Муниципальное образовательное учреждение
«Гурульбинская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности на тему «Как граждане участвуют в формировании бюджета страны, или почему надо платить налоги»
для учеников 10-11 классов
С. Гурульба, 2020 год
Технологическая карта занятия
Технологическая карта мероприятия
Описание хода занятия по этапам
Задание 1. Соотнесите понятие и его содержание
Задание 2. Определить, какую величину налога за истекший год должны заплатить граждане в каждом случае.
1. Цырен после долгих поисков работы 1 марта текущего года наконец-то её нашёл. В первые два месяца заработная плата была установлена в размере 20 000 руб., далее она повысилась до 25 000 руб. в месяц.
2. Сэсэг с 30 ноября текущего года владеет земельным участком для целей личного подсобного хозяйства. Кадастровая стоимость земельного участка 100 000 руб. Кроме того, в августе в одном из торговых центров г. Улан-Удэ она выиграла приз на 5000 рублей.
3. Зоригто в апреле текущего года приобрёл автомобиль стоимостью 300 000 руб. с двигателем мощностью 250 л. с.
4. Нима, обучаясь в очной бюджетной аспирантуре, на протяжении года получал стипендию в размере 3500 руб. в месяц.
Решения и ответы оформить в виде таблицы!
Образец выполнения задания 2.
Расчёт суммы налогов гражданина за год
О гражданине Бато известен ряд фактов.
1. Начисленная заработная плата Бато составляла с января по июнь включительно 23 тыс. руб. в месяц, с июля по декабрь — 25 тыс. руб. в месяц.
2. В августе Бато, участвуя в поэтическом конкурсе, был удостоен призового места и награждён электронной книгой стоимостью 10 тыс. руб.
3. Бато приобрёл с рук автомобиль 2010 г. выпуска стоимостью 90 тыс. руб. с мощностью двигателя 150 л. с. и поставил на учёт 5 января. 31 августа того же года гражданин продал свой автомобиль
4. С 1 августа владеет земельным участком с кадастровой стоимостью 200 000 руб.
Условия: ставка налога на доходы физических лиц в виде зарплаты составляет 13%; ставка налога на доходы физических лиц в виде выигрыша — 35%; ставка транспортного налога установлена на уровне 35 руб. за 1 л. с.; ставка налога на имущество — 0,1%
Ключ к заданию
Задание 3. Определить, верны ли суждения о налогах
Запишите рядом «Верно/неверно» или поставьте «+» и «-»
1. Налоги взимаются только с физических лиц
2. Налоги – это обязательные, безвозмездные платежи в пользу государства 3. Н ДС – налог на добавленную стоимость
4. Акцизами облагаются товары первой необходимости
5. Налоги идут на создание общественных благ
6. Налоги – основной источник формирования бюджета
7. Налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности налогоплательщика
8. Транспортный налог – это региональный налог
Налоги — это обязательные платежи, которые платят граждане (физические лица) и организации (юридические лица) в целях финансового обеспечения деятельности государства и общественно-значимых учреждений, таких как поликлиники, школы, детские сады, государственные службы и прочие.
считается установленным лишь в том случае, когда определены и .
Налогоплательщик — физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налоги.
Основным элементом налогообложения является налоговая ставка.
Налоговая ставка представляет собой сумму налоговых отчислений на единицу налогообложения.
То есть это доля от стоимости объекта недвижимости или величина налога, который приходится на единицу земельной площади, количества товара, массы и прочего, в чём измеряется единица налогообложения.
В случае когда налог взимается с дохода, налоговая ставка рассчитывается в процентах. Ставка налога может быть определена и конкретной денежной суммой, рассчитываемой на один объект или показатель, который его характеризует. Для определённых категорий налогоплательщиков по отдельным видам налогов могут устанавливаться .
Налоговая льгота — преимущество, предоставляемое определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками.
Рассмотрим классификацию налогов по способу взимания и основные виды налогов.
Прямые налоги (также подоходно-поимущественные налоги) — налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика, которые уплачиваются явным образом.
