Особенности учебно-методических комплектов по финансовой грамотности
Каждый учебно-методический комплект (УМК) включает:
• учебную программу,
• материалы для учащихся,
• методические рекомендации для учителя,
• материалы для родителей,
• контрольные измерительные материалы.
Особенности учебно-методических комплектов по финансовой грамотности
Серия учебно-методических комплектов по финансовой грамотности состоит из 12 комплектов (всего 63 издания) для обучающихся общеобразовательных организаций (2-11 классы), среднего профессионального образования, воспитанников детских домов и школинтернатов.
Материалы для учащихся содержат основные смысловые рубрики — «Жизненная ситуация» и «Важно». Жизненная ситуация из одноимённой рубрики формулируется в начале главы и подводит обучаемых к пониманию того, как им в жизни могут пригодиться те знания, которые они сейчас получат, и таким образом мотивирует к прочтению главы. « Важно» — это то, что нужно особенно подчеркнуть и что каждому обучающемуся следует запомнить на всю жизнь. Кроме того, в материалах для обучающихся есть рубрики, призванные сделать текст более разнообразным и легко читаемым.
Материалы хорошо иллюстрированы и содержат много дополнительной интересной информации по каждому разделу. Учебно-методические комплекты носят модульный характер:
УМК позволяет обеспечивать системно-деятельностный подход к обучению финансовой грамотности, учитывая современные требования как к процессу обучения, так и к его результатам.
Курсы по финансовой грамотности могут вестись как в урочной, так и внеурочной деятельности по основной образовательной программе и дополнительного образования обучающихся разных возрастных групп. Структура комплекса учебных курсов позволяет начать обучение финансовой грамотности с любого класса и/или любого уровня образования.
При разработке такой системы формирования финансовой грамотности учитывались:
Содержание УМК отличается тем, что излагается не в логике описания соответствующего элемента финансовых отношений в обществе, а в логике использования данного элемента для решения тех финансовых проблем, с которыми молодые люди могут столкнуться в своей жизни в будущем.
В основе системы формирования и развития финансовой грамотности лежат возрастные и психологические особенности обучающихся. Содержательный уровень сложности решаемых на занятиях практических задач имеет проблемно-ориентированный, ситуационный характер. Материалы для учащихся и родителей выстроены в единой логике для более эффективного их взаимодействия по исследуемым проблемам и основаны на системно-деятельностном подходе.
Созданные УМК – это практико-ориентированные материалы о том, как рационально управлять бюджетом семьи, как защитить свои интересы в мире занятости и финансовых услуг, как минимизировать тот ущерб благосостоянию семьи, который могут нанести экономический кризис, инфляция, финансовые мошенничества, потеря работы или сложные жизненные ситуации.
Учебно-методические материалы являются целостной системой учебных курсов, формирующих финансовую культуру и навыки рационального финансового поведения у всех возрастных групп детей, молодежи и их родителей. Использование УМК позволит администрации образовательных организаций:
Преподавание курсов финансовой грамотности позволяет учителям:
Серия учебно-методических материалов по финансовой грамотности предоставляет возможности для:
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/458706-osobennosti-uchebno-metodicheskih-komplektov-
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Новый бесплатный УМК «Личные финансы»
Корпорация «Российский учебник» представляет бесплатный УМК по
финансовой грамотности «Личные финансы». Комплект включает методические
пособия, рабочие тетради, презентацию, а также видеокурс для педагогов –
все это можно найти на платформе LECTA.
20 марта 2018
Основа УМК
Финансовая грамотность – это часть общей грамотности, широкий набор навыков, необходимых для достижения успеха в современном мире.
Курс «Личные финансы» разработали эксперт по управлению благосостоянием (wealth management) Валерий Чумаченко и профессор Российской экономической школы Алексей Горяев. На их счету успешная реализация онлайн-проектов, направленных на повышение финансовой грамотности, и проведение множества уроков по управлению финансами для взрослых и детей. В рамках нового курса ученикам представлено лучшее из этого опыта. Школьники освоят общий подход к решениям, связанным с деньгами, и не только.
Материалы доступны зарегистрированным пользователям платформы LECTA. Чтобы добавить их в свой онлайн-портфель, необходимо зайти на lecta.rosuchebnik.ru, перейти в «Магазин» и в левой части страницы сделать выборку по предмету «Экономика», а после нажать «Получить» под изданиями серии.
Финансовая грамотность для детей
Курс показывает, что управлять финансами не только полезно, но и интересно. Авторы использовали такие элементы как мотивация, практика, яркие картинки и образы, edutainment (обучение через игру), интерактив, юмор. Рассмотрим, что именно дети усвоят благодаря курсу.
