Концепции формирования финансовой грамотности у обучающихся средствами организации проектной деятельности и других форм интерактивного обучения описано общее содержание образования, которое является двухслойным: с одной стороны, описано содержание финансовой грамотности, с другой стороны, содержание, определяющее проектную, исследовательскую, практическую и иные формы деятельности, через которые будет осуществляться обучение. Указано место содержания образования в системе общего и дополнительного образования детей, описана связь разрабатываемого содержания образования с содержанием образования общеобразовательных предметов, представлена характеристика особенностей содержания образования.

Оцените статью