Подоходный налог (налог на доходы физических лиц) — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических или юридических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов в соответствии с действующим законодательством.
К прямым налогам относятся также такие виды налогов, как налог на прибыль, налог на имущество, транспортный налог, земельный налог.
Косвенные налоги (т. е. налоги на потребление) — это налоги, которые включаются в цену товара или услуги, уплачиваемую конечным потребителем.
Косвенные налоги могут распространяться на все товары и услуги (за редкими исключениями) — как налог на добавленную стоимость (НДС) — либо на определённые группы товаров — как акцизы на нефтепродукты.
Налоги могут различаться по характеру налоговых ставок:
Государство может применять в своей работе различные виды налогов (регрессивный, прогрессивный, пропорциональный) для более гибкого регулирования экономики и обеспечения наиболее эффективного поступления платежей в бюджет.
Налоговая инспекция — один из налоговых органов государства, в задачу которого входит контроль соблюдения законодательства в сфере налогов, правильности и своевременности расчёта и уплаты необходимых налогов и платежей.
Кроме этого, к функциям налоговой инспекции относится применение наказаний к гражданам (предпринимателям и физическим лицам), уклоняющимся от уплаты налогов.
В случае если сборы и налоги не уплачены в сроки, установленные законодательством, на сумму неуплаченных налогов и сборов начисляются пени.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации представляет собой сумму денег, которую налогоплательщик обязан уплатить в случае, когда сборы и налоги были уплачены им позднее, чем в сроки, установленные законодательством.
Пеня должна быть выплачена в дополнение к сумме налога, её начисление происходит ежедневно на протяжении всего периода просрочки платежа. Она начинает начисляться сразу же по истечении срока налогового или страхового платежа.
Размер пени начисляется в процентах, в отношении сумм просроченных налоговых платежей. Процентное отношение приравнивается к
установленной ставки рефинансирования Центрального банка страны.
Действующая формула расчёта пени текущего года:
пеня (=) (просроченные налоговые обязательства (*) ставку рефинансирования (/)(300)) (*) длительность просрочки в календарных днях.
Ставка рефинансирования — это постоянно изменяющаяся величина, поэтому в процессе начисления пени берётся актуальная ставка на день начисления пени.
1. размер просроченного платежа (=) (10000) руб., платёж просрочен на
дней, а ставка рефинансирования в течение всего срока просрочки составляет (6,5) %.
Расчёт величины пени по налогам (=)
10000
·6,5100
·1300
·10
2. Размер просроченного платежа (=) (10000) руб., платёж просрочен на
дней, ставка рефинансирования в первые
дней была
%, а затем возросла до
%.
10000
·8100
·1300
·5+10000
·10100
·1300
·513,33+16,66
Липсиц, И. В. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся. 8–9 классы. Серия: Учимся разумному финансовому поведению / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. — 352 с.
Тема:
«С налогами на
ТЫ»
Форма:
занятие по финансовой грамотности.
Цель:
знакомство воспитанников с понятиями:
«налог», «налогоплательщик»; видами налогов; прививать уважение к
законодательству России.
Задачи познакомить воспитанников с сущностью, видами и структурой
налогов, их функциями в современном обществе;
способствовать развитию у воспитанников
аналитического и логического мышления;
воспитывать экономически грамотного,
отвечающего за свои решения гражданина.
II. Мотивационный. Формулировка
темы.
III. Объяснение нового
материала.
I. Организационный момент.
Приветствие. Проверка присутствующих.
II. Мотивационный. Формулировка темы.
Сегодня на уроке мы будем изучать понятие, которое у
большинства людей вызывает отрицательную реакцию. Но как мы знаем, в природе
нет полностью отрицательных явлений. В каждом можно найти плюсы. Тему классного
часа Вы назовете мне сами. Перед вами на слайде высказывание: «Это цена, которую
мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе». Как Вы думаете, о чём
идёт речь? Если у Вас возникли затруднения, то можно воспользоваться подсказкой
(см.