Составляющие управления личными финансами:
При этом дети поймут, что финансовая грамотность подразумевает управление не только финансовыми инструментами, но и всеми видами капиталов – в том числе и человеческим капиталом. Курс помогает ребятам осознать, что они богаты не только деньгами, но и способностями, которые необходимо развивать. Со временем талант можно монетизировать и тогда уже управлять непосредственно денежным капиталом.
Также ученики узнают, что за сложными финансовыми терминами часто скрываются очень простые операции. Рабочие тетради содержат много мини-кейсов, в которых, на основе жизненных ситуаций, представлены приземленные знания. Разберем несколько примеров.
Пример №1. Диалог двух подруг: «Можешь дать мне три тысячи на месяц?» – «Тебе зачем?» – «Куплю те джинсы, которые мы видели. Пока распродажа. Как только получу зарплату, сразу отдам. Или у родителей возьму. А если что – у нас одинаковый размер, отдам тебе их вместо денег» – «Ну, ладно» – «Спасибо, ты самая лучшая моя подруга. Тортик за мной!»
Это типичная схема банковского кредитования: срок – месяц, плата – тортик, поручители – родители, залог – джинсы. С помощью таких историй дети изучают кто такой поручитель, что такое залог.
Пример №2. В молодой семье спор. Саша считает, что пора купить машину, поскольку это удобно, да и не хочется отставать от друзей. « Можно использовать имеющиеся сбережения, а остаток покрыть за счет автокредита». Лена возражает: «Тогда мы останемся без летнего отдыха! Сколько денег уйдет на страховку, бензин, техобслуживание, парковку, штрафы и т.д.?»
Как найти выход из этой ситуации? Такие задачи не имеют определенного правильного ответа. Они позволяют ребятам подискутировать, продумать плюсы и минусы. В будущем, столкнувшись с подобными сложными ситуациями, ученики будут готовы сделать выбор в зависимости от обстоятельств и своих предпочтений.
Составители курса рекомендуют завершать уроки по финансовой грамотности небольшими турнирами ЧГК, непринужденными и познавательными. Пример вопроса: Александр Дюма-отец был человеком до безумия щедрым. Неудивительно, что он постоянно находился в долгах. Дюма любил говорить: «Я никогда и никому не отказывал в деньгах, за исключением ИХ». Кому же Дюма отказывал в деньгах? Ответ: Своим кредиторам.
Видеокурс для учителей
В УМК «Личные финансы» входит бесплатный видеокурс для педагогов, также доступный зарегистрированным пользователям LECTA.
Авторы УМК рассказывают, как преподавать финансовую грамотность в 5–11 классах. Занятия видеокурса включают такие темы как «работа и деньги», «самостоятельная жизнь», «кредиты», «влияние рекламы», «платное образование», «путь к богатству» и др. После выполнения практических и контрольных заданий, выдается сертификат.
УМК по финансовой грамотности:
УМК ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. М ЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ. О БЩЕСТВОЗНАНИЕссылка: https://vk.cc/cfYXQ6
УМК курса по финансовой грамотности для школьников
В 2015/ 2016 учебном году в 8 калининградских образовательных учреждениях прошла апробация экспериментального курса по финансовой грамотности для школьников.
Одновременно с Калининградской области апробация занятий по финансовой грамотности прошла еще в четырех регионах-участниках Проекта: Волгоградской, Архангельской областях, а также в Алтайском и Краснодарском краях.
В нашем регионе в апробации приняли участие девять общеобразовательных учебных заведений: школы №12, 31 и 47 города Калининграда, Луговская школа Гурьевского района, лицей №10 города Советска, Кадетский корпус им. А. Первозванного, а также Колледж сервиса и туризма и Колледж предпринимательства. В целом, в занятиях по финансовой грамотности приняли участие более 1000 учеников.
В школьном расписании для экспериментальных занятий было предусмотрено 17 учебных часов ( то есть 1 час в неделю), удвоенное число для 10-11 классов – 34 часа (2 часа в неделю). При этом, учебные материалы для 10-11 классов распределены по профилям: для экономического, юридического, математического профиля и базового уровня.
В рамках курса были предусмотрены два этапа мониторинга уровня финансовой грамотности учителей и родителей: «входное» (предварительное) и итоговое тестирования.
Всего для апробации уроков было разработано 83 учебника, входящих в 17 учебно-методических комплектов. Специально разработанные учебники по финансовой грамотности предусмотрены для разных групп учащихся: 2-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы и 10-11 классы общеобразовательных школ, а также студенты учреждений среднего профессионального образования и учащиеся школ-интернатов. Также разработаны методические рекомендации для педагогов, контрольно-измерительные материалы, дидактические материалы для родителей и пособия для индивидуальной работы. Для индивидуальных занятий материалы разделены на модули: «Банки», «Фондовый рынок», «Собственный бизнес», «Финансовые риски», «Страхование», «Пенсионное обеспечение».
