Аннотация. В статье представлен анализ существующих исследований, оценивающих уровень финансовой грамотности среди подростков Российской Федерации и предложен механизм, направленный на повышение уровня финансовой грамотности, в условиях реализации ФГОС третьего поколения.
Ключевые слова: финансовая грамотность, ФГОС, универсальные учебные действия, проблемы формирования финансовой грамотности.
С 01 сентября 2022 года образовательные организации начнут введение Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) третьего поколения в образовательную практику для обучающихся начальной (1-4 классы) и средней школы (5-9 классы). Данные стандарты содержат в себе обязательные требования и критерии к каждому уровню образования. Все образовательные программы, учебники и методические пособия в Российской Федерации базируются на Федеральных государственных образовательных стандартах.
В области изучения финансовой грамотности обучающимися, метапредметные результаты включают три группы УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные. Каждая группа универсальных учебных действий предполагает освоение навыков, характерных для неё. Так, регулятивные учебные действия нацелены на развитие собственной познавательной деятельности, на достижение личных финансовых целей, путём анализа финансовых альтернатив и планирования, на умение находить эффективные способы решения финансовых задач, на получение первичных навыков самоанализа и самоменеджмента. Познавательные универсальные учебные действия несут в себе цель развить у обучающихся умение создавать и использовать в работе модели и схемы для решения финансовых задач, строить логические рассуждения, связанные между собой, и рассматривать их как возможность для собственного развития. Коммуникативные универсальные учебные действия нацелены на развитие навыков деловой компетенции и компетенций в области информационно-коммуникационных технологий. При достижении перечисленных метапредметных результатов обучающиеся смогут эффективно и рационально занимать такие социальные роли как потребитель, налогоплательщик, инвестор, акционер.
Рис. 1. Результаты стран по финансовой грамотности PISA
Рис. 2. Оценка реализации образовательных программ общего образования, включающих основы финансовой грамотности
В период с 2017 по 2020 год число педагогов, преподающих в средней школе и прошедших курсы повышения квалификации, связанные с развитием финансовой грамотности, возросло на 214%. Однако, для того чтобы изучение основ финансовой грамотности через включение их в основные предметы было эффективным, необходимо разработать организованную, чётко выстроенную систему разработки рабочих программ по предметам и механизмы взаимодействия учителей-предметников. Для успешного формирования УУД у обучающихся, педагогам необходимо иметь условия для создания эффективных рабочих программ, учитывающих преемственность между уровнями образования, интегрированных уроков по финансовой грамотности, а также иметь возможность профессионального взаимодействия с коллегами и экспертами в области финансов.
Полагаем, что для достижения всех необходимых условий, существует необходимость создания в общеобразовательных организациях межпредметных методических объединений, основным направлением научно-методической и опытно-экспериментальной деятельности которых, станет разработка психолого-педагогических условий, направленных на развитие финансовой грамотности через взаимосвязанное изучение отдельных предметов.
Думается, что работа таких методических объединений на начальном этапе предполагает поддержку заместителя директора по качеству образования в создании дорожной карты по формированию финансовой грамотности на учебных занятиях. Первым этапом реализации является разработка рабочих программ по каждому предмету и создание календарно-тематического планирования с включением элементов финансовой грамотности, а также с указанием конкретных достигаемых образовательных результатов и формируемых универсальных учебных действий в рамках каждого занятия. Второй этап предполагает реализацию разработанных рабочих программ на основе обновлённых ФГОС. На третьем этапе осуществляется возможность диагностики уровня финансовой грамотности у обучающихся с помощью внутришкольных, городских и общероссийских ресурсов (таких как Московский Центр Качества Образования и т.д.). Предложенный механизм несёт рекомендательный характер. При необходимости каждая образовательная организация самостоятельно корректирует формат работы межпредметного методического объединения, учитывая возникающие потребности.
Таким образом, совершенствование системы преподавания общеобразовательных предметов с целью достижения метапредметных результатов и формирования универсальных учебных действий, направленных на развитие финансово здорового поведения у обучающихся, должно стать приоритетным направлением в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС третьего поколения.
Financial literacy as an aspect of formation of universal educational actions as part of the implementation of State educational standards of the third generation
Samoilenko A. D.,bachelor of 1 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:Pleshakova Marina Vladimirovna,Associate Professor, Department of Economics and Management, Institute of Law and Management of the Moscow City University, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Аnnotation. The article presents an analysis of existing studies assessing the level of financial literacy among adolescents of the Russian Federation and suggests a mechanism aimed at improving the level of financial literacy in the context of the implementation of the third generation of the Federal State Educational Standard. Keywords: financial literacy, State Educational Standart, universal educational activities, problems of financial literacy formation.