слайд – кнопка «подсказка»- отгадать ребус
Верно. И тема классного часа «С налогами на ТЫ».
III. Объяснение нового материала.
слайд с цитатами выдающихся людей по теме
Отношение
к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как
У. Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О.
Холмз назвал налоги «ценой за цивилизованное общество». Так что же представляют
собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое
собственное мнение. Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого,
наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение
налога.
А сейчас я предлагаю обратиться к истории и посмотреть, какие
интересные налоги существовали в мире.
(просмотр слайдов с необычными примерами
налогообложения,
Рассматривая данные примеры, мы пришли к выводу о
необходимости наведения порядка в налоговой системе. Так Адам Смит
(1723-1790) – известный шотландский экономист и философ, основоположник
классической школы политэкономии в своей книге «Исследование о природе и
причинах богатства народов» (1776) говорил: «Налоговая система должна
быть: справедливой, понятной, удобной, недорогой».
основные принципы налогообложения
(работа с информацией, представленной на
слайде)
–
подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства
соразмерно своему доходу;
–
налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен. Размер
налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны плательщику;
–
каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее
удобны для плательщика;
–
каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика
возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.
– это совокупность
налогов, форм и методов их построения и
взимания, определяемая законодательством государства. И
налоговая система РФ подразделяется на 3 вида налогов: федеральные,
региональные и муниципальные налоги и сборы. Предлагаю более подробно
разобраться с теми налогами, которые мы платим:
1. Один из самых распространённых налогов — По большей части случаев
ставка — 13%.
При получении подарков человек сам должен задекларировать
такой доход. Данная обязанность возникает в случае получения подарков в виде:
– недвижимого имущества;
– транспортных средств;
– акций, долей, паёв.
Исключением из этого правила является получение указанных
подарков от членов семьи или близких родственников. А вот с пенсий и социальных
пособий (например, по болезни, беременности или инвалидности) налоги не
взимаются.
Налог на имущество. Таким налогом облагается
имущество раз в год, а его величина рассчитывается в процентах от
инвентаризационной стоимости имущества, которым человек владеет: квартиры,
дома, дачи, садового участка или гаража. Налог исчисляется на основании данных
об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Налог на транспортное средство. Величина этого налога
различается по регионам России, но везде рассчитывается исходя из мощности
двигателя. Так, в 2014 году для машин, зарегистрированных в Москве, с мощностью
двигателя 70–100 л.с. включительно ставка налога составляет 12 р. за 1 л.с., с
мощностью 100—125 л.с. — 25 р., с мощностью 125–150 л.с. — 35 р.
. Плательщиками такого
налога будут лица, владеющие земельными участками. Налог платится по месту
нахождения земельного участка. Ставки налога в зависимости от региона
различаются.
Налог на доходы физических лиц, налог на имущество,
транспортный, земельный налог являются , они взимаются с доходов
и имущества конкретного человека, а их размер зависит от размера получаемого
дохода и стоимости имущества. Но есть ещё налоги, которые государство берёт с
нас только в том случае, когда мы покупаем товары или потребляем услуги. Эти
налоги нам невидимы, так как входят в цену товара. Их уплачивает продавец.
Такие налоги называют
Кроме того, налогом являются те государственные , которые человек платит за
определённые виды нужных ему услуг, оказываемых государством или частными
лицами по соглашению с государством.
А как происходит уплата налогов Налог
с заработной платы (НДФЛ) за работника платит работодатель. При наличии других
доходов необходимо заполнить налоговую декларацию. Что касается налога на имущество и налога
на транспортное средство, то извещение о том, сколько и когда необходимо
уплатить, придёт домой по почте ценным письмом с уведомлением.
Сегодня
многие налоги можно уплатить не выходя из дома. Для онлайн-оплаты по налоговым
платежам можно воспользоваться интернет-сервисом «Заплати налоги». Здесь же
можно узнать и о налоговой задолженности.