По итогам апробации будет учтен опыт регионов, в которых проводилась апробация, учебные материалы будут откорректированы и распространены по всей России до конца 2018 года.
Учебно-методические материалы доступны для скачивания:
2 – 4 классы общеобразовательной организации (начальная ступень)
Программа курса составлена для 2–3 классов (автор материалов для учащихся — С. Федин) и 4 класса (автор материалов для учащихся — Г. Гловели). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразовательной организации. В 2-х частях
Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. В этом ему как раз поможет это пособие. В занимательной форме здесь изложены начальные базовые понятия из мира денег и показана их роль в нашей жизни; рассказано, на что тратятся деньги, как с умом управлять ими, как защититься от мошенников и ещё о многом другом.
Материалы для учащихся (часть 1)
Материалы для учащихся (часть 2)
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразовательной организации
Из этой книги учащиеся узнают о мире денег: как и откуда они появились, какими они бывают, в чём разница между наличными и безналичными деньгами, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать, как люди повышают свои доходы, как защититься от мошенников и о многом другом.
Материалы для учителя
5 – 7 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)
В пособиях рассказано о сложном мире денег и основных правилах поведения человека в нём. Подробно объясняется, откуда берутся доходы семьи, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать. Значительное место отводится защите человека от риска потери денег и имущества, взаимодействию государства и семьи, возможности улучшения финансового состояния человека за счёт организации собственного бизнеса. Пособия написано легким, хорошо понятным школьникам языком и может служить основой для проведения занятий в классе, подготовки самостоятельных проектов и решения финансовых задач совместно с родителями.
8 – 9 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)
Материалы призваны ознакомить подростков с основами рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др.
10 – 11 классы общеобразовательной организации (среднее общее образование)
В пособиях в доступной форме изложены основные аспекты управления личными финансами с учётом современных тенденций развития финансового сектора экономики и действующего законодательства. Содержащиеся в пособии задания направлены на развитие познавательной активности обучающихся, самостоятельности и инициативности в области управления личными финансами.
10 – 11 классы общеобразовательной организации. Математический профиль (среднее общее образование)
В пособии содержится математическое описание традиционных для дисциплин по финансовой грамотности вопросов: простых и сложных процентов, учёта разновременных финансовых потоков, расчёта цены финансовых инструментов и оценки инвестиционных проектов. Значительное место отводится примерам решения задач. Для описания и оценки рисков, связанных с финансовыми операциями, активно используются понятия теории вероятностей и математической статистики. Материалы носят избыточный характер и предполагают возможность школьника самостоятельно освоить разделы, касающиеся теории вероятностей и статистики.
10 – 11 классы общеобразовательной организации. Экономический профиль (среднее общее образование)
Курс посвящён ключевым вопросам функционирования современных финансовых институтов и механизмам взаимодействия человека с ними. В рамках курса рассматриваются такие финансовые понятия, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионные фонды и др., раскрывается их суть и показано место в финансовой жизни современной России.
Материалы для учеников
Материалы для учителей
Контрольно измерительные материалы
Материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся образовательных организаций среднего профессионального образования
В пособиях в простой и доступной форме излагаются вопросы финансового благополучия семьи и распоряжения денежными средствами. Помимо таких стандартных тем, как сбережения, кредит, страхование, налоги и пенсии, рассматриваемых в пособии, освещены правовые аспекты взаимоотношений сотрудников с работодателем, вопросы трудоустройства и карьерного роста, организации частного предпринимательства, меры защиты от финансового мошенничества и др. Участвуя в разборе реальных жизненных ситуаций и бизнес-кейсов, в групповых проектах и дискуссиях и выполняя задания на поиск и анализ данных, обучающиеся готовятся к использованию полученных знаний на практике.
В результате изучения курса обучающиеся узнают, как составлять семейный бюджет и осуществлять финансовое планирование в семье, рационально тратить деньги и делать сбережения; в чём суть страховой защиты и принципов функционирования пенсионной системы; что значит правильно пользоваться банковскими кредитами и вкладами; как защититься от финансовых рисков и подготовиться к открытию собственного бизнеса.
Материалы учебного курса по финансовой грамотности для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов
У воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов в силу сложившихся обстоятельств отсутствуют знания основ финансовой экономики в целом и экономики семьи в частности. Предлагаемый курс призван восполнить этот пробел. Эти материалы позволят им узнать, что составляет финансовое благополучие человека, откуда берутся деньги, как их заработать и рационально потратить; овладеть навыками ведения личного бюджета и бюджета будущей семьи, формирования накоплений, получения кредитов; научиться основам взаимодействия с финансовыми организациями: банками, пенсионными фондами и др.
Материалы для воспитанников и учащихся
Советы на каждый день
Методические рекомендации для учителя
Дидактические материалы