Если
налогоплательщик опоздал с оплатой, значит, сам себя наказал — кроме налога
придётся уплатить пени за просрочку платежа. Неуплата налогов влечёт
административную и в некоторых случаях уголовную ответственность.
Отдельным категориям
налогоплательщиков законодательство предоставляет налоговые льготы —
возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
IV. Практическая работа.
Теперь
потренируемся в расчете налогов в различных жизненных ситуациях. На обсуждение
предоставляется 3 минуты, после группа дает ответ или получает штрафные баллы.
Кейс 1. Кузнецов Вадим купил земельный
участок. Его кадастровая стоимость составляет 500 тыс. рублей. Какую сумму
налога он будет уплачивать, если земельный участок находится в вашем регионе?
Кейс 2. Истомина Елизавета, проживающая в
вашем городе, купила новый автомобиль с мощностью двигателя 150 л.с. Какую
сумму налога она будет уплачивать ежегодно?
Кейс 3. Иванов Игорь устроился на работу. В
трудовом договоре записана сумма заработной платы 9650 р. Какую сумму составит
НДФЛ, а какую он получит на руки?
Спасибо
за работу. Куда же поступают уплаченные нами налоги? Человек может сам себя
обучить грамоте? Ну, если его кто-то обучит читать или писать, то, конечно, да.
Ну а если он захочет стать бизнесменом или экономистом, юристом или врачом? То
над этим образованием должны потрудиться немало специалистов, педагогов. И
математике нужно выучиться, и физике, и химии, и историю надо знать, и в музыке
неплохо было бы разбираться. А учителям нужно платить зарплату? И это
делает государство.
Если
случится пожар, вы сможете справиться с этим самостоятельно?
Может
страна без армии существовать? И кто армию оденет, обует и снабдит вооружением?
Конечно же, государство.
Очевидно,
что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных
средств. Именно, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц,
получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых
ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики
государства в современных условиях.
В современном
мире, граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они
осознают, что налоги платить нужно. Это понимают даже дети. Обратите внимание,
что думают о налогах младшие школьники.
(Демонстрация слайда с детскими синквейнами
V. Вывод. Рефлексия.
Итак,
мы подошли к финалу нашего занятия. Давайте еще раз вспомним все основные понятия
и термины, с которыми мы познакомились сегодня. Я предлагаю вам сыграть в игру
«Снежный ком». Прошу выйти к доске тех, кто уверен в своих силах и знаниях.
(Правила
игры: участникам игры предлагается по очереди называть понятия, формулы и
термины, относящиеся к теме; тот, кто не может продолжить свою очередь,
выбывает).
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования г. Иркутска «Дом детского творчества № 1»
ФИО, должность: Мингажева Татьяна Максимовна, педагог дополнительного образования
Направленность:социально – гуманитарная
Тип занятия: изучение нового материала.
Цель:Повышение финансовой грамотности обучающихся в области налоговой политики государства.
познакомить с основным понятием «налоги», виды налогов;
рассказать историю появления налогов, изменения и современное состояние;
формировать представления о принципах построения налоговой системы Российской Федерации;
рассказать о налогообложении и на тратятся налоги.
формировать у обучающихся основы налоговой культуры;
развивать аналитическое и логическое мышление;
развивать познавательный интерес к экономическим процессам, происходящим в государстве;
развивать память, внимательность, логическое мышление.
формировать адекватное отношение обучающихся к налогам;
воспитывать грамотного, отвечающего за свои решения гражданина;
воспитывать чувства общности между гражданами и государством, ответственности, правильной гражданской позиции, выполнение обязанностей гражданина по Конституции РФ.
Дидактические средства: мультимедийная презентация, вопросы и задания по теме, наглядные карточки с заданиями.
Методы: словесный, репродуктивный, наглядный, аналитический, практический, игровой, проблемный.
ХОД ЗАНЯТИЯ (45 минут)
Организационный этап (1 минута)
Организация внимания всех обучающихся.
Этап подготовки к занятию (7 минут)
На предыдущих занятиях мы с вами познакомились с понятием «бюджет семьи». Вспомните, что это – доходы и расходы семьи. Но мы живем в государстве, а государство – это большая семья. Значит, и у государства должен быть свой бюджет. И как будет взаимодействовать человек и государство, мы узнаем сегодня на занятии.
Тему я спрятала в пословицах. Для того, чтобы найти ее, вам необходимо выполнить задание: соедините пословицы
Ключ: 1В; 2Д; 3А; 4Б; 5Г
Объясните смысл полученных пословиц.
Какое понятие их объединяет. Тема занятия «Налоги».
Этап объяснения нового материала (20 минут)
1. Налоги – это обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан и юридических лиц. Налоги являются средством покрытия расходов государства при выполнении им своих задач и функций. Налоговые (поступления) – главная статья доходов государства.
Подскажите, какие налоги Вы знаете?
На что же тратятся налоги? (Ответы)
Налоги поступают в доход государства, затем они идут на содержание армии, милиции, научных учреждений. На выплату пенсии пожилым и больным людям.
Государство оплачивает и расходы на образование (стипендии, з/плата учителям, строительство школ, детдомов и т.д.). Строит новые дороги, мосты.
Скажите, много налогов? (да).
Можно ли было придумать 1 налог? (нет)
Почему? (Разные налоги оплачиваются по разному исчислению для граждан и
Самый главный налог – прогрессивный подоходный налог – зависит от величины заработка человека, чем больше заработок, тем больше налог.
Как Вы считаете, это правильно? (да)
2. « Иной охоч, да не горазд, иной и горазд, да не охоч!»
Объяснение смысла пословицы.
Вот почему считается, что уплата налогов – одна их основных обязанностей гражданина. В ст. 57 Российской Конституции говорится просто и ясно: «Каждый обязан платить законно устанавливаемые налоги и сборы». Может вы подскажите, о каких сборах говорится? (таможенный сбор, пошлины в загсе и т.д.)
За все документы и бумаги, которые тебе выдает государство, нужно платить такой вид налога, как пошлина. За уклонение от уплаты налогов наступает административная или уголовная ответственность.
3. Отгадывание кроссворда на доске.
1) Средства, получаемые в результате какой-либо деятельности (доход).
2) Список доходов и расходов (бюджет).
3) Один из видов косвенного налога (вклад).
4)Денежные сборы с населения и предприятий за определенные услуги (пошлина).
5) Денежная единица какой-либо страны (валюта).
6) Вывоз товаров за границу (экспорт).
7) Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц (налоги).
8) Обесценивание денег (инфляция).
9) Печатание гос. денег и иных бумаг (эмиссия).
10) Денежное обеспечение нетрудоспособных и пожилых людей (пенсия).
4. История налогов.
В древние времена государство собирало налоги натурой: продуктами, шкурами зверей, глиняными горшками и другими полезными в быту предметами. Как правило, размер этих налогов был не фиксированным и всё зависело от аппетита конкретного руководителя: короля, вождя племени или князя. Очень часто он действовал по принципу «беру столько, сколько считаю нужным», что нередко приводило к недовольству подданных.
Несмотря на это, взамен даже такие горе-правители обеспечивали своим поданным защиту, как минимум от уплаты налогов другим «господам».
Позднее шотландский экономист Адам Смит предложил четыре принципа налогообложения:
· подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства соразмерно своему доходу;
· налог, который будет уплачивать каждый, должен быть точно определён. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны плательщику;
· каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;
· каждый налог должен быть так устроен так, чтобы извлекать из кармана плательщика как можно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.
Во-первых, платить налоги теперь нужно деньгами. Так их удобно считать и договариваться об их размерах. Во-вторых, законом чётко определены разные виды налогов и установлены их размеры.
Финансовая система на Руси начала складываться с конца 9 в., с момента образования Древнерусского государства. История знает множество разнообразных форм изымания денег и ценностей у населения: дань, барщина, полюдье, оброк, церковная десятина.
Хочу рассказать о некоторых старинных налогах, о которых Вы не знаете. Начну с барщины – обязанности крепостных крестьян работать даром в хозяйстве своего господина несколько дней в неделю. Все городские жители, владевшие имуществом, платили – подомовой налог. Сейчас такой налог называется имущественным налогом. Крупные промышленники и купечество облагались промысловым налогом. Состоятельные люди платили налог на роскошь. Для выкупа пленных (взятых в полон) государство собирало полоняничные деньги, на которые их выкупало.
Были налоги «на печи», на «бороды» и многие др. Я рассказала о них с одной целью – показать, что налоги всегда были, есть и будут.
Сейчас в нашей стране существуют налоги трёх видов: федеральные, региональные и местные. Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом Российской Федерации – это закон, который определяет, кто, когда и в каких размерах должен платить налоги.
Основная масса россиян платит подоходный налог. В нашей стране он составляет 13 %. Официально он называется НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Когда ты начнёшь получать зарплату, то, допустим, из начисленных 50 000 рублей на руки выдадут на 13 % меньше: 43 500 рублей.
В большинстве случаев налогоплательщикам не нужно предпринимать активных действий для уплаты налога на доход физических лиц. Как правило, этот налог автоматически с зарплат удерживает работодатель и переводит в Федеральную налоговую службу – специальную государственную организацию, которая занимается сбором и учётом налогов в нашей стране.
Однако в некоторых случаях необходимо самостоятельно рассчитать и уплатить налог на доходы физических лиц. В частности, это касается людей, занимающихся предпринимательской деятельностью и получающих доход от продажи имущества.
Помимо налога на доходы физических лиц, для граждан нашей страны есть и другие налоги. И не только на доходы физических лиц, но также на имущество, выигрыши, призы и проценты по вкладам, дивиденды с ценных бумаг, транспортные и земельные. Ещё целый ряд обязательных платежей существует для предпринимателей и организаций.
Налоги есть прямые и косвенные, или скрытые. Прямой – это когда взимается с дохода и имущества (например, автомобиля или загородного дома). А косвенный – это когда в цене товара (например, молока или хлеба), который покупается в магазине или в стоимости услуги (типа стрижки в парикмахерской) заложена надбавка. Возможно, ты слышал такую аббревиатуру – НДС, или налог на добавленную стоимость. Это как раз то самое. Представьте себе торт, который нарезан на кусочки, так вот, как минимум один из кусочков всегда съедает государство, в виде НДС.
Этап закрепления ЗУН (12 мин)
1. В статье 7 Конституции Российской Федерации отмечается, что наша страна- «социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Какую функцию в связи с этим выполняют налоги?
2. Налог на транспортное средство. Величина этого налога различается по регионам России, но везде рассчитывается исходя из мощности двигателя.
Чем мощнее двигатель, тем выше налог.
Решите задачу. Сережины родители собираются купить автомобиль. Но они не могут выбрать какой именно- Lada Priora или Honda Civic Type R. Помогите им сделать правильный выбор с учетом величины транспортного налога, если мощность двигателя первого автомобиля составляет 132 л/с, а второго- 201 л/с, из расчета, что они владели бы автомобилем 6 месяцев.
Подсказка: транспортный налог на автомобили
Ставка транспортного налога меняется в зависимости от мощности автомобиля. Мощность измеряется в лошадиных силах (л/с). Чем больше мощность, тем больше сумма денег, которую владелец платит за каждую лошадиную силу.
3. Делимся на команды. Каждой команде в течение 5 минут необходимо будет придумать и представить:
– рекламный слоган;
– лаконичную, легко запоминающуюся фразу, выражающую суть рекламного сообщения; которыми вы должны убедить граждан о необходимости и важности уплаты налогов. Я думаю, что каждый из вас уже составил своё мнение о налогах. Итак, давайте попробуем ответить на проблемный вопрос: Налоги – зло или благо?
Заключительный этап (5 минуты)
1. Что такое налоги?
Выберите слова, которые характеризуют налог
– по возможностям.
На что государство тратит деньги, собранные в качестве налогов?
Что делает государство, если граждане не платят налоги?
Сколько процентов в Казахстане составляет подоходный налог?
Что такое пеня?
2. Тест «Да»- «нет» (да «+», нет «-»).
1. Налог является обязательным платежом +
2. Налоги нужны государству для содержания государственных структур +
3. Налогоплательщикам могут быть только фирмы –
4. Юридические лица – это фирмы, учреждения и организации +
5. Примером товара (услуги) общественного пользования может служить услуга портного –
Сравнение знаний по теме, которые уже имелись у обучающихся в начале занятия, сравнение их с новыми полученными знаниями. Что для обучающихся показалось самым интересным и неожиданным?
Педагог дополнительного образования Мингажева Т. М.
Педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Иркутска «Дом детского творчества №1»
Конспект занятия по финансовой грамотности «Налоги»
Направленность: социально – гуманитарная
Цель: Повышение финансовой грамотности обучающихся в области налоговой политики государства.
I Организационный этап (1 минута)
II Этап подготовки к занятию (7 минут)
III Этап объяснения нового материала (20 минут)
Вот почему считается, что уплата налогов – одна их основных обязанностей гражданина. В ст. 57 Российской Конституции говорится просто и ясно: «Каждый обязан платить законно устанавливаемые налоги и сборы». Может вы подскажите, о каких сборах говорится? (таможенный сбор, пошлины в загсе и т.д.)
Хочу рассказать о некоторых старинных налогах, о которых Вы не знаете. Начну с барщины – обязанности крепостных крестьян работать даром в хозяйстве своего господина несколько дней в неделю. Все городские жители, владевшие имуществом, платили – подомовой налог. Сейчас такой налог называется имущественным налогом. Крупные промышленники и купечество облагались промысловым налогом. Состоятельные люди платили налог на роскошь. Для выкупа пленных (взятых в полон) государство собирало полоняничные деньги, на которые их выкупало.
IV Этап закрепления ЗУН (12 мин)
– рекламный слоган;
– лаконичную, легко запоминающуюся фразу, выражающую суть рекламного сообщения; которыми вы должны убедить граждан о необходимости и важности уплаты налогов. Я думаю, что каждый из вас уже составил своё мнение о налогах. Итак, давайте попробуем ответить на проблемный вопрос: Налоги – зло или благо?
V Заключительный этап (5 минуты)
– по возможностям.
3. Налогоплательщикам могут быть только фирмы –
5. Примером товара (услуги) общественного пользования может служить услуга портного –
Педагог дополнительного образования Мингажева Т. М.
«Налоги – периодические принудительные платежи граждан
из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и
общества и установленные в законодательном порядке»
Успехов в освоении
основ финансовой грамотности!
Помогите молодой семье
рассчитать
НДФЛ
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Заполните
Оценочный лист ученика
_____________________________
Деятельность на занятии
Работа в группе
Работа с
понятием
Составление
кластера
Решение
практической
ситуации
Устный
ответ
Сумма
баллов
Оценка
Норма оценки: 4-5 баллов – «3», 6-9 баллов – «4», более 10 баллов – «5»
Налоги, виды налогов
Функции налогов
Признаки и структура налогов
Выразите рисунком своё отношение к налогам.
(плакат, листовка, карикатура и др.)
Заполните таблицу
Вопросы
1. Что такое налоги?
2. Какие бывают налоги?
3. Все ли должны платить налоги?
4. Кто получает налоги?
5. Куда расходуются налоги ?
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Тема занятия: «Что такое налоги зачем их платить?»
Заполните таблицу, определите цель занятия
Вопросы
1. Что такое налоги?
2. Какие бывают налоги?
3. Все ли должны платить налоги?
4. Кто получает налоги?
5. Куда расходуются налоги ?
Знаю
Хочу узнать
Узнал
«Налоги – это цена, которую мы
платим за возможность жить
в цивилизованном обществе»
американский судья Оливер Уэнделл Холмс
Что такое?
Зачем их